Автоматизация звука тр др в словосочетаниях. «Пёс "Дружок". Автоматизация звука в сочетаниях «тр», «др». со стечением «ДР», «ТР»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед­ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра­ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс­тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

Рая едет на базар ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ

Произносить (читать) слова по образцу: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде­вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы­ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо­тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

Говорит взрослый. Говорит ребенок

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох. рох-рох-рох, рох-рох-рох.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РО-РО-РО- мороз, творог, ворона

РУ-РУ-РУ- руль, Русь, руки, рукав

РУ-РУ-РУ- парус, кукуруза, шнур

РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рыбак,рынок,рысь

РЫ-РЫ-РЫ- корыто, перышко, бурый

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора

ра-ра-ра - у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

Вра, вра, вра - у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра - пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра - у нас новая игра.

Кра, кра, кра - очень вкусная икра.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Татьяна Герасимова

Вид занятия (этап коррекционной работы) : Этап автоматизации звука в словах .

Тема : Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных тр- , др-/ «В гостях у Дружка »

Программное содержание :

1. Коррекционно- образовательные задачи :

Совершенствовать умение произносить звук слоге .

Упражнять в произнесении звука слоге

Закрепить понятия вверх, вниз, вправо, влево

2. Коррекционно – развивающие задачи :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата : отработать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастикам, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука "р".

Уточнить пространственные представления : умение ориентироваться в пространстве

Развивать фонематический слух : умение определять наличие заданного звука в слове

Совершенствовать координацию речи с движением при выполнении упражнений с элементами кинезиологии.

Способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритмического рисунка слова

Развивать психологическую базу речи : развитие речевого внимания

3. Коррекционно – воспитательная задача :

Воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками

Оборудование : картинка собачка Дружок ; песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребенка, игрушка-собака, ошейник с символами артикуляционных упражнений, картинки : птичка, травка, домик, собака около миски, косточки с картинками для игры «Накорми собачку» , указка (лазерная, ноутбук, презентация «Рычащие игры» , мяч массажный, раскраска

План-конспект занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Стоя друг перед другом. Передавать массажный мяч в ритме стихотворения

Каждый день – всегда везде :

На занятиях , в игре

Смело, чётко говорим

И за звуками следим .

Логопед : - Артём, сегодня мы с тобой побываем в гостях и поупражняемся в произнесении звука Р . А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки.

2. Основная часть

Педагог и ребенок проходят за стол

Упражнение на дыхание.

Перед ребенком песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.

Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я.

Ребенок сдувает песок через коктейльную трубочку.

Попробуй отгадать, как его зовут. Я назову клички животных, а ты внимательно слушай : в его имени есть звук Р . Полкан, Жучка, Пальма, Дружок

Как зовут щенка? (Дружок )

Выставляется игрушка Собака. На шее ошейник, на ошейнике «украшения-подвески» : картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана

Артикуляционная гимнастика.

Наш Дружок недавно научился рычать : рррр. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике . Догадался, что это за упражнения? Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик» , «Лопаточка» , «Чашечка» , «Лошадка» , «Барабанщик» ).

Презентация «Рычащие игры» . Автоматизация звука Р в слогах

Педагог и ребенок садятся к компьютеру.

- Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в веселую игру : «Запомни и повтори» .

Тра-тра-тра;

тра-тра-тро;

тру-тру-тру;

тры-тры-тры; тра-тро, тру-тры;

тро-тра, тру-тра;

тор-тра-тру;

тра-тро-тру-тры;

Мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог : тра или тры

Упражнение «Рифмованный слог » (Можно с кольцами су-джок)

Произносит педагог Произносит ребенок

Наши мальчики быстры. Тры, тры, тры

Зажигаются костры. Тры, тры, тры

Мы сидели у костра. Тра, тра, тра

Погуляли до утра Тра, тра, тра

Гимнастика для глаз «Найди щенка»

Ребенок встает. На стене на уровне глаз ребенка находятся картинки : наверху – птичка, внизу : листочки осенние, слева - домик, справа-Дружок около миски . У педагога лазерная указка (просто указка)

Наш щенок убежал. Найдем его глазами, голову не поворачивай! Верх посмотри -щенка поищи. Вниз посмотри -щенка поищи, влево посмотри -щенка поищи, вправо посмотри -щенка поищи. Где нашел щенка? Справа около миски.

Щенок проголодался, угостим его волшебными косточками.

Игра «Накорми собачку» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр, др с ударением на слоге (самостоятельное произнесение слов) .

Перед ребенком косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки (с сочетаниями тр, др с ударением на слоге ) .Ребенок переворачивает косточку и самостоятельно называет картинки

Будь внимателен, Дружок грызет только те косточки, в названиях которых есть звук Р . Какие косточки грызет Дружок ? (со звуком Р )

драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса. трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка

Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай один шаг вперед. (Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками)

Игра «Проводи щенка» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр-, др- без ударения на слоге (отраженное произнесение) .

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна.

3. Итог занятия .

Что тебе больше всего понравилось в занятии ?

Мы с Дружком видели , как ты старался правильно произносить слова со звуком Р .

А вот тебе приз - раскраска «Щенок Дружок »

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ. Тема: «Одежда». Тип: коррекционно-развивающее. Цель: развитие.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с мышонком» Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах». Цели: 1. Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука Ш. 2. Продолжать учить.

Цель: формирование навыка правильного произношения в звукосочетаниях - тр, - др.

Дидактические:

  • Отрабатывать умение правильно выполнять упражнения по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад для звука "р".
  • Вырабатывать навык правильного произношения звукосочетаний - тр, - др в слогах, словах, удерживая кончик языка вверху.

Коррекционные:

  • Коррекция мелкой моторики, фонематического слуха.
  • Развитие мимической моторики, нормализация мышечного тонуса лица путем самомассажа.

Воспитательные:

  • Воспитание мотивации путем игровых моментов.

Оборудование: собака, язычок - логовичок, возд. шарик, су - джок, картинки - эмоции, солнышко, туча, дождь, молния, д. игры: ромашка, "поднимись по лесенке", " найди ключ", " подбери ключик к замочку", сундучок с угощеньем, дерево с дроздом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел пес. А вы попробуйте угадать, как его зовут? В его имени есть звук Р. Я назову клички животных, а вы внимательно слушайте: Полкан, Жучка, Пальма, Дружок.(Дружок)

Сегодня на занятии мы отправимся в гости к дрозду, который живет на дереве в лесу. А кто будет хорошо заниматься, тот получит сладкий приз от дрозда.

Кто издает звук над которым мы сегодня будем работать. (собака, тигр)

Правильно вы догадались мы будем учиться произносит звук Р в сочетаниях -тр, - др.

2. Гимнастика для язычка. А как мы найдем дорогу к дрозду? Нам поможет язычок - логовичок. Чтобы он указал нам путь, мы должны выполнить гимнастику для язычка.

1. Блинчик.

2.Чашечка.

3. Лошадка.

4. Грибок.

5. Гармошка.

6. Вкусное варенье.

3. Дыхательная гимнастика.

Полетим на воздушном шаре. Подуем, чтобы он полетел.

Сделаем вдох и плавный медленный выдох.

Упр. Для щек:

Надуем щечки, как шарик.

Шарик сдулся (втянули щечки)

4. Мимические упр.

Посмотрите на улицу, выглянуло солнышко.

Какое настроение у нашего Дружка. (выберите из картинок)

Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки (удивление )

Пошел дождь (Грусть) .

Гроза (испугались) .

5. Мы попали под дождь. Чтобы нам согреть лицо и руки сделаем самомассаж.

Ручки растираем: и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Уголками губ мы щёчки поднимаем,
А потом от носа, мы к губам стекаем.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.

6. Согрелись, а теперь мы поедем на машине. Заведем моторчик. (др.)

Нашей собачке было весело и она запела песенку, давайте повторим:

тра, тра, тра,
тро, тро, тро,
тру, тру, тру,
Мотор гудит сильно, споем громко. дра, дро, дры, дру.
А теперь споем тихо. тра, тро, тры, тру.

7. Машина заглохла, помогите ее починить. Выберите те ключи, где есть звук "Р". (на ключах картинки с сочетаниями -др,-тр.)

8. Дорожка.

Поедем по дорожке. Надо выбрать ту дорожку, где есть картинки со звуком "Р".

Вот мы добрались до цветочка. Давайте немного отдохнем.

9. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище влево - вправо) Больше спать не захотел. (туловище вперед - назад) Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется. Бабочка кружит и вьется. (покружиться).

10. Собрать ромашку, назвав картинки.(картинки: стручок, трон, трава, дрова, драка, дракон). Дети собирают ромашку, нанизывая лепестки на шнурок.

11. Массаж ладошек .

Увидели ежика.
Гладь мои ладони еж,
Ты колючий, ну и чтож.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

12. Массаж пальцев рук.

13. Собрать пирамидку.

Тра, тра, тра - в детский сад идем с утра.
Тро, тро, тро - в садик ехали в метро.
Тры, тры, тры - в сказках гномики хитры.
Дро, дро, дро - у нас новое ведро.
Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Вот мы и добрались до дерева. Кто здесь живет? (дрозд).

Но чтобы к нему попасть, надо собрать пирамидку из квадратов и назвать цвет. (синий квадрат:)

14. Найти ключ от ларца.

Дрозд нам приготовил угощенье, но вот беда, перепутал ключи от ларца.

Помогите найти нужный ключ. Дети подбирают ключ к ларцу, в ларце-конфеты.

Поблагодарим за угощенье, наше путешествие подошло к концу.

Понравилось вам занятие? Что понравилось в путешествии? Как вы думаете, за что угостил вас дрозд? Вы хорошо занимались на занятии. Правильно проговаривали звук Р.

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользования он разбит на страницы. Каждую страницу можно распечатать и предложить родителям в качестве домашнего задания на закрепление звука Р в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал для автоматизации звука Р

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

Автоматизация звука [Р]

Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра дра – дра – дра атр – атр – атр адр – адр – адр

Тры – тры – тры дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр эдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тр а вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорку. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры - плывут большие осетры.

Тры – тры – тры - в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Т р уба т р убит, т р уба поёт. Под р уга выд р а у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хит р а.

Т р убач т р убит в т р убу не зря: Бобёр и выд р а поут р у

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру

тры-тро-тру-тра

тро-тру-тра-тры

тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды - дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Стихи на автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР

Дружная драка

Трое друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Театр

Петр Дроздов – наш педиатр
Завтра пойдет с другом в театр.
Будет отрывок о том как матрос
Утром трудился завязывать трос.

Страус

Страус от страха в песок закопался,
Очень дрожал! Так испугался!
«Страус, не бойся!», - сказали все дружно,-
«Смелым ты будь – получишь ватрушку».

Министр

Щедрый министр по центру гулял,
Дружным подросткам конфеты давал,
А драчуны штраф получали,
Чтобы других не обижали.

Хитрый Трофим

Хитрый Трофим на стройке служил,
Трудиться Трофим совсем не любил.
Строгий начальник его отругал,
Трудолюбивым Трофим тут же стал.

Нет кострам!

В лесу на траве не жги ты костры!
Стражники леса очень быстры,
Выпишут штраф, отругают тебя:
«Лес ты не трогай, люби, как себя!»

Трудный день

Трудный день сегодня у Трофима:
Он дрова целый день колол,
Поделился с другом бензином,
И свой драндулет завел.

Мудрость

Выдра дрозду мудрость сказала,
Очень важной себя выдра считала.
Мудрость эту дрозд запомнил,
Хоть ни слова он не понял.

Заблудился

Тропинка Петра далеко завела,
Подруга его очень долго звала,
Вдруг, Петр услышал подруги той зов,
Он к ней побежал мимо кустов.

Стройка

У нас на стройке трап, траншея,
Труба, трамплин, пила и трос,
Тут доски, стружка, литры клея,
А в центре стройки лежит тёс.

Стружка

Дед Иван полено строгал,
Стружки с травы он не сметал,
Бабушка Глаша его отругала,
Больше строгать на траве не давала.