Как влияют жизненные сценарии родом из детства на взрослые отношения? Сценарий проведения праздничной программы «Взрослые и дети

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь человека подрастающего, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, которые стали значимыми для ребенка на определенном этапе жизни в силу сложившихся обстоятельств, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

Что такое жизненные сценарии?

Сценарий… Что означает это слово? Слово «сценарий» произошло от итальянского scenario , от лат. scaena – сцена. Это изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей.

Можно сказать, что мы живем по сценариям, в которых определен порядок поведения, но определен не жестко, мы реагируем на изменяющиеся условия, реакции других людей. Можем ли мы сами писать эти сценарии или бессознательно следуем чьим-то авторитетным словам, выполняем программу, написанную для нас значимыми людьми?

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей.

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы встречаемся с родительским предписанием, наставлением, которое и становится жизненным сценарием героя: При расставании (юного Павлуши Чичикова с отцом. Ред.) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном… и с тех пор его больше не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

В повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» описывается история молодого человека, поступки которого во многом были определены словами сотрудницы детской библиотеки: Помимо скверного характера было еще кое-что, некоторое неудобство, оставленное ему светлой страдалицей Серафимой Ильиничной. А именно: подслеповатый, упорный ее взгляд, и тихое: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Дворовым был, не присмотренным, сыном телефонистки, что вечно в две смены, а придет домой – валится как подкошенная, и главная мечта жизни – отоспаться. Детская память легкая, многое затушевывается – жидкий чай в закутке библиотеки, твердый пряник с размоченным в чашке уголком, выбранные ею книжки, настойчиво и тихо формировавшие его ум, рассказы о лагерях, где она провела семнадцать лет, – многое забылось. Но вот это – «Надо быть честным мальчиком, Петечка» – въелось родимым пятном. Таскал с собой повсюду, как узелок с бедным скарбом, стеснялся и прятал: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Просто до банальности. Но несколько раз это останавливало на том краю, с которого другие ступали.

Будучи взрослыми уважаемыми людьми – родителями, учителями, руководителями, – мы можем неосознанно прописывать сценарии жизни нашим любимым и не очень любимым подопечным, повторяя им определенные высказывания-послания: «Ну что тебе, больше всех надо?», «Плохо тебе придется с таким характером!», «Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы», «Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно время расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет, что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей, и прежде всего учителей, поэтому очень важно выяснить суть вопроса, озадачиться своей ролью в жизни подрастающих людей. Я как-то раз услышала, как завуч по воспитательной работе говорила назидательным тоном провинившемуся подростку: «Я могу сказать, что из тебя выйдет в жизни: сначала тебя поставят на учет в детскую комнату милиции, потом ты начнешь пить, а потом попадешь в тюрьму». Чем не страшный сценарий жизни? Надеюсь, что данный сценарий не сбылся, во-первых, потому что отношения между подростком и завучем больше располагали к развитию контрсценария, вопреки словам данного человека; во-вторых, этот подросток отличался самостоятельностью мышления, внушению поддавался плохо.

В любом случае нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность. Это в какой-то степени помогает нам снимать с себя ответственность в отношении выбранных сценариев жизни людьми, на которых мы оказывали влияние. В.Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» обращает внимание на это противостояние внушения со стороны других и самости человека: Внушаемость – ворота души: открытость другому, способность верить. Столь очевидная и беспредельная детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. И врачебное внушение, и гипноз возможны лишь потому, что в каждом всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемое дитя. Но внушаемостью человек только начинается. В нас заложено и изначальное ее отрицание – САМОСТЬ, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и – если только развитие не останавливается – переходит в управляемую САМОвнушаемость. Только так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию – существо творческое – человек духовный».

Вот небольшой отрывок из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», который очень наглядно показывает возможность десятилетнего ребенка противостоять обидным словам, не впитывать их, не делать своим сценарием жизни. В детстве бабушка постоянно говорила мне, что я – идиот, больной, клинический кретин, хуже всех, что ничего у меня не получится, и будь я проклят… При этом сам я всегда знал, что я – самый умный, самый здоровый и дайте мне только шанс, я всем это покажу. Вокруг была словно защитная скорлупа, которую не пробивали никакие нападки. Я мог плакать от обиды, потом садился где-нибудь в углу, и внутренний голос тихо говорил: старик, расслабься, ты не кретин, не больной и вовсе не хуже всех… все наоборот!

Да, ребенок может противостоять настойчивым бессознательным предписаниям (бабушка зла не хотела, просто так воспитывала), но не каждый обладает такой эмоциональной и личностной устойчивостью, не у каждого рядом есть мудрые родители, такие, как Елена Санаева и Ролан Быков.

Жизненные позиции

А теперь важно подробно рассмотреть психологические механизмы возникновения сценариев жизни.

Что же такое важное закладывается в нас в детстве и программирует нашу судьбу? Ответ дает транзактный анализ (transaction – сделка, соглашение) – наука о человеческом поведении. Основателем этого научного направления является американский психиатр Эрик Берн.

Первые предписания дети получают в семье.

Э.Берн выдвинул интересную идею, связанную с возникновением у человека жизненных сценариев. По Э.Берну, уже в раннем детстве человек имеет представление о себе и об окружающих его людях. Варианты оценки самого себя и других людей получили название жизненные позиции .

Я плохой, ты хороший

Это самая распространенная позиция, потому что каждый ребенок под влиянием критики, запретов и наказаний со стороны родителей проходит стадию самосознания: «У меня что-то не в порядке. Я плохой». А о всемогущих родителях думает: «У них все в порядке. Они хорошие». Ребенок становится неуверенным в себе и, хотя в целом он доброжелателен, очень самокритичным. В школе эта позиция может поддерживаться, если ребенок часто испытывает чувство стыда и вины за собственную неуспешность. А достаточно часто эти чувства и еще чувство тревоги развиваются в школе как суррогат учебной мотивации. Становясь взрослым, этот человек стремится к любви и признанию, зависим от поддержки и одобрения окружающих. У него нет чувства собственной значимости: что бы он ни делал хорошего, все равно считает себя плохим.

Я плохой, ты плохой

Выход из первой позиции в позицию «Я плохой, но и ты тоже» формируется при спартанском воспитании (или отсутствии родителей), когда мало ласки и «поглаживаний» родителей. Впоследствии человек отвергает все знаки внимания, даже исходящие от чистого сердца, часто замкнут, не любит ни себя ни других, никому не доверяет. С ним сложно общаться, так как он видит в других только плохое. Если демонстрировать ему свои достоинства, злится и мстит за это унижение. Общение с таким учеником является сложным: слишком много недоверия надо преодолеть учителю, слишком сложно бывает уделить достаточно времени и сил этому ребенку, чтобы выявить, а главное поддерживать изо дня в день позитивные особенности его личности.

Важно осознавать, что такие люди склонны к уходу в другую реальность (религия, виртуальность) и к самоуничтожению: алкоголь, наркотики, конфликты, обжорство, самоубийства.

Я хороший, ты плохой

Если родители, которые поначалу воспринимались как благополучные, в течение долгого времени обращаются с ребенком грубо и жестоко, то он переключается на эту позицию, ища любви и признания, старается во всем быть первым, чтобы показать свое превосходство. Плохо, если при этом ребенок имеет средние способности. Тогда самоутверждаться он будет путем унижения окружающих: оценивать, осуждать, поучать, наставлять, задавать много унижающих вопросов. Этот человек смотрит на жизнь через черные очки, ему всегда плохо, он считает, что все вокруг виноваты, кроме него. А если так – то можно поступать с другими плохо. Часто проявляет свое превосходство через конфликты. Личность с такой жизненной позицией психологически неблагополучна.

Я хороший, ты хороший

Эта позиция принимается зрелой личностью на сознательном уровне, часто это происходит в подростковом возрасте, когда человек способен осознать и оценить свои поступки, поступки других людей. Однако данная позиция может развиваться и с детства, если ребенок растет в позитивной обстановке, родители показывают ему, что он хороший, и сами демонстрируют свою хорошесть. Такой человек уверен в себе, доброжелателен, спокоен, самокритичен, воспитан в любви, без оценок, обзываний и ярлыков. Его не унижали, а поощряли за хорошее поведение, подбадривали, поддерживали. Он привык не поддаваться эмоциям, а думать, анализировать, оценивать вероятность, просчитывать варианты. Он уважает себя и других людей, в общении занимает партнерскую позицию.

Нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность.

Таким образом, в процессе влияния значимых взрослых, социальных воздействий со стороны общества и своего собственного выбора мы чаще или реже находимся в определенной жизненной позиции (я хороший+, ты плохой–; я плохой–, ты хороший+; я плохой–, ты плохой–; я хороший+, ты хороший+).

Наши жизненные позиции, конечно, нельзя назвать незыблемыми, неизменными, в процессе своей жизнедеятельности мы переходим из одной позиции в другую. Попробуйте вспомнить, в каких ситуациях, при общении с какими людьми вы ощущаете себя в каждой из этих жизненных позиций.

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, но у каждого из нас есть любимый квадрат, в котором мы проводим большую часть времени. Эта позиция оказывает наиболее сильное влияние на наш жизненный сценарий.

Психологические роли

Следующим важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли , которые мы играем в общении с другими людьми, Э. Берн назвал это тремя состояниями нашей личности: Родитель, Взрослый, Дитя . Во многом именно наши жизненные позиции определяют наши психологические роли. Эти состояния сосуществуют в каждом из нас одновременно, но проявляются только по очереди одно за другим в зависимости от того, с кем мы общаемся, какова ситуация взаимодействия.

В состоянии Родитель мы поучаем, оцениваем других, произнося слова: «ты должен», «так не делай», «это хорошо, а это плохо», но также и жалеем, опекаем, помогаем. То есть состояние Родитель может быть критическим и опекающим . Но в любом случае в этой роли мы общаемся со своим собеседником как с нижестоящим и нуждающимся в нашей заботе или контроле, отводим ему роль Дитя.

В состоянии Взрослый мы уверены в себе, спокойны; анализируем ситуацию, контролируем свои эмоции, выстраиваем равноправное взаимодействие с другими, уважая их точку зрения. В состоянии Взрослый мы уточняем информацию, спрашиваем, сообщаем о чем-то, используем слова: «по-моему», «я так считаю, а вы как думаете?».

В состоянии Дитя мы проявляем свои эмоции, в этом состоянии мы отдыхаем в дружественной компании, или покорно соглашаемся с требованиями начальства, или возмущаемся по поводу этих требований, как бунтующие дети. В этом состоянии мы усваиваем новую информацию, а также поддаемся внушению (вспомним отрывок из книги В.Леви).

Можно сделать небольшой тест и определить тенденцию преобладания состояния личности: Родитель, Взрослый, Дитя.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

5. Меня нелегко провести, обмануть.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем, наставником.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я человек увлекающийся.

17. Мой основной критерий оценки другого человека – объективность.

18. Мои взгляды постоянны, устойчивы.

19. Бывает, я не уступаю в споре просто потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

ОБРАБОТКА: подсчитайте сумму баллов по следующим трем группам номеров.

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – «ДИТЯ»)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – «ВЗРОСЛЫЙ»)

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – «РОДИТЕЛЬ»)

Расположите символы состояний (Д, Р, В) в порядке убывания суммы баллов.

Если у вас получилась формула ВДР, значит, вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру эмоциональны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать сохранять эти качества.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики, так как назидания сочетаются с импульсивностью и непосредственностью, а логика и рассуждения, основанные на информации, уходят на последнее место.

Д во главе формулы – приемлемый вариант для человека науки, искусства. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов.

Итак, с помощью этого небольшого теста мы можем обратить внимание, какая тенденция из состояний личности нам присуща. Сильная позиция Родителя (большой отрыв по баллам от других показателей) в поведении учителя может помешать его ученикам становиться взрослыми людьми, так как учитель в процессе общения отводит им роль Дитя, связанную с несамостоятельностью, потребностью в контроле и опеке. В состоянии Родитель критический мы можем своими нравоучительными установками задавать жизненные сценарии внушаемым детям, чья зрелая позиция Взрослого недостаточно сильна.

Не следует считать, что наша позиция Родителя несет только отрицательный заряд неравноправного общения, назидания и излишней опеки. Позитивным в Родительском состоянии является передача опыта, оптимальных моделей поведения, моральных убеждений. Все три состояния (Р, В, Д) значимы и важны в нашей жизни, они делают наше поведение более гибким. Но именно актуализация состояния Взрослого у учителя в процессе его общения с учениками способствует их взрослению, укреплению их позиции Взрослого.

Итак, ребенок получает от родителя, а затем и от других значимых лиц послания, на основании которых формирует представление о себе и о жизни, вырабатываются жизненные позиции и состояния личности. Наиболее часто проявляющиеся жизненные позиции и состояния личности так или иначе влияют на разворачивающиеся сценарии нашей жизни.

Типы жизненных сценариев

Э.Берном выделено несколько типов жизненного сценария .

Победители

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить. Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею. Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие Победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «Я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли.

Да, именно люди с позицией «я хороший, ты хороший» чаще разыгрывают сценарий Победителя и способствуют активизации такого сценария у близких к ним детей.

Учителя со сценарием Победителя развивают в своих учениках уверенность и радость открытия, так как сам он открыт для жизни, принимает ее, радуется своей деятельности, внося в нее творчество и жизнелюбие. Ученики таким учителем любуются, стремятся ему подражать.

Непобедители

Основная масса населения относится именно к этой группе, изо дня в день они немного выигрывают и несильно проигрывают, частично достигают своих целей. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать открывателем законов биологии, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального.) Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», – повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

Сценарий Непобедителя часто связан с позицией «я плохой, ты хороший», позицией во многом депрессивной, с чувством собственной малозначимости. Сам того не сознавая, человек будет избирать неприятные чувства и поведенческие проявления, «подтверждающие», что свое место в мире он определил верно.

Детская позиция «я хороший, ты плохой» также может приводить к развитию сценария Непобедителя, хотя на первый взгляд это может показаться странным, ведь человек всегда стремится быть лучше других. Но, пытаясь возвыситься над другими людьми, он будет проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции. При этом окружающие, скорее всего, будут воспринимать такого человека как подавляющего. Желание быть всегда первым может приводить к нарушению отношений с окружающими, которые не хотят быть приниженными. И тогда сценарий Победителя превращается в сценарий Побежденного.

Побежденные

В жизни это вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, остаться без работы, спиться и т.д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», – звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми – частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» – говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

К сожалению, очень часто люди (родители, учителя) со сценариями Побежденных бессознательно влияют на развитие аналогичного сценария у их подопечных.

Л.С. Выготский в 1926 году в своей книге «Педагогическая психология», обращая внимание на значимость личности учителя в деле развития и воспитания детей и на существующую проблему прихода в учительство людей состоявшихся (со сценарием Победителя), писал, что, к сожалению, часто школа является той пристанью, «в которую жизнь отводит поломанные корабли».

Сценарий Побежденного может быть связан как с позицией «я плохой, ты хороший», но чаще это проявление позиции «я плохой, ты плохой», блокирующее развитие способностей человека, его оптимальное взаимодействие с другими людьми.

Надо отметить, что и сам Э.Берн считал данную классификацию относительной. В целом, большинство людей живут по сценариям, представляющим смесь побед, поражений и беспроигрышного варианта.

Как изменить жизненный сценарий

И наши жизненные позиции, и наши излюбленные состояния личности, или психологические роли (Р, В, Д), и наши жизненные сценарии могут изменяться. Как правило, это происходит в результате инсайта (внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария), курса психотерапии или какого-то сильного жизненного потрясения. Но, не дожидаясь жизненных потрясений, при сложностях в прохождении личной психотерапии каждый взрослый разумный человек может при желании заниматься самоанализом своей жизни, относиться очень осознанно к тому, что происходит, не закрывать глаза на конфликтные ситуации и собственные негативные эмоции. Рост осознавания своей жизни поможет освободиться от негативных сценарных предписаний, от образа жертвы, понять, что и наши родители и учителя тоже страдали от эмоциональных травм, поэтому не могли удовлетворить наши потребности в заботе и доверии.

Мы можем изменяться, сознательно прорабатывая наши детские переживания и коллекционируя свои жизненные победы, приближаясь к позиции «я хороший, ты хороший» и состоянию Взрослого. Тем самым мы будем предопределять развертывание сценария Победителя и оказывать благотворное влияние на окружающих нас детей.

Именно потому, что сценарий жизни имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Но изменить свой сценарий может только носитель этого сценария.

А в завершение хочу обратиться к стихотворению неизвестного автора, цитируемому психологом Джеймсом Холлисом:

1.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я потерялся… Я беспомощен.
Я здесь ни при чем.
Чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

2.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я притворяюсь, что ее не вижу.
Я снова падаю в нее.
Я не могу поверить, что оказался
в том же самом месте.
Но я здесь ни при чем.
Опять, чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

3.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я прекрасно ее вижу.
Я снова в нее падаю… это привычка… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь. Это моя проблема.
Немедленно вылезаю.

4.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я ее обхожу.

5.
Я иду по другой улице.

Сценарий праздника «Взрослые и дети»

Составила учитель начальных классов МОУ лицея № 14 г.о. Жуковский

Русина Татьяна Игоревна

Ведущий.

Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье.
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он спросил старца, главу семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Тогда старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово “понимание”.

До сих пор во многих домах, особенно в деревнях, на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников, а в центре, на видном месте увеличенные портреты глав семейства: отца и матери.

Родители и Родина – слова одного корня. Эти святые слова помогают нам понять, полюбить родной язык, родную природу, традиции своего народа.

Как здорово, что сегодня в нашем классе собрались представители нескольких поколений замечательных семей. Ведь во все времена шли по жизни рядом молодость и мудрость, опыт и юношеский максимализм. Так будет всегда, пока есть на земле взрослые и дети.

Звучит музыка. Идет показ слайдов с семейными фотографиями.

Звучит песня “Взрослые и дети”.

Взрослые и дети

1.Живут на свете взрослые:

Большие и серьёзные.

Им, порою, некогда

Заглянуть в окно.

О мире рассуждают

За стенами квартир

И не замечают,

Как изменился мир.

Давайте, давайте

Нас на руки возьмите

И поднимите на своё плечо.

Давайте, давайте

Все вместе поиграем.

Все вместе поиграем

И песенку споём.

2.Живут на свете милые

Весёлые ребята:

Смешные, шаловливый,

Как я или, как ты.

О волшебстве и чуде

Читаем книжки мы.

Посмотрите все вокруг,

Как прекрасен мир.

Давайте, давайте

Нас на руки возьмите

И поднимите на своё плечо.

Давайте, давайте

Все вместе поиграем.

Все вместе поиграем

Солнечным лучом.

3. Живут на удивительной,

Загадочной планете

И взрослые – родители,

И маленькие – мы.

И если всей душою

Останемся, как дети -

Будет интереснее

И краше станет мир.

ПРИПЕВ (2 раза)

Давайте, давайте

Нас на руки возьмите

И поднимите на своё плечо.

Давайте, давайте

Все вместе поиграем.

Все вместе поиграем

И песенку споём (солнечным лучом).

Ведущий. Как нужна человеку родная семья, дом с теплом бескорыстным и светом. А главное в этом доме – мама.

1-й ученик: Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

2-й ученик: Мама… Ты еще не умел говорить – она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить. Она прочитала тебе первую книгу. От нее ты узнал, как зовут птиц. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

Ведущий: И когда я задаю вопрос: с чего начинается любовь к Родине, ответ оказывается простым и естественным – с любви к матери. В своих сочинениях наши ребята искренне написали много тёплых слов о своих мамочка.

Отрывки из сочинений.

3-й ученик: Что значит слово «мама» для меня?
В нем твоя чуткость, теплота сердечная,
Готовность похвалить, простить, понять,
Твоя любовь, терпенье бесконечное.

5-й ученик: В тебе источник всех моих побед,
Моих успехов и душевной силы.
Что значит слово «мама»?
Это свет, которым весь мой путь ты озарила.

6 ученик: В нем доброта твоих любимых рук,
Их нежностью вся жизнь моя согрета.
Ты, мамочка, мой самый близкий друг!
Спасибо тебе, милая, за это!

Дети исполняют песню «Наши мамы самые красивые». Показ слайдов.

Наши мамы самые красивые

Песня улетает в небо синее
Из большого школьного окна,
Песню подарила им весна.
Наши мамы самые, самые красивые,
Песню подарила вам весна.

Больше не метёт зима порошею,
Солнце к нам заглядывает в класс,
Кто об этом знает лучше нас.
Наши мамы самые, самые хорошие,
Кто об этом знает лучше нас.

Белые, как перья лебединые,
Вдаль плывут пушинки облаков,

Наши мамы самые, самые любимые,
В мире, полном звёзд и васильков.

Радуги играют переливами,
Светят над просторами земли,
Это мы в глазах у них прочли.
Наши мамы самые, самые счастливые,
Это мы в глазах у них прочли.

Сценка «Разговор»

Мальчик1: Наш звонок ужасно звонкий,

Вылетаю в коридор…

У меня с одной девчонкой

Завязался разговор.

Девочка 1: А у нас был практикант! Это раз!

Написали мы диктант! Это два!

В-третьих, мы читали книжку,

Там про одного мальчишку,

Изобрёл он вертолёт:

Летает задом наперёд! А у вас!

Мальчик 2: А у нас Наташка – плакса,

У неё в тетради – клякса,

Кляксу Натка не сотрёт,

Из-за кляксы день ревёт! А у вас?

Девочка 2: А у нас - цветы на стенке,

А ещё на стенке – план…

А ещё не любит пенки

В молоке один пацан… А у вас?

Мальчик 3: А у нас Васильев Петя

Он сильнее всех на свете –

Двум мальчишкам нос разбил!

Папа в школу приходил…

Девочка 3: Любит сладости Андрюша,

Вечно что-то он жуёт…

Он один полторта скушал –

Десять дней болел живот! Вот!

Мальчик 4: А мой папа – чемпион!

Ходит он на стадион:

Он кидает кверху гири –

Будет самым сильным в мире!

Девочка 4: Хоть мужчины и сильны –

Не умеют печь блины…

Вы мужчины, недотёпы,

Вас воспитывать, учить:

И петрушку от укропа

Вы не в силах отличить!

Кстати, дома кто стирает?

Богом вам талант не дан…

Телевизор потребляя,

Вы ложитесь на диван!

Мальчик 5: От мужчины нету толка?

Это нам талант не дан?

Кто прибил на кухне полку?

Починил на кухне кран?

Девочка 5: Борщ варить вам неохота,

Не пожарите котлет…

Вам удрать бы на работу,

Ну, а больше толку нет!

Мальчик 6: Ты, колючая заноза,

Плохо знаешь нас, мужчин,

То и дело льёте слёзы

И к тому же без причин…

Ты обидные слова

Говоришь, робея…

Мальчики: Папа в доме голова

Девочки: А мама в доме – шея!

Мальчик 1: Я махнул рукою Свете.

Эх! В буфет я не успел:

Вот всегда девчонки эти

Оторвут от важных дел!

Девочка 6: Нет! Решать не надо в споре,

В коридорном разговоре.

Кто сильней и кто важней…

Просто… мама всех нежней!

Ведущий . Крепка та семья, где муж с женой ладно живут. Так пословица говорит. Где муж – голова, а жена – сердце, там и семья счастлива. Супруги – это два человека, которые понимают и любят друг друга, все делают слаженно. Опора дома, его защита – это наши папы. Вот, что написали наши дети в своих сочинениях.

Дорогие папы, для вас звучит эта песня.

Звучит песня “Лучше папы друга нет”.

Был когда-то папа маленьким, как я,
И пускал кораблик плавать вдоль ручья,
А кораблик этот унесла вода,
Так он и остался в детстве навсегда.


Даже в зоопарк не интересно
Без него идти.
И недаром мы решили с мамой,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти.

Очень мы похожи, я и папа мой,
Жду я чтоб скорее он пришёл домой,
Книжки почитаем мы наверняка
Дедушки Корнея или Маршака.

Лучше папы друга нет, поверьте,
Рядом и в кино, и на концерте,
Даже в зоопарк не интересно
Без него идти.
И недаром мы решили с мамой,
Что мой папа добрый самый-самый,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти.

Мне во всём охота папе подражать,
Даже ложку так же за столом держать,
С папой мы играем, шутим и поём,
Веселее вдвое, если мы вдвоём.

Лучше папы друга нет, поверьте,
Рядом и в кино, и на концерте,
Даже в зоопарк не интересно
Без него идти.
И недаром мы решили с мамой,
Что мой папа добрый самый-самый,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти.

И недаром мы решили с мамой,
Что мой папа добрый самый-самый,
Что нигде другого вот такого
Просто не найти.

Ведущий.

Жизнь человека только миг
В безбрежном времени Вселенной.
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков прольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.

Мы хотим сказать огромное спасибо тем, перед кем в долгу и маленькие дети, и взрослые. Это наши бабушки и дедушки.

МОЯ БАБУШКА

Я уселась и сижу,
И гулять не выхожу,

Телевизор не включаю,
Отказалась я от чая,

Не хочу ни есть, ни спать -
Буду бабушку я ждать!

Почему же не пришла,
Может, срочные дела?

Может быть, она устала,
Прилегла и захворала?

Кто же даст больной таблетки,
Кроме добренькой соседки?

Может, помощь ей нужна,
Ведь живет она одна?

Все! Решила! Побегу,
Я сама ей помогу!

Вдруг, я слышу: тук- тук- тук!
Это в дверь бабулин стук!

Здравствуй, милая моя,
Обниму ее, любя!

Знает пусть весь белый свет,
Что родней бабули нет!

МОЙ ДЕДУЛЯ

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!

Ведущий. Есть замечательная русская пословица о жизни человека. Начинается она словами: трижды человек дивен бывает. Первое диво – рождение на белый свет. В старинных семьях было много детей. Рождение каждого – радость. Вот как весна. Сколько раз ее встречают люди! Так и рождение человека. Мы хотим рассказать о больших дружных семьях, в которых более двух детей.

Ведущий называет многодетные семьи класса.

Читает стихотворение ребёнок из многодетной семьи.

Большая семья собралась за столом.
Здесь каждый уже не считается ртом.
Про этих не скажешь: “Сидят едоки”.
За общим столом собрались мужики.

Ведущий. Изба детьми весела. Вся радость наша, все счастье наше в детях. Все мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети были здоровы, умны, веселы, счастливы. И многое для этого делаем.

А какими бывают наши мальчики и девочки?

Девочки читают стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают мальчишки»

Мальчишки бывают драчливыми,

Мальчишки бывают ворчливыми,

Кудрявыми, рыжими, русыми,

Тощими и упитанными,

Смельчаками и трусами.

Мальчишки бывают жующими,

Свистящими и поющими,

Играющими в прятки,

Стреляющими из рогатки.

Бывают – гоняльщики кошек,

Затем – чемпионы подножек,

Охотниками за косичками,

А также – без кличек и с кличками:

К примеру, «Сорока», «Рубало»,

«Козёл», «Филимоша» и «Сало».

Что значит: Сорокин, Рубальников,

Козлов, Филимонов и Сальников.

Бывают мальчишки – кричальщики,

Дразнильщики и толкальщики.

И все они без исключенья

Находят свои приключенья.

Им снятся погони и скачки,

Хоккейные клюшки и жвачки.

К тому же им снится, наверное,

Что их поведенье – примерное.

Мальчики читают стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают девочки»

Бывают девочки худышками,

Бывают девочки толстушками.

Ещё бывают – коротышками.

Ещё бывают – хохотушками.

Порой – с коротенькими стрижками,

Порой – с весёлыми веснушками.

Бывают девочки плаксивыми

И задаваками обычными,

Но чаще всё-таки красивыми.

И просто – очень симпатичными.

И все они без исключенья

Терпеть не могут огорченья,

Что совершенно не секрет.

Они поют от восхищенья

При виде мёда и варенья,

Халвы, пломбира и печенья,

Пирожных разных и конфет.

Известно им не понаслышке,

Как бантик дёргают мальчишки,

И это – тоже не секрет.

А впрочем, девочка любая,

Обиды быстро забывая,

Лишь потому молчит в ответ,

Что до мальчишек – дела нет!

Ведущий. Наш праздник нам хотелось бы закончить словами народной артистки СССР Ольги Волковой, всем известной по роли бабушки в сериале «Папины дочки»: “Мы перестали радоваться, и самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю”.

И мы верим в то, что в ваших семьях будет все хорошо, что всегда в них будет добро и согласие, уют и покой, никогда не погаснет ваш семейный очаг. Здоровья вам и всех земных благ.

Вручение подарков семьям (подарки сделали дети на уроке технологии).

Построение детей.

Ученик.

Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть семья.
Будем мы всегда неразлучны.
Дружба дарит нам к счастью ключик,
Дружба будет с нами навсегда.

Звучит «Песня о дружбе»

Песня про дружбу

1.Зазвенел ручей и слышно,
Как трещит на речке лёд,
И капель с промокшей крыши
Нам за шиворот течет!..
Речка разлилась напрасно,
Ей друзей не разлучить,
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить!..

Солнечные зайчики
Прыгают по лужам,
Ручеек сверкает лентой голубой.
Капли разлетаются брызгами веснушек!..
Только дружбу крепкую
Не разлить водой!

2.Не беда когда грохочет
Над весенней рощей гром.
Если дождик нас промочит,
Нам и это нипочём
Радуга блестит над лесом.
Светит солнце для друзей.
И весёлой нашей песне
Подпевает соловей!

Каждый из нас время от времени сталкивается с определенными трудностями отношениях. Мы виним партнера, себя, обстоятельства, работу и все что угодно еще. Однако мало кто задумывается, что многие проблемы и неудачи в личной жизни имеют корни в нашем детстве. Откуда берутся проблемы в отношениях, и действительно ли виноваты обстоятельства, попробуем разобраться.

Жизненные сценарии

Психологи утверждают, что жизнь человека, включая его отношения с близкими людьми, часто строится по определенным сценариям, которые формируются с раннего детства, в период от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к событиям и принимает их за истину в своей дальнейшей жизни.

1. Победитель.

Такой человек в глазах окружающих часто выглядит обыкновенным «везунчиком». Всё в его жизни складывается наилучшим образом, у него есть здоровая привязанность в отношениях, стабильность и энергичность. Безусловно, такие люди иногда сталкиваются с трудностями и даже поражениями, но жизненный сценарий такого человека построен таким образом, что он, подобно неваляшке, каждый раз поднимается и продолжает путь к победе.

Почему: В детстве такой ребенок получал достаточно внимания, а главное, одобрения со стороны взрослых. Родители часто хвалили его и поощряли к самореализации. При этом необязательно, что это избалованный ребенок. Восприятие реальности со стороны победителя строится на осознанном и адекватном отношении к происходящему. Иначе говоря, за проступок ребенок наказывался, за качественно выполненное дело — поощрялся.

2. Непобедитель.

Сценарии отношений часто бывают похожими между собой. Непобедителя от победителя отделяет один шаг. Такой человек выглядит успешным, но для достижения стопроцентного результата ему постоянно чего-то не хватает.

К данной категории можно отнести большую часть населения земного шара. Практически не существует людей, которые с детства не мечтают о чем-то, не строят планов. Но в отличие от победителей, редко кому из них удается увидеть исполнение своей мечты в полной мере. Например, мальчик всю жизнь мечтал стать пилотом международных авиалиний, но в итоге работает диспетчером в аэропорту.

Почему : Таким детям родители часто говорили: «Умей довольствоваться малым», «Не выделяйся из толпы», «Тебе не обязательно играть главную роль в спектакле» и т.д., и затем такие линии поведения прослеживаются в жизни, как повторяющиеся сценарии. То есть человек следует заложенной с детства истине: заниматься своим делом, но не выходить за рамки.

3. Неуспешный.

Для таких людей все сценарии отношений сводятся к одному: вечный проигрыш. Даже если неуспешному и удается достичь успеха в какой-либо сфере, он считает это нелепой случайностью, и готовится к худшему, принижая свои заслуги. Неуспешные люди вполне способны занимать высокие должности, но их проблема — внутреннее несоответствие с занимаемой успешной позицией в силу убеждения, что он этого не достоин.

Почему: Большая часть неуспешных людей были лишены в детстве родительской поддержки, выросли в неблагополучных семьях, часто сравнивали себя с окружающими и чувствовали себя хуже, отсюда сформировалась низкая самооценка, с которой бороться приходится на протяжении всей жизни.

Как можно видеть из подобных исследований, все повторяющиеся сценарии связаны с заложенными в детстве истинами и привязанностями к родителям.

Типы привязанности и сценарии отношений

Взрослых людей формируется в детстве в виде создания жизненного сценария, который впоследствии распространяется на всю нашу последующую жизнь. В зависимости от эмоций, заботы и внимания, которые получает ребенок от родителей, изменяется его отношение к партнерам: он либо строит успешные личные отношения, либо подсознательно старается избежать близости.

1. Безопасность и спокойствие в отношениях

Основной страх, с которым все мы сталкивались в детстве — боязнь одиночества. Когда родители рядом, ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. И если он получает достаточную эмоциональную поддержку от родителей, то момент их отсутствия переживает спокойно, и радуется, когда они возвращаются.

2. Тревожные отношения

Это второй тип привязанности, который идет из детства. Когда маме приходилось уходить по делам и хотя бы ненадолго оставить ребенка одного, на подсознательном уровне он воспринимал это, как отвержение. Между ребенком и родителями не было постоянного контакта, и в эмоциональном плане это могло выражаться в чувстве тревожности, плаче, и даже истерике.

В итоге : У такого человека часто вырабатывается тревожный комплекс, сопровождающийся упреками: «Ты меня не любишь», «Я для тебя пустое место» и т.д. Причина кроется в отсутствии подтверждений родительской любви в детском возрасте, перекочевавшая во взрослую жизнь в виде того же страха быть ненужным.

3. Отстраненные отношения

Этот тип привязанности можно обозначить и как стремление избежать близости. Это полная противоположность двух предыдущих типов. В детстве с родителями имеет минимальную эмоциональную связь. Уход матери воспринимает спокойно, равно как и возвращение.

В итоге : На первый взгляд, такой тип личности может казаться спокойным и уравновешенным, но это далеко не так. Страх быть отверженным скрыт очень глубоко, и кажущееся равнодушие ко всем и вся является лишь защитной реакцией. Такой ребенок, став взрослым выбирает вообще не строить отношений, чтобы не оказаться раненным. Он избегает любой близости и глубоких эмоциональных связей.

4. Дезорганизованная привязанность

Такой тип привязанности, пожалуй, наиболее сложен. Если в предыдущих случаях всё более-менее понятно, то здесь человек зачастую сам не знает, чего от себя ожидать. В детстве он то слепо требует материнской любви, то резко отталкивает ее. Это объясняется одновременной потребностью в близких отношениях и страхом быть отвергнутым.

В итоге : С одной стороны, такому человеку хочется с головой броситься в отношения, посвятить себя любимому человеку и самому быть любимым. С другой стороны, он постоянно чего-то боится и сохраняет дистанцию, оставляя для себя пути отступления. Самый сложный тип людей, потому что сами не могут определить свои желания и не способны контролировать эмоции. Все сигналы, которые он подает партнеру, с большой долей вероятности будут истолкованы неверно, так как верного истолкования просто нет.

Что делать с повторяющимися сценариями в отношениях

Если вы осознали, что за вами постоянно идет из детства шлейф неудач, обид и переживаний, это не повод разочароваться в попытках все изменить. Осознав причину неудач в отношениях, вы можете приступить к изменению тех жизненных сценариев, которые идут из детства и мешают вашим отношениям. И поскольку это глубокая и серьезная проблема, начните , который сможет трансформировать ваше отношение к себе, к жизни и близким людям и избавит вас от страхов.

Каким бы сложным ни было наше детство, важно не зацикливаться на прошлом и не выносить из него травмирующие нас события. Так мы только расходуем свою жизненную энергию, которую могли бы потратить на созидание, а не на разрушение желаемого будущего.

Сценарий праздника « Взрослые и дети»

Подготовила: Макарова Е.Г.

  1. В нашем классе – праздник славный
  2. Думаю, что нет его важней.
    Здесь сегодня ваши папы, мамы.
    Есть ли кто-нибудь на свете
    Ближе и родней.

Всех, кого люблю я

И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале

Учитель. Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье.
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он спросил старца, главу семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Тогда старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово “понимание”.

Учитель: Как же ребята представляют себя в роли взрослых?

Ученик.


И скажут мои детки: “Нельзя ли погулять?”
“А час какой? Девятый? Пожалуй, поздновато,
А ну, скажу, ребята, сейчас же марш в кровать!”
Когда я буду взрослым, я буду очень грозным.
И скажут мои детки: “Нельзя ли поиграть?”
Скажу: “Весь день играли? Коробку поломали?
Катушку потеряли? Сейчас же марш в кровать

Песня « Взрослые и дети»

  1. Живут на свете взрослые большие и серьёзные,

И им порою некогда заглянуть в окно

О мире рассуждают за стенами квартир,

И не замечают, как изменился мир.
Припев:
И поднимите на своё плечо,давайте, давайте
Все вместе поиграем,

Все вместе поиграем, и песенку споем.

2. Живут на свете милые весёлые ребята,
Смешные, шаловливые, как я или как ты.
О волшебстве и чуде читаем книжки мы...
Посмотрите все вокруг, как прекрасен мир!
ПРИПЕВ :
Давайте, давайте нас на руки возьмите
И поднимите на своё плечо, давайте, давайте
Все вместе поиграем,

Все вместе поиграем солнечным лучом
3. Живут на удивительной, загадочной планете
И взрослые родители, и маленькие мы
И если всей душою останемся как дети
Будет интереснее и краше станет мир!

Наша дружная семья

Целый день в разлуке:

Школа, музыка, друзья –

Места нет для скуки!

Только к вечеру в квартире

Собирается народ.

Мама - фея в этом мире,

Мы сидим, раскрывши рот!

Маму милую мою

Очень сильно я люблю.

Вместе с нею мы всегда:

И в жару и в холода,

И в работе и в веселье –

Неразлучны мы всегда.

Все мы маму обожаем.

Ужин полностью съедаем.

Чтоб её не утомлять,

Быстренько ложимся спить.

Мамочка любимая,

Ты добрая и милая,

Заботливая, ласковая,

Ты самая прекрасная!

Как выразить заветное словами,

Любимой, самой лучшей моей маме.

Я к ней прижмусь и обниму.

Она поймёт, как я её люблю.

Песня про маму

Мамочка милая, мамочка добрая,

Я о тебе спою, мамочку добрую,

Мамочку славную, очень я люблю.

Припев :

Мама, мама - самый лучший друг

Понимает мама всех людей вокруг.

Мама все простит, мама все поймет,

И на помощь мама вовремя придет

Мамочка ласточка, мамочка ягодка

Чудный подснежник мой

Утро ты свежее, облако нежное

Я, я всегда с тобой.

А как же ребята помогают своим мамам?

Сценка “ВСЁ В ПОРЯДКЕ”

– Мама приходит с работы,

Мама снимает боты

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом

– Был на квартиру налёт?

–Нет.

– К нам заходил бегемот?

–Нет.

– Может быть, дом не наш?

–Наш.

Может не наш этаж?

–Наш. Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

– Значит, это не обвал?

– Нет.

– Слон у нас не танцевал?

– Нет.

– Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась.

Сценка “ПОМОЩНИК”

– Миша, сбегай к тёте Оле,

попроси немного соли.

– Соли?

– Соли.

– Я сейчас!

– Ох, и долог Мишин час!

Ну, явился, наконец!

Где ты бродишь, сорванец?

– Встретил Сашку и Сережку…

– Что ж потом?

– Искали кошку.

– А потом?

– Потом – нашли.

– А потом?

– На пруд пошли.

– А потом?

– Поймали щуку.

Еле вытащили злюку!

– Щуку?

– Щуку.

– Но, позволь, а где же соль?

– Какая соль?!!и.

ВЕДУЩИЙ:
Есть в квартире нашей
Девочка Наташа,
Мама ей в коробке
Принесла конфет.
И сказала строго:

МАМА:
Съешь сейчас немного.
Остальные завтра!
Положи в буфет.

ВЕДУЩИЙ:
А Наташа села,
Все конфеты съела,
Съела и смеется:

НАТАША:
Мама, не ругай!
Я не позабыла.
Помнишь, ты учила:
"Никогда на завтра
Дел не оставляй

Папы с мамами – при деле,

Где взять время для детей?

На работу и с работы,

В магазин ещё поспей.

Кто же с нами погуляет,

Колыбельную споёт?

Наша бабушка родная

Наше детство бережёт.

Кто нас меньше всех ругает?

Кто нам пироги печёт?

Кто нас в школу провожает,

А потом из школы ждёт?

Ну конечно, это самый,

Самый лучший человек.

Пусть головушка седая,

Ты бабуля лучше всех.

У неё всегда есть время,

Чтобы сказку рассказать

И с внучатами со всеми

Порезвиться, поиграть.

Кто же нам котлет нажарит

И заполнит наш досуг?

Это бабушка родная,

Самый верный в мире друг.

Песня про бабушку .

С бабушкой мы буквы в книжках разбираем,


Потому что бабушка, потому что бабушка - лучшая подружка...

Любим мы попрыгать, любим мы побегать,
И, конечно, любим вкусно пообедать,
Всех мы удивляем нашим аппетитом,
Потому что бабушка, потому что бабушка – повар знаменитый
Потому что бабушка, потому что бабушка – повар знаменитый

Если мы случайно встретимся с ангиной
Мы лечиться будем медом и малиной
И пройдет ангина даже без компресса
Потому что бабушка, потому что бабушка лучше, чем профессор
Потому что бабушка, потому что бабушка, чем профессор

С бабушкой мы буквы в книжках разбираем,
С ней играем в куклы и в футбол играем.
Все свои секреты шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка, потому что бабушка - лучшая подружка...
Потому что бабушка, потому что бабушка - лучшая подружка

У папы работа!

У папы забота!

И некогда с нами

ему поиграть.

А мы его любим!

А мы его ждём!

Но если наш папа

берёт выходной,

Как здорово с ним,

Он такой заводной!

Учитель:

Шли мы в школу, дождик капал,
И сказал мне Паша вдруг:

Мальчик:

Папа мой – не просто папа, –
Он мне самый лучший друг!
Мы с ним маме помогаем,
Пол паркетный натираем!
Свет погас – все сразу тут
Папу нашего зовут.
Он приёмник тёте Клаше,
Старенькой соседке нашей,
Починил, потом помог
На двери сменить замок!
Во дворе качели – мостик
Сделал папа для ребят.
“Золотые руки просто!” –
Все соседи говорят

Песня про папу

Давным-давно известно -
У каждого друзья.
Без них неинтересно,
Без них никак нельзя.
Сосед имеет друга,
А с ним и вся семья.
А мне дороже папа,
Мы с папою друзья!

Припев:
Мой папа хороший!
На папу очень-очень я похожа.
Он сильный и смелый,
Находчивый, веселый и умелый.

Бабуля мне подружка,
А мама - идеал.
В квартире всем известно -
Она наш генерал.
А папа - просто папа,
Зато он лучше всех.
Когда мой папа дома -
Всегда в квартире смех.

Припев.

Дорогие наши мамы, папы!

Мы и сами признаем,

Что, конечно, не всегда мы

Хорошо себя ведем.

Мы вас очень, очень любим!

Будем добрыми расти.

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести.

Мусор вынести – пустяк!

Обувь вымыть?

Между прочим,

Не такой уж и напряг!

А горяченькой водичкой

Мыть посуду – красота!

В детский садик за сестричкой

Брату сбегать – простота

И вам, родные мы желаем,

Чтоб обходила вас беда.

И поселится к нам счастье

Под крышу дома навсегда.


света лаптий
Сценарий праздника «Неразлучные друзья-взрослые и дети»

Сценарий праздника

«Неразлучные друзья – взрослые

и дети »

(спортивный праздник

с родителями подготовительной группы)

Разработала :

воспитатель первой квалифицированной категории

Лаптий Светлана Анатольевна

МБДОУ Д/с №23

Станица Петровская

Цель : Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи, сплотить детей и родителей.

Задачи :

Образовательные :

Формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей;

Создать участникам, болельщикам и гостям хорошее настроение, высокий эмоциональный подъем;

Доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно – игровой деятельности;

Актуализация навыков выразительного чтения;

Отрабатывание синхронности исполнения движений в танцах.

Развивающие :

Развивать физические качества : силу, быстроту, выносливость, ловкость, сноровку;

Развивать умение действовать сообща;

Развивать артистические и музыкальные способности у детей.

Воспитательные :

Воспитывать умение быть организованным, поддерживать дружеские отношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать чувство гордости за свою семью;

создать доброжелательную эмоциональную атмосферу между детьми и родителями.

Оборудование : музыкальный центр; 2детских ведерка, 2 удочки, рыбки на магнитах; гимнастические палки, 2 ведра; скакалки; мячи; косынки; игрушки.

Примерно за 2 недели до начала праздника , семейным парам предлагается придумать название своей команды, девиз, приготовить эмблему, единую форму. Для создания характеристики семьи накануне праздника задавались вопросы папе, маме и их детям : о чем мечтает, что любит больше всего, любимое блюдо, хочет стать Президентом и т. д.)

Под спортивный марш дети заходят в зал , делают перестроения и садятся на стульчики.

Ведущая. Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаем.

Давно мы вас ждем – поджидаем,

Праздник без вас не начинаем .

Приветствует садик веселых гостей,

От теплых улыбок в нашем зале светлей.

Оставили папы сегодня работу.

И мамы забыли большие заботы,

Обули кроссовки, и взяв малышей,

Пришли на праздник сегодня скорей .

И с гордостью каждый сможет сказать,

Что ближе семьи никого не сыскать!

Любителям спорта наше - ура!

Сегодня мы вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те дружные семьи, которые рискнули принять участие в конкурсах. Чтоб страна была сильна, надо… чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Да!

Игра со зрителями «Дождь»

Когда я скажу :

- «Упала одна капля» - вы хлопаете в ладоши один раз;

- «Упало две капли» - два раза;

- «Упало три капли» - три раза;

- «Пошёл дождь» - просто хлопаете в ладоши

- «Дождь усиливается, усиливается, пошёл сильный ливень» - сильные хлопки.

Ну, что, попробуем?

Ведущая. Вот такими бурными аплодисментами и встречайте наших участников.

(Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» в зал входят семейные команды.)

Ведущая. На нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи. Поприветствуем их! (Характеристика каждой семьи)

Семья Ижболдиных :

Папа Миша – в настоящее время работает не только на пользу государства, но и работает у себя на огороде, набирается опыта по выращиванию овощей и фруктов, поэтому мечтает разбогатеть и сделать так, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Считает, что сделал в жизни хорошее – так как построил дом. Своей семье хочет показать весь мир. Любит машины, увлекается гонками, в частности – «Формулой 1» , смотрит ее по телевизору. К спорту относится 50 на 50. О том, какие качества жены нравятся - говорит, да все.

Мама Анастасия – по жизни веселая, активная, любознательная, имеет диплом музыканта оркестра, но так как симфонический оркестр далеко от нас, решила стать дизайнером ногтей и работать пошла в парикмахерскую, потому что любимое увлечение у мамы Насти – наводить красоту людям. А вот больше всего любит мама Настя - это лениться, ведь иногда хочется ничего не делать. О своем муже Михаиле Анастасия отзывается хорошо, говорит, что он ответственный и любящий. А вот мечтает Настя, как и все мы, женщины, о богатстве.

Тимофей – в свободное время любит играть в компьютер, а иногда еще помогает маме мыть посуду. Любимое блюдо, что готовит мама – каша манная, а папино блюдо любимое покруче – это салат из капусты, макарон и огурцов, и еще много чего там есть. Как и все дети – сладкоежка , на вопрос

пауком, потому что «нравится им быть» . А вот президентом стать не хочет, потому что со слов Тимоши «это очень сложно и дом высокий у него, а я боюсь высоты» . На вопрос : «какие твои родители» - ответил : рабочие, когда я балуюсь – злые, а если слушаюсь, то добрые и качают мне игры.

Семья Мищенко :

Папа Ваня – любит спорт с детства, поэтому и работает в спортивной школе тренером по футболу; мечтает, чтобы сын стал профессиональным футболистом. Кроме игры в футбол любимое занятие – рыбалка. Считает, что в жизни сделал много хорошего : заимел семью, детей, спас мужчину от гибели. Для своей семьи готов сделать все, что угодно. О своей жене отзывается очень хорошо и говорит, что все в ней устраивает.

Мама Наташа – работает продавцом в магазине «Юлия» , хотя дипломированный агроном-плодоовощевод, решила диплом применять только у себя дома на своем огороде. По жизни добрая, жизнерадостная и очень веселая , так как любит петь, отдыхать на природе, а рыбалку просто обожает; плетение из бисера и рисование считает своим увлечением. Мечта у Натальи очень актуальна в данное время : она мечтает, чтобы не было войны. О своем муже Наталья говорит так : все, какие есть эпитеты и сравнения – это он, наш папа, он у нас – Золото.

Владик – хочет стать, конечно же, тренером по футболу, потому что нравится футбол и папа часто берет на тренировки. В свободное время играет в компьютер и с игрушками. Любимое блюдо, что готовит мама – пюре, а папа готовит вкусный омлет, который обожает. Любит шоколадки, cъел бы и больше 10, делиться, если надо, то будет. Родители у меня веселые, сказал Владик, но иногда ругают нас с сестрой. А вот президентом стать не хочет, потому что скучно просто сидеть и командовать народом.

Вот такие у нас семьи. И неважно, кто победит в этом состязании, главное, чтобы мы почувствовали атмосферу праздника . Пусть девизом нашей сегодняшней встречи станут простые слова : «!»

Все участники дают клятву.

Ведущая. Мы, участники соревнований, торжественно клянёмся :

Участвовать в этих соревнованиях, соблюдая правила, по которым они проходят, уважая заведомо слабого соперника…

Все семьи : Клянёмся!

Бежать только в указанном направлении – шаг вправо, шаг влево считается попыткой к бегству.

Все семьи : Клянёмся!

Соблюдать олимпийский девиз,Быстрее, выше, сильнее!”, что значит : быстрее ветра не бежать, выше крыши не прыгать, сильнее соперника судью не бить.

Все семьи : Клянёмся!

Громче болельщиков не кричать, кроссовками в них не кидать.

Все семьи : Клянёмся!

Соревноваться в истинно спортивном духе во славу спорта и во имя чести своей команды.

Все семьи : Клянёмся!

Ведущая. Сегодня для жюри будет нелегкая работа, но я думаю, что члены жюри будут справедливо оценивать все конкурсы. В жюри я приглашаю : заведующего Ирину Львовну, старшую медсестру Наталию Александровну, воспитателя средней группы Людмилу Николаевну.

Ведущая. Родители такой народ,

На занятость спешат сослаться,

А всем ведь надо спортом заниматься.

Но чтобы ставить всем рекорды

И о болезнях забывать –

Над взрослыми в вопросах спорта

Решили дети шефство взять .

Ребенок. Праздник наш сегодня не простой –

Будем веселиться всей семьей.

Ловкость и таланты вам покажем,

Мамы, папы выступают даже.

Надо нам сдержать свое волнение,

Чтоб отличным было выступление

Пусть команда победит любая –

Дружба наша крепкая такая.

Ребенок. Мамы, папы дорогие!

Знаем, что забот у вас не счесть,

Но сегодня вам докажем,

Что не зря у вас мы есть.

Ваши дочки и сыночки

Очень любят пап и мам.

Пусть от нашей дружбы крепкой

Станет легче в жизни вам!

Ведущая. Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки!

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать!

Дети , к зарядке готовы?

Дети : Готовы!

«Зарядка» под музыку.

Дети читают стихи :

1. Приглашаем всех сейчас.

Праздник спорта и здоровья

Начинается у нас!

Наши мамы, наши папы

На старте вместе с нами!

2. Пусть праздник звезды зажигает ,

Пусть в нашем саду все узнают,

Какие звездные команды

У нас сегодня выступают!

3. Все хотят соревноваться

Пошутить и посмеяться

Силу, ловкость показать,

И сноровку доказать!

4. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды,

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно.

5. Так хочется, чтоб чаще были вместе

родители и дети-

Тогда всем будет лучше жить на белом свете.

6. Хоть и не слушаем вас иногда, дорогие родители,

Мы вас любим всегда, и хотим всегда без сомнения

Видеть вас в хорошем настроении.

7. Как много собралось в этом зале и родителей и детей.

Целый год ребята ждали важных почётных гостей.

Ведущая. Сегодня наш праздник пройдет в 2 тура . Итак, мы начинаем 1 тур – спортивный, где участвовать будут взрослые и дети – наши команды :

Команда Ижболдиных команда Мищенко (Произносят название команды, девиз)

1.«Разминка» - так называется первая эстафета, во время которой всем членам команды предстоит по очереди добежать до модуля, на котором находятся эмблемы «мама» , «папа» , «я» , надеть соответствующую эмблему, обежать модуль и вернуться на линию старта.

2. «Бег с эстафетной палочкой»

Команды выстраиваются в колонну по одному. По сигналу ребёнок с эстафетной палочкой бежит до стойки, оббегает её и возвращается. Передает эстафету маме, мама – папе.

3. Конкурс «Уборка» (конкурс для мам) .

По залу рассыпается,мусор” (кубики, теннисные шарики, мячики, по сигналу мамы надевают халаты, завязывают на голове косынки, берут в руки совки и веники и собирают,мусор” в ведро. Побеждает мама, собравшая большее количество предметов.

Ведущая. А у нас музыкальная пауза.

4. Конкурс «Рыбки»

Ведущая. К праздничному столу каждому члену команды нужно наловить рыбу удочкой, принести ее в свое ведро и удочку передать следующему члену команды. Чья команда справится первой. Какая семья самая ловкая.

5. «Морской волк»

Ведущая. Настоящий мореплаватель за свою долгую службу не раз попробовал, какая на вкус морская вода. Вам же мы предлагаем стакан

вкусного сока и три соломинки. Чья команда быстрее выпьет сок из своего стакана через соломинки, тот и победит в этом конкурсе. Но пить нужно сразу всем членам команды.

6. «Лягушка путешественница» . Команде дается шест (гимнастическая палка) . Ребенок цепляется на шесте, родители, берутся за концы шеста, и

таким образом, преодолев дистанцию возвращаясь на место. Команда, которая прибежала быстрее получает бал.

Ведущая. А пока команды отдыхают, Полина Мороз прочтет шуточное стихотворение о спортивной семье.

Спорт в нашей жизни значит немало.

С детства твердила об этом мне мама.

В нашей семье мы со спортом дружны.

Нам состязания очень нужны.

Вышел папа на ковер.

Он, конечно, не боксер.

Но когда ударил правой,

Зал взорвался криком : "Браво!"

Папа, что ты натворил!

Ты жюри все завалил!

Бабушка взялась за гири.

Репортаж в прямом эфире.

Пусть завидует Ван Дамм!

Сто пятнадцать килограмм

Поднимает без усилий.

Не сыскать ей равных в мире.

Вышел дедушка вперед -

Расступился весь народ.

Старикам у нас дорога.

Старикам у нас почет!

Дед разбег покруче взял -

Перепрыгнул через зал.

Все, кто это наблюдали,

Прямо с мест повыпадали.

Тут и маму запустили.

Наша мама в вольном стиле

На скакалке скачет ловко.

Вот что значит тренировка!

Доскакала бы до ста.

Не устаю повторять я упрямо,

То, что с пеленок внушала мне мама.

Будете спортом всерьез заниматься,

Нечего будет в жизни бояться.

Ведущая. Ну, что ж, конкурсы продолжаются и сейчас конкурс для капитанов.

7. «Кто быстрей вытащит скакалку из-под стула» . Капитаны бегают вокруг двух стульев, под которыми лежат скакалки. По окончании музыки надо сесть на стул и вытащить скакалку. Кто первый.

8. «Передай мяч» . Участвуют дети и взрослые .

Дети стоят в колонне друг за другом, ноги широко расставлены. Необходимо прокатить мяч между ног, последний игрок ловит мяч, бежит, встаёт впереди колонны и передает мяч снова. И так до куба, на котором стоит флажок.

9. «Семейная эстафета» . По сигналу папа бежит к кубу надевает кепку, возвращается бегом к маме, передает эстафету. Мама, бежит, повязывает косынку, возвращается. Мама и папа делают «стульчик» из рук, куда садится ребенок, и все вместе бегут к кубу. Ребенок берет игрушку - свисток и возвращаются на линию «старт» , где ребенок подает сигнал свистком, они закончили эстафету.

Ведущая. Кто же станет победителем в наших соревнованиях, мы узнаем чуть позже.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели :

Великое чудо - семья!

Храните ее, ведь нет в жизни важнее цели.

Ведущая. Итак, наш спортивный праздник завершен ,

А в жюри итог еще не подведен.

Не ошибиться им желаем,

А мы пока немного потанцуем!

Танец : ___

Ведущая. Прошу наши спортивные семьи пока пройти и занять места в зале, а мы переходим ко 2 туру нашего праздника . Жюри у нас остается в том же составе, работаем так же, по пятибалльной системе. Да, работы у него много сегодня. Ну, что ж, продолжаем.

Ведущая. Совсем недавно мы с вами выбирали Мисс детского сада. Девочки готовили красивые наряды, шляпки, читали стихи, пели и танцевали. А сегодня на сцену выйдут шесть настоящих парней, которые будут бороться за звание «Мистер детского сада» .

Сегодня моей помощницей будет Сирота Даша, и мы вместе с ней проведем несколько конкурсов для мальчиков, чтобы узнать, кто же из них станет Мини-Мистер детского сада!

Даша С. Итак, встречайте наших конкурсантов : Афанасьев Ваня, Мищенко Владик, Шелуха Семен, Сирота Виталик, Мкртумян Марат, Карташов Данил.

Ведущая. Первый конкурс - «Визитная карточка» .

Каждый участник немного расскажет о себе. (Мальчики поочередно выходят и рассказывают о себе : чем любят заниматься, о чем мечтают, где живут, любимые игры и т. д.)

Даша С. А сейчас у нас танцевальный конкурс – танец «Рок-н-ролл» , где помогать мальчикам - конкурсантам будут девочки.

Ведущая. Следующий конкурс - поэтический, он называется : «Я люблю Россию» .Мальчики прочтут стихи о Родине, о Кубани, которые искали и выбирали всей семьей.

Ведущая. Домашнее задание для мальчиков было следующее – изготовить вместе с папами кормушки для птиц. Просим жюри осмотреть работы и оценить их в баллах.

Даша С. Какие молодцы папы и мальчики, оказываются они у нас умельцы.

Ведущая. Да, Дашенька, и папы и наши мальчики большие молодцы. Аплодисменты им! Теперь мы обязательно повесим эти замечательные скворечники в нашем детском саду. И надеемся, что в них заселятся скоро птички. Вот и закончилась наша конкурсная программа. Все наши мальчики показали себя настоящими джентльменами, а кто из них достоин почетного звания «Мистер детского сада» , мы скоро узнаем.

Даша С. А пока жюри подсчитывает окончательные результаты, я предлагаю вам посмотреть танец наших детей.

Ведущая. Прошу семейные команды построиться. Наступил волнительный момент, пришла пора узнать семью-победительницу праздничного спортивного соревнования под названьем «Неразлучные друзья – взрослые и дети » .

Слово предоставляется председателю жюри. (Награждение грамотами, подарками и призами)

Ведущая. Вот и подошел к концу наш спортивный праздник .

Пусть вам семейные старты запомнятся,

Пусть все невзгоды пройдут стороной,

Пусть все желания ваши исполнятся,

А физкультура станет родной!

Даша С. А теперь наше жюри объявит результаты конкурса «Мистер детского сада» и мы с вами узнаем победителя. (Награждение мальчиков) .

Даша С. Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть.

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.

Всем сегодня пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

Ведущая. И вот итоги подвели,

Какие не были б они,

Пускай спортивные дороги

Здоровьем наполняют дни.

Пусть юность, дружба, спорт и мир

Всегда шагают с нами рядом.

Кого мир спорта закружил,

Тот смотрит дружелюбным взглядом.

Сегодня стали мы сильнее.

Сегодня стали мы дружнее.

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущая. Принимайте от вокальной группы «Горошинки» в подарок эту песню___ .

(Играет веселая музыка, команды и дети уходят )