Бог дает испытания только тем кого любит. Бог посылает испытания нам во благо. Испытания учат нас важным принципам

Ваша душа прогрессирует и идет к мастерству путем испытаний. Испытания в жизни помогают вам, как человеку, умерять свои реакции и развивать высшие духовные качества , представая в виде стимулов, разочарований, измен, расстройств, ошибок, потерь и даже болезней и увечий.

Легко верить в то, что вы - Божественное Бессмертное Существо, когда все идет, как вы хотите и желаете. Однако гораздо труднее помнить о цели и силе своего Внутреннего Существа и оставаться или сконцентрированным на нем, когда жизнь предъявляет вам свои жесткие требования. Только если будете воспринимать все ситуации терпеливо, милосердно и с любовью, вы сможете обрести силу и конечную свободу и развить свое умение жить в гармонии со своим Высшим Сознанием.

Испытания в жизни даются не для того, чтобы изнурять вас, а для того, чтобы подталкивать вас к мастерству души. Они помогают вам измерять степень вашего духовного понимания и отмечать уровень достигнутого прогресса. Например, для того, чтобы перейти из одного класса в другой в обычной школе, вы должны сдать экзамены. Сходным образом оценивают ваши знания и при получении водительских прав: вы ради собственной безопасности и безопасности окружающих должны продемонстрировать свое умение справляться с различными ситуациями на дороге. В этих ситуациях испытания в виде пробных заданий даются вам не для того, чтобы мучить вас или причинять вам боль, а чтобы удостовериться, что вы не упустили ничего существенного в процессе обучения. Они служат для вашей же пользы.

Так и на пути познания. По мере перехода из одного класса жизни в другой вам предстоит выдержать целый ряд испытаний, призванных расширить вашу Внутреннюю Мудрость. Они даются не для того, чтобы угрожать вам, хотя, безусловно, могут восприниматься подобным образом, особенно если вы находитесь в самом их эпицентре. Эти испытания представляют собой не что иное, как нейтральную помощь, позволяющую убедиться в собственном духовном прогрессе и достичь цели. В этом случае вы сможете понять сильные и слабые стороны своей души и начать работать над развитием тех сфер жизни, которые нуждаются в дальнейшем росте.

Что бы ни случилось, примите это в свою жизнь и рассматривайте как часть Божественного расписания, составленного для развития вашей души. Когда вы находитесь среди жизненных бурь, все воспринимается как лично касающееся вас. Однако при должной дистанции и объективности вы начнете видеть более ясно и отчетливо, что испытания лишь формируют вашу душу.

Тяжелые переживание или эпизод в вашей жизни вовсе не означают, что вы провалили «экзамен» или заслужили происходящее с вами. Подобная идея возникает из ложного убеждения, что где-то там, неведомо где, есть рассерженный Всемогущий Бог, Который готов наказать вас в ту самую минуту, когда вы совершили ошибку. Это лишь рудимент патриархального смятения и в нем нет ни доли правды.

Бог - это любовь и только любовь, и вы всегда в самом центре ее. Создатель никогда не покинет и не осудит вас - вы сами покидаете и критикуете себя. Вы, как дети, играете в прятки с Богом, веря, что всегда можете уйти и избавиться от Его Священного Присутствия, хотя на самом деле вы этого сделать не в состоянии. Вас всегда окружает и вам всегда покровительствует Беспредельный Дух.

Испытания в вашей жизни - это не божественное возмездие со стороны ревнивого Создателя, которому не нравитесь вы или что-то сделанное вами. Они просто указывают на то, что вы активно движетесь по пути уроков жизни. Не как наказание должны вы рассматривать трудности, а как нечто, что сами привлекаете к себе, поскольку выходите на следующий уровень понимания своей священной природы.

Пусть ваши поступки по отношению к другим - в том числе и по отношению к себе - всегда будут исполнены любви и уважения. Великий учитель и аватар Иисус Христос выразил это наилучшим образом, сказав: «Что делаете с братьями вашими меньшими, то делаете со Мной».

Грубо обращаясь с другим человеком, вы не только лишаете уважения и причиняете боль его Внутреннему Существу, но и наносите вред и унижаете свое Существо тоже. Когда вы хулите кого-то или презрительно относитесь к себе, вам кажется, что вы всегда можете сбежать и легко отделаться, особенно если вас Никто не видит, однако вы тем самым в угоду неизвестно кому компрометируете свою честность и жертвуете своими милосердием и достоинством.

У каждого человека есть теневая сторона - например, «вор», «тиран», «манипулятор», «насильник», - которая проявляется, когда человек общается с теми, кого расценивает выше или ниже себя. На уровне души иерархии рангов не существует: все духи равноценны. Любое другое представление ошибочно и ограничивает вас. Когда вами движет искушение осудить или раскритиковать другого, расценивайте это как целевой тест, даваемый вам Высшим «Я» как возможность расширить ваши осознание и восприятие тех, с кем вы разделяете единый Божественный Дух.

Этот экзамен может принимать самые разные формы: например, к вам подходит пьяный бомж, живущий на то, что сдает пустые бутылки, и просит денег; или вас подрезает на дороге молодой лихач, стремительно проносящийся мимо; или в магазине вам хамит продавец; или посыльный доставляет вам не тот заказ и при этом требует больше денег.

Как вы встречаете эти душевные экзамены? Терпеливы ли, добры и толерантны? Или нетерпеливы, грубы и жестоки? И не важно, наблюдает ли кто за вами или нет. Вы сами знаете истину.

Каждая из этих ситуаций дается вам на жизненном пути как шанс поупражняться в еще большей любви и нежности. Некоторые из этих испытаний перенести легче, чем другие. Но чем они труднее, тем быстрее ваша душа подходит к следующему уровню. Милосердно и с достоинством воспринимайте все раздражающие моменты, зная, что они - испытания и дары Божьи.

Столкнувшись с неприятной ситуацией, не сопротивляйтесь, не негодуйте и не допускайте в свое сердце страх, а просто признайте, что это свидетельство того, что ваша душа готовится сделать еще один шаг в своем развитии. Мужественно встречайте любые испытания и помните о том, что вам никогда не дается то, к чему вы еще не готовы. Более того, никогда не проходите их в одиночку. Призовите к себе духов-наставников, ангелов и Высшее «Я» - они помогут вам справиться с любой возникшей трудностью. Попросите у них помощи и будьте открыты , чтобы принять ее, ибо она может быть оказана вам в любой момент.

Большие и малые испытания встают на вашем пути что ни день. С одними вы справляетесь, с другими нет во всяком случае, первое время. Не раздражайтесь, поскольку будут и другие духовные экзамены, и другие возможности для роста души. Их поток безостановочен. Именно по этой причине вы и пришли на земной план. Нет лучшего способа, чем этот, чтобы стать хозяином своей души и осуществить ее цели. Важны не испытания, а та благожелательность, с которой вы их приемлете и воспринимаете. Это и есть главное.

Теперь вы можете применить этот урок на практике.

  • Если вы воспринимаете любое испытание в жизни или любую неприятность, с которой столкнулись, лично на свой счет; если боитесь, что вполне заслужили то, что происходит с вами; если ведете себя подобающим образом, только когда на вас смотрят; если позволяете своим теневым качествам управлять своей жизнью; если большую часть времени раздражены и нетерпеливы, - значит, вы новичок в этом уроке.
  • Если вы бурно реагируете, предаетесь панике или сердитесь, когда сталкиваетесь с трудностями; если цепенеете от страха или действуете в отместку, когда все идет не так, как вы задумали; если спрашиваете: «Почему это случилось со мной?» - когда Вселенная подбрасывает вам не тот мяч; если слишком долго зацикливаетесь на негативных событиях, - значит, вы ученик.
  • Если вы принимаете события как они есть и спокойно реагируете на ситуации, когда они идут вкривь и вкось; если видите соответствие между тем, что проповедуете, и тем, как поступаете, и стремитесь привести их в гармонию; если совершаете добрые поступки, даже когда этого никто не видит; если признаете, что важно не то, что с вами случилось, а то, как вы на это реагируете, - значит, вы подмастерье.
  • Если вы рассматриваете все события - как плохие, так и хорошие - как дар Божий, помогающий развитию вашего духа; если воспринимаете каждую трудную ситуацию как знак того, что ваша душа вступает на очередной путь познания и опыта; если спокойно относитесь к трудностям; если следите за своими эмоциями и держите их под контролем, даже когда подвергаетесь чувствительному испытанию, - значит, вы на пути к мастерству в этом уроке.

Если вы новичок:

  • Прежде чем реагировать на неприятность или вызов судьбы, выдержите паузу и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Не принимайте на свой счет все происходящее с вами, даже если вам кажется, что кто-то или что-то специально цепляет вас.
  • Думайте о каждой проблеме как об экзамене или испытании.
  • Помните, что вы подготовлены к тому экзамену, перед которым стоите.

Если вы ученик:

  • Каждое утро препоручайте свою жизнь своему же Высшему «Я» и просите его, чтобы оно было с вами весь день.
  • Фокусируйтесь на том, чтобы не терять заземления, и оставайтесь спокойными при столкновении с любыми эмоциональными, физическими или ментальными трудностями, выполняя с этой целью технику глубокого дыхания, гимнастику или читая молитву.
  • Выявляйте серебряную изнанку в тяжелых испытаниях прошлого и отыскивайте позитивные аспекты в испытаниях нынешних.
  • Ежедневно практикуйте медитацию и непривязанность, чтобы, когда случится что-то тяжелое, вы могли оставаться спокойными.

Если вы подмастерье:

  • Рассматривайте испытания как свидетельство того, что ваша душа развивается.
  • Ищите благоприятные возможности в каждой трудной ситуации или кризисе.
  • Попросите Бога, чтобы Он каждый день, в любой его момент, не оставлял вас Своей милостью.
  • Напоминайте себе о том, что, каким бы мрачным или темным ни был данный момент, он тоже минует, как и все в жизни.

Если вы на пути к мастерству и полному усвоению этого урока:

  • Подсчитайте, сколько раз за день вы и ваш дух подвергаетесь испытаниям.
  • Стремитесь к тому, чтобы каждый последующий экзамен души сдавать с большими спокойствием и душевной щедростью, чем предыдущий.
  • Молитесь Создателю, чтобы Он дал вам силу, ясность, терпение и любовь и вы с мужеством и достоинством могли встречать новые испытания.

Урок души:

Через испытания в жизни душа восходит к вершинам мастерства.

Цель души:

Спокойно, творчески, достойно и благосклонно откликаться на все жизненные испытания.

по материалам из книги: Соня Чокет - «Душа, её уроки и цель».

Все мы рано или поздно сталкиваемся в этой жизни с трудностями. Иногда мы встречаем проблемы настолько серьёзные, что их можно назвать – настоящими испытаниями. И здесь многих из нас возникает вполне закономерный вопрос: «Почему Бог посылает мне такие испытания?». Я не делаю, и не желаю никому ничего плохого. Стараюсь жить правильно. Хожу (возможно) в храм, молюсь. Ведь Бог мог бы легко избавить меня от трудных испытаний! Другие воруют, например, а у них нет таких проблем как у меня, почему?

Для того чтобы однозначно ответить на все эти вопросы, необходимо восстановить и правильно понять определённые знания об этом мироздании.

Согласно всем основным религиозным направлениям, живое существо – это нематериальная субстанция, которая обладает сознанием (собственным «Я»), а физическое тело находится в его распоряжении.

Согласно основным религиям, существует материальный мир, имеющий молекулярную (атомарную) структуру. Также, существует мир – трансцендентный (духовный), который имеет более сложную (тонкую) структуру. Живущие в духовном мире существа имеют тело трансцендентной (духовной) природы, имеет более сложную структуру, и гораздо больше возможностей, нежели тело молекулярной структуры. Кроме этого, принципиальное различие этих двух миров заключается в том, что живые существа, живущие в трансцендентных (духовных) вселенных, живут по определённым законам. Впрочем, основные из них, нам хорошо известны: это «не убий», «не укради» и т. д.

Человек, который достигает с помощью духовных практик определённого состояния своего сознания, после смерти своего физического тела, трансмигрирует в одну из духовных вселенных. Там он перерождается в новом трансцендентном (духовном) теле. Если же человек живёт обычной жизнью, и не уделяет должного внимания духовной практике, то он перерождается в новом физическом теле. Подтверждённые случаи воспоминаний своих прошлых жизней (с ВИДЕО), представлены в статье (

Согласно древнейшему ведическому знанию, существует процесс реинкарнации.

«Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил своё существование.» (“). (ссылка открывается в новом окне).

«Точно та же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.»).

«Знай же, что то, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу .

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». ).

Из других источников Ведической литературы о душе пишется:

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души».

«Духовным частицам нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса».

Впрочем, знание о реинкарнации было давно известно и в других культурах. Вот, например, выдержка из официального издания Библии:

Новый Завет, Евангелие от Иоана, Глава 9:

  1. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (от Иоанна 9:1-3).

Возникает закономерный вопрос: когда он мог согрешить до того, как родился слепым? Ответ однозначен: только в прошлой своей жизни.

Ещё один эпизод: 3. Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14) «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».

  1. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13).

Знания о переселении души в другие материальные тела, из многих священных писаний были убраны. Для этого была создана императором Константином организация «Корректория», которая изменяла все Евангелии. В итоге, все тексты на арамейском языке объявляются еретичными и уничтожаются! Но, приведённые выше выдержки были незамечены.

Эти выдержки доказывают, что знание о реинкарнации (переселении) души было известно давно. Возникает естественный вопрос:

Почему было сокрыто полное знание о реинкарнации души??

Дело в том, что знание о том, что со смертью физического тела, жизнь самого живого существа продолжается, делает человека до определённой степени – БЕССТРАШНЫМ! Он хорошо осознаёт тот факт, что он является нематериальной и вечной единицей сознания! Он лишь меняет материальные (молекулярные) тела, в соответствии с определённым законом.

Но бесстрашные люди не нужны правителям и власть имущим. Под страхом смерти (якобы единственной), человека можно запугать, и заставить подчиняться, управлять им – как животным, с его «животным» неразумным страхом – неведения!

Очень часто, когда мы получаем новое испытание, мы думаем что – не заслуживаем этого. Но, последние исследования особенностей головного мозга дают чёткое определение того факта, что состояние нашего сознание вместе с ощущениями, зависят от того какие поступки мы совершаем! То есть, во многих случаях, мы сами наказываем себя, не понимая эту зависимость. Более подробно об этом написано в статье

По какому принципу душа переселяется в новое тело?

Согласно Ведам, душа переселяется в следующее материальное или духовное тело, согласно образу (картинке) человеческого сознания – в момент отделения души от физического тела (то есть в момент смерти).

Благодаря определённым духовным практикам, человек может сосредоточить своё сознание на определённых духовных формах даже в момент смерти физического тела. Это даст ему возможность переродиться в духовном теле в одной из трансцендентных вселенных. Все основные виды духовных практик в общем виде описаны в . (ссылка открывается в новом окне).

В Бхагавад – гите как она есть» (с комментариями), – описана вся суть духовной мудрости, и принцип продвижения по пути духовного развития, не зависимо (что важно!) от вида религиозного направления.

Таким образом, если мы в течение жизни мало (или совсем не) интересуемся духовными знаниями, то в предсмертное мгновение, в нашем сознании будут присутствовать исключительно материальные объекты, люди и т. д. Соответственно, живое существо (душа) снова будет вынуждена переродится в материальном мире в оплодотворённой яйцеклетке. Подробнее, с научными исследованиями об этом в статье: ссылка открывается в новом окне).

Почему мы сейчас находимся в материальном мире (в одной из материальных вселенных).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано - где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта: - страничка открывается в новом - дополнительном «ОКНЕ»).

В основных религиях мира, даётся следующее важное определение качества души: – природа (структура, строение) человеческой души, точно такая же, как и природа Верховной божественной Личности. Обычно это выражается фразой: «Искра божья». Только человеческая душа – неизмеримо меньше, чем Верховная божественная Личность. Но качество (природа) – те же самые.

Душа, воплощённая в человеческом теле имеет определённую степень свободы выбора (действий). Иначе, человек не был бы человеком, а был бы растением. В

В определённый момент, душа (то есть живое существо) захотела управлять и владеть материальными объектами и формами. Имея на это право, для контакта с материальными объектами, душа воплощается в материальном теле. Но, законы мироздания таковы, что после того, как материальное (молекулярное) тело по каким-то причинам пришло в негодность (умерло естественной смертью или было убито), душа, воплощаясь в новом материальном теле, теряет информацию о своих прошлых жизнях, в том числе и о жизни в духовном мире! Исключительные случаи, когда человек вспоминает свои прошлые жизни, представлены в статье

И, если в новом материальном теле, душа родилась в обществе, где духовное знание практически отсутствует, то она имеет мало шансов после смерти этого материального тела, освободиться от материальной обусловленности.

Известную аналогию мы можем наблюдать у людей, которые зависимы от компьютерной игры. Человек принимает некую виртуальную форму (обуславливается). Дальше он ведёт «свою» игру по установленным правилам компьютерной игры. Делает он это – по собственному желанию. И вернуть его в реальный (материальный) мир – бывает очень сложно! Большинство же живущих людей в материальном мире, вообще считают, что только этот (материальный) мир – настоящий. Для игроманов – тоже самое. Их другой мир (кроме виртуального мира компьютерной игры) уже не интересует.

Жизнь в материальных вселенных в материальном теле – более увлекательна, чем такое «творение» людей – как компьютерные игры. Поэтому и материальная обусловленность (зависимость) живого существа от интересов этого мира –очень сильная. Живое существо (душа) склонна к исследованию и новым ощущениям. Тем самым, живое существо попадает в новую зависимость от объектов материального мира.

Наша сегодняшняя жизнь – это результат нашего же выбора в далёком прошлом. Причиной этого, был момент, когда живое существо решило «принять участие» в игре материального мира. Но, в результате, эта очень увлекательная игра, заставила нас забыть об истинном положении вещей в мироздании. Для освобождения от обусловленного состояния материи, помимо самого желания, нам необходимы определённые знания и действия, выражающиеся в духовной практике. Общий обзор различных духовных практик, описан в древнем священном писании .

Теперь, когда мы восстановили (напомнили) истинный порядок вещей, можно объективно постараться дать ответ на вопрос: «Почему Бог даёт или посылает человеку испытания?».

Любая проблема или испытание на нашем жизненном пути, заставляет нас задумываться над следующим вопросом: – «Что нужно сделать, чтобы в будущем не подвергать себя новым испытаниям?».

Чем труднее эти испытания, тем настойчивей и решительней разумный человек начинает искать действенное, радикальное решение, для того чтобы в будущем чтобы не подвергать себя новым испытаниям.

Разумный человек начинает понимать, что жизненные испытания в виде болезней, старости, смерти близких людей, и др. – это лишь вопрос времени. Поэтому, он начинает поиск решения всех проблем, получая максимум информации о жизни – в целом.

Рассматривая нашу жизнь в более широком смысле, можно понять, что любое тяжёлое испытание (возможно, которое нам посылает или даёт Бог), – стимулирует любого разумного человека к получению новых знаний, которые помогут ему избавиться в будущем от встречи с новыми испытаниями. И чем тяжелее испытания – тем больше стимул к духовному самопознанию.

В материальном мире, обусловленные материей духовные частицы, главным образом склонны к приобретению и владению материальными объектами. По закону сохранения энергии (материального мира): – «если в одном месте – прибыло, значит в другом месте – убыло». В современном мире, с развитием оружия и денег (эквивалентом материальных ценностей), человек научился перераспределять материальные ценности – более изощрённо, безнравственно, и в гораздо больших масштабах. Помимо недостатка материальных ценностей в других местах, это приводит к другим последующим проблемам и испытаниям. Пиком такого рода испытаний, являются войны с многочисленными жертвами.

В ненасытном порыве к приобретению материальных ценностей, одни люди производят продукты питания (с удешевляющими эти продукты добавками), которые приносят им большую прибыль. А те – кто эти продукты употребляет, начинают со временем тяжело болеть.

Другие люди, в целях обогащения себя и своих близких, организуют «лечение» больных людей лекарствами, которые убирают симптомы болезни, но не устраняют причину самой болезни. Тем самым, больной человек работает на монополизированную фарм – индустрию до конца своей жизни. Таковы результаты существования в материальном мире.

Цель материального существования – приобретение материальных объектов.

Результатом материального существования – являются тяжёлые испытания в виде войн, болезней и страданий человека.

Это – причинно следственная связь, является – принципом существования материального мира.

Если Бог посылает и даёт людям испытания, то только с единственной целью: для того чтобы человек, насколько это возможно, оставил материальную деятельность, и с помощью приобретённых знаний и соответствующей духовной практики, смог после смерти физического тела, получить новое – духовное (трансцендентное) тело в одной из духовных вселенных.

В духовных мирах отсутствуют болезни и войны, так как нет причин, которые их порождают. Там отсутствует смерть. Эти миры (вселенные) не разрушаются со временем. Более полное описание трансцендентных миров представлено в и «Шримад = Бхагаватам».

Если же человек старается вести правильный образ жизни, не унижать других, не оскорблять, не осуждать, и т. п., но, тем не менее, не достигает совершенства в практике духовной самореализации, то после смерти своего физического тела, он перерождается на планетах материального мира с высокоразвитой цивилизацией. Либо, на этой же планете, но в гораздо лучших условиях (в семьях духовно развитых людей, либо в семьях с высоким материальным достатком).

Испытания выпадают также и плохим людям. За каждый свой безнравственный или преступный поступок, человек начинает испытывать результаты уже при жизни. Это выражается в изменении его сознания, негативном изменении работы мозга с последующими проблемами с физическим здоровьем. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с научными исследованиями учёных из России и Великобритании в статье: ЛЕКЦИЯ ТОРСУНОВА О. Г. АЛМАТЫ (КАЗАХСТАН) 2017 ГОД (СЛУШАТЬ или ЧИТАТЬ).

– исследования, высказывания. цитаты известных учёных о Боге. Документальный фильм “ДЕВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА”.

Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника Жизни - Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. По неотвратимой жизненной логике человек, удалившийся от Бога, приближается к сатане. В Библии мы находим примеры губительного действия злых духов на здоровье людей. Говорят об этом и святые. Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, - приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, - расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, - тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23). В приведенном высказывании содержится мысль, которая находит подтверждение в многовековом духовном опыте: с каждым, подпавшим под власть демонов, они поступают избирательно. Тело одних удручают болезнью, чтобы привести их к унынию, озлоблению, а иногда даже к ропоту на Бога или хуле. Другим, напротив, они подают «исциления», чтобы расположить их к себе и взять в плен, из которого они выйти не могут. Сколько таких людей мы видим вокруг! Но независимо от того, какие средства индивидуально применяют злые духи, цель их только одна - привести человека к вечной смерти.

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама , которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:16). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7-9). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого» рассказывает: Тогда вpаг, не стеpпя сего, даже боясь, что Антоний в коpоткое вpемя наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько удаpов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний увеpял, весьма жестоки были его стpадания, и удаpы, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, пpичинить такой боли. Но по Божию Пpомыслу (ибо Господь не оставляет без пpизpения уповающих на Него), на следующий день пpиходит тот знакомый, котоpый пpиносил ему хлеб. Отвоpив двеpь и увидев, что Антоний лежит на земле, как меpтвый, взял и пеpенес его в хpам, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сpодников и из жителей селения окpужили Антония, как покойника . Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались.

Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. По учению святых отцов: Недуги посылаются Богом для здравия души (преп. Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник).

Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви.

Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, - и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придется жить в последние времена. Неспособные уже на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. Чтобы этим путем войти в Царство Небесное, надо по-христиански нести тяжелые недуги, которые нас постигают. У некоторых духовно опытных старцев нашего времени можно встретить мнение о раковых болезнях как о тех недугах, которые ведут людей ко спасению, если они с верою и терпением будут к ним относиться. Об этом говорил старец Паисий Святогорец (Эзнепидис. 1924 - 1994). Сам он болел раком. «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничнства», - сказал он однажды священнику Дионисию Тацису. Другой великий греческий старец Порфирий (1906 - 1991) в конце жизни рассказывал: «Когда я был моложе, просил у Бога, да пошлет мне раковую болезнь, да поболею ради любви Его. Когда сказал об этом своему старцу, - Нет, говорит он, - это - эгоизм. И я перестал просить. - Согрешил, Господи, - говорил. - По эгоизму просил сверх моих сил. Итак, теперь, после стольких лет, Он послал мне то, что я просил тогда. У меня ужасные боли. - Геронта, Вы обрадовались или расстроились? - Когда мне сказали об этом врачи после исследований, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. После стольких лет не забыл прошение мое. Рак у меня здесь, в гипофизе, на нем образовалась опухоль, которая давит на оптическую хиазму. Поэтому я стал плохо видеть. Этим глазом вижу немного свет. Другим вижу людей, как силуэты, но не вижу глазами характерные черты их. Язык мой стал толстым и далеким. Он мешает мне во рту, и голос мой изменился. У меня ужасные боли. Когда болит, терплю и молюсь. При сильной боли не могу молиться. Однако не ропщу и не жалуюсь» (Монах Агапий. Божественное пламя, зажженное в моем сердце старцем Порфирием).

При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким-либо конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное - это неполезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать. Если почувствуешь, что смущается болезнью душа. То скажи ей: эта болезнь не легче ли гиены, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении (Преп. Исаия Отшельник).

Любите ли вы испытания? Стремитесь ли вы получить очередную порцию для тестирования своей веры? Вы уверены в своей вере - тогда ждите испытаний!

Для начала давайте разберемся с понятием "испытание".
С греческого (δοκίμιον) - тест, проверка. В страдательном залоге это слово передает идею: "одобренный после проверки", "испытываемый для одобрения", "подлинный" (Клеон Л.Роджерс-младший, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета , 843). Цель испытаний - благая. Испытания показывают подлинность нашей веры.

Испытание - это тест на проверку нашей веры. Это процесс или средство для определения подлинности чего-либо, тестирование, средства тестирования (BDAG, 265). Суть испытания в том, чтобы проверить нашу веру на подлинность.
Притча о сеятеле хорошо иллюстрирует суть испытаний: если уверенность человека в своем спасении является следствием ложной веры, то любые грядущие испытания покажут, на каком основании построена приверженность к христианскому вероучению.
В испытаниях Бог использует любые средства. И при этом важно понимать, что Бог не испытывает грехом (Иакова 1:13-16), Он никого не искушает.

1. Испытания как средство проверки нашей веры

Нижеприведенные стихи, хорошо аргументируют ценность испытаний для нашей веры. Естественно, наша плоть будет им противиться. Мы будем бунтовать против того, чтобы

искоренить даже самый малейший грех, но Господь в Своей благодати терпеливо работает над нами и посылает все необходимые средства для очищения всего, что порочит Его славное имя.

"С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение;и терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. " (Иак.1:2-4)

"О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа.. . " (1Пет.1:6,7)

2. Испытания как средство для проявления Божьей славы.

Редко когда мы задумываемся об этом аспекте испытаний. Гораздо чаще некоторые люди думают, что у Бога нет никакого права пользоваться человеком для проявления своей славы. Глина начинает указывать горшечнику, основываясь на своих иллюзорных правах. А как же! Очевидно, для наших ушей подобный инструмент для проявления славы Бога звучит жестоко, но это происходит лишь потому, что мы не понимаем до конца Божьей природы и не знаем замыслов Его "сердца". Наш эгоизм и чувство самозначимости подпитывает наше чувство самосохранения.

"И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии . " (Иоан.9:1-3)

3. Испытания как способ для наказания.

Именно об этом аспекте испытаний многие христиане судачат, когда у их ближнего случается что-то плохое: "А, это его Бог наказал!". Человек заболел неизлечимой болезнью - Бог наказал, умер близкий - Бог наказал и так далее. Возможно и так, но не факт, так как мы видим, что существует несколько причин для испытаний. И только Бог в полной мере знает, почему Он допускает испытания.
И через наказание Бог испытывает нашу веру.
"Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. " (Пс.117:18)

"Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня ." (Пс.118:75)

4. "Испытания" как следствие наших глупых поступков.
Этот пункт является не столько испытанием, сколько тем, что мы часто считаем испытанием, но таковым не является в библейском смысле этого слова. Совершая глупые поступки, мы редко задумываемся об их последствиях. Например, мы берем кредит в банке для покупку машины, проходит определенное время и мы понимаем, что не сможем отдать деньги за машину. И изощренный человеческий ум сразу начинает оправдывать себя, прекладывая ответственность за свои поступки на Бога, говоря: "Меня испытывает Господь". Но это ведь не так. Несомненно, через подобные обстоятельства проявляются наши качества характера, но проблема того, что мы не можем отдать деньги за машину заключается в нашей неспособности адекватно оценить свои финансовые возможности. И ничего более. Не исключено, что Бог использует и наши слабости для того, чтобы испытать нашу веру.

Бог призывает нас радоваться испытаниям. Причиной такой радости не является мазохизм, нам не нравится подвергать себя страданиям. Нам радостно, потому что мы знаем конечную цель испытаний - преображение в образ Иисуса Христа.

Вопрос:

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос: мне не везет по жизни, меня постоянно преследуют неудачи. У меня никогда не было настоящих друзей, я не могу устроиться на хорошую работу, мои дети часто болеют и много мелочей происходит, все против меня. Я сделала операцию по восстановлению зрения, оно опять ухудшилось, я выровняла носовую перегородку, а дышать все равно не могу. Я хожу в церковь, раз в 2 месяца причащаюсь, может у меня душа плохая? Кому мне молиться, чтоб в жизни все пошло хорошо, Бог мне дает испытания?

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Хочу предложить в качестве ответа, высказывания святых о скорбях:

"Для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролитие пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа, и при таковой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. Посему-то и по правде входят они в небесное царство, отрекшись от себя самих, по Господнему слову, и паче дыхания своего возлюбив единого Господа; почему, за высокую любовь свою и будут вознаграждены высокими небесными дарами"

"Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению"

"Терпением скорбей спасаем мы дýши наши, и не иначе делаемся сообщниками Христовых страданий, как терпением скорбей. За всё воздавай благодарение Богу, ибо благодарение ходатайствует пред Богом о немощах"

"И яко многими скорбми подобает нам внити в царство Божие. Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в царство небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть, полными стеснений. Но в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога"

"У каждого человека свои скорби, только для постороннего глаза они незаметны. Притом скажу тебе в утешение, что только через терпение скорбей и можно спасти свою душу. Замечают святые отцы: если бы не было скорбей, не было бы и святых. И Господь дал, нам такую заповедь: В терпении вашем стяжите души ваша"

"Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиною того, что Он биет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное"