Изменения существительного по падежам это. Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение). Падежи имени существительного

изменения существительного по падежам это


  1. Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.
  2. Имя существительное часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

    Имя существительное называет ПРЕДМЕТЫ в широком смысле слова:
    - название предметов: стена, стол, часы;
    - название лиц: человек, мальчик, мужчина;
    - названия живых организмов: чайка, собака, микроб;
    - название веществ: сахар, манка, мука;
    - название фактов, событий, явлений: наводнение, беседа, спектакль;
    - название качеств, свойств, действий, состояний: доброта, грусть, ходьба.

    Разряды существительных по значению

    Выделяют две группы разрядов по значению:
    1) собственность / нарицательность;
    2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, газета, река).
    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Воронеж, Итоги Волга). От собственных имен надо отличать собственные наименования неоднословные названия индивидуализированных объектов (Вечерняя Москва). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московская Государственная Академия).
    Конкретными существительными называются чувственно воспринимаемые предметы вещи (табурет), лица (Ирина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
    Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
    Вещественные существительные обозначают вещества (кефир, ряженка, соль).
    Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

    Род имн существительных

    Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
    К именам существительным мужского рода относятся такие, к которым можно подставить слова он, мой: дуб, стул, гномик.
    К именам существительным женского рода относятся такие, к которым можно подставить слова она, моя: сказка, сестра, волна.
    К именам существительным среднего рода относятся такие, к которым можно подставить слова оно, мо: бюро, молоко, золото.
    Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки жук (мужской род), руки - рука (женский род), вдра ведро (средний род).

    Изменение имн существительных по числам

    Имена существительные изменяются по числам.
    Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
    При изменении имн существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда звзды, лицо - лица.

    Изменение имн существительных по падежам

    Изменение имн существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
    Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.

    Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.

    Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.

    Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.

    Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.

    Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.

    Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе.

  3. Изменение имн существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

    Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

    Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.

    Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.

    Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.

    Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.

    Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.

    Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе.

    Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имн существительных немного отличается.

    В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа, в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

    Также существуют несклоняемые имена существительные, т. е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гте").

    Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
    вс!

  4. склонение имн существительных
  5. Склонение
  6. Называется склонением
  7. Склонение.
  8. Это склонение.

Цель: дать понятие о склонении имен существительных как об их изменении по падежам; разъяснить сущность из­менения имен существительных по падежам; дать представ­ление об именительном падеже как начальной форме имени существительного.

Организационный момент

Создание проблемной ситуации

Прочитайте название раздела. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонение.) Подберите к нему однокоренные слова. (Склонять­ся, поклон, склоненный.)

Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит?

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу над формами слова. Вы по­знакомитесь с очень интересным явлением в русском языке - изменением имен существительных по падежам.

Орфографическая разминка

Загадка:


Кто по мш..стой

Мокрой тропке,

Словно мячик,

Скачет ло..кий?

Тихо, тихо!

Ближ.. встанем, -

Прош..птала Вера Тане.

У б..лотной мягкой коч..ки,

Под з..лененьким л..сточ..ком,

Прит..илась попрыгушка

Пучеглазая... лягушка.


Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите словарные слова.

Определите род, число, падеж имен существительных.

Минутка чистописания

_______________________________________

лягушка г..л..вастик в..доём

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подберите к словам однокоренные слова.

Г..л..вастики сп..шат превратиться (в) л..гушат.

Б. Заходер

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Беседа учителя о пользе, приносимой лягушками и жабами по уничтожению вредных насекомых

Игра «10 ква»


Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд...

Пусть они заговорят.

Вы слова не раз встречали,

2) К_ВА_ _ _ _ _

Этот - стремительно атаковать.

Этот жажду в жару утолять.

4) К _ _ _ ВА _

Этот в пустыне степенно шагает.

5) _ _ _ К _ ВА

Без этого конь лихой спотыкается.

6)_КВА_ _ _ _

Плавает в этом рыбка-красавица.

Этот, звук означая, молчит.
8) К _ _ _ ВА

Этот дает молоко и мычит.

9) КВА _ _ _ _

Это растёт в огороде на грядке.

В. Волина


(Ответ: букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква.)

6. Работа с учебником

Наблюдение над изменением окончаний имен существительных; понятие о склонении.

Упр. 88, с. 55 - устно .

Упр. 89, с. 55.

Прочитайте. Когда так говорят? (Как с гуся вода - ни­какого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти су­хим из воды - остаться безнаказанным; вилами по воде писано - не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду - разоблачить, уличить в чем-либо; как в воду глядеть - предсказать, предполагать ре­альный ход событий; не разлить водой - о тех, кто очень дружны, неразлучны, всегда вместе; ловить рыбку в мут­ной воде - хитрить, совершать бесчестные поступки).

Вывод: имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но из­меняет грамматическую форму - употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.

Чтение вывода (упр. 89).

Ответы на вопросы:

¾ Что на­зывается склонением имен существительных?

¾ Что проис­ходит с именем существительным при склонении?

¾ Сколько падежей есть в русском языке?

¾ Прочитайте названия падежей.

Учитель говорит, что их нужно за­помнить, и знакомит со старым стишком, который поможет это сделать: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»:

Иван - именительный,

Рубил - родительный,

Дрова - дательный,

Варвара - винительный,

Топила - творительный,

Печь - предложный.

Физкультминутка

Актуализация знаний о падежах.

Наблюдение за склонением имен существительных (упр. 90)

Какими вспомогательными словами можно пользоваться, чтобы оп­ределить падеж имен существительных?

Просклоняйте (устно) имена существительные корень, трава, стекло.

Какая часть в слове изменяется при изменении по вопросам? (Окон­чание.)

Работа с правилом (с. 91).

Какой падеж является начальной формой имени существительного?

Формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж имен существительных.

Спишите словосочетания, изменяя имена существительные в скоб­ках. Обозначьте падеж имен существительных, выделите окончания.

Работа с деформированным текстом:

1) Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до - у него начнут расти за..ние и передние лапки. 2) Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков - лягушачьей икры. 3) Потом исчезнет хвост. 4) Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до - появляются ротик г.ловка и хвостик. 5) В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений. 6) Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей темной ст..роной. 7) Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик. 8) И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связ­ный текст.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Назовите предложения с однородными членами.

7. Рефлексия

Как называется изменение имен существительных по падежам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежные вопросы.

Какую пользу приносят лягушки, жабы?

Правильно ли поступают опытные садоводы и огородники, устраи­вая для лягушек и жаб укромные места в своих садах и огородах?

Можно ли уничтожать жаб и лягушек?

8. Домашнее задание: упр. 92


Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до - у него начнут расти за..ние и передние лапки.


Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков - лягушачьей икры.


Потом исчезнет хвост.


Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до - появляются ротик г.ловка и хвостик.


В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений.


Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей тёмной ст..роной.


Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик.


И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

РУССКИЙ ЯЗЫК


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Чистописание. Актуализация знаний

Ч Ч Ч ч ч ч чт что

К К К к к к кт кто

Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы

— Выпишите только имена существительные.

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

— Как изменяются имена существительные?

— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.

И ван рубил дрова, Василиса топила печь.

— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.

3. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

4. Работа по теме урока

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)

Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.

— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.

Чтение правила на с. 58.

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

5. Закрепление изученного материала

— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.

Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.

Т. с. 20-21, упр. 1,2.

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)

Выставление отметок.

— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

7. Домашнее задание

С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.

Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей"

Цель:
Познакомить учащихся со склонением имен существительных, с названиями падежей; формировать умение устанавливать связь между словами в предложении.
Развивать словарный запас учащихся, память, внимание, наблюдательность, академическую одаренность.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм.
Оборудование : обучающие таблицы «Склонение», карточки для работы в парах и группах, ребусы, иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, схемы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.

Ход урока

I. Духовно-эстетический.
1. Эмоциональный настрой.
Учитель:
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель:
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Дети: Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!».
- Мы совершили магический ритуал, надеюсь, ваши желания исполнятся!
2. Проверка домашнего задания. Упражнение 203.
- У кого возникли трудности при выполнении д/з?
-Зачитайте только те имена существительные, которые по числам не изменяются.
- Какие два примера вы дописали к словам, которые употребляются только во множественном числе?
3. Пальчиковая гимнастика.
Пальчики в футбол играют,
Все друг дружку обгоняют.
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить в мяч.
Каждый забивает гол!
Хорошо играть в футбол!
4. Минутка каллиграфии.
А В Г? Ж И К М

З? ?
- Отгадайте, какие буквы мы будем писать в минутке каллиграфии?
- Молодцы! Б,Д,Е,Л.
В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/е/л
-Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь. (↓-д, -б, →е-, ← л)
→←ка си↓→←а в ↓уп←→. (Белка сидела в дупле).
- Дополни предложение.
- Назовите грамматическую основу.
- Назовите существительные.
- Разберите по составу слово «дупле».
II. Установочно-мотивационный.
1. Работа над словарными словами.
ф_мил_я, м_талл, к_л_ндарь, д_рект_р, во_зал, пут_шеств_е, г_р_зонт.
а) - К какой части речи относятся записанные слова?
-Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
-Найдите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
б) Взаимопроверка. (Правильность написания на доске)
-Кто выполнил свою работу правильно?
- Кто допустил 1 ошибку? 2,3 ошибки?
1. -Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.
Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
Постоянный признак имен существительных… (род)
Часть слова без окончания … (основа).
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
a doctor - ? a bag-?
Имена существительные изменяются по … (числам).
В форме какого числа можно определить род имени существительного?
3. Сообщение темы урока.
- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
Н К Л Е С О Е И Н
5 2 3 6 1 4 9 8 7
- Кто знает, что такое склонение?
- Склонение – это изменение имен существительных по вопросам (по падежам).
III. Содержательно-поисковый.
1.Наблюдение за изменением окончаний имен существительных.
-Для связи с другими словами в предложении имена существительные изменяются по вопросам (по падежам).
Выполнение упражнения 216, устно.
-Что изменяется в слова «вода» при изменении его по вопросам?
2. Чтение правила учащимися на стр. 103.
3. – Слово «падеж» произошло от лат. сasus.
4. Знакомство с названиями падежей и вопросами.
- Сколько падежей в русском языке?
-Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?
-В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?; кем? или чем?; кому? или чему?.

5. Информация. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
6. Это интересно знать!
- Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?
-Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, в молдавском – четыре, в литовском – шесть, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!
-А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
7. – Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, какие падежи наиболее употребляемые.
В литературном языке В разговорной речи В деловой речи
И.п. - 33%
Р.п. - 24%
В.п. – 20%
Остальные – 23% И.п. - 50%
Р.п. - 15%
В.п. – 20%
Остальные – 15% И.п. - 25%
Р.п. - 40%
Остальные – 35%
- Какой же вывод можно сделать из этих подсчетов?
- В любом речи самыми употребляемыми являются именительный, родительный и винительный падежи.
8. – А сколько падежей в украинском языке? (кличний)
- Раньше, в древнерусском языке, большинство существительных мужского и женского рода в единственном числе имело особую форму обращения, которую принято называть звательным падежом.
-Такая форма встречается в художественной литературе. Известная фраза из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина «Чего тебе надобно, старче?».- как раз и содержит эту форму звательного падежа.
IV. Адаптивно-преобразующий
1. –Чтобы быстро справиться со следующим заданием, проведем упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
-Верхнюю букву каждой строки ребёнок проговаривает вслух. Нижняя обозначает движение руками: Л – левая рука отводится влево, П – правая рука отводится вправо, В – обе руки поднимаются вместе вверх. Упражнение выполняется от первой буквы к последней, а затем, наоборот, от последней – к первой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я

Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

2. Работа с учебником.
Склонение имен существительных.
Упр. 218(устно).
Упр. 219 (пис.) (Склоняем одно слово фронтально, а второе-самостоятельно). Слабые ученики получают ключ-подсказку для выполнения задания.
3. Физкультминутка (на развитие межполушарного взаимодействия).
Руку правую на плечо,
Руку левую на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую на плечо,
Руку правую на бочок
Руки вверх, руки в низ
И налево повернись.
(Произносить слова физкультминутки ускоряя темп и меняя задания)
V. Оценочно-смысловой.
1. -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.
Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ,МАТЬ.
-Как вы думаете?(дети высказывают свои мнения)
-На какие вопросы отвечают имена существительные в И. падеже?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
-Каким членом предложения являются сущ в И. п.?
- Есть ли предлоги перед сущ. в И. п.?
2. -Послушайте стихотворение про И. падеж
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою родом не терплю.
Мои вопросы-кто? И что?
Ни с кем не спутает никто!
На доске появляется вывод.
И.п. Кто? Что?
Нет предлогов.
Подлежащее!
3. Работа с предложением.
Любит дочь мать.
-Когда сущ ДОЧЬ будет в И.п? (когда оно будет подлеж.)
-От чего это зависит? (от порядка слов в предложении)
Работа в парах:
-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п.(запись) (аналогично со словом МАТЬ)
4. Гимнастика для глаз.
VI. Системно-обобщающий.
1.- Определить падежи помогают и вспомогательные слова.
И.п. есть
Р.п. нет
Д.п. дать
В.п. винить
Т.п. творить
П.п. думать
-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? (найти слово, от которого зависит имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу определить падеж.)
- Как же отличить И.п. от В.п.?
В.п. Кого? Что?
Без предлогов
С предлогами
Второстепенный
член предложения
Вывод: - В предложении имя существительное может отвечать на вопрос только одного из падежей.
Имя существительное в именительном падеже чаще всего выступает в роли подлежащего.
Имена существительные в остальных падежах чаще всего являются второстепенными членами.
2. Выполнение упражнения 220 (Первое предложение с комментированием, остальные - самостоятельно).
3. Работа в группах (задания дифференцированные).
1 группа:
- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Дать И.п. Кого? Чего?
Есть Р.п. Кому? Чему?
Винить Д.п. Кто? Что?
Нет В.п. О ком? О чем?
Думать Т.п. Кого? Что?
Творить П.п. Кем? Чем?
2 группа:
- Придумайте и запишите слова, которые начинаются с соответствующих букв и стоит в указанном падеже.
Например:
Парта, арфы, девочке, енота, живописью, (об) индюке.
П И.п.
А Р.п.
Д Д.п.
Е В.п.
Ж Т.п.
И П.п.
3 группа:
- Распределите имена существительные в две колонки.
Строители построили новый дом.
Машина переехала через овраг.
Ёж устроил себе уютную нору.

И.п. В.п.
4 группа:
«Шуточный тест»
-Какой падеж:
а) без предлога не употребляется;
б) щедрый падеж;
в) падеж родства;
г) падеж для подлежащего;
д) падеж- работяга;
е) провинившийся падеж?
VII. Контрольно – рефлексивный.
1. Оцените по шкале (на полях тетради) следующие критерии:
Трудность 5 б. Интерес 5 б. Успех 5 б.
материала материала материала

2. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
-Что значит просклонять имя существительное?
-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
- Упр. «Микрофон»» Продолжите фразу: «Мне понравилось…»
« Я даже и не думал…»
«Я сегодня узнал…»
VIII. Духовно-эстетический.
1. – Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
-Мнения разделились, давайте проведем очередное исследование и выберем правильное утверждение.
- Для этого нам нужно просклонять слово шоссе. Я буду называть вам слова–помощники, а вы просклоняйте слово шоссе.
И. п. что? шоссе отремонтировали что?
Р. п. чего? шоссе стояли у чего?
Д. п. чему? шоссе ехали по чему?
В. п. что? шоссе выехали на что?
Т. п. чем? шоссе пролетел над чем?
П. п. о чём? о шоссе рассказал о чем?
- Что вы заметили? Изменилось окончание?
-Так какая же особенность у слова шоссе? (Оно не склоняется, т.е. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется? (Несклоняемое).
- Сможем ли мы ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?
-Да. Такие слова есть, но это тема следующего урока.
2. Домашнее задание.
Выполнить упражнение 221; выучить названия падежей и падежные вопросы; выучить правила, с. 102-103 учебника.
3. Выставление оценок.
4. – Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Тип урока: закрепление нового знания и формирование умений
Цели урока:
· Закреплять умения различать по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже
· Развивать речь, мышление, внимание
· Воспитывать интерес к русскому языку
· Развивать интеллектуальные способности
· Творческую взаимосвязь между учащимися
· Прививать и воспитывать любовь к природе

Оборудование: презентация к уроку, музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока:
I. Орг.момент -
Подравнялись, тихонечко садитесь
Откройте тетради, произнося стихотворение
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.

Запишите число, классная работа, обозначьте орфограммы.
II. Сообщение темы и цели урока -
III. Словарная работа -
Погода Декабрь
Север Январь
Ветер Февраль
Мороз Береза
Валенки Осина
Как работаем со словарными словами?
Запишите в два столбика, вставляя непроверяемые гласные
А сейчас проверьте
К какому времени года можно отнести все словарные слова?
Почему?
IV. Беседа
Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра.
Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас вызвало?
(стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму…)

А каким вы видели или представляете себе зимний лес.

V. Упражнения

Под музыку И.П. Чайковского «Времена года» прочитать и записать предложение -

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин
· Назовите имена существительные, записанные на второй строчке
· Форма какого падежа является начальной для имен существительных. (форма именительного падежа единственного числа)
· Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
· Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

VI. Физминутка для глаз
VII. Работа с именами существительными в начальной форме
- Диктант
Запишите слова в тетрадь:
Мороз, метель, снегопад, шубка, снеговик, лед, снегирь, лыжник, северный
· Какое слово вызвало затруднение?
· Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли лишнего слова? Почему так решили?
· В каком падеже стоят имена существительные?
· Что вы знаете об именительном падеже? (сущ. в И.п. всегда употребляются без предлога)
· Как называются остальные падежи? (косвенными)
· Как по другому называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)

Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять (устно)
· Что происходить с существительными при склонении?
· Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать

Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.

На старой б__резе с__дела любопытная с__ничка.
Она с интересом наблюдала за д__тьми под деревом.

· Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (о правописании безударных гласных)
· Как же проверить безударную гласную?
· Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
· Что знаете о падеже подлежащего?
· Как определить падеж имени существительного в предложении?

VIII. Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь!
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок!
Мы деревья побелили,
Крыши снегом залепили,
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.

IX. Самостоятельная работа
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.
Ветка (рябина) Р.п.
Гулять (улица) Д.п.
Любоваться (снежинка) Т.п.
Какая особенность у существительных в Д.п.? (предлоги к, по)

Русская природа красива во все времена года. Вот так вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:
· Узнали падеж? Докажите
· Какая особенность у существительных в предложном падеже? (употреблять только с предлогами)

А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась.

X. Домашнее задание
Просклонять существительное зима
Рефлексия
- Наш урок идет к финалу,
- Убедилась я вполне:
- Все падежные вопросы
- Вы усвоили легко.

XI. Итог урока
· Чем же мы занимались на уроке?
· Какое задание вызвало затруднение?
· Какое задание понравилось?
· Спасибо за работу.

Оценки за урок