Храм святой екатерины александрийской. Католический храм святой екатерины

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


Церковь Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Действующий католический храм, один из старейших в России, со статусом малой базилики, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1738-1783 годах по проекту П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди.

Католический приход Святой Екатерины Александрийской появился в Санкт-Петербурге в 1716 году, но собственным храмом он обзавелся не сразу. Только в 1738 году императрица Анна Иоанновна разрешила построить католическую церковь на Невском проспекте, но и тогда строительство затянулось на десятилетия. Первый проект церкви был разработан архитектором Трезини, под его руководством работы продолжались до 1751 года, но после его отъезда на родину стройка остановилась. В 1760-х годах архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот продолжил возведение незаконченного храма, но и он не смог завершить церковь. И только в 1782 году, уже под началом зодчих И. Минчиани и А. Ринальди, были вновь начаты строительные работы. Наконец, в 1783 году новый собор был освящен в честь Святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Конструкция здания, построенного в переходном стиле от барокко к раннему классицизму, выполнена в виде латинского креста и увенчана большим куполом. Главный фасад оформлен в виде монументального арочного портала, опирающегося на свободно стоящие колонны (наподобие арки Новой Голландии). Над фасадом находятся фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Над входом в храм написаны слова из Евангелия от Матфея на латинском языке: «Domus mea domus orationis» («Дом Мой домом молитвы наречется»).

Внутри католический костел был отделан с изяществом и красотой — богатый мраморный престол привезли из Италии, а внутренние колонны и стены храма оформили искусственным мрамором. К сожалению, многое из оригинального убранства собора до наших дней не сохранилось — большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины» авторства Иогана Меттенлейтера, подаренный храму императрицей Екатериной II, исчез после революции 1917 года; также был утерян орган, который долгое время считался одним из лучших в Петербурге. А вот старинный алтарный крест, спасенный одной прихожанкой после разграбления храма в 1938 году, сейчас находится на прежнем месте.

Первое время собор Святой Екатерины находился в ведении монашеских орденов. Сначала он принадлежал францисканцам, с 1800 года — иезуитам, а в 1815 году здесь обосновались доминиканцы. В 1892 году храм перестал считаться орденским и стал управляться католическими епархиальными священниками.

В этой церкви в 1837 году состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина. Также здесь венчался архитектор Огюст Монферран, автор многих зданий Санкт-Петербурга.

Храм был закрыт и разграблен в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выбросили прямо на улицу. Уничтожение собора довершил пожар в 1947 году, во время которого серьезно пострадал оставшийся интерьер. Долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии, но пожар 1984 года остановил и эту реконструкцию.

В 1991 году в Петербурге вновь появился католический приход Святой Екатерины, в 1992 году в церкви начались восстановительные работы, и в 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота. В 2013 году церкви Святой Екатерины был дарован статус малой базилики, она стала единственной базиликой в России.

Размеры храма — 44 метра в длину, 25 метров в ширину, 42 метра в высоту. Базилика может одновременно вместить около 2000 человек.

Здание базилики Святой Екатерины Александрийской включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение базилики Святой Екатерины Александрийской будет интересно католическим верующим, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой середины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —



Тот свой день в Питере я теперь называю не иначе как Днём трёх церквей. До сих пор удивляюсь, как это я так удачно смогла совместить три разных храма и не смешать всё в голове в одну большую кучу))) Наверное, потому, что каждая из этих церквей уникальна по-своему: очень тихая и запоминающаяся своим красивым, но совершенно не вычурным внутренним убранством, армянская церковь Св.Екатерины; брутальный снаружи и немного аскетичный внутри католический храм, носящий имя той же святой; и потрясающей красоты Морской Никольский собор в Кронштадте - огромный, яркий и очень шумный от обилия туристов в нём. Об армянской апостольской церкви я уже написала отчёт, рассказ о кронштадтском соборе ещё впереди, а сегодня я покажу вам католический храм Св.Екатерины.

// muranochka.livejournal.com


Нам на шумный Невский проспект...

А если конкретней, то на чётную сторону Невского, где в глубине квартала между домами №№ 32-34 видна католическая церковь Св.Екатерины. Архитектурный стиль - ранний классицизм:

// muranochka.livejournal.com


В центре главного фасада - огромная арочная ниша с двумя колоннами:

// muranochka.livejournal.com


Это польский костёл, история которого в Петербурге началась во времена Анны Иоанновны. Именно императрица выделила польским католикам участок земли на Невском:

// muranochka.livejournal.com


Сначала церковь была деревянной, в 1763 году был заложен каменный храм по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота. Достраивал его уже Антонио Ринальди, храм был освящён в 1783 году:

// muranochka.livejournal.com


Над главным входом в храм была сделана мраморная табличка, на которой бронзовыми буквами написано на латыни "Дом мой - дом молитвы" ("Domus Mea, Domus orationis")

// muranochka.livejournal.com


Я долго не могла войти внутрь храма, потому что зависла перед входной дверью. Настолько она привлекла моё внимание своим декором!

// muranochka.livejournal.com


Во-первых, эти короны. До чего же красивы!

// muranochka.livejournal.com


Во-вторых, дверные ручки. Дело в том, что ручка сделана в форме человеческой руки)))

// muranochka.livejournal.com


Потом ещё надо было рассмотреть фонарь у входа:

// muranochka.livejournal.com


И я уже почти вошла в церковь, но зачем-то решила посмотреть вверх. А там вот такая красота:

// muranochka.livejournal.com


В общем, очень скоро я поняла, что мешаю остальным посетителям церкви входить и выходить из неё и наконец-то оказалась внутри:

// muranochka.livejournal.com


Те из вас, кто периодически читает мои отчёты, уже знают, что в храмы я хожу исключительно ради архитектуры, изучения интерьеров и, конечно же, мне всегда интересно их историческое прошлое. Поэтому я совершенно спокойно посещаю церкви различных конфессий, предварительно изучив правила поведения в них. Этот католический храм вряд ли поразит кого-нибудь пышным убранством и обилием позолоты, но мне он очень понравился как раз своей спокойной красотой и нежными пастельными тонами интерьера:

// muranochka.livejournal.com


Ещё я отметила для себя, что, несмотря на довольно большие размеры, нет ощущения, будто храм давит на тебя и хочется быстрее выйти наружу, как бывает иногда в церквях с мрачной готической архитектурой. В этом плане церковь Св.Екатерины оказалась очень лёгкой и светлой:

// muranochka.livejournal.com


Я отметила для себя несколько интересных деталей интерьера. Потолок:

// muranochka.livejournal.com


Украшения на колоннах:

// muranochka.livejournal.com


Окошки, пропускающие дневной свет, с сидящими по бокам ангелами:

// muranochka.livejournal.com


Ажурные светильники на стене:

// muranochka.livejournal.com


В 1998 году в храме состоялось торжественное освящение капеллы во имя явлений Девы Марии в Фатиме. Расположена капелла слева от главного алтаря:

// muranochka.livejournal.com


Табличка рядом с входом в капеллу поясняла, что это помещение предназначено только для молящихся прихожан. Я, естественно, не стала нарушать правила, а сделала пару фото через дверь. Зуммер мне в помощь))

// muranochka.livejournal.com


Есть у церкви и своя гордость - не совсем обычный большой киот с помещённым в нём образом Св.Екатерины:

// muranochka.livejournal.com


Расположен он у балюстрады главного алтаря и появился в храме относительно недавно, в июле 2014 года. На всякий случай поясню, что киот - это ящик со стеклом, в который помещают иконы для защиты их от свечной копоти и пыли. Отличие этого киота от тех, что обычно встречаются в русских православных храмах - неширокие поля красного бархата вокруг иконы. Они сделаны как место для посвятительных и благодарственных даров. В Европе часто драгоценные четки, крестики исцелённых помещают на стенах рядом с чтимой иконой или статуей, а иногда - прямо на нее. В России посвятительные дары чаще всего подвешивают в киоте на сам образ или его оклад. А необычность киота в храме Св.Екатерины состоит в том, что он совмещает эти две традиции. Знаки признательности святой Екатерине находятся под стеклом киота для большей безопасности, но не закрывают саму икону. Так икона сможет оставаться на небольшом расстоянии от молящихся.

Расскажу вам о нескольких исторических фактах, которые я нашла об этом храме. Храм славился великолепным убранством и прекрасной акустикой, а также огромной библиотекой: в начале 19-го века в ней было 60 000 томов на 30 языках. В 1829 году в церкви Святой Екатерины венчался архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора. А незадолго до гибели Пушкина - Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, родная сестра Натальи Гончаровой, жены Пушкина.

// muranochka.livejournal.com


При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.

// muranochka.livejournal.com


В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующий союзными армиями в войне с Наполеоном.

// muranochka.livejournal.com


В 1938 году храм был закрыт и разорён.

С момента основания Петербурга в городе активно строились храмы различных вероисповеданий. Традиция веротерпимости была продолжена и после смерти Петра I. Во второй половине XVIII века значительно увеличилось количество подобных храмов, что было связано с ростом количества подданных других государств. Многие из них строили дома, покупали землю, основывали торговые и промышленные предприятия в Петербурге.

Католический костел Святой Екатерины Александрийской, сооруженный на левой стороне Невского проспекта, относится к числу наиболее крупных церквей в Петербурге. Главный фасад храма решен в виде торжественной арки, опирающейся на свободно стоящие колонны.

Арку венчает грандиозный аттик, верхний парапет украшают фигуры ангелов и Евангелистов. По обеим сторонам храма построили два симметрично расположенных жилых дома, поставленных по линии застройки проспекта.

С Костелом их соединяют каменные ограды, прорезанные арками ворот. Строительство костела началось в 1762 году по проекту Ж.-Б.Валлена- Деламота, но после того как он уехал из России,здание достраивалось под руководством А.Ринальди. Костел был освещен 7 октября 1783 года.
Интерьер храма отличался изысканностью, прежде его украшала монументальная живопись, цветные витражи, многочисленная скульптура. Над главным алтарем размещался большой образ Святой Екатерины, исполненный художником Я.Меттенлейтером. Его подарила костелу императрица Екатерина II . В 1828-1830 годах, стены и колонны поддерживающие свод, были облицованы искусственным мрамором. Тогда же храм украсил богатый мраморный престол, изготовленный в Италии.

Распятие, возвышавшееся над алтарем, было сделано по эскизу И.П.Витали. Гордостью храма являлся прекрасный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами.

Обширная библиотека костела насчитывала 60 тысяч редких книг, изданных на тридцати языках. Костел посещали не только католики – петербуржцы, но и гости столицы. Здесь побывали Т.Готье, А.Мицкевич, О.Бальзак, Ф.Лист, А.Дюма.

В костеле в 1798 году был торжественно похоронен последний польский король С.-А.Понятовский, вынужденный отречься от престола, после третьего раздела Польши, он проживал в России.

В костеле погребен французский генерал Ж.-В.Моро, сражавшийся в рядах войск антинаполеоновской коалиции. В 1837 году, незадолго до трагической дуэли с А.С.Пушкиным, Ж.Дантес венчался здесь с Е.Н.Гончаровой. В 1858 году в костеле состоялось отпевание французского архитектора О. Монферрана, после чего вдова увезла тело мужа во Францию.

После октябрьской революции 1917 года костел Св.Екатерины разделил судьбу многих храмов Петербурга. Не стало его библиотеки, исчезло великолепное внутреннее убранство, орган пришел в негодность. В соборе был утроен склад, кроме того, здесь размещалась дирекция Музея истории религии и атеизма. Во второй половине XX века по решению местных властей костел перешел в ведение государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича, для того чтобы устроить здесь органный зал. Начались реставрационные работы, но в 1984 году пожар уничтожил и то немногое, что еще оставалось. В настоящее время костел передан петербуржским католикам. Во вновь действующем храме проводятся ежедневные службы на разных языках.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007.Бунатян Г.Г.Петербург за три дня. Путеводитель.Паритет.,Спб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009