Какие предложения содержат страдательные причастия. Что такое страдательное причастие в русском языке

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

Школьники и студенты лингвистических специальностей должны уметь определять вид каждой части речи. Причастие не является исключением. Чтобы не допустить ошибки, воспользуйтесь нашими советами. Простой алгоритм поможет вам быстро определить правильный вид.

Важно знать, что причастие состоит из элементов нескольких частей речи – глагола и прилагательного. Оно происходит от глагола, но отвечает на вопросы прилагательного. К примеру, возьмем глагол «читать». Причастие в этом случае будет отвечать на вопросы: «какой?», «что делающий?», «что сделавший?» и т. д. – «читающий». Для определения основных видов причастия существует несколько способов: стандартный, по форме слова и по суффиксу. Чтобы не запутаться, разберем каждый из них по отдельности. В конце подробнее рассмотрим другие виды этой части речи (совершенное и несовершенное). Стандартный способ. Основные виды причастия – страдательное (СП) и действительное (ДП). Объект может делать что-либо, но действие может происходить и с ним самим. ДП будет отвечать на вопрос – «что делавший?», «что делающий?», страдательный – «что делаемый?». Примеры:
  • ДП: решающий – человек, который решает задачу;
  • СП: решаемая – задача решается человеком.
По форме. У СП может получиться две формы слова – полная и сокращенная, например, «читаемая – читаема». У ДП может быть только полная форма, например, «бегущий». Это слово невозможно сократить из-за нарушения правил языковых норм. Оно просто отсутствует в русском языке.


По суффиксу. ДП и СП наделены конкретными суффиксами. Эти примеры помогут вам понять, какие суффиксы соответствуют определенным видам:
  • ДП настоящего времени – ущ, ющ, ащ, ящ (идущий, влияющий, строящийся, дрожащий);
  • ДП прошедшего времени – вш, ш (написавший, пришедший, заходивший);
  • СП настоящего времени – ем, ом, им (изучаемый, движимый, несомый);
  • СП прошедшего времени – н, т (занятый, образованный).
Другие виды причастия. Помимо основных видов, эта часть речи может быть совершенной и несовершенной. Совершенное причастие обозначает целостный и завершенный акт, вне зависимости от того, в каком времени он происходит. Отвечает на вопрос «что сделав?». Несовершенное причастие обозначает повторные, последующие или предшествующие незавершенные действия. Отвечает на вопросы «что делав?», «что делая?». Вы можете определить эти виды причастия и по глаголам. Отделите глагол от причастия. Если он отвечает на вопрос «что делать?» – это несовершенный вид, а если на «что сделать?» – совершенный. Обратите внимание, что в первом случае в начале вопроса отсутствует буква «с», во втором – присутствует.
  • Совершенный вид: прочитавший – человек, который прочитал книгу;
  • Несовершенный вид: читавший – человек, который читал книгу.


Дополнение. Чтобы проверить себя, используйте простейший способ. Сначала определите глагол, от которого произошло причастие, и запишите его. Затем придумайте любое подходящее по смыслу словосочетание с этим глаголом. Теперь подумайте, объект совершает какое-либо действие или кто-то совершает действие с ним? Когда найдете верный ответ, запишите правильный вид причастия. Вы можете использовать весь алгоритм, если вам так удобнее.


Чтобы быстро запомнить правила, создайте таблицу со способами определения причастия. Найдите собственные примеры и впишите их в таблицу. Тогда вам будет гораздо проще ориентироваться. К тому же во время записывания правил происходит хорошее запоминание. Позже вы научитесь определять правильный вид причастия автоматически.

Причастие - это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?что делающий, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

К признакам глагола относятся

Вид (СВ и НСВ),

Переходность (признак актуален для действительных причастий),

Возвратность,

Время (настоящее и прошедшее).

Залог (действительный и страдательный).

В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.:Рабочие строят дом - Дом строится рабочими) - см. возвратность глагола.

К признакам прилагательного относятся

Падеж (у полных причастий),

Полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия - только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени - ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия - действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия - действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму - действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов

Ущ-(-ющ-) для глаголов I спряжения: бег-ущ-ий, бега-ющ-ий,

Ащ-(-ящ-) для глаголов II спряжения: леж-ащ-ий, сто-ящ-ий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

Вш- для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный: чита-вш-ий,

Ш- для глаголов с основой на согласный: нёс-ш-ий.

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

Некоторые глаголы на -сти (вести, обрести) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут, основа прошедшего - обре-ла), ведший;

Глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий.

У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший, причём выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведённым правилом.

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса

Ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый,

Им- для глаголов II спряжения: хран-им-ый.

Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголовруководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).

Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.

Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый).

Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия:двигаемый и движимый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

Н(н)- от глаголов на -ать, -ять и -еть: прочита-нн-ый,

Ен(н)- от основ на согласный и -ить: унес-ённ-ый, построенный,

Т- от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголовполюбить, искать, брать.

У некоторых глаголов на -сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведённый, обретённый, спрядённый, украденный.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошопрода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо - письмо написано мною. Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- - прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении «пропускать воду» непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.

В системе современного русского языка раздел морфологии составляют достаточно большие группы слов, объединенных общими грамматическими признаками. Среди них можно выделить наиболее трудную - причастия. В чем заключается трудность? Ответ достаточно прост.

Его можно проиллюстрировать словами одного известного лингвиста Даля: «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Исходя из этой фразы, можно объяснить название, то есть имеющее отношение и к глаголу, и к прилагательному.

Это очень удобно, потому что причастие позволяет ярко выразить мысль, при этом выражаясь достаточно ясно и коротко. Что такое страдательное причастие, на какие вопросы отвечает, от каких глаголов образуется?

Страдательной называют причастную форму, которая имеет значение признака по действию, причем это действие обязательно должно совершаться над объектом. К ним можно задать те же вопросы, что и к прилагательному.

Страдательные причастия используются в речи как в полной, так и в краткой форме. В этом отношении они похожи на имена прилагательные.

Страдательные причастия прошедшего времени (СППВ - сокращение, общепринятое среди лингвистов) выражают значение признака по действию. Причем под влиянием названного действия оказывается определяемый объект.

В грамматике русского языка выделяют две группы причастий: страдательные и действительные. Страдательные причастия (СП) обычно называют признак предмета по действию. Причем этот предмет или объект испытывает действие на себе.

СППВ в русском языке можно образовать суффиксальным способом.

К СП можно задать такие же вопросы, что и к прилагательным. К полной форме можно задать вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? К кратким – Каков? Какова? Каковы? Каково?

  • Книга (какова?) прочитана.
  • Пирог (какой?) испеченный.

В русском языке есть «особенные» глаголы, основа которых никогда не станет производной для СП:

  1. Непереходные глаголы. От названной группы глаголов, вернее, от их основы, возможно образовывать только действительные причастия.
  2. Возвратность глагола. Если глагол возвратный, то от него невозможно образовать страдательные причастия прошедшего времени.
  3. От глаголов бить, писать, шить, мести не представляется возможности образовать СППВ.

Как найти краткое страдательное причастие

Чтобы найти в тексте СППВ в краткой форме, нужно следовать следующим правилам:

  1. Запомнить или записать признаки, отличающие причастие от других частей речи. В данной ситуации это значение части речи и аффиксы.
  2. Причастие всегда сочетает в себе глагольные признаки и показатели прилагательного.
  3. Суффиксы СП. Их необходимо заучить.
  4. Выполнить разбор предложения по ЦИОВО. Найти все определения и среди них выбрать такое, которое сочетает в себе признаки глагола и прилагательного.
  5. Запомнить прилагательные, которые образовались путем перехода из причастий. Например, моченые (яблоки); избитая (истина).

Если выполнять все шаги в указанном алгоритме, то достаточно просто обнаружить СП в предложении.

Интересен лингвистический термин «страдательное». От чего или из-за кого страдает? Это, конечно, шутка. А если серьезно, то ответ достаточно прост.

Страдательное - значит такое, когда действие направляется на предмет, но выполняет его кто-то другой.

В учебнике русского языка для 7 класса есть такой пример страдательного причастия: Кукла, одеваемая девочкой.

Причастие СППВ, так как кукла «страдает» от того, что делает с ней девочка.

Важно! Википедия содержит подробную статью на рассматриваемую тему. В ней дано определение этой части речи, описаны показатели СППВ. Достаточно много информации о СП, подробно описан механизм их возникновения с помощью аффиксов. Вот ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие_(лингвистика).

Суффиксы страдательных причастий

СП настоящего времени
образуются от основы глаголов, сочетающихся с сущ. в В. п. без предлога несов. в. и от основы глаг. наст. вр.
-ем-
-ом-
рису(ем) → рисуемый,
нести → нес(ем) → несомый
-им- Глагол д/б. 2 спр.:

ненавидеть → ненавид(им) → ненавидимый,
гнать → гон(им) → гонимый

делить→делимый

решить→решимый

СП прошедшего времени
образуются от перех. глаг. несов. в. и сов. в. от основы прошедш. вр. с помощью аффиксов:
-н(н)- Глаг. на -ать, -ять, -еть:

задержать → задержанный,
провертеть → проверченный,
обхаять → обхаянный

сметать → сметенный

велеть → веленный

перед -нн- :
слышать → слышанный,

В СППВ в краткой форме одна буква -н-:

Листья унесены ветром с асфальта.

Сочинение написано разборчиво.

Упражнение выполнено аккуратно.

В СППВ в полной форме (от глаг. сов. в.):

приготовить (гл. сов. в.) → приготовленный

принести → принесенный

приблизить→ приближенный

СППВ в полной форме образ. с помощью аффиксов -(ир)ова-, -ева:

механизировать → механизированный,
четвертовать → четвертованный

-ен(н)- от глаг., оканч. на -чь, -сти и -ить:

печь → печеный,
увезти → увезенный,
согрешить → согрешенный

свалить → сваленный

под ударением пиши е:

решенный,
сожженный

лишенный

испеченный

врученный

В СППВ в краткой форм одна буква Н:

Работа выполнена качественно и в срок.

В этой клинике гарантировано хорошее лечение.

Абитуриенту гарантировано поступление в институт на бюджетной основе, если он получит высокий балл на ЕГЭ.

В определенный период времени некоторые виды сельскохозяйственных работ были механизированы.

Ошибка при трактовке результатов экзаменов исключена.

Глаг. сов. в. От их основы в СППВ две буквы -нн-:

застелить → застеленный,
занавесить → занавешенный

пролечить → пролеченный

просветить → просвеченный

У СППВ есть приставка (кроме не-) - -нн-:

повесить → повешенный,
свалить → сваленный

Рядом с СППВ есть зависимое слово - -нн-:

Жаренный во фритюре картофель.
Но: жареный картофель.

-т- от глаг., оканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, и глаг., состоящих из одного слога:

ввернуть → ввернутый,
колоть → колотый,
замкнуть → замкнутый,
бить → битый

протянуть→протянутый

Важно! Причастия начали употребляться активно в русском языке в конце 17 – начале 18 века. О них писал еще М.В. Ломоносов, отмечая их удивительные свойства.

Полное страдательное причастие

СППВ в полной форме по внешним признакам похожи на имена прилагательные. Отличать их следует по значению. СППВ в полной форме всегда имеют значение признака по действию . Также СППВ в полной форме имеют такие грамматические признаки, как время и показатель вида. Они «унаследованы» ими от глаголов.

Вначале приведем примеры одиночных СП: заплетенная, разбитая, вышитая, размотанная, расхлябанная, украшенная, решенная.

Причастия, как страдательные, так и действительные, это поистине универсальная часть речи. Они украшают язык художественых произведений, делая ее яркой и образной.

Полезное видео