Легенды дома на набережной. Легенды и мифы дома на набережной Легендарный дом на набережной

Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий - Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой.

Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.

История дома

Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.

Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.

Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина.

В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады. Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.

Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье. Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.

Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них. К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.

Загадки и легенды Дома на набережной

Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.

В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.

Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.

Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.

Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.

Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.

Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.

Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.

Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.

Кстати нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.

Дом на набережной в наши дни

Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.

В доме силами жильцов организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.

Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.

Несмотря на зловещие слухи, окружающие это здание, самые старые жители любят его и не считают несчастливым. Для кого-то Дом на набережной является символом горя и страха, а для кого-то – это просто дом, напоминающий о детстве.

Видео:

«Дом на набережной в Москве», «Дом правительства», «Серый Кремль», «Дом предварительного заключения» — все эти нелестные названия носит один и тот же московский жилой комплекс по ул Серафимовича. Он снискал жуткую славу среди москвичей, особенно партийной верхушки СССР. Когда и для кого был построен «Дом на набережной», кем были его жители, что там находится сейчас — расскажем подробно.

Вконтакте

Расположение на карте

Здание находится на берегу Москва-реки по адресу: улица Серафимовича, 2.

Ближайшие станции метро:

  1. «Кропоткинская»: необходимо пройти по Волхонке и свернуть направо на Знаменку, дойдя до Большого Каменного моста. Также можно пройти по Соймоновскому проезду до Пречистенской набережной и дойти до Патриаршего моста;
  2. «Боровицкая» : нужно выйти на Моховую улицу, пройти до Боровицкой площади и повернуть налево. Дорога приведет к Большому Каменному мосту.

Важно знать: до интересуемого объекта можно доехать на общественном транспорте от метро «Кропоткинская» до остановки «Кинотеатр «Ударник» на троллейбусах 1 или 33.

Само здание возведено на Болотном острове, также его называют Золотым, Кремлевским или Безыменным островом. Это искусственная насыпь, образовавшаяся при прокладке водоотводного канала в конце XVIII века.

С «большой землей» его соединяют несколько мостов: Большой и Малый Каменные, Большой и Малый Москворецкие, Большой и Малый Краснохолмские, Большой Устьинский, Патриарший, Шлюзовый, а также несколько пешеходных (Лужков, Комиссарский, Садовнический).

История сооружения

Своим «рождением» постройка обязана произошедшей революции и переносу столицы из Санкт-Петербурга обратно в Москву. Переехавшие чиновники столкнулись с внезапной проблемой: им не хватало жилья.

Первое время их расселяли в гостиницах, но вскоре выяснилось, что приехавших служащих слишком много. В 1927 г. создали комиссию, которой и поручили решить проблему – построить отдельный комплекс жилых зданий и заселить всех туда. Строительство началось в том же году и закончилось через 4 года.

Обратите внимание: первоначально в сооружении должны были жить только члены ЦК ВКП (б) и важные государственные деятели, но после квартиры начали выдавать деятелям искусства, военнослужащим, Героям СССР.

Сооружение представляет собой жилое здание в 12 этажей, разделенный на 24 подъезда. Внутри расположились 505 квартир – по 2 на этаж. Планировалось, что стены снаружи будут украшены мраморной крошкой розового цвета, но из-за близости котельной их пришлось оставить серыми. Внутренние дворики украсили фонтанами и газонами.

Внутри же жилье поражало роскошью: паркет из дуба, расписные потолки, над которыми работали мастера Эрмитажа. Кухни были крошечными — ныне такая планировка роскошных квартир кажется странной, но в те времена это было оправданно: на них никто не готовил и не обедал, так как проживающие получали талоны на питание в местном клубе на 1 этаже.

Абсолютно вся мебель имела собственный инвентаризационный номер: при въезде хозяева подписывали акт приема-передачи.

Первые два этажа были отданы под коммуналки для обслуживающего персонала. Также на территории имелись детский сад, кинотеатр, театр, магазин, амбулаторная и прачечная.

Загадочные явления и легенды

Издавна привилегированное место стало объектом страшных событий, тайн и мифов.

11 подъезд

Один из самых знаменитых связан с 11 подъездом, которого официально нет – за 10 идет 12 подъезд. Однако крошечная дверь все же сохранилась: она ведет на узкую грязную лесенку.

Обитатели поговаривали, что в подъезде 11 должны были жить самые важные лица, но из-за сроков его не успевали построить, и тогда площадь будущего жилья поделили между соседними подъездами. Но ведь помимо квартир там были и лестницы, проходы, запланировано место для лифта, которые никуда не делись.

Официально местом пользовался обслуживающий персонал, неофициально – НКВД. По всему зданию тянулись коридоры между стенами, через которые сотрудники Лубянки могли прослушивать обитателей и проникать в их жилье.

Кстати, сами стены очень легко прослушиваются, и это явно не строительный брак. Через такие стены КГБ легко могло узнать о происходящем внутри помещений.

Во второй версии аресты производились через систему лифтов для вывоза мусора: арестованных спускали на -3 этаж и пересаживали в вагонетку, которая ехала прямиком в подвал на Лубянке.

С этим связана еще одна «маленькая» легенда: говорили, что в одном из лифтов есть проход в другое измерение. Люди заходили в него и уже не могли выйти или вернуться – исчезали. Однако исчезали они не в другом времени, а в подвалах Лубянки.

Дочь Командарма

С призраками расстрелянных связаны сотни историй, которые, однако, не стали полноценными легендами. Отзывы жильцов показывали, что часто слышались крики, стоны и голоса, чей-то плач. Одной из самых известных считается история о дочери Командарма.

В 30-х г., когда многих жильцов постигли репрессии, произошла такая история: мужа и жену арестовали на работе, а их дочь осталась дома. Прибывший арестовать ее наряд НКВД натолкнулся на запертую дверь и обещание застрелить любого вошедшего.

Нарком Ершов приказал забаррикадировать двери и окна, выключить водоснабжение, отопление и электричество. Жильцы не рискнули прийти на помощь замурованной заживо девушке, и через неделю ее крики стихли.

С тех пор ее призрак можно встретить в этом здании. Говорят, что после такой встречи нужно подать милостыню первому встреченному нищему, иначе призрак разозлится.

Танго «В парке Чаир»

Однажды перед Новым годом семье разрешили выезд в , дав на сборы всего сутки. После их отъезда государственные служащие вывезли все вещи из квартиры подчистую.

На следующую ночь, отметив Новый Год, владелец жилья под пустой квартирой, писатель Хруцкий, в тишине услышал, что у соседей сверху играет старое танго «В парке Чаир».

Хруцкий поднялся, чтобы познакомиться с новыми жильцами, но стоило ему нажать звонок, как музыка стихла. Дверь была открыта, а квартира полностью «голой», в неё никто не въезжал.

Позже Хруцкий выяснил, что до войны в квартире жила семья, любившая эту музыку. Она была репрессирована в 30-х г.

История о будущем

Необычная история связана и с именем старшеклассника Левы Федотова – всесторонне одаренного, но крайне болезненного мальчика. Семья Федотова въехала получила жилье в 30-х г., с 1940 г. старшеклассник (ему тогда было 17 лет) начал вести дневник.

После начала ВОВ юноша рвался на фронт, но его призвали только в 1943 г. В том же г. он погиб на Курской Дуге.

Через несколько лет друг детства Левы Михаил Коршунов получил его дневники — 15 исписанных тетрадей. В них Лева в 1940-41 г. детально описывал Вторую Мировую войну, план Гитлера «Барбаросса», рассказал о его провале, о последующем наступлении советских солдат на и его штурме, о первом полете американцев на Луну.

И хотя в последнем Лева ошибся, написав, что американцы полетят на Марс, он точно указал дату – 1969 г. Остальные сведения тоже оказались поразительно точны, хотя были записаны за несколько лет до того, как произошли.

Например, в начале июня 1941 г. он записал, что на СССР нападут в течение месяца, чтобы «закончить наступление до морозов». Нападение произошло 22 июня. В 90-х г. история дополнилась: сообщалось, что группа диггеров, пробравшись в катакомбы под сооружением, нашла еще одну тетрадь Федотова, которая называлась «История будущего».

Там нашли сведения о создании Большого адронного коллайдера и чернокожем президенте США, правительство которого будет сопровождаться серьезными катаклизмами.

В конце было написано, что в конце XXI столетия государственные границы сотрутся, а правительство на земле станет единым. Но большинство людей все же считают эту легенду чистой выдумкой, поскольку проверить ее невозможно.

Болотный остров

Не меньше слухов ходило и о самом Болотном острове. В давние времена это было гиблое место, на котором казнили преступников.

Тут же промышляли в свое время разбойники во главе с разбойником Ванькой Каином, устраивали жестокие кулачные бои. После место отдали под церковное кладбище: при строительстве его попросту засыпали.

Интересный факт: впервые место попытались заселить еще в XVI веке, однако попытки были обречены: владельцы, желавшие обзавестись жильем на болоте, гибли от рук царей или разбойников.

Неудивительно, что здесь многим видятся призраки, особенно часто являются сам разбойник Ванька Каин и неопознанная девушка в белом.

Знаменитые жильцы

Фактически каждый жилец был знаменитостью – кандидатуры первых въезжающих лично отбирались Сталиным из числа наиболее важных госслужащих.

После войны сюда также заселяли творческую элиту. К числу наиболее известных жильцов можно отнести:

  1. Государственных деятелей и их родственников: дочь Сталина Аллилуеву Светлану и его сына Василия, сына Феликса Дзержинского Яна, Косарева, Никиту Хрущева, Косыгина, Поскребышева, народного комиссара Куйбышева, революционера Мицкявичюс-Капсукас, организатора продотрядов Цюрупу.
  2. Военных деятелей: маршала СССР Жукова, летчика Каманина, генерал-майора авиации Мазурка, маршала бронетанковых воиск Федоренко.
  3. Литературных деятелей: поэта Демьяна Бедного, публициста Кольцова, драматурга Лавренова, писателя Трифонова.
  4. Деятелей науки и искусства: архитектора Иофана, хореографа Игоря Моисеева, журналиста Семенова.
  5. Ученых: врача-трансплантолога Шумакова, генетика Цицина, заслуженного врача РСФСР Ногину, биолога Лепешинскую.

Информация для туристов : знаменитый шахтер, перевыполнивший в 30-х г. в 14,5 раз норму выработки угля, Стаханов («Стахановское движение») тоже жил тут.

Более полный список знаменитых людей, проживающих в историческом здании на Набережной, можно найти на сайте Википедии.

Краеведческий музей

Он был открыт в 1988 г. – сперва как общественный музей, а через 10 лет получил статус государственного.

Инициатором выступила жительница Тер-Егиазарян, которая прожила в нем с момента постройки. Директором стала сама Тамара Андреевна, благодаря которой на здании были установлены мемориальные доски.

Через 10 лет ее сменила Ольга Трифонова – вдова писателя Трифонова.

Примечательно: название «Дом на Набережной» жилье получило после выхода в свет в 1976 г. социальной повести, автором которой был сам Трифонов. В ней писатель показал влияние времени на характер и судьбы людей, анализ и осмысление прошлого и настоящего.

Главным мотивом создания музея является желание рассказать посетителям о страшных 30-х г. ХХ века, воссоздать обстановку комнат периода репрессий. Музей можно посетить лично или заказать групповую экскурсию.

Его называли и Дом ЦИК, и ДоПр – Дом Правительства. Но для многих москвичей он навсегда останется Домом на набережной. Виктория Терехова, вдова писателя Михаила Коршунова, переехала сюда в 1934 году пятилетней девочкой, когда ее отца Романа Яковлевича Терехова, первого секретаря Харьковского обкома партии Украины, перевели в Москву на должность члена комиссии госконтроля - под неусыпное око "отца народов". Сталин хотел, чтобы и друзья, и враги всегда были "под рукой".

В нескольких метрах от Кремля разместилось почти все руководство страны – до работы рукой подать. Но вот вопрос, почему партийную элиту решили поселить на месте бывшего болота? И еще несколько загадок. Как житель Дома на набережной, простой советский школьник Лева Федотов, заранее узнал о нападении Гитлера на СССР? И почему люди, невзирая на более чем сомнительную репутацию дома, до сих пор с маниакальным упорством стремятся заполучить здесь жилплощадь?

О тайнах Дома на набережной - в репортаже телеканала "Москва Доверие".

Проклятое место

В 1918 году правительство молодой советской республики переехало из Петрограда в Москву. Чиновники и их семьи заселились в гостиницы: "Националь", "Метрополь", "Петергоф" в одночасье были переименованы в Дома Советов. Однако жилплощади для новых хозяев страны не хватало. Поэтому вскоре власти постановили построить Дом ЦИК и СНК Союза СССР для ответственных работников.

Под строительство был выделен участок на Берсеневской набережной. По предположениям историков, именно здесь в XVI веке располагалось пыточное подворье царского опричника, верного пса Ивана Грозного Малюты Скуратова. Это подтверждали и результаты раскопок. Археологи не раз обнаруживали и кандалы, и человеческие черепа.

"Наш дом, такой же кровавый, должен стоять именно на том месте, где жил Малюта Скуратов. Нет другого места", - считает Виктория Терехова.

Одна из самых масштабных советских строек началась 1 июля 1928 года. Чтобы укрепить болотистую почву, Борис Иофан, любимый архитектор Сталина, спроектировал основание, состоящее из трех тысяч железобетонных свай, на которые должна была лечь бетонная "подушка" в метр толщиной. В феврале 1930 года хроническая спешка и прессинг начальства стали причиной пожара в недостроенном доме.

"Пожар был, говорят, на всю Москву. Представляете, дом горит! Приехали все, только, по-моему, Сталина не было, а так полно было всех. И бедного начальника пожарной службы Москвы Тужилкина просто расстреляли", - рассказывает Виктория Терехова.

Товарищ Тужилкин стал первой жертвой Дома на набережной. Чтобы не стать второй, архитектор проекта Борис Иофан аккуратно выполнял все предписания партийного руководства.

"Иофан изначально планировал весь дом покрыть красной мраморной крошкой, чтобы он гармонировал с ансамблем московского Кремля. Но финансы спели романсы, денег не хватило, и поэтому он стал таким серым, угрюмым и печальным, как вся тоска, когда не хватает денег", - говорит актриса, жительница дома Катя Тейзе.

Именитые жильцы

Как бы то ни было, весной 1931-го первый корпус Дома на набережной был сдан. Новая многоуровневая постройка, достигающая 12 этажей, до 1952 года считалась самым высоким зданием Москвы. И это не единственный рекорд Дома ЦИК.

"Мы вошли в Книгу рекордов Гиннеса по числу знаменитых людей, которые жили в этом доме, по числу улиц и городов, названных в честь этих людей", - говорит председатель Совета дома Юрий Стариков.

В Доме на набережной поселились даже родственники самого Сталина.

"Василий Сталин и мы ловили рыбу в Москве-реке. Светлана все ко мне льнула, но мне она не нравилась внешне", - делится сын Всеволода Меркулова, житель дома Рэм Меркулов.

Также в доме жили Лаврентий Берия, Никита Хрущев, кинорежиссер Григорий Александров с женой Любовью Орловой, поэт Демьян Бедный, маршалы СССР Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, председатель Госплана Валерьян Куйбышев, хореограф Игорь Моисеев, основоположник движения имени себя Алексей Стаханов, нарком безопасности Всеволод Меркулов.

"Нам дали эту квартиру. Отцу она не нравилась, потому что там было всего три комнаты, но каждая комната была примерно метров на 50-60, и еще была маленькая комнатка домработницы, которая готовила для нас", - рассказывает Рэм Меркулов.

И все это в то время, когда простые москвичи ютились по шесть человек в комнате - из расчета, в среднем, четыре метра на гражданина. Впрочем, Дом на набережной задумывался как модель светлого коммунистического будущего, в котором вот-вот окажется буквально каждый советский человек. Разумеется, все станут равны. И у обычного слесаря, и у академика будут одинаковые крепкие табуретки.

Целый город в одном доме

Мебель для квартир была изготовлена по эскизам Иофана в столярных мастерских, расположенных в подвале дома. Мебельный эксклюзив дополняли дубовый паркет и фрески, выполненные приглашенными из Эрмитажа реставраторами. И этим чудеса не оканчивались. В новом доме были: магазины, парикмахерская, поликлиника, почта, телеграф, сберкасса, спортзал, столовая и прачечная. И все это только для избранных.

Одна из самых престижных нынешних концертных площадок Москвы – Театр эстрады – изначально задумывалась просто как клуб, в котором высокопоставленные жители дома могли проводить культурный досуг. Да и кинотеатр "Ударник" тоже был частью его инфраструктуры.

"Любимая игра была – как попасть в кинотеатр "Ударник". Ребята брали пленку, она тогда горела - не столько горела, сколько дымила - и раскручивалась. Они ее поджигали и бросали ровно в очередь. Та начинала раскручиваться, очередь врассыпную, а одно лицо стоит и ждет. Тут же прибежит и покупает билет", - рассказывает Виктория Терехова.

Кстати, у кинотеатра раздвижная крыша. Изначально там планировалось не только показывать фильмы, но и позволять гостям смотреть на ночное небо. Как рассказывает историк Филипп Смирнов, крыша открывалась всего два раза. В первый раз она открывалась в мае и всех собравшихся искусали комары.

После киносеанса можно было совершить променад прямо во дворе. Там росли синие ели, как на Красной площади, а на воротах дежурила вооруженная охрана.

"Здесь жил академик известный. На территории были фонтаны и, как ни странно, разгуливали пингвины, потому что он привез их с собой и выпускал их на улицу. Они стали такими друзьями нашего двора", - рассказывает Катя Тейзе.

Жители исчезают

Когда в декабре 1931-го по соседству снесли храм Христа Спасителя, вряд ли кто-то из жильцов-небожителей придал этому большое значение. Однако, начиная с этого момента в Доме на набережной надолго поселились горе и страх. Одним из первых был арестован Александр Иванович Мильчаков, занимавший должность начальника Главного управления "Союззолото".

"Одним из пунктов обвинения было то, что он избрал особо тонкий метод вредительства путем перевыполнения плана", - рассказывает история и жительница дома Нина Зверева.

Арестовать, посадить, расстрелять могли за что угодно и кого угодно. В середине 1930-х страна узнала, что такое чистки, но обсуждать вслух это новое слово советского лексикона никому не приходило в голову. У Дома на набережной были свои уши и глаза. Оказалось, что информаторами были вахтеры, которые служили в доме. У них были ключи от всех квартир, вне зависимости от статуса обитателя. НКВД могло не утруждать себя звонком в дверь.

В доме жили как жертвы, так и палачи. Причем нередко вчерашний палач вскоре сам становился жертвой. Чтобы завладеть вожделенными квадратными метрами, записные стукачи строчили доносы на жильцов, занимали их жилплощадь и некоторое время спустя тоже исчезали.

"Мой муж, которому было всего семь лет, когда арестовали его отца, был свидетелем ужасных трагедий, когда, скажем, он входит в ванную, а там повесился мальчик, потому что у него арестовали до этого отца, потом мать. Он с сестрой оставался с бабушкой, но арестовали и бабушку, а детей собирались отправить в детдом. И мальчик повесился", - рассказывает жительница дома Нина Зверева (Мильчакова).

В доме жил и ребенок, который публично отказался от своих родителей. После этого с ним никто не разговаривал.

Тоннель до Кремля и предсказания Левы Федотова

Дети есть дети. Ужасы Дома на набережной не могли заглушить мальчишескую жажду приключений. Пацаны были одержимы идеей отыскать подземное логово Малюты Скуратова.

"Миша Коршунов, его была идея, что отсюда из подземелья под Домом на набережной был тоннель до Кремля", - рассказывает Рэм Меркулов.

Миша Коршунов, будущий писатель и муж Виктории Тереховой, был уверен, что этот тоннель берет начало в старинной церкви Николая Чудотворца, расположенной рядом с Домом ЦИК. Он и стал первым местным диггером, хотя этого слова, конечно же, тогда тоже не знали.

"На схеме идет разветвление: одна ветвь к Кремлю, а друга – к дому Пашкова. Но когда ребята полезли, они попали в ловушку", - добавляет Виктория Терехова.

Двигаться по сужающемуся подземному коридору было все труднее, и ребята решили отправить в прорыв самого худенького – Леву Федотова. Он застрял. Мальчишки вытаскивали его почти полчаса. Позже Лева детально описал это приключение в своем дневнике. Возможно, эта потрепанная тетрадка – самая большая тайна Дома на набережной.

Худенький, болезненный девятиклассник Лева однажды вечером сел за письменный стол, послюнявил карандаш и описал практически весь ход грядущей войны. Из дневника Левы Федотова: "Честно фашисты никогда не поступят. Они наверняка не будут объявлять нам войну, а нападут внезапно и неожиданно, чтобы путем внезапного вторжения захватить побольше наших земель".

Сегодня копию таинственного дневника, несколько лет спустя обнаруженного под диваном Левы, бережно хранит подруга его детства Виктория Терехова.

"Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, то есть июня, или в начале июля, но не позднее. То, что немцы страшатся нашей зимы, это я знаю так же, как то, что победа будет за нами". Сравнивая с дневниками, генерал-лейтенантом, по-моему, был, Гальдер, один из разработчиков плана "Барбаросса", так у Левки и у Гальдера один к одному идет", - говорит Терехова.

Однако Гальдер предсказывал военный крах СССР в течение 14 дней. Прогнозы Льва Федотова оказались гораздо точнее.

Из дневника Левы Федотова: "Запись от 21 июня 1941 года. Откровенно говоря, в последние дни, просыпаясь по утрам, я спрашиваю себя: "А может в этот момент на границе уже грянули первые залпы?".

"Когда объявили войну по радио, я не могла понять, почему папа, мама такие взволнованные. Мы же сейчас малым ударом врага откинем и все", - говорит Терехова.

Быстро откинуть врага не удалось. Дом на набережной зажил по законам военного времени, провожая своих жильцов, кого – на фронт, кого – в эвакуацию. Но, даже опустев, оставался одной из главных мишеней для авиации врага.

"Была очень мощная противовоздушная оборона. Стояла противозенитная батарея, обслуживалась девушками. И попала прямая бомба на одну из батарей, все девушки погибли", - рассказывает Стариков.

Через долгих четыре года сбылось еще одно предсказание московского школьника. Просторы СССР действительно стали могилой фашизма. Единственное, чего не смог предсказать Левка, – собственную судьбу. Рядовой Советской Армии Лев Федотов в ходе вражеского авианалета погиб в учебном лагере под Тулой. Тем временем, Дом на набережной встречал своих жильцов, возвращающихся с фронта и из эвакуации. Причем не слишком радушно. Многие квартиры были заняты, вещи пропали.

"Управляющий домом и еще какой-то его комендант обошли все квартиры и все, что плохо лежало, вывезли. Очень много вывезли. Их расстреляли потом", - говорит Терехова.

Сразу после войны Виктория Терехова вышла замуж за своего соседа Мишу Коршунова.

После войны

"Мы с Мишкой поженились, мы же самостоятельные, мы сами можем, но все время есть хотелось", - рассказывает Терехова.

Для послевоенного времени свадьба была шикарной – вареная картошка, селедка и медицинский спирт. Кто тогда мог предположить, что новые потрясения уже не за горами – великий вождь умер, а его жертвы начали возвращаться домой. Накопившийся страх порою выливался в агрессию. Люди не знали, кому предъявить счет за миллионы погубленных и поломанных жизней.

"Это дало основания некоторым нашим публицистам предать анафеме наш дом и говорить о том, что, может быть, даже надо было бы вообще снести его с лица земли, о том, что надо было бы взорвать этот мрачный дом, стоящий на берегу Москвы-реки. Я считаю, что это совершенно неправильно, потому что, если исходить из этой точки зрения, то получается, надо было бы взорвать всю Россию", - говорит Нина Зверева (Мильчакова).

В 1976-м мир узнал имя советского писателя Юрия Трифонова, чье детство прошло в Доме ЦИК. Впечатления детства, возмужания и тяжелого расставания с домом стали основой книги Трифонова "Дом на набережной". Именно тогда за Домом ЦИК и закрепилось более романтическое название – Дом на набережной. Однако сам автор больше никогда не переступал его порога.

"Литературное начальство спросило у меня, не хотим ли мы поселиться, переехать в Дом на набережной в большую квартиру четырехкомнатную. И когда я об этом сказала Юрию Валентиновичу, он сказал: "Неужели ты думаешь, что я хочу туда вернуться?", - рассказывает директор музея "Дом на набережной" Ольга Трифонова.

Тем не менее, под эту крышу мечтали вернуться многие, уже не из желания подчеркнуть свой статус и прильнуть к бесплатной кормушке, просто по старой памяти. Все, кто не захотел отречься от Дома на набережной, каким бы кровавым ни было его прошлое, создали в его стенах музей, который возглавила вдова писателя Юрия Трифонова Ольга. Сама она никогда здесь не жила, но благодаря рассказам мужа знает каждую ступеньку не хуже, чем те, кто родился в Доме ЦИК.

Наши дни

Призраки невинно расстрелянных и сосланных переселились в специальные папки музея. Всего более 500 личных дел прежних обитателей дома. Чувствуют ли нынешние жильцы их незримое присутствие?

"Я живу здесь относительно недавно, и я несколько ночей вообще не могла заснуть. Какое-то ощущение тревоги и тяжести. Потом я поняла, что все-таки это такая давящая атмосфера дома, который действительно с кровавой историей. И тогда я решила прибегнуть к помощи священника. Милостью Божьей его освятили, и после этого атмосфера совершенно изменилась, и все теперь спят как младенцы", - рассказывает Катя Тейзе.

Несмотря на мрачное прошлое, сегодня квадратные метры Дома на набережной – золотая жила.

"Дом на набережной сейчас является одним из лидеров на рынке элитной недвижимости по цене метра, но многие въехавшие сюда жильцы из нуворишей жалуются на то, что инженерные коммуникации, построенные по стандартам 1940-х годов, не выдерживают современных нужд. Так, например, в часы пик потребления вода до одиннадцатого этажа не доходит", - рассказывает историк Филипп Смирнов.

Разумеется, атмосфера в доме с видом на Кремль изменилась. Стены его выкрашены светлой краской, неподалеку высится восстановленный храм Христа Спасителя. Словом, дышится легко. И за дымкой лет блекнет кровавый оттенок прошлого. Старые жильцы дома, несмотря на все пережитые беды и страдания, старается вспоминать о родных стенах только хорошее.

Говорят, жители до сих пор иногда видят печальные силуэты в сгущающихся сумерках, слышат странные шорохи и едва различимые ухом сдавленные рыдания. Или это всего лишь игра воображения? Выветрится ли когда-нибудь окончательно из этих стен запах подозрения, страха и предательства? Как знать. В дневниках Левы Федотова об этом нет ни слова.

После возвращения в 1918 году столицы в Москву сюда перевели много госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы » и ), но площади не хватало. Поэтому 24 июня 1927 года решили возвести специальный дом на месте винно-соляных складов. Строительство по проекту Бориса Иофана шло до 1931. Не все было гладко: сначала Иофана попросили внести изменения в план и увеличить количество квартир с 440 до 505, затем запретили снос церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, а потом в первом корпусе произошел загадочный пожар. В итоге дом сдавали по частям.

Сюда посетили представителей советской элиты: ученых, партийных деятелей, Героев Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старых большевиков, писателей, служащих Коминтерна, военных героев. В честь одного из жильцов - писателя Александра Серафимовича - в 1933 году переименовали улицу, где стоит этот дом.

Архитектор задумывал дом на набережной темно-красным или розовым, но украшение гранитной крошкой признали дорогим. В итоге здание стало серым.

Путеводитель по архитектурным стилям

Дом стал крупнейшим в Европе. Это был уникальный комплекс на 505 квартир со всем необходимым: можно было вообще не выходить на улицу. В доме работали клуб (сейчас это «Театр эстрады»), кинотеатр «Ударник» на 1 500 мест, универмаг, прачечная, спортзал, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жильцы по талонам бесплатно получали готовые обеды и сухие пайки. Во дворах-колодцах были газоны с фонтанами.

На этажах дома на набережной устроили по две квартиры. Там лежал дубовый паркет, а на потолках красовались пейзажи времен года, цветы и фрукты. Расписывали их живописцы-реставраторы из Эрмитажа. Мебель по проекту Иофана была одинаковой во всех квартирах: на стульях, столах, буфетах, шкафах, тумбах и диванах с длинными валиками были инвентарные номера. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, где учитывалось все - вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза.

На кухне было отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта для вывоза мусора. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи - это был первый охраняемый дом в советской России.

Подъезд №11 - нежилой. Там нет ни квартир, ни лифтов.

Предполагают, что отсюда прослушивали квартиры жильцов других подъездов, а за стенами были скрыты тайные помещения. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир Иофану пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.

В доме на набережной были и секретные квартиры чекистов. Они работали под видом комендантов, консьержей, лифтеров, а в своих квартирах встречались с осведомителями и прятали таинственных жильцов, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.

Во время Большого террора второй половины 1930-х многих жителей дома репрессировали. Считалось, что маленький худенький чекист мог прослушивать квартиры, находясь между стенами (дом построен как термос), а для скрытного «вывоза» виновных чекист попадал в квартиру через мусоропровод. Рассказывали также о подземном ходе на Лубянку.

Сейчас дом на набережной - элитный жилой дом. Но до сих пор там творится какая-то чертовщина - слышны шаги и разговоры, жильцов мучают кошмары. А для посетителей работает краеведческий музей Дома на набережной. В его создании участвовала Ольга Романовна, вдова Юрия Трифонова.

Говорят, что... ...в доме на набережной можно увидеть призрак дочери командарма. Ее родителей арестовали на службе, а за ней приехали ночью. Девушка с отцовским наганом пообещала застрелить любого, кто войдет в дверь. Тогда нарком Ежов распорядился замуровать ее в квартире, отключив воду, свет и телефон. Девушка неделю звала на помощь, но тщетно.
...дом на набережной построили из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил.

А что о доме на набережной знаете вы?