Как успокоить ум и достичь внутреннего спокойствия. Как успокоить свой ум и научиться сохранять равновесие

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наш суматошный век очень сложно оставаться в гармонии. Многие живут в стрессе. Многим (особенно, женщинам) не хватает покоя и внутренней стабильности. Но есть прекрасная новость: вы можете стать хозяином своего ума. Можете вырваться из череды беспокойств, страхов, пустых «пережевываний» событий... Как успокоить ум?

Болезнь нашего ума

Мы так привыкли к хаосу и обилию ненужных переживаний в своей голове, что уже начали считать это нормой. Нам уже кажется, что жизнь соткана из сплошных проблем. Мы так привыкли к состоянию стресса, что уже не замечаем его.

Да, существуют реальные проблемы. Иногда людям нечего есть, они испытывают голод. Иногда на город обрушивается цунами, начинается землетрясение... На самом деле, даже в таких ситуациях глупо переживать и нервничать. Нужно принимать какие-то решения, что-то делать, не перегружая свой мозг негативными мыслями.

Но остальные наши проблемы — созданы нашим умом. Мы переживаем, что на работе нас могут уволить. Что супруг как-то не так с нами общается. Что мы не сможем поехать на курорт, что у нас сколько-то лишних килограмм, что за окном плохая погода, а тетка в автобусе сказала вам какую-то грубость...

Спокойный ум нужен всем и во всех ситуациях. Особенно — в каких-то сложных ситуациях. Если вы нервничаете — вам очень сложно принять правильное решение.

Простой пример, понятный всем мамам: ребенок вдруг сильно упал с какой-то горки, лежит и плачет. Возможно, упал вниз головой. Возможно, у него где-то кровь, и т.д. Какие есть варианты действий?

  • Можно прийти в ужас, рвать на себе волосы, самой разрыдаться, обвинять себя в том, что вы плохая мать;
  • Можно осмотреть ребенка, вызвать скорую, и при этом убиваться, нервничать, прокручивать в голове тысячу раз всю эту ситуацию;
  • А можно вообще не убиваться и не переживать. Оставаться спокойной. Просто подойти к ребенку, оценить его повреждения, постараться успокоить, и при необходимости — вызвать скорую, спокойно поехать в больницу.

Как вы думаете, какой вариант лучше?

К счастью, у некоторых людей в критических ситуациях внезапно включается абсолютное спокойствие. К счастью, я из таких: начинаю переживать и нервничать с запозданием, когда ситуация уже разрешилась. Я очень благодарна за это своему организму.

У нас тоже бывали падения, кровь, какие-то болезни и прочее. И дочка, глядя на мое непоколебимое спокойствие, сама постепенно успокаивалась. Поэтому я знаю, что самое главное — сохранять внутреннее равновесие в чрезвычайных ситуациях.

Впрочем, спокойный ум окажется не менее ценным и в обычной повседневной жизни. Он сделает ее значительно приятнее и счастливее. По сути, зависит от нашего состояния ума.

Как стать спокойнее?

Для достижения желаемого состояния нужно делать две вещи:

  1. Очищать свой ум;
  2. И не загрязнять его.

Очищение достигается и молитвой. Я много раз писала о них, и буду писать еще. А пока остановимся на втором, не менее важном пункте...

Как сохранять ум в покое?

Ваша жизнь значительно изменится, если вы будете заботиться о том, что поступает в ваше сознание. Могу дать несколько практических советов:

  1. Самое банальное, но самое главное правило — никакого телевизора! И никакого бездумного хождения по интернету! Это очень важно! Телевизор и интернет загружают в нас огромную кучу мусора!
  2. По возможности, создайте себе ! Общайтесь только с людьми, которые работают над собой, не распространяют негатив, ведут полезные и конструктивные беседы. Никакого нытья, сплетен и болтовни «ни о чем».
  3. Если вы по каким-то причинам не можете избавиться от разрушающего общения (например, от коллег по работе или родственников) — найдите себе очень много другого, хорошего общения. Чтоб хорошего общения было гораздо больше, чтоб оно перевешивало. В процессе разговора мы перенимаем умонастроение собеседника.
  4. Создайте строгую цензуру на фильмы и книги. Никаких боевиков и детективов. Выбирайте качественное кино, несущее в себе положительный заряд, а не депрессию.
  5. Веды говорят, что для поддержания чистоты сознания, важно соблюдать режим дня ( и ложиться до 22) и есть свежую . По возможности, следуйте этому.
  6. Содержите свой дом в чистоте и в порядке.
  7. Научитесь мыслить оптимистично.

Как стать оптимистом?

На самом деле, оптимизм — это просто привычка. Попробуйте отслеживать свои мысли. На каждый негативный вывод сразу же ищите три позитивных. В каждой ситуации, в которой очевидны минусы, сразу находите три любых плюса.

Сегодня написано много книг о позитивном мышлении. Авторы рекомендуют работу с аффирмациями, коллажами желаний, визуализацией... Кто-то не одобряет эти методы, а кто-то восхваляет.

Мое мнение: на определенном этапе аффирмации очень полезны! Они хороши, когда нужно научиться мыслить в позитивном ключе. Я активно работала с аффирмациями на протяжении года.

Однако, медитация, практики осознанности, молитвы — предпочтительнее, чем аффирмации. И работают на более глубоком уровне.

Мой опыт

Я сама от природы очень нервная и беспокойная. Именно поэтому в 18 лет я поняла, что с этим нужно что-то делать. Начались долгие поиски.

Йога, аутотренинг и медитация мне очень помогли. К сожалению, после рождения детей почти невозможно уделять этому достаточно времени. Но если следовать принципам, о которых я говорила выше, можно помогать своему уму оставаться спокойным.

У нас нет телевизора. Я внимательно слежу за тем, что попадает ко мне в виде фильмов и книг. Я контролирую свое общение. Стараюсь постоянно питать свой ум чем-то полезным и позитивным. И мне нужно гораздо меньше времени на медитацию, чем раньше. Мне гораздо проще чувствовать себя в гармонии.

На первый взгляд, принципы, о которых я написала, очень просты и банальны. Но все самые эффективные методы могут быть до смешного просты! Главное — примените их в жизни. Попробуйте! Почувствуйте, насколько важно для вас общение. СМИ. Стиль мышления. Начните относиться к этому более серьезно.

Одни люди просто все знают. А другие — знают и применяют на практике. Как вы думаете, кто будет более успешным?

Особый интерес у читателей сайта вызывают вопросы «беспокойного ума «, т.е. такого состояния мышления, когда мысли идут нескончаемым потоком день и ночь, мешают человеку сосредоточиться, принимать верные решения, требуют больших интеллектуально-волевых усилий для поддержания внутренней собранности и т.д.

Начну с начала, простите за каламбур. Активность ума — это его природное качество, это нормально. В противоположность уму, душа стремиться к покою, она в этом смысле пассивна. Поэтому, активный ум — это хорошо, но обязательно при одном условии, что этот ум отрегулирован должным образом что он дисциплинирован. В противном случае, при определенных условиях рано или поздно ум становится беспокойным.

Например, автомобиль с мощным двигателем, который моментально реагирует на педаль газа — это мечта многих автомобилистов. Однако в отсутствии движения двигатель этого автомобиля должен работать на минимально необходимых оборотах. Если двигатель работает на больших оборотах без движения — это беда, такой двигатель быстро изнашивается, он быстрее обычного выйдет из строя, такая работа мотора больше загрязняет атмосферу.

Беспокойный ум — подобен автомобилю, работающему на повышенных оборотах без движения. Такой двигатель нуждается в регулировке.

Ум работает через орган физического тела — головной мозг. Поэтому, беспокойный (неотрегулированный) ум — причина многих заболеваний физического тела человека. Это неудивительно. Мозг для человека сродни бортовому компьютеру для автомобиля, корабля, летательного аппарата. Мозг выдает команды для тела. Обилие мыслей рождает обилие противоречивых команд организму и его системам, что ведет к разбалансировке тела и его систем со всеми вытекающими последствиями. Это, так называемые, психосоматические заболевания. Фактически, обычная бытовая травма также есть результат беспокойного ума, она также психосоматична как и гипертония, например, так как является результатом противоречивой работы ума.

Причины беспокойного ума

Условно говоря, я вижу две большие группы этих причин: внутренние и внешние.

  1. Внутренние причины обусловлены судьбой человека , его предшествующими жизнями, нынешним образом жизни, мотивами и целями его действий.
  2. Внешние причины — это окружающая обстановка , интенсивность информационных процессов, в которые включен человек.

Основной причиной беспокойного ума является сумма впечатлений, хранящихся в оперативной и долговременной памяти человека.

Эти впечатления в разной степени эмоционально заряжены, эмоционально значимы для конкретного человека. Вот почему события даже далекого прошлого могут постоянно всплывать в его сознании, если они эмоционально значимы (важны) для него. Пока существует этот эмоциональный заряд, впечатления будут обусловливать дальнейшее поведение человека.

Как успокоить ум?

Близятся новогодние праздники, время шумных застолий, веселья, встреч с друзьями и родственниками. Но за ними наступят будни, работа, жизненные вопросы, которые никуда не делись. Какой будет новый год для каждого зависит во многом от него самого.

Хочу завершить статью выдержкой из книги Мастера Камлеша:

Мы должны быть очень аккуратны в том, как мы проводим свою жизнь, потому что это и есть наша судьба. (Создание судьбы, глава “Понимание пути”, стр. 149.).

Сотни и тысячи псевдоученых пытаются выяснить, какие именно (рак — от ненависти, простуда — от жалости к себе и т. д.). Во всех этих материалах можно копаться годами. А делать‑то что?

Возникает вопрос: почему эти странные граждане не сходят с ума от скуки и неподвижности? Ведь наш‑то ум привык скакать от одного объекта к другому, как обезьяна с ветки на ветку. Увидели, рассмотрели, оценили, бросили. Бросили, потому что нам все время кажется, что следующий объект будет лучше, красивее, дороже, сексуальнее и вообще будет именно тем, что даст, наконец, нам долгожданное счастье. Бывает, конечно, что объекты нас радуют, но проходит немного времени, и мы снова в поисках чего‑то нового. Как правило, которые уничтожают наше здоровье и мешают жить. Стресс, короче. Вечный и непрерывный стресс.

Горе от ума

Любой здравомыслящий человек вынужден признать: ум помогает решать насущные проблемы. Например, надо забить гвоздь. С помощью умственных усилий мы находим гвоздь, молоток, стену, нужное место в стене — и вот можно картину вешать. Но ум обладает еще одной функцией: анализа хорошо / плохо. «Этот гвоздь вбит на нужном месте? Может, не надо было его забивать — стену испортил… Картина на нем дурацкая… или красиво? Что жена скажет? А если заделывать дыру, то чем?..»

И этот монолог может длиться до бесконечности. Конечно, это утрированный вариант. Как правило, нас одолевают (и часто не дают заснуть) мысли более глобального порядка. Причем в течение нескольких секунд эти мысли могут менять направление на 180 градусов: «Ненавижу эту работу! Сколько можно туда ходить?! Уволюсь! А чем я буду заниматься? На работе я чувствую свою необходимость. Я же им нужен! Меня там любят… Там здорово!» Знакомая ситуация? Есть народная мудрость «утро вечера мудренее» — лучше делать серьезный выбор после сна, когда мозг спокоен и внутренний монолог (диалог, триалог — у кого как) не набрал обороты. Медитация позволяет «заткнуть» эту внутреннюю болтовню (вместо сна), а со временем натренировать ум не вступать в длительные дебаты с самим собой, дабы не провоцировать ненужный стресс.

Важная подготовка

Как сделать так, чтобы ум успокоился? Как гладь озера. Чтобы мы могли хоть немного разобраться, что же в нем все‑таки происходит. Ведь, когда на воде сильная рябь, ни отражения облаков, ни разноцветных камушков на дне нам в такой воде не увидеть. Все искажено до неузнаваемости. Итак, приступим…

Так что же такое медитация? Медитация — это однонаправленно сконцентрированное внимание. Всё! Ни добавить, ни убавить. Когда вы вдеваете нитку в иголку, ваше внимание собрано так, что восприятие всего остального прерывается. В эти мгновения вы не замечаете ничего вокруг. Внешний мир перестает существовать. Точнее, он ограничен объектом вашего внимания. В этот момент вы совершенно полноценно, но не осознанно медитируете. И в эти мгновения ваш ум отдыхает от тысячи вещей. Просто это мгновение слишком коротко, мимолетно, чтобы это заметить. Или взять, к примеру, рыбалку. Успокаивает нервы, говорят. А как же! Поплавок, взгляд, внимание. Плюс свежий воздух и пение птиц. Лично я против охоты и рыбалки, но здесь нам просто нужен понятный пример. Или вязание спицами! Тоже прекрасно убаюкивает эмоции. И все дело в только однонаправленном внимании.

Но что делать, если нет у нас ни озера, ни удочек? И вообще на дворе зима, а вязать мы не умеем… Во-первых, уединитесь и убедитесь, что в течение примерно 20 минут вас никто не побеспокоит. Если опасаетесь, что кто‑то может вам позвонить, отключите телефон. Теперь сядьте поудобнее. Если надо, обложитесь подушками. Можете сидеть и на стуле. Единственное требование к вашей позе — это чтобы спина была прямой и ни на что не опиралась.

Древние технологии

На свете существует довольно значительное количество подвижников, полностью посвятивших себя самопознанию, изучению на собственном опыте скрытых человеческих возможностей, а также поиску ответов на такие серьезные вопросы, как «В чем смысл жизни?» и «Что есть настоящее счастье?».

Эти подвижники и разработали технологию медитации — последовательность действий, которые помогают обрести независимый от внешних факторов источник счастья. Вопреки распространенному мнению, медитация — это практика не только буддизма. Различные техники медитации есть у индийских йогов, даосов и даже (а вы не знали?!) у христиан. Исихазм — древняя христианская практика непрерывной молитвы, которая направлена на остановку внутреннего диалога (выключение всех-всех-всех мыслей) и осуществление истинной сердечной молитвы.

Объект внимания — дыхание

Мы сегодня рассмотрим самый простой вариант медитации: концентрация на дыхании.

Все просто: в течение длительного времени мы направляем внимание на поток дыхания, на череду вдохов и выдохов, и, как только замечаем, что отвлекаемся, спокойно возвращаем ум к сосредоточению на дыхании. По мере того как мы продолжаем практику, наше внимание становится более глубоким и устойчивым, а ум все меньше отвлекается и блуждает. Настойчиво возвращая внимание к дыханию, мы сможем почувствовать, как наши прежде рассеянные энергии собираются воедино. Это переживание единства ума приносит исключительный душевный покой: мы чувствуем себя все более безмятежными, расслабленными, наш ум проясняется.

Вроде бы ничто не мешает нам сосредоточить ум на любом другом предмете: ведь дыхание — лишь один из тысяч возможных объектов сосредоточения ума. Например, можно сосредоточиться на небольшом материальном объекте — спичечном коробке, черной точке или апельсине. Беда в том, что людей, не привыкших к приемам медитации, эта практика может легко раздражать или ввергать в своего рода гипнотический транс. Дыхание особенно хорошо подходит в качестве предмета сосредоточения, поскольку может надолго привлечь к себе наш интерес, в то же время позволяя сохранять некоторую подвижность, гибкость ума. Эта подвижность ума довольно важна: ведь если допустить, чтобы внимание стало жестким и застывшим, можно утратить энергию и вдохновение. Дыхание как естественный внутренний процесс весьма интересно. Оно дает очень явственные ощущения, имеет определенный ритм и по самой своей природе способно увлечь нас своим мягким приятным движением. К тому же дыхание — довольно таинственная вещь: это дыхание жизни, то, от чего зависят все существа в каждый миг своей жизни.

Возможно, именно потому, что дыхание — необходимое условие жизни, его характер тесно связан с нашим физическим и душевным состоянием. Когда мы эмоционально возбуждены, дыхание ускоряется. По мере того как наше тело расслабляется, дыхание замедляется, а когда дыхание успокаивается, ум, соответственно, обретает собранность, сосредоточенность и гармонию.

Что делать в процессе медитации

Сначала две-три минуты посидите спокойно, расслабьтесь и примите удобную позу. Дальше наша медитация должна пройти через 4 этапа.

1. Ощутите поток воздуха, который естественным образом входит и выходит при дыхании. Конец каждого выдоха должен сопровождаться счетом (считать нужно мысленно). Отсчитав таким образом десять выдохов, вновь начинайте счет с одного.

2. После того как вы отсчитывали выдохи на протяжении 4-5 минут, начните счет, опережая вдох, и снова считайте от одного до десяти. Продолжительность второго этапа практики — несколько минут.

3. Затем прекратите счет и просто следите за естественным потоком дыхания.

4. Наконец, направьте внимание на ту точку, где при вдохе контакт воздуха с телом ощущается сильнее всего. Скорее всего, это будет область ноздрей или верхней губы, хотя точное место не так уж важно. Выберите любую точку, которая кажется вам наиболее подходящей, и сосредоточьте внимание на едва уловимых ощущениях, возникающих при соприкосновении воздуха с ней.

Завершение медитации

Постепенно завершите практику, когда будете к этому готовы: медленно откройте глаза; прежде чем встать, немного посидите спокойно. Не вставайте слишком поспешно, даже если почувствуете, что хотите немедленно приложить к чему‑то свою энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние покоя и сделать вас чрезмерно чувствительными в течение всего остального дня. Очень важно, чтобы переход от практики медитации к повседневной деятельности был плавным. Не включайтесь сразу же в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что‑нибудь не спеша. Поглядите в окно, немного прогуляйтесь, приготовьте себе горячего чаю — сделайте то, что поможет вам понаблюдать за работой ума и усвоить приобретенный в медитации опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего особенного не произошло.

В целом медитация оказывает на нас чрезвычайно благотворное воздействие, и чем больше мы ценим ее за это, тем лучше. Осознав ценность медитации, вы измените отношение к практике и, ожидая лучших результатов, будете больше расположены к занятиям. Если вы начинаете практику с хорошим настроем, то она с большей вероятностью принесет вам радость, и вы будете с нетерпением ждать следующего занятия. Практикуйте и наслаждайтесь! Да достигнут все живые существа -счастья!

Переход от одного этапа к другому.

Самостоятельно определять длительность каждого этапа медитации бывает трудно. Вовсе не обязательно, чтобы все этапы практики были абсолютно равны по времени. Просто переходите с одного этапа на другой, когда почувствуете, что готовы сделать это.

Даже если по прошествии некоторого времени вам кажется, что вы не достигли желаемого уровня сосредоточения на очередном этапе, переходите к следующему, пусть даже вы не вполне к этому готовы. Иногда, даже если вы испытываете трудности в начале занятия, можно обнаружить, что на последующих этапах сосредоточение становится более устойчивым.

Вера в процесс внутреннего преображения.

Довольно часто даже у опытных практиков медитации бывают периоды, когда они не могут сосчитать и трех циклов дыхания подряд не отвлекаясь. Поэтому проявите решительность: ведь это такое необычное переживание для всех нас! Помните, что медитация обращена к уму в целом, что на подсознательном уровне происходят перемены. В такие периоды необходимо «довериться процессу». Лучше всего, если вы будете поддерживать контакт с тем, кто уже имеет опыт медитации, и обсуждать с ним ход практики. Даже если вы сильно отвлекаетесь, как правило, оказывается, что после занятия медитацией состояние ума улучшается.

Занятия должны приносить радость.

Обратите внимание на два состояния: состояние сознания, в котором вы начинаете практику (оно может быть приятным и неприятным, в зависимости от того, что происходит в вашей жизни в данное время), и состояние, которое будет результатом медитации. Например, если вы начинаете практику в состоянии крайнего возбуждения, это вряд ли вызовет у вас приятные ощущения, но попытка сосредоточить ум на дыхании, скорее всего, вас успокоит и даже немедленно разрешит конфликт. Или же вы добьетесь улучшения постепенно, в течение нескольких занятий.

Материал подготовлен на основе книг:

  • Буддагхоша, «Традиционный комментарий»
  • Камалашила, «Буддийская медитация. Путь прозрения и покоя»
  • «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», автор неизвестен

Материал предоставлен журналом «АИФ ПРО Здоровье»

← + Ctrl + →
Практика медитации Ошибки медитации

Успокоение ума

Теперь вы готовы приступить собственно к практике медитации. На этом этапе главным по‑прежнему остается успокоение ума.

Успокоить свой ум - это не так сложно, как кажется. Все, что вам нужно, - это просто сидеть. Да, просто сидеть, и все, в удобной одежде и удобном для вас месте. Теперь вы можете испробовать на практике способы вхождения в медитацию и выхода из нее и почувствовать, как состояние медитации само собой успокаивает ваш ум. Выберите время, когда вам не нужно никуда спешить. Ваши занятия не будут полезны, если ваши мысли заняты каким‑то делом, которое вам срочно нужно сделать. Если ваша жизнь переполнена повседневной работой, найдите время рано утром или вечером после работы, когда мысли о работе можно с наибольшей легкостью отбросить. Не торопите себя, не ставьте сразу больших целей. Начните с небольшого времени - 15 минут. Со временем продолжительность ваших практик и ваше мастерство будут возрастать.

Упражнение «Просто сидение»

Сядьте в такое положение, чтобы спина была выпрямлена, но не напряжена. Руки положите на колени, ладонями вверх, одну на другую, скрестно, так, чтобы кончики больших пальцев касались друг друга. Не торопитесь - выбирайте позу столько, сколько нужно. Если вы почувствовали внутреннюю устойчивость и умиротворение - значит, поза выбрана верно. Поза должна нести в себе покой и равновесие - тогда можно начинать практику. Используйте любой способ вхождения в медитацию - сосредоточение на точке, образе, мантре, молитве или счете от 1 до 50.

Теперь соберите все свое внимание и начинайте мысленно исследовать свое тело, двигаясь внимательно сверху вниз и отыскивая напряжения. Делайте это мягко и спокойно, словно едва касаясь вниманием своего тела. Заметьте все ощущения, которые вы будете при этом испытывать. Вы почувствуете, как тело само собой расслабляется от одного лишь прикосновения внимания. Позвольте вашим векам, которые станут тяжелеть, самим прикрыть ваши глаза полностью или наполовину.

Следите внимательно за всем, что вы чувствуете. Есть какие‑то сомнения? Напряжения? Вы чего‑то ждете? Тогда расслабьте внимание и отпустите его - пусть оно странствует свободно. Вы почувствуете, что ум уже успокаивается - он гораздо спокойнее, чем был в начале занятия. Вспомните: душа ваша глубока и спокойна, а мысли, воспоминания, сомнения, страхи, ожидания - это то, что является временным, второстепенным, это то, что приходит и уходит. Почувствуйте в себе спокойное и глубокое пространство - ощутите, что это вы. Из этого спокойного и глубокого пространства посмотрите со стороны на свои протекающие мысли, чувства, сомнения и ожидания. Пусть они текут мимо, легко и свободно текут - и уходят. Не боритесь с ними, не следуйте за ними - просто наблюдайте со стороны, как они проходят мимо.

Снова начинайте исследовать вниманием свое тело. Двигайтесь вниманием от темени головы вниз по телу. Замечайте все ощущения, которые будут встречаться в теле: тепло, пульсацию крови, онемение, озноб, увлажнение ладоней - все, все отмечайте, осознавайте жизнь своего тела, не пропускайте ничего. Внимательно проследите каждый участок своего тела - даже те участки, где нет ощущений: сосредоточьтесь на мочке уха, на суставе и фаланге каждого пальца… Заметьте, что вы можете осознавать все - как присутствие, так и отсутствие ощущений в своем теле. Вы осознаете свое тело, осознаете его ощущения - осознанное тело не болеет, ведь своим вниманием вы делаете не что иное, как заставляете двигаться энергию своего тела. Тело, где движется энергия, - здоровое тело. Тело, где энергия застаивается, - больное тело. Одним лишь вниманием и осознаванием вы уже исцеляете себя.

Предварительный этап пройден. Вы уже почувствовали, что значит входить в целительное состояние. Если даже вы пока не осознали этого, это уже поняло и осознало ваше тело. Тело, не ощутившее прикосновение внимания, словно погасший светильник. Тело, освещенное вниманием, начинает концентрировать в себе и излучать свет и энергию здоровья.

Теперь необходимо совершить переход к основному этапу вхождения в медитативное целительное состояние. До сих пор мы занимали наш ум вниманием к ощущениям тела. Теперь дадим ему еще одну задачу - слежение за дыханием.

Упражнение «Контроль дыхания»

Дышите, как обычно, но замечайте сознательно весь процесс дыхания и следите за ним. Чувствуйте и осознавайте: вот я втягиваю воздух ноздрями, вот воздух движется через нос и дыхательные пути, вот он наполняет грудь и живот. Следите за всеми ощущениями от прохождения воздуха. Далее следите за выдохом: вот я выдыхаю, воздух проходит по дыхательным путям и попадает в ноздри, теперь это теплый воздух, он проходит через ноздри и выходит наружу.

Теперь сосредоточьтесь только на одной точке - на ноздрях. Следите, как воздух входит и выходит в этой точке. Дышите спокойно, легко, еле слышно, медленно. Такое дыхание успокаивает. Если ум так и хочет отвлечься от дыхания и заняться своей обычной суетливой мыслительной деятельностью - не сердитесь на себя, это обычное явление. Спокойно и терпеливо снова и снова возвращайте свой ум к наблюдению дыхания. Ум обязательно будет отвлекаться - такова его природа. Просто начинайте сначала - и все. В процессе развивается осознанность: вы видите природу своего ума, который блуждает как хочет, и осознанно его дисциплинируете. Если вы будете достаточно настойчивы, ум в итоге успокоится.

Если же беспокойство и возбуждение мешают вам сосредоточиться на дыхании, просто отступитесь на время, просто следите за своим умом, как он блуждает, как хватается то за одну, то за другую мысль. Не боритесь с ним, не следуйте за этими мыслями - просто смотрите, как они приходят и уходят. Примите свой ум таким, каков он есть - просто наблюдайте за ним. Примиритесь с собой. Как только это произойдет, возбуждение уляжется, и ваш ум подчинится вам.

Теперь можно выйти из состояния медитации.

Восток принято считать ленивым, а Запад - энергичным. Потому что на Востоке люди чаще позволяют себе созерцание, расслабление. А деловой Запад осуждает привычку бездействовать и не признает пользы в том, чтобы просто лежать. При этом на Востоке больше здоровых людей, чем на Западе. Разве мы живем для суеты? Те, кто живет для суеты, болеет больше - и все равно в итоге не ощущает удовлетворенности жизни от этой суеты. Люди суетой пытаются заполнить свою жизнь, так как боятся остаться в пустоте. Но потом оказывается, что суета - это и есть пустота, она лишь изматывает, но не заполняет. А вот в том, что непосвященному кажется пустотой, и таится самая настоящая полнота и насыщенность жизни.

Впустите все блага мира в свою жизнь прямо сейчас - для этого только и надо что расслабиться, успокоить ум, открыться Вселенной и впустить ее в себя. Изобильная Вселенная принесет с собой все то, что вам нужно, и прежде всего поделится с вами своим здоровьем.

Упражнение «Медитация лежа»

Не обязательно специально медитировать лежа днем. Ложась спать в конце дня, просто уделите несколько минут медитации. Для этого нужно лечь на бок, полностью выпрямить тело, и согнуть одну руку так, чтобы ладонь служила опорой для головы. Мысленным взором обследуйте свое тело, изучая, нет ли где‑нибудь напряжений. От вашего внимания напряжения начнут уходить. Сосредоточьте внимание на дыхании. Отставьте в сторону воспоминания, связанные с прошедшим днем, и ожидания, связанные с днем завтрашним. Через несколько минут после того, как вы достигнете состояния ясного, чистого ума, вы сможете заснуть крепким спокойным сном и хорошо отдохнуть.

Освоив неподвижные медитации, можете переходить к другим формам. Вы можете просто сидеть, просто ходить, просто стоять, заниматься своими обыденными делами - и при этом погружаться в состояние медитации.

Выйдите на открытый воздух, но не с какой‑либо целью, как вы привыкли это делать обычно. Сделайте это безо всякой цели. И даже такую цель, как «занятие медитацией», отодвиньте на обочину своего сознания. Не ставьте цели - лучше всего у нас удаются именно те дела, в которых мы не задаемся целью преуспеть. Намеченная цель и борьба за ее достижение - путь к поражению. Отсутствие цели есть свобода, а свобода есть путь к победе.

Упражнение «Ходьба»

Выйдите на открытое пространство, в парк или сад, где есть дорожка длиной хотя бы 25-30 шагов. Встаньте на одном конце дорожки и обратите свой ум внутрь своего тела. Почувствуйте, как выпрямлен позвоночник, как ваши руки свободно свисают вдоль тела. Ладони мягко сложите друг с другом спереди или сзади тела. Глаза направьте в точку приблизительно в трех метрах впереди вас на уровне земли. Пусть взгляд все время будет устремлен в точку на земле в трех метрах впереди вас - тогда ваше зрение не будет отвлекаться на окружающие вещи и предметы. Начинайте спокойно, мягко, плавно идти, в обычном для вас темпе, но не быстро и не суетливо. Выбирайте темп и способ ходьбы в зависимости от вашего состояния. Если вы сонливы или вас, как в вязкое болото, затягивает в навязчивые мысли - идите более энергично. Если вы встревожены, беспокойны - идите более плавно и мягко. Дойдите до конца дорожки и остановитесь. Сделайте несколько вдохов и выдохов, сосредоточившись на состоянии тела. Развернитесь и идите обратно. Теперь более внимательно сосредоточьтесь на ощущениях в ногах. Особенно пристально обратите внимание на ощущения, возникающие в ступнях при соприкосновении с землей. Прочувствуйте сполна всю последовательность прикосновения ноги к земле, а затем отрыва стопы от земли и промежутка между шагами.

Развивайте терпение - снова и снова возвращайте ум к этим ощущениям, даже если он будет отвлекаться. А он будет отвлекаться - так уж он устроен. Снова и снова возвращайте уму сосредоточение - и рано или поздно вы заметите, что мысли уходят, а душу наполняет состояние легкости, покоя и блаженства. Это и значит, что ум очистился, а вместе с ним очистилось все ваше существо.

Если ум будет отвлекаться не только на посторонние мысли, но и на окружающую обстановку, просто позволяйте всему увиденному и услышанному проходить через вас насквозь, не задерживаясь. Пусть окружающая обстановка не цепляет ваш ум и не тянет его за собой, а проходит мимо, не задев вас.

Наша задача - войти в состояние успокоения ума, целительное состояние, когда просыпается голос внутреннего целителя и мы получаем исцеление от здоровой Вселенной, сливаясь с ней воедино. Голос внутреннего целителя - это и есть не что иное, как та часть нас, которая едина со Вселенной и знает ее законы - в том числе и законы исцеления.

Мы исследовали несколько способов успокоения встревоженного, больного ума и приведения его к состоянию целительного молчания. Есть и еще один способ, возможно, подходящий не для каждого, но весьма любопытный по своим результатам, неожиданным и тем более удивительным.

Это медитация в активном, хаотическом, не заданного темпа и ритма движении. Мы знаем, что ум, чтобы он остановился и дал слово Разуму, нужно чем‑то занять: созерцанием дыхания или воображаемого образа или сосредоточением на молитве. В динамической медитации мы ум даже ничем не занимаем - он замолкает сам оттого, что оказывается в состоянии шока. Когда вы занимаетесь динамической медитацией, ум просто не понимает, что вы делаете, - ему с его приземленной прямолинейной логикой не понять смысла этого - и от непонимания он погружается в шок и замирает. И вот тут‑то, не стесненная оковами приземленного ума, оживает и выходит наружу ваша истинная природа - здоровая, всезнающая и готовая исцелить вас от всех болезней! Вы не знаете, что в вас есть такая ваша истинная природа? Тогда вам самое время открыть ее в себе и познакомиться с нею с помощью динамической медитации.

Это упражнение абсолютно безопасно. Страх, который вы можете испытать, когда приступаете к нему, - не страх от возможной опасности, а страх встречи с собой истинным. Это страх ума - страх остановиться и уступить место истинной природе. Мы ведь иногда боимся себя истинных - боимся, заглянув себе в душу, увидеть там вдруг каких‑нибудь страшных чудовищ, с которыми не хочется встречаться. Не бойтесь, чудовищ там на самом деле нет, а то, что нам может показаться чудовищами, - это всего‑навсего наши нерешенные проблемы, которые прикидываются такими страшными. Но стоит только честно и прямо взглянуть в глаза этим страхам, как они исчезнут. Чем больше мы убегаем от страхов, от встречи со своими чудовищами‑проблемами, тем скорее они настигают нас, тем ближе за нашей спиной их тяжелое дыхание. Но когда мы останавливаем свой бег, поворачиваемся к ним лицом и смело заглядываем им в глаза, - мы понимаем, что бояться на самом деле было нечего, страх тает на наших глазах, как утренний туман, и от него ничего не остается.

Не бойтесь встретиться с собой. Те проблемы и страхи, которые живут в вашей душе, перестанут быть чудовищами, когда вы научитесь избавляться от них в медитации. А в медитации возможно все, в том числе избавление от самых страшных (вернее, казавшихся такими) «чудовищ». Вы сами убедитесь в этом.

Упражнение «Динамическая медитация»

Это упражнение нужно делать на голодный желудок, в одиночестве, в пустой просторной комнате, с минимумом одежды на теле или, во всяком случае, в одежде, которая легка, свободна и не сковывает движений.

Сначала нужно лечь или сесть в удобную расслабленную позу и несколько минут уделить дыханию через нос, но дыхание должно быть не таким, как обычно, а быстрым и достаточно глубоким, и не размеренным, а беспорядочным. Глубина и быстрота дыхания постепенно нарастает.

Затем вы почувствуете, как тело от такого дыхания захотело двигаться. Встаньте и позвольте телу двигаться так, как оно хочет. Скажите себе: «Будь, что будет» - и не подавляйте в себе ничего, доверьтесь себе, своей глубинной истинной природе и позвольте случиться всему, что случится: танцуйте, прыгайте, дергайтесь, совершайте движения резкие или плавные, валяйтесь по полу - все равно, лишь бы вы делали именно то, что хочется, без оглядки на какие‑то «правила» - никаких правил здесь нет, вы сам себе самое главное правило! Можете смеяться, кричать, рычать, вопить - так, как вам только захочется. Делайте это несколько минут.

Через несколько минут замрите и останьтесь в той позе, в которой вы замерли. Разбуженная вами энергия в этой неподвижности начинает свою целительную работу внутри вас.

Затем еще несколько минут танца, прыжков, смеха или крика - вы почувствуете, что очистились, что теперь вас переполняет радость и ощущения праздника от того, что вы испытали.

Снова неподвижность - и выход из медитации.

Хоть краешком вашего существа, хоть на мгновение, но вы, конечно, ощутили, что это такое: состояние успокоения ума. Вы уже почувствовали целительную силу, заложенную в нем. Теперь надо направить эту открытую вами и разбуженную в вас целительную силу собственно на исцеление.

← + Ctrl + →
Практика медитации Ошибки медитации

«Успокойте свой ум, остановите бег своих мыслей, дайте возможность знанию настичь вас.» Все учения, даже самые совершенные, существуют лишь для того, чтобы поведать о том, где искать. А практика необходима для того, чтобы вы смогли успокоить свой ум, освободить его от повседневной рутины.

Истина рядом, но не пытайтесь дать ей объяснение, не пытайтесь её представить или искать где-то. Истина существует в вас, но она не является ничем из того, что может объяснить ваш ум. Истину можно постичь, только остановив бег своих мыслей, но для беспокойного ума это трудновыполнимая задача. Ведь ум находится постоянно в круговороте мыслей, он озадачен воссозданием своей значимости, постоянно решает какие-то проблемы. Он должен за всё переживать, у него так много забот, ему так много надо обдумать. Он в постоянном поиске новых впечатлений, переживаний и ощущений. Он нетепелив, ему так много хочется узнать. И, постоянно стремясь вперёд, в надежде найти что-то новое, он становится всё более беспокойным.
Но может ли что-то постичь беспокойный ум? И что может отразиться в уме, который обеспокоен?

Ум подобен поверхности озера, в котором отражается мир. Беспокойство ума подобно ряби и волнам на поверхности, где все отражения искажены. Истина же может отразиться только в спокойном уме. Практики направлены на то, чтобы помочь вам остановить бег своих мыслей для того, чтобы в спокойном уме истина смогла отразиться неискажённой. Тогда знание и понимание придёт само, и вы сможете осознать не только куда идти, но и как идти. А присутствие наставника поможет вам сделать этот путь более коротким.

Вот несколько способов успокоить свой ум, чтобы вы в любой ситуации могли оставаться в «здесь и сейчас» - там, где, собственно, и происходит ваша жизнь.

Мантры
Всем, кто подвержен резким перепадам настроения и легко поддается негативным эмоциям (а также хочет стать спокойнее и научиться сознательно отсекать такие состояния), мы рекомендуем завести четки и регулярно повторять мантры, которые способны не только успокоить ум, но и очистить его от негативных впечатлений. Четки состоят из 108 элементов, перебирая их, вы вслух или про себя повторяете мантру на каждый «перебор» четок. Делать это можно и без четок, но произносить мантры всегда полезнее нежели просто слушать их – для начала вы можете подпевать аудиозаписям мантр.

Ом мани падме хум (Om Mani Padme Hum) – самая известная и одна из самых сильных мантр, мантра сострадания. Она используется для очищения сознания от злости, зависти, ненависти; помогает обрести понимание и почувствовать любовь ко всем существам. Мантра пробуждает сочувствие к чужим страданиям.

Ом намо бхагавате васудевайя (Om Namo Bhagwate Vasudevaya) – очень сильная мантра, которая взывает к нашей божественной сути, помогает раскрыть совершенные качества, которые есть в каждом человеке с рождения. Мантра божественной мудрости и осознания, что все существа едины и взаимосвязаны.

Гаятри мантра (Gayatri Mantra): Ом бхур бхувах сваха тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи дхийо йонах прачодаят. Это великая мантра освобождения и просветления, она помогает пробудить высшее видение, понимание сути всех явлений. Повторяя эту мантру, мы открываем в себе Бога, понимаем, что весь мир, все живые существа и мы сами – одно целое. Гаятри мантар пробуждает понимание, что все силы уже находятся внутри нас.

И, конечно, мантра Ом также является прекрасным средством для успокоения ума.

Прогулки в одиночестве
Что-то происходит с нашим сознанием, когда мы отправляемся на прогулку – без цели, без пункта назначения. Можно освоить практику медитации в ходьбе, а можно просто отправляться гулять, когда ваш разум готов «взорваться». Даже короткая прогулка помогает освободить ум от навязчивых мыслей и чувств, не случайно появилось выражение «проветрить голову». Проветривайте с плеером или без, ходите вблизи дома или в другой части города – это неважно. Не сдерживайте эмоций, позвольте себе прочувствовать их до конца, до дна (а оно существует, поверьте мне), гуляйте до тех пор, пока не «отпустит».

Движение
Осознанное движение позволяет «унять» бушующие эмоции, перенаправить энергию в созидательное русло. Исследуйте себя, чтобы понять, какие виды движения позволяют вам максимально расслабить разум. Это может быть: Йога. Пилатес. Спонтанный танец под любую музыку. Контактная импровизация. Бег. Медитативные двигательные практики.
Абсолютно не важно, будете ли вы заниматься дома или в зале – не лишайте себя возможности избавиться от навязчивых состояний через тело. Не только наше сознание может влиять на тело, верно и обратное.

Релаксация и медитация
Медитации – это самый естественный и действенный способ успокоения ума, обретения спокойствия и гармонии. Не обязательно медитировать тогда, когда на вас навалились смешанные чувства. Ежедневные медитации утром и вечером сделают ваше сознание менее восприимчивым к раздражающим явлениям, вы не будете поддаваться на провокации со стороны собственного разума и внешних источников.

Очень полезно для нейтрализации негативных эмоций желать счастья всем существам. Практиковаться можно где угодно и с кем угодно – например, пока едете в метро, желайте счастья каждому, кто входит в вагон и уже находится в нем.

Желаем вам удачи на духовном пути!