Константин эдуардович циолковский - отец русской космонавтики. © Изобретения и изобретатели России Константин циолковский открытия

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)

Константин Эдуардович Циолковский - выдающийся учёный, изобретатель и инженер, создавший основы расчёта реактивного движения и разработавший конструкцию первой космической ракеты для исследования безграничных мировых пространств. Широта и изумительное богатство творческой фантазии соединялись у него со строгим математическим расчётом.

Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье лесничего. О своих родителях К. С. Циолковский писал: "Характер моего отца был близок к холерическому. Он всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором... У него была страсть к изобретательству и строительству. Меня ещё не было на свете, когда он придумал и устроил молотилку.

Увы, неудачно. Мать была совершенно другого характера - натура сангвиническая, горячка, хохотунья, насмешница и даровитая. В отце преобладал характер, сила воли, а в матери - талантливость".

В К. Э. Циолковском соединились лучшие человеческие качества родителей. Он унаследовал сильную, непреклонную волю отца и талантливость матери.

Первые годы детства К. Э. Циолковского были счастливыми. Летом он много бегал, играл, строил с товарищами в лесу шалаши, любил лазать на заборы, крыши и деревья. Часто запускал змея и отправлял ввысь по нитке коробочку с тараканом. Зимой с восторгом катался на санках. Девяти лет, в начале зимы, К. Э. Циолковский заболел скарлатиной. Болезнь была тяжёлой, и вследствие осложнений на уши мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила продолжать обучение в школе. "Глухота делает мою биографию малоинтересной, - писал позднее К. Э. Циолковский, - ибо лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. Моя биография бедна лицами и столкновениями".

Лет с четырнадцати он начинает самостоятельно систематически заниматься, пользуясь небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по естественным и математическим наукам. Тогда же в нём пробуждается страсть к изобретательству. Юноша строит воздушные шары из тонкой папиросной бумаги, делает маленький токарный станок и конструирует коляску, которая должна была двигаться при помощи ветра. Модель коляски прекрасно удалась и хорошо ходила при ветре.

Отец К. Э. Циолковского весьма сочувственно относился к изобретательству и техническим затеям сына. К. Э. Циолковскому было всего 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для самообразования и совершенствования. Он считал, что наблюдения над технической и промышленной жизнью большого города дадут более рациональное направление его изобретательским стремлениям.

Но что мог сделать глухой юноша, совсем не знавший жизни, в Москве? Из дома К. Э. Циолковский получал 10-15 рублей в месяц. Питался одним чёрным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, реторты, ртуть, серную кислоту и прочее для различных опытов и самодельных аппаратов. "Я помню отлично, - писал он в своей биографии, - что кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек".

Кроме производства физических и химических опытов, К. Э. Циолковский много читал, тщательно прорабатывал курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии, высшей алгебры. Часто, разбирая какую-нибудь теорему, он старался сам найти доказательство. Это ему очень нравилось, хотя и не всегда удавалось.

"Одновременно меня страшно занимали разные вопросы, и я старался сейчас же их решать с помощью приобретенных знаний... Особенно мучил меня такой вопрос - нельзя ли применить центробежную силу, для того чтобы подняться за атмосферу, в небесные пространства?" Был момент, когда К. Э. Циолковскому показалось, что он нашёл решение этой задачи: "Я был так взволнован, - писал он, - даже потрясён, что не спал целую ночь, бродил по Москве и всё думал о великих следствиях моего открытия. Но уже к утру я убедился в ложности моего изобретения. Разочарование было так сильно, как и очарование. Эта ночь оставила след на всю мою жизнь: через 30 лет я ещё вижу иногда во сне, что поднимаюсь к звёздам на моей машине, и чувствую такой же восторг, как и в ту незапамятную ночь".

Осенью 1879 г. К. Э. Циолковский сдал экстерном экзамен на звание учителя народного училища, а месяца через четыре был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. На своей квартире в Боровске К. Э. Циолковский устроил маленькую лабораторию. У него в доме сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, загорались огни, вертелись колёса и блистали иллюминации. "Я предлагал, - писал об этих годах К. Э. Циолковский, - желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся угощением получали электрический удар. Посетители любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими лапами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему - волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела".

В 1881 г. 24-летний К. Э. Циолковский самостоятельно разработал теорию газов. Эту работу он послал в Петербургское физико-химическое общество. Работа получила одобрение видных членов Общества, в том числе и гениального химика Д. И. Менделеева. Однако её содержание не представляло новости для науки: аналогичные открытия были сделаны несколько раньше за границей. За вторую работу, названную "Механика животного организма", К. Э. Циолковского единогласно избрали членом Физико-химического общества.

С 1885 г. К. Э. Циолковский начал усердно заниматься вопросами воздухоплавания. Он поставил своей задачей создать металлический управляемый дирижабль (аэростат). К. Э. Циолковский обратил внимание на весьма существенные недостатки дирижаблей с баллонами из прорезиненной материи: такие оболочки быстро изнашивались, были огнеопасны, обладали весьма незначительной прочностью, и наполняющий их газ быстро терялся вследствие их проницаемости. Результатом работы К. Э. Циолковского было объёмистое сочинение "Теория и опыт аэростата". В этом сочинении дано теоретическое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой (железной или медной); для пояснения сути дела в приложениях разработаны многочисленные схемы и чертежи.

Эта работа над совершенно новой задачей, без литературы, без общения с учёными, требовала невероятного напряжения и сверхчеловеческой энергии. "Работал я два года почти непрерывно, - писал К. Э. Циолковский, - я был всегда страстным учителем и приходил из училища сильно утомлённым, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты. Как же быть? Времени было мало, да и сил также, и я придумал вставать чуть свет и, уже поработавши над своим сочинением, отправляться в училище. После этого двухлетнего напряжения сил у меня целый год чувствовалась тяжесть в голове".

В 1892 г. К. Э. Циолковский значительно дополнил и развил свою теорию цельнометаллического дирижабля. Результаты научных изысканий по этому вопросу К. Э. Циолковский издал на свои собственные скудные средства.

Наиболее важные научные достижения К. Э. Циолковского относятся к теории движения ракет и реактивных приборов. Долгое время он, как и его современники, не придавал большого значения ракетам, считая их делом забавы и развлечений. Но в конце девятнадцатого столетия К. Э. Циолковский начал теоретическую разработку этого вопроса. В 1903 г. в журнале "Научное обозрение" появилась его статья "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней была дана теория полёта ракеты и обоснована возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений.

Наиболее важными и оригинальными открытиями К. Э. Циолковского в теории реактивного движения являются исследование движения ракеты в пространстве без тяжести, определение коэффициента полезного действия ракеты (или, как называет К. Э. Циолковский, утилизация ракеты), исследование полёта ракеты под влиянием тяжести в вертикальном и наклонном направлениях. К. Э. Циолковскому принадлежит подробное изучение условий взлёта с различных планет, рассмотрение задач о возвращении ракеты с какой-либо планеты или астероида на Землю. Он исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и дал подробные расчёты необходимого запаса горючего для того, чтобы ракета пробила слой земной атмосферы. Наконец, К. Э. Циолковский выдвинул идею составных ракет или ракетных поездов для исследования космических пространств.

Результаты трудов К. Э. Циолковского в теории ракет стали сейчас классическими. В первую очередь нужно отметить закон К. Э. Циолковского, касающийся движения ракеты в безвоздушном пространстве под действием только реактивной силы, и его гипотезу о постоянстве относительной скорости истечения продуктов горения из сопла ракеты.

Из закона К. Э. Циолковского следует, что скорость ракеты возрастает неограниченно с увеличением количества взрывчатых веществ, причём величина скорости не зависит от быстроты или неравномерности сжигания, если только относительная скорость выбрасываемых из ракеты частиц остаётся постоянной. Когда запас взрывчатого вещества равен весу оболочки ракеты с людьми и приборами, тогда (при относительной скорости выбрасываемых частиц в 5700 метров в секунду) скорость ракеты в конце горения будет почти в два раза больше той, которая нужна, чтобы удалиться навсегда из поля тяготения Луны. Если запас горючего в шесть раз больше веса ракеты, то в конце горения она приобретает скорость, достаточную для удаления от Земли и превращения ракеты в новую самостоятельную планету - спутника Солнца.

Работы К. Э. Циолковского по реактивному движению не ограничиваются теоретическими расчётами; в них даны и практические указания инженеру-конструктору по конструированию и изготовлению отдельных деталей, выбору топлива, очертанию сопла; разбирается вопрос о создании устойчивости полёта в безвоздушном пространстве.

Ракета К. Э. Циолковского представляет собой металлическую продолговатую камеру, похожую по форме на дирижабль или аэростат воздушного заграждения. В головной, передней, её части находится помещение для пассажиров, снабжённое приборами управления, светом, поглотителями углекислоты и запасами кислорода. Основная часть ракеты заполнена горючими веществами, которые при своём смешении образуют взрывчатую массу. Взрывчатая масса зажигается в определённом месте, вблизи центра ракеты, а продукты горения, горячие газы, вытекают по расширяющейся трубе с огромной скоростью.

Получив исходные расчётные формулы для определения движения ракет, К. Э. Циолковский намечает обширную программу последовательных усовершенствований реактивных аппаратов вообще. Вот основные моменты этой грандиозной программы:

  1. Опыты на месте (имеются в виду реактивные лаборатории, где производятся опыты с неподвижно закреплёнными ракетами).
  2. Движение реактивного прибора на плоскости (аэродроме).
  3. Взлёты на небольшую высоту и спуск планированием.
  4. Проникновение в очень разрежённые слои атмосферы, т. е. в стратосферу.
  5. Полёт за пределы атмосферы и спуск планированием
  6. Основание подвижных станций вне атмосферы (вроде маленьких и близких к Земле лун).
  7. Использование энергии Солнца для дыхания, питания и некоторых других житейских целей.
  8. Использование солнечной энергии для передвижения по всей планетной системе и для индустрии.
  9. Посещение самых малых тел солнечной системы (астероидов или планетоидов), расположенных ближе и дальше, чем наша планета, от Солнца.
  10. Распространение человеческого рода по всей нашей солнечной системе.

Исследования К. Э. Циолковского по теории реактивного движения написаны с широким размахом и необычайным взлётом фантазии. "Избави меня боже претендовать на полное решение вопроса, - говорил он, - Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль".

Отдавшись мечте о межпланетных путешествиях, К. Э. Циолковский писал: "Сначала можно летать на ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца, упасть на него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей многие тысячи лет во мраке, среди звёзд, до приближения к одной из них, которая сделается для путешественников или их потомков новым Солнцем.

Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг Солнца, использовав в качестве материала для них блуждающие в пространстве астероиды (маленькие луны).

Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле. Кроме тoгo, возможно достижение и других солнц, до которых реактивные поезда дойдут в течение нескольких десятков тысяч лет.

Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу, по мере их погасания... Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, то невозможно сомневаться и в достижении бессмертия".

Сочинение К. Э. Циолковского о составной пассажирской ракете 2017 года читается, как увлекательнейший роман. Описания жизни людей в среде без тяжести поразительны по остроумию и проницательности. Так и хочется погулять по садам и оранжереям, которые летят в безвоздушном пространстве быстрее современного артиллерийского снаряда!

Основные работы К. Э. Циолковского теперь хорошо известны за рубежом. Так, например, известный учёный и исследователь реактивного движения в космическом пространстве профессор Герман Оберг писал в 1929 г. К. Э. Циолковскому: "Многоуважаемый коллега! Большое спасибо за присланный мне письменный материал. Я, разумеется, самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши услуги по делу ракет, и я только сожалею, что я не раньше 1925 года услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошёлся бы без тех многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы".

В другом письме тот же Оберт говорит: "Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества". Ракеты К. Э. Циолковского подробно описаны в ряде научных и популярных журналов и книг.

В технических журналах за рубежом в 1928-1929 гг. была проведена широкая дискуссия по обоснованию вывода основного уравнения ракеты. Итоги дискуссии показали полную и безупречную справедливость формулы К. Э.. Циолковского для закона движения ракеты в пространстве без тяготения и без сопротивления среды. Его гипотеза о постоянстве относительной скорости отброса частиц из корпуса ракеты принята в большинстве теоретических исследований учёных всех стран.

Научные интересы К. Э. Циолковского вовсе не ограничивались вопросами реактивного движения, но к созданию теории полёта ракеты он последовательно возвращался всю свою творческую жизнь. После работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликованной в 1903 г., К. Э. Циолковский печатает в журнале "Воздухоплаватель" в 1910 г. статью "Реактивный прибор как средства полёта в пустоте и. в атмосфере". В 1911-1914 гг. появились три работы К. Э. Циолковского о космических полётах. После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила более широкий размах. Он переиздаёт с дополнениями свои основные работы по ракетам. В 1927 г. он печатает работу о космической ракете (опытная подготовка), затем работу "Ракетные космические поезда", где даётся подробное исследование движения составных ракет. Несколько статей он посвящает теории реактивного аэроплана:

"Основной мотив моей жизни, - говорил К. Э. Циолковский, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, а может быть, и в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". Эта настойчивость исканий - стремление создавать новое, забота о счастье и прогрессе всего человечества - определяла всё содержание жизни этого замечательного человека. Долгое время имя К. Э. Циолковского оставалось малоизвестным даже в России. Его считали чудаком-фантазёром, мечтателем-идеалистом. Научные заслуги К. Э. Циолковского получили свою истинную оценку только после Великой Октябрьской социалистической революции.

За шесть дней до своей смерти, 13 сентября 1935 г., К. Э. Циолковский писал в письме к И. В. Сталину: "До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина - Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным... Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".

Жизнь К. Э. Циолковского - настоящий подвиг. В труднейших условиях он проводил свои теоретические и экспериментальные изыскания. Жизнь вдохновенного калужского самоучки - образец творческого дерзания, целеустремлённости, уменья преодолевать препятствия, настойчивого стремления двигать вперёд науку и технику своего времени.

Главнейшие труды К. Э. Циолковского : Избранные труды, Госмашметиздат, 1934, кн. I - Цельнометаллический дирижабль, кн. II -Реактивное движение (Ракета в космическое пространство, 1903; Исследование мировых пространств реактивными приборами, 1926); Космическая ракета. Опытная подготовка, 1927; Ракетные космические поезда, 1929; Новый аэроплан, 1929; Давление на плоскость при её нормальном движении в воздухе, 1929; Реактивный аэроплан, 1930; Стратоплан полу реактивный, 1932.

О К. Э Циолковском : Моисеев Н. Д., К. Э. Циолковский (опыт биографической характеристики), в т. I Избр. трудов К. Э. Циолковского; Рынин Н. А., Хронологический список сочинений К. Э. Циолковского, там же; Его же, К. Э. Циолковский, его жизнь, работа и ракеты, Л., 1931; К. Э. Циолковский (сборник статей), изд. Аэрофлота, M., 1939; История воздухоплавания и авиации в СССР, М., 1944.

Тема сегодняшней статьи - краткая биография К. Э. Циолковского. Этот ученый с мировым именем прожил свою жизнь для того, чтобы мы однажды стали свидетелями первого полета в космос человека. Биография Циолковского интересна и насыщенна, мы попробуем кратко рассказать обо всех его достижениях.

Немного о семье Циолковского

Константин Эдуардович родился в семье лесника 17 сентября в 1857 году. Его мама была родом из небогатых дворян, вела домашнее хозяйство и растила детей. Она сама обучила сыновей письму, чтению и арифметике.

Когда Константину было три года, семье пришлось уехать из спокойного села Ижевское и начать новую жизнь в Рязани. Глава семьи, Эдуард Игнатьевич, столкнулся с трудностями в работе, и ему ничего не оставалось, как увезти свою семью.

Школьные годы

Циолковский Константин Эдуардович, биография которого известна многим, поступил обучаться в Вятскую мужскую гимназию в 1868 году. В этот город семья перебралась после длительного пребывания в Рязани.

Обучение давалось ребенку плохо. Циолковский, краткая биография которого описана в этой статье, переболел скарлатиной, и теперь плохо слышал. Он практически оглох, и учителя не могли дать ему необходимые познания в области науки, поэтому в 1873 году его решили отчислить за неуспеваемость. После этого будущий великий ученый нигде не обучался, предпочитая заниматься самостоятельно дома.

Частное репетиторство

Биография Циолковского хранит в себе несколько лет жизни в Москве. Туда шестнадцатилетний юноша поехал для того, чтобы изучать химию, механику, математику и астрономию. Ему приобрели слуховой аппарат, и теперь он мог учиться наравне со всеми студентами. Он много времени проводил в библиотеке, где и познакомился с Федоровым Н. Ф., одним из основоположников космизма.

К. Э. Циолковский, биография в столице которого в те годы не имеет ярких моментов, пытается прожить самостоятельно, так как понимает, что родители ему не могут помочь материально. Какое-то время он справляется, но все же эта жизнь слишком дорога, и он возвращается в Вятку, чтобы работать частным репетитором.

В своем городе он сразу зарекомендовал себя хорошим преподавателем, и к нему приходили обучаться физике и математике. Дети охотно занимались у Константина Эдуардовича, а он старался более доступно объяснить им материал. Он сам разработал методы обучения, и ключевым была наглядная демонстрация, чтобы дети понимали, о чем конкретно идет речь.

Первые исследования в аэродинамике

В 1878 году парень уезжает в Рязань и там получает диплом квалифицированного учителя. Обратно в Вятку он не поехал, а стал работать преподавателем в училище Боровска.

В этом училище, несмотря на его отдаленность от всех научных центров, начинает активно вести исследования аэродинамики Циолковский Константин Эдуардович. Краткая биография начинающего ученого описывает события, когда он, создав основы кинетической теории газов, отправляет результат своей работы в Русское физико-химическое общество. Ответ Менделеева был неожиданным: открытие уже сделано четверть века назад. Это было настоящим потрясением для Константина Эдуардовича, но он смог быстро взять себя в руки, забыть про неудачу. Но это открытие все же принесло свои плоды, талант его был оценен в Санкт-Петербурге.

Аэродинамический тоннель

С 1892 года биография Циолковского продолжается жизнью и трудами в Калуге. Он вновь устраивается работать учителем и продолжает научные исследования в области астронавтики и аэронавтики. Здесь им был создан аэродинамический тоннель, в котором проверяется аэродинамика возможных летательных аппаратов. Средств для более глубокого изучения у ученого нет, и он просит содействия со стороны Русского физико-химического общества. Помня прошлый неудачный опыт Циолковского, ученые считают, что нет смысла выделять деньги на его работу, и присылают в ответе отказ.

Это решение со стороны научных сотрудников не останавливает исследователя. Константин Циолковский, биография которого говорит о том, что он был из небогатой семьи, решается взять деньги из личных сбережений и продолжает работу.

Средств семьи хватило на создание и тестирование более ста моделей летательных аппаратов. В скором времени про ученого стали говорить, и слухи о его упорстве дошли до Физико-химического общества, которое отказалось финансировать его проекты. Ученые заинтересовались опытами Константина Эдуардовича и решили выделить для продолжения его трудов 470 рублей. Циолковский, краткая биография которого до сих пор интересна людям, потратил эти средства на усовершенствование своего аэродинамического тоннеля.

Книги Циолковского

Константин Эдуардович все больше времени уделяет изучению космоса. Он много трудов вложил в книгу "Грезы о земле и небе", которая вышла в 1895 году. Это его не единственный труд. Спустя год он начинает работу над еще одной книгой - "Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя". Здесь он описывает особенности состава топлива для ракетных двигателей, возможности транспортировки грузов в космосе. Эта книга стала главной для ученого, в ней он рассказал о самых важных научных достижениях.

Циолковский Константин Эдуардович: семья

Со своей женой, Соколовой Варварой Евграфовной, Константин Эдуардович познакомился в конце 70-х годов девятнадцатого века. Она была дочерью хозяина жилья, в котором молодой ученый снимал комнату. Молодые люди обвенчались в 1880 году и в скором времени стали родителями.

У Варвары и Константина было трое сыновей - Игнатий, Иван и Александр - единственная дочка Софья. В 1902 году в семью пришло несчастье: покончил свою жизнь самоубийством их старший сын Игнатий. Родители долгое время отходили от этого потрясения.

Несчастья Циолковского

Биография Циолковского содержит целый ряд несчастий. Беды обрушивались на ученого, не щадя никого и ничего. В 1881 году у Константина Эдуардовича умер отец. Через шесть лет после этого события, в 1887 году, его научные труды были полностью уничтожены огнем. В их доме случился пожар, он оставил после себя только машинку для шитья, а модули, чертежи, важные записи и все остальное нажитое имущество было превращено в пепел.

В 1902 году, как мы уже писали, ушел из жизни его старший сын. А в 1907-м, спустя пять лет после трагедии, уже вода ворвалась в дом ученого. Ока сильно разлилась и затопила жилье Циолковского. Эта стихия уничтожила уникальные расчеты, различные экспонаты и машины, которыми дорожил Константин Эдуардович.

В дальнейшем жизнь этого человека становилась все хуже и хуже. Физико-химическое общество, когда-то заинтересованное работами ученого, не захотело больше финансировать его исследования и создание новых моделей летательных аппаратов. Семья его стала практически нищей. Годы трудов были потрачены впустую, все созданное сжег огонь, унесла вода. На новые изобретения у Константина Эдуардовича не было ни средств, ни желания их создавать.

В 1923 году еще один сын, Александр, покончил с собой. Константин Эдуардович многое пережил и выстрадал, и последние годы жизни оказались более благосклонны к ученому.

Последние несколько лет

Отвергнутый научным сообществом, Константин Циолковский, краткая биография которого описана в нашей статье, практически погибал в нищете. Его спасла пришедшая новая власть в 1921 году. Ученому была назначена небольшая, но пожизненная пенсия, на которую он мог покупать какую-то еду, чтобы не скончаться от голода.

После смерти второго сына жизнь Константина Эдуардовича изменилась в корне. Советские власти оценили его труды, изложенные в его книге о ракетных двигателях и топливе. Ученому выделили жилье, условия проживания в котором были более комфортабельные, чем в предыдущем. О нем стали говорить, стали ценить его былые труды, использовать во благо науки исследования, расчеты, модели.

В 1929 году Циолковский лично встретился с самим Королевым Сергеем. Он внес множество предложений и чертежей, которые были оценены достойно.

Буквально перед смертью, в 1935 году, Константин Эдуардович закончил работу над автобиографией, из которой мы узнали много подробностей его жизни, все радости и переживания. Книга называется "Черты из моей жизни".

В 1935 году, 19 сентября, от рака желудка скончался великий ученый. Он умер и был похоронен в Калуге, где прошли основные годы его жизни. Циолковский Константин Эдуардович внес огромный вклад в изучение и покорение космоса. Без его работ неизвестно, какая страна первая отправила бы человека в космос. Он заслуживал более счастливой жизни и всеобщего признания. Жаль, что его труды оценили так поздно, когда ученый пережил множество горя и потерь.

Достижения Циолковского и интересные факты из его жизни

Мало кто знает, что в четырнадцатилетнем возрасте Константин Эдуардович сам, только из подручных средств смог собрать токарный станок. А когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, он удивил всех своим новым изобретением - воздушным шаром. Это был гениальный человек с самого детства.

Любители научно-фантастических романов, конечно, знакомы с произведением Беляева Александра "Звезда КЭЦ". На создание этой книги писателя вдохновили идеи Циолковского.

Циолковский Константин Эдуардович, краткая биография которого имеется в данной статье, за время своей деятельности создал более четырехсот работ по теории ракетостроения. Обосновал теории о возможности путешествий в космосе.

Этот ученый был создателем первой в стране аэродинамической трубы и лаборатории по исследованиям аэродинамических свойств аппаратов для полетов. Также он спроектировал модель дирижабля, сделанного из цельного металла, и управляемый аэростат.

Циолковский доказал, что для космических путешествий нужны именно ракеты, а не другие летательные аппараты. Он изложил строжайшую теорию реактивного движения.

Константин Эдуардович создал схему газотурбинного двигателя и предложил пуск ракет с наклонного положения. Этот метод до сих пор используют в системах залпового огня.

Споры о роли Константина Циолковского в развитии мировой науки не утихают. Кто-то считает его безумным, недоучкой и плагиатором, кто-то - гениальным учёным, русским да Винчи.

"На Луне"

Циолковский был самоучкой. Ещё со школьных времён у него были серьёзные проблемы со слухом, отчего маленький Костя испытывал отчуждение от среды сверстников и всё больше уходил в книги, которые были его лучшими друзьями. По сути, оторванный от научной среды, большиноство своих открытий Циолковский делал на интуитивном уровне. В 1893 году в журнале «Вокруг Света» была опубликована повесть Циолковского «На Луне». В ней учёный предвосхитил те физические явления, которые людям удастся доказать почти век спустя. Циолковский при помощи мысли словно побывал на спутнике Земли. Повесть небольшая, настоятельно советуем к прочтению.

Религия

Циолковский не был религиозен. Родители его жены согласились на зятя-безбожника только потому, что дочь их была бесприданницей. Отношения к православию у Циолковского было особенным. Его дочь вспоминала: «Церкви он считал украшением городов и памятниками старины. Колокольный звон отец слушал как музыку и любил гулять по городу во время всенощной. К Христу относился как к великому гуманисту и гениальной личности, провидевшей интуитивно истины, к которым впоследствии ученые подошли посредством науки.

Таково, например, изречение Христа «в доме отца моего обителей много». Циолковский видел в этом изречении Христа мысль о многочисленных обитаемых мирах. Недосягаемо высоко ставил Циолковский Христа в отношении этики. Его гибель за идею, его скорбь за человечество, его способность все понять, все простить приводили его в экстаз. Но с таким же восторгом он относился и к самоотверженным деятелям науки, спасавшим человечество от смертей, болезней, изобретателям, облегчавшим человеческий труд. Он верил в высшие совершенные существа, живущие на более древних, чем наша земля, планетах, но он их мыслил как существ, состоящих из той же материи, что и весь космос, который, по его понятию, управлялся законами, общими для всей вселенной».

Неосторожные высказывания

Циолковского о Христе однажды чуть не стоили ему места учителя. Циолковскому пришлось потратить немало денег, чтобы съездить в Калугу и объясниться перед начальством.

Дирижабль

Одним из главных дел жизни Циолковского был сконструированный им цельнометаллический дирижабль. Аэростаты того времени были не только ненадёжны, но ещё и небезопасны. Дирижабль Циолковского выгодно отличался от них сразу по нескольких характеристикам.

Во-первых, объём оболочки был переменным, что позволило сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха, окружающего дирижабль. Эта возможность достигалась за счёт гофрированных боковин и особой стягивающей системы. Во-вторых, Циолковский ушёл от применения взрывоопасного водорода, его дирижабль наполнялся горячим воздухом. Высоту подъёма дирижабля можно было регулировать с помощью отдельно разработанной системы подогрева. Воздух нагревался путём пропускания по змеевикам отработанных газов моторов.

В-третьих, тонкая металлическая оболочка также была гофрированной, что позволяло увеличить её прочность и устойчивость. Циолковский не раз обращался за финансовой помощью для постройки дирижабля, но ему постоянно отказывали. Он самостоятельно, на собственные средства сделал несколько моделей дирижаблей, работающих и управляемых.

Евгеника

Циолковского упрекают в крайне резких взглядах на человечество и даже называют идеологом русского фашизма. Действительно, воззрения учёного на человеческий прогресс грешат несомненной субъективностью.

Вот, например, одно из высказываний Циолковского: « Надо всем стремиться к тому, чтобы не было несовершенных существ, например насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т.п. О них должны быть исключительные заботы, но они не должны давать потомства. Так безболезненно они угаснут. Не должно быть в мире несознательных животных, но и их не нужно убивать, а изоляцией полов или другими способами останавливать их размножение. Сейчас жители северных стран не могут обойтись без домашних животных, но со временем, когда каждый получит право на 4 десятины земли в теплом климате, не только дикие, но и домашние животные окажутся излишними».

Циолковский мечтал об идеальном человеческом обществе и высказывал радикальные взгляды. Так, он предлагал уничтожать преступников, расщепляя их на атомы, а также придерживался идеи о кастовом устройстве общества. В будущем же, считал учёный, общество превратится в лучевую энергию. Некоторые интерпретаторы трудов Циолковского считают эту мысль интуитивной догадкой об эре Интернета.

Открытия

Несмотря на то, что большинство открытий совершались Циолковским интуитивно, их количество поражает воображение. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива.

В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя. Заслуги Циолковского высоко оценивали не только отечественные учёные, но и создатель первых ракет Вернер Фон Браун.

Ошибки

Такая бурная деятельность. которую развивал Циолковский, не могла обходиться без ошибок. Так, из-за изоляции от научного мира он заново открыл кинетическую теорию газов, отослав её Менделееву, на что тот недоумённо ответил: кинетическая теория газов открыта 25 лет назад.

в 1893 году Циолковский издал работу «Тяготение как источник мировой энергии», где, пользуясь ошибочной теорией сжатия, развитой Гельмгольцем (1853) и Кельвином («механизм Кельвина-Гельмгольца»), попытался рассчитать возраст Солнца, определив возраст светила в 12 миллионов лет и предрекая, что через 7,5 миллионов лет Солнце потухнет, так как его плотность достигнет плотности планеты (Земли). Современная наука определяет возраст Солнца в 4,59 миллиардов лет, говоря, что оно будет светить и поддерживать жизнь на Земле, как минимум, еще 1 миллиард лет.

Циолковский не принял теорию относительности Эйнштейна, говоря, что указание на ограниченность Вселенной и ограниченность скорости во Вселенной скоростью света - это всё равно, что ограничить творение мира шестью днями. Отверг Циолковский и идею относительности времени: «Замедление времени в летящих со субсветовой скоростью кораблях по сравнению с земным временем представляет собой либо фантазию, либо одну из очередных ошибок нефилософского ума. … Замедление времени! Поймите же, какая дикая бессмыслица заключена в этих словах!».

Высокое презрение

Циолковский был из тех людей, кто полностью посвящал себя науке. Он даже женился не по любви, а только лишь с тем расчетом, что жена не станет ему мешать работать. Его отношения с окружающими складывались не лучшим образом, друзей у него почти не было, но были ученики. 42 года своей жизни Циолковский посвятил педагогической практике. По воспоминаниям, учёный не был страстным оратором, но у него получалось заинтересовать аудиторию, студенты его любили, чего не скажешь о соседях. Циолковского многие принимали за сумасшедшего, что, впрочем, его не особо волновало. Всё-таки, разработанная им теория евгеники, давала ответы на многие вопросы и претензии.

Вот одно из мнений о Циолковском: «Этот калужский абориген, - говорили одни, - выживший из ума человек, полуграмотный невежда, учитель арифметики у епархиалок, т. е. у поповских дочек (какая постыдная должность!), ничего не понимающий в науке, берется за решение неразрешимых задач, над которыми бились умы знаменитых профессоров. Этот, с позволения сказать, учитель приготовительного класса сует свой нос в области, к которым он не имеет ровно никакого отношения, - в высшую математику и астрономию! Да ведь это же курам на смех!».

Покорять космос, болтаясь на тросе в вакууме, может каждый. А истинный гений станет великим освоителем Вселенной, не покидая своего домашнего кресла.

Артур Рембов

В мае, 15-го числа 1915 года, небо над Лондоном стало тёмным. Армада гигантских немецких дирижаблей - цеппелинов - накрыла город и разбомбила лондонский портовый район Ист-Энд. Это была первая в истории человечества воздушная атака.

Несмотря на то что бомбы, сброшенные с неуклюжих «небесных сигар», сумели разрушить всего лишь пару зданий да отправить к праотцам только семь зазевавшихся портовых рабочих, никто в Англии больше не мог спать спокойно. Небо первой мировой войны ненадолго, но очень убедительно стало Германским. Графа Фердинанда фон Цеппелина - изобретателя воздушных чудовищ - в Берлине чествовали как олимпийского бога. А слова «цеппелин» и «дирижабль» навсегда стали синонимами. И до сих пор почти никто не знает, что настоящим отцом металлических дирижаблей был провинциальный и практически глухой учитель математики из дореволюционной Калуги - Константин Эдуардович Циолковский.

Зачем дирижаблю воротничок?

В 1887 году Циолковский ненадолго приезжает из Калуги в Москву, чтобы выступить в Обществе естествоиспытателей с научным докладом о возможности создания большого цельнометаллического дирижабля (к слову сказать, работу над аэростатом он начал ещё в 1885 году). Циолковскому всего 30 лет, и он под завязку набит идеями, которые мирным калужским обитателям кажутся безумными. Впрочем, не только они выразительно вертят пальцем у виска, заслышав рассуждения о том, что в небо можно запросто поднять здоровенькую штуковину из металла. И не просто поднять, а сделать её управляемой! Учёные мужи тоже выслушали чокнутого провинциала с кислыми улыбками, и… не выделили денег даже на постройку модели. Мол, всё вы конечно, правильно придумали, батенька Константин Эдуардович, но возвращайтесь - ка лучше в родную Калугу и продолжайте учить детишек таблице умножения.

Но Циолковский и не думал сдаваться. Это был не первый и не последний пинок, который он получил от судьбы, так что иммунитет к неудачам у него был отменный. За несколько лет до этого он, например, самостоятельно разработал кинетическую теорию газов, понятия не имея, что 24 года назад эта самая теория была открыта и доведена до ума другими учёными. Удар был, конечно, страшным, но несмотря на то, что открытие изрядно запоздало, Циолковского избрали членом физико - химического общества. На его рукопись обратили внимание физиолог Сечено и химик Менделеев. Именно к Менделееву и обратился Циолковский с просьбой хоть как –то пристроить цельнометаллический дирижабль.

В 1890 году Менделеев передал чертежи молодого калужского изобретателя в VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Надо сказать, что там заседали не только учёные, но и военные, которым сам бог велел заинтересоваться перспективным проектом. Но, увы, Циолковского подняли на смех и отказали с формулировкой: «Аэростат должен навсегда силой вещей остаться игрушкою ветров». Циолковский не сломался и на этот раз: он опубликовал несколько работ о дирижаблестроении и даже книгу «Аэростат металлический, управляемый». Всё напрасно.

В 1895 году, через 10 лет после Циолковского в Германии военные и правительство бурно поддержали разработки немецкого офицера графа Фердинанда фон Цеппелина и начали масштабные работы по созданию управляемого металлического дирижабля. Впечатлённый Кайзер назвал Цеппелина «самым выдающимся немцем XX столетия». О том, что впервые идею создания такого аэростата высказал Циолковский, никто и не вспомнил. В том числе и сам Цеппелин.

Дирижабельная правда

Фердинанд фон Цеппелин

Цеппелины фон Цеппелина были дирижаблями с металлическим каркасом. Циолковский обставил графа не только по времени, но и по конструкции. Его аэростат был задуман цельнометаллическим, без всякого каркаса. Дирижабль обеспечивали необходимой жесткостью давление газа и оболочка из гофрированного металла. Забавно, что метод гофрирования Циолковский разработал, получи в подарок машинку, которая плиссировала дамские воротнички. Еще забавнее, что в авиации этот метод начали применять только через 30 лет. И совсем уже удивительно, что, возясь со своим дирижаблем, Циолковский мимоходом разработал технологические методы сварки тонких листов металла, конструкции газопроницаемых шарнирных соединений и метод гидростатического испытания на прочность оболочки дирижабля. Все это применяется в авиации и кораблестроении до сих пор.

Гений среди людей

Наш герой родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье Эдуарда Игнатьевича Циолковского, польского дворянина. Семья, надо сказать, была гигантская: у Константина Циолковского имелось десять братьев и две сестры. Заработков отца, служившего по Лесному департаменту, едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами. Отец был человеком холодным, сдержанным, резким. С детьми возилась мать, Мария Ивановна Юмашева, милая, веселая женщина, в венах которой бурлил обычный в наших широтах коктейль из русско-татарской крови. Именно мать дала Циолковскому первое, домашнее образование.

Будущий отец космонавтики рос нормальным мальчишкой: носился со сверстниками по округе, плавал, лазил по деревьям, строил шалаши. Исступлённая любовь детства - воздушные змеи, их Циолковский мастерил своими руками. Запустив в небо очередное творение, Циолковский по нитке отправлял в небо «почту» - спичечный коробок с обалдевшим от происходящего тараканом.

Надо сказать, что опыты с тараканами станут доброй традицией. В 1879 году 22 летний Циолковский построил первую в мире (а он очень часто делал что - то впервые в мире) центробежную машину, прабабушку современных центрифуг. «Весь рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыплёнка в 10, без малейшего для них вреда», - бодро рапортовал начинающий учёный в своём дневнике. Комментарии таракана и цыплёнка не сохранились. А жаль.

Всё обещало быть счастливым и безоблачным, но в 10 лет Циолковский заболел скарлатиной и практически оглох. Слух его так никогда и не восстановился. А ещё через год умерла его мать. Всё это вместе стало настоящей трагедией: мир Циолковского изменился сразу и навсегда. Прежде живой и весёлый мальчишка стал угрюмым и замкнутым.

В 1871 году отец вынужден был забрать сына из гимназии: глухота не позволяла Циолковскому усваивать программу, а за злые шалости он не вылазил из карцера. Больше Циолковский не учился ни в одном учебном заведении - нигде и никогда. Оказавшись наедине с безмолвным миром и книжными полками, он стал самоучкой - может быть, самым выдающимся в мире. «Лет в 14, - пишет Циолковский в своей автобиографии, - я вздумал почитать арифметику, и мне показалось там всё совершенно ясным и понятным». Ещё через 3 года он - тоже самостоятельно освоил физику, дифференциальное и интегральное исчисление высшую алгебру аналитическую и сферическую геометрию.

Циолковский постоянно мастерил всякую дребедень: игрушки, станки, приборы. Он умудрился соорудить даже крылья, на которых пытался подняться в небо и, разумеется, чуть не свернул себе шею. А ещё он своими руками делал игрушечные локомотивы, причём делал их стальных каркасов для дамских кринолинов, которые в ту пору окончательно вышли из моды и за гроши продавались на рынке.

« Я помню отлично, что, кроме воды и черного хлеба, у меня тогда ничего не было. Каждый три дня я покупал на 9 копеек хлеба. Все же я был счастлив своими идеями и черный хлеб меня нисколько не огорчал. »

Тем временем семья Циолковских (отец постоянно менял места службы, пытаясь прокормить ораву ребятишек) приживается в Вятке. Очевидные, не лезущие ни в какие ворота способности глухого провинциального паренька смущают даже его родных. Наконец 1873 отец решается и отправляет сына в Москву - поступать в техническое училище.

Однако с поступлением ничего не вышло - то ли снова помешала глухота, то ли Циолковский просто не хотел отвлекаться от самостоятельных занятий. Факт, что он проживал в Москве 2 года, целыми днями просиживая в читальном зале. Отец присылал сыну 10-15 рублей в месяц, которые Циолковский практически полностью тратил на покупку реактивов и материалов для опытов. Он не стригся («Некогда было»), ходил в драном платье, очевидно, голодал - но именно в эти годы задумал всё то, что в последствии станет основным смыслом его жизни, а заодно опередит современную науку на десятки, а то и сотни лет. Космические ракеты, преодоление силы тяжести и освоение космоса - вот чем бредил семнадцатилетний мальчишка, гуляя по ночным московским улочкам.

«Учитель я был страстный»

Однако пир духа продлился недолго. Циолковскому пришлось вернуться в Вятку: состарившийся отец вышел в отставку и больше не мог кормить великовозрастного гения. Циолковский, чтобы хоть как подработать начал давать частные уроки и неожиданно обнаружил в себе ещё и недюжинные педагогические способности. В 1880 году он экстерном сдал экзамен на звание учителя и переехал в городок Боровск, получив место учителя арифметики и геометрии в уездном училище. Тогда же, в 1880 году, он окончательно решил посвятить всё своё свободное время науке. Специально для этого женился.

Тут придется сделать лирическое отступление и немного поговорить о женщинах. Как известно, гении отличаются либо исключительной похотливостью, либо олимпийским равнодушием к любому зову плоти. Глухой и, прямо скажем, не слишком симпатичный Циолковский (к тому же, откровенно пренебрегавший правилами личной гигиены), принадлежал к первой категории. Девицы и дамы волновали его чрезмерно. Будучи почтенным старцем, убеленным сединами, он неоднократно признавался, что всегда отличался исключительным сладострастием, которое, впрочем, держал в суровой узде. Один раз дело дошло до неслыханного: двадцатилетний Циолковский, одурев от высоких помыслов и длительного воздержания, ухитрился всерьез влюбиться в десятилетнюю девочку и длительно страдал. К счастью, невинное дитя увезли куда-то на ПМЖ ни о чем не подозревавшие родители. Но Циолковский, на прощание ухитрившийся-таки сорвать с уст малолетней прелестницы слюнявый поцелую, смекнул, что дело плохо. Этак и на каторгу загреметь недолго.

И Константин Эдуардович Циолковский решил сочетаться законным браком хоть с кем-нибудь. К делу он подошел серьезно, по-научному, решив взять в жены девушку, которая была бы непривлекательня для него физически, чтоб, значит, не тратить время и творческие силы на всякие влюбленности. Исключительно здоровый секс по расписанию. Выбор пал на Вареньку Соколову, дочь боровского священника, у которого Циолковский снимал комнату. Варенька была страшненькой бесприданницей, которая ровным счетом ничего не понимала в космических пространствах и цельнометаллических монопланах. но зато она стала Циолковскому верной подругой, прожила с ним долгую. нищую и непростую жизнь. безропотно смиряясь со странностями своего великого мужа и вынося бесконечные насмешки окружающих.

Варенька безоговорочно приняла суровые условия мужа: никаких гостей в доме, никаких родственников, гостей и посиделок. ни малейшего шума и суеты, которые могли бы помешать его занятиям. Циолковский даже поселил жену в отдельной комнате, через сенцы от своей, чтобы не отвлекать понапрасну на супружеский долг. Однако сенцы оказались преодолимым препятствием: через год после свадьбы родилась дочка, а следом - шестеро детей. План Циолковского по борьбе с бездуховной похотливостью провалился полностью.

« Венчаться мы ходили за 4 версты пешком, не наряжались. В церкви никого не было. Вернулись - и никто о нашем браке ничего не знал... Помню, в день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекло для электрических машин. »

Детей - своих собственных - он не любил. Дома все ходили по струнке, боясь даже пикнуть. Несмотря на глухоту, Циолковский не выносил никакого шума, поэтому дети не смели лишний раз шелохнуться. При этом, что удивительно, школьников Циолковский обожал, учителем был отличным и часами терпеливо возился с чужими ребятишками, пока его собственные дети сидели дома затюканные и в обносках.

По поводу обносок - никаких шуток. Семья Циолковского всегда жила в жесточайшей нужде, при том что школьный учитель зарабатывал около 100 рублей в месяц (для сравнения: рабочий самой высокой квалификации получал тогда в месяц 12 рублей). Однако большая часть зарплаты уходила на опыты и модели. Будем откровенны: Циолковский прекрасно понимал, что он гений, гордился этим и на науку и собственные потребности средств не жалел. Он заказывал по почте детали и реактивы, строил недешёвые модели, издавал за своё счёт рукописи и купил - ещё до революции - один из первых в стране фотоаппаратов (примерно тоже самое, что сейчас завести себе собственный поезд в метро). Да что там! Циолковский без звука отвалил 50 рублей за велосипед на котором совершал длительные прогулки, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье.

Автограф знаменитой формулы Циолковского

Со здоровьем и правда было не очень. Преподавание отнимало много времени и еще больше сил. Чтобы успевать заниматься исследованиями, Циолковский вставал затемно и далеко заполночь ложился. Все в доме подчинялось строгому распорядку. Впервые Циолковский задумался о том, что не все его порядки пошли на пользу семье в 1902 году, когда один из его сыновей покончил с собой. Спустя несколько лет так же ушел из жизни второй сын. Но изменить сложившийся порядок вещей Циолковский уже не мог. Семья всю жизнь была для него несносной обузой. Варенька, состарившаяся, некрасивая, считала медяки и терпела. Молча. Вряд ли она понимала, что Циолковский - гений. Но он был ее мужем.

В 1892 году Циолковского переводят в Калугу - снова в уездное, то есть в начальное училище. Но в Калуге на талантливого учителя с научными трудами и отличными рекомендациями быстро обратили внимание: он получил предложение стать преподавателем физики и математики в епархиальном училище. Там Циолковский проработал 20 лет и, по его собственным слова, был этим горд и счастлив.

Причина счастья крылась не только в возможности демонстрировать опыты с эбонитовой палочкой. Дело в том, что в училище занимались дочери священнослужителей - дивные поповны, сдобные, цветущие прелестницы, все в очаровательных ямочках, которые нынче предпочитают называть целлюлитом. Ясное дело, что такая аудитория здорово вдохновляла Циолковского. Ничего, что над ним потешались обыватели, пустяки, что ученый мир не ставил его ни грош. Зато каким восторгом горели глаза его богобоязненных учениц! И Циолковский пошел писать на всю губернию.

Слухачи

Циолковский делал для себя слуховые трубы, называя их «Слухачами». По сути «слухач» - это обычная воронка. Узкую часть Циолковский прикладывал к уху, а широкую направлял на собеседника. Чем хуже слух становился с возрастом, тем больше по размеру слухачи приходилось делать. В Доме-музее Циолковского в Калуге можно и сейчас подержать в руках последний «слухач» Циолковского - едва ли не полутораметровый и невероятно тяжелый и неудобный.

Гражданин и шар

Циолковский наизобретал и напрдесказал грандиозную кучу вещей в самых разных областях человеческих знаний. Большая часть его предсказаний до сих пор выглядит научной фантастикой. Впрочем, именно с трудов Циолковского научная фантастика превратилась в научный прогноз. Юрий Гагарин, вернувшись из космоса, сказал: «Обо всём этом я уже читал у Циолковского». Кстати, никаких шуток: совпадает всё, вплоть до подробнейшего описания выхода космонавтов в открытый космос.

В 1894 году Циолковский обосновал (с чертежами и техническими выкладками) идею постройки цельнометаллического моноплана со свободнонесущим крылом. Учёные всего мира в ту пору бились над созданием летательных аппаратов с машущими крыльями. Аэроплан Циолковского похож на застывшую парящую птицу с толстыми изогнутыми и неподвижными крыльями. К тому же изобретатель подчёркивает, что для получения больших скоростей необходимо улучшить обтекаемость аэроплана.

В 1883 году Циолковский - снова впервые в мире! - пишет о том, что космос будут покорять ракетами. К 1896 году он создаёт стойкую теорию реактивного движения. Его работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» стала основой современной космонавтики и ракетостроения. Циолковский решает практическую задачу прямолинейного движения ракеты, разрабатывает теорию многоступенчатых ракет и теорию движения тел переменной массы, описывает способы посадки космического корабля на поверхности планет, лишенных атмосферы, а заодно определяет вторую космическую скорость.

« Со сверстниками и в обществе я часто попадался впросаки, конечно, был смешон со своей глухостью. Оскорбленное самолюбие искало удовлетворения. Явилось желание подвигов, отличий, и в 11 лет я начал с писания нелепейших стихов. »

10 мая 1897 года калужский затворник вывел формулу, которая установила зависимость между скоростью ракеты и ее массой. Формула Циолковского легла в основу современного ракетостроения. Он первым заговорил о ракете как об искусственном спутнике земли, о возможности создания околоземных станций, которые станут для человечества промежуточными базами во время освоения космоса. Циолковский разработал даже способ выращивания растений на ракетах, которые должны были доставлять космонавтов в другие галактики. О его практических разработках говорить страшно: тут всё, начиная с графитовых газовых рулей для управления ракетой и заканчивая окислителями для ракетного топлива.

Но самое главное - Циолковский был всерьез уверен, что со временем человечество расселится по всему космосу. И не просто расселится - принципиально изменит свою сущность. Эволюция, по его разумению, должна была пойти по пути духовного совершенствования, а конечной точкой станет превращение каждого индивида в некий светящийся духовный шар. Теперь напряжём воображение: конец XIX - начало XX века, самая окраина Калуги, по заросшим травой улицам ходят куры, гуси, козы. Сюда даже извозчики не едут, потому что слишком крутая гора. И за столом на чердаке сидит человек, который пишет: «Мы живём больше жизнью космоса, чем жизнью Земли». Не мудрено, что его считали совершенно сумасшедшим.

М - налево, Ж - направо

Циолковский много и с удовольствием писал и рассуждал о будущем переустройстве человечества. Собственно, Циолковского и в космос-то тянуло потому, что космос, по его разумению, - это такое царство гармонии и справедливости, в котором все живое, включая атомы, жандармов и старых дев, просто вынуждено стать разумным и добрым. Каждая молекула, каждая планета, каждый кварк (которых тогда еще не открыли) - все это будет полно жизни, света и доброй воли. Если, конечно, вовремя полетит в космос. Впрочем, чтобы в этот самый космос попасть, одних ракет недостаточно. Сперва надо разобраться со всеми проблемами на Земле. И тут Циолковский размахнулся так, что прямо страшно. Отдельное правительство для женщин, отдельное - для мужчин (чтоб, значит, не отвлекались на половое влечение). Отдельные выборы по половому признаку, отдельное принятие решений - по половому признаку же. Поселки для гениев и поселения для обычных граждан. Гениям размножаться можно, остальным - нет. Нет, сексом негениям заниматься можно хоть до упаду, а вот детишек рожать доверено только самым умным. Все это, включая общественно полезные работы по часам и размышления о тщете всего сущего в свободное время, должно было привести человечество сначала в космос, а потом и на высшую ступень эволюционного развития. То бишь мы должны превратиться в пресловутый сияющий шар. И расселиться по всей Вселенной. Вот так.

Советская власть выписала учёному пенсию (полмиллиона рублей по номиналу 1921 года) и всячески ласкала. Словосочетание «реактивные двигатели» уже не казалось никому дурацким или смешным. СССР рвался в небо и космос - строить коммунизм. Циолковского возвели в ранг сокровища нации. Молодой Королёв и стая начинающих учёных только что не молились великому старику. Впрочем, дирижабль - мечту всей жизни ему построить так и не дали. Взамен Родина увеличила учёному пенсион и подарила просторный дом на улице, которой немедля дали имя Циолковского.

« Я сделал огромный воздушный шар из бумаги. Внизу приспособил сетку из тонкой проволоки, на которую клал несколько горящих лучинок. Однажды шар мой умчался в город, роняя искры. Попал на крышу сапожнику. Сапожник заарестовал шар. »

Калужане смекнули, что глухой придурок, над которым они потешались двадцать лет и впрямь, видно, важная шишка! К сожалению, Циолковский был уже не молод. Рак желудка у него обнаружили слишком поздно. Прилетевший из Москвы консилиум провёл получасовую операцию под местным наркозом. Фактически врачи разрезали Циолковскому живот и с сожалением развели руками. Это был приговор.

Циолковского похоронили в одном из самых любимых его мест - в городском парке. 24 ноября 1936 года над могилой возвели обелиск. Один их правнуков, Сергей Собуров, работает в звёздном городке, обеспечивает связь космонавтов с Землёй. В отряд космонавтов его не взяли - слишком большая конкуренция. Но Сабуров рассчитывает, что кто - нибудь из потомков Циолковского непременно полетит в космос. Пусть даже в виде светящегося шара.

Изобретатель ракеты и исследователь космоса, основоположник теории межпланетных сообщений

Полет человека в космос... Это казалось несбы- точной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совер- шить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.

Константин Циолковский родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. После перенесенной скарлатины потерял слух. Он рос замкнутым ребенком. Единственными друзьями его были книги, из них мальчик черпал сведения о естественных науках. Школьный курс ему пришлось изучать самостоятельно. Когда Константину исполнилось 16 лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Фёдорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ, после чего отправился в Боровск, где преподавал в школе, расположенной в 100 километрах от Москвы.

При этом его интерес к наукам не ослабевал. Помимо преподавательской практики, Циолковский занимался исследованиями в аэродинамике. На основе своих опытов он создал кинетическую теорию газов. Отослал расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Однако одаренного молодого человека заметили в Петербурге. В 1892 году Константин Эдуардович был переведен учителем в Калугу. Все свободное время он посвящал научной работе. Циолковский построил, например, специальный туннель, который позволял измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов.

После знакомства со Столетовым и Николаем Жуковским, Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Многие исследования незаурядного ученого завершались открытиями. Он спроектировал управляемый аэростат, который позднее получил название «дирижабль», построил его работающую модель из цельного металла, создал прибор для автоматического управления полетом и схему регулирования его подъемной силы. В журнале «Научное обозрение» появилась первая публикация Циолковского, в которой он описал свой проект.

Однако многие работы Циолковского оценили не сразу. Учение о реактивном «звездолете» было замечено только тогда, когда его напечатали вторично, в 1911-1912 годах, в столичном журнале «Вестник воздухоплавания». Идеи Константина Эдуардовича стали по-настоящему актуальными в советский период. Ученому оказывали всестороннюю поддержку, создавали благоприятные условия для деятельности. В 1919 году Константин Циолковский был избран в Социалистическую академию, стал почетным профессором Военно-воздушной академии.

Константину Эдуардовичу уже давно присвоено звание «основателя космонавтики». Его изобретения навсегда останутся в анналах мировой науки. Гениальный ученый заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. Ему принадлежит идея движения на воздушной подушке, реализованная только много лет спустя.

Циолковский отстаивал теорию разнообразия форм жизни во Вселенной. В научно-популярных произведениях «Грезы о Земле и небе», «На Весте» он воображал, как могла бы возникнуть и развиваться жизнь в космосе, например, на астероиде Веста.

Он был великим мечтателем, который всю жизнь посвятил воплощению своих задумок, обогативших современную отечественную науку и технику. За свой вклад в развитие космонавтики в 1932 году Константин Циолковский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Мысль о возможности использования ракеты для межпланетных полетов была высказана Константином Эдуардовичем еще в 1883 году. В труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами», увидевшем свет в 1903 году, он впервые вывел законы движения ракет, обосновал возможность их использования для исследования Вселенной. Его работа возвестила о новом направлении науки - покорении космоса.

Альманах "Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II", 2004, АСМО-пресс.