Аспирантура или магистратура после специалитета. Что такое аспирантура и зачем туда нужно поступать

Когда выпускник высшего учебного заведения получает диплом, перед ним открыты все двери, и ждет перспективное будущее. Главное – правильно расставить жизненные приоритеты, чтобы потом не сожалеть о бесцельно проведенном времени и утраченных возможностях.

Одни выпускники тут же трудоустраиваются по специальности, другие собираются на срочную службу в армию, а третьи поступают в магистратуру и аспирантуру для дальнейшего обучения и совершенствования собственных знаний.

Ежегодно Северо-Восточный федеральный университет оканчивают более трех тысяч студентов очной формы обучения. 75-80% выпускников трудоустраиваются, из них 98-100% по специальности, 25-30% поступают в магистратуру и 5-10% призываются на военную службу в российскую армию.

Нужна ли магистратура после бакалавриата?


Высшее образование – обязательное условие для трудоустройства на престижное место. К сожалению, в России устоялось мнение, что бакалавр относится к неоконченному высшему образованию. Если здраво оценить ситуацию, это достаточно спорный стереотип. Диплом бакалавра, согласно нормам российской образовательной системы, подтверждает оконченное полное высшее образование.

Поэтому бакалавриата обычно достаточно, чтобы трудоустроиться

После того как правительство России одобрило законопроект о введении в стране двухуровневой системы высшего образования, многие выпускники задаются вопросом «А что с магистратурой – необходима ли эта ступень активному молодому человеку?».

Основная масса бакалавров считает, что степень магистра даст некие преимущества. Вполне возможно. Только это касается тех людей, которые приходят за реальными знаниями и научными исследованиями. Или же это шанс освоить второй профиль – поступление на смежную, другую специальность. Что касается остальных, то это трата драгоценного времени на протяжении двух лет.

Магистратура в СВФУ


В СВФУ на данный момент всего реализуются 135 магистерских программ в восьми областях науки. В этом учебном году началась реализация 24 новых образовательных программ магистратуры.

Прием на новый учебный год в магистратуру проводится по результатам вступительных испытаний, которые университет осуществляет самостоятельно с 21 июля по 29 июля 2018 года. До 1 июня на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте СВФУ будет размещено расписание вступительных испытаний.

Одна из новых магистерских программ, открытых в рамках программы развития стратегических академических единиц (САЕ) – это междисциплинарная программа «Клеточные биотехнологии». Ее уникальность заключается в том, что студент самостоятельно выбирает объект профессиональной деятельности. Во время обучения магистрант выполняет индивидуальную научную работу, которая при завершении обучения будет защищена в виде практического инновационного проекта.

Студенты разрабатывают планы и алгоритмы практических проектов на уникальных северных растениях, включая исчезающие и редкие виды, на животных и клеточных культурах тканей человека с акцентом на фибробласты и раковые клеточные линии человека.

Владимир Чемпосов решил поступить в магистратуру с целью повысить квалификацию. «Во время обучения на бакалавриате в институте естественных наук было особенно интересно работать в лабораториях университета, проводить исследования. От преподавателей узнал, что открывается новая магистерская программа «Клеточные биотехнологии», которая сразу приглянулась, так как я думал о продолжении обучения именно в этой сфере. На данный момент процесс обучения нравится, думаю, в будущем связать жизнь с наукой», – прокомментировал свой выбор магистрант Института естественных наук СВФУ.

По информации центра карьеры университета, в 2017 году магистратуру успешно окончили 520 человек, 360 из них уже трудоустроены

По словам выпускницы магистратуры филологического факультета СВФУ Аниты Тарабукиной, главный плюс магистратуры – возможность продолжить образование в любом возрасте и то, что в короткие сроки и без отрыва от работы можно переквалифицироваться. «После того, как я трудоустроилась научным сотрудником в литературном музее, ощутила нехватку теоретических знаний, так как первое образование было совершенно по другой специальности. Конечно, совмещать очную форму обучения и работу трудно, но вполне осуществимо. Преподаватели всегда с пониманием относились к нашей занятости и шли навстречу», – поделилась Анита Тарабукина.

В 2018-2019 учебном году для приема на обучение в магистратуру заявлено 126 образовательных программ, в том числе 17 новых.

Аспирантура для целеустремленных


Если выпускник твердо решил связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет необходимым шагом. Ведь аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Продолжить обучение и подать документы в аспирантуру может любой человек, получивший диплом специалиста или магистра, имеющий тягу к научным исследованиям. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена: иностранный язык, специальную дисциплину и философию при его наличии в перечне. Если абитуриент претендует на бюджетное место, то желательно ответить на оценки «5» и «4», так как конкурс на бюджет обычно большой.

Одна из существенных льгот для аспирантов-бюджетников – это получение ежемесячной стипендии. Кроме того, аспиранты мужского пола очной формы обучения освобождаются от службы в армии во время обучения.

Как отмечают в Центральной приемной комиссии СВФУ, в аспирантуру могут поступить люди любого возраста. «В 2017-2018 учебном году возраст самого старшего абитуриента по очной форме обучения 56 лет, младшего – 24 года. В СВФУ предоставлены все условия для личностного роста и развития, главное – иметь желание и быть целеустремленным», – комментируют сотрудники ЦПК.

В 2017-2018 учебном году по итогам приемной кампании 2017 года на первый курс аспирантуры были зачислены 100 человек.

«Наукой интересовался еще со школы и в студенческие годы уверенность в выборе жизненного пути закрепилась. После завершения магистратуры сразу поступил в аспирантуру родного исторического факультета. Занимаюсь одним из самых интересных направлений исторической науки – этнографией и археологией», – рассказал аспирант исторического факультета СВФУ Михаил Пономарев.

В рамках приемной компании 2018 года для приема на обучение в аспирантуру заявлены 64 образовательные программы, также по 25 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе по 4 новым программам.

Образование в тандеме с армией


Служба в рядах военнослужащих Российской Федерации – обязанность каждого юноши, достигшего совершеннолетнего возраста, один из важнейших основополагающих пунктов в жизни каждого представителя мужского пола. Призыв – серьезное мероприятие, с которым столкнется молодой человек после получения диплома об образовании.

Армия стимулирует большинство студентов к продолжению обучения в магистратуре

Согласно закону, магистратура дает отсрочку от армии на пару лет. Но если призывник успешно окончил бакалавриат и не успел оформить отсрочку, он может быть призван на службу. Учебный или последипломный отпуск, оформленный учебным заведением, законной силы не имеет. Отсрочки от призыва может оформлять только военный комиссариат.

Сколько бы ни было разговоров на тему того, что целый год службы в армии – бесполезное времяпровождение – это неправда. Считается, что во многих промышленных, инженерных, внутриведомственных сферах мужчины, получившие военный билет после службы, преимущественно избираются на более высокие и ответственные должности, поскольку при работе там нужны профессиональные навыки, физическая и моральная выдержка.

Каждый выпускник вправе избрать свой собственный путь. Но если молодой человек достиг призывного возраста и здоров, то получение такого опыта, как прохождение военной службы, ни в коем случае ему не навредит.

Выпускник магистратуры Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Василий Борисов планирует пройти службу, обосновывая свой выбор тем, что сегодня служба в армии играет важную роль и влияет на статус человека в обществе. «Все мои родные – дед, отец, дяди, братья отдали долг перед Родиной, отслужили в армии. Считаю, если молодой человек годен по психическому, физическому состоянию, он обязан пройти этот промежуток жизни. Кроме того, наличие военного билета влияет на поиски работы. Многие мои знакомые до сих пор не могут трудоустроиться на желаемые должности из-за отсутствия военного билета», – уверен молодой человек. После службы в рядах Российской армии Василий Борисов планирует трудоустроиться по линии Министерства образовании РС (Я).

По данным Центра карьеры СВФУ, 354 выпускников, что составляет 11,03% из общего процента окончивших вуз, прошлого года выбрали службу в рядах Российской армии.

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Болонская система предполагает наличие сразу нескольких планок в образовании. Первая их них – это бакалавриат, далее по подготовленной программе студенты проходят повышение квалификационного уровня специалиста (магистратуру). Что касается аспирантуры, то это переходная ступень между специалистом наивысшего уровня и уже квалифицированным научным работником. Все эти 3 ступени отличаются друг от друга и характеризуют совершенно различные этапы подготовки выпускников.

Чем отличается образование магистранта и аспиранта

Аспирантура представляет собой систему по увеличению квалификационного уровня научных, преподавательских сотрудников из числа выпустившихся специалистов и магистров. Заканчивать аспирантуру допускается как в университетах, так и в научно-исследовательских центрах в России.

Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.

Чем отличается уровень подготовки и знаний

Бакалавриат, магистратура и аспирантура представлены тремя ступенями в системе получения «вышки». Те студенты, которые решают идти в магистратуру в собственном ВУЗе, проходят специальную подготовку, где для каждого студента преподавательский состав старается обеспечить индивидуальный подход и подробно рассмотреть все дисциплины по специализации.

Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.

Аспирантура – это наивысшая образовательная планка, главной задачей которой является подготовка высококвалифицированных специалистов для преподавания в средних и высших школах. Обучаться и поступать на аспирантуру имеет право каждый студент, который получил диплом специалиста либо магистра, а также рекомендационные листы от собственных научных представителей и кафедры. Прежде чем выпуститься из аспирантуры, студент должен защитить собственную диссертацию на ступень кандидата наук, а после этого сможет продолжить свою научную работу. Обучаются аспиранты, в зависимости от выбранной формы, от 3 до 5 лет.

Сравнительные характеристики аспирантуры и магистратуры:

  • аспирантура считается третьим и наиболее высоким уровнем подготовки в университетах, магистратура же – вторая ступень;
  • в задачи аспирантуры входит подготовка состава преподавателей для ВУЗов, из магистратуры студенты выходят специалистами высшей квалификации и могут читать свой предмет только в учреждениях более низкого уровня, нежели ВУЗ;
  • магистратура представляет собой часть вузовской системы. Учреждение аспирантуры возможно и при НИИ, а также при остальных исследовательских учреждениях;
  • для начала обучения в магистратуре понадобится диплом специалиста либо бакалавра. Для аспирантуры потребуется диплом не ниже специалитета;
  • после окончания магистратуры студенту разрешается преподавать в средних научных образовательных учреждениях. После аспирантуры вы сможете работать в ВУЗе, а при защите кандидатской диссертации получите звание кандидата наук.

В последнее время внедрение различных реформ, систем менеджмента качества и всяких еще красивых словосочетаний не обошли стороной и систему высшего образования в нашей стране.

Давайте разберемся что интересного и полезного произошло в последнее время в системе высшего образования. Одна из значимых новостей – это вступление Беларуси в Болонский процесс.

Но что такое Болонский процесс, давайте пройдемся по основным терминам. Мы не будем давать официальные определения из официальных документов, а расскажем Вам простым языком, что это такое.

Болонский процесс – это как процесс сближения образовательных программ высших учебных заведений для более простого и удобного обмена опытом работы, преподавателями и студентами.

Те страны и те ВУЗы, которые участвуют в этом процессе, смогут более эффективно работать сообща и иметь меньше преград по обмену студентами и специалистами.

Эффективность этого сближения обеспечивается внедрением такого понятия как зачетная единица, не надо путать с сессией и зачетами.

Зачетная единица – это выражение трудозатрат студентов, для получения ими конкретных результатов в обучении.

Простыми словами, это какая-то абстрактная величина, показывающая, сколько придется “попыхтеть” над тем или иным предметом, чтобы им более-менее овладеть.

Все вузовские программы теперь составляются с указанием этих зачетных единиц и при возможности и желании, студенты, освоившие в одном месте определенное количество этих самых зачетных единиц, могут считаться освоившими их и в другом месте. На словах и на бумаге это звучит хорошо, а как это будет в жизни – время покажет.

Еще несколько актуальных понятий, определения к которым мы вам поясним: бакалавриат , магистратура , аспирантур а. Все это три цикла высшего образования в Болонской системе.

Бакалавриат – первый цикл в системе образовани я, после его освоения вы получаете степень «бакалавр», предполагается, что, окончив этот цикл, вы будете что-то знать и уметь в пределах выбранной специальности. Кроме того, предполагается, что вы еще будете иметь возможность ознакомиться и с программами второго цикла высшего образования.

Второй цикл – магистратура . По окончании магистратуры вы получаете степень «магистр» и уже обладаете не только знаниями, а сможете применять их в различных ситуациях, анализировать, прогнозировать, четко формулировать и так далее. И всему этому вас научат за четыре семестра, плюс у вас будет возможность получить докторскую степень, если решитесь на третий цикл – аспирантуру.

Аспирантура – третий цикл высшего образования , со средней продолжительностью 3-4 года. Это для тех, кто всецело решил отдать себя науке и стремится получить докторскую степень.

Еще один интересный момент Болонской системы – различают два типа образования: высшее профессиональное образование и высшее академической образование . Отмечают, что профессиональное предназначено для тех, кто в более короткие сроки хочет овладеть необходимыми знаниями по той или иной специальности. В отличие от академического, где придется освоить два цикла образования: бакалавриат и магистратуру. Также отмечается, что в последнее время наблюдается возможность перехода потом и к программам высшего академического образования.
Простыми словами, это как у нас вы заканчиваете колледж, а потом решаете пойти еще в ВУЗ по такой же или схожей специальности. Да, тут мы с европейской системой образования очень схожи.

Мы рассказали о самых распространенных терминах, которые сейчас на слуху у широкой общественности. Как и в любом другом деле есть здесь свои нюансы и «подводные камни», поэтому с нетерпением ждем первых обменов студентами со странами участницами Болонской системы.

А нашим абитуриентам и студентам хотим пожелать удачи и напомнить, что многое в нашей жизни зависит от нас самих.

Который ориентирован на гармоничное сближение систем высшего образования в странах Европы. После подписания Болонской декларации в России произошла реформа системы высшего образования и постепенный размеренный переход на двухуровневую систему. Бакалавриат и магистратура являются этими двумя ступенями, из которых теперь состоит система высшего образования.

В России бакалавриат и магистратура соответствуют общепринятым системам образования в Европе, что, несомненно, поднимает ценность дипломов российских высших учебных заведений в вопросе трудоустройства как на территории России, так и за рубежом. Помимо может претендовать на магистратуру по другому профилю, в другом ВУЗе, в другой стране. Это не противоречит правилам и вполне приветствуется, как и поступление в магистратуру после получения трудового опыта.

Неверным считается мнение, что бакалавриат в России - это образование. И бакалавриат, и магистратура - это образование, различия возникают при трудоустройстве на серьезные ответственные должности. Так, например, на административную работу без особой ответственности с удовольствием примут и бакалавра, и магистра. А в случае с производственной работой и высокой ответственностью предпочтение отдадут, скорее, магистру. Однако юридическая магистратура в России выпускает те кадры, уровень квалификации которых позволяет принимать их на работу в должности судьи или прокурора, в отличие от юридического бакалавриата, и это играет определенную роль в глазах студентов - теперь они получают образование в соответствии со своими планами и амбициями.

Безусловно, такая ситуация происходит не только при подготовке кадров в юриспруденции, это распространенная практика. Фундаментальный уровень подготовки без узкой специализации - и магистратура доступна только бакалаврам, а аспирантура - только магистрам.

После разделения системы высшего образования на ступени у работодателей возникают вопросы об уровне квалификации соискателей, но в большинстве случаев все решает опыт и личные качества вчерашних студентов. Важно понять грань между бакалавром, магистром и специалистом - каждый является профессионалом, у каждого есть высшее образование. Но бакалавр после окончания обучения - это теоретик без узкоспециальных знаний (но с профильным образованием), магистр после окончания обучения - это теоретик с приличным багажом узкоспециальных знаний. Специалист выходит из стен ВУЗа хорошим практиком с необходимыми узкоспециальными знаниями, навыками и умениями.

Нельзя также не отметить тот факт, что после принятия Болонской декларации сократилось минимальное время получения высшего образования. Стать бакалавром можно, пройдя четыре года обучения, а это значит, что обучение в магистратуре можно проходить параллельно с работой по своей специальности.

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.