Библейский словарь. Поиск: антиохия. Антиохия

ГОРОДА

От библейских времен до средневековья

“Она - прекраснейшее место страны прекраснейшей из всех стран, лежащих под небом. Ведь все согласятся, что наилучшее место на земле - то, на которое восходящий Бог бросает свои первые лучи” (Речи XI 16), - пел славу родному городу знаменитый ритор 4 в. Либаний Антиохийский, учитель и друг императора Юлиана Отступника и св. Иоанна Златоуста (которого “выкрали” у язычников христиане).

В Сирии и Малой Азии некогда насчитывалось по крайней мере шестнадцать городов с названием Антиохия (напомним, что “александрий” было около семидесяти). В переводе с греческого название этого города толкуется как противонесущий, противостоящий. По красоте и богатству единственная из Антиохий - Антиохия Сирийская - некогда противостояла всему миру.

Город, основанный в 3 в. до н. э. Селевком Никатором (Победителем), был назван по имени его отца, Антиоха, и долгое время был столицей Сирии. Позднейшие властители города часто тоже именовались Антиохами. Либаний в Похвале Антиохии (пер. С. П. Шестакова, 1914-1916 гг.) пишет, что во время строительства города “Селевк сосредоточил все искусство строителей; все руки, весь блеск камней он заставил служить своему делу. Рубили лес для перекрытий, лились потоки богатств на стройку. Намечая план города, он расставил слонов по местам будущих башен и, определяя длину и ширину портиков и улиц, брал для обозначения их пшеницу; подвозившие ее корабли стояли на реке [Оронт]. Быстро вырос город и, быстро построенный, стал населяться жителями” (Речи XI 89-91). Как здесь не вспомнить о закладке Александрии Египетской Александром.

Селевк и был одним из диадохов (преемников) Александра Македонского. Сосредоточив в руках большинство сатрапий, некогда входивших в состав Александровой державы, Селевк принял надлежащие меры для укрепления их внутреннего единства. Он строит новые города, видя в них главную силу царства. В числе этих новостроек оказались западная и восточная столицы Селевкидов: Антиохия и Селевкия-на-Тигре (оттеснившая даже Вавилон). Вследствие разного рода политических коллизий царство Селевкидов, в период расцвета простиравшееся от Эгейского моря на западе до Сыр-Дарьи на востоке, пришло в негодность. Попытку восстановить его предпринял Антиох III Великий (222-187 гг. до н. э.), но она завершилась катастрофическим поражением от римлян в битве при Магнезии. Из текста Либания мы знаем, что Антиох III пристроил к Антиохии новую часть, поселил здесь этолян, критян и эвбейцев и, оградив поселение стеной, обеспечил их безопасность (Речи XI 119). Дело кончилось тем, что к концу 2 в. до н. э. в руках Селевкидов оставались только Финикия, Сирия и Киликия. В середине 1 в. полководец Гней Помпей объявил Сирию римской провинцией, поставив точку в 250-летней истории Селевкидов.

Расположенная на берегах р. Оронт, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, Антиохия считалась богатой и коммерческой. Ее жители пользовались особенными гражданскими преимуществами, и город занимал третье место в ряду тех, которые позже вошли в число римских провинций. Сейчас это Антакья (Аntakya), турецкий городок на юго-восточном побережье Средиземного моря, административный центр иля Хатай (124 тысячи жителей, 1990 г.).

По Либанию, в Антиохии был роскошный царский дворец, но особенным богатством отличались загородные виллы, которые возводились в живописных местностях среди парков и садов. Как и многие эллинистические города, Антиохия имела так называемые колоннадные улицы. Колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров, служили для защиты пешеходов от солнца и дождя. (Ф. И. Шмит в 1930-х годах выдвинул заслуживающую внимания гипотезу о происхождении базиликального храма из колоннадной улицы.) Общая длина таких улиц достигала 25 км, но ни одна из них не сохранилась (см. аналогичные памятники в Пальмире, Эфесе, Помпеях и Тимгаде). Либаний пишет: “Так гладка и непрерывна эта дорога, не преграждаемая ни впадинами, ни обрывами, ни иного рода препятствиями, что уподобляется она краскам в картине, сменяющими одна другую по воле художника” (Речи XI 197). И чуть ниже, как бы глядя по сторонам, сообщает: “Когда ты идешь по этой улице, пред тобой стоят частные дома, повсюду между ними вклиниваются то государственные здания, то храмы, то купальни, расположенные так, что из любой части города к ним легко пройти; и у всех этих домов входные двери выходят в портики” (XI 212). Кроме того, дома были снабжены “личными” водными источниками. Об улицах-колоннадах и водоемах у Либания - целые поэмы, полные риторических роскошеств (XI 213-218; 244-248). Город имел речную пристань, построенную по системе, в которой морской и речной порты были взаимосвязаны (как в Остии).

Благолепие и гигиена Антиохии среди текущих потоков и кипарисовых рощ были беспримерны. В 7,5 км от города находилась царская резиденция - город Дафна - с лавровой рощей (около 15 км в окружности!), храмом Дианы (Артемиды) и Аполлона, святилищем Зевса и стадионом. Храм был построен Антиохом IV Эпифаном (175-164 гг. до н. э.) и сгорел в 362 г. И хотя с святилищем было связано поэтическое сказание Овидия (Метаморфозы I 452-567) о превращении Дафны в лавровое дерево (греч. dafne - лавр), в нем проповедовали свв ап. Петр, Павел и Варнава (апостолы трудились, разумеется, в языческих храмах), и именно здесь Христовым ученикам впервые дано было имя “христиане” - то ли в виде порицания, то ли просто чтоб отличить от прочих лиц без определенного рода занятий (Деян. 11: 26; Гал. 2: 11). До сих пор их пренебрежительно называли asinarii, то есть ослы.

Путь из тихой Галилеи, даже из Иерусалима в Антиохию - это путь от “ученика” к “христианину”, - писал С. С. Аверинцев. Богиня Афордита, способная завоевывать сердца и родившая самого Эрота, по слову Либания, излила очарование свое на Антиохию, и потому “можно простить тех, кто, поддавшись чарам этого города, забудет и о родителях, и о родной стране: ведь они увидели город, равного которому нет, и знают, что нигде не найдут ничего подобного ему” (Речи XI 271). Так, то ли польстившись на городские красоты и уют, то ли по какой иной причине, город посещали разные пастыри и учители Церкви: св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий, а ее уроженец - Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, - был одно время даже антиохийским пресвитером.

Однако никакой иной город не претерпел столько бедствий от разных напастей, как Антиохия. Ее осаждали и грабили по меньшей мере раз пятнадцать. Во время одной из осад было убито и взято в плен 170 тысяч человек. Трижды Антиохию посещал голод, дважды - пламя, четырежды - землетрясения (от одного из которых, по мнению тех, кто считал, погибло 25 тысяч человек). В 538 г. персидский царь Хосров I по примеру остальных в который раз сравнял город с землей. Сколько энергии человеческой расходовалось впустую! Эти явления гнева Божия (надо думать, за грехи и язычество жителей) еще до Рождества Христова (!) привели Антиохию в упадок, почти превратив в развалины. Некогда пышные здания уступили место хижинам, а население, численность коего в лучшие времена достигала полмиллиона человек, в начале 20 в. составляла всего 10 тысяч. В 1822 г. сильное землетрясение разрушило остатки античной Антиохии.

Впрочем, читатель наших очерков скоро привыкнет (если еще не привык), что если в городе нечего показать, мы обращаемся к его письменной истории, - чтоб было хотя бы, о чем почитать. Ведь наши очерки, повторюсь, - своего рода конспект по истории культуры города, пользуясь которым, каждый может воссоздать в воображении его содержательную форму. Применительно к Антиохии это удается на славу: и в историко-культурном, и в военно-политическом смыслах.

Во-первых, Антиохия известна антиохийской богословской школой 5-6 веков, которую принято противополагать александрийской школе (мы помним, что от Константинополя Александрия и Антиохия находятся примерно на одном расстоянии). Если александрийцы (Климент, Ориген, Кирилл) стремились перевести христианский догмат на абстрактный философский язык, и при этом источники христианства приходилось трактовать аллегорически, то антиохийцы поступали наоборот. Сирийское плоскогорье с центром в Антиохии было родственно географической среде, в которой жил Иисус и где появились записи о Его деяниях, что позволяло антиохийцам представлять прошлое при помощи проекции на настоящее. Потому там оказался сильным экзегетический (сиречь герменевтический) момент - искусство толкования древних текстов. Основателем школы был несчастный пресвитер Лукиан Самосатский, знаток Св. Писания (он был брошен в тюрьму и замучен в Никомидии, в 312 г., в возрасте 92 лет, а в 326 г. мать Константина Великого - св. Елена - воздвигла над его мощами храм), исправлявший греческий перевод Септуагинты. Толкование Св. Писания заставляло антиохийцев быть внимательными к всякому оттенку мысли его авторов (свв Апостолов) и ценить строку. Антиохийцы считали, что умственная трезвость является не добродетелью, но обязанностью. Если александрийцам Библия говорила только о Боге, то антиохийцы не проходили мимо того, что говорится об Иисусе-человеке. Если александрийцы акцентировали проблему единства Божества при множественности Его ипостасей, антиохийцы с тенденцией слить эти ипостаси воедино умственно боролись. Когда же на вселенских соборах разгорелись христологические споры, александрийцы доводили свои умозаключения до поглощения двух природ Богочеловека (божественной и человеческой) в одном естестве, а антиохийцы, возражая им, останавливались на человеческих свойствах Иисуса, засвидетельствованных Новым Заветом, и подчеркивали раздельность Его естеств до полного обособления. Борьба выровняла крайности, и веросознание Церкви выбрало направление, среднее между александрийским и антиохийским. Впрочем, александрийский пресвитер Арий (ум. 336 г.), основатель арианства, называл своих единомышленников “со-лукианистами”. (Прав С. С. Аверинцев, заметивший, что человеческий суд причастен Божьей правде только тогда, когда это суд над самим собой.) Кроме школы, город известен поместным Антиохийским собором, происшедшим в 341 г. Около ста отцов этого собора были приглашены императором Констанцием в Антиохию для освящения храма, заложенного еще при Константине; после торжеств собравшиеся пастыри образовали заседание, на котором составили 25 правил церковного управления, частично сходные с апостольскими.

С. С. Аверинцев подчеркнул, что общность судьбы обеих западно-восточных столиц - Антиохии и Александрии - примечательна. Ни тот, ни другой город не вырастал мало-помалу, из века в век, не проходил пути от локальной замкнутости к мировым контактам, не знал священных лабиринтов (М. А. Волошин) архаической планировки, к которой приходилось бы с трудом прилаживать изменяющуюся жизнь, как Афины и Рим до них, как Париж, Лондон и Флоренция - после. Они были с начала задуманы как столицы и возникли искусственно, по замыслу, плану и приказу; их связь с миром, то есть с дальними торговыми и административными путями, а через эти пути - друг с другом и прочими подобными столицами, — важнее и реальнее, нежели связь с краем, который их окружает. К этому типу столицы позже, в течение более тысячи лет, относился Константинополь.

Децим Магн Авсоний, сравнивая Александрию и Антиохию, пел:

Эта гордится, что Нил ей оплот, и в прикрытой долине
Расположила она свои плодородные нивы;
Та - оттого, что дала отпор вероломному персу.
Будьте и вы друг другу равны, македонские севы!
Ибо одну Александр Великий поставил у Нила,

А для другой основателем был Селевк, на котором
Было в бедро вожжено клеймо, очертанием - якорь,
Знак родовой, от отцов к сыновьям идущий в потомстве.

(пер. с лат. М. Л. Гаспарова)

Пожалуй, характерно, что именно в Антиохии жил знаменитый Иоанн Малала (7 в.), автор Всемирной хроники в 18-ти книгах, содержащей обзор событий от Сотворения Мира до 565 года. Хроника Иоанна Малалы, отличавшаяся даже среди других сочинений аналогичного жанра особым пристрастием к библейским сказаниям и чудесам, пользовалась незаурядной популярностью. Может быть, потому что была написана на “народном” греческом языке, включавшем терминологию, классическому койнэ не свойственную.

Во-вторых, Антиохия известна городскими страстями во времена Крестовых походов. Город был взят уже во время первого (из восьми) Крестового похода (1069-1099 гг.) под водительством Готфрида Бульонского, Раймунда Тулузского, Боэмунда Тарентского и др., который завершился захватом у турок-сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Город, самой природой поставленный в благоприятные условия для защиты от врага, к концу 11 в. был снова отлично укреплен. Внутри было 360 церквей (мечетей), стены, снабженные 450 башнями, были столь толсты, что по ним могла проехать четырехконная колесница. Поскольку город был в то время оплотом мусульманского мира, защищал его антиохийский эмир (турок) с отборным войском. Осада продолжалась более года. Как всегда бывает, не обошлось без предательства начальника одной из цитаделей, который, желая отмстить эмиру за какое-то личное оскорбление, предложил Боэмунду, руководившему осадой, сдать одну башню. В ночь на 3-е июня 1098 г. крестоносцы овладели башней, наполнили собой улицы, перебили мусульман, разграбили их дома и в три дня истребили всё съестное. Последовавший голод был мучителен - воины ели траву, кору и кожаные ремни. Этот крестовый поход, как и прочие семь, отличался дикостью нравов. К армии присоединилась шайка мародеров под началом Петра Пустынника, который сделался героем народных песен и чем-то вроде пророка, коему якобы сам Христос вручил водительство походом. В Песни об Антиохии рассказывается, что Петр ответил своим людям, жаловавшимся на голод: “Разве вы не видите турецкие трупы? Это отличная пища”, и что воины эти трупы изжарили и съели. Анонимный автор Песни без всякой брезгливости риторически прибавляет: “Мясо турок вкуснее, чем павлин под соусом”. Крестоносцы оставались в Антиохии несколько месяцев, укрепляя раздоры между собой. А Боэмунд Тарентский, вскоре создав Антиохийское княжество, стал называться Боэмундом Антиохийским. Только в 1260 г египетский султан Бейбарс I аз-Захир Сейф ад-Дин ас-Салихи вытеснил крестоносцев из города.

Чтобы завершить, отметим, что в ансамбле первой, классической, Антиохии значительной была монументальная скульптура. Павсаний (VI 2, 6) свидетельствует, что ученик великого Лисиппа - Евтихид из Сикиона (начало 3 в. до н. э.) - изваял для города огромную бронзовую статую богини Тихе (случайность) - покровительницы города. Богиня была представлена сидящей на скале и опирающейся ногой на плечо юноши, олицетворявшего реку Оронт; на голове у нее - убор в виде городской стены, в руке - колосья (сохранилась римская мраморная копия с бронзового оригинала 290 г. до н. э.).

Смеем надеяться, что если бы Антиохии покровительствовало какое-нибудь иное божество - не богиня случая, выдвинутая эллинистическим временем и неизвестная времени классическому, - город не постигло бы столько несчастий. Впрочем, поскольку мир неустойчив, случаи случаются разные. Случай же (по слову Оноре Бальзака) - отъявленный плут и порядочных людей не любит.

- (Antiochia) на Оронте (Антиохия Писидийская), город в древней Сирии, на юге современной Турции, столица государства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ). В 32 км от Антиохии ее аванпорт Селевкия. Антиохия на Оронте самый известный из шестнадцати древних… … Энциклопедический словарь

Антиохия. Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два. I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ, была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

- (Antiochia, Αντιόχεια). 1) Столица Сирийского царства на р. Оронте, ныне Антакия. Она основана Селевком Никатором около 300 г. до Р.Х. В Антиохии последователи Христа впервые стали называться христианами; Антиохия была также резиденцией одного из … Энциклопедия мифологии

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Антакья Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Антиохия - (Antioch), один из самых процветающих городов античности, основан в 300 г. до н.э. Селевком I. Расположенный на стратегически важных торг, путях, связывавших Восток со Средиземноморьем, был также столицей Селевкидов. В 64 г. до н.э. Помпей… … Всемирная история

Антиохия - название двух городов, которые встречаются в Нов. Завете 1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей… … Словарь библейских имен

АНТИОХИЯ - [греч. ̓Αντιόχεια] (совр. Антакья, Юго Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А. на Оронте обозначалась также как А.… … Православная энциклопедия

- (противонесущий, противостоящий) (Деян.11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта,… …

Анти’охия (Деян.6:5 ; Деян.11:19 ,20,22,26,27; Деян.13:1 ; Деян.14:26 ; Деян.15:22 ,23,30,35; Деян.18:22 ; Гал.2:11 ; 2Тим.3:11) город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до РХ Селевком Никатором и названный в честь его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Путешествия в мультивселенной. сборник рассказов , Андрей Миколайчук. В сборнике собраны впечатления автора от совершенных и вымышленных путешествий. Сюжеты разворачиваются на островах Маргарита и Гаити, в странах Средней Азии и Ближнего Востока, на мистических…

Что за город застыл у меня в глазах?
Что за город сжигает меня огнем?
Град Антиохия на многих холмах.
Град Антиохия - ты слышал о нём...

Анарион «Антиохия»

Великая древняя Антиохия - современная Антакья – лежит на зелёных холмах у подножия горы Хабиб-Неджар (античный Сильфий). Это один из важнейших исторических городов Турции: в Антиохии зародилась одна из самых влиятельных школ богословия, здесь появилась первая в мире христианская церковь, да и само название «христианство» пошло отсюда, город был столицей одного из могущественных государств крестоносцев.

Антиохию основал в 4 веке до нашей эры диадох Александра Македонского Селевк Никатор. Удачно расположенный в плодородной долине реки Оронт город сразу стал быстро развиваться и приобретать вес в качестве центра торговли, которая велась через соседний морской порт Селевкию Пиерию (нынешний Чевлик). Через Антиохию шёл Великий шёлковый путь, а также торговые караваны из Тарса, Алеппо, Дамаска, Вавилона и других крупных городов античности.
Во времена Рима Антиохия стала одним из самых больших городов Средиземноморья и славилась своим богатством. Главная улица была вымощена мрамором, было много фонтанов, театров, красивых вилл и особняков, почти в каждом доме был водопровод.

Антиохия была либеральным и веротерпимым городом, и потому, в начале 1 века множество христиан, спасаясь от гонений, прибывали сюда. Антиохия стала главным центром христианской веры. Здесь крестился апостол Пётр и отсюда направился в свои миссионерские путешествия.

Как раз в Антиохии после проповедей святого Павла и Варнавы образовалась первая в мире община обращённых язычников, и именно в этом городе они впервые назвали себя «христианами».
В первые века нашей эры в Антиохии состоялись десять Вселенский соборов, здесь была резиденция патриарха, а также зародилась одна из двух главнейших раннехристианских школ богословия.

Благополучие Антиохии резко прервалось в первой половине 6 века. Сначала чудовищное землетрясение 526 года чуть на сравняло город с землей, а в 538 году город разрушил и сжёг персидский царь Хосров I, угнав при этом её жителей в рабство.

Город частично оправился при великом византийском императоре Юстиниане I, были возведены красивые дворцы и храмы, но без былой пышности и великолепия. А в 637 году Антиохия была завоёвана знаменитым арабским полководцем Халидом ибн аль-Валидом и присоединена к Рашидунскому халифату на триста последующих лет.

Город стал приграничной крепостью, которую Византийская империя постоянно пыталась отбить.В 969 году это им, наконец, удалось. Византийское правление продлилось ещё сто лет, а затем город на четырнадцать лет захватили сельджуки Румского султаната.

Второе рождение Антиохия получила во время Крестовых походов, после создания мощного Антиохийского княжества.

Вступившее в долину Оронта 25-тысячное войско, ведомое тремя полководцами Готфридом Бульонским, Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским, в октябре 1097 года приступили к одной из самых эпичных осад средневековья. Антиохия была надёжно защищена неприступными высокими и крепкими стенами, такими длинными, что войско крестоносцев могло блокировать лишь четверть её периметра.

Осада Антиохии заняла восемь месяцев, во время которой случилось множество событий, достойных романа - голод, конфликт интересов между полководцами, разрыв с византийским императором, битвы с войсками эмира Алеппо, помощь с материалами для осадных орудий от английского флота, переговоры с посланниками Фатимидского халифата (неудачные, так как правитель Каира предлагал отдать крестоносцам Сирию в обмен на ненападение на Палестину, которая была главной целью всех походов).В итоге, город был взят хитростью. Мосульский эмир Кербога выслал в помощь сельджукам огромную армию, в три раза превосходившую по численности войско христиан, поэтому было решено штурмовать город до её прибытия. Хроники гласят, что Боэмунд Тарентский подкупом уговорил антиохийского оружейника, армянина Фируза, впустить солдат в башню по приставной лестнице.

Ворвавшиеся в город крестоносцы устроили там настоящая резню, а восставшие против сельджуков армяне убили правителя города и преподнесли его голову Боэмунду Тарентскому.

Через два дня к захваченной Антиохии подошла армия Кербоги и окружила город. Испытывавшие недостаток провианта крестоносцы не могли выдержать долгую осаду и потому решено было сражаться. Согласно легенде, за две недели до битвы в храме Святого Петра было обнаружено «Святое копье» Лонгина - то самое, которым в Библии римский солдат пронзил тело Иисуса Христа на кресте. Впоследствии оказалось, что история с копьём была психологическим трюком марсельского монаха по имени Пьер Бартелеми, однако необходимый эффект это вызвало.
В последовавшей битве 25-тысячное войско крестоносцев, горя религиозным рвением, буквально смяло 75-тысячную мусульманскую армию. Сельджукские войска в панике рассыпались, а эмир Кербога бежал обратно в Мосул.Осада Антиохии быстро стала легендарной в Европе, о ней слагались песни и поэмы.

Ну а сам город на следующие 150 лет стал столицей важнейшего в истории Крестовых походов христианского княжества. Первым её князем стал тот самый хитромудрый Боэмунд Тарентский.

При крестоносцах Антиохия вернула себе звание влиятельного центра богословия, а также торгового центра. Население города вновь увеличилось, подпитываемое переселенцами из французской Нормандии и Южной Италии, а также переезжавшими из мусульманских земель православными греками и армянами.
К 13 веку власть крестоносцев в Леванте ослабла. В регионе набирал мощь египетский султанат мамлюков и в 1268 году Антиохия пала перед султаном Бейбарсом. Всё христианское население города было убито, а столица княжества разрушена.

За всё время мамлюкского и османского правления Антиохия так и не восстановилась, превратившись в маленький провинциальный городок и уступив титул экономического центра региона Искендеруну.

Третье возрождение Антиохии пришлось на период французского владычества. По результатам Первой мировой войны Хатай и Сирия отошли Франции. В долине Оронта через Антиохию была проведена железная дорога и город стал транспортным узлом между Анатолией и Ближним Востоком.

По сути современный город Антиохия-Антакья в это время был заложен и построен с нуля, сохранив при этом на своих новых улицах частицы архитектурного наследия своей великой древней истории.

А о современной Антакье и её достопримечательностях будет написано в следующей статье.

Антиохия
Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ
Была пограничным городом между Фригией и Писидией. Ко времени апостола Павла город был отнесен к римской провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности северо-восточнее гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины римского храма, площадей, триумфальной арки Августа, римского акведука:
1) Основанная сирийскими властителем Селевком I Никатором (312-280 годах до Р.Х.) и названная в честь его отца, Антиохия в 189 году до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 году до Р.Х. стала столицей римской провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения является греческий – международный язык в восточной части империи. В 11 году до Р.Х. город превратился в римскую колонию – место поселения солдат-ветеранов;
2) Являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно расположенном на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, Антиохия привлекала к себе многочисленных иудейских торговцев, которые построили здесь синагогу. Кроме того, в городе размещалось множество гражданских и военных учреждений;
3) Антиохия была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху императора Октавиана (первого носителя титула Август, 31 год до Р.Х. – 14 год по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;
4) Павел и Варнава впервые посетили Антиохии во время своего первого миссионерского путешествия (около 48 года по Р.Х.) и основали там христианскую общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иудейской синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и следующие, Деян 13:50 и следующие). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (сравните мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16-41 ). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в Антиохии иудеев (Деян 14:19 ; 2Тим 3:11 ). На обратном пути Павел вновь побывал в Антиохии (Деян 14:21 ); возможно он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51-52 годах по Р.Х., сравните Деян 15:41 ; Деян 16:1 и следующие, 6).

II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ:
1) Этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турецкий Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32-х километрах восточнее Средиземного моря и в 300-х километрах севернее Дамаска;
2) Он также был основан Селевком I Никатором (около 310 или 300 года до Р.Х.), в 64 году до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей римской провинции Сирии, где размещалась резиденция римского наместника;
3) Наряду с Римом и Александрией Антиохия считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торговым центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла Антиохия могла насчитывать от 150 тысяч до 200 тысяч жителей;
4) Культура Антиохии сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. Кроме того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога длинной 6,7 километров. Имелось даже дорожное освещение! Многочисленные мозаичные полы того периода и поныне свидетельствуют о богатстве и мастерстве жителей Антиохии;
5) Антиохия была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисленные храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в Антиохии множества увеселительных заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греческое христианой , Деян 11:26 ] – признание или насмешка;
6) Значительную часть населения Антиохии составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисленные прозелиты. В Деян 6:5 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;
7) В ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалимской христианской общины бежали и в Антиохию. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовествованием только к иудейской части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), которые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей Антиохии (Деян 11:19 и следующие). Таким образом в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21 );
8) Когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в Антиохию был направлен Варнава (Деян 11:22 ). Этот исполненный Святого Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеческих душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24 ), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11:25 и следующие). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в Антиохии (до 48 года по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в Антиохию пришли пророки, укрепившие христианскую общину (Деян 11:27 и следующие). В Антиохии проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (Деян 11:29 и следующие). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (Гал 2:11 ), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1-3 ). Ответ начальствующих мужей иерусалимской церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27 );
9) Важнейшим событием для церкви в Антиохии, вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Святого Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1-3 ). Таким образом эта очень сильная в духовном отношении церковь, в которой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1 ), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из Антиохии он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1-3 ; Деян 14:26 ; Деян 15:36 ; Деян 18:22 ). Антиохия была базой его миссионерской деятельности. Благодаря мужественным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в Антиохию, и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначительных иудейских сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 году) и смогла начать свое триумфальное шествие по всему миру.

противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща - Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

Отличное определение

Неполное определение ↓