Кто такие правые. Разница между «правыми» и «левыми» в политике

На вопрос Кто такие правые? заданный автором шеврон лучший ответ это Патриотами могут быть как правые, так и левые. Если в двух словах, то правые - это часть политического спектра, представители которого выступают за минимальное вмешательство государства в экономику, за приоритет частной собственности. К правым также относятся националистические движения. Деление на правых и левых пошло, если не ошибаюсь, после французской революции, когда в парламенте консерваторы заняли правую часть зала, а реформаторы - левую.

Ответ от Анатолий горбачев [гуру]
Правые те - кто выступает за минимальное влияние государства на жизнь человека. Как трудовую, так и духовную.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
те, которые не левые
неее они деятели. Как и все, имеющие строго определенную цель, стремящиеся к ее достижению и устранению противников их теории.


Ответ от Босоногий [активный]
конкретное право определённого лица (физического или юридического) , то есть закрепленная законом возможность действовать определённым образом и требовать определённых действий (или воздержания от действий) от др. лиц. Так, собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и требовать от др. лиц воздержаться от посягательства на его право. Обладатель С. п. в случае его нарушения кем-либо может прибегнуть к принудительной силе государства для реализации и защиты своего права (например, обратиться в суд). По способу защиты различают абсолютные и относительные С. п. При абсолютном С. п. владелец может требовать конкретных действий или воздержания от действий от неопределенно широкого круга лиц. Так, автору принадлежит право на неприкосновенность произведения, и он может запретить любому лицу вносить в него какие-либо дополнения, сокращения или изменения, а также требовать совершения действий, необходимых для восстановления нарушенного права. При относительном С. п. требования обладателя С. п. могут быть обращены только к конкретному лицу или кругу лиц (например, права кредитора по отношению к должнику).


Ответ от Просалить [гуру]
те кто правы но нынешние либералы к ним не относятся вроде Немцовых)


Ответ от Марьяна Карпенко [новичек]
кто основа правого движа??


Ответ от Никита казмирчук [новичек]
ПРАВЫЕ ПИЗДЯТ ХОЧЕЙ ХОДЯТ ПО ГОРОДУ И ИШЯТ ИХ


Ответ от ПАША ТЕХНИК [новичек]
Правые ебашут чурок и всю эту дичь 6лять.


Ответ от Иван Носков [новичек]
Именно. В Спб, Правые-люди, которые против гастарбайтер (Прошу не путать со скинами) Во главе Сейчас Белая. Им не стоит доверять, так как за 200 р могут сломать через даже лучшему другу! Левых кстати тоже нет! Есть Анти-фашисты-они за гостарбайтеров. Во главе вроде "Douil".Проще говоря Правый берег, правая сторона невы! Там ебашат хачей)


Ответ от Жорик Петров [новичек]
Правые пиздят за newbalance не носите stone island (Нашивка похожая на компас) они попросят поиснить за шмот могу отпиздить


Ответ от Дмитрий Котов [активный]
Правые-это патриоты страны. В основно правый движ происходит против-армян, дагестанцев, кавказцев и т. д.


Ответ от Макс андреев [новичек]
А причем тут молот тора?) Очень много видео видел с притензией к языческой символике


Ответ от Иван Ржевский [новичек]
Одна из их деятельности - спросить за шмот. В основном за комуфляжные штаны там или вообще за комуфляж, кроссы New Balanse короче, даже если ты хорошо поянсишь, пизды в любом случае отхватишь. Хотя если спросить их, тебе по жизни кто права спрашивать за это дал, может и осядут. Или спроси правые или левые.


Ответ от Андрей Каминский [новичек]
левые это сторонники комунизма и анархии. А правые сторонники национализма (Не путать с нацизмом) и рассизма


Ответ от Иван Олин [новичек]
Правые ебают за Анорак (куртки кофты и т. д) и приколачивают хачей...


Ответ от Настя Морозова [новичек]


Ответ от Денис Холодный [новичек]
Правые ебашут Левых
А левые которые за фашистов


Ответ от Глеб Редькин [новичек]
А если по дрововому. Правые-фашики. Левые-антифашики


Ответ от Никита карачер [новичек]
Правые - это те кто не дает другим национальностям, так сказать, брать господство не на их территории, пример: Дагестанец в баре бунтовать, кричать "Дагестан 05" и в этом роде. Его попросят успокоиться, а если не поймет, ему сломают лицо если рядом есть правые, а если бы он сидел спокойно и выпивал ему бы никто и слова не сказал и пальцем не тронул. В этом главное отличие националистов (правых) от нацистов. Националисты - это патриоты, которые защищают интересы и права государства, но не проповедуют его превосходство над другими государствами или народами.

И maxim_sokolov относительно перспектив правых политических сил в России побуждает еще раз обратиться к этой проблеме. Чрезвычайно большой проблемой является характерное для переломных эпох смешение всевозможных политических понятий, когда слова либо обессмысливаются, либо приобретают совершенно не свойственные им первоначально значения. В данном случае это в полной мере относится к очень несчастливому пока в России слову "правый". Этим активно пользуются оппоненты "правых", регулярно и небезуспешно компрометируя правых связью с теми силами и конкретными фигурами, которые в массовом сознании навеки сохраняют крайне негативную окраску.
Так, в частности, если человек "правый", то он якобы является сторонником всей той политики, которая проводилась, условно говоря, с января 1992 г. по сравнительно недавнее время. Между тем, эта политика была крайне непоследовательной, тернистой, более того, содержала элементы, заведомо неприемлемые для настоящих правых. Например, вся внешнеполитическая линия Козырева была совершенно "антиправой". Эта линия до сих пор не получила сколько-нибудь путного разъяснения со стороны, например, Союза правых сил, что превращает последний, с моей точки зрения, в "неправую" партию.
Так кто же такие правые? Кем должны быть те, кто именует себя сторонниками правых взглядов? - Во-первых, они выступают за максимизацию эффективности национальной экономики, которая в конечном итоге может быть только при условии "свободного рынка". Но это совершенно не означает, что представитель правых взглядов не понимает, что рынок сам по себе ничего не отрегулирует. Наоборот, реализм подсказывает, что существует совершенно разный инструментальный набор, который может пускаться в ход в зависимости от ситуации. Именно поэтому наступает во-вторых, а именно приверженность идее сильного, могущественного государства. Которое может в отдельных случаях прибегать и к совершенно нелиберальным мерам, если это отвечает его интересам. Сильное государство - это значит суверенная держава, с неотчуждаемыми территорией и стратегическими промышленными отраслями. Но главное, это держава, свободная в принятии решений. Что и означает - "суверенная".
Отсюда следует, что вся правозащитная шелуха, все эти призывы вести переговоры с террористами или, например, идея о создании "негосударственного федерального канала" являются антироссийской провокацией. Не имеющей ничего общего с подлинно правыми взглядами.
Это совершенно не означает, что нынешняя власть правыми идеализируется. Напротив, чем больше приглядываешься к ней, тем больше понимаешь, насколько малоэффективна та политика, которая проводится и насколько зачастую чуждые правым взглядам решения принимаются даже на самом верху.
Но эта констатация не отменяет факта совершенной чудовищности нынешней оппозиции в России, которая состоит либо из либертарианцев, либо из квазипатриотов, но главным образом из латентных патерналистов, которые спят и видят, чтобы государство вбухивало именно в них те средства, которые худо-бедно продолжают поступать в бюджет.
Если кратко резюмировать вышеизложенное, нужно сказать, что для отнесения человека к лагерю подлинно правых существует два просматриваемых критерия. В какой мере взгляды данного конкретного человека способствуют/не способствуют повышению эффективности экономики и росту могущества государства.
Может показаться, что два этих направления могут друг другу противоречить. В действительности, это никогда не бывает так. Наоборот, именно в могущественном государстве экономика чрезвычайно эффективна и наоборот, рост эффективности экономики приводит к росту могущества государства.
Но многие достойные люди, которые идентфицируют себя как правые, делают, на мой взгляд, ошибку, называя себя также "консерваторами". Это еще одно слово, которое оказалось сейчас ужасно затасканным (о чем свидетельствует, в частности, попытка "застолбить" данный бренд, предпринятая "Единой Россией"). Однако, сейчас под ним понимают, как правило, "опору на традиционные ценности". Я безусловно готов согласиться с тем, что в обществе имеется "ценностный дефицит" и это угрожает серьезными издержками. Но если мне говорят, что в их число входит, например, важная государственная роль церкви, я с этим согласиться решительно не могу. Более того, считаю подобный взгляд крайне вредным для страны, ее будущего. Поэтому "не консерватор". Однако отношу себя к сторонникам именно правых взглядов.

Кто такие левые? Кто такие правые?

    Выражение у молодежи он левый означает, что человек с не их круга общения и в теме на разбирается. Чужак, который вряд ли станет своим. А выражение он правый, обозначающего своего у молодежи нет, только левый чел.

    В политике есть два определения левых и правых.

    Левые политические партии ратуют за социальное равенство, хот и возникло понятие из-за местонахождения в левой стороне радикалов якобинцев, боровшихся за уравнивание в правах, но сама судьба отвела их на левое положение, потому что быть равными всем на земле не возможно, только под землей.

    А правыми политическими партиями называют тех граждан, кто объединяется по принципу капитализм рулит, то есть трезво оценивает положение в обществе.

    Обычно когда имеют ввиду левых и правых, то имеется в виду политика. Правыми обычно называют политические силы, которые применяют при своей политике радикальные методы. А левые придерживаются демократичных и классических способов.

    Если вы имеете ввиду политику, то левые - это:

    • коммунисты,
    • социалисты,
    • социал-демократы,
    • социал-либералы,
    • анархисты.

    А правые силы - это:

    • демократы,
    • капиталисты,
    • консерваторы,
    • либералы,
    • республиканцы.

    Конечно, не все перечисленные партии есть в каждом государстве. Если брать левых и правых на примере России, то не все сейчас находится в думе, но в последние годы они имели место быть.

    Левые партии России :

    • Коммунистическая партия Российской Федерации (глава Геннадий Зюганов),
    • Справедливая Россия (глава Сергей Миронов),
    • Патриоты России (глава Геннадий Семигин),
    • Российская объединенная демократическая партия Яблоко, но они лево-центристы (главы: Григорий Явлинский и Сергей Митрохин),
    • Социал-демократическая партия России (глава Сираждин Рамазанов),
    • Коммунистическая партия социальной справедливости (глава - Юрий Морозов),
    • Новая Россия (глава Вячеслав Гришин),
    • Партия Возрождения России (глава Геннадий Селезнв).

    Правые партии России:

    • Единая Россия (главы Владимир Путин и Дмитрий Медведев),
    • Либерально-демократическая партия России (глава Владимир Жириновский),
    • Либерально-демократическая партия России (глава Андрей Дунаев),
    • Республиканская партия России Партия народной свободы, правоцентристы (главы Михаил Касьянов и Борис Немцов),
    • Демократическая партия России, правоцентристы (глава Андрей Богданов)
    • Западный выбор (глава Константин Боровой).
  • Дело в том, что все намного проще. Есть в политикне центристы и именно относительно их и идет деление на левых и правых.

    Прежде всего это понятие было и в эпоху Ленина. Так у Ленина есть даже работа о проблемах левизны в коммунизме. Так что даже коммунистов можно поделить на левых и правых. Проще говоря что деление на левых и правых относительное. А в настоящее время у власти в России стоят центристы. И что интересно они просто выделились из левых и правых двежений. Так те кто стоит на позициях коммунистичекого пути считаются левыми. А тот кто больше говорит о свободе и придерживается капиталлистического пути развития, те естественно правые. И примерами правых в России является партия Парнас. Ну а левые естественно коммунистическая партия. А вот между ними сейчас и находятся все остальные. Так что начав отвечать на поставленный вопрос, можно прийти к выводу, что многие партии в России сдаются искусственно и придерживаются центристских позиций. И что самое неприятное, что центристские партии, рано или поздно придут к монархии или какому-то подобию на монархию.

    Говоря о таких понятиях как левые и правые сразу на ум лезет политическая тематика.

    Для левых в политике характерна идеологическая мысль о равноправии, об улучшении жизни простого народа. А вот правые являются полной противоположностью по мыслям.

    Обычно эти понятия используют в политике, например в думе есть правые партии и левые. К правым можно отнести такие партии как ЛДПР, которую возглавляет Владимир Жириновский, партия Единая Россия(единоросы) президент России оттуда.

    К левым можно отнести такие партии как КПРФ коммунистическая партия возглавляемая Зюгановым.

    Можно сказать что правые это демократы, а левые коммуняки.

    Политическое деление на правых и левых берет отсчет от времен Великой француской буржуазной революции 1792 года, когда на смену абсолютной монархии пришла первая французская республика со своим знаменитым девизом Свобода, Равенство и Братство.

    В Конвенте новой республики на скамейках левого крыла зала заседаний восседали сторонники кардинальных революционных преобразований, вплоть до применения для этого насилия. На правых же - те кто ратовал за умеренность и сохранение старых порядков и традиций - консерваторы.

    Сегодня в России все поставлено с ног на голову. И коммунисты, представляющие левую фракцию, на самом деле по сути являются консерваторами, выступающими за возвращение к коммунистическому прошлому. И единороссы строят свою политику на социальном консерватизме.

    Такое деление политических сил возникло во Франции около двухсот лет назад. Споры между правыми и левыми заключаются в их отношении к лозунгу революции Свобода, Братство, Равенство.

    Правые делают упор на том, что равенство неравными от природы людьми вообще не достиимо. Они делают упор на слове Свобода, но вовсе не исповедуют индивидуализм, наоборот, правые считают, что человек имеет ценность и можетбыть свободен только как часть общества.

    Левые же считают, что надо делать упор на равенстве, даже если придется ограничить свободу.

    Впервые рассортировала политиков на левых и правых Великая Французская революция (1789...1794 гг.). Тогда депутаты Генеральных штатов разделились на поддерживающих короля (сидящие справа в зале заседаний) и его противников (сидящие слева).

    Крайнее проявление левизны в политике - так называемое левачество, берущее политический курс на революционные изменения, не исключающее применения насильственных средств для достижения социальных целей.

    Со временем, многие сторонники левачества потеряли свой радикализм и перешли в категорию новые левые, и среди них превалирует идея широкого демократического контроля, противостоящего элитарным структурам.

Правые/Левые ♦ Droit/Gauche В детстве я как то спросил отца, что значит для политика быть правым или левым. «Быть правым, – ответил он, – значит мечтать о величии Франции. Быть левым – мечтать о счастье для французов». Не знаю, сам ли он… … Философский словарь Спонвиля

В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым, в частности ставящие экономические, национальные или религиозные цели выше… … Википедия

- «Партия социалистов революционеров» Дата основания: январь 1902 Дата роспуска: 1922 Идеология: Социализм Партийная печать: «Революционная Россия», «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия» … Википедия

Как и большинство стран латиноамериканского региона, Аргентина президентская республика. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. В … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Левые. В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее… … Википедия

В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика Портал:Политика Украина … Википедия

Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

- (new right) Теоретики, подчеркивающие благоприятное воздействие свободного рынка на экономические и политические свободы. Главные принципы философии новых правых содержатся в работах Гайека (Hayek) и американского экономиста Милтона Фридмэна.… … Политология. Словарь.

Экономическая политика - (Economic policy) Определение экономической политики, история экономической политики Информация об определении экономической политики, история экономической политики Содержание Содержание История экономической Новая экономическая политика НЭП в… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Философия и событие , Бадью Ален. Политика, любовь, искусство и наука - четыре источника истин, о которых в своих диалогах рассуждают Ален Бадью и Фабьен Тарби, постепенно приближаясь к философии. Кто сегодня левые, а кто…
  • Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью , Бадью А., Тарби Ф.. Политика, любовь, искусство и наука - четыре источника истин, о которых в своих диалогах рассуждают Ален Бадью и Фабьен Тарби, постепенно приближаясь к философии. Кто сегодня левые, а кто…

ПРАВЫЕ/ЛЕВЫЕ (DROIT/GAUCHE). В детстве я как-то спросил отца, что значит для политика быть правым или левым. «Быть правым, - ответил он, - значит мечтать о величии Франции. Быть левым - мечтать о счастье для французов». Не знаю, сам ли он придумал эту формулировку. Он не питал особенной любви к французам, как, впрочем, и к остальному человечеству, и часто повторял, что мы живем на этой земле вовсе не ради того, чтобы быть счастливыми. Поэтому в его устах определение явно звучало как кредо правых сил - тем-то оно ему и нравилось. Однако сторонник левых точно так же мог бы взять его на вооружение, сделав акцент не на первой, а на второй его части, - и этим определение нравится лично мне. «Франция, величие! Все это опасные абстракции, - сказал бы наш левый политик. - Другое дело счастье французов - вот это действительно достойная цель». И все-таки приведенное выше определение не может считаться полным. Мало того - это вообще не определение, поскольку ни величие, ни счастье не могут быть чьей-то принадлежностью.

Прошло немало времени, и вот уже мои собственные дети начали, в свою очередь, задавать мне тот же вопрос. Я как мог пытался ответить им, стараясь подчеркнуть основополагающие, на мой взгляд, различия. Мне кажется, что нарочитое деление на «белое и черное» в данном случае помогает яснее распознать суть явления, хотя подобная «двоичная» логика, навязываемая нам самим мажоритарным принципом, разумеется, не соответствует ни сложности понятия, ни реальным колебаниям политической позиции существующих сил. Может быть, что одна и та же идея пользуется поддержкой в каждом из противоборствующих лагерей (например, идея федеральной Европы, разделяемая как сегодняшними правыми, так и левыми), а то и перекочевывает из одного лагеря в другой (например, национальная идея, в XIX веке провозглашаемая левыми, в XX столетии заметно «поправела»). Но значит ли это, что нам пора отказаться от принципа деления на правых и левых, глубоко укоренившегося в демократической традиции начиная с 1789 года (всем известно, что в его основу лег чисто пространственный фактор: депутаты Учредительной ассамблеи, представлявшие противоборствующие партии, рассаживались справа или слева от председателя собрания) и до сих пор накладывающего столь яркий отпечаток на все политические дебаты демократического общества? Может, этот принцип действительно устарел и его пора заменить чем-нибудь другим? Такие попытки уже предпринимались. В 1948 году Шарль де Голль заявлял, что оппозиция существует не между правыми и левыми, а между теми, кто стоит наверху и имеет возможность обзора, и теми, кто «болтается внизу, барахтаясь в болоте». По-моему, это типично правый подход, как, впрочем, и любой другой, отражающий ту же попытку выхолостить содержательный смысл противопоставления правых и левых, противопоставления, бесспорно, схематичного, но полезного в качестве эффективного инструмента структуризации и прояснения понятия. Найдется ли сегодня хоть один политолог, хоть один политик, способный без него обойтись? Впрочем, Ален еще в 1930 году дал ответ на этот вопрос: «Когда меня спрашивают, имеет ли в наши дни смысл деление партий и отдельных политиков на правых и левых, первая мысль, которая приходит мне в голову, заключается в следующем: человек, задающий этот вопрос, наверняка не принадлежит к левым» (Речь от декабря 1930 года). Лично я на подобные вопросы реагирую точно так же, и это заставляет меня заниматься поиском различий между правыми и левыми, какими бы расплывчатыми и относительными они ни представлялись.

Первое различие лежит в области социологии. Левые представляют те слои населения, которые в социологии принято называть народными, иначе говоря, наиболее бедных (или наименее богатых) людей, не имеющих никакой (или почти никакой) собственности; тех, кого Маркс именовал пролетариями, а мы сегодня предпочитаем именовать наемными работниками, т. е. людьми, живущими на заработную плату. Правым, которые по необходимости черпают некоторые ресурсы из указанных слоев (что неудивительно, ведь последние представляют собой подавляющее большинство населения) гораздо легче найти общий язык с независимыми индивидуумами, неважно, проживающими в городе или в деревне, но владеющими землей или средствами производства (собственным магазином, мастерской, предприятием и т. д.), с теми, кто заставляет других работать на себя или работает сам, но не на хозяина, а на самого себя. Это дает нам первую линию водораздела, проходящую как бы между двумя народами, или два полюса, на одном из которых сосредоточены неимущие крестьяне и наемные работники, а на другом - буржуа, земельные собственники, руководящие кадры, представители свободных профессий, владельцы промышленных и торговых предприятий, в том числе мелких. Между этими двумя мирами существует бесчисленное множество промежуточных состояний (пресловутые «средние классы») и имеет место беспрестанное перетекание из лагеря в лагерь (перебежчики и сомневающиеся). Граница между ними отнюдь не непроницаема, и чем дальше, тем становится все более подвижной, однако полностью не исчезает. Ни один из обоих лагерей не обладает монополией на выражение интересов конкретного класса, что очевидно (все мы хорошо помним, что Национальный фронт во времена своего зловещего расцвета был на пути к тому, чтобы стать крупнейшей рабочей партией Франции), но тем не менее игнорировать социологический аспект проблемы совершенно невозможно. Даже притом, что правые регулярно перетягивают на свою сторону некоторое количество голосов беднейших слоев населения, им никогда не удавалось, во всяком случае во Франции, по-настоящему глубоко проникнуть в рабочее профсоюзное движение. С другой стороны, за левых голосует не больше 20% земельных собственников и владельцев предприятий. Как в первом, так и во втором случае мне довольно трудно видеть в этом простое совпадение.

Второе различие носит скорее исторический характер. Начиная со времен Французской революции левые постоянно выступают за наиболее радикальные перемены и предлагают самые далекоидущие планы. Настоящее никогда их полностью не удовлетворяет, не говоря уже о прошлом, они всегда - за революцию или реформы (разумеется, в революции левизны больше, чем в реформах). Таким образом левые выражают свою приверженность прогрессу. Что касается правых, то, никогда не выступая против прогресса (кто же против прогресса?), они скорее демонстрируют склонность к защите того, что есть, и даже, как свидетельствует история, к реставрации того, что было. Итак, с одной стороны, партия движения, с другой - партия порядка, консерватизма и реакции. Опять-таки, не будем забывать об оттенках и нюансах между той и другой, что особенно характерно для последнего периода (стремление левых к защите достигнутых достижений нередко берет у них верх над реформаторством, так же как стремление правых к либеральным реформам порой превалирует над их консерватизмом). Вместе с тем никакие оттенки и переходы не в силах размыть направление основного вектора. Левые ратуют главным образом за прогресс. Настоящее наводит на них скуку, прошлое их тяготит, они, как поется в «Интернационале», готовы разрушить весь мир «до основания». Правые более консервативны. Прошлое представляется им в первую очередь наследием, которое надлежит сохранить, но никак не тяжким бременем. Настоящее, на их взгляд, вполне приемлемо, и если будущее будет на него походить, то это скорее хорошо, чем плохо. В политике левые видят в первую очередь средство возможных перемен, правые - способ сохранения необходимой преемственности. Различие между левыми и правыми пролегает в их отношении ко времени, что выдает принципиально разное отношение к реальной и воображаемой действительности. Левые демонстрируют явную, порой опасную, склонность к утопии. Правые - склонность к реализму. В левых больше идеализма, в правых - озабоченности практической пользой. Это не мешает стороннику левых сил проявлять здравомыслие, а представителю правых иметь возвышенные идеалы. Но и тому и другому будет очень и очень нелегко убедить в своей правоте соратников по лагерю.

Третье различие имеет непосредственное отношение к политике. Левые провозглашают себя выразителями народных интересов и представителями народных институтов (партий, профсоюзов, ассоциаций), главным из которых является парламент. Правые, не высказывая открыто презрения к народу, все же более привержены понятию Нации с большой буквы, Отчизне, культу родной земли или главы государства. Левых можно считать выразителями идеи республики, правых - выразителями национальной идеи. Левые легко впадают в демагогию, правые - в национализм, ксенофобию или авторитаризм. Ни тем ни другим это не мешает на практике выступать с отчетливо демократических позиций, а порой - склоняться к тоталитаризму. Однако у каждого из движений свои мечты, и каждое из них преследуют свои бесы.

Четвертое различие лежит в сфере экономики. Левые отрицают капитализм и мирятся с ним лишь потому, что вынуждены делать это. Они больше доверяют государству, нежели рынку. Национализацию они встречают с восторгом, приватизацию - с сожалением. С правыми дело обстоит прямо противоположным образом (во всяком случае, в наши дни): они делают ставку не на государство, а на рынок и именно по этой причине приветствуют капитализм. Они соглашаются на национализацию лишь под сильным давлением и при первой возможности стремятся к приватизации. Опять-таки, это не мешает человеку левых взглядов быть либералом, даже в вопросах экономики (например, таким был Ален), а человеку правых убеждений - быть государственником и ратовать за усиление государственного сектора в экономике (таким был де Голль). Но в общем и целом это различие, затрагивающее основополагающие принципы, остается незыблемым. Сильное государство располагается слева, рынок - справа. Планирование экономики - слева, конкуренция и свободное соревнование - справа.

Нетрудно заметить, что на протяжении последнего времени в области экономики правые одержали убедительную победу над левыми, во всяком случае теоретически. Правительство Жоспена приватизировало больше предприятий, чем правительства Жюппе и Балладюра (при этом, надо отдать ему должное, оно гораздо меньше бахвалилось своими успехами), и сегодня лишь ультралевые еще осмеливаются выступить с предложением национализации какого бы то ни было предприятия. В этих обстоятельствах приходится только удивляться, что в сфере политики левым удается вполне успешно противостоять правым, а по многим вопросам даже брать верх. Здесь надо сказать, что на руку левым играет сама социология (среди населения все больше становится тех, кто живет на зарплату, и все меньше тех, кто имеет независимые источники существования). Завоевания левых обеспечили им солидный «капитал симпатий» со стороны широких масс населения. Свобода ассоциаций, налог на прибыль, оплачиваемые отпуска - все это «изобретения» левых, оспаривать которые сегодня уже никому не приходит в голову. Еще одно новшество - налог на состояние - также появилось благодаря усилиям левых; правые, со своей стороны, предприняли попытку его отменить, а когда она провалилась, им не оставалось ничего другого, кроме как кусать с досады пальцы. Сегодня уже не найдется ни одного предпринимателя, который осмелился бы покуситься на 35-часовую рабочую неделю. Левые и в самом деле многого добились, и их поражение в теории (нуждающееся в осмыслении: левые убеждения, как справедливо отметил Колюш (201) , не освобождают от необходимости быть умным) компенсируется своего рода моральной или духовной победой над правыми. Мне хотелось бы написать, что все наши сегодняшние ценности имеют левую природу, поскольку зиждутся на независимости от богатства, рынка, национальных интересов и презирают границы и традиции, склоняясь перед человечностью и прогрессом. Но это, конечно, было бы преувеличением. Тем не менее многие люди, особенно среди интеллектуалов, остаются левыми и делают это прежде всего из нравственных побуждений. Принадлежность к правым объясняется скорее корыстью или экономическими интересами. «С чего вы взяли, что обладаете монополией на человеческие чувства!» - воскликнул во время одного из нашумевших дебатов некий политик правого толка, обращаясь к оппоненту-социалисту. Сам факт того, что он заговорил о чувствах, свидетельствует о многом. Ни один деятель левого движения никогда не стал бы апеллировать к этому аргументу, настолько «левый» характер человеческих чувств, в том числе проявляемых в политике, всем без исключения представляется очевидным, само собою разумеющимся. Отсюда странная асимметрия, наблюдаемая в политической полемике, во всяком случае во Франции. Вы ни за что не найдете, как ни трудитесь, ни одного левого политика, который будет отрицать свою левизну или ставить под сомнение справедливость деления на левых и правых. И наоборот, несть числа правым, с пеной у рта убеждающим нас, что это деление давно утратило смысл, а Франция, как недавно заявил один из них, нуждается в центристском руководстве. Все дело в том, что принадлежность к левым воспринимается как добродетель: левые обычно пользуются репутацией благородной, сострадательной к людям, бескорыстной партии. Принадлежность к правым, не дотягивая до порока, тем не менее расценивается как что-то низменное: правые по умолчанию эгоистичны, бессердечны к слабым, обуяны жаждой наживы и т. д. С политической точки зрения это, конечно, звучит наивно, однако нельзя отрицать, что подобная асимметрия существует. О своей левизне человек заявляет с гордостью. В «правизне» он признается.

Все вышесказанное подводит нас к последним из различий, на которых я хотел бы остановиться. Они носят скорее философский, психологический или культурный характер, сталкивая не столько социальные силы, сколько менталитеты, и проявляясь не столько в программах, сколько в поведении, не столько в планах действий, сколько в ценностях. В арсенале левых такие идеалы, как равенство, свобода нравов, светский характер общества, защита слабых, даже если они в чем- то провинились, интернационализм, право на свободное время и отдых (оплачиваемые отпуска, минимальный пенсионный возраст в 60 лет, 35-часовая рабочая неделя), сострадание к ближнему и солидарность. Козыри правых - личный успех, свобода предпринимательства, религиозность, иерархия, безопасность, любовь к Родине и семье, трудолюбие, настойчивость, соревновательность и чувство ответственности. А как со справедливостью? Борцами за справедливость объявляют себя и те и другие, однако концепция справедливости у тех и других диаметрально противоположна. С точки зрения левых, справедливость это прежде всего равенство; они мечтают, чтобы люди были равны не только юридически, но и фактически. Поэтому левые так легко склоняются к уравниловке. Их кредо - каждому по потребностям. Если человеку повезло родиться умнее других, получить лучшее образование, иметь более интересную или более престижную работу, с какой стати, спрашивается, он должен претендовать еще и на большее материальное благополучие? Впрочем, практически во всех странах этой позиции сегодня придерживаются только крайне левые. Остальные мирятся с существующим положением вещей, хотя это дается им с трудом. Любое неравенство в глазах левого деятеля предстает подозрительным или предосудительным, он терпит его в силу невозможности вмешаться, будь его воля - от неравенства не осталось бы и следа. По мнению правых, справедливость базируется на наказании и награде. Равенство прав необходимо, но оно не в состоянии ликвидировать неравенство талантов или личных достижений. Почему бы наиболее способным или наиболее трудолюбивым и не быть богаче остальных? Почему бы им не сколотить состояние? И почему их дети не должны иметь права воспользоваться тем, что накопили родители? С точки зрения правых, справедливость заключается не столько в равенстве, сколько в пропорции. Поэтому правые так горячо поддерживают элитарность и принцип отбора. Их кредо - каждому по заслугам. Следует ли защищать слабых? Пожалуй, но не в такой степени, чтобы поощрять слабость и, напротив, лишать стимула самых предприимчивых, самых талантливых и самых богатых.

Все это - лишь тенденции, которые могут уживаться не только в одном и том же человеке, но и в одном и том же течении мысли (например, евангельская притча о богатом юноше отражает левое мировоззрение, а притча о талантах - правое мировоззрение). Вместе с тем эти тенденции представляются мне достаточно четкими, чтобы каждый мог в них определиться. К подобной поляризации подталкивает сама потребность демократии у большинства, и вместо того, чтобы делать вид, будто ее не существует, гораздо разумнее принять ее как данность. Это, разумеется, не означает, что та или иная партия, тот или иной политический деятель, причисляющий себя к левым или правым, обязан разделять все без исключения взгляды, характерные для одного из движений. Каждый из нас выбирает собственный путь между этими двумя полюсами, занимает собственную позицию, принимает те или иные компромиссы, устанавливает свой баланс сил. Можно исповедовать левые убеждения, оставаясь сторонником крепкой семьи, безопасности и трудолюбия. Можно придерживаться правых взглядов, отнюдь не отвергая необходимости реформ и защищая светский характер общества. Правые и левые, повторим, являют собой два полюса, но жизнь протекает не только на полюсах. Они существуют в виде двух тенденций, но следование одной вовсе не исключает влияния другой. Что лучше - с одинаковой ловкостью владеть обеими руками или быть одноруким инвалидом? Ответ очевиден.

И наконец, последнее. Защищая левые или правые взгляды, необходимо делать это с умом. И это-то и есть самое трудное. Но и самое важное. Ум не является принадлежностью какого-то одного из двух лагерей. Вот почему нам нужны оба - со всеми разделяющими их различиями.

Примечания

201 . Колюш (1944-1986) - настоящее имя Мишель Колючи; французский комедийный актер. С 1973 г. вел телешоу «Прощай, мюзик-холл».

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 422-428.