Электоральная политика в России: проблемы правотворчества. Николай Гришин: Государственная электоральная политика Понятие и структура электоральных процессов

В электоральном сознании сторонников «Единой России» доминирующее значение приобрело то, что ей активно покровительствовал Президент России, завоевавший уважение и доверие большинства населения. Не будь столь активной поддержки ВВ. Путина, «Единая Россия», скорее всего, сохранила бы лидирующее положение, но с иным результатом.

Можно также отметить, что в сознании избирателей, выразивших намерение поддержать эту партию на выборах, доминировала не столько какая-то идеология, сколько ощущение тревоги, беспокойства, как бы не стало хуже. Передряги прошлых лет травмировали сознание многих людей, в силу чего они голосуют против очередных социальных экспериментов, за существующий порядок.(Повторная) Бойков В.Э. Электоральные настроения и их влияние на итоги выборов…С. 25.

Большое значение в технологиях манипулирования избирателями имеет оценка электорального поведения населения. Анализ структуры электората, как одна из составляющих этой проблемы, представляет собой исследование, в ходе которого население разбивается на группы по принципу схожести мотивов голосования и предпочтений того или иного кандидата перед другими, после чего определяется для каких из выявленных групп схема проведения той или иной кампании может оказаться наиболее действенной.

Чтобы успешно решить задачу анализа политической ситуации на основе экономического положения (как отдельно взятого региона, так и страны в целом), необходимо четко представлять интересы каждой конкретной группы и причины, по которым эти интересы вызывают (или могут вызывать) конфликты между группами.

Анализ электорального поведения затруднен тем, что обычно отсутствует оперативная информация о демографической ситуации в регионе. С другой стороны, интересы отдельных представителей демографической группы не всегда соответствуют общей характеристике группы в целом, что требует сложных методов исследования.

Под электоральным поведением как правило понимается поведение избирателей, политических партий и общественных деятелей в период подготовки и проведения выборов, формируемое и активизируемое по средством электоральных институтов, политических лидеров и СМИ. Зырянов С.Г. Выборы в государственную Думу: амбивалентность электорального поведения и оценок прошедшей избирательной кампании. // Социум и власть. 2008. № 1. С. 43.

Переживания и чувства российского избирателя наиболее точно описываются словами «замешательство» и «усталость». При этом гражданам России отнюдь не все равно где и как жить. Они интересуются политикой. Устают же люди, как известно, больше всего от бессмысленной суеты, а приходят в замешательство от нестабильности. Результаты наших исследований подтверждаются результатами, полученными социологической службой Russian Research, которая провела социологическое исследование в течении предвыборного периода выборов в Государственную Думу 1995 и 1999 годов (выборка 2100 человек) и выяснила, что около 60% опрошенных хотя бы раз меняли свою политическую ориентацию. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России./Полис №3, 1999. С. 105-116. Переходы от реформаторов к антиреформаторам, как и многие другие аналогичные случаи, свидетельствуют о неконсолидированности, о том, что элита общества в глазах многих граждан не легитимна.

Также мы можем выделить возросшее значение собственного экономического положения избирателя на момент голосования. В современной России электоральное решение все чаще принимается избирателем исходя из того, насколько ухудшилось или улучшилось его экономическое положение за последнее время, и после анализа наметившейся тенденции в этом вопросе.

Поддерживая точку зрения некоторых российских исследователей, можем выделить следующие типы поведения российских избирателей на выборах.

В «национальных» республиках с относительно невысокой урбанизацией и лучше сохранившимся традиционным укладом можно наблюдать «патриархальный» тип электорального поведения. Наиболее четко выражен он, пожалуй, на Северном Кавказе. «Патриархальный» тип отличают, высокая явка на выборы и невычлененность собственно политических ориентации электората. Также указанный тип доминирует сегодня на селе: дело не просто в консерватизме сельских жителей, но и в том, что здесь отношение между управляющими и управляемыми, как правило, тесны и непосредственны.

Определить электоральное поведение большинства городского населения (а горожане в России составляют 74% населения, причем 46% приходится на города с населением свыше 100 тыс. жителей) трудно из-за его аморфности и неустойчивости. Наиболее точно характеризует такое поведение избирателей, так называемый «постсоветский» тип электорального поведения.

Действительным содержанием «постсоветского» типа электорального поведения является негативизм. Основа - голосование не «за», а «против».

Голосование - «нет» на выборах в Государственную Думу и неголосование на местных выборах - это взаимосвязанные и взаимозаменяемые формы электорального негативизма. Разрыв социальных связей и смыслов (в городах он очевиднее и острее переживается) обусловливает резко негативную реакцию при обсуждении общеполитических проблем.

По нашему мнению на сегодняшний день, проводя анализ электорального поведения граждан России нельзя не сказать о «партийном» типе электорального поведения. Такой тип в собственном смысле слова - как наличие устойчивых идейно-политических ориентации, мотивирующих электоральное самоопределение и участие, - распространен меньше. Тем не менее, партийное поведение в России, безусловно, существует.

Учитывая неустойчивость большинства партий, целесообразнее рассматривать не столько структуру политического предложения, сколько структуру политического спроса. Тогда можно выделить три «партии электората» («коммунисты», «патриоты», «демократы»). Эти «партии» избирателей существуют почти во всех регионах, а в некоторых из них партийные типы голосования выражены вполне отчетливо. Особенно это ярко выражено при рассмотрении партийного характера столичного электората. Здесь партийные ориентации сыграли решающую роль и на федеральных, и на местных выборах. Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов. М., 2000. С. 257-274.

Кроме перечисленных типов поведения российского электората, по нашему мнению, в последние годы формируется новый тип электорального поведения. Этот тип характеризуется прагматическим принципом электорального выбора. Его можно назвать «современный рациональный избиратель», поскольку привычные методы принятия электорального решения в данном случае уступают место решению текущих социально-экономических проблем.

Невозможно оставить без внимания проблему абсентеизма в избирательном праве Российской Федерации. Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие), в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление абсентеизма, то есть массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер.

Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации.

Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей.

При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе, ослабляет и деформирует связь государства с народом.

Абсентеизм (от лат. absens (absentis) - отсутствующий, англ. Absenteeism) - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Википедия // Официальный сайт Свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Абсентеизм (дата обращения: 26.10.2010 г.)

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (1989 – 2004 ГГ.)

Махова Анна Васильевна

аспирант ФГАУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону

Большинство современных исследователей считают электораль­ную политику одним из важнейших инструментов достижения политического консенсуса, обеспечивающим легитимную преемст­венность власти, а также средством стабилизации общественной жизни и предотвращения политического экстремизма. Именно продуманная государственная политика в сфере регулирования электорального процесса способна обеспечить создание условий для проведения демократических выборов и формирование отвечающих запросам общества властных структур. Анализу различных аспектов российской электоральной политики посвящены работы многих исследователей (В. Гельман , Я. Пляйс , О. Красильникова и ряд других).

Цель настоящей статьи - проследить этапы в развитии электоральной политики России, выявить основных субъектов, которые участвовали в ее формировании в период с 1989 по 2004 гг., определить степень и формы их участия в процессе выработки ее ключевых направлений. В развитии электоральной политики в хронологических рамках исследования можно выделить следующие этапы :

I. Конец 80-х гг. - нач. 90-х гг. XX в. - модернизация советского избирательного законодательства и начало формирования избирательной системы в современной России. 26 марта 1989 г. в России состоялись первые конкурентные выборы общенационального масштаба - выборы на Съезд народных депутатов СССР. Волна выборов 1989-1991 гг. создала поле электоральной конкуренции. В постсоветский период политическая борьба между Президентом и парламентом России в 1992-1993 гг. привела к возобновлению дебатов об избирательном законодательстве. Обе стороны преследо­вали собственные интересы в использовании избирательного закона, прежде всего, как орудия в борьбе за свое политическое выживание. Таким образом, в центре электоральной политики в этот период лежал конфликт элит, выбор избирательной системы не был результатом соглашения политических акторов, хотя в целом был обеспечен высокий уровень соответствия демократическим стандартам.

II .1993 по 2000 гг: а) 1993-1997 гг. - оформление рамочного избирательного законодательства России. Основы избирательной системы РФ были сформированы в результате масштабной реформы, начавшейся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. по новой Конституции России. Ее особенностью явилось отсутствие отдельной главы, посвященной избирательной системе. За два года работы Госдумой первого созыва были приняты основные законы, регулирующие избирательный процесс, и, прежде всего, рамочный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». Характерной чертой этапа стал коалиционный принцип работы ЦИК России и парламента по созданию избирательного законодательства. Так, для работы над законом «О выборах Президента РФ» была создана специальная комиссия, состав которой определили председатель ЦИК РФ и руководители обеих палат Федерального Собрания. В целом попытки заинтересованных групп (включая Президента, федеральную исполнительную власть и региональные элиты) изменить закрепленные в Конституции РФ нормы потерпели провал в процессе принятия избирательных законов в российском парламенте. Создание в Госдуме временной коалиции сторонников сохранения смешанной избирательной системы предотвратило ее возможные изменения. В результате с незначительными изменениями она сохранилась на протяжении трех избирательных циклов. Таким образом, впервые основные субъекты достигли компромисса в отношении формальных правил борьбы за власть. В этом свете электоральная реформа была не менее значима для демократизации в России, нежели результаты выборов.

б) В 1997-2000 гг. был начат процесс систематизации избира­тельного законодательства на федеральном уровне. В 1997 г. был при­нят новый значительно расширенный «рамочный» закон «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Внесение поправок в избирательное законодательство в 1997-1999 гг., а также принципиальное решение Конституционного Суда РФ о конституционности российского избирательного законо­дательства (ноябрь 1998 г.), легитимизировали выбор избирательной системы в России. Процесс принятия решений по основным направ­лениям электоральной политики на данном этапе включал «торг» пар­ламентских фракций и непартийных акторов (включая Президента и Совет Федерации). Достижение компромисса стало результатом попыток конкурирующих субъектов электоральной политики максимизировать свои возможности для достижения успеха на выборах в условиях высокой неопределенности и понимания необходимости проведения выборов как основного механизма смены власти. Этот выбор имел принципиальное значение для стабилизации избирательной системы.

В целом, можно выделить следующие характерные черты рассматриваемого этапа: 1. Равноправный принцип участия в работе над избирательным законодательством (еще в марте 1996 г. совместным постановлением председателей Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и ЦИК РФ была сформирована рабочая группа по доработке федерального избирательного законодательства). 2. Все депутатские инициативы исходили из профильных комитетов, вносились в качестве законопроекта от имени большой группы депутатов . 3. Принятие решений о возможных изменениях в действующем законода­тельстве о выборах сопровождалось проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний (так, в феврале 1997 г. прошли первые парламентские слушания на тему: «Основные направления совершенствования избирательного законодательства в РФ»; в октябре 2000 г. состоялись вторые слушания: «О совершенствовании законодательства о выборах»). 4. Достаточно самостоятельно на этом этапе проявляет себя такой субъект электоральной политики как законодатели в представительных органах власти субъектов РФ .

III . С 2001 г. по 2004 г . - начало унификации законодательства о выборах. Как и в предыдущие годы, прошедший в 1999-2000 гг. очередной цикл выборов в федеральные и региональные органы власти обнаружил многие недостатки избирательного законодательства и дал толчок к его дальнейшему развитию. В октябре 2000 г. ЦИК России обнародовал доклад «О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдумах», представлявший программу его законодательных инициатив. Первым шагом в реализации этой программы стало принятие в июле 2001 г. закона «О политических партиях». Следующим стала подготовка проекта новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Председатель ЦИК России А.А. Вешняков объявил главной задачей не «восполнение явных пробелов в правовом регулировании избирательного процесса», а «совершенствование» законодательства, устранение юридико-технических неточностей». В состав рабочей группы по законопроекту вошли депутаты Госдумы и представители ЦИК РФ. К проекту было подано более двух с половиной тысяч поправок. Существенное влияние оказали и решения Конституционного Суда РФ. 31 августа 2004 г. ЦИК РФ была принята записка «О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 гг. и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» . Записка содержала большое число предложений по изменению избирательного законодательства. Однако 13 сентября 2004 г. Президент РФ однозначно высказался за переход на полностью пропорциональную систему. Одновременно было предложено отказаться от прямых выборов глав субъектов Федерации и перейти на их утверждение региональными законодательными органами по представлению Президента РФ. Ряд предложений ЦИК РФ не был поддержан депутатским большинством, ряд предложений был переработан - в основном в сторону ужесточения.

Таким образом, была осуществлена масштабная реформа избирательного законодательства. Характерные черты данного этапа: 1. Подрыв реального влияния на важнейшие политические решения таких формальных политических институтов, как партии, парламент. Их роль в новых условиях оказалась снижена за счет усиления неформальных практик административной мобилизации избирателей . 2. Моно­центризм (наличие доминирующего актора, достижению целей которого не способны препятствовать все другие, вместе взятые), результатом которого стало проведение всех изменений под эгидой Президента РФ и «партии власти». 3. Большинство из принятых новелл законодательства практически не обсуждаются общественностью и экспертами .

Итак, в рассматриваемый период в процессе выработки электоральной политики в той или иной мере ее субъекты отстаивали собственные интересы, которые можно классифицировать на следующие группы: 1. Общественные интересы (обеспечение реального представи­тельства интересов различных социальных групп в избираемых органах власти); 2. Корпоративные интересы (обеспечение преемственности курса, стабилизация общественно-политической ситуации и т. д.); 3. Личные интересы (обеспечение условий для сохранения личного властного ресурса). Проанализировав развитие рос­сийской электоральной политики в рассматриваемых хронологических границах можно выделить два вектора ее направленности. Первый (1989-2000 гг.) - демократизация: равноправный принцип участия в работе над избирательным законодательством основных субъектов электоральной политики; проведение широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний, признание международных принципов организации и проведения выборов и т. д. Второй вектор развития (с 2001 г.) - постепенный отход от использования демократических механизмов: значительное повышение роли «партии власти», сворачивание общественных дискуссий и, как результат, рост политической апатии и нежелание избирателей участвовать в выборах. Итог: изменения в электоральной политике становятся не столько итогом политической активности основных субъектов электоральной политики, сколько результатом усилий государства, ориентированного на создании контролируемого политического пространства.

Список литературы:

  1. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы РФ: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 47-57.
  2. Выборы в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-17 апреля 2002 г. / Общ ред. М.Б. Горного. СПб.: Изд. «Норма». 2002. 336 с.
  3. Гельман В.Я. Изучение выборов в России: исследовательские направления и методы анализа / Общ. ред. Люхтерханд-Михалева Г. М., 2000. 277 с.
  4. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Полис. 2003. № 4. С. 6-25.
  5. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2006. 452 с.
  6. Красильникова О.В. Эволюция российской электоральной политики в 1990-2000 гг. Региональный аспект. Казань. 2005. 212 с.
  7. Махова А.В. Развитие российской электоральной политики как результат взаимодействия ее основных субъектов (1989-2004) // Научная мысль Кавказа. 2012. № 1. С. 44-49
  8. Махова А.В. Эволюция российской электоральной политики (кон. ХХ в. - нач. 2000-х гг.) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 5. С. 60-67.
  9. О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов РФ в 2002-2004 годах и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства РФ о выборах и референдумах. ЦИК РФ. М., 2004. 44 с.
  10. Пляйс Я. Избирательная система современной России в лабиринтах перманетных реформ // Обозреватель. 2007. № 6. С. 35-49

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Богданова Мария Николаевна. Российская электоральная политика: 23.00.02 Богданова, Мария Николаевна Российская электоральная политика (Институциональные ресурсы и технологии реализации) : Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 Ростов н/Д, 2006 173 с. РГБ ОД, 61:06-23/321

Введение

Глава 1. Электоральные процессы: концептуально- методологический анализ 12

1. Понятие и структура электоральных процессов 12

2. Электоральные процессы в контексте политической трансформации российского общества 31

Глава 2. Институциональное измерение электоральной политики 52

1. Электоральная политика: определение, генезис, этапы становления 52

2. Политические ресурсы и технологии российского электорального пространства 73

Глава 3. Современный российский электоральный маркетинг 96

1. Электоральные предпочтения в избирательном процессе: ресурсно-технологическое воздействие 96

2. Институциональные стратегии развития электоральной политики и культуры 122

Заключение 147

Литература 151

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Российская государственность находится в стадии длительной «постреформенной» реконструкции: происходит структурирование базовых элементов политико-правовой системы, в рамках которой электоральная политика играет центральную роль.

Несмотря на то, что система демократических выборов уже прочно вошла в российскую действительность, еще не до конца решена задача широкого вовлечения населения в процесс формирования выборных органов государственной власти, хотя оптимизация диалога власти и общества в электоральном контексте относится к числу основополагающих задач, обеспечивающих сохранение и устойчивое развитие правового государства.

В условиях переходного периода электоральная политика становится важнейшим институциональным средством, фактором стабилизации общест- , венной жизни и предотвращения политического экстремизма, инструментом достижения политического консенсуса, обеспечивающим легитимную преемственность власти.

В этом ключе логика эволюции современной электоральной политики предполагает превращение политических партий в сложноорганизованные сообщества, имеющие разветвленную структуру и значительный численный состав, что невозможно достичь без применения разноплановых технологий идеологического менеджмента, электорального маркетинга, имидж-проектирования.

Пробным полем институционализации перспективных технологий электоральной политики являются предстоящие выборы в Государственную Думу Российской Федерации 2007 года, результаты которых предопределят сценарий, обеспечивающий преемственность государственной власти при выборах Президента России в 2008 года.

Таким образом, электоральная политика российских партий должна будет выступить в роли своеобразного стабилизатора политической системы страны,

і обеспечивающего представительство консолидированных интересов россий ских граждан в органах государственной власти.

Без учета динамики электорального поведения населения, изучения технологической составляющей избирательных кампаний, а также без выяснения существующих типов электоральных предпочтений населения невозможно определить содержание электоральной политики и электоральной культуры в целом.

Институционально-политический анализ специфики электорального поведения приобретает в данном контексте особую значимость для разработки адекватной стратегии развития страны, идущей по пути построения гражданского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что специфика электоральных процессов, основные тренды электоральной политики в условиях переходного общества имеют значительную исследовательскую традицию в рамках предметных полей политической науки, юриспруденции, социологии, психологии, философии, политики и политической философии.

При этом установлено, что специфика электоральной политики обусловлена конкретным сочетанием различных факторов ее институционализации: строением избирательно-правовой и политической системы, технологическим оснащением и ресурсным обеспечением, свойствами электорального пространства и электорального рынка, особенностями электорального поведения и актуальными формами электоральной культуры населения.

Значительный вклад в исследование вопросов, посвященных взаимодействию избирательной, электоральной и политической систем, внесли: Р. Арон, М. Вебер, М. Дюверже, К. Поппер, Ф.Ф. Фукуяма, М. Хайдеггер, Ф.А. Хайек и другие.

В работах М.Г. Анохина, Т.С. Болховитиной, В.Л. Гуторовой, Ю.А. Веденеева, Н.А. Емельянова, А. Лейпхарта, Г.П. Лесникова, Ж.Л. Шабо проанализи рованы место и роль выборов в формировании и функционировании политико правовых институтов.

Воздействию электоральной политики на формирование либерально-демократической формы российского государства и общества посвятили свои работы виднейшие российские ученые: М.И. Байтин, К.С. Гаджиев, В.В. Ильин, М.Н. Марченко, А.С. Панарин, Ю.М. Резник, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, Г.Х. Шахназаров и другие.

Сравнительно новые аспекты, связанные с исследованием электоральной политики политических партий, определением их ресурсно-технологических элементов, в постановочном плане характерны для работ зарубежных авторов: К. Боун, Д. Ламберта, Э. Лейкман, Г. Майера, А. Надаиса, К. Надо, П. Ортешу-ка, Р. Таагеперы и М. Шугарта.

Анализу технологий современных масс-медиа и их воздействию на избирательный выбор электората посвящены работы западных ученых: П. Бурдье, Т. Питерсона, Ф. Сиберта, У. Шрамма. Основные теоретические подходы к ре сурсности электоральной политики отражены в трудах К. Ясперса, Ю. Хабер-маса, Н. Лумана, К. Мунье, А. Шютца, Э. Гоффмана, Ф. де Соссюра.

В отечественном варианте политические ресурсы российских партий стали предметом исследования Я.С. Засурского, С.Н. Корконосенко, Т.К. Мусиен-ко, Е.К. Прохорова, А.В Понеделкова, Л.Л. Хоперской, К.Г. Холодковского, В.Ю. Шпака и др. Широкий спектр политических технологий и ресурсов избирательной кампании в российских условиях актуализирован в статьях Г. Павловского, С.К. Гуцакиса, А.В. Филимонова, М.Н. Афанасьева, Л.В. Кириченко.

Интерпретация электорального пространства, в рамках которого функционируют технологии избирательного маркетинга, как закономерно развивающегося электорального рынка, представлена в работах К. Эрроу, Дж. Бью-кенена, Э. Дауне, М. Олсона, Дж. Стиглера, Г. Таллока.

Особенностям функционирования современного российского электорального рынка посвящены работы Г. Грачева, Г. Дилигенского, В. Дубицкой, b В. Лапкипа, Е. Морозовой, Д. Нежданова, В. Пастухова, С. Пшизовой, М. Тарарухиной и др.

Этапы изучения и адаптации к условиям России известных в странах с развитой демократии теорий и методов исследования электорального поведения населения стали предметом рассмотрения в работах Г.Г. Почепцова, В.Г. Зарубина, К.Г. Холодковского, Г.В. Голосова, А.С. Лебец, П.А. Марченко-ва, А.В. Чазова, СВ. Чугрова и других.

Таким образом, в последнее время у исследователей российской политической науки начинает появляться интерес не только к практическим аспектам электоральной политики, но и ее теоретическому осмыслению, что повышает актуальность, научно-познавательную и политико-практическую значимость политологического исследования специфики электоральной политики в современной России и предопределяет выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования. , Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают российские электоральные процессы разноуровневого плана.

Предметом исследования является современная российская электоральная политика.

Цель исследования - институционально-политический анализ ресурсов и технологий партийной электоральной политики в современной России. Для реализации цели исследования решаются следующие задачи:

Концептуализировать такие понятия, как: «электоральная политика», «электоральные процессы», «электоральные предпочтения» и «электоральное поведение»;

Выделить институциональные факторы и политические особенности электоральных процессов в контексте либерально-демократической трансформации российского общества;

Конкретизировать институциональные ресурсы и политические технологии российского электорального пространства;

Определить основные тенденции трансформации электоральной поли тики и ее институциональные стадии;

Обосновать институциональное измерение российского электорального маркетинга;

Классифицировать формы ресурсно-технологического воздействия на электоральные предпочтения в российском избирательном процессе;

Дать критическую оценку институциональным стратегиям развития электоральной политики и культуры.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем проведен анализ ресурсов и технологий электоральной политики политических партий применительно к современным условиям развития общественно- политической и правовой системы в России; систематизированы институциональные факторы и политические особенности электоральных процессов в контексте трансформации российского общества; выявлены и типологизированы I институциональные стадии электорального процесса в России; обозначены перспективы развития российского электорального пространства; проанализированы институциональные особенности электоральной культуры российского общества на современном этапе.

Методология исследования. При решении поставленных задач автор использовал институциональный подход, а также общенаучные (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системный подход, сравнительный, исторический, логический и т.п.) и частнонаучные методы: формально-логический анализ понятийного аппарата, относящегося к электоральной политике; компа ративный анализ правовой политики зарубежных государств, регламентирующих электоральные правоотношения; контент-анализ научных источников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В электоральном процессе воспроизводятся и создаются политические институты, обслуживающие процесс преемственности властных структур в ходе реализации выборных демократических процедур. [ Ч Электоральный процесс объединяет две составляющие: избирательную кампанию, институционализирующую взаимодействие политических акторов партийных интересов в ходе формирования органов государственной власти, и голосование как способ принятия избирателями властного решения, - характеризующиеся цикличностью, временной упорядоченностью, неравномерностью, нелинейным характером, локальным масштабом и плюралистической идеологической направленностью.

2. Институциональной формой реализации электорального процесса выступает электоральная политика, под которой подразумевается целеполагающая совокупность тактических и стратегических действий политических акторов в избирательном процессе, основывающаяся на учете социально-экономических, политических и духовно-идеологических факторов; правовых норм и правил проведения избирательной кампании; ценностных установок, политических ориентации, предпочтений, интересов ее субъектов, их стратификации, принадлежности к определенной среде и социальной группе; менталитета и специфики электоральной культуры, интегрированных как электоральное сознание, представляющее собой оценочное отношение избирателя к политической власти и политики в целом.

В современном российском обществе долгосрочные социальные и социально-психологические факторы электоральной политики начинают оказывать меньшее влияние на выбор избирателя на фоне возрастания воздействия религиозного и ценностного факторов идентификации электората, при этом ди 1 намика электоральной политики предполагает ослабление партийной иденти фикации избирателей при одновременной рационализации политической ориентации, детерминированной социально-экономическими и демографическими изменениями в социальной структуре и трансформациями в электоральной культуре и поведении избирателей.

4. Российская специфика взаимосвязи электорального процесса и электорального рынка выходит за рамки классического конкурентного подхода, в ко тором электоральное пространство воспринимается как концентрированное вы ражение рыночных отношений, где происходит конкурентная встреча предло жения в виде набора политических диспозиций и спроса в виде политических установок и предпочтений электората.

Идеологические и ценностные характеристики подавляющего большинства участников электоральной гонки одинаковы, предвыборный политический дискурс сходен, что приводит к утере их подлинных электоральных идентично-стей. Эта ситуация вынуждает избирателей определять свой выбор исходя из личностного имиджа политиков, формируемого, средствами массовой информации в контексте их электорального поведения.

5. Электоральный рынок связан с особенностями функционально взаимосвязанных интеракций элиты и избирателей с учетом их топологической протяженности, пространственно-временной локализации и складывающегося в формате реального времени позиционирования.

В рамках избирательной кампании у элит существенно усиливается ста- t тусная зависимость от поддержки неэлитарных слоев: электоральное население в этот период обретает характер контролирующей инстанции; обычный дисбаланс власти и оппозиции сменяется на неустойчивый процесс конкуренции сил, стремящихся по-новому структурировать все политическое пространство, что неизменно сопровождается интенсивным коалиционированием, созданием блоков, смычек и альянсов вплоть до официального формирования органов власти.

6. Электоральный маркетинг является одновременно политической концепцией и технологией, призванной регулировать отношения на электоральном рынке. Институционализация российского электорального маркетинга проис ходит в условиях деполитизации Совета Федерации, установления правительственного доминирования в Государственной Думе, активной гомогенизации медиа-рынка, укрепления вертикали власти по линии «центр - регионы», формирования партийной системы, пресекающей хаотические политические процессы, точечный политический раскол бизнес-элит, и создания структур государственного влияния на институты гражданского общества.

7. Электоральная культура представляет собой систематизированную со вокупность рациональных и иррациональных ориентации, моделирующих предпочтения избирателей, конституированных в плоскости пересечения действия правовых норм, политических правил и духовных традиций, влияющих на электоральный процесс в обществе.

Уровень электоральной культуры отражает степень готовности избирателей заявить о своих интересах и предпочтениях в контексте своего компетентного и ответственного участия в политическом процессе принятия решений. Положение электоральной культуры зависит от состояния субъективных прав, которыми наделены политические акторы электорального процесса, и определяет институциональные стратегии развития электоральной политики.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке нового и совершенствовании t/ действующего избирательного законодательства, регулирующего электораль ные отношения, оптимизации политических форм диалога институтов государственной власти и гражданского общества.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что сформулированные в ней выводы могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности по совершенствованию электоральной политики государства и политических партий.

В диссертационном исследовании формулируются рекомендации, которые могут быть использованы в практической деятельности политических партий, представительных органов власти, научно-исследовательских организаций, а также в учебном процессе учебных заведений политического и юридического профиля.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании политологии, теории политики, партологии и спецкурсов.

Результаты диссертации имеют значение для дальнейшей разработки 1 проблемы формирования сбалансированной электоральной политики, углубле і ния комплексных научно-практических исследований российского электорального процесса.

Апробация результатов исследования. Выводы и основные положения диссертации были представлены в выступлениях автора на международных, всероссийских, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях, а также в трех публикациях, в том числе одной из них - в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и литературы.

Понятие и структура электоральных процессов

Электоральный процесс представляет собой одну из часто употребимых категорий, сложность операционализации которой подчеркивается неоднозначными ее интерпретациями в российской и зарубежной науке. Приступая к рассмотрению данного явления, необходимо предварительно уяснить общенаучное значение термина «процесс». В толковых словарях термин «процесс» определяется в двух смыслах: 1) ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь1; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Действительно, всякий процесс есть последовательная смена состояний определенной части действительности. В то же время любое изменение состояния социального явления выступает как результат совокупности последовательных действий социальных субъектов.

Политическая действительность конституируется деятельностью конкретных людей, групп или институтов, связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В процессе деятельности эти субъекты вступают в политическое взаимодействие с другими субъектами, которое может быть случайным или закономерным. В результате подобных действий формируются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., то есть создаются и воспроизводятся политические институты2.

В электоральном процессе также воспроизводятся и создаются политические институты, обслуживающие процесс преемственности власти в ходе реализации демократии, в первую очередь, институт выборов, избирательная система и др.

Политический процесс можно анализировать как на макроуровне, так и на микроуровне. На микроуровне в центре внимания находится непосредственно наблюдаемая деятельность, единичные действия индивидов, на макроуровне -фазы функционирования политических институтов, смена состояний политической системы.

Таким образом, электоральный процесс следует рассматривать как совокупность двух составляющих: избирательной кампании (как процесс общения лидеров политических партий, организаций, движений и электората по поводу власти) и голосования (как принятие избирателями властного решения).

Эти подсистемы структурируются каждая по-своему, в соответствии с решаемыми ими задачами. Так, основное содержание избирательной кампании -взаимодействие лидера и электората, при котором обе стороны осуществляют взаимное влияние. Следовательно, при анализе электорального процесса необходимо раскрыть их взаимодетерминационные связи, механизмы властных отношений в конкретной электоральной ситуации.

Так, понятие «электоральный процесс» возникает вследствие вступления социальных групп и слоев избирателей в электоральные отношения по поводу формирования представительных органов власти.

Электоральный процесс выражается в последовательной смене состояний, ее динамике, движении составляющих его элементов, совершается под влиянием внутренних и внешних условий, обладает цикличностью, продолжительностью во времени, временной неравномерностью, нелинейным характером, локальным масштабом и полярной знаковой направленностью (например, интеграция - дезинтеграция с точки зрения состояния структуры электората, сплоченность - конфликтность, протест - поддержка власти с точки зрения

3 См.: Анциферова И.В. Избирательная кампания как способ реализации народовластия: социально-управленческий аспект: Дис канд социол. наук. действия, лояльность - оппозиционность с точки зрения ценностных ориентации и др.).

Центральной категорией электорального процесса выступает электоральное поведение. В общественных науках различают поведение и действие. О поведении говорят, когда речь идет о приспособлении человека к внешним обстоятельствам, им обычно управляют. Действие, напротив, означает самостоятельный выбор, возможность осмысленно и целенаправленно действовать. Следовательно, действия основаны на рациональном выборе целей и средств, а поведение есть совокупность рациональных и иррациональных компонентов человеческой деятельности.

Электоральная политика: определение, генезис, этапы становления

Тема трансформации электоральной политики сегодня является одной из наиболее актуальных для отечественной политической науки и практики. Прежде всего, это обусловлено особенностями современного этапа развития российского общества: переходом от тоталитаризма и административно-командной системы к обществу более демократическому; утверждением в практике отечественной политической жизни механизма демократических выборов на альтернативной основе. Необходимость эффективной организации и проведения избирательных кампаний кандидатов, претендующих на властную позицию, в изменившихся условиях поставила перед российской политической наукой ряд совершенно новых для нее проблем.

Сегодня важнейшей предпосылкой успешной деятельности политиков, прихода к власти путем победы на выборах становятся научный анализ и разработка технологии организации избирательных кампаний, выявление закономерностей поведения избирателей, способов влияния на их возможный выбор.

Задача политической науки в такой ситуации состоит в том, чтобы разработать теоретическую базу отечественного избирательного маркетинга, помочь политическим деятелям ориентироваться и эффективно действовать в современном электоральном пространстве.

Институциональный анализ трансформации электоральной политики в России невозможен без выявления общих тенденций в организации и проведении избирательных кампаний в США и Западной Европе.

Зрелые демократии Запада, в отличие от нашей страны, накопили значительный опыт проведения альтернативных выборов. Что касается профессиональной организации избирательных кампаний, то она зародилась в начале 30-х годов в США. Первая в истории специализированная служба по проведению политических (в том числе избирательных) кампаний была организована в 1933 году в Калифорнии журналистом К. Уайтекером и рекламным агентом Л. Бакстером. За 1933-1955 годы они провели 75 политических кампаний, 70 из которых закончились победой. К началу 30-х годов в центральном аппарате Республиканской партии США уже функционировал отдел public relations, а в штаб-квартире Демократической партии существовала должность пресс-секретаря. Постепенно накапливались материалы в области изучения электорального поведения граждан и факторов, влияющих на электоральный выбор. Избирательные кампании стали рассматриваться специалистами как поддающиеся анализу, прогнозируемые и регулируемые комплексные мероприятия.

Начиная с 60-х годов XX века кандидаты на выборные должности, вступающие в предвыборную борьбу, все чаще проявляли тенденцию к сотрудничеству в проведении кампании не с собственными партийными организациями, а с независимыми специалистами по политическим коммуникациям - политическими консультантами51.

Маркетинговые и консультационные службы стали постепенно дистан цироваться от породивших их партий. Начали образовываться независимые фонды по обслуживанию различных политических сил. Следствием этого явилась относительная деполитизация центров политического консультирования, избирательный маркетинг в США начал превращаться в разновидность предпринимательской деятельности52.

В последние десятилетия участники предвыборной борьбы все больше полагаются именно на частную помощь и услуги по управлению организацией и проведением выборных кампаний. Данное явление объясняется, в первую очередь, тем, что независимые маркетинговые службы предложили профессиональный подход к организации избирательных кампаний, ориентированный на практическую помощь кандидатам в принятии важнейших политических решений в ходе проведения кампании.

Накопленный на Западе опыт в области изучения и проведения предвыборных кампаний уже достаточно велик. Именно это и обусловливает необходимость обращения отечественных исследователей к знаниям, благодаря которым западное общество сегодня функционирует более эффективно. Однако это не означает, что западные методики должны слепо копироваться российскими политологами. Весь электоральный опыт, накопленный западной политологией, должен быть изучен исходя из реалий российской социально-политической сферы. Важно подчеркнуть, что для российской политологии наибольшую ценность представляют не только и не столько конкретные методы и технологии ведения предвыборной борьбы, используемые в других странах, сколько сам профессиональный, недилетантский подход к организации избирательных кампаний, работе с электоратом и средствами массовой информации.

С целью операционализации основных категорий электоральной политики необходимо, на наш взгляд, дать ее рабочее определение. Центральной категорией электорального процесса выступает «электоральная политика», под которой подразумевается целеполагающая совокупность тактических и стратегических действий политических акторов в избирательном процессе, основывающаяся на учете социально-экономических, политических и духовно-идеологических факторов: правовых норм и правил проведения избирательной кампании; ценностных установок, политических ориентации, предпочтений, интересов ее субъектов; их стратификации, принадлежности к определенной среде и социальной группе; менталитета и специфики электоральной культуры. Электоральное сознание - это сумма знаний и оценок избирателя относительно электоральной ситуации, политической власти и политики в целом, которая выражается в идеях, представлениях и переживаниях людей.

Электоральные предпочтения в избирательном процессе: ресурсно-технологическое воздействие

На сегодняшний день не существует единственного, признанного всеми определения политического маркетинга. Одни авторы видят в маркетинге не столько технологию, сколько целую стратегию политического развития в условиях рынка, мировоззренческую ориентацию. Альтернативным вышеупомянутому выступает прагматичный подход: политический маркетинг - это технология «зонтичного» типа, инкорпорирующая в качестве составных элементов PR, имиджмейкерство, рекламно-коммуникационную деятельность и др. Анализ ситуации, сложившейся сегодня на политическом рынке России, позволяет сделать вывод о том, что политический маркетинг - это сложносоставной и много- аспектный феномен, объединяющий концепцию общественного развития, по- литическую теорию и технологию. На протяжении последней четверти XX века политический маркетинг демонстрирует устойчивую тенденцию к экспансии своих подходов, мышления, технологий в сферу государственного управления. С приходом политического маркетинга в государственное управление в России связывают надежды на ос-вобождение деятельности аппарата от бюрократических излишеств вследствие усиления «прозрачности» в управлении, проведения открытой информационной политики, освоения таких технологий, как изучение и сегментация рынка, проведение кампаний «из двери в дверь», социальная реклама. Политическое поле России сегодня - это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков. Современный политический рынок России не отвечает требованиям, предъявляемым цивилизованному, развитому рынку, где рыночные механизмы предполагают в той или иной мере удовлетворение интересов всех участников. Эта модель представляет со- бой, на наш взгляд, скорее, рынок в духе смешанной экономики, тяготеющий к командно-административной системе регулирования политических ресурсов. Это особенно проявляется в отдельных субъектах РФ, в то время как политическая система других территориальных образований в составе России может в значительной степени приближаться к модели политического рынка свободной конкуренции. В современной политической жизни, как западноевропейских стран, так и России, наблюдается устойчивая тенденция к экспансии подходов, мышления, технологий политического маркетинга в сферу государственного управления. Политический маркетинг в рамках государственного управления позволяет реализовывать следующие задачи: коррекция поведенческих моделей, сформи ровавшихся у определенных социальных групп и представляющих угрозу для политического порядка; внедрение в социальную практику идей, ценностей, поведенческих алгоритмов, представляющихся как положительные; оказание теоретико-методологической помощи в реформировании структур и содержании государственного управления. Электоральный маркетинг является одновременно политической концепцией и технологией политического маркетинга, призванной регулировать отношения на политическом рынке. Рассмотрению сущности политического процесса в России в контексте логики спроса и предложения посвящены исследования отечественных политологов. Так, С.Н. Пшизова считает, что и в России, и на Западе происходит постепенное вытеснение из современного политического процесса идей и механизмов социального, классового представительства, «выражающегося в изменении статуса партий, деградации роли программ и идеологий... трансформирует систему репрезентативного правления в систему правления с помощью репрезентаций».

Макарцев А.А., кандидат юридических наук, заместитель декана юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации.

В статье формулируется понятие электоральной политики, которая является составной частью правовой политики Российского государства, определяются основные направления правотворческой формы ее реализации. На основе анализа действующего российского законодательства делается вывод об отсутствии в Российской Федерации четкой стратегии электоральной политики, направленной на создание эффективных механизмов правового регулирования избирательных отношений.

Ключевые слова: правовая политика, электоральная политика, правотворчество.

In the article the notion of electoral politics is formulated, which is a part of the legal policy of the Russian state, the main directions of the law-making forms of its realization are defined. Based on the analysis of the Russian existing legislation the conclusion is made about the absence of a clear strategy for the Russian Federations electoral policy that could be aimed at creating effective legal regulations of electoral relations.

В связи с увеличением роли права в жизни современного российского общества повышается актуальность изучения проблем, связанных с механизмами реализации правовой политики, призванной управлять процессами правового развития страны. Важной составляющей частью правовой политики в отдельно взятом государстве является политика в сфере избирательного права - электоральная политика, под которой можно понимать законодательно установленную в соответствии с Конституцией Российской Федерации и национальной юридической доктриной политико-правовую деятельность органов государственной и муниципальной власти, социальных структур, направленную на выработку и реализацию стратегии и тактики в области нормативно-правового регулирования в сфере избирательных отношений.

Активное развитие в настоящее время получило правотворческое направление правовой политики, являющееся формой ее реализации, и воплощающееся в принятии, изменении и отмене нормативных правовых актов <1>. Это является следствием того, что в современной России правовая политика, при всем многообразии ее характеристик и определений, понимается и воспринимается в обществе прежде всего как политика правотворческая <2>. Именно активное правотворчество определяет направленность и стратегические основы электоральной политики, делает возможным переход избирательного права, которое, по мнению российских правоведов, является подотраслью конституционного права России <3> в правовое образование более высокого уровня организации - в самостоятельную отрасль российского права <4>.

<1> Малько А.В. Льготная поощрительная правовая политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 16.
<2> Российская правовая политика / Под ред. А.В. Малько, Н.И. Матузова. М.: Норма, 2003. С. 180.
<3> Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2006. Т. 2. С. 162.
<4> Биктагиров Р.Т., Кинзягулов Б.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: Общая часть. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2007. Т. 1. С. 53 - 55.

Определяющим моментом в этом процессе является не столько количество нормативных актов, сколько их тесная связь в единую систему. Важным инструментом в достижении этой цели могут стать кодификационные работы, которые являются основополагающим средством формулирования в процессе правотворчества нормативных обобщений. По мнению С.С. Алексеева, именно в результате кодификации законодательства крупный институт "обрастает" институтами и нормами других отраслей, происходит их согласование, известное сближение, приводящее к возникновению единства <5>.

<5> Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С. 227.

Кодификация избирательного законодательства является одним из путей его совершенствования во многих странах СНГ. Так, в литературе отмечается, что принятие Избирательного кодекса Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. было направлено на ликвидацию противоречий избирательного законодательства и его дальнейшее развитие <6>. Разработка избирательного кодекса Украины в будущем позволило бы унифицировать общерегулятивные и процедурные нормы <7>.

<6> Масловская Т.С. Конституционное право Республики Беларусь. Минск: ТетраСистемс, 2012. С. 91.
<7> Чуб Е.А. Конституционные основы принципа адекватного представительства и политические права граждан // Конституционное развитие России и Украины: Сб. науч. трудов. М.: Элит, 2011. Вып. 1. С. 104.

В постсоветской России уже неоднократно появлялись предложения о принятия всероссийского кодифицированного акта, регулирующего избирательные отношения. В сентябре 2000 г. на научно-практической конференции в Пятигорске А.А. Вешняковым, являвшимся на тот момент председателем Центральной избирательной комиссии России, было высказано предложение о принятии на федеральном уровне избирательного кодекса России <8>. Позднее, однако, он отказался от высказанного предложения, но сугубо по соображениям целесообразности - в связи с продолжительностью процедуры рассмотрения кодекса в Государственной Думе и близостью очередных выборов. Член Центральной избирательной комиссии Е.И. Колюшин утверждает о целесообразности кодификации перечня избирательных прав граждан "прежде всего - в Избирательном кодексе Российской Федерации, а не только через гарантии избирательных прав" <9>.

<8> Вешняков предлагает выработать избирательный кодекс // Независимая газета. 2000. 16 сентября. С. 2.
<9> Колюшин Е.И. Проблемы формирования избирательной системы // Современные проблемы конституционного и муниципального права: опыт России и зарубежных стран: Сб. мат. межд. науч. конф. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: ИД РоЛиКС, 2010. С. 282.

Актуальность вопроса о подготовке и принятии нового рамочного избирательного закона, которым может являться и избирательный кодекс, повышается в настоящие время. Это является следствием того, что изменения, которые были внесены в последние годы в избирательное законодательство, не в полной мере вписываются в российскую избирательную систему, основы которой были определена еще в начале прошлого десятилетия Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <10>.

<10> Собрания законодательств Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.

Достаточно большое количество поправок, внесенных в избирательное законодательство в последние годы, привело к тому, что не все его положения в полной мере соответствуют друг другу. В частности, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <11> участковые избирательные комиссии являются постоянно действующими и формируются на пять лет. При этом в ст. 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации", регламентирующей порядок голосования вне помещения для голосования отмечается, что заявления о голосования вне помещения для голосования могут быть поданы в участковую комиссию в любое время после ее формирования. По нашему мнению, при закреплении статуса участковой избирательной комиссии в качестве постоянно действующей необходимо связать начало периода подачи указанного заявления с решением соответствующего органа или должностного лица о назначении соответствующих выборов.

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 41. Ст. 5522.

Необходимо отметить, что к кодифицированным актам в правовой науке сложилось неоднозначное отношение, в том числе к кодификации в сфере избирательного законодательства. С одной стороны, основными критериями кодексов являются высокая юридическая целостность и внутренняя согласованность, стабильность и устойчивость содержащихся в них норм, что облегчает процесс внесения поправок. Изменения вносятся не в несколько законов, регулирующих различные виды выборов, а в кодекс, их заменивший. Например , в настоящее время уже недействующий Избирательный кодекс Свердловской области, вступивший в силу 1 декабря 1997 г., отменил тринадцать областных законов, регламентирующих соответствующие избирательные отношения на территории региона <12>.

<12> Закон Свердловской области от 5 декабря 1997 г. N 73-ОЗ "О введении в действие Избирательного кодекса Свердловской области" // СПС "Консультант".

С другой стороны, существует точка зрения, что создание отдельных кодифицированных актов, регулирующих отношения, связанные с выборами, только усложняет правоприменительную деятельность. Возможна внутренняя противоречивость норм таких актов. Принятие избирательных кодексов как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации делает возможным дублирование или нарушение федеральной законодательной компетенции, так как форма кодекса не всегда адекватна характеру и объему регулируемых им отношений <13>.

<13> Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2010. С. 271.

По нашему мнению, в настоящее время кодификация в сфере избирательного права не сможет достигнуть всеобъемлющего охвата правового регулирования избирательных отношений. Это определяется комплексным характером российского избирательного права, нормы которого тесно связаны с различными отраслями российского права. Несмотря на это, принятие избирательного кодекса позволит структурировать в одном акте основы современного российского избирательного законодательства, которое подвергалось существенным изменениям в последние годы, и систематизировать принципы избирательного права, не нашедшие в нем полного отражения. Подтверждением последнего может являться закрепление в ст. 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принципов обязательности и периодичности проведения выборов, но отсутствие упоминания о них в ст. 3 "Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума" этого Закона. Систематизация принципов права, которые тесно связаны с принципами правовой политики <14>, позволит определить приоритетные направления правотворческой формы реализации электоральной политики, которая представляет собой "процесс постоянного совершенствования действующего права в свете правовых принципов" <15>.

<14> Мазуренко А.П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. С. 27.
<15> Путило Н.В. Правовая политика современного демократического государства / Социология права // Под ред. В.М. Сырых. М., 2001. С. 137.

В последнее десятилетие можно наблюдать примеры того, что когда в сфере избирательного законотворчества на пути законодателя встают границы, очерченные принципами избирательного права, он выводит реформируемые отношения из структуры избирательных. Ярким свидетельством этого является принятие Федерального закона от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <16>, отменившего прямые выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, что привело к лишению граждан права непосредственно выбирать главу исполнительной власти региона. Подобный подход позволяет говорить о возможности реформировать систему замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в любом направлении, которое определит для себя приоритетным руководство государства.

<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 50. Ст. 4950.

Подтверждением этого вывода является и возврат к системе прямого избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации <17>, включающей в себя элементы представительной демократии. В частности, выдвижение кандидата на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации политической партией и выдвижение в порядке самовыдвижения должно поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Процедура сбора подписей среди депутатов и глав муниципальных образований существенно отличается от сбора подписей избирателей, предусмотренного для иных выборов. Сбор подписей в поддержку выдвижения является частью предвыборной агитации и предусматривает возможность личного контакта кандидата, его представителей и лиц, среди которых сбор подписей осуществляется. Если у кандидата, выдвинутого политической партией, будет возможность встречи с выборными лицами местного самоуправления, представляющего эту политическую партию, то у самовыдвиженцев подобная возможность будет отсутствовать.

<17> Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2274.

Новеллой российской избирательной системы является и закрепление в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <18> права Президента Российской Федерации по своей инициативе проводить консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения. По нашему мнению, положение изначально закладывает возможности нарушения принципа равного избирательного права: в отношении одних избирательных объединений и кандидатов глава государства своим правом может воспользоваться, в отношении других - нет. Также необходимо отметить, что факультативный характер этой стадии избирательного процесса по выборам главы субъекта не вносит существенных изменений в объем полномочий Президента Российской Федерации, который и ранее как глава Российского государства имел право инициировать консультации с любыми участниками политического процесса.

<18> Рос. газ. 1999. N 206.

В контексте рассмотрения проблемы формирования стратегии дальнейшего развития электоральной политики особого внимания заслуживает предложенный на общественное обсуждение законопроект "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" <19>. Согласно ему особенностью избирательной кампании по выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации могло являться то, что по ее итогам происходило бы замещение должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и парламентского мандата в верхней палате федерального законодательного органа. Анализ законопроекта позволяет высказать мнение, что он предусматривал совмещение в процедуре наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации элементов представительной и непосредственной демократии. С одной стороны, при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат, выдвинутый на эту должность, представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры на должность члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. С другой стороны, при голосовании за кандидата на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избиратель вправе проголосовать также за одну из кандидатур, представленных данным кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Согласно законопроекту кандидат в члены верхней палаты Российского парламента, которой набирает наибольшее число голосов избирателей, в случае избрания представившего его кандидата на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, будет наделен полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Подобный подход не получил развитие в проекте Закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" <20>, внесенном 27 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации в Государственную Думу. Проект ограничивается обязанностью кандидата на должность главы исполнительной власти субъекта Федерации представить в соответствующую избирательную комиссию трех кандидатов на должность члена Совета Федерации, один из которых в случае избрания представившего его кандидата будет наделен полномочиями члена верхней палаты Российского парламента.

Рассмотрение реализации правотворческой формы электоральной политики тесно вязано со стратегией правотворчества в сфере закрепления средств обеспечения реализации субъективного избирательного права. Изменения, вносимые в избирательное законодательство в последние годы, наметили увеличение императивных начал, не дающих рядовым российским гражданам даже минимальные возможности выбора вариантов своего поведения, и направлены на превращение отечественной избирательной системы в процесс с предсказуемым результатом. Подобный подход подтверждает вывод А.Н. Кокотова о недоверии власти к населению: "Презумпция недоверия власти к участникам выборов является одной из причин крепнувшего абсентеизма, неверия граждан в действенность института выборов" <21>.

<21> Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юристъ, 2004. С. 159.

Некоторым исключением можно считать реализованные законодательные инициативы, касающиеся уменьшения количества членов политических партий с сорока тысячи членов до пятисот членов <22> и освобождение политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления <23>. Но подобная либерализация правотворческой политики в отношении правового статуса политических партий носит достаточно спорный характер. По нашему мнению, этот закон приведет к созданию всероссийских политических партий, состоящих из небольшого количества членов. Эти политические объединения не будут обладать поддержкой большинства населения, но будут иметь право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) почти на всех выборах. При этом необходимо отметить, что это приведет к дроблению партийной системы России, что не всегда, по нашему мнению, является позитивным моментом.

<22> Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" // Рос. газ. 2012. 4 апреля.
<23> Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2275.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует четкая стратегия развития правотворческой формы электоральной политики, направленной на создание эффективных механизмов правового регулирования избирательных отношений, что, в свою очередь, приводит к негативным результатам. Институты и нормы избирательного права принимаются без определенной системы, единой концепции, в расчете на идеальные в правоприменении ситуации. Модернизация российского избирательного права не может основываться на спорном, не обладающем высоким уровнем легитимности, избирательном законодательстве.

Одним из основных направлений правотворчества в сфере избирательного права может стать разработка и принятие избирательного кодекса Российской Федерации, в котором могли быть структурированы основы российского избирательного законодательства, систематизированы принципы избирательного права, не нашедшие отражения в действующей правовой базе. Этот акт должен содержать механизмы, позволяющие в полном объеме реализовать активное и пассивное избирательное право.

Теории электорального поведения подходят к выборам, уде­ляя преимущественное внимание мотивам, которыми руководству­ются избиратели. С этой точки зрения, партии оказываются до­вольно пассивными участниками политического процесса. Ясно, что такое ᴇᴦο видение - довольно одностороннее. В действитель­ности партии проявляют большую активность, пытаясь мобили­зовать своих сторонников и переубедить противников. Правда, классические теории поведения избирателей позволяют предполо­жить, что результативность этих действий невелика. Ведь итоги выборов во многом предопределены социальной композицией и силой ʼʼпартийных идентификацийʼʼ. Сами политики, однако, ни­когда не верили в бессмысленность своих усилий. Эту, естествен­ную для политиков, позицию разделяют теории рационального поведения избирателей. Если избиратель способен ʼʼрешатьʼʼ, то попытки повлиять на ᴇᴦο решение - вовсе не бессмысленное заня­тие. Не приходится удивляться, что современные теории электо­ральной политики строятся по преимуществу на теории рациональ­ного выбора. В центре внимания при этом оказываются не избиратели, а конкурирующие за их голоса партии, но мотивы, при­писываемые тем и другим, сходны.

Поэтому логично, что основоположником современного анализа электоральной политики стал все тот же Энтони Дауне. В ʼʼЭконо­мической теории демократииʼʼ партиям приписываются две основ­ные цели. Первая - стремление к приобретению должностей во вла­стных структурах - присуща им по определению. Тесно связанная с первой, вторая цель состоит в увеличении числа поданных за партию голосов. Эта цель непосредственно вытекает из условий элек­торальной конкуренции. Что делают партии для достижения своих целей? Как уже отмечалось выше, Дауне приписывал каждому из-

244 Электоральное поведение

бирателю некий набор общих идеологических предпочтений. Из такого подхода непосредственно вытекает, что партия может добить­ся увеличения числа поданных за нее голосов, в случае если есть соответствие между её предвыборной платформой и предпочтениями большин­ства избирателей. А для достижения такого соответствия нужно, в случае необходимости, модифицировать саму платформу. Именно в данном, по мнению Даунса, - ключ к успеху на выборах. Предполо­жим, что все идеологические предпочтения избирателей можно рас­положить на ʼʼлево-правойʼʼ шкале. Тогда естественная стратегия в условиях двухпартийности состоит в том, чтобы каждая из партий выбирала позиции, ʼʼсдвигающиеʼʼ их ближе к центру шкалы - туда, где лежат предпочтения ʼʼсреднего избирателяʼʼ. Собственно гово­ря, ʼʼтеорема о среднем избирателеʼʼ представляла собой первый об­разец пространственного анализа выборов, ставшего в дальнейшем основным направлением исследований электоральной политики. Основная идея пространственного анализа очень проста. Есть не­кое пространство (или, как иногда говорят, поле) предпочтений из­бирателей - и сходное по структуре пространство партийных иде­ологий. Накладывая эти два пространства друг на друга, можно, во-первых, оценить перспективы успеха какой-либо партии по её текущим идеологическим позициям, а во-вторых, сделать заключе­ние о том, какая именно модификация своей идеологии позволит партии улучшить эти перспективы.