Что такое инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации. Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» Инклюзивное образование с 1 сентября года

Рудова Анна Сергеевна,

к.э.н., к.псх.н., психолог, специалист в области дефектологии, семейный консультант-психотерапевт, директор центра коррекции и реабилитации Арлекин, председатель Саратовской региональной общественной организации родителей детей в аутизмом «Особенный мир».

специально для газеты "Саратовские Вести"

14 апреля 2016 г. состоялась очередная прямая линия с президентом. Президент фонда помощи детям с аутизмом «Выход» Авдотья Смирнова спросила президента, как можно помочь инвалидам. И возможно ли в стране инклюзивное образование - то есть образование, основанное на понимании, что инвалиды должны быть вовлечены в социум.

«Дело в том, что общество к полному инклюзивному образованию пока, к сожалению, не готово. Но государство должно поддерживать таких людей, как вы (Смирнова - прим. ВЗГЛЯД) и продвигать такое образование», - отметил президент.

По его словам дети с аутизмом - часто очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают что-то одно чрезвычайно успешно. "Будем очень напряженно работать в этом направлении" - сказал Путин.

А знаете ли вы, о чём, собственно, шла речь? Что такое инклюзивное образование сегодня?

Разберёмся!

Сейчас общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзивное (от французского термина inclusif - включающий в себя) или включенное образование - это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных, в массовых школах бок о бок с детьми без нарушений в развитии, но при этом с созданием для «особых» детей специальных образовательных условий и доступной среды.

Инклюзивное образование - не дань моде, и не попытка слепо копировать западные законы. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Попытки отделить особых детей от обычных, даже только в рамках школьного обучения, создают поле для дискриминации.

Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Там, среди прочего, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С этого момента в стране начался полномасштабный эксперимент. В регионах были опробованы различные модели инклюзивного образования. Наработанный опыт лёг в основу формирования новых образовательных стандартов: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599). С 1 сентября 2016 года эти нововведения вступят в силу и российские школы ждёт трансформация в сторону инклюзивного образования.

инвалидности, несмотря на имеющиеся у него отклонения от норм, так как боятся «поставить клеймо и испортить будущее». Со временем распространение инклюзии поможет побороть постыдный подтекст термина «ребёнок-инвалид».

Мне приходилось наблюдать непонимание обязанности государства и родителей обучать любого ребенка: чему, мол, и как в обычной школе можно научить неговорящего аутиста или слабослышащего ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью?

Современное законодательство определяет, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе.

Такие программы разрабатываются для групп:

  • глухих детей
  • слабослыщащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Но родители детей с особыми возможностями здоровья не торопятся определять малышей в массовые школы, так как инклюзивное образование уже обросло мифами и непониманием, толком даже не успев развернуться. Поэтому попробуем разобраться, как с сентября этого года будет выглядеть обучение в школах.

Раньше ребенок с особенностями развития мог получать школьное образование одним из трёх способов: в отдельном классе обычной школы, в отдельных обособленных школах (для глухих, слепых, детей с умственной отсталостью и т.д.), и во время прохождения реабилитации или лечения - в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи и реабилитационных центрах. Теперь появился дополнительно четвёртый способ - в классе обычной массовой школы вместе с детьми без особенностей здоровья.

Инклюзивное образование касается не только детей-инвалидов, но и детей с особенностями здоровья, которым по каким-то причинам не оформлена инвалидность. По статистике в России примерно 4,5 % детей имеют инвалидность, а ещё 7-8% - нарушения развития разной тяжести, но без инвалидности. Многие родители не обращаются за оформлением ребёнку

Но даже это деление ещё не окончательное! Для каждой из групп разрабатываются от 2 до 4 вариантов образовательных программ. Например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра выделяются 4 подгруппы в зависимости от тяжести нарушений и, соответственно разрабатываются программы по четырём направлениям. Первая программа ориентирована на детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со сверстниками, например, посещали детсад.
Вторая программа - для подгруппы детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня знаний и умений, близкого к нормативному, но одновременно не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования на общих условиях. Третья программа разрабатывается для детей-аутистов с легкой умственной отсталостью. Чётвёртая подгруппа детей имеет, кроме аутизма и умственной отсталости, дополнительные тяжелые множественные нарушения развития. Поэтому для каждого ребёнка этой подгруппы на основе общей образовательной программы разрабатывается личная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Сложно описать особенности всех программ, остановимся только на отдельных моментах. Согласно разработанной программе, у ребёнка может быть личный план посещения уроков, когда ребёнок сидит в классе только на отдельных занятиях, а остальные предметы осваивает один на один с учителем. Ребёнку может быть определён сопровождающий человек или же тьютор (ассистент), которые будут оказывать обучающимся необходимую техническую помощь. Ряд программ предусматривает использование особых учебников или тетрадей, учебных пособий и дидактических материалов. Но большинство программ предлагает обучение по тем же учебникам, что и остальные дети в классе. Ребёнку, согласно потребностям, могут быть выделены специальные технические средства обучения, а также для него организовано специальное рабочее место. Детям обязаны обеспечить дополнительные коррекционные занятия.

В рамках разных программ предметы могут варьироваться. Некоторые предметы дети не проходят в полном объёме. Например, дети с тяжёлыми нарушениями речи не изучают иностранный язык в рамках общей программы, а только факультативно. Другие предметы детям заменяют на сходные. Скажем, дети с ДЦП не будут изучать физкультуру наравне с одноклассниками - для них предусмотрены особые занятия по ЛФК. Основные предметы (математика, чтение, русский язык, обществознание и.т.п.) дети с нарушениями в развитии изучают, но в каждой программе прописан объём знаний, который преподаётся ребёнку. Где-то эти знания идут в том же объёме, что и у обычных детей, где-то из программы исключены маловажные блоки знаний. Но это не означает, что ребёнок с нарушениями в развитии будет имеет менее насыщенный учебный график, у таких школьников появляются дополнительные предметы, которых нет у обычных детей: логопедия, психологические занятия, уроки по социальной ориентации и другие предметы.

Теперь учитывается, что часть детей имеет индивидуальный темп усвоения материала. Поэтому рядом программ предусмотрено, что обучение в младших классах займёт не 4, а 5 и даже 6 лет. Эффект от такого нововведения наиболее ярким будет среди детей с задержкой психического и речевого развития: предполагается, что эти дети смогут преодолеть проблемы до начала средних классов и в средней школе уже не будут отличаться от обычных детей. Время обучения в средних классах тоже может быть увеличено на год, а для детей с умственной отсталостью оно удлиниться на срок от 9 до 13 лет. Определённые изменения касаются и сдачи, например ОГЭ (выпускные экзамены по окончанию среднего неполного образования): отдельные программы предусматривают замену сочинения на изложение, увеличение времени на подготовку к ответу, и даже сдачу ОГЭ на дому.

Возникает вопрос, как педагог сможет обучать сразу по нескольким программам в рамках одного урока. Во-первых, количество детей с ограниченными возможностями здоровья строго регламентируется, и в классе не будет больше 2 детей, обучающихся по специальным адаптивным программам. Во-вторых, учителям предлагается применение технологии разноуровневого обучения. Такая технология позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Скажем, в зависимости от успешности ребенка, учитель может давать задания, разные по объему, с включением для «особых» детей задач на формирование мыслительных операций и творческих способностей.

Если обучение в шумном классе не полезно «особому» ребёнку, может быть выбрано обучение на дому. Детям с проблемами двигательного и моторного плана предлагается дистанционное обучение. С сентября появится и такая новинка как сетевое обучение. Например, в школе нет логопеда и психолога, а занятия с ним прописаны программой обучения. Тогда школа для осуществления обучения обязана заключить договор с другими школами или негосударственными центрами, и тогда к психологу и логопеду ребёнок будет ходить в другие места. Такое нововведение позволит обеспечить полноту выполнения программы даже детям в отдалённой глубинке. Причём школы будут заинтересованы в поддержании инклюзивного образования в своих стенах, так как на каждого «особого» ребёнка будет выделяться целенаправленное финансирование.

Как и когда определить ребёнка на инклюзвное обучение?

По законам ребёнок должен пойти в 1 класс в возрасте от 6 лет 6 мес. до 7 лет и 11 мес. Многим родителям кажется, что если подождать достижения ребёнком 8 или даже 9 лет, ему будет легче адаптироваться в школе. Хочу напомнить, что родители несут конституционную обязанность по обеспечению получения ребенком общего образования. Ребёнок может получить разрешение ещё годик зедержаться в детсаду, это право прописано в часть первая статьи 67 Федерального закона «Об образовании в РФ», но необходимо для этого заручиться заключением специалистов с рекомендациями о продлении дошкольного образования (такие рекомендации даёт психолого-медико-педагогическая комиссия). Если же в 8 лет ребенок всё ещ не стал первоклассником и даже не проходит подготовку к школе в той или иной форме, у уполномоченных органов возникнут вопросы к родителям ребенка.

Когда ребёнок достиг школьного возраста, ему нужно пройти обследования и получить заключения от врачей, психологов, педагогов детсада, специалистов частых центров, с которыми занимается ребёнок. Затем родители обращаются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После анализа документов и тестирования ребёнка комиссия даёт рекомендации по поводу школьного обучения ребёнка. К прохождению ПМПК следует внимательно подготовиться, так как за короткий срок ребёнку нужно будет показать абсолютно незнакомым людям свои знания и умения. Кстати, именно здесь преимущества получают дети, с которыми родители активно занимались и водили на разнообразные курсы, индивидуальные занятия и кружки. Чем больше точных характеристик ребёнка от разных специалистов предоставили родители на комиссию, тем проще комиссии определить верно образовательный маршрут ребёнка. При наличии у ребёнка инвалидности, комиссия также учитывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида. Немаловажно согласие родителей. Так, если родителям кажется, что комиссия отнеслась к ребёнку предвзято, родители могут письменно высказать несогласие и требовать вторичного прохождения комиссии их ребёнком. О том, на какое обучение хотелось бы определить ребёнка, тоже надо обязательно говорить на обследовании ПМПК, иначе комиссия примет это решение по своему усмотрению.

Не стоит бояться, что подобранная программа «не подойдёт». Если школьник показывает явные результаты, он может быть переведён на более сильную программу, а если не справляется - на более слабую. Для изменения программы потребуется получить от школы комплексную оценку результатов учёбы, и снова обратиться на ПМПК.

Но вернёмся к будущему первокласснику: когда уже есть заключение ПМПК, то выбор родителями конкретной школы и класса обусловлен рекомендациями ПМПК о том, по какой программе ребенку рекомендовано обучаться, какие методы обучения и воспитания должны использоваться при обучении, специальные учебные пособия, технические средства обучения, о предоставлении услуг ассистента (помощника), коррекционных занятий, а также об условиях доступности и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. То есть, задача родителей - найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.

Если родители затрудняются в выборе, можно идти в школу по месту жительства, так как там не имеют права отказать в приёме ребёнку. Зачем же тогда водить ребёнка по врачам и проходить ПМПК? Дело в том, что специальные условия школа может создать только на основании заключения ПМПК, так как школа дополнительное финансирование выделятся именно на основании этого заключения.

Не стоит ждать, что 100% школ России с сентября станут инклюзивными. Планируется, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ, в принципе, на данный момент не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений), так - и это главное - и в наличии педагогов, которые понимают всю ценность инклюзии, обучены работе с «особыми» детьми и готовы помочь им адаптироваться в обществе обычных детей.

Понятно, что дети с нарушениями в развитии получают преимущества от инклюзивного обучения, так как приобретают ценный опыт взаимодействия. А социальное развитие возможно только в окружении людей, в столкновении с разными социальными ситуациями. Но от инклюзии выигрывают и обычные дети. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты - очкарик, ты - толстый, ты - идиот и так далее. Обучаясь вместе с инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям. Инклюзия — это не про жалость, не про сострадание. Инклюзия - это признание индивидуальности каждого ребёнка и построение общества без крена в сторону сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных.

Инклюзивное образование

в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).

Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет. В наши дни и в российском обществе – особенно это заметно в мегаполисах – происходят явные изменения в сторону его большей гетерогенности, вследствие колебаний его национального состава, активных межкультурных взаимодействий, изменений в политике и в экономике. Параллельно с этими процессами, но, к сожалению, гораздо более медленно, началась важная трансформация общественного сознания по отношению к равноправию всех без исключения граждан в области качества жизни и, в частности, образования.

В феврале 2010 г. Президентом РФД.А. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где указано, что новая школа станет школой для всех, а значит, будет организована в согласии с принципами инклюзивного образования. Инклюзия же требует пере­смотра многих критериев системы образования и ставит перед обществом и государством новые философские и методологические вопросы. Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели традиционное образование, усло­виях, с учетом всех социокультурных и правовых изменений современности.

Очевидно, что организация инклюзивного образования расширяет права и перспективы не только детей с ОВЗ. Нарушения физического или психического развития - ограниченные возможности здоровья – влекут за собой как следствие появление особых образовательных потребностей, но такие потребности могут возникать по совершенно разным причинам, меняться со временем, и, главное, не обязательно быть связанными со здоровьем обучающегося. Принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, таким образом, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, с обучением связанные.

Термин «особые образовательные потребности» (SpecialEducationalNeeds) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов. Председатель этого комитета, британский профессор философии баронесса Мэри Уорнок опубликовала в том же году развернутый комментарий к этому докладу: «Соответствие особым образовательным потребностям». Будучи изначально соотнесено с нарушениями развития и инвалидностью, в дальнейшем понятие «особые потребности» обсуждалось в более широком значении и позволило отойти от исчерпавшей себя медицинской модели инвалидности, понятия, на котором долгое время строились концепции определения нормы и отклонений от нее. Приведем как пример определение ООП в тексте ирландского Закона об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004): «Ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих таких обстоятельств…»

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения. Это определение используется при составлении специальных документов – заключений об особых образовательных потребностях, при определении индивидуальных трудностей, что часто является обязательной и необходимой процедурой (см., например, британский Кодекс особых образовательных потребностей). Также это понятие фигурирует в индивидуальных планах обучения и в тех отчетах, которые школы обязаны предоставлять в связи с финансовыми затратами на удовлетворение особых образовательных потребностей своих учащихся. Во многих школах, где осуществляется в полной мере работа с потребностями и трудностями учеников, появилась должность координатора по работе с учащимися с ООП.

При появлении и развитии инклюзивных учебных заведений быстро выяснилось, что далеко не все инвалиды нуждаются в принципиально особенных условиях и методах обучения, и далеко не все дети, имеющие трудности в обучении и требующие индивидуального подхода, отягощены хоть каким-либо медицинским диагнозом.

По данным московского мониторинга сети образовательных учреждений половина детей с расстройствами аутистического спектра, обучающиеся в условиях инклюзии в массовой школе, не имеют инвалидности. Однако, процесс включения таких детей в массовый класс почти невозможен без адаптации программы обучения, организации специальных условий и сопровождения.

В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ, который был закреплен Федеральным государственным стандартом, а теперь и российским Законом «Об образовании». Такой Учебный планобязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Согласно Закону образовательное учреждение обязано гарантированно обеспечить процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ данных об образовательных учреждениях Москвы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,с данными о наличии там специальных условий показывает, что при наличии в учреждениях детей с различными видами нарушений специальные условия для образования таких детей создаются не во всех учреждениях. Наименее обеспеченной специальным оборудованием и дидактическими средствами оказалась категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, доля которых от общего количества детей с ОВЗ в инклюзии составляет почти третью часть.

Согласно новому Закону государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Москве около 30% педагогических работников от общего количества педагогических работников в инклюзивных образовательных учреждениях работают с детьми-инвалидами. Остро встает вопрос их профессиональной подготовке и квалификации.

Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования. 74,4% респондентов либо не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо заявляют о недостатке информации по этому вопросу.

Основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии. Подавляющее большинство опрошенных знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов, что составляет от 18 до 36 часов на весь курс обучения. Вследствие чего, 51% педагогов не готовы применять элементы коррекционной педагогики в своей повседневной практике, из них 38% запрашивают дополнительное обучение в области инклюзивного образования.

Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.Наш опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Школьным психологам нужно помочь педагогам разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа инклюзивного образования была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы.

Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании на сегодняшний день и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта.Повышение квалификации в области инклюзивного образования может заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных компетенций и умений, но адресно отвечающей на профессиональные запросы педагогов и образовательных учреждений.

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо обучение практикующих специалистов общепедагогическим технологиям индивидуализации обучения, моделям развивающего урока, технологиям поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о развитии профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Для такого повышения квалификации формы по лекционно-семинарскому типу не приводят к необходимым изменениям в педагогической практике. Основным в системе повышения квалификации должна стать методология деятельностного подхода, выявление и сертификация успешного опыта инклюзии, проведение мастер-классов и стажировок на базе успешных площадок, изучение необходимых компетенций и образцов успешной практики.

На базах ВУЗов секции УМО «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» реализуется большое количество программ повышения квалификации специалистов. Например,

    в Новосибирском государственном педагогическом университете- программа «Инклюзивное образование: теория и практика»;

    в Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии (ФГБОУ ВПО ПГСГА) - «Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе»;

    в Университете управления ТИСБИ (НОУ ВПО Университет управления ТИБСИ, г.Казань) – «Разработка условий для построения инклюзивной образовательной среды в среднем специальном учебном учреждении», «Инклюзивные процессы в учреждениях системы дополнительного образования детей», «Школа на пути к инклюзии», «Организация профессиональных сурдокоммуникаций в контексте программы «Доступная среда»;

    в Институте развития образования Кировской области - «Инклюзивное образование в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования»;

    в Московском городском психолого-педагогическом университете реализуются 7 программ повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования: - «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»,«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ»,«Организационно-управленческие основы инклюзивного образования», «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы»,«Организация внеучебной и воспитательной работы в инклюзивном образовании», «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ», «Организация и содержание деятельности тьютора в инклюзивном образовании».

По нашему мнению, стажировочные программы являются наиболее эффективным средством повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей.Разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений позволит распространить опыт в сфере развития инклюзии, адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава, тем самым, обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, что является одной из самых актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед российским образованием.

Несомненно, законодательное закрепление инклюзивного образования – это только начало. Впереди – много работы по созданию подзаконных актов и норм, проведению научных исследований и дискуссий, анализу практического опыта, написанию учебников и программ. Профессиональное сообщество готово к решению этих задач, понимая, что оно работает на будущее нашего образования и каждого отдельного человека, которое его сегодня получает.

С 1 сентября 2016 года вступит в силу новый стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Делать оценки пока раны, но эксперты отмечают, что у детей, вовлеченных в новую образовательную модель, отмечается положительная динамика обучения. Уже сегодня во всех регионах страны активно ведется работа по созданию в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования безбарьерной среды, совершенствуются материально-техническая и кадровая базы.

Работа по созданию условий для инклюзии в общеобразовательных школах России проходит при активной поддержке государственных институтов разного уровня. На реализацию этой задачи в 2011-2015 годах был направлен и завершающийся первый этап госпрограммы "Доступная среда". Программой предусмотрено увеличение до 45% к 2016 году доступных для маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В рамках создания современной информационно-образовательной среды на базе пилотных площадок отработаны подходы к оснащению кабинетов мультимедийным, компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием, использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Сегодня

На сегодняшний день в российских образовательных учреждениях обучается 482 тысячи детей с особыми образовательными потребностями. Из них 270 тысяч обучаются инклюзивно в общеобразовательных школах, остальные – в специальных образовательных коррекционных заведениях. По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки, только за последние три года, количество детей перешедших в инклюзию увеличилось более чем на 21 тысячу человек.

Существуют разные модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В детских садах нового образца помимо воспитателей, работают квалифицированные педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. При необходимости в некоторых регионах ребенку предоставляется тьютер. Такой подход помогает социализации не только детей, но и семьи в целом. Родителям не нужно отказываться от трудоустройства или выбирать менее оплачиваемую работу ради возможности дополнительно посещать с ребенком специализированные центры. Весь необходимый для индивидуального развития малыша объем помощи он получает в своем образовательном учреждении по программам, рекомендованным ему специалистами психолого-медико-педагогической консультации.

Победители

В Московском городском психолого-педагогическом университете в рамках международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы" состоялось подведение итогов второго всероссийского конкурса "Инклюзивная школа России" и награждение победителей состоялось. В номинации "Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику" победителями стали: ГБДОУ №83 (Санкт-Петербург) и Отделение "Наш дом" ГБОУ Школы №1206 (Москва).

"Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию" признали Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Областной центр диагностики и консультирования" (Новосибирская область).

Победителем в номинации "Лучший педагог инклюзивного образования" стала учитель русского языка и литературы МБОУ №3 (Свердловская область).

В номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования" победу одержала МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №14 (Новосибирская область). "Лучшей школой, реализующей инклюзивную практику", признана МБОУ "СОШ № 84" (Томская область).

Статья подготовлена по материалам РИА / Фото: РИА

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для осуществления равных прав на получение образования часть 5 статьи 5 данного закона обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей. В том числе - путем организации для них инклюзивного образования.

Чтобы ученик был признан имеющим ограниченные возможности здоровья, требуется соблюдение трех условий:

  1. У него имеются недостатки в физическом или психологическом развитии.
  2. Они подтверждены специальной психолого-медико-педагогической комиссией.
  3. Получение образования этим учеником невозможно без создания специальных условий.

Образовательные стандарты

В статье 11 Закона № 273-ФЗ идет речь о федеральных государственных образовательных стандартах, и в частности, пункт 6 статьи 11 требует создания для учащихся с ограниченными возможностями отдельных образовательных стандартов либо добавления специальных требований в уже имеющиеся. Так, с 1 сентября 2016 года применяются «Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, и «Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Статья 79 Закона № 273-ФЗ регулирует основные принципы организации инклюзивного образования в России. Прежде всего указано, что в основу такого образования положена адаптированная образовательная программа, разработанная специально для обучающегося. Если же речь идет об инвалиде, то для него содержание и условия получения образования определяются его индивидуальной программой реабилитации.

Организация специальных условий для инклюзивного обучения

В образовательном учреждении, где ведется адаптированное образование, должны быть обустроены специальные условия для его получения. В структуре этих условий можно выделить три элемента:

  1. Материально-техническую составляющую - важную, но не единственно главную. Сюда относятся обеспечение доступа в здание, технические средства для перемещения по этажам, соответствующее специальное оснащение аудиторий, услуги ассистента-помощника и т.д., смотря по потребностям конкретных учеников.
  2. Методический элемент: адаптированные программы и методы образования и воспитания, возможность выбрать форму обучения, специальные учебники и пособия и др.
  3. Коммуникационно-организационный элемент: общение и взаимодействие между учениками и преподавателями, а также внутри ученического коллектива, построенное на толерантности и предупредительности.

На практике создание такого комплекса условий часто доставляет столько хлопот, что обычные школы предпочитают отказывать родителям ребенка-инвалида, которые хотят обучать его инклюзивно. Либо же, наоборот, такого ребенка стремятся социализировать во что бы то ни стало и отдают его в обычную школу, не обращая внимания на отсутствие условий обучения конкретно для него.

В РФ наряду с развитием инклюзивного - то есть с интеграцией в социальную среду - образования сохраняется и система коррекционного образования в специализированных учреждениях. Минобрнауки считает, что две эти системы не мешают друг другу. Статья 79, помимо прочего, предоставляет выбор организации образования: вместе с другими учениками или же в отдельных классах, группах или учреждениях, то есть инклюзивно либо специализированно. Нормы международного права предусматривают создание спецшкол только тогда, когда инклюзивность почему-либо невозможна, однако в отечественных реалиях такие формулировки пока неактуальны.

Учащимся с ограниченными возможностями полагается бесплатное двухразовое питание, а если они живут в своем образовательном учреждении - то и полное государственное обеспечение. Специальная учебная литература и услуги сурдопереводчиков также предоставляются безвозмездно.

Принципы инклюзивности в профессиональном и высшем образовании

Важным фактором для адаптации в обществе и нормальной жизни людей с инвалидностью становится владение профессией. Статья 79 Закона № 273-ФЗ уделяет целых три абзаца организации профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто остался без общего образования. Законом для таких студентов предназначены специальные условия и адаптированные программы, однако принципы инклюзивности в деле получения профессионального образования сложно переоценить. Сноровка в профессии, как известно, нарабатывается в процессе практики и общения с другими мастерами, для чего необходимы навыки коммуникации и умение получать и обрабатывать информацию без помех со стороны своих ограниченных возможностей.

Как в законодательстве, так и в статьях экспертов-аналитиков подчеркивается также немаловажность доступности инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как замечает в своей статье А.Ю. Верховцев, для этой категории людей выбор жизнедеятельности, как правило, ограничен, поэтому для них «именно высшее образование становится наиважнейшим фактором в сложном процессе саморазвития личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, организациями».

Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Она предусматривает увеличение количества образовательных учреждений, которым вменяется в обязанность обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К нынешнему, 2017 году, Программа требует наличия таких условий в 25% учреждений из общего числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. К 2020 году эта доля должна составлять уже 70%.

Проблемы подготовки кадров

В числе важных задач организации инклюзивного образования стоит подготовка преподавательских кадров. Порой даже в спецшколах педагоги испытывают трудности, например, со свободным владением языком жестов. Тем более мало в России педагогических учебных заведений, которые готовили бы педагогов вести учебный процесс сообразно принципам инклюзивного образования. Министерство образования РФ ввело в педвузах курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями», однако качественная подготовка преподавателя-«инклюзивщика» не ограничивается профессиональными навыками, которые можно получить в вузе уже готовыми. Модель инклюзивного образования для России совершенно новая, отличная от привычной коррекционной модели, и методики такого обучения приходится совершенствовать и развивать прямо в процессе работы. Как отмечает Н.З. Солодилова в статье «Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов», «для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей».

Отражение в законодательстве субъектов РФ

Положения Закона № 273-ФЗ в части образования лиц с ограниченными возможностями находят развитие на уровне субъектов федерации. В законах об образовании многих субъектов РФ отражены общие нормы федерального законодательства об инклюзивности, а в ряде субъектов приняты отдельные нормативно-правовые акты на эту тему или целые концепции развития инклюзивного образования, например:

  • Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве".
  • Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, утвержденная 5 мая 2012 г.
  • Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы, утвержденная 17 сентября 2015 г.
  • Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы, утвержденная 24 ноября 2015 г.
  • Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, утверждена 28 мая 2013 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Источник информации - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (сайт "Российской Газеты")

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.