Классическая терминология. Бронирование билетов

МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»

Словарь французских терминов

классического танца

Подготовила: Глухова С.Ю.,

педагог высшей квалификационной

г. Орск, 2013

В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio - (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge - (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb - (апломб) устойчивость.

Arabesque - (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi - (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble - (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude - (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance - (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne - (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце - характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte - (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire - (балансуар) качели. Применяется в grand battement jete.

Batterie - (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus - (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de - (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de - (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement - (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu - (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu - (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe - (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe - (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe - (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu - (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole - (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Chain - (шен) цепочка.

Changement de pieds - (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse - (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de - (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas - (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe - (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru - (па курю) пробежка.

Croisee - (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee - (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie - (деми плие) полуприседание.

Developpee - (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous - (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee - (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee - (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite - (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors - (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase - (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant - (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat - (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis - (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre - (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement - (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice - (экзерсис) упражнение.

Flic-flac - (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette - (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer - (фермэ) закрывать.

Faille, pas - (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper - (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade - (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand - (гранд) большой.

Jete - (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace - (жетэ антрэлясэ) entrelacee - переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme - (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé - (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever - (левэ) поднимать.

Pas - (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions - (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux - (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios - (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre - (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe - (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit - (пти) маленький.

Petit battement - (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette - (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Plie - (плие) приседание.

Pointe - (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras - (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Preparation - (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve - (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent - (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse - (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre - (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air - (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal - (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute - (сотэ) прыжок на месте.

Simple - (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne - (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee - (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte - (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple - (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee - (сисон томбэ) прыжок с падением.

Soubresaut - (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque - (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu - (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi - (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous - (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie - (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.

Краткий словарь основных понятий хореографии

Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

Классическая школа танца - система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы - научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.

Устойчивость - умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость - основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.

Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.

Повтор - метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле-нию получаемых знании, навыков, умений.

Координация - сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).

Элевация (от франц. elevation - подъем, возвышение) - «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про-странстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

Ballon - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».

Держать крест - удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

Корпус - включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо ря-дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).

Опорная нога - так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.

Работающая нога - так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».

En dehors - (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.

Preparation - подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма подни-мается и сохраняет это положение на выдохе.

Затакт - (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».

Список литературы

1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. - 416 с.

4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. -Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. - 184 с.

8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энцикл., 1981. - 623 с.

9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. - Москва: ГИТИС, 2007. - 248 с.

12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. - 352 с.

13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. - Москва: Искусство, 1989. - 160 с.

14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и

15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. - Москва: Новое слово, 2004. - 111 с.

16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.

17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.

18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 78 с.

19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. - 128 с.

20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. - Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. - 256 с.

23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2004. - 400 с.

24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. - Москва: Медицина,1972.

25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.-метод.пособие / Т. Б. Нарская. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. - 384 с.

27. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 632 с.

28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. - Новосибирск, 1998. - 160 с.

30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.

31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. - Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 190 с.

32. Серебренников,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. - Новосибирск: Сова, 2006. - 300 с.

34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.

36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Т. 1. Балет. - Москва: ООО «Кордис - Медиа», 2003.

Прыжки (allegro)

Прыжки - наиболее трудный раздел урока классического танца. В первом классе прыжки изучают после того, как уже выработаны сила, эластичность и выворотность ног в dcmi pile, а также правильно поставлен корпус.

TEMPS LEVE SAUTE

Temps leve saute - прыжок с места.

Исходное положение - первая позиция, корпус подтянут, колени сильно вытянуты, руки в подготовительном положении, голова en face.

На раз и два ноги, усиливая выворотность, достигают в demi plie максимального сгиба голеностопного сустава, пятки плотно прижаты к полу, корпус прямой и подтянутый (во всех прыжках классического танца demi plie как перед прыжком, так и после выполняют строго по указанным правилам).

На и ноги сильно отталкиваются от пола, тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы и, сдерживая инерцию падения, фиксируют в воздухе первую позицию. На три и прыжок заканчивается в demi plie; ноги переходят с носка на всю стопу. На четыре колени, сохраняя выворотность, медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение (рис. 31).

Рис 31. Temps leve saute

Temps leve saute изучают в первой, второй и пятой позициях.

Примечание. В demi plie перед прыжком пятки должны быть особенно плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает совершенно недопустимое двойное plie и сообщает ногам силу в прыжке. Ноги в воздухе должны быть предельно натянуты, фиксируя позиции. Корпус в момент отрыва от пола подтянут и спокоен. Руки свободно и спокойно сохраняют правильное подготовительное положение.

Тщательное выполнение правил при temps leve saute в позициях - основа для всех прыжков классического танца.

Сначала temps leve saute изучают лицом к палке в первой позиции. Однако, исполняя прыжок, следует сохранять его самостоятельность, не упираясь руками в палку. Усвоив натянутость ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, упражнение переносят на середину зала.

Музыкальный размер 4/4. В музыке сочетаются два темпа: плавный - сопровождает demi plie, отрывистый, энергичный - подчеркивает прыжок.

Вначале temps leve saute исполняют на один такт. Впоследствии на один такт приходится два прыжка: на раз - demi plie, на и - прыжок, на два - demi plie, на и - прыжок, на три и - demi plie, на четыре - вытянуться в исходное положение.

CHANGEMENT DE PIEDS

Усвоив temps leve saute в позициях, следует перейти к изучению changement de pieds, то есть к прыжку в пятой позиции с переменой ног в воздухе.

На раз - demi plie. На и йоги сильно отталкиваются от пола и тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы. Голова поворачивается en face. Натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, меняются раскрываясь настолько, чтобы одна не задевала другую. На два и changement de pieds заканчивается в demi plie пятой позиции, левая нога впереди, голова поворачивается налево. На три и ноги вытягиваются, возвращаясь в исходное положение. На четыре исходное положение сохраняется, и changement de pieds повторяется с левой ноги.

Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.

Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на середину зала.

В demi plie перед changement de pieds пятки плотно прижаты к полу, корпус и руки в прыжке спокойны.

Музыкальный размер 4/4. Changement de pieds исполняют, как и temps leve saute: сначала - один прыжок на такт, затем - два прыжка на один такт.

PAS ЁСНАРРЁ НА ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ

Прыжок echappe - прыжок с просветом. Его изучают на вторую позицию, усвоив temps leve saute на второй и пятой позициях. Исходное положение - пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз - demi plie, голова поворачивается en face. На и йоги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую позицию в воздухе. На три предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются, заканчивая прыжок в demi plie пятой позиции - левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягиваются, и ёспаррё исполняется с левой ноги (рис. 32).

Рис. 32. Pas echappe

Примечание. Demi plie пятой и особенно второй позиции должно быть эластичным и непрерывным, пятки плотно прижаты к полу, при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного plie перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка. Корпус подтянут и спокоен, особенно в прыжке со второй позиции в пятую. Руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала ёспаррё изучают лицом к палке. Усвоив правильность и точность перехода из позиции в позицию во время прыжка, движение переносят на середину зала.

Музыкальный размер 4/4. В музыке, как и для предыдущих прыжков, сочетаются плавный и четкий темпы Echappe исполняется на один такт. В дальнейшем возможно исполнение - echappe также на такт 4/4, но начиная demi plie за тактом. Затакт - две восьмых. На первую восьмую - demi plie. На вторую восьмую - прыжок в пятой позиции. На раз demi plie на второй позиции, на и прыжок на второй позиции, на два три и колени вытягиваются. Четыре и - затакт к началу следующего echappe.

Pas assemble - собранный прыжок - более сложен, чем предыдущие прыжки. Поэтому его проходят, уже усвоив положение вытянутых в воздухе ног.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя всей стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в прыжке колено, подъем и пальцы. На два и обе ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются в воздухе в пятую позицию, правая нога впереди. Assemble заканчивается в demi plie пятой позиции, поворот головы направо. На три и колени медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение. На четыре положение сохраняется, после чего assemble исполняют с другой ноги (рис. 33).

Рис. 33. Pas assemble

Pas assemble в обратном направлении исполняют из пятой позиции, начиная движение ногой, стоящей впереди, и заканчивая его в пятую позицию назад.

Примечание. Обе ноги фиксируют пятую позицию в воздухе в момент прыжка, так как основа assemble - прыжок с двух ног на две. Нога, скользящая в сторону второй позиции, должна направляться точно по прямой. Прыжок заканчивается на месте, без продвижения вперед или назад. Пятки при исполнении assemble, как перед прыжком, так и после прыжка, плотно прижаты к полу. Корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют подготовительное положение, особенно избегая напряжения в момент прыжка.

Pas assemble начинают изучать лицом к палке, вскоре перенося его на середину зала. Длительное изучение assemble у палки лишает его самостоятельности.

Характер музыкального сопровождения тот же, что и в предыдущих прыжках. Музыкальный размер 4/4. Assemble исполняется на один такт. По. мере усвоения - на такт 2/4. На раз demi plie, на и - прыжок, на два - demi plie, на а - вытянуться и т. д.

Pas balance - раскачивающееся движение; развивает свободу и непринужденность координации всего тела.

Исходное положение - пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

За тактом на три demi plie в пятой позиции. На и левая нога, скользнув стопой по полу, открывается в сторону второй позиции, правая нога при этом вытягивается, руки, слегка приподнимаясь, раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево. На раз левая нога, удлиняя движение в сторону, переходит в demi plie, правая нога поднимается на cou-de-pied сзади, корпус, сохраняя ровность плеч и бедер, наклоняется налево, правая рука.закрывается в первую позицию, голова сохраняет поворот налево. На два правая нога, подменяя левую, переходит на полупальцы, левая слегка отделяется от пола, положение рук, корпуса и головы сохраняется. На три demi plie на

Левую ногу. На и правая нога через cou-de-pied сзади, скользнув по полу, открывается в сторону, левая нога вытягивается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, и pas balance исполняется с другой ноги.

Усвоив основные правила pas balance, его исполняют с руками в третьей позиции.

За тактом левая нога открывается в сторону второй позиции, руки раскрываются на вторую позицию. На раз demi plie на левой ноге, правая рука закрывается в третью позицию, левая - остается на второй позиции, голова сохраняет поворот налево. На три, в то время как правая нога вытягивается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию. На раз demi plie на правой ноге, левая рука закрывается со второй позиции в третью, правая рука остается на второй позиции, голова сохраняет поворот направо и т. д.

Примечание. Pas balance требует плавности исполнения, выворотности ног, правильных позиций рук и точных поворотов головы.

Pas balance сразу изучают на середине зала, но сначала девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения - вальс. Pas balance исполняют на один такт.

Sissonne simple - простой прыжок с двух ног на одну.

Исходное положение - пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз demi plie, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute, голова поворачивается en face: предельно натянутые ноги фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию падения, demi plie на левую ногу, правая принимает положение условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая - открывается на вторую позицию носком в пол и на четыре закрывается по правилам battement tendu в пятую позицию назад, голова поворачивается налево. Затем sissonne simple исполняют с левой ноги (рис. 34). Sissonne simple исполняют с положением ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.

Рис. 34. Sissonne simple

Вначале sissonne simple изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность обеих ног в момент окончания прыжка (принцип battement fondu). Корпус и руки спокойны, как и в других прыжках.

Впоследствии sissonne simple исполняют с прыжком assemble: сначала лицом к палке, потом на середине зала. После sissonne simple нога, находящаяся на условном cou-de-pied, опускается в demi plie пятой позиции и, скользнув стопой, посылается в сторону в прыжке assemble назад. После sissonne simple в обратном направлении следует прыжок assemble вперед.

Музыкальный размер 4/4. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и четкость прыжка. Sissonne simple исполняют на один такт.

Sissonne simple с assemble исполняют также на один такт. На раз - demi plie, на и - прыжок, на два - demi plie, на и три - assemble, на и четыре - вытянуться.

Исходное положение - пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивае en face. На и правая нога, скользя стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. На два и правая нога опускается в demi plie на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается направо. На три и правая нога вытягивается, левая, соединяясь с нею, опускается в пятую позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jete в обратном направлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.

Примечание. В pas jete нога скользит в сторону второй позиции точно по прямой (принцип battement tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения вперед или назад.

Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и после него, плотно прижаты к полу. Ноги в прыжке, особенно в момент его окончания, выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала jete изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность ног в окончании прыжка.

Музыкальный размер 4/4. Pas jete исполняется на один такт. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и отрывистый бросок прыжка.

Из книги Основы сценического движения автора Кох И Э

Из книги Основы классического танца автора Ваганова Агриппина Яковлевна

Из книги Пространство библиотеки: Библиотечная симфония автора Леонов Валерий Павлович

Allegro Moderato - Библиотека как метатекст Это некая поразительная эстафета, которая как бы предваряется универсальным опытом Баха (у которого взято всё основное): Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Вагнер, Малер, Шенберг, Берг, Веберн. Её можно представить себе как некоего

Из книги Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура автора Антонов Виктор Васильевич

Из книги автора

Под псевдонимом «Allegro» Об этой поэтессе, писавшей под звучным псевдонимом «Allegro», сегодня можно узнать главным образом из антологий, посвященных Серебряному веку (например, «Лирика русских поэтесс», 2004), хотя она выпустила несколько стихотворных сборников, ее стихи для

Из книги автора

Под псевдонимом «Allegro» Соловьев С.М. Воспоминания. М., 2003. С. 71–72.Белый А. Начало века. М., 1990. С. 150–154.Адресные книги Санкт-Петербурга за

Балет и хореография считаются одними из самых изящных и пленяющих своим великолепием видов искусства. Техникой восхищаются миллионы людей по всему миру. Английский писатель Джон Драйден назвал балет «поэзией ног». Российский поэт и сатирик Эмиль Кроткий именовал балет «оперой для глухих». А американский хореограф отметила, что «тело никогда не лжет».

Однако мало кто знает, из каких элементов состоит балет и на основе каких движений строится танец. В классическом существует огромное количество элементов: па, дивертисмент, арабеск, кордебалет, фэрмэ, фуэте, апломб и многие другие. Батман - это одно из важнейших хореографических движений. Давайте разберемся, что же он собой представляет.

Что такое батман?

Батман - это движение, основанное на поднятии, отведении или сгибании рабочей ноги. Происходит от французского слова Battements - «биение». Выполняя батман, танцор стоит на опорной ноге на полупальцах, пальцах или на всей стопе. Необходимо помнить, что батман - это основа техники классического танца.

Существует большое количество видов батмана, требующих особой техники выполнения. Рассмотрим некоторые из них.

Battement Tendu ("батман тандю")

Названия элемента - «напряженный, натянутый».

Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман - одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.

На русском произносится как "батман жетэ" (от фр. Jeter - «бросать, кидать»).

Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.

Grand Battement Jeté ("гран батман")

Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.

Battement relevé lent ("батман релеве лян")

Название происходит от французских слов: relever - «поднимать», lent - «неторопливый».

Вид батмана, осуществляющийся путем медленного подъема ноги на высоту 90 градусов и задержания ее в таком положении. Элемент является достаточно сложным для исполнения, так как требует хорошей тренированности мышц ног и туловища.

Battement frappé ("батман фрапэ")

Название происходит от французского frapper - «бить, ударять».

Выполняется за счет резкого сгибания рабочей ноги под углом 45 градусов и ее удара по голени опорной. Наряду с Battement Tendu, является основным видом батмана. При выполнении Battement frappé развивается аккуратность и четкость, необходимая танцорам балета.

Battement Fondu ("батман фондю")

Элемент назван французским словом fondre - «плавиться, таять».

Достаточно сложный вид батмана. Чаще всего выполняется из пятой позиции. Опорная нога сгибается до положения demi plie, а рабочая переходит в положение le cou-de-pied (подъем ноги). Затем осуществляется постепенное выпрямление обеих ног, при этом рабочая нога отводится или поднимается вперед, назад или в сторону. Упражнение выполняется у балетного станка. Хорошо развивает мышцы ног, пластичность и мягкость движений.

Battement soutenu ("батман сотеню")

Глагол soutenir переводится с французского как «поддерживать».

Более сложный вид батмана, основу которого составляет Battement Fondu. Для его выполнения сначала необходимо подняться на пальцы или полупальцы. А затем поставить рабочую ногу в положение le cou-de-pied и отвести рабочую ногу вперед, назад или в сторону. Также возможно ее поднятие на 25, 45 или 90 градусов; сгибание опорной ноги в колене и отклонение туловища. Рукой выполняется движение nuance («небольшой нюанс, оттенок»). После nuance рука переходит в положение первой и второй позиции. Движение руки выполняется одновременно с движениями ног. Таким образом, рука переходит в первую позицию при постановке рабочей ноги sur le cou-de-pied и раскрывается во вторую позицию при отведении или взмахе ноги.

В данной статье мы познакомились с основными видами важнейшего элемента в классическом танце. Стало понятно, что батман - это элемент, требующий аккуратности, точности и предельной концентрации танцора для его выполнения.

Терминология в балете

Эта страница - глоссарий.

Французская школа

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

Американская школа

Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получаестя с продвижением вперёд или в сторону.

  1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
  2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
  4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш - Ch

  • Pas de chat (движение кошки) - прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки. Исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) - выбрасывание ног вперед выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад

Э - E

  • Échappé - это прыжок, который с demi plié в пятой позиции, две ноги отталкиваются от пола и втягиваются (приклеиваются) друг к другу в воздухе (как и в движении soubresaut), затем открываются в воздухе во II (à la seconde)или IV (en quatrième) позицию при приземлении. Это движение исполняется на пальцах (sur pointes, движение relevé sur pointes). Движение Échappé battu начинается также, но после приземлении во второй или четвёртой позиции, вновь толчок, и ноги собираются в прыжке в пятой позиции. В начальных классах это движение помогает в подготовке к entrechat.

Направления в балетных школах

Классическая школа:

  1. Американская: Balanchine method
  2. Английская: Royal Ballet School и Royal Academy of Dance
  3. Датская Bournonville method
  4. Итальянская: Cecchetti method
  5. Кубинская: Alicia Alonso Method
  6. Русская: Vaganova method

Литература

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «Русский балет: Энциклопедия» - «Entrechat». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 548. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - «Brisé». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 545. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  4. Н.П.Базарова , В.П.Мей Азбука классического танца = учебно-методическое пособие . - 2-е изд. - Л. : "Искусство", 1983. - С. 159. - 207 с. - 25 000 экз.
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
  6. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  7. Описание Вагановой. См.также: «Русский балет: Энциклопедия» - «Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  8. Агриппина Ваганова Основы классического танца. - 5-е изд. - Л. : "Искусство", 16.05.1980. - С. 157. - 192 с. - 30 000 экз.
  9. Учебник А. Я. Вагановой впервые был издан в 1943 году и был переиздан 4 разаа. Изложенная в нём методика преподавания классического танца предназначается для учащихся и педагогов хореографических училищ

Grand [гранд] — с франц. большой. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).

Petit [пти] — с франц. малый. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).

Pas [Па] — движение или комбинация из движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Par terre [партер] — c франц. на полу. Термин, который применяется к движениям для обозначения положения рабочей ноги.

Preparation [препросьён] с франц. подготовка. Исполняется на вступление или конец музыкальной фразы для подготовки к основному упражнению или движению.

Aplomb [Апломб] дословный перевод с франц. отвесный. Характеризует устойчивость исполнителя.

Adagio [Адажио] с итал. медленно, тихо. Плавные, спокойные движения под медленный музыкальный темп.

À la seconde [А ля згонд] с франц. ко второй. Положение рабочей ноги в сторону на 90° или выше.

Allegro [Аллегро] с итал. весело. В хореографии словом Allegro [Аллегро] принято называть прыжковую часть урока.

Elevation [Элевация] с франц. подъем, возвышение. Способность танцовщика выполнять высокие прыжки с фиксацией позы.

Ballon [баллон] с франц. мяч, воздушный шар. Этим термином в хореографии называют умение «зависать» в воздухе, сохраняя позу. Этот навык бывает приобретенный и врожденный. Развивается баллон специальными упражнениями, заимствованными из акробатики.

En facé [ан фас] с франц. перед лицом, спереди, в лицо. Положение лицом к смотрящему, при котором «лицевая» часть головы, корпуса, ног обращена прямо к зрителю(первая точка). Во время работы с хореографическим станком, положение анфас может меняться: 1) бедра, плечи и лицо развернуты к станку, обе руки на палке; 2) боком к станку, положение анфас параллельно палке; 3) спиной к станку.

Épaulement [Эпальман] с франц. плечо. Разворот корпуса в диагональ (2 или 8 точку в пространстве).

Разделены на восемь частей (Рис. 1). Первая точка определяется исполнителем, лицом к зрителю (En facé [ан фас]). Вторая точка – разворот корпуса в диагональ (Épaulement [Эпальман]), вправо. Третья точка – разворот корпуса вправо, левым боком к зрителю. В каждую следующую точку корпус аналогично разворачивается вправо.

Double [Дубль] с франц. двойник, двойной. Удвоенное исполнение элемента в движении.

En dehors [Андеор] с франц. снаружи. Направление движения или поворота от себя или наружу.

En dedans [Андедан] с франц. внутрь. Направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация — соответствие и согласование всего тела.

Полупальцы –положение стоп(ы), когда вес тела остается на «подушечках» пальцев ног(и), а пятка максимально отрывается от пола. Еще говорят встать «на носочки».

Затакт – в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. В хореографии затакт – сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «И».