Гост, ту, ост. основные характеристики и отличия. Отраслевой стандарт

Забота о безопасности потребителя – важная часть государственной политики. ОСТы и ГОСТы призваны защитить рынок и конечного покупателя от недобросовестных производителей, продукция которых не отвечает требованиям качества. Как отличить указанные технические документы и в каких сферах они действуют?

Определение

ОСТ – отраслевой стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Они разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Соблюдение ОСТов в пределах определённой сферы и смежных отраслей обязательно.

ГОСТ – в широком смысле это государственный стандарт, принятый Госстандартом или Госстроем России, в узком — нормативный акт, устанавливающий требования к качеству и видам продукции, сырья, услугам в определённой сфере деятельности, и обязательный для исполнения всеми участниками рынка. В настоящее время, по мере формирования Таможенного пространства, ГОСТы заменяются техническими регламентами.

Сравнение

Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. Стоит заметить, что ГОСТ принимается Госстандартом или Госстроем РФ, в то время как ОСТ – отраслевым государственным органом. Таким образом, отраслевые стандарты либо расширяют, уточняют ГОСТы, либо распространяются на сферу, где единых требований на уровне государства пока не сформировано.

Выводы сайт

  1. Сфера действия. ГОСТ распространяется на территорию всего государства или нескольких стран, ОСТ – на конкретную отрасль.
  2. Порядок принятия. ГОСТ принимается Госстандартом или Госстроем РФ, в то время как ОСТ – отраслевым государственным органом.
  3. Соподчинение. ГОСТы являются первичными документами, ОСТы должны полностью согласовываться с их положениями и не нарушать их.
  4. Тип продукции. ГОСТы устанавливаются на продукцию, которая подлежит государственной сертификации, ОСТы – на продукцию, которая в такой сертификации не нуждается.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

Краткий курс лекций

для студентов III курса

Направление подготовки

Биотехнология

Профиль подготовки

Биотехнология

Саратов 2013

К 56 Контроль качества биотехнологических производств:краткий курс лекций для студентов III курса направления подготовки 240700.62 «Биотехнология» / Сост.: Ковалева С.В. // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2013. – 57 с. Краткий курс лекций по дисциплине «Контроль качества биотехнологических производств» составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины и предназначен для студентов направления подготовки 240700.62 «Биотехнология». Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основным вопросам, касающимся осуществления контроля качества биотехнологических производств. Направлен на формирование у студентов знаний об организации контроля качества сырья, промежуточных и готовых продуктов, технологии, на применение этих знаний для понимания процессов, происходящих в сфере профессиональной деятельности. УДК 57 ББК 30ц

© Ковалева С.В., 2013

© ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2013


ВВЕДЕНИЕ

По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя подобной системы и сертификата на нее, выданного авторитетным сертификационным органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает быть уверенным в том, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В теории и практике управления качеством выделены две проблемы:



Качество продукции;

Менеджмент качества.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля затрат на качество определялась физическим трудом. Однако сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.

Организация контроля качества биотехнологических производств возможна при наличии на предприятии действующих нормативных документов по технике проведения анализов и допустимым величинам определяемых показателей.

Лекция 1

Нормативно-техническая документация в производстве биотехнологических продуктов

Государственные и отраслевые документы (ГОСТ; ОСТ; ТУ; РД)

Соблюдение техническим нормам, санитарно-гигиеническим правилам является гарантом характеристик и качества биотехнологической продукции. Рассмотрим нормативно-технические документы.

Государственный стандарт (ГОСТ) в настоящее время является межгосударственным стандартом в СНГ. Утверждается Межгосударственным советом по стандартизации, сертификации и метрологии.

Федеральный закон № 184, принятый 27 декабря 2002 года, «О техническом регулировании» разделил понятия «стандарт» и «технический регламент», поэтому все ГОСТ утратили обязательный характер и должны применяться добровольно.

Но в переходный период, которым и характеризуется сейчас система стандартизации в России, закон подразумевает обязательное выполнение требований стандартов ГОСТ. Особенно в части, которая соответствует целям сохранения здоровья и жизни граждан, защиты муниципального или государственного имущества, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, здоровья или жизни растений и животных, а также и предупреждения действий, которые вводят в заблуждение приобретателей. В дальнейшем стандарт ГОСТ должен быть заменен на технические регламенты по каждому виду продукции и деятельности.

На официальном сайте Росстандарта возможен бесплатный просмотр ГОСТов и изменений, принятых с января 2006 года по настоящее время. «Классификатор государственных стандартов СССР» является известным классификатором ГОСТ. В настоящее время используется название «Классификатор государственных стандартов» (КГС). Классификатор представлен в буквенно-цифровой системе кодов на трёх (редко четырёх) уровнях. 1-ый раздел (уровень) построен из 19 букв русского алфавита в заглавном виде, 2-ой и 3-ий уровни являются цифровыми. 4-ый уровень добавляется после точки. В код ГОСТ включены номер и год утверждения стандарта, которые разделёны дефисом. Номер состоит из кода семейства продукции, и ее номера внутри семейства.

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) создан ВНИИ терминологии, информации и классификации по качеству и стандартизации. Он является полным текстом Международного классификатора стандартов (МКС), которые приняты в системе ИСО.

ОКС включен в состав Единой системы кодирования и классификации социальной и технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации. Классификатор используется при построении указателей, выборочных перечней, каталогов, библиографических материалов по межгосударственным, международным и национальным стандартам и др. техническим и нормативным документам. К объектам классификации ОКС относятся стандарты и другие технические и нормативные документы.

Классификатор является иерархической трёхступенчатой классификацией с цифровым алфавитом кода и имеет следующее строение: XX.YYY.ZZ

XX – является разделом, YYY – группой, ZZ – подгруппой.

Согласно системе ГОСТ проводится сертификация соответствия товаров и услуг. Для ГОСТ, которые принимают исключительно в России, применяется название «ГОСТ Р».

Сертификация – это процедура удостоверения соответствия, с помощью которой организация независимая от потребителя и изготовителя (сертификационный орган) подтверждает в письменной форме о том, что продукция соответствует нормативам, стандартам и требованиям, установленным законодательством на территории данного государства.

В России более 100 систем сертификации, из которых 20 обязательных, а другие добровольные. Например обязательные – это такие, как сертификация в системе ГОСТ Р определенной продукции, сертификация в области пожарной безопасности (также для определенных товаров) , обязательная сертификация средств защиты информации, фитосанитарная сертификация и другие. К добровольной сертификации также относят сертификацию в системе ГОСТ Р, но для продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, сертификацию услуг, производства; пожарную сертификацию, также для товаров, не включенных в список, подлежащий обязательной сертификации в этой области; международную сертификацию в системе ИСО и другие.

Система ГОСТ Р предназначена для проведения и организации работ по обязательной или добровольной сертификации услуг, работ и продукции, которая дает гарантии необходимого уровня достоверности и объективности результатов сертификации. В Системе ГОСТ Р проходит сертификация:

· товаров для бытовых (личных) нужд граждан;

· продукции производственно-технических функций, в том числе и средств производства;

· оказываемых услуг населению и выполняемых работ;

· систем качества;

· строительной продукции;

· производства.

В Системе ГОСТ Р сертификация импортируемой и отечественной продукции проводится по единым правилам и схемам.

Система ГОСТ Р проводит обязательную сертификацию по всей территории Российской Федерации. По сертификации формирует сеть испытательных центров (лабораторий) и аккредитованных Росстандартом органов сертификации в установленном порядке, согласно номенклатуре продукции (услуг, работ), которые подлежат обязательной или добровольной сертификации согласно законодательным актам Российской Федерации.

Система ГОСТ Р открыта для участия в ней различных организаций, других федеральных органов исполнительной власти, выполняющих и признающих ее правила. Взаимодействие с другими системами, созданными федеральными органами исполнительной власти, проводится на основе договоров, заключенных Росстандартом с организациями или органами, если другое не предусмотрено иными нормативными и законодательными правовыми актами РФ.

Система ГОСТ Р имеет право взаимодействия с региональными, международными и национальными системами сертификации иных стран относительно подтверждения соответствия. А также признание сертификата, протокола испытаний и знаков соответствия.

В Системе ГОСТ Р достоверность и объективность сертификации обеспечивается за счет аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, и аттестации экспертов в утвержденном порядке.

Организации, претендующие на участие в качестве испытательных центров (лабораторий) и органов по сертификации в системе ГОСТ Р, должны быть в статусе юридического лица и аккредитованы в системе аккредитации, которая образована Росстандартом или другой признанной им системой.

Отраслевой стандарт (ОСТ) – устанавливается на те виды продукции, нормы, правила, требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения качества продукции данной отрасли. Обычно в виде ОСТ оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТ.

Объектами отраслевой стандартизации в частности могут быть отдельные виды продукции ограниченного применения, технологическая оснастка и инструмент, предназначенные для применения в данной области, сырье, материалы, полуфабрикаты внутриотраслевого применения, отдельные виды товаров народного потребления. Также объектами могут быть технические нормы и типовые технологические процессы, специфичные для данной отрасли, нормы, требования и методов в области организации проектирования; производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной области, а также для предприятий других отраслей (заказчика), принимающих или потребляющих продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве данного вида продукции. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Обозначение отраслевого стандарта в соответствии с ГОСТ Р1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов" содержит индекс ОСТ; условное обозначение министерства (ведомства), выпустившего стандарт; регистрационный номер, присваиваемый в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России; а также через короткое тире после регистрационного номера две (для ОСТ, принятых до 2000 г.) или четыре (для ОСТ, принятых после 2000 г.) последние цифры года принятия стандарта.

Отраслевой стандарт делится на следующие группы:

· отраслевые стандарты на транспорт (ОСТ 37.001.417-90 «Фильтры тонкой очистки масла автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей» и т. д.);

· отраслевые стандарты на гаражное оборудование;

· отраслевые стандарты на процесс обслуживания;

· отраслевые стандарты на процесс предпродажной подготовки (ОСТ 37.001.082-92 подготовка предпродажная легковых автомобилей и грузовых автомобилей, автобусов)

· другие.

Технические условия (ТУ) – это документ, определяющий технические требования, которым должны соответсвовать определенный товар, материал или услуга. По своей сути, ТУ – это заменитель ГОСТ, и разрабатываются они в том случае, если по каким-то причинам организация выпускает свою продукцию по стандартам, отличным от требований ГОСТ или в случае, если эти стандарты им не определены. Компания может разработать ТУ для своего производственного процесса или приобрести уже существующие у компании, ранее разрабатывавшей ТУ для схожей технологии выпуска продукции. ТУ являются частью технической документации предприятия, в них отображаются требования к изготовлению, контролю качества и приемки готовой продукции, а также к ее характеристикам.

Технические условия могут быть разработаны как на какое-то одно изделие (вещество, материал), так и сразу на несколько. Требования, заявленные в ТУ не должны противоречить требованиям ГОСТ.

Для производителя ТУ являются документом, определяющим практически все звенья производственной цепочки, на его основе должен выстраиваться весь процесс производства. Кроме этого, ТУ в значительной мере определяют уровень качества готовой продукции, поэтому в соответствии с ними производитель несет ответственность за то, чтобы этот уровень был не ниже заявленного в этой документации.

Для потребителя ТУ, прежде всего, являются документом, на основании которого можно делать выводы о добросовестности изготовителя, оценив соответствие реального качества продукции заявленным в документации. В обязательном порядке в ТУ прописывается раздел, в котором описываются методы контроля качества и приемки готовой продукции, что в какой-то мере предотвращает разногласия между конечным потребителем и производителем продукции.

Руководящий документ (РД)– это документ, в котором четко описана техническая сторона производственной деятельности. Кроме того, в подобных документах часто указываются различные виды работ. Это необходимо для того, чтобы предприятия различного назначения могли работать четко и слажено, не допуская ошибок на производстве или в сфере своей деятельности.

Обязательно в РД входят также документы, которые четко определяют статус и полномочия подразделений структуры, а также указывают их функции. Могут быть указаны в руководящих документах и данные по обязанностям и правам работников различных государственных служб или предприятий.

Как правило, в РД указываются и правила эксплуатации механизмов, а также особенности проведения работ на предприятиях. Это необходимо, чтобы компания работала слажено, чтобы каждый сотрудник понимал, какие обязанности на него возложены.

Разработкой руководящих документов занимаются профильные государственные ведомства, т.к. это часть их обязанностей. Наряду с этим, могут составлять РД и руководители предприятий, которые занимаются эксплуатацией соответствующих механизмов. Но очень важно, что каждый составленный документ должен в обязательном порядке пройти согласование в государственных контролирующих органах.

Отраслевые стандарты (ОСТы) на кулинарную продукцию разрабатываются специалистами соответствующих отраслей пи­щевой промышленности: мясной, птицеперерабатывающей, рыбной, консервной.

В настоящее время существуют ОСТы на кулинарные полу­фабрикаты следующего группового ассортимента: мясные нату­ральные (крупнокусковые, порционные, мелкокусковые), мясные рубленые, из кур, цыплят, индеек, уток, утят, из рыбы (в виде тушки), картофеля и овощей.

Особенность ОСТа как нормативного документа состоит в том, что его требования к ассортименту кулинарной продукции, показателям ее качества и другие условия распространяются на предприятия всех ведомств и форм собственности, в том числе и на предприятия общественного питания. Это означает, что каче­ство полуфабрикатов того ассортимента, который определен ОСТом, должно быть одинаковым на всей территории Россий­ской Федерации независимо от того, какое предприятие эти по­луфабрикаты вырабатывает.

ОСТы включают следующую информацию: название продук­ции, номер ОСТа, номер отраслевого классификатора продук­ции, срок действия, взамен какого нормативного документа вво­дится; область действия ОСТа; ассортимент продукции; техни­ческие требования к продукции, на которую разработан ОСТ; правила приемки и методы испытаний; упаковка, маркировка, хранение и транспортирование; перечень нормативной доку­ментации, на которую делались ссылки при разработке ОСТа.

ОСТ подписывается разработчиками, согласовывается с ор­ганом Санэпидслужбы РФ и утверждается руководителем ведом­ства - разработчика стандарта; к нему прилагается технологиче­ская инструкция.

В системе общественного питания разработана своя тех­нологическая инструкция на производство кулинарных полу­фабрикатов, отражающая специфику предприятий и требования ОСТов.

Предприятия общественного питания не обязаны организо­вывать выработку полуфабрикатов и другой кулинарной продук­ции, на которую имеются ОСТы, они могут получать эту продук­цию от пищевых предприятий по контрактам.

Технические условия и технологические инструкции на продукцию общественного питания

Технические условия и технологические инструкции (ТУ и ТИ) на продукцию общественного питания разрабатываются как отраслевые нормативные документы (действующие только в сис­теме общественного питания). В настоящее время в системе об­щественного питания действует более 100 наименований ТУ и ТИ на продукцию общественного питания, в том числе и на полуфаб­рикаты, готовые кулинарные изделия, охлажденные блюда.

Технические условия включают следующую информацию: название ТУ, номер, срок действия, список разработчиков, со­гласование с органом Санэпидслужбы РФ, утверждение руко­водителем ведомства; ассортимент продукции общественного питания; технические требования, включая органолептические, микробиологические и физико-химические показатели качест­ва; правила приемки; методы испытаний; расфасовка, упаковка, маркировка; перечень документов, на которые даны ссылки в ТУ; технологическая инструкция с подробным описанием про­цесса, включая правила хранения и использования продукции.

ТУ и ТИ обычно разрабатывают на продукцию общественно­го питания, которая вырабатывается большими партиями цент­рализованно и предназначена для использования на предприя­тии-изготовителе, а также для снабжения других предприятий общественного питания и розничной торговой сети.


Изоляция трубопроводов


Государственный стандарт

ГОСТ - государственный стандарт - разрабатывается на продукцию, имеющую межотраслевое значение.

В отличие от ТУ требования ГОСТ разрабатываются не предприятием-изготовителем, а государственными отраслевыми структурами, утверждается на высшем уровне Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Каждый ГОСТ проходит серьезные испытания и проверки в сертифицированных лабораториях, оценивается научными сотрудниками отрасли, проходит межведомственные согласования и только после этого допускается к публикации.

Для создания и утверждения ГОСТа задействуются многие институты, предприятия, эксперты. Утверждает ГОСТы Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращённое наименование в 2004—2010 годах — Ростехрегулирование; с июня 2010 года — Росстандарт) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В других странах (СНГ) - аналогично.

Примеры:

ГОСТ 17375-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 3D (R ≈ 1,5 DN). Конструкция»
ГОСТ 30753-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 2D (R = DN). Конструкция»
ГОСТ 24950-81 «Отводы гнутые и вставки кривые на поворотах линейной части стальных магистральных трубопроводов. Технические условия».
ГОСТ 17378-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Переходы. Конструкция»
ГОСТ 22826-83 «Сборочные единицы и детали трубопроводов. Переходы на Ру св. 10 до 100 МПа (св. 100 до 1000 кгс/см²). Конструкция и размеры»
ГОСТ 17376-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Тройники. Конструкция»
ГОСТ 22822-83 «Сборочные единицы и детали трубопроводов. Тройники переходные на Ру св. 10 до 100 МПа (св. 100 до 1000 кгс/см²). Конструкция и размеры»
ГОСТ 17379-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Заглушки эллиптические. Конструкция».
ГОСТ 6533-78 «Днища эллиптические отбортованные стальные для сосудов, аппаратов и котлов. Основные размеры».


Технические условия

ТУ - технические условия - разрабатывает предприятие-производитель и утверждает отраслевое министерство с минимальными формальностями. Поэтому ТУ могут быть более мягкими по сравнению с ГОСТом, а могут быть и более жесткими, когда стандарт устарел и не отвечает требованиям конкретного производства, например, по точности изготовления, по количеству примесей и т.д. Предприятия, чтобы избежать лишних затрат, часто разрабатывают свои ТУ, чтобы сертифицировать свою продукцию.

ГОСТ устанавливает технические требования к продукции, требования безопасности, методы анализа, область и способы применения. Требования ГОСТа обязательны к соблюдению всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Если ГОСТ находится на самой вершине пирамиды стандартов, то ТУ - в самом ее низу: технические условия по большей части разрабатываются производителями самостоятельно, исходя из собственных представлений о том, как нужно делать тот или иной продукт и какими свойствами он должен обладать.

Примеры:

ТУ 1469-001-34929762-2004 «Соединительные детали трубопроводов. Технические условия».
ТУ 1469-013-13799654-2008 «Соединительные детали для промысловых и технологических газонефтепроводов на рабочее давление до 31,4 МПа (320 кгс/см²). Технические условия».
ТУ 3647-001-37941826-2012 «Детали соединительные стальные приварные их сталей марок 20 и 09Г2С для эксплуатации на трубопроводах на номинальное давление до 100 МПА. Технические условия».
ТУ 3647-095-00148139-2000 «Детали трубопроводов соединительные. Технические условия».
ТУ 1469-006-00153229-2009 «Детали соединительные для магистральных трубопроводов на рабочее давление до 11,8 МПа и промысловых трубопроводов на рабочее давление до 16 МПа».

Отраслевой стандарт

ОСТ - отраслевой стандарт - разрабатывается на продукцию отраслевого значения.

Отраслевой стандарт (ОСТ) — устанавливается на те виды продукции, нормы, правила, требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения качества продукции данной отрасли.

Объектами отраслевой стандартизации в частности могут быть отдельные виды продукции ограниченного применения, технологическая оснастка и инструмент, предназначенные для применения в данной области, сырье, материалы, полуфабрикаты внутриотраслевого применения, отдельные виды товаров народного потребления. Также объектами могут быть технические нормы и типовые технологические процессы, специфичные для данной отрасли, нормы, требования и методов в области организации проектирования; производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве данного вида продукции. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Обозначение отраслевого стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» содержит индекс ОСТ; условное обозначение министерства (ведомства), выпустившего стандарт; регистрационный номер, присваиваемый в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России; а также через короткое тире после регистрационного номера две (для ОСТ, принятых до 2000 г.) или четыре (для ОСТ, принятых после 2000 г.) последние цифры года принятия стандарта.ОСТ 34-10-764-97 «Детали и сборочные единицы трубопроводов ТЭС на Рраб до 2,2 МПа, t 425 °C. Тройники переходные».
ОСТ 36-24-77 «Детали трубопроводов Ду 500-1400 мм сварные из углеродистой стали на Ру до 2,45 МПа. Тройники сварные».
ОТУ - общие технические условия - устанавливают требования к группе однородной продукции.
СНиП - строительные нормы и правила

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ

ОСТ 108.001.04 - 80

Издание официальное

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства энергетического машиностроения от 03.11.80 № ВВ-002/8821

ИСПОЛНИТЕЛИ П. М. ХРИСТЮК, канд. техн. наук (руководитель комплексной темы); Я. И. ПУШКИНА (руководитель темы); Е. В. ЧЕРНЫХ; М. А. ЧИРКОВА

СОГЛАСОВАН с Государственным комитетом СССР по стандартам

Член Госстандарта Б. Н. ЛЯМИН

(g) Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ), 1981.

Группа Т60 СТАНДАРТ

ОТРАСЛЕВОЙ

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ,

согласования и утверждения ОСТ 108.001.04-80

ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ Введен впервые

Указанием Министерства энергетического машиностроения от 03.11.80 № ВВ-002 8821 срок введения установлен

Настоящий стандарт устанавливает для всех предприятий и организаций Министерства энергетического машиностроения (Мин-энергомаша) порядок разработки, согласования, утверждения, представления на государственную регистрацию, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены отраслевых стандартов.

Стандарт разработан на основе и в дополнение комплекса стандартов Государственной системы стандартизации и руководящих нормативных документов, утвержденных Госстандартом.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Разработку отраслевых стандартов осуществляют в соответствии с требованиями комплекса стандартов Государственной системы стандартизации, руководящих нормативных документов, утвержденных Госстандартом, и настоящего стандарта.

1.2. Закрепление стандартов в отрасли за соответствующими головными или базовыми организациями по стандартизации производится в соответствии с закрепленной группой продукции и выполняемыми функциями и определяется в указании Минэнерго-маша при утверждении стандарта.

1.3. Организации, за которыми закреплены стандарты, должны проверять научно-технический уровень этих стандартов в соответствии с требованиями ГОСТ 1.0-68 и РД 50-76-78 и обеспечи-

вать их своевременный пересмотр, внесение изменений, отмену или продление срока действия.

1.4. Проекты стандартов должны разрабатывать научные, конструкторские, технологические, экономические, производственные и другие подразделения организации-разработчика (предприятия), в компетенции которых находится объект стандартизации, под методическим руководством и при участии службы стандартизации.

1.5. Окончательное решение по разногласиям, возникшим между организациями Минэнергомаша при разработке и согласовании проектов стандартов или изменений к ним, должно быть принято Техническим управлением Минэнергомаша в срок до 15 дней после представления их организацией-разработчиком.

1.6. Сопроводительные письма, акты, протокоды и другие организационно-распорядительные документы, прилагаемые к проекту стандарта, должны составляться в соответствии с требованиями стандартов системы организационно-распорядительной документации (ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72).

1.7. Держателями подлинников стандартов являются организации - разработчики стандартов.

Службы стандартизации этих организаций должны производить прием, организовывать хранение и восстановление подлинников стандартов в соответствии с требованиями ГОСТ 1.13-75 .

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТА

2.1. Техническое задание (ТЗ) должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.11-75 и настоящего стандарта.

2.2. Составление, согласование и утверждение ТЗ на стандарты, разрабатываемые взамен действующих нормативно-технических документов, производят в порядке, установленном для вновь разрабатываемых стандартов.

2.3. ТЗ выполняют машинописным способом через два межстрочных интервала на белой бумаге формата 11 по ГОСТ 2.301-68 .

2.4. Проект ТЗ перед представлением на утверждение должен быть согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, указанными в разделе 1 ГОСТ 1.11-75

с головной организацией по стандартизации;

с базовой организацией по стандартизации в соответствии с закрепленной за ней группой продукции или в соответствии с областью деятельности;

с изготовителем стандартизуемой продукции.

Согласование с профсоюзными органами проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 1.26-77 и РДМУ 111-78.

2.5. Для получения (подтверждения) кода продукции по отраслевому разделу Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКГ1) подкласса 311 «Оборудование энергетическое» организация-разработчик должна обратить-

ОСТ 108.001.04-80 Стр. 3

ся в головную организацию по стандартизации с запросом, составленным по форме, установленной в Минэнергомаше.

Для получения (подтверждения) кода по другим классам ОК.П, в том числе и для изделий продукции, не профильной для Мин-энергомаша, следует обращаться в Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) Минэнергомаша.

2.6. Согласованный проект ТЗ или документ, подтверждающий согласование или обоснованное несогласие с проектом, согласующая организация направляет организации-разработчику не позднее чем через 15 дней со дня получения проекта.

2.7. Разработчик представляет проект ТЗ на утверждение в двух экземплярах (подлинник и копию).

2.8. Проекты ТЗ на разработку стандартов утверждаются подлинной подписью начальника Технического управления Минэнергомаша или его заместителя.

2.9. Утвержденное ТЗ (подлинник) направляется разработчику. Разработчик в месячный срок рассылает копии утвержденного ТЗ в одном экземпляре соисполнителям.

2.10. Подлинник ТЗ находится у разработчика стандарта и после утверждения стандарта вкладывается в дело стандарта.

3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ

3.1. Предприятия и организации Минэнергомаша по запросу разработчика обязаны в месячный срок выслать необходимую для разработки стандарта документацию (в том числе технические и эксплуатационные данные о стандартизуемом объекте, данные для технико-экономического обоснования требований стандарта и т. п.), держателем подлинников которой они являются.

В обоснованных случаях срок подготовки и отправки материалов по согласованию с разработчиком может быть увеличен.

3.2. Оформление обложек, первой и последней страниц текста проектов стандартов, рассылаемых на отзыв, должно соответствовать требованиям, приведенным в обязательных приложениях 1-3.

Последующие страницы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-68 .

При наличии в проекте стандарта приложений подписи должны быть помещены на последней странице основной части текста.

3.3. Оформление проектов планов основных мероприятий по внедрению стандартов должно соответствовать требованиям, приведенным в обязательном приложении 4.

3.4. Подписи разработчиков проектов стандартов, представляемых на согласование и утверждение, а также согласующих лиц должны быть размещены на «листе утверждения», оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-68 . «Лист утверждения» помещают после обложки проекта стандарта, не нумеруют, в общее число страниц не включают и не публикуют.

Стр. 4 ОСТ 108.001.04-80

Пример оформления дан в справочном приложении 5.

3.5. В конце проекта стандарта следует помещать «Перечень документов», на которые имеются ссылки в тексте стандарта (если их более двух).

«Перечень документов», «Содержание» и «Лист регистрации изменений» располагают в указанной последовательности и не включают в общую нумерацию страниц стандарта.

3.6. В «Перечне документов» запись производят в следующем порядке:

государственные стандарты;

отраслевые стандарты;

технические условия, зарегистрированные в ВИФСе;

руководящие нормативные документы.

Все документы должны быть записаны в возрастающем порядке по обозначению, иметь наименование и номера пунктов стандарта, где имеется ссылка на данный документ.

Документы без обозначений (правила, нормы и т. д.) записываются в конце «Перечня документов» с указанием наименования документа и наименования организации, утвердившей документ.

3.7. В стандарты объемом более 20 печатных страниц включают «Содержание», если текст стандарта разбит на разделы. В «Содержание» включают номера и наименования разделов, подразделов и приложений к стандарту с указанием страниц.

3.8. «Лист регистрации изменений» стандартов должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 1.21-75 .

3.9. При разработке окончательной редакции сборника стандартов в сборник следует помещать «лист утверждения» (после обложки сборника) в одном экземпляре и лист с информационными данными тоже в одном экземпляре. Если в сборнике стандартов разные разработчики стандартов, то их фамилии указывают в порядке расположения стандартов в сборнике. «Лист утверждения» при издании не публикуется.

3.10. Рассылку проектов стандартов на отзыв осуществляет разработчик. Количество направляемых на отзыв экземпляров проекта стандарта, устанавливаемое в приложении к ТЗ, должно быть определено с учетом возможного числа подразделений организаций (предприятий), заинтересованных в рассмотрении проекта. Пояснительную записку и проект плана основных мероприятий брошюруют вместе с проектом стандарта, рассылаемым на отзыв; при этом проект стандарта располагают первым.

3.11. При наличии разногласий и замечаний по существу проекта стандарта разработчик проводит согласительное совещание в соответствии с требованиями раздела 6 ГОСТ 1.0-68 . Участие в совещании представителя головной или базовой организации по стандартизации, за которой закреплен объект стандартизации, обязательно.

ОСТ 108.001.04-80 Стр. 5

ципиально новых положений, резко отличающихся от указанных в предыдущей редакции, на основании решения согласительного совещания по рассмотрению проекта стандарта.

4. СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ

4.1. Согласование проектов стандартов

4.1.1. Окончательная редакция проекта стандарта перед представлением на утверждение согласовывается с организациями, указанными в перечне, прилагаемом к ТЗ.

4.1.2. В зависимости от вида и назначения продукции проекты стандартов должны быть согласованы в соответствии с требованиями ГОСТ 1.0-68 , а также со следующими организациями:

с ЦК профсоюзов - в порядке, установленном ГОСТ 1.26-77 и РДМУ 111-78;

с внешнеторговыми организациями и Государственным комитетом по внешним экономическим связям Совета Министров СССР (ГКЭС)-в порядке, установленном ГОСТ 1.22-76 и ГОСТ 1.23-77 ;

с органами государственного надзора - на продукцию, подлежащую контролю этих органов.

4.1.3. Проекты общетехнических и организационно-методических стандартов должны быть согласованы с Госстандартом, если об этом имеется соответствующая запись в основополагающих государственных стандартах.

Проекты стандартов, разработанные на основе и в дополнение стандартов Государственной системы стандартизации, также должны быть согласованы с Госстандартом.

На согласование с Госстандартом проекты стандартов представляют после согласования с другими министерствами, предприятиями и организациями.

В каждом конкретном случае стандарты согласовывают с организациями, указанными в ТЗ на его разработку.

4.1.4. Согласование проектов стандартов с органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР производят в порядке, установленном Минздравом.

4.1.5. Согласованию с транспортными министерствами подлежат стандарты на тару, упаковку и продукцию в части ее транспортирования. Стандарты согласовываются в порядке, установленном соответствующими транспортными министерствами.

4.1:6. Проекты стандартов представляют на согласование с сопроводительной документацией согласно ГОСТ 1.0-68,

4.2.7. После утверждения стандарта Техническое управление Минэнергомаша в трехдневный срок направляет организации-раз-

ОСТ 108.001.04-80 Стр. 7

работчику указание об утверждении стандарта совместно с сопроводительной документацией стандарта.

5. ОБОЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ

5.1. Обозначение стандартам после их утверждения присваивает Техническое управление Минэнергомаша- по ГОСТ 1.2-68 .

Пример обозначения: ОСТ 108.070.01-79.

5.2. Обозначение дополнений к стандартам на продукцию для экспорта в соответствии с требованиями ГОСТ 1.22-76 присваивают организации - держатели подлинников дополняемых стандартов.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СТАНДАРТОВ

6.1. Утвержденные стандарты (вновь вводимые и разработанные взамен действующих) должны быть представлены на государственную регистрацию в порядке, установленном ГОСТ 1.19-75 и настоящим стандартом.

На регистрацию стандарты представляют в двух экземплярах: первый машинописный и копию.

6.2. К стандартам, кроме документов, перечисленных в ГОСТ 1.19-75 , должно быть приложено подтверждение кода ОК.П (для стандартов на продукцию).

Вся сопроводительная документация к стандарту должна быть приложена отдельно от документа.

6.3. Представление стандартов на государственную регистрацию производит Техническое управление Минэнергомаша.

6.4. При получении зарегистрированной копии стандарта организация-разработчик переносит номер и дату государственной регистрации в экземпляр стандарта, сброшюрованный с сопроводительной документацией; этот материал передают в дело стандарта на хранение.

7. ИЗДАНИЕ СТАНДАРТОВ

7.1. Порядок издания стандартов и обеспечения стандартами предусмотрен ГОСТ 1.7-78 .

Организация (предприятие), которой поручается издание стандарта, должна быть определена в указании об утверждении стандарта.

7.2. Организация-разработчик обязана в 10-дневный срок после получения зарегистрированного стандарта подготовить и передать организации, осуществляющей издание стандарта, один экземпляр копии стандарта, полученный электрографическим способом.

Копия должна быть хорошего качества, четкой, без помарок. В копию необходимо вписать дату и номер указания Минэнергомаша об утверждении, срок введения стандарта, индекс, номер и

Стр. 8 ОСТ 108.001.04-80

дату государственной регистрации, УДК, обозначение стандарта на обложке, первой и последующих страницах.

7.3. Правила оформления стандартов, подлежащих изданию, должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.2-68 и настоящего стандарта.

8. ПЕРЕСМОТР, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИИ И ОТМЕНА СТАНДАРТОВ

8.1. Пересмотр стандартов и внесение в них изменений производят в порядке, установленном ГОСТ 1.0-68 , ГОСТ 1.21-75 и РД 50-76-78.

8.2. Пересмотр действующих стандартов осуществляют на основании планов отраслевой стандартизации Минэнергомаша.

8.3. Пересматриваемые стандарты проходят стадии разработки, согласования, утверждения, государственную регистрацию и издаются в том же порядке, как и вновь разрабатываемые стандарты.

8.4. Проекты изменений к стандартам должны быть утверждены подлинной подписью заместителя министра энергетического машиностроения.

8.5. На согласование и утверждение «Изменения» представляют в порядке, установленном для стандартов.

8.6. При изменении наименования продукции, условного обозначения продукции, обозначения стандарта или при отмене стандарта следует оформлять подтверждение кода ОКП. Порядок оформления и представления подтверждения кода ОКП подкласса 311 для изменений такой же, как и для стандарта.

8.7. Представление на государственную регистрацию, издание и рассылку «Изменений» производят в порядке, установленном для стандартов.

8.8. «Изменение» разрабатывает организация - разработчик стандарта согласно ГОСТ 1.21-75 (приложение 2) и ГОСТ 1.2-68 (приложение 8).

8.9. Отмену действующих стандартов, взамен которых разработаны новые стандарты, производят на основании указаний заместителя министра об утверждении новых стандартов.

8.10. Копия указания заместителя министра об отмене стандарта без замены (или взамен) должна быть направлена в ВИФС в соответствии с требованиями ГОСТ 1.19-75 в порядке, установленном для представления на государственную регистрацию утвержденных стандартов.