Комплекс игр и упражнений для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, дыхания на лексические темы. Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Особенности артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией

Особенности артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией.

выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед и др.

Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.

Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апракси и при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т. е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.

Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком нарушение звукопроизношения напоминает сложную дислалию. При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. В отличие от дислалии речь при стертой дизартрии еще имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Звуки, которые логопед поставил не автоматизируются, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии специалист ставит теми же способами, что и при дислалии, но процесс автоматизации поставленных звуков затягивается. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т. к. они произносят слова скандированно, т. е. по слогам.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно распределить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией (ФН). Часто логопеды занимаются с ними как с детьми с дислалией и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, становится очевидным, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Как правило, эти дети имеют хороший уровень речевого развития. Но многие из них испытывают трудности в усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.). Кроме этого, многие дети испытывают трудности в пространственной ориентации (схема тела, «внизу-вверху» и т. д.).

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Допускают ошибки в ответ на просьбу показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.).

Таким образом, у некоторых детей можно констатировать несформированность слуховых и произносительных дифференцировок звуков. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие дети испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.

Дефекты звукопроизношения являются стойкими и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дети этой группы со стертой дизартрией демонстрируют несформированность слуховых и произносительных дифференцировок. Показательным является игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи должны направляться на ПМПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.

Таким образом, дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

С фонетическими нарушениями;

С фонетико-фонематическим недоразвитием;

С общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

Развитие сенсорных функций;

Уточнение пространственных представлении;

Формирование конструктивного праксиса;

Развитие высших корковых функций - стереогноза;

Формирование тонких дифференцированных движений в руках;

Формирование познавательной деятельности;

Психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата относится к дизартрии. Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.

Минимально выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта (дизартрии).

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. Многие авторы описывают встречавшиеся при углубленном обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценных артикуляций, что приводит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе заключение - ПЭП (постнатальная энцефалопатия) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. (Е.М. Мастюкова).

Мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным (ПЭП) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

У детей со стертой дизартрией в связи с нарушением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики.

Во многих работах подчеркивается необходимость включать в коррекционную работу при стертой дизартрии развитие мелкой моторики рук.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.

В трудах Л.В. Лопатиной, Э.Я. Сизовой, Н.В. Серебряковой были освещены проблемы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах с дошкольниками со стертой дизартрией.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей со стертой дизартрией характерны:

Фонетические нарушения.

Фонематические нарушения.

Нарушение просодики.

Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

Расстройство общей моторики.

Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

Расстройство артикуляционной моторики.

Нарушение слоговой структуры слова.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, мелкой моторики пальцев рук, а так же проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1 этап - подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

Нормализация мышечного тонуса,

Нормализация моторики артикуляционного аппарата,

Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

Нормализация просодики.

Нормализация мелкой моторики рук.

2 этап - выработка новых произносительных умении и навыков

Направления:

Выработка основных артикуляционных укладов,

Определение последовательности работы над звуками,

Развитие фонематического слуха,

Постановка звука,

Автоматизация,

Дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3 этап - выработка коммуникативных умений и навыков

Направления:

Выработка самоконтроля,

Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап - преодоление или предупреждение вторичных нарушений

5 этап - подготовка к обучению в школе

Направления:

Формирование графомоторных навыков,

Развитие связной речи,

Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения.

Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен Г. Гуцманом во второй половине девятнадцатого века, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции» Г.В. Гуровец, СИ. Маевская).

В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: как расстройства артикуляции и расстройства дикции. Первые из них назвали дизартрия, а последние дисфазия.

В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления. По мнению автора, обычно эти дети большинство звуков изолированно могут произносить правильно, но в речевом потоке их слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: ограничения движений языка и губ, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других - неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

Позднее, М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигателъного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры , можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии.

Автором отмечено, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разнообразный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, который особенно резко обнаруживается в потоке речи.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики, а также необходимо проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается. Когда же логопед начинает с ними систематическую работу, то в динамике ее открывается ряд особенностей, а именно: различное положение языка в полости рта в положении покоя, ограниченность, вялость, неточность и слабость его движения (М.П. Давыдова).

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Автор определяет эти нарушения как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения. Как при дизартрии у детей с ДЦП, нет выраженных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц.

Автор считает, что эта категория детей с нарушениями произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологическую самостоятельность данной группы. По мнению автора, выбор термина остается дискуссионным. Для подобного типа нарушения речи А.Н. Корневым предложен термин вербальная диспраксия.

В зарубежной литературе (Б.Ж. Монделаерс), для подобных нарушений используется понятие речевая или артикуляционная диспраксия развития (Developmental apraxia of speech - DAS). Определяют DAS, как нарушение контроля за речевыми движениями.

Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: Диспраксия - это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связанно не только с двигательными нарушениями.

В отечественной логопедии термин артикуляционная диспраксия развития используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия (М. Морлей); центральная органическая или осложненная дислалия (М. Зееман, Л.В. Мелехова), апраксическая дизартрия (Е.Н. Винарская).

И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства - МДР.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

Нарушения иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, К.А. Семенова О.В. Токарева, М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская.

Двигательные расстройства: трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков. (Р.А. Белова-Давид, Б.Ж. Монделаерс и др.).

Оральная апраксия.

В работах Б.Ж. Монделаерс обращено внимание на специфику проявления нерезких форм диспраксии детского возраста, которые могут быть обусловлены трудностями начального этапа речевого развития.

Минимальная мозговая дисфункция.

Легкая степень дизартрии, которая может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, или имевших в анамнезе влияния других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях лёгкие, «стёртые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т. е. рассматриваются как один из симптомов ММД. (Е.М. Мастюкова).

Впервые попытка классификации стёртых дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и A.M. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена лёгкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидный спастический паралич у большинства детей сочетается с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью.

В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со стёртой дизартрией проявлялись не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения.

Авторами чётко определена типология детей в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего речевого развития при различных формах дизартрии лёгкой степени.

В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и, учитывая локализацию паретических явлений органов артикуляционного аппарата, авторы выявили четыре группы детей и выделили, таким образом, следующие виды стёртой дизартрии:

Нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);

Слабость, вялость артикуляционной мускулатуры в одних группах мышц и повышение тонуса в других (чаще в мышцах языка) (II группа).

Эти две группы относятся к стёртой псевдобульбарной дизартрии.

Клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии.

Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены авторами к смешанным формам дизартрии. (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская).

Попытка классифицировать стёртую дизартрию с позиции нейролингвистического и онтонейропсихологического подходов была сделана А.Н. Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнёс речь к высшему уровню организации движений - кортикальному речедвигательному уровню.

Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна.

Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На начальном первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включённым в данную ситуацию.

На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования её решения в моторном плане.

На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи.

На четвёртом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т. к. именно она является центральном звеном движения. Нарушение одного из компонентов координации ведёт к нарушению движения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрии, нарушение плавности движения - атаксии.

Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным, центральным ответом.

Корнев, таким образом, выделяет:

Дисфонетическую диспраксию, обусловленную дисфункцией I уровня организации праксиса;

Дисфонологическую диспраксию, обусловленную неполноценностью созревания II уровня;

Вербальную диспраксию, обусловленную неполноценностью высшего, III уровня организации праксиса речи.

В предлагаемом пособии рассматривается логопедический массаж при дизартрии как средство нормализации тонуса мышц, участвующих в артикуляции звуков.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

«Дитятко – что тесто:
как замесил, так и выросло.»

(Народная мудрость.)

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Именно это и послужило мотивацией к разработке данной программы.

Цели программы:

  1. Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
  2. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

Данные цели привели к постановке следующих задач :

  1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
  2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
  3. Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.
  4. Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.
  5. Вырабатывать правильное речевое дыхание.
  6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Реализацию данных целей я буду осуществлять посредством артикуляционной гимнастики предметом и объектом которой являются:

Предмет: программа работы с детьми.

Объект: дети дошкольного возраста.

Настоящая программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:

  1. Закон Российской Федерации об образовании.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Положение о ДОУ присмотра и оздоровления.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: одготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
язычок мы укрепим и тогда заговорим
очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
(Неуймина Т.Б.)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Свои занятия с дошкольниками МДОУ я простраиваю следующим образом.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Способствуют выработке нужных артикуляционных укладов и развивают переключаемость движений органов артикуляционного аппарата задания с участием сказочных персонажей.

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными. 2 раза в неделю занятия проводит логопед и 3 – воспитатели.
  • Продолжительность видов деятельности на занятии:
    • 2 минуты – развитие мелкой моторики;
    • 2 минуты – самомассаж;
    • 6 минут – арт. гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика проводится в группе сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Артикуляционная гимнастика, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к занятиям включает в себя 9 комплексов. Каждый месяц (с сентября по май) к детям приходит новый сказочный персонаж. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению комплексов артикуляционной гимнастики. А комплекс самомассаж меняется раз в квартал (по временам года).

Календарно-тематический план.

Средняя группа
№ п/п Месяц
1. «Сказки о Язычке» Сентябрь
2. «Весёлый Язычок» Октябрь
3. «Зоологическая сказка», «Микки Маус» (стат. и динам. упр.) Ноябрь
4. «Бельчонок Музик» Декабрь
5. «Котята» Январь
6. «Утёнок» Февраль
7. «Зайчонок» Март
8. «Галчонок» Апрель
9. «Лягушки» Май
Старшая группа
№ п/п Название артикуляционных гимнастик Месяц
1. «Сказки с Буратино», «Леопольд и мыши» Сентябрь
2. «Лунтик» (биоэнергопластика) Октябрь
3. «Коты» Ноябрь
4. «Карлсон» Декабрь
5. «Смешарики» Январь
6. «Заморская лиса» Февраль
7. «Обезьянка – иностранка» Март
8. «Дракоша» Апрель
9. «Игрушки» Май

Оценка эффективности программы

Арт. гимнастике – привет,
лучшее её в мире нет!
Что укрепит лучше рот
и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!
(Неуймина Т.Б.)

Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных Речевого профиля группы (Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова) адаптированного на контингент детей МДОУ присмотра и оздоровления.

Оценка звукопроизношения осуществляется 2 раза в год: в сентябре первичная, а в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год.

Задачи:

  1. Изучить динамику изменения звукопроизношения.
  2. Выявить детей, подлежащих зачислению на логопункт.

Библиография.

  1. Т.В. Верясова. «Система упражнений по развитию ручного праксиса».
  2. А. В. Ястребова. «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности (биоэнергопластика; рука, движение и речь).
  3. И.Л. Лебедева. «Колдовская разминка на Ш».
  4. З.А. Репина. «Игра – рассказ о язычке».
  5. «Динамические и статические упражнения» (автор стихов не известен).
  6. Т.А. Куликовская. «Арт. гимнастика «Весёлый язычок».
  7. В.Н. Чернякова. «Сказки о язычке».
  8. Комплекс упражнений на звук «Р», «С-Ш».
  9. М.А. Поваляева. «Дидактический материал по логопедии».
  10. Е.А Пожиленко. «Артикуляционная гимнастика»
  11. Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Правильность и чистота произношения звуков целиком зависит от правильности работы артикуляционного аппарата. С младенчества малыш пробует произносить разные звуковые формы, производит различные движения ртом, губами и языком, тем самым формируя свой первый речевой навык.

Чтобы речевые фонемы были правильными, а произносимые звуки четкими, органы речи должны быть максимально подвижными. Артикуляция зависит от работы различной группы мышц. Сюда входят глотательные, жевательные и мимические мышцы. Чтобы речевой набор звуков был полностью правильным, ребенок должен уметь правильно произносить многочисленные звуковые уклады с огромным разнообразием движений.

Голос образуется при участии не только ротовой полости, но и всей грудной клетки. Поэтому упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, должны охватывать не только лицевые мышцы, но и плечевой пояс и грудь.

Значение органов речи в артикуляции

Наиболее подвижный речевой орган – это язык. Самыми подвижными его частями являются боковые части и кончик. Чем они подвижнее, тем четче будет произношение звуков.

На качество произношения также оказывает влияние подвижность губ. Наиболее подвижна всегда нижняя губа. Губы могут смыкаться, образовывать трубочку, рупор, что очень важно в произношении согласных. А вот в произношении гласных важна подвижность нижней челюсти.

Также важную роль играет прикус. Правильным считается вариант, когда верхняя челюсть слегка прикрывает нижнюю. При этом все зубы должны соприкасаться.

При произношении любого звука каждый речевой орган выстраивается в определенном положении. Но речевой поток хоть и состоит из звуков, в итоге он выстраивается в слова, поэтому звуки следуют один за другим очень быстро. И здесь очень важна подвижность каждой мышцы, участвующей в создании речевой конструкции.

Возрастные периоды освоения звуков ребенком

Чтобы речь ребенка правильно формировалась, нужно достижение определенного уровня зрелости корой головного мозга. Все органы чувств должны быть подготовлены. Часто хронические заболевания негативно влияют на развитие речи малыша.

В самом начале жизни ребенок может произносить исключительно легкие звуки. К ним относятся гласные а, о, э и согласные, м, п, б. Далее ребенок осваивает звуки посложнее. А вот самые сложные по артикуляционным требованиям звуки типа с, з, ц, ш малыши осваивают в возрасте старше трех лет. До этого периода сложные звуки либо отсутствуют в лексиконе, либо малыши подменят их более простыми.

В идеальном варианте к шести годам речевой багаж ребенка уже наполнен всеми звуками. Если к этому возрасту ряд звуков все еще отсутствует, то требуется вмешательство логопеда, так как на лицо нарушения речевого развития.

Нарушения развития речи

Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков служат нарушения строения органов речи. Самые частые нарушения:

  1. Неправильный прикус;
  2. непропорциональный язык (он либо слишком большой, либо наоборот слишком маленький);
  3. укороченная уздечка;
  4. Расщелина неба и верхней губы.

Нарушения органов речи можно заметить в самом раннем возрасте, так как даже простые звуки, заменители более сложных звуковых форм звучат нечисто и слышны звуковые нарушения.

Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:

  1. Губы не вытягиваются трубочкой;
  2. Улыбка асимметрична;
  3. Язык не расширяется, а все время стремиться к сужению;
  4. Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;
  5. Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;
  6. Высунутый язык дрожит;
  7. Язык во рту держится «комком».

При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.

Если нарушения связаны со строением речевых органов, то как можно скорее эти нарушения нужно устранить. Если же причина в слабости мышц, то потребуется выполнение определенных упражнений.

Нужно правильно понимать относится ли нарушение к речевой патологии или же это речевое отклонение. Патологии бывают внутреннего и внешнего проявления. Точный диагноз может поставить только специалист.

Любые нарушения в речевой системе могут влиять на совершенно разные стороны речи: неправильное произношение, неверная лексика, неправильное грамматическое выстраивание предложений.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика призвана укрепить мышцы речевых органов и закрепить правильное звукопроизношение посредством специальных упражнений, проводимых, как правило, в виде игры. При этом тренируются все мышцы речи: язык, неба, губы. Это в итоге дает развитие артикуляционной моторики и приводит к правильному положению каждой речевой мышцы во время произношения звуков.

Главная ее задача – выработать правильный набор движений органов речевого аппарата, чтобы звуки произносились четко и правильно.

Гимнастика даст результат только при выполнении ряда правил:

  1. Упражняться необходимо ежедневно. Так навык будет сначала вырабатываться, а потом упражнения будут способствовать его закреплению. За один раз не следует проводить больше трех упражнений.
  2. Каждое упражнение нужно выполнять не менее пяти раз.
  3. Если задание требует удержания определенной позы, то задерживать нужно не менее чем на 10 секунд.
  4. Упражнения нужно начинать с простых, а далее уже переходить к сложным. Лучше всего использовать формат игры.
  5. Новые упражнения вводятся строго по одному. Остальные два выполняются для закрепления навыка. Нельзя вводить новые задания пока предыдущие ребенок не выполняет хорошо.
  6. Упражнения стоит проводить в положении сидя. Так тело малыша будет расслаблено и нет ненужной нагрузки на мышцы.
  7. Малыш должен хорошо видеть взрослого. Это необходимо для контроля за правильностью выполнения упражнений. Можно либо вдвоем сесть напротив зеркала, или же сидеть лицом друг к другу, но тогда у ребенка в руках должно быть зеркало.
  8. Первыми упражнениями лучше всего ставить упражнения для развития гибкости губ.

Гимнастика в виде игры в домашних условиях поможет исправить незначительные дефекты или закрепить уже полученный результат. Но чтобы исправить некоторые патологии нужна помощь квалифицированного специалиста.

  • Показать ребенку на своем примере как нужно выполнять задание.
  • Проследить за правильностью выполнения задания ребенком. Для взрослого, занимающегося с ребенком, важно контролировать правильность выполнения заданий, отслеживать их точность, плавность, темп и устойчивость движений. Важен контроль симметричности обеих частей лица во время выполнения упражнения.
  • Оказывать помощь ребенку в правильном расположении органов речи для выполнения задания. Если какое-либо движение у ребенка не получается, можно посредством игры и творческого подхода показать ему как это правильно сделать.
  • На первых парах движения у ребенка будут напряженными, но спустя несколько занятий появится непринужденность.

    Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста

    Игра «Снежинка на ладони».

    Цель : развивать артикуляционный аппарат, воображение.

    Описание : положить на ладонь ребенку кусочек ваты. Предложить ему представить, что это снежинка, попросить ее сдуть. Усложняя задачу, положить несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т. п.

    Игра «Водяные пузыри».

    Цели: развивать артикуляционный аппарат; познакомить со свойствами вещества.

    Игровой материал и наглядные пособия : соломинка для коктейля, емкость с водой.

    Описание: научить ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предложить менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание ребенка на том, какие пузыри получаются при этом.

    Игра «Гол!».

    Цель

    Описание: сделать на столе арку (ворота) из кубиков или строительного материала (конструктора). Положить перед ребенком ватный шарик или перышко, предложить «задуть» его в ворота.

    Игра «Шелест ветра».

    Цель : развивать артикуляционный аппарат.

    Описание: в межкомнатном проеме повесить бумажные полоски. Предложить ребенку побыть ветром и подуть на них: «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!»

    Педагог произносит чистоговорку: «От топота копыт пыль по полю летит...» Научить ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Предложить показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), конь (отчетливо и медленно).

    Игра «Мотоцикл или КамАЗ».

    Цель: развивать артикуляционный аппарат.

    Описание: предложить ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем легкового автомобиля, грузовика. Обращать внимание на то, как меняются громкость, тембр, интонации голоса.

    Игра «Зарядка для языка».

    Цель : развивать артикуляционный аппарат.

    Описание : рассказать ребенку сказку, повторяя вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок (высунуть язычок). Как назывался его дом? Правильно, рот. (Улыбнуться.) Как и в любом доме, там были потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее нёбо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие. Отгадай, что это за двери? Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. (Показать зубы.) Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался - и так несколько раз. (Приоткрыв рот, высунуть кончик языка 2-3 раза.) Осмелев, язычок выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. (Повернуть кончик языка вправо, влево, вверх, вниз, убыстряя темп.) Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. (Провести кончиком языка по краю губ.) Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделать губы трубочкой, втянуть в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки (высунуть, засунуть язык). Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (провести языком по внешней и внутренней стороне зубов)».