Наступила зима и природа радует нас пушистым снегом, высокими сугробами, серебристым инеем на веточках деревьев. В это время из далеких лесов прилетают в города яркие, похожие на живые фонарики красногрудые снегири, которые без сомнения, являются лучшим украшением зимы. Птицы давно стали настоящим символом новогодних праздников, именно поэтому снегирей изображают на поздравительных телеграммах, в магазинных витражах и оконных стеклах.
Хотите красочной картинкой, с яркой веселой птичкой украсить свой дом? Учитесь рисовать снегиря вместе с нами.
Как нарисовать снегиря на ветке
Рисовать снегиря будем пошагово, сначала простым карандашом, а после раскрасим птичку красками.
- В центре листа сделайте набросок туловища – большой овал, немного наклоненный влево. Сверху наденьте на него, как шапку снеговика, овал поменьше – голову. Справа от крупного эллипса пририсуйте сплющенный вытянутый круг – будущее крыло и поделите его пополам волнистой линией. От нее вниз опустите несколько лучей-перышек. Плавно соедините голову и боковую часть крыла.
- Наметьте с левой стороны головы два треугольника: длинный внешний, короткий – внутренний.
- Сомкните отрезком противоположные вершины фигур – получился клюв. Вытянутыми по вертикали овалами выделите щечки, сотрите черновые линии.
- Покажите кружочком глаз, поставьте на зрачок блик. Добавьте ольховую (или другую) ветку, за которую коготками держится снегирь.
- Мы нарисовали самца, значит, брюшко делайте красного цвета, крылышки – иссиня-черного, а глазки – темно-коричневого.
Как нарисовать снегиря для Нового года
Давайте попробуем нарисовать снегирей на ветке ели, создав новогодний плакат, который подойдет для украшения офисной вечеринки или детского утренника.
- На листе бумаги сделайте набросок еловой ветки, похожий на следы птичьих лапок.
- Набросайте контуры снега, в середине композиции очертите овалами фигурки птиц и снежные кочки, на которых они сидят, выведите силуэты шишек.
- Сотрите лишние линии. Прорисуйте черную шапочку и клюв первого снегиря. Отделите жирной чертой голову от туловища, сделайте толстенькое брюшко. Определите крыло, под ним – треугольник хвоста.
- Оставшихся птичек рисуйте как первую, начиная с головы и спинки, заканчивая крыльями.
- Раскрасьте свое творчество, сделав грудки снегирей красными, головы, спинки и хвостики – черными. Снежок растушуйте голубым цветом, веточки и шишки – коричневым. Для правдоподобия сгустите иголки, выделив их темно-зеленым карандашом, на снег наведите фиолетовые тени, шишки подцветите темно-бордовым цветом. Сделайте яркий фон, напишите поздравление и работа сделана.
Как нарисовать снегиря при помощи круга
Изобразить снегиря с помощью двух окружностей несложно и под силу даже несведущему в рисовании человеку.
- Нарисуйте круг, в него внесите еще один, но поменьше – окружности должны соприкасаться с левой стороны.
- Из меньшего круга проведите отрезок, выходящий за пределы схематического наброска. От его конца опустите луч, конец которого соедините с линией круга – получите хвостик.
- Обозначьте галочку-носик, кругленький глаз и крылышко, как на схеме. Полукруглой линией оформите чепчик на голове, соедините ее через крылышко с хвостиком, затем раскрасьте птичку красками или фломастерами.
Все снегири получились забавными и смешными, теперь осталось украсить поздравительную открытку картинкой или перевести ее аппликацией на оконное стекло и вы к празднику готовы.
Кожунова Надежда Викторовна,
воспитатель, ГБОУ СОШ №932 ДО №3, г. Москва
Цели и задачи: формировать интерес к птицам, расширять знания о них, воспитывать желание заботиться о них зимой. Закреплять умение рисовать дерево. Учить передавать форму и цвет оперения снегирей, передавать пропорции птиц относительно дерева. Упражнять навыки рисования гуашью.
Материалы: иллюстрации картин со снегирями; тонированная бумага в серых, жёлтых, голубых тонах, лист бумаги размером А3 с нарисованным деревом и снегирем; гуашь, кисточки размером №6 и №4, банки с водой, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель. Наступила зима, и в садах и парках появились птички в ярко-красных нарядах. Кто знает как они называются? Правильно - это снегири. Люди назвали их так потому, что прилетают они с первым снегом.
Рассматривание картин и иллюстраций "Снегирь", "снегири на дереве"
Рссмотрите внимательно снегиря. Сочетание четырёх цветов: красного - на грудке, серого - на спинке и подхвостье, черного - на голове, как-будто он в шапочке,а также на крыльях и хвосте, и белого - в виде полосок на крылышках делают его наряд очень красивым. И наряднее всего снегири выглядят именно зимой на фоне покрытых белым снегом деревьев и кустов.
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая,
Полюбуйтесь поскорей
на красавцев снегирей.
В.Сибирцев
Ребята, кто из вас знает, где снегири живут весной и летом? Живут сненири в хвойных лесах. Гнёзда свои устраивают на ёлке. С наступлением холодов снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей, чтобы легче было найти себе пищу. Питаются снегири зимой в основном ягодами рябины, почками деревьев, семенами ясеня, клёна, липы, ольхи.
Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями. А когда вечером темнеет, стайка снегирей перелетает подальше в кусты или деревья и там ночует, спрятавшись в ветвях.
Люди очень полюбили снегиря. Они украшают зимнюю природу.
Мы с вами сегодня попробуем нарисовать прилетевших к нам снегирей. Но сначала ответьте на вопросы:
Почему эту удивительную птицу люди назвали снегирём?
Как отличить снегиря от других птиц?
Где он живёт и чем питается?
Воспитатель показывает как можно нарисовать снегиря, дорисовывает снегиря на дереве методом мазков: кисточкой №6 - туловище (красный мазок), хвост и крылья - чёрные мазки, тычёк - голова.
Физкультминутка: "Птички прилетели". Дети под музыку бегают, машут руками как крыльями, останавливаются, "клюют" зернышки, идут вокруг столов и садятся на свои места.
Итог:
Работы вывешиваются на доску. Анализ работ положительный.
Воспитатель. Как много снегирей прилетело к нам в гости. Сейчас пойдём гулять и покормим наших птичек в кормушках.
Задачи:
1. Уточнить представление о внешнем виде снегиря, развивать исследовательский интерес (особенности строения, окраска).
2. Знакомить детей с понятием цвета и композиции.
3. Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря).
4.Развивать образное восприятие классических музыкальных произведений.
Методы и приёмы:
Беседа, вопросы по теме, чтение загадки, рассматривание иллюстраций, рисунок птицы (снегиря) для показа, объяснение, анализ работ, музыкальное сопровождение, игровая ситуация — персонаж Буратино, игровое упражнение- разминка (с кисточкой).
Материалы и оборудование:
альбомный лист (светло-синего цвета), гуашь, кисточки (щетинистые, беличьи), простой карандаш, баночки, палитра, подставки для кисточек, салфетки, тряпочки, мольберт.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами, прилетающими на участок (воробьи, голуби, синицы), рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, чтение стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц, подготовка бумаги в технике «по сырому» (акварель).
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Стук в дверь, входит Буратино, принёс письмо с загадкой:
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках,
Не узнать нам их нельзя —
Любим птичку… (снегиря).
Вывешиваются иллюстрации снегирей, дети рассматривают.
Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете?
Дети: Зимующие птицы: голуби, воробьи, вороны, синицы.
Воспитатель: Но мы сегодня будем рисовать снегирей на ветке.
2.Беседа воспитателя с детьми.
Воспитатель: Назовите какие основные части есть у снегиря?
Дети: У снегиря основные части — голова, туловище.
Воспитатель: Какой формы?
Дети: У снегиря голова — круглая туловище — овальное.
Воспитатель: Какого цвета оперение?
Дети: Голова, туловище, крылья, хвост — чёрные, грудка — красная.
Показ ребёнком рисования методом тычка (с объяснением воспитателя).
Вспоминайте, как мы рисуем щетинистой кистью? (набираем немного краски, затычковываем с начало по контуру карандаша, а потом внутри контура). Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Ребята, а теперь я предлагаю вам в ветвях зимнего леса нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц, чтобы стайка поместилась на листе бумаги?
Выполняем упражнение — разминку с кисточкой:
Кисточку возьмём вот так: (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки)
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз… (кисточку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)
Все получится у нас!
Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
3. Практическая часть.
Дети на альбомном листе простым карандашом рисуют снегирей и ветку.
Вначале лёгкими тычками (щетинистой кистью) дети закрашивают красным цветом грудки всех снегирей, чёрным цветом голову, спинку, крылья, хвост.
Физкультминутка. Игра «Птицелов».
В центре птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг водящего птицелова со словами:
В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке,
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметами, встречающимися на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте по сигналу.
Воспитатель: Какие детали ещё нужно дорисовать?
Дети: глаза, клюв, лапки.
Дети после паузы тонкой (беличьей) кистью дорисовывают- глаза, клюв, лапки, ветки.
4. Анализ ОД.
Молодцы! Какие удивительные рисунки получились!
Ребята предлагаю вам выбрать рисунки и подарить Буратино.
Воспитатель: Какие рисунки вы бы подарили?
Дети: Красивые, яркие.
Воспитатель: А почему?
Дети: потому что, снегири нарисованы правильно.
Снегири получились красивые, как настоящие.
Дети дарят рисунки Буратино.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в средней группе «Солнышки»
Тема : Рисование «Снегирь и рябиновая ветка».
Дата: 18.11. 2016 г.
Образовательные области:
Приоритетная: художественно-эстетическое развитие (рисование)
В интеграции: познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные задачи по приоритетной образовательной
области.
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Формировать
правильно
располагать
рисунка, соблюдать пропорции;
Формировать
правильно,
подбирать
изображаемому объекту;
Формировать у детей умение выражать положительные эмоции
«радость», «интерес» к занятию
Образовательные
задачи,
решаемые
интеграции
образовательных областей.
Познавательное
развитие: формировать
называть
отличительные черты птицы «Снегирь»
Физическое развитие: з акреплять умение детей выполнять движение
согласно тексту. Формировать умение держать правильно осанку.
Формирование интегративных качеств (развивающие и воспитательные
задачи).
Развивать
внимание,
сообразительность
Воспитывать умение проявлять интерес к совместному творчеству, проявлять
эмоциональную отзывчивость на полученный результат работы.
Предварительная
работа:
зимующей
«снегирь»,
раскрашивание
рябиновой
разучивание
ф и зм и н утк и,
рассматривание иллюстраций о птицах,
рисование геометрических фигур
(овал, круг, треугольник)
Оборудование
детей:
раскрашенной
веточкой
рябины, простой карандаш, восковые карандаши.
Оборудование для педагога: доска, готовый рисунок образца, схемы
поэтапного
рисования
карандаш,
карандаши,
снегирь, магнитофон, аудиозапись рассказа Агнии Барто «Снегирь».
Планируемые
результаты
развития
интегративных
качеств
дошкольника: с
интересом
беседу с педагогом и отвечают на вопросы, умеют отгадывать загадки о
птицах. Проявляют эмоциональную отзывчивость на рисование снегиря, с
радостью
схеме.Умеют
рисовать
правильно
располагать
подбирать
раскрашивать.
навыками
движения
физкультминутке
соответствии с возрастными особенностями.
Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная,
восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Техника безопасности с карандашами
1.При работе с
карандашом строго запрещается: брать их в рот,
засовывать в ухо, нос, или соседу, размахивать ими, ломать.
2. Не рисуй на одежде, на столе.
3. В случае неисправностей (сломан карандаш) обратись за помощью
воспитателю.
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны будете
отгадать о какой зимующей птице идет речь?
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Что это за птица?
Ответ детей : Снегирь.
Воспитатель: Молодцы! Это снегирь.
Воспитатель: Ребята к нам в гости тоже прилетел снегирь из леса,
давайте поздороваемся с ним.
Ответ детей: Здравствуй снегирь!
Снегирь: Чик-чирик!
Воспитатель: Снегири всегда летаю стайками, они очень дружные, а
наш снегирь немного грустный, потому что он потерялся и прилетел один,
ему нужны друзья. Давайте ему поможем нарисовать друзей?
Ответ детей: поможем
2.Основная часть
1.Рисование снегиря на рябиновой ветки
Воспитатель: Посмотрите на первый рисунок
Вот такой рисунок у нас должен будет с вами получится.
А вот эти образцы мы с вами сейчас рассмотрим.
Скажите, какая это будет часть тела у снегиря? Образец №1
Ответ детей
Туловище
Воспитатель: Правильно, а какой оно формы?
Ответ детей
Овальной
Воспитатель: А это какая часть тела? Образец №2
Ответ детей
Воспитатель: Какой формы голова?
Ответ детей
Воспитатель: Эта какая часть тела, верхняя? Образец №3
Ответ детей
Крылышко
Воспитатель: Какой оно формы?
Ответ детей
Овальное
Воспитатель: Следующий образец какая часть тела? Образец №4
Ответ детей
Воспитатель: Какой он формы?
Ответ детей
Треугольной
Воспитатель: И последний Образец №5
Что мы с вами еще забыли рассмотреть?
Ответ детей
Глаза, клюв и ножки
Воспитатель: Какой формы глаз у снегиря?
Ответ детей
Воспитатель: А клюв, какой формы?
Ответ детей
Треугольной
Воспитатель: А ножки на что похожи?
Ответ детей
На 2 палочки
Воспитатель: А
рассмотрим,
Воспитатель показывает на готовом образце части тела, а дети называют цвет.
Какого цвета грудка?
Ответ детей
Красного
Воспитатель: Какого цвета? Голова, Крыло, Хвост, ножки глаз и клюв?
Ответ детей
Воспитатель: Молодцы! образцы
мы рассмотрели, у вас на столах
лежат листы с веткой рябины, которые мы с вами раскрашивали, на рябину
мы и будем садить снегиря.
Сначала рисую я, а вы повторяете за мной. Берем черный карандаш
туловище,
голову,(круг)
туловищем чтобы она не отрывалась от туловища, и не была в нутрии
туловища, разделим туловище на пополам, маленько закруглим и получится
на верху крылышко, (овал),а внизу остается туловище, хвостик с другой
стороны овала (треугольник), потом
две небольшие линии до веточки,
клювик рядом с кругом по середине (треугольник) и круглый глазик.
Физминутка «Снегирь»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.(Показывают грудки)
Распустили перышки,(Руки слегка в стороны,)
Греются на солнышке.(Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Покружились, взмахивая руками) Кыш! Кыш! Улетели!
А сейчас я вам включу рассказ Агния Барто «Снегирь» вы будете
слушать и раскрашивать снегиря. Туловище верхний овал черным цветом,
нижний овал красным цветом, черный хвостик, черный клюв.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Кто к нам в гости прилетал?
Ответ детей
Воспитатель: От куда прилетел снегирь?
Ответ детей
Воспитатель: Какая эта птица? (зимующая)
Воспитатель: Что мы сегодня рисовали? (снегиря)
Воспитатель: В какую мы игру играли, как она называлась? (Снегирь)
Цели
♦ Учить детей передавать в рисунке образ птицы
♦ Развивать навыки тонирования бумаги акварелью по сырому
♦ Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка
♦ Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги
Материалы для занятия
♦ Листы бумаги формата 29 х 42 см
♦ Гуашь
♦ Акварель
♦ Кисти № 8
♦ Палитры
♦ Фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей
Ход занятия
Беседа с детьми
Воспитатель: Дорогие ребята! На этой неделе мы говорим о зиме. Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится заметен именно с выпадением снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.
Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины.
Тонирование бумаги
Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете, на каком фоне лучше изобразить красногрудых птиц? (В процессе обсуждения воспитатель подводит детей к мысли, что лучше всего для композиции подойдет зеленовато-сиренево-фиолетовый цвет ранних сумерек.)
Затем воспитатель напоминает способ получения прозрачного, расплывающегося как морозная дымка фона - тонирование по сырому:
1. Сначала лист бумаги слегка смачивается водой с помощью поролоновой губки или широкой кисти.
2. Затем на влажную поверхность листа наносятся акварельные краски: верхняя треть листа покрывается светло-зеленой краской, затем идет сиреневый цвет, потом фиолетовый.
3. Краски наносятся так, чтобы между участками, затони-рованными разными цветами, не оставалось пробелов, чтобы один цвет заходил на другой. Так границы получаются размытыми, один тон плавно переходит в другой.
Воспитатель: Подождем немного, пока лист подсохнет. А после этого изобразим ветку, на которой сидят птицы, и часть ствола дерева.
Изображение снегирей
Воспитатель: А теперь рассмотрим, из чего состоит тело птицы. С помощью какой фигуры можно изобразить туловище птицы? (Овал.) А головку? (Круг.)
Начнем с карандашного наброска: итак, сначала рисуем туловище-овал, затем пририсовываем голову-круг. Не забывайте, как работать простым карандашом. Не надо слишком сильно нажимать на грифель. Набросок должен быть еле заметен.
Теперь подумайте, как вы хотите изобразить крылья. Может быть, они будут прижаты, а может, расправлены, как будто птица собирается взлететь.
Набросок закончен. Можно приступать к работе красками. Посмотрите внимательно, какого цвета у снегирей грудка? (Красная или темно-бордовая.) Какого цвета перышки на спинке? (Сине-зеленого.) А какого цвета крылья и хвост? (Темно-синего, почти черного.)
Воспитатель также напоминает, что кисть нужно тщательно промывать перед тем, как набрать краску другого цвета, отжимать ее, чтобы краска не получилась слишком жидкой. При необходимости, для получения нужного тона, дети используют палитру для смешивания красок.
Следующий этап - оживка, которая выполняется тонким концом кисти белой гуашью, для того чтобы выделить отдельные перья на хвосте и на крыльях. Оживка выполняется после того, как краски на изображениях снегирей подсохнут.
Чтобы не терять время, дети могут изобразить гроздья рябины, падающие хлопья снега.
Составление рассказа по рисункам
После того как рисунки закончены, воспитатель просит детей рассказать о своих рисунках, немного пофантазировав о том, откуда прилетели снегири к рябине, об их повадках, как они провели день, где устроятся на ночь.