Эффективная зарядка для детских глаз. Детская гимнастика для глаз и упражнения для улучшения зрения

Гимнастика для глаз для детей

Родители прекрасно знают, насколько важны для развития и здоровья ребенка физические упражнения ,укрепляющие мышечную систему.Но,как показывают опросы, зарядка для тренировки глаз является обязательной процедурой для ребенка далеко не в каждой семье. А ведь если бы детки регулярно делали гимнастику для глаз в домашних условиях (особенно,если есть наследственная предрасположенность к появлению дальнозоркости, близорукости или астигматизму ),то зрение не ухудшалось бы заметно с каждым годом. Можно с полной уверенностью сказать,что гимнастика для глаз для детей школьного возраста и дошкольников является замечательной профилактикой проблем со зрением и заболеваниями глаз .
С момента рождения и до 12 лет у ребенка активно развиваются органы зрения. Вероятность испортить зрение в это время увеличивается.
Негативное влияние на глаза оказывают повреждения (травмы, ), чрезмерные нагрузки перед монитором компьютера и у телевизора, инфекции , заболевания , иные причины.

Ежедневно ребёнок получает и перерабатывает много информации, необходимо все время напрягать органы зрения. Последствием является усталость - главный виновник проблем с глазами у детей. Даже при идеальном зрении нужно регулярно заботиться об их релаксации. В противном случае придется столкнуться с сухостью и покраснением глаз, плохой видимостью на большом расстоянии.

Поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки малыша требуют особой опеки . Для них были придуманы специальные тренировки. Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками , потешками , поговорками или пословицами , создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу. Ниже вы найдете лучшие упражнения,которые сделают увлекательной гимнастику для глаз при близорукости,а также при дальнозоркости для детей любого возраста.

Восстановление зрения возможно. Прежде чем прибегать к операции, лазерной или другой коррекции, попробуйте вернуть здоровье зрительных органов естественным путем. Для этого нужно запастись терпением, за один день ситуация не исправляется. Но понятно,что появились проблемы со зрением у ребёнка не в одно мгновение.

Упражнения для глаз выполняют до 3 раз в день, для зарядки выделяется 4 минуты. Применяются различные маленькие предметы и тренажеры. Сформулировать последовательность действий лучше в стишках . Гимнастика для глаз в стихах для детей - лучший способ увлечь ребенка делать полезные упражнения для улучшения зрения каждый день! Далее вы найдете самые популярные упражнения гимнастики для глаз в стихах и потешки .

Доктора всего мира разрабатывают различные методики для тренировки глаз для детей . Впервые необходимость регулярных зарядки и отдыха для глаз была отмечена американским офтальмологом Вильямом Бейтсом, который сделал одну из самых эффективных тренировок для зрительных органов. Из современных вариантов наиболее популярны упражнения Мирзакарима Норбекова. При систематическом выполнении первой или второй методики зрение заметно улучшается.

Миопия (близорукость) - заболевание, при котором глаз нормально воспринимает изображение, которое расположено близко (до 40 сантиметров), но далекие предметы ему распознать тяжело.
Для улучшения состояния глаз рекомендуется систематически выполнять несколько вариаций тренировок, которые созданы разными врачами-учеными.

При дальнозоркости у детей фокусировка картинки выполняется за сетчаткой глаза. Существуют особые упражнения для усиления остроты зрения, которые иногда помогают полностью устранить проблему.

К сожалению в последние годы проблемы со зрением наблюдаются практически у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста. Дети подолгу сидят у телевизора,фокусируют свой взгляд на одном и том же расстоянии,играя в игры за компьютером. Чтобы улучшить зрение и предотвратить его дальнейшее ухудшение,рекомендуется регулярно выполнять гимнастику для глаз . Чтобы деткам было интересно каждый день заниматься упражнениями,улучшающими зрение,мы разместили ниже список упражнений в стихах . Интересная гимнастика для глаз для детей будет полезна не только ребенку,страдающему близорукостью или дальнозоркостью,но и существенно может укрепить зрение у любого дошкольника. Также вы найдете комплекс упражнений для улучшения зрения при близорукости и специальные упражнения для детей при дальнозоркости .


Если вашему ребенку понравится гимнастика для глаз ,специально разработанная для детей и он с удовольствием будет выполнять все упражнения ежедневно с раннего детства ,то вероятность развития близорукости или дальнозоркости сводится к минимуму,если малыш не страдает какими либо патологическими или наследственными заболеваниями,влияющими на корректную работу глазного аппарата. представленные выше упражнения будут полезны как для дошкольников ,так и для детей школьного возраста - особенно полезна такая гимнастика для глаз будет после школы и после выполнения уроков домашнего задания.

Следующая статья.

Представьте, что вы сидите и делаете уроки с вашим отпрыском, а он то и дело отвлекается, не может долго сосредотачиваться на заданиях. Или ваш малыш ходит по дому и мается от безделья, не зная — куда приложить свою кипучую юную энергию. Эти ситуации знакомы практически всем родителям! Как раз в такие моменты гимнастика для глаз для детей будет не только полезным, но и интересным, помогающим научиться владеть собственным вниманием, занятием.

В первые 10 лет жизни у человека полностью формируется функционал органов зрения и то, как вы проведёте это время со своим чадом, полностью отразится на его зрении. Казалось бы, смотреть и хорошо видеть — это так естественно!

И зачем тогда нужны какие-то специальные упражнения?

Но те родители, дети которых страдают близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом или другими заболеваниями, связанными с глазами, знают — жизнь без полноценного зрения лишает маленьких исследователей красок этого мира! А современные реалии таковы, что под влиянием компьютеров и телевизоров младшее поколение всё больше и больше сталкивается с этой проблемой. Зрительная гимнастика подходит как в качестве профилактики, так и в качестве весомого дополнения к лечению уже существующей проблемы.

Гимнастика, как игра. Эффективность и цели

Увлечь ребёнка упражнениями для глаз можно в любое время:

  • когда он слишком сильно разыгрался и уже начинает проказничать, чтобы успокоить его
  • когда он устал делать уроки и его внимание рассеивается, чтобы отвлечь и снова сфокусировать на задачах
  • после просмотра телевизора и игры в компьютер, чтобы расслабить мышцы глаз и дать им отдых
  • после активной спортивной деятельности, чтобы переключится на более спокойный ритм

Самая главная цель — тренировать мышцы органов зрения. От такой тренировки и будет зависеть дальнейшая судьба “маленьких глазок”. Более того, такие методы способны:

  • успокоить повышенную нервную активность
  • замедлить или обратить вспять падение уровня зрения при детской близорукости, дальнозоркости и даже при астигматизме
  • дать глазкам передышку и время на восстановление
  • помочь в переработке информации, которую детский мозг получает в больших количествах

Конечно же, сами комплексы детской гимнастики для зрения будут отличаться в зависимости от возрастной категории. , а вот как быть с дошколятами и младшими школьниками?

Скоро узнаете!

Для самых маленьких

Заниматься можно начинать уже с очень раннего возраста. С 2-3 лет уже можно. Для начала следует посадить малыша напротив себя и попросить повторить его за вами быстрый взгляд влево и вправо. Совсем маленькие детки не знают пока: где — лево, а где — право, поэтому достаточно просто спросить:

“А ты так умеешь?
Я вот умею!”

Как показывает практика, после этих слов любознательный отпрыск готов повторить практически всё что угодно! Как только он подцеплен на крючок интереса, сразу покажите ему это упражнение и следите, чтобы он сделал его.

После этого поморгайте и сделайте второе быстрое движение глазами вверх — вниз, в конце опять поморгайте, чтобы снять напряжение. Водите с глазами, описывая круги, хлопайте по векам пальчиками.

Такую короткую разминку можно делать в любой момент. Она очень легкая и быстрая.

Для более продолжительного занятия, заранее подготовьте цветные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Желательно сделать их крупными по размеру и разных цветов.

Скажите малышу, чтобы он следил за тем — куда пошёл пальчик?

С квадратом и треугольником: показывайте по очереди в разные углы фигуры, а ребенок пусть следит за вашим пальцем.

С кругом: описывайте им круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Если вы скажете вашему юному ученику, что это летающая тарелка и звуками изобразите её, он с удовольствием проследит траекторию полёта и получит массу удовольствия!

Для тех, кто немного постарше

Этот блок упражнений подходит как возрасту 2-3 года, так и детям 3-4 лет. Прелесть его в том, что он в стихах. Их постепенно можно разучить с дитём, что будет очень полезно для развития памяти и речи. Начать гимнастику можно с такой же разминки, как для самых маленьких (быстрый взгляд вверх-вниз и в стороны). А продолжить уже стихами.

Техника на расслабление

“Дождь”

Слова Действия
“Капля первая упала: кап-кап
И вторая побежала: кап-кап”
Постучите пальцем по ладони
“Мы на небо посмотрели” Посмотрите вверх
“Капельки кап-кап запели” Постучите по голове
“Намочились лица,
Мы их вытираем”
Трите аккуратно лицо и глаза
“Туфли – посмотрите” Смотрите вниз на ноги
“Мокрыми стали” Покажите на ноги руками
“Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем”
Потрясите плечами
“От дождя убежим” Бегите на месте
“Под кусточком посидим” Присядьте на корточки

Для младших школьников и тех, кто готовится к школе

Зарядка для глаз возраста 5 — 6 лет и старше практически ничем не будет отличаться от предыдущих вариантов, кроме некоторых упражнений. Например, вы можете тоже подготовить вырезанные из картона фигуры показывать их и предложить глазами обвести их контуры. Затем предложите ему представить геометрические фигуры по-очереди в своём воображении и также обвести глазами. Необязательно ограничиваться только геометрическими фигурами. Можно давать задания обвести глазами реальные предметы интерьера.

Во время прогулки помимо физических тренировок, которые тоже очень полезны для остроты зрения, давайте своему дитя указания рассматривать внимательно предметы, находящиеся вблизи и вдали — это хорошо влияет на умение настраивать фокус.

С теми же геометрическими фигурами — вырежьте из картона много разных фигур разных цветов, прикрепите их на стену. Суть в том чтобы по мере того, как вы будете хаотично называть цвета, ребёнок переводил быстрый взгляд с одной фигуры на другую, но при этом не крутил головой.

В общем, способов улучшить зрения — более чем достаточно! Всё зависит лишь от вашего упорства и фантазии!

Гимнастика для глаз для детей занимает важное место в процессе профилактики и лечения глазных заболеваний. Ребенок получает массу информации визуально, вот почему даже у малышей глаза подвергаются колоссальной нагрузке.

А нам это не нужно!

Для гармоничного развития ребенка, как физического, так и интеллектуального, воспитателям и родителям стоит брать на вооружение специальные методики с использованием гимнастики для глаз.

Зачастую родители считают, что если малыш не жалуется на зрение, значит, с его глазами все в порядке и о зрительной гимнастике можно не вспоминать.

Нагрузка на глаза у детей дошкольного и младшего школьного возраста колоссальная. Поэтому особенно важно правильно подготовиться к будущим нагрузкам

Но это мнение ошибочно. Гимнастика глаз для детей дошкольного возраста важна, прежде всего, в целях профилактики.

Весомыми аргументами в пользу гимнастики для глаз являются:

  • Близорукость.
  • Дальнозоркость.
  • Жалобы малыша на усталость глаз.
  • Длительное пребывание ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона или планшета.
  • Наследственный фактор (проблемы со зрением у родителей).
  • Внутренние заболевания малыша.

Перед тем, как выбрать комплекс упражнений, нужно проконсультироваться с офтальмологом .

На сегодняшний день существует масса методик улучшения детского зрения. Поэтому специалист поможет грамотно подобрать вариант зрительной гимнастики, подходящей в конкретном случае.

Что? Где? Когда? или зачем нужна гимнастика для глаз детям

Основным назначением гимнастики является тренировка мышц органов зрения . От этого напрямую зависит качество зрения малыша не только в данный момент, но также на протяжении школьных лет и во взрослой жизни, когда нагрузка на глаза увеличится многократно.

Детские комплексы упражнений для глаз способствуют:

  • успокоению нервной системы малыша;
  • активизации мозговых процессов, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • снятию усталости, облегчению нагрузки и отдыху детских глаз.
  • замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма.
Перед выбором комплекса упражнений нужно посетить офтальмолога для получения консультации

Если до применения зрительной гимнастики малыш ходил в очках, при выполнении любого комплекса рекомендуется использовать очки на 1-2 диоптрии слабее, чем те, которые ему выписал врач.

Если же их сила не больше 1 диоптрии, гимнастику для глаз желательно выполнять без очков.

Как известно, зрение формируется до 12 лет .

И если регулярно делать гимнастику для глаз, польза для детского зрения будет очевидна.

Также не стоит забывать про физиологическое развитие ребенка и особенно про формирование скелета.

Если вы замечаете, что ребенок ходит на носочках , ознакомьтесь со следующей , причины такого явления следует пристального рассмотрения.

Уже с грудного возраста необходимо тренировать вестибулярный аппарат и развивать координацию движений. А в этом малышу помогут .

Незаменимый спутник правильного формирование стопы являются .

Лечение и развлечение: как правильно проводить занятия

Зрительная гимнастика хороша не только для коррекции и лечения заболеваний глаз (в качестве альтернативы очкам), но также как отличный способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз .

Начинать тренировки следует как можно раньше, ведь уже в полтора года малыш способен повторять движения вслед за мамой.

Но главное, ребенок должен делать гимнастику с удовольствием и стопроцентной отдачей. А если не получается, нужно превратить упражнения в увлекательную игру.

Воспринимаясь ребенком как веселая забава, гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду и дома постепенно превратится в привычку. А регулярное выполнение комплекса специальных упражнений станет для деток отличной профилактикой многих проблем со зрением.

Этот вопрос волнует не одну маму. В нашей статье вы найдете 10 эффективных методов научить малыша познавать слова и говорить уже в этом возрасте.

Дети всегда остаются детьми и любят веселые игры, поэтому воспитателями также может использоваться гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах, с картинками или какими-либо атрибутами и даже под музыку.

Это поможет совместить профилактику и лечение с развлечением , а дети будут выполнять комплекс упражнений весело и с удовольствием.


Гимнастика для глаз для детей 6-7 лет в детском саду необходима, прежде всего, для разгрузки после многочасового сидения на уроках и при выполнении домашних заданий.

В данном случае можно повторять комплекс упражнений для детей 5-6 лет, но в целях экономии времени лучше использовать «Цифровую гимнастику»:

  • Потереть ладони друг о друга, чтобы они хорошо нагрелись.
  • Закрыть веки и прикрыть глаза ладонями.
  • Не убирая руки, начать рисовать глазами в темном пространстве цифры от 1 до 10, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.

На выполнение упражнений уйдет около 2 минут, однако, убирая ладони и открывая лаза, ребенок отметит, что все вокруг мир вокруг стал более ярким, четким и выразительным.

Такая тренировка активизирует процесс кровоснабжения глаз и очень полезна в качестве комплексной терапии при лечении катаракты, глаукомы и заболеваний сетчатки.

Но при других заболеваниях она малоэффективна. Так, существует специальная , которую назначает исключительно врач-офтальмолог, а также гимнастика глаз для детей с косоглазием и амблиопией, которую тоже в каждом конкретном случае подбирает только специалист.

Комплекс упражнений для глаз для детей «неделька-смешинка»

Забавные стихи, проговариваемые в процессе выполнения гимнастики, не только способствуют тренировке глазных мышц, но и развивают у детей слуховую память.

Веселая стихотворная форма и эффективные упражнения дают основания проводить такую гимнастику для детей не только младшего, но также среднего и старшего дошкольного возраста.

Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник , как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву –

И обратно в высоту.

Дети смотрят вверх, а затем вниз. Голова при этом остается неподвижной.

Упражнение способствует снятию глазного напряжения

Во вторник часики-глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо –

Не устанут никогда.

Малыши поворачивают глаза вправо, а затем влево. Голова не двигается.

Снимается глазное напряжение

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

Дети закрывают глаза, вместе со взрослым считают до пяти, после чего глазки широко открывают.

Для снятия глазного напряжения

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Глядя прямо перед собой, нужно отставить палец на 25-30 см от глаз и посмотреть на его кончик. После этого руку следует опустить.

Для укрепления глазных мышц и усовершенствования их координации

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять –

В другую сторону бежать.

Дети переводят глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно.

Упражнение для усовершенствования сложных движений глаз

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Малыши переводят взгляд в верхний правый угол, после этого в нижний левый, а затем выполняют движения наоборот.

Происходит усовершенствование сложных движений глаз

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Дети закрывают веки и массируют их круговыми движениями: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, а нижнее веко от наружного края к носу, и наоборот.

Упражнение способствует расслаблению мышц и активизирует кровообращение

Комплексы упражнений для детей дошкольного и школьного возрастов

Для глаз для детей 3-4 лет гимнастика в детском саду должна проводиться в интересной игровой форме , чтобы малыши могли проявить активность и творческий потенциал.

Дети учатся «общаться» глазами, передавать эмоции и движения и даже рисовать!

Для младшего дошкольного возраста комплекс упражнений лучше составить из трех частей: разминки, основной и заключительной части.

РАЗМИНКА

(повторяется 2 раза)

Воспитатель предлагает детям подвигать глазками вверх, вниз, влево и вправо, после чего зажмуриться, прикрыть глаза ладошками и сосчитать до пяти.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Буратино»

Малышам нужно посмотреть на кончик носа и представить, что он вырастает, а затем уменьшается. Глазками надо строго следить за этим «процессом».

«Рожицы»

Дети фантазируют и представляют себя в роли разных зверей. Повторяя повадки животных, малыши активно работают глазами: щурятся, широко раскрывают или закрывают, делают круговые движения, смотрят в разные стороны и т.д.

«Фигуры»

Воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать любую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник), но вместо кисточки это нужно сделать глазами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Рисуем носиком»

Малыши «рисуют» в воздухе фигурки игрушек или сказочных зверей. Можно выставить картинки с изображением игрушек или сказочных героев, чтобы дети повторяли их очертания на расстоянии.

Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в детском саду более длительна и насыщена . В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо умеют считать, более усидчивы, знают о значении гимнастики и стараются хорошо выполнять рекомендации педагога.

Поэтому каждое упражнение рассчитано на несколько повторений.

«Подмигни!»

Нужно поморгать, после чего закрыть глаза и посчитать до 5.

«Жмурки»

Надо крепко зажмуриться и посчитать до 3.

«Веселый пальчик»

Правую руку выставляем вперед, смотрим на кончик указательного пальца и двигаем его влево, вправо, вниз и вверх.

Голова остается неподвижной.

«Смотрим вдаль»

Левая рука выставляется вперед.

«Покружимся»

Круговые движения глазами: по 3 раза вправо и влево.

После этого поднимаем взгляд, смотрим вдаль и считаем до 5.

Данный комплекс содержит упражнения, которые способствуют расслаблению мышц глаз . Учитывая тот фат, что у пятилеток нагрузка на глаза возрастает, такая гимнастика будет незаменима как в детском саду, так и дома.

Вашему вниманию предлагается видеоурок по восстановлению зрения, он специально разработан для детей по системе М.С. Норбекова.

Выводы

Интересные, легкие, ненавязчивые и довольно простые упражнения для глаз помогут малышам предупредить развитие многих заболеваний глаз и забыть о проблемах со зрением в детском саду, в школе и после нее.

Регулярное выполнение подарит не только остроту зрения, но также хорошее настроение и позволит каждый день видеть мир во всех его ярких красках!

НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста

Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.

Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?

Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел , и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний , а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте , которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза , руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений : сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику .

В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :

игровая физминутка; с предметами;

по зрительным тренажёрам;

комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

с опорой на схему;с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронная зрительная гимнастика .

«Елка» .

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами .

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза , потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста

1. «Забавный» тренинг

Задачи : Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз .

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

2. «Рисование» взглядом

Задачи : Разнообразить движения глаз .

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом , то другим глазом , через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

3. Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи : «Раскачка» мышц глаз .

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту . Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

4. Игра «Найди зайку» .

Задачи : Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом , через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

5. «1-2-3-посмотри»

Задачи : Развивать глазодвигательные навыки .

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил : работают глаза , голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение . Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

6.«Птичка»

Задачи : Развивать двигательную систему глаз .

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

7.«Лошадка»

Задачи : Содействовать укреплению двигательной системе глаз .

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом .)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. Упражнение «Солнышко»

Задачи : Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза , встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону : «Глазки солнцу покажу . «Здравствуй! - солнышку скажу» .

9. Упражнение «Моргание»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет» .

10. Глазодвигательные тренинги

Задачи : Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

11. Упражнение «Прищепочки»

Задачи : Снизить нагрузку на глаза .

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»

Задачи : Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами ) .

13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи : развитие зрительно – моторной координации

(глаза – руки ,

Ход : (глаза – руки , умения ориентироваться в пространстве.

14. Упражнения «Воздушный шарик»

Задачи : развития зрительной координации.

Ход : Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

15. Игра «Бегающий зайчик»

Задачи : Укрепление мышечной системы глаз .

Ход : предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

16. Игра «Сидим и бросаем»

Задачи : развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход : положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

17. Упражнение «Зоопарк»

Задачи : способствовать увеличению остроты зрения.

Ход : Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

18. Упражнение «Солнечный зайчик»

Задачи : улучшить кровоснабжение глаз .

Ход : взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике» .

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз .

19. «Новогодняя ёлка»

Задачи : Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход : Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

20. «Аквариумные рыбки»

Задачи : стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход : предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

21. «Кискины глазки »

Задачи : укрепить глазную мышечную систему .

Ход : выпучивание глаз , зажмуривание, широко открывать глаза ,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

22. «День - ночь»

Задачи : улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход : ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

23. «Спи глазок , спи другой»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Ход : поочередно ладошками закрываем то один глаз , то другой.

24. «Прятки»

Задачи : Разнообразить движения глаз .

Ход : прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

Усталость глаз очень часто приводит к зрительным нарушениям. В наш век преобладания технических средств обучения, повышенных умственных нагрузок очень важно заниматься профилактикой заболеваний глаз. И лучше всего с этим справляется детская зрительная гимнастика. Узнаем о ее видах.

Гимнастика для глаз в детском саду, в школе, на уроке

Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

  1. Движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
  3. Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

В школе для выполнения подобной гимнастики подойдут учебные пособия. Например, учитель берет в руки большой треугольник и предлагает детям обвести его взглядом, останавливаясь на углах. То же самое можно сделать с прямоугольником, кругом.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами - «Покажи глазами». Учитель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ученика - по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Эффективным является упражнение, при котором движения глазными яблокам выполняются с закрытыми веками. Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

«Удивимся» - дети глазами имитируют удивление, поднимая широко раскрытые глаза вверх вместе с бровями. В этом положении нужно задержаться на 3-4 секунды.

На уроках для разнообразия подобные упражнения можно сочетать с массажем: дети кладут пальцы на закрытые глаза и массируют их по часовой стрелке, затем против нее.

Гимнастика для глаз для детей при близорукости, при дальнозоркости, при косоглазии, при астигматизме

Если родители не занимаются профилактикой утомляемости глаз у ребенка, то это часто приводит к развитию их заболеваний. И тогда уже требуется выполнение специальной гимнастики.

При близорукости , то есть миопии, это следующие упражнения:

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки надо сомкнуть, дать отдохнуть.
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми.
  3. Исходное положение для выполнения упражнения - стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу.
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить.
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление.
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить малышом словесно.

При дальнозоркости полезной будет такая гимнастика:

  1. «Пишем носом». Нужно усадить мальчика или девочку прямо. Предложите ребенку представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут.
  2. Пальцы малыша в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой.
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами.
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположите большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки.

Упражнения для глаз при косоглазии у детей:

  1. Пусть ребенок расположит свой указательный пальчик на носу. Движениями глаз он должен следить за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз.
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются.
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе.
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора.
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево.

Детская гимнастика для глаз при астигматизме - это:

  1. Вращение глазами по часовой стрелке.
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Эти три упражнения в начале выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

Гимнастика для глаз для детей по Аветисову, метод Бейтса, метод тибетских монахов

Методика Аветисова сегодня используется для профилактики расстройств зрения и для его восстановления. Она полезна для школьников и состоит из трех видов гимнастики.

Упражнения для улучшения кровообращения :

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются.

Упражнения для укрепления мышц :

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния.
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине.
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения аккомодации выполняются стоя:

  1. Ребенок смотрит вдаль. Затем взгляд переводится на палец руки, расположенный на расстоянии 20 сантиметров от носа, задерживается на 5 секунд и снова переводится вдаль.
  2. Вытянутая рука ребенка приближается к носу медленно, и глаза следят за ней до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
  3. Вначале юный пациент должен смотреть на пальцы вытянутой правой руки. Затем левой рукой закрывается левый глаз, а правый должен следить за приближением и удалением правой руки. Далее то же самое выполняется другим глазом.

Методика Бейтса позволяет устранять астигматизм. Она включает в себя последовательное выполнение таких упражнений:

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз.
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый.
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз.
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Тибетские монахи известны своими универсальными рецептами здоровья, методиками оздоровления и очищения организма. В их арсенале имеется и замечательное упражнение, простота и доступность которого помогают усилить в глазах кровообращение, снять усталость и со временем, при систематическом его выполнении, улучшить остроту зрения. Итак, вначале нужно хорошенько разогреть ладони рук трением друг об друга. Затем их (не пальцы!) кладут на сомкнутые веки и надавливают со средней силой на глаза. Делать это надо в темпе одно надавливание за одну секунду. После тридцати подобных нажимов следует сделать паузу, но глаза не открывать. Цикл повторяется трижды. Детям такое упражнение вначале может делать мама, считая до тридцати. Затем, когда ребенок научится, он может проделывать его самостоятельно под счет взрослого.

Специально для - Диана Руденко