Древняя фракия. Значение слова «фракия

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

После вторжения сарматов во 2 тыс. до н. э, многочисленные племена сколотов (скифов-земледельцев) переселились во Фракию. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии на Балканах была названа Малой Скифией.».

Во II тысячелетии до нашей эры фракийские племена занимали обширные территории от Адриатики до Чёрного моря (Понта). Местность в Малой Азии близ Трои населяли этнические фракийские племена, выходцы из Фракии (Болгария)…


В описании задунайских земель Плиния говорится: «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него . В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь , прежде называвшийся Круном. Здесь течет река Зира . Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания ».

Древняя культура, религия и мифология фракийцев на Балканах была воспринята греками-эллинами. Фракийские мифы о Дионисе, Аресе, о Европе, дочери финикийского царя, об Орфее, который был, по преданию, царём фракийцев стали и греческими мифами. В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса . богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле, насыпав курган…»

Геродот, описывая военное снаряжение фракийцев, воюющих с персами, пишет:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх - пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (История, VII, 75).

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке .

По данным современной генетики фракийцы были носителями «индоевропейской» гаплогруппы R1a

Первое фракийское государство на Балканах сложилось в V веке до нашей эры – Одрисское государство . Царь фракийского племени одрисов Тирас объединил все , которые были не однородны по этническому составу - праславянские, кельтские и др.

Описывая фракийцев, греческий философ Ксенофан сообщает о том, что внешне фракийцы отличных от греков. У фракийцев были светлые волосы и голубые глаза, именно, такими представляли фракийцы и своих богов.

«Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы… «

Свою дочь фракийский царь Тирас выдал замуж за (Геродот, IV, 80), так возник политический союз мира и родства династии фракийских царей со скифами Причерноморья. После смерти царя Тираса, фракией правил его сын Ситалк .

В 6 веке до нашей эры королю одрисов Тирасу и его сыну Ситалку удалось расширить владения Фракийского царства от города Абдера на побережье Эгейского моря до устья реки Истр (Histria – Дунай) на побережье Чёрного моря. В 360 г. до н.э. Одрисское царство распалось.

В кургане близ Пловдива обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей, на котором выгравировано имя

Иосиф Флавий приводит самоназвание фракийцев — тирасцы , свой род ведущие от Тираса – седьмого сына Иапета (Яфета), считающегося общим прародителем всех индоевропейцев. Тирасом в античные времена называли реку Днестр, отсюда и современное название города — Тирасполь.

Корень слова «tir», роднит имя Тираса с мифическим (Ταργιταος), прародителе скифских племён. По легенде скифский царь Таргитай был сыном Геракла от рогатой , дочери реки Борисфен (Днепр). Имя Тагитай – Тарха-Царь, то есть «Бык-Царь», образ быка, в латинском языке слово «tayros» — «бык».

Территорию Македонии (Греция), Дакии (Румыния), Вифинии (северо-западная Анатолия), Мизия (северо-западная Анатолия) также населяли фракийские племена, воспринявшие эллинскую культуру. В 336 г. до н.э. Александр Македонский предпринял поход против Фракии и подчинил её своему правлению, оставив власть на местах фракийским князьям.

В 46 году до н.э., Фракийское царство попало под римское владычество, и стало провинцией Рима. Римляне разделили Фракию на 33 административные единицы (стратегии), которые назывались по названиям старых фракийских племён.

Римский правитель Агриппа получил контроль над Фракией, при Августе вся Фракия стала провинцией Римской империи. Именно, в 1 веке начинается массовый исход фракийцев из Фракии. Фракийцы вдруг исчезли с географический карты Балкан. Фракийцы переселились из этих мест, этот факт подтверждается и римской оккупацией этих территорий, засильем в этих землях римлян. В фракийских курганах на территории Приднепровья археологи находят множества римских монет 1 века н.э.

Многие сколоты -«фракийцы» возвращались на свои прежние земли в Скифи ю, возрождая ее земледелие и города. Античный автор 2 в. н. э. Птолемей сообщает о 6 городах на Днепре : Сар , Ольвию (Борисфен), Азагарий, Серим, Метрополь, Амадока. В античных источниках есть сказание о фракийском царе Амадоке Первом, который правил Одрисской державой в 410-390 годах.

После смерти Александра Македонского и распада Римской империи, фракийский князь одрисов Севф III (324-311 гг. до н.э.) восстановил независимость Фракии. Князь одрисов Севф III выпускал во Фракии свою серебряную монету. Римский генерал Лисимах в 301 году до нашей эры сжёг столицу фракийского царя Севфа – город Севфополис.

В Древней Греции о фракийцах, как и о скифах, слагались легенды, как о храбрых войнах, обладавших несметными золотыми сокровищами. Легендарного римского гладиатора Спартака часто относят к фракийцам или к скифам. Историк Блейдз читает скифское имя Пардокас (Παρδοκας), как Спардокас - Σπαρδοκας или тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Живущие на берегу Чёрного моря фракийцы, как и Причерноморские скифы, были русоволосые и голубоглазые, носили усы и бородаты. Волосы на голове, и скифы, и фракийцы, собирали на макушке, для того, чтобы удобно было носить мохнатую лисью шапку или небольшую остроконечную шапку («фракийский колпак»), подобный колпак носили и скифы (в др.-рус. языке – «скуфиа» -остроконечная шапка; в греч.яз.- skouphia, по-греч. skyphos - «чашка»), фракийский боевой шлем повторяет форму колпака. Одежда и обувь фракийцев и Причерноморских скифов была из кожи и меха. Когда умирал царь скифов, его жену, коня и прислугу сжигали вместе с ним, их останки закапывали в каменной гробнице, засыпанной землёй (кургане) вместе с мужем, тот же обычай был и у фракийцев.

По данным современной генетики фракийцы были носителями индоевропейской , соответственно, истоки, ныне не существующего, фракийского языка, надо искать в индоевропейской языковой группе. Древние фракийцы, как и сколоты (скифы), говорили на одном из диалектов , которого не знали эллины.

Источники сведений о фракийском языке крайне скудны:

1. Глоссы в сочинениях античных и византийских авторов (23 слова).

2. Фракийские надписи, из которых наиболее ценны четыре, остальные 20 коротких надписей найдены на острове Самофракия. Самая длинная надпись на фракийском языке, найденная в 1912 около деревни Езеро в Болгарии, датируется 5 веком до н. э. Она вырезана на золотом кольце и содержит 8 строк (61 букву).

3. Во фракийском языке были — bebrus -«бобёр», berga (s ) — берег, «холм», berza (s ) — «береза», esvas (ezvas ) — «конь», ketri — «четыре», rudas — рудый, красный, svit — свит, «сиять», udra (s ) «выдра» и др.

4. О пребывании древних фракийцев на Балканах говорят, прежде всего, географические названия – гидронимы — названия рек, в которых ясно слышны пра-славянские корни -Искыр, Тунджа, Осым, Марица, название гор — Родопы, населенных пунктов — Пловдив, Пирдоп и др.

Славянские корни можно обнаружить и в именах древних фракийцев:

Astius - Осташ, Остик. (укр. Остап)

Brigo - Брайко, Брешко, Брейко, Брег.

Brais - Брашко (родственные слова- брага, борошно).

Bisa - Биса, Биско.

Bessa - Беса, Беско.

Bassus - Бассус, Баско

Vrigo - Вриго, Фриг.

Auluzanus - Алузанус, Галуша.

Durze - Дурже (от слова – друг, дружина),

Didil - Дидил, Дедило. (родственные слова в рус. яз.: детина, и др.)

Doles - Долеш (родственные слова в рус. яз.: доля).

Dines - Динес, Тинко.

Tutius - Тутиус, Туча, Тучко

Mettus - Миттус, Митуса (от имени богини земли и плодородия Деметра, происходят имена Дмитрий, Митяй).

Mucasis - Мукосея, Мукосей, Мокосея

Purus -Пурус, Пуруска

Sipo - Сипо.

Suarithus - Суаритус, Сирич.

Scorus - Скорус, Скора, Скорина, Скорец, Скорына, Скорята.

Sudius - Судиус, Судислав, Судимир, Судич, Судец и др.

(современное имя – Сергей)

Tarsa - Тарша, Туруса.

Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года , разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией , которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона - Константинополем .

В географическом центре Фракии находится важный транспортный узел - турецкий город Эдирне (исторический Адрианополь ). В современном регионе проживают около 13 млн человек, в том числе около 10 миллионов турок, около 1 миллиона болгар и 0,2 млн греков.

География

Главная водная артерия региона - река Марица или Эврос, по которой проходит государственная граница между Грецией и Турцией. На востоке области находятся горы Странджа . Климат прибрежного региона - субтропический средиземноморский, во внутренних районах умеренный.

История Фракии

Древняя Фракия

Древнейшая Фракия - гористый регион впервые был населён пеласгами . Это территория традиционного проживания скотоводческих племён фракийского происхождения, позднее подвергнувшихся сильной эллинизации. Территория исторической Фракии (самого северного региона древней Эллады , простиравшейся вплоть до Скифии), охватывала бассейны Мраморного , Эгейского и Чёрного морей. Среди более знаменитых городов был Авдера - родина Демокрита . В древности была заселена в основном фракийцами , по имени которых и получила своё название. Фракийцы основали Элефсину в Аттике , а мифические музыканты Орфей и Мусеос происходили именно отсюда. По морскому побережью в античные времена основывались греческие поселения, крупнейшее из которых располагалось на берегу пролива Босфор и получило название Византий - стратегически важный торговый пункт на пути из Чёрного моря в Средиземное и из Европы в Азию. Богатства Византия привлекают сюда римлян. Территория Фракии переходит под контроль Древнего Рима уже в I веке до н. э. Затем, в 330 году н. э., в г. Византий на берегу Босфора переносится и столица Римской империи, переименованная в честь императора Константина - Константинополь . Фракия становится стратегически важным регионом новообразованной Восточной Римской империи .

Средневековье

Новое время

В конце ХIХ - начале ХХ веков Фракия стала ареной ожесточённых сражений, когда революционные силы угасающей Османской империи пытались отстоять Константинополь от нападений греческих и болгарских войск. Так развернулась кровопролитная борьба за Фракию . Параллельно ей происходила также и борьба за Македонию . В обоих случаях сильно пострадало местное болгарское население, составлявшие относительное большинство до 1913 г. Любомир Милетич описал события тех лет в своей книге «Разгром фракийских болгар 1913 года ». Большая часть территории Фракии в начале XX века была передана Болгарии . Турки взяли другую часть после Первой мировой войны (Лозаннский мирный договор , 1923 год), а Греции остались районы Ксанти, Комотини и Эврос. Река Эврос является натуральной границей на востоке.

Население

Население Восточной Фракии, как и Фракии вообще, в Средние века было преимущественно греко-славянским, хотя с конца VII века греческое влияние в регионе постепенно ослабевало и славяне численно преобладали практически во всех внутренних регионах области, составляя и значительную долю населения городов, в особенности Одрина (Эдирне). После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году славяне становятся основной этнической группой региона. После турецких нашествий XIV-XV веков к ним добавился и мощный тюркский элемент, постепенно наращивавший своё присутствие в регионе в первую очередь за счёт ассимиляции оставшихся греков и отчасти болгар. В настоящее время население Восточной Фракии представлено почти исключительно турками, имеется значительная, но уже исламизированная цыганская община. При этом значительное количество тюркско-мусульманских меньшинств сохраняется в соседних регионах Греции и Болгарии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фракия"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (греч.)
  • (греч.)

Отрывок, характеризующий Фракия

– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.

Древняя Фракия

История

Доисторический период

Древний период

Геродот пишет, что еще до Троянской войны мисы , обитавшие в Малой Азии, перешли через Босфор в Европу, заняли территорию вплоть до Адриатического моря и завоевали все фракийские племена. Некоторые ученые считают, что это было связано с расширением хеттского господства на запад Малой Азии. Однако около 13 века до н. э. иллирийцы оттесняют мисов на восток и начинается новая волна переселения племён.

Архаичный период

Обитавшие на территории Фракии многочисленные племена занимали большую территорию, богатую плодородными почвами, густыми лесами и значительными залежами руды (район Пангея). С 8 в. до н. э. благоприятные условия начинают манить сюда греков, которые основали множество колоний (Абдера , Маронея и др.) и вступили в тесный контакт с южными фракийскими племенами. В 7-6 вв. до н. э. фракийцы находились на стадии разложения первобытного строя - у племён начинает выделяется слой знати, которая приобретает обширные и плодородные земельные участки, домашний скот. Появляются первые зачатки рабовладельческого строя.

Классический период

В 5 в. до н. э. после ухода персов наиболее развитые племена одрисы основывают свое царство. Основателем государства у одрисов был вождь Терес. Он подчинил своему влиянию южнофракийские племена и даже некоторые греческие города, заставив их платить дань.

Эллинистический период

В 4 в. до н. э. Фракия была завоёвана македонским царём Филиппом II . В 323 до н. э. в результате раздела империи Александра Великого Лисимах стал правителем Фракийского царства, которое распалось после его смерти в 281 до н. э.

Римский период

Литература

  • C. Bakirtzes et al., Thrace , Greek National Tourist Organization Cultural Guides 1, Athens, 1988.
  • S. Casson, Macedonia, Thrace, and Illyria , Oxford, 1926.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древняя Фракия" в других словарях:

    Раздел Фракии между Болгарией, Грецией и Турцией после 1923 года … Википедия

    Римская провинция Фракия около 120 года. Основная статья: Фракия Фракия (болг. Тракия, греч … Википедия

    Царство IX в. до н. э. 146 до н. э … Википедия

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

    Держава Ахеменидов Персидская империя 550 до н. э. 330 до н. э … Википедия

    Исторической области Македония на территории современной Греции посвящена статья Македония (Греция). Современному государству Македонии посвящена статья Республика Македония. См. также Македония (область). Древняя Македония царство … Википедия

Раздел Фракии между Болгарией, Грецией и Турцией после 1923 года.

В географическом центре Фракии находится важный транспортный узел - турецкий город Эдирне (исторический Адрианополь ). В современном регионе проживают около 13 млн человек, в том числе около 10 миллионов турок, около 1 миллиона болгар и 0,2 млн греков.

По одной из версий фракийским царевичем был руководитель восстания римских рабов - Спартак [ ] .

География

Главная водная артерия региона - река Марица или Эврос, по которой проходит государственная граница между Грецией и Турцией. На востоке области находятся горы Странджа . Климат прибрежного региона - субтропический средиземноморский, во внутренних районах умеренный.

История Фракии

Древняя Фракия

Древнейшая Фракия - гористый регион впервые был населён пеласгами . Это территория традиционного проживания скотоводческих племён фракийского происхождения, позднее подвергнувшихся сильной эллинизации. Территория исторической Фракии (самого северного региона древней Эллады , простиравшейся вплоть до Скифии), охватывала бассейны Мраморного , Эгейского и Чёрного морей. Среди более знаменитых городов был Авдера - родина Демокрита . В древности была заселена в основном фракийцами , по имени которых и получила своё название. Фракийцы основали Элефсину в Аттике , а мифические музыканты Орфей и Мусеос происходили именно отсюда. По морскому побережью в античные времена основывались греческие поселения, крупнейшее из которых располагалось на берегу пролива Босфор и получило название Византий - стратегически важный торговый пункт на пути из Чёрного моря в Средиземное и из Европы в Азию. Богатства Византия привлекают сюда римлян. Территория Фракии переходит под контроль Древнего Рима уже в I веке до н. э. Затем, в 330 году н. э., в г. Византий на берегу Босфора переносится и столица Римской империи, переименованная в честь императора Константина - Константинополь . Фракия становится стратегически важным регионом новообразованной Восточной Римской империи .

Средневековье

Новое время

В конце XIX - начале XX веков Фракия стала ареной ожесточённых сражений, когда революционные силы угасающей Османской империи пытались отстоять Константинополь от нападений греческих и болгарских войск. Так развернулась кровопролитная борьба за Фракию. Параллельно ей происходила также и борьба за Македонию . В обоих случаях сильно пострадало местное болгарское население, составлявшие относительное большинство до 1913 г. Любомир Милетич описал события тех лет в своей книге «Разгром фракийских болгар 1913 года ». Большая часть территории Фракии в начале XX века оказалась в составе

«Спартак, фракиец из племени медов», - пишет о нем Плутарх.

Фракия, земля населенная многочисленными племенами фракийцев (гетами, даками, одриссами, трибаллами, медами), располагалась на территории современной Болгарии, но жили фракийцы и на территории современной Румынии, Македонии, Украины и даже в Турции, где у берегов Черного моря лежала земля «азиатской Фракии» - Вифинии.

Первое упоминание о фракийцах и Фракии содержится в «Илиаде» Гомера. Чудесной страной предстает здесь Фракия, так не похожей на ту, какой ее знали греки последующих столетий. «Мать стад руноносных овечьих», «Страна укротителей конных», плодородная, изобильная дарами земли.

Славилось фракийское вино: «…аргивяне его ежедневно

В черных судах от фракийцев привозят по шумному морю».


Быстрота и сила фракийских коней: «снега белее они, быстротою же ветру подобны».

Ремесла процветали. Внушали удивление и зависть изукрашенные золотом и серебром колесницы фракийских вождей, их оружие, их золотые доспехи:«…которых не людям, подверженным смерти,

Больше всего подобало б носить, а бессмертным богам лишь».


Сами фракийцы предстают на страницах «Илиады» людьми отважными, благородными, обладающими высокой культурой. Гомер упоминает фракийца Фамира, похвалявшегося, что он одержит верх в пении над самими музами, и в наказание за это ими ослепленного. Тут же нельзя не вспомнить и о другом великом певце Фракии, Орфее.

Но за эпохой расцвета, пришедшейся на Гомеровские времена, наступили долгие века угасания. Нельзя сказать, чтоб сокрушительное вражеское нашествие или неутихающие межплеменные войны (хотя и они бывали в истории страны) уничтожили богатейшую фракийскую культуру. Все пожрал медленный пламень истории, так что теперь лишь на основании отдельных археологических находок и упоминаний в исторических записях других народов мы можем судить о том, какой была Фракия.

Неисчерпаемые богатства Фракии влекли алчных соседей, а отсутствие единства между племенами превращали ее в удобный плацдарм для колонизации. Греки уже с VIII в. до н. э. вывели сюда множество колоний (на полуостров Халкидику, Абдера, Маронея); знаменитые, богатые золотом и серебром Пангейские рудники, открытые и разрабатываемые фракийцами, с 437 до н. э. принадлежат Афинам.

Самое крупное государство Фракии - Одрисское царство, сложившееся в начале V века до н. э. и подчинившее, по свидетельству Фукидида, большинство фракийских племен, своим богатством во многом было обязано греческим колониям. Можно представить, насколько выгодной для греков была фракийская торговля, если они готовы были уплачивать царю одриссов за протекторат огромную дань в 400 талантов, причем на такую же сумму он получал дары в виде изделий из драгоценных металлов. В свою очередь цари одриссов были заинтересованы в развитии торговли, для чего требовался постоянный приток продуктов сбыта. Этого добивались за счет жесткого управления захваченными территориями, где центральную власть представляли соправители, так называемые парадинасты. Они осуществляли царский контроль над отдельными областями страны, пользовались широкой автономией в своих действиях, имели право чеканить монету со своим именем. Им, в свою очередь, подчинялись их соправители с более узкими прерогативами власти. Те и другие происходили из царского рода. Автономия парадинастов, а также недовольство подчиненных племен грабительской системой управления, выгодной только греческим торговым партнерам одрисских царей, уже на рубеже V - IV веков привело царство одриссов к затяжному кризису, о котором красноречиво писал Ксенофонт в своем «Анабазисе». Представители разных ветвей рода Тереса, основателя Одрисского царства, вступили в ожесточенную борьбу между собой. Единое царство распалось на несколько частей. Это было время укрепленных замков, где цари и царьки день и ночь держали наготове оседланных коней, чтоб в случае опасности немедленно умчаться из захваченной страны.

А между тем набирает силу еще один могущественный и опасный сосед Фракии - Македония. С середины IV века она представляет собой мощное единое государство. В 342 г., пользуясь раздробленностью фракийцев, царь Филипп, отец Александра, подчиняет себе внутренние районы Фракии. На территории между Пестом и Понтом Филипп создал так называемую Фракийскую стратегию, которая управлялась наместником, назначаемым царем, и платила огромную подать. Впрочем, с III века до н. э. отношения с Македонией меняются. Царь Филипп V заселяет фракийцами македонские земли, обезлюдевшие в результате непрерывных войн. Он использует Фракию в качестве стратегического резерва в своих войнах с Римом. Так, например, фракийская конница определила исход сражения при Лариссе в ходе Третьей Македонской войны.

К сожалению, в отсутствие единого государства все мужество и прославленная доблесть фракийцев могли обусловить лишь незначительные военные успехи. Их кровь лилась в чужих войнах (многочисленные военные дружины фракийцев составляли отряды наемников в разных армиях), а сама Фракия превращалась в арену противоборства могущественных противников. В IV веке здесь мерились силами Македонское и Скифское царства, в начале III века до нашей эры страна надолго попала под власть кельтов, разграбивших ослабевшую страну. Со времени господства кельтов во Фракии уже не встречается захоронений с богатым погребальным инвентарем, что было характерно для IV - начала III вв. И, наконец, в 188 г. во Фракии появились войска римского полководца Гн. Манлия Вульсона, возвращавшегося через Фракию из Малой Азии после окончания Сирийской войны.

Прекрасным обобщением истории Фракии служат слова Геродота: «Фракийцы - народ самый многочисленный на земле после индийцев. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость».

«История» Геродота - наиболее полный источник, повествующий об обычаях фракийцев. Вот что он пишет:

«Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, [что выбор пал не на них]: ведь это для них - величайший позор.

Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. [Целомудрия] девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, [верность] замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка [на теле] считается у них [признаком] благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи».

Очень странным выглядит обычай (именно обычай, а не вынужденная мера) фракийцев продавать своих детей в рабство. Можно предположить, что он находится в прямой зависимости от обычая предоставлять девушкам свободу до брака. Судьбу прижитых от внебрачных связей детей решал, видимо, супруг матери, а для небогатого фракийца невозможно было кормить чужих детей, отнимая кусок хлеба у своих, и детей продавали.

С точки зрения афинян, обитателей знойной Аттики, Фракия была северной страной. Зимой там выпадал снег: «Тогда выяснилось, почему фракийцы носят на головах и ушах лисьи шкуры, а также хитоны, прикрывающие не только грудь, но и бедра» (Ксенофонт, «Анабазис»).

Геродот описывает одежду фракийцев так: «Фракийцы имели на головах лисьи шкурки, на теле хитоны, а сверху длинные пестрые плащи, на ногах и кругом икр - обувь из козьей кожи». На греческих вазах часто встречаются изображения фракийцев в подобной одежде.

Орфей у фракийцев. Роспись кратера. Ок 450 г. до н. э.