Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе с применением нетрадиционных методов рисования "Посмотри — прилетели снегири!". План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: конспект по непосредственно образовательной деят

Наступила зима и природа радует нас пушистым снегом, высокими сугробами, серебристым инеем на веточках деревьев. В это время из далеких лесов прилетают в города яркие, похожие на живые фонарики красногрудые снегири, которые без сомнения, являются лучшим украшением зимы. Птицы давно стали настоящим символом новогодних праздников, именно поэтому снегирей изображают на поздравительных телеграммах, в магазинных витражах и оконных стеклах.

Хотите красочной картинкой, с яркой веселой птичкой украсить свой дом? Учитесь рисовать снегиря вместе с нами.

Как нарисовать снегиря на ветке

Рисовать снегиря будем пошагово, сначала простым карандашом, а после раскрасим птичку красками.

  • В центре листа сделайте набросок туловища – большой овал, немного наклоненный влево. Сверху наденьте на него, как шапку снеговика, овал поменьше – голову. Справа от крупного эллипса пририсуйте сплющенный вытянутый круг – будущее крыло и поделите его пополам волнистой линией. От нее вниз опустите несколько лучей-перышек. Плавно соедините голову и боковую часть крыла.
  • Наметьте с левой стороны головы два треугольника: длинный внешний, короткий – внутренний.


  • Сомкните отрезком противоположные вершины фигур – получился клюв. Вытянутыми по вертикали овалами выделите щечки, сотрите черновые линии.


  • Покажите кружочком глаз, поставьте на зрачок блик. Добавьте ольховую (или другую) ветку, за которую коготками держится снегирь.


  • Мы нарисовали самца, значит, брюшко делайте красного цвета, крылышки – иссиня-черного, а глазки – темно-коричневого.


Как нарисовать снегиря для Нового года

Давайте попробуем нарисовать снегирей на ветке ели, создав новогодний плакат, который подойдет для украшения офисной вечеринки или детского утренника.

  • На листе бумаги сделайте набросок еловой ветки, похожий на следы птичьих лапок.


  • Набросайте контуры снега, в середине композиции очертите овалами фигурки птиц и снежные кочки, на которых они сидят, выведите силуэты шишек.


  • Сотрите лишние линии. Прорисуйте черную шапочку и клюв первого снегиря. Отделите жирной чертой голову от туловища, сделайте толстенькое брюшко. Определите крыло, под ним – треугольник хвоста.


  • Оставшихся птичек рисуйте как первую, начиная с головы и спинки, заканчивая крыльями.


  • Раскрасьте свое творчество, сделав грудки снегирей красными, головы, спинки и хвостики – черными. Снежок растушуйте голубым цветом, веточки и шишки – коричневым. Для правдоподобия сгустите иголки, выделив их темно-зеленым карандашом, на снег наведите фиолетовые тени, шишки подцветите темно-бордовым цветом. Сделайте яркий фон, напишите поздравление и работа сделана.


Как нарисовать снегиря при помощи круга

Изобразить снегиря с помощью двух окружностей несложно и под силу даже несведущему в рисовании человеку.

  • Нарисуйте круг, в него внесите еще один, но поменьше – окружности должны соприкасаться с левой стороны.
  • Из меньшего круга проведите отрезок, выходящий за пределы схематического наброска. От его конца опустите луч, конец которого соедините с линией круга – получите хвостик.
  • Обозначьте галочку-носик, кругленький глаз и крылышко, как на схеме. Полукруглой линией оформите чепчик на голове, соедините ее через крылышко с хвостиком, затем раскрасьте птичку красками или фломастерами.


Все снегири получились забавными и смешными, теперь осталось украсить поздравительную открытку картинкой или перевести ее аппликацией на оконное стекло и вы к празднику готовы.

Кожунова Надежда Викторовна,

воспитатель, ГБОУ СОШ №932 ДО №3, г. Москва

Цели и задачи: формировать интерес к птицам, расширять знания о них, воспитывать желание заботиться о них зимой. Закреплять умение рисовать дерево. Учить передавать форму и цвет оперения снегирей, передавать пропорции птиц относительно дерева. Упражнять навыки рисования гуашью.

Материалы: иллюстрации картин со снегирями; тонированная бумага в серых, жёлтых, голубых тонах, лист бумаги размером А3 с нарисованным деревом и снегирем; гуашь, кисточки размером №6 и №4, банки с водой, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель. Наступила зима, и в садах и парках появились птички в ярко-красных нарядах. Кто знает как они называются? Правильно - это снегири. Люди назвали их так потому, что прилетают они с первым снегом.

Рассматривание картин и иллюстраций "Снегирь", "снегири на дереве"

Рссмотрите внимательно снегиря. Сочетание четырёх цветов: красного - на грудке, серого - на спинке и подхвостье, черного - на голове, как-будто он в шапочке,а также на крыльях и хвосте, и белого - в виде полосок на крылышках делают его наряд очень красивым. И наряднее всего снегири выглядят именно зимой на фоне покрытых белым снегом деревьев и кустов.

На снегу сидит блистая,

Красногрудых птичек стая,

Полюбуйтесь поскорей

на красавцев снегирей.

В.Сибирцев

Ребята, кто из вас знает, где снегири живут весной и летом? Живут сненири в хвойных лесах. Гнёзда свои устраивают на ёлке. С наступлением холодов снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей, чтобы легче было найти себе пищу. Питаются снегири зимой в основном ягодами рябины, почками деревьев, семенами ясеня, клёна, липы, ольхи.

Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями. А когда вечером темнеет, стайка снегирей перелетает подальше в кусты или деревья и там ночует, спрятавшись в ветвях.

Люди очень полюбили снегиря. Они украшают зимнюю природу.

Мы с вами сегодня попробуем нарисовать прилетевших к нам снегирей. Но сначала ответьте на вопросы:

Почему эту удивительную птицу люди назвали снегирём?

Как отличить снегиря от других птиц?

Где он живёт и чем питается?

Воспитатель показывает как можно нарисовать снегиря, дорисовывает снегиря на дереве методом мазков: кисточкой №6 - туловище (красный мазок), хвост и крылья - чёрные мазки, тычёк - голова.

Физкультминутка: "Птички прилетели". Дети под музыку бегают, машут руками как крыльями, останавливаются, "клюют" зернышки, идут вокруг столов и садятся на свои места.

Итог:

Работы вывешиваются на доску. Анализ работ положительный.

Воспитатель. Как много снегирей прилетело к нам в гости. Сейчас пойдём гулять и покормим наших птичек в кормушках.

Задачи:

1. Уточнить представление о внешнем виде снегиря, развивать исследовательский интерес (особенности строения, окраска).

2. Знакомить детей с понятием цвета и композиции.

3. Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря).

4.Развивать образное восприятие классических музыкальных произведений.

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы по теме, чтение загадки, рассматривание иллюстраций, рисунок птицы (снегиря) для показа, объяснение, анализ работ, музыкальное сопровождение, игровая ситуация — персонаж Буратино, игровое упражнение- разминка (с кисточкой).

Материалы и оборудование:

альбомный лист (светло-синего цвета), гуашь, кисточки (щетинистые, беличьи), простой карандаш, баночки, палитра, подставки для кисточек, салфетки, тряпочки, мольберт.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами, прилетающими на участок (воробьи, голуби, синицы), рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, чтение стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц, подготовка бумаги в технике «по сырому» (акварель).

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Стук в дверь, входит Буратино, принёс письмо с загадкой:

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках,

Не узнать нам их нельзя —

Любим птичку… (снегиря).

Вывешиваются иллюстрации снегирей, дети рассматривают.

Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете?

Дети: Зимующие птицы: голуби, воробьи, вороны, синицы.

Воспитатель: Но мы сегодня будем рисовать снегирей на ветке.

2.Беседа воспитателя с детьми.

Воспитатель: Назовите какие основные части есть у снегиря?

Дети: У снегиря основные части — голова, туловище.

Воспитатель: Какой формы?

Дети: У снегиря голова — круглая туловище — овальное.

Воспитатель: Какого цвета оперение?

Дети: Голова, туловище, крылья, хвост — чёрные, грудка — красная.

Показ ребёнком рисования методом тычка (с объяснением воспитателя).

Вспоминайте, как мы рисуем щетинистой кистью? (набираем немного краски, затычковываем с начало по контуру карандаша, а потом внутри контура). Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Ребята, а теперь я предлагаю вам в ветвях зимнего леса нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц, чтобы стайка поместилась на листе бумаги?

Выполняем упражнение — разминку с кисточкой:

Кисточку возьмём вот так: (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз… (кисточку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)

Все получится у нас!

Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

3. Практическая часть.

Дети на альбомном листе простым карандашом рисуют снегирей и ветку.

Вначале лёгкими тычками (щетинистой кистью) дети закрашивают красным цветом грудки всех снегирей, чёрным цветом голову, спинку, крылья, хвост.

Физкультминутка. Игра «Птицелов».

В центре птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг водящего птицелова со словами:

В лесу, во лесочке,

На зелёном дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметами, встречающимися на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте по сигналу.

Воспитатель: Какие детали ещё нужно дорисовать?

Дети: глаза, клюв, лапки.

Дети после паузы тонкой (беличьей) кистью дорисовывают- глаза, клюв, лапки, ветки.

4. Анализ ОД.

Молодцы! Какие удивительные рисунки получились!

Ребята предлагаю вам выбрать рисунки и подарить Буратино.

Воспитатель: Какие рисунки вы бы подарили?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: А почему?

Дети: потому что, снегири нарисованы правильно.

Снегири получились красивые, как настоящие.

Дети дарят рисунки Буратино.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе «Солнышки»

Тема : Рисование «Снегирь и рябиновая ветка».

Дата: 18.11. 2016 г.

Образовательные области:

Приоритетная: художественно-эстетическое развитие (рисование)

В интеграции: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные задачи по приоритетной образовательной

области.

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Формировать

правильно

располагать

рисунка, соблюдать пропорции;

Формировать

правильно,

подбирать

изображаемому объекту;

Формировать у детей умение выражать положительные эмоции

«радость», «интерес» к занятию

Образовательные

задачи,

решаемые

интеграции

образовательных областей.

Познавательное

развитие: формировать

называть

отличительные черты птицы «Снегирь»

Физическое развитие: з акреплять умение детей выполнять движение

согласно тексту. Формировать умение держать правильно осанку.

Формирование интегративных качеств (развивающие и воспитательные

задачи).

Развивать

внимание,

сообразительность

Воспитывать умение проявлять интерес к совместному творчеству, проявлять

эмоциональную отзывчивость на полученный результат работы.

Предварительная

работа:

зимующей

«снегирь»,

раскрашивание

рябиновой

разучивание

ф и зм и н утк и,

рассматривание иллюстраций о птицах,

рисование геометрических фигур

(овал, круг, треугольник)

Оборудование

детей:

раскрашенной

веточкой

рябины, простой карандаш, восковые карандаши.

Оборудование для педагога: доска, готовый рисунок образца, схемы

поэтапного

рисования

карандаш,

карандаши,

снегирь, магнитофон, аудиозапись рассказа Агнии Барто «Снегирь».

Планируемые

результаты

развития

интегративных

качеств

дошкольника: с

интересом

беседу с педагогом и отвечают на вопросы, умеют отгадывать загадки о

птицах. Проявляют эмоциональную отзывчивость на рисование снегиря, с

радостью

схеме.Умеют

рисовать

правильно

располагать

подбирать

раскрашивать.

навыками

движения

физкультминутке

соответствии с возрастными особенностями.

Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная,

восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Техника безопасности с карандашами

1.При работе с

карандашом строго запрещается: брать их в рот,

засовывать в ухо, нос, или соседу, размахивать ими, ломать.

2. Не рисуй на одежде, на столе.

3. В случае неисправностей (сломан карандаш) обратись за помощью

воспитателю.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

1.Вводная часть

Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны будете

отгадать о какой зимующей птице идет речь?

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Что это за птица?

Ответ детей : Снегирь.

Воспитатель: Молодцы! Это снегирь.

Воспитатель: Ребята к нам в гости тоже прилетел снегирь из леса,

давайте поздороваемся с ним.

Ответ детей: Здравствуй снегирь!

Снегирь: Чик-чирик!

Воспитатель: Снегири всегда летаю стайками, они очень дружные, а

наш снегирь немного грустный, потому что он потерялся и прилетел один,

ему нужны друзья. Давайте ему поможем нарисовать друзей?

Ответ детей: поможем

2.Основная часть

1.Рисование снегиря на рябиновой ветки

Воспитатель: Посмотрите на первый рисунок

Вот такой рисунок у нас должен будет с вами получится.

А вот эти образцы мы с вами сейчас рассмотрим.

Скажите, какая это будет часть тела у снегиря? Образец №1

Ответ детей

Туловище

Воспитатель: Правильно, а какой оно формы?

Ответ детей

Овальной

Воспитатель: А это какая часть тела? Образец №2

Ответ детей

Воспитатель: Какой формы голова?

Ответ детей

Воспитатель: Эта какая часть тела, верхняя? Образец №3

Ответ детей

Крылышко

Воспитатель: Какой оно формы?

Ответ детей

Овальное

Воспитатель: Следующий образец какая часть тела? Образец №4

Ответ детей

Воспитатель: Какой он формы?

Ответ детей

Треугольной

Воспитатель: И последний Образец №5

Что мы с вами еще забыли рассмотреть?

Ответ детей

Глаза, клюв и ножки

Воспитатель: Какой формы глаз у снегиря?

Ответ детей

Воспитатель: А клюв, какой формы?

Ответ детей

Треугольной

Воспитатель: А ножки на что похожи?

Ответ детей

На 2 палочки

Воспитатель: А

рассмотрим,

Воспитатель показывает на готовом образце части тела, а дети называют цвет.

Какого цвета грудка?

Ответ детей

Красного

Воспитатель: Какого цвета? Голова, Крыло, Хвост, ножки глаз и клюв?

Ответ детей

Воспитатель: Молодцы! образцы

мы рассмотрели, у вас на столах

лежат листы с веткой рябины, которые мы с вами раскрашивали, на рябину

мы и будем садить снегиря.

Сначала рисую я, а вы повторяете за мной. Берем черный карандаш

туловище,

голову,(круг)

туловищем чтобы она не отрывалась от туловища, и не была в нутрии

туловища, разделим туловище на пополам, маленько закруглим и получится

на верху крылышко, (овал),а внизу остается туловище, хвостик с другой

стороны овала (треугольник), потом

две небольшие линии до веточки,

клювик рядом с кругом по середине (треугольник) и круглый глазик.

Физминутка «Снегирь»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири.(Показывают грудки)

Распустили перышки,(Руки слегка в стороны,)

Греются на солнышке.(Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Покружились, взмахивая руками) Кыш! Кыш! Улетели!

А сейчас я вам включу рассказ Агния Барто «Снегирь» вы будете

слушать и раскрашивать снегиря. Туловище верхний овал черным цветом,

нижний овал красным цветом, черный хвостик, черный клюв.

3.Заключительная часть

Воспитатель: Кто к нам в гости прилетал?

Ответ детей

Воспитатель: От куда прилетел снегирь?

Ответ детей

Воспитатель: Какая эта птица? (зимующая)

Воспитатель: Что мы сегодня рисовали? (снегиря)

Воспитатель: В какую мы игру играли, как она называлась? (Снегирь)

Цели

Учить детей передавать в рисунке образ птицы

Развивать навыки тонирования бумаги акварелью по сырому

Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка

Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги

Материалы для занятия

Листы бумаги формата 29 х 42 см

♦ Гуашь

♦ Акварель

♦ Кисти № 8

♦ Палитры

Фотоиллюстрации или картинки с изображением сне­гирей

Ход занятия

Беседа с детьми

Воспитатель: Дорогие ребята! На этой неделе мы гово­рим о зиме. Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зим­ним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удач­ное. Почти повсюду он становится заметен именно с выпаде­нием снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, кленах, кус­тах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.

Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины.

Тонирование бумаги

Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете, на каком фоне лучше изобразить красногрудых птиц? (В процессе обсуждения воспитатель подводит детей к мысли, что лучше всего для композиции подойдет зеленовато-сиренево-фиолетовый цвет ранних сумерек.)

Затем воспитатель напоминает способ получения про­зрачного, расплывающегося как морозная дымка фона - то­нирование по сырому:

1. Сначала лист бумаги слегка смачивается водой с помо­щью поролоновой губки или широкой кисти.

2. Затем на влажную поверхность листа наносятся аква­рельные краски: верхняя треть листа покрывается свет­ло-зеленой краской, затем идет сиреневый цвет, потом фиолетовый.

3. Краски наносятся так, чтобы между участками, затони-рованными разными цветами, не оставалось пробелов, чтобы один цвет заходил на другой. Так границы полу­чаются размытыми, один тон плавно переходит в дру­гой.

Воспитатель: Подождем немного, пока лист подсохнет. А после этого изобразим ветку, на которой сидят птицы, и часть ствола дерева.

Изображение снегирей

Воспитатель: А теперь рассмотрим, из чего состоит тело птицы. С помощью какой фигуры можно изобразить тулови­ще птицы? (Овал.) А головку? (Круг.)

Начнем с карандашного наброска: итак, сначала рисуем туловище-овал, затем пририсовываем голову-круг. Не забы­вайте, как работать простым карандашом. Не надо слишком сильно нажимать на грифель. Набросок должен быть еле за­метен.

Теперь подумайте, как вы хотите изобразить крылья. Мо­жет быть, они будут прижаты, а может, расправлены, как буд­то птица собирается взлететь.

Набросок закончен. Можно приступать к работе краска­ми. Посмотрите внимательно, какого цвета у снегирей груд­ка? (Красная или темно-бордовая.) Какого цвета перышки на спинке? (Сине-зеленого.) А какого цвета крылья и хвост? (Темно-синего, почти черного.)

Воспитатель также напоминает, что кисть нужно тща­тельно промывать перед тем, как набрать краску другого цве­та, отжимать ее, чтобы краска не получилась слишком жид­кой. При необходимости, для получения нужного тона, дети используют палитру для смешивания красок.

Следующий этап - оживка, которая выполняется тон­ким концом кисти белой гуашью, для того чтобы выделить отдельные перья на хвосте и на крыльях. Оживка выполня­ется после того, как краски на изображениях снегирей под­сохнут.

Чтобы не терять время, дети могут изобразить гроздья рябины, падающие хлопья снега.

Составление рассказа по рисункам

После того как рисунки закончены, воспитатель просит детей рассказать о своих рисунках, немного пофантазировав о том, откуда прилетели снегири к рябине, об их повадках, как они провели день, где устроятся на ночь.