Лоббизм и лоббирование. Что такое лоббизм? Понятие, история и примеры лоббизма. Лоббизм в странах СНГ

Исторические данные свидетельствуют, что группы интересов сущест­вовали на протяжении всей истории человечества. Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии.

Термин «лоббизм» возник в американской политической жизни примерно в первой половине XIX в. Представители различных заин­тересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby - кулу­ар, холл, вестибюль) залов заседаний законодательных органов США, надеясь поговорить с законодателями и повлиять на их решения.

Лоббизм оформился в организации первоначально в США. Закон о регулировании лоббизма был принят там в 1946 г. В 1995 г. вступил в силу Закон «О раскрытии лоббистской деятельности». Согласно ему, в США официально зарегистрировано более 15 тысяч лоббистских ор­ганизаций и индивидуальных лоббистов. Число лоббистов в Вашинг­тоне намного превышает количество депутатов обеих палат Конгрес­са США. В Великобритании их называют парламентскими агентами. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и прави­тельственных органах. Основная задача этих организаций - добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и ре­шениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих об­щественным интересам.

В теоретическом плане лоббизм можно квалифицировать как один из механизмов реализации представительства между обществом и го­сударством, между корпоративными группами и органами власти. Со стороны общества этот механизм суть своего рода специфическая си­стема функционального представительства групповых интересов в ор­ганах государственной власти (в Государственной думе РФ), в раз­нообразных направлениях перекрывающая и дополняющая систему географического представительства в парламенте и восполняющая отсутствие таковой системы в исполнительных органах власти.

Сущностная характеристика лоббизма как системы функциональ­ного представительства групповых интересов заключается в том, что в теории - это система непосредственного (прямого) представитель­ства. Каждая заинтересованная группа может довести до сведения органов государственной власти свое мнение по рассматриваемым во­просам и отстаивать свои позиции. Для некоторых групп, далеких от коридоров власти, маловлиятельных либо не способных осуществлять мощные кампании воздействия на государственные органы, законно обеспеченная возможность лоббировать свои интересы в государст­венных структурах - практически единственный шанс попытаться реализовать свои цели.


Множественность участвующих в лоббизме организаций, отра­жающих социально-экономическую и политическую структуру об­щества, характеризует политическую природу лоббизма. Так, можно представить лоббизм в теоретической конструкции. Но, будучи по­груженной в реальную действительность российской демократии, эта конструкция обрастает разными характеристиками, свидетельствую­щими о том, что лоббизм - обоюдоострый инструмент, способный как сотворить обществу благо, так и нанести вред.

В целом социально-политическими предпосылками лоббизма яв­ляются следующие: во-первых, лоббистские группы выступают по­средником между гражданами и Государственной думой Российской Федерации; во-вторых, лоббизм выполняет функции организации плюрализма общественных интересов; в-третьих, дополняет консти­туционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют иной возможности.

Из всего сказанного можно заключить, что современный парла­ментский лоббизм начал формироваться в систему функционального представительства групповых интересов лишь тогда, когда во взаимо­действии друг с другом в полную силу заработали два мощных фак­тора, стимулировавшие и продолжающие стимулировать развитие


потребностей в таком представительстве. Этими факторами являются политические и экономические детерминанты, свойственные деятель­ности российской власти в рыночных условиях.

Там, где возникают рыночные отношения, функционирующие под эгидой демократической политической системы, общество неизбежно начинает структурироваться в сторону усложнения, превращаясь по мере созревания рыночных механизмов и стабилизации демократиче­ских процессов в развитую систему множества разнообразных, хорошо организованных экономических и иных групповых интересов. Между ними устанавливаются сложные отношения сотрудничества и сопер­ничества, продуктивного взаимодействия и суровой конкуренции. В результате постоянно формируются групповые притязания, вспы­хивают межгрупповые противоречия и конфликты, удовлетворить или погасить которые во многих случаях способно только государство.

Лоббизм в российских условиях - объективное явление демократи­ческой политической системы, неизбежная принадлежность общества, которое допускает плюрализм в качестве нормы своей жизнедеятель­ности. Благодаря цивилизованному лоббизму все заинтересованные группы могут доводить до сведения Государственной думы свои мне­ния по рассматриваемым законам, отстаивать свои позиции, добивать­ся решений законными методами, но для этого нужен закон, регулиру­ющий эту деятельность.

Современный лоббизм - это система целенаправленного воздейст­вия определенных социальных сил на властные структуры - законода­тельные, исполнительные, судебные - в целях удовлетворения своих интересов. В наши дни лоббирование стало неотъемлемой составной частью политической жизни практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, демократическим политическим режимом.

В системе лоббизма тесным образом переплетаются самые разно­образные интересы: политические, экономические, правовые, социаль­ные и многие другие. Однако при всем многообразии сталкивающихся здесь целей преобладают, бесспорно, экономические. Структуры по­литической власти чаще всего лоббируются по поводу экономических интересов. Поэтому изучение института лоббирования весьма важно для понимания проблемы взаимодействия экономики и политики. В данном разделе рассмотрены вопросы, раскрывающие содержание указанного понятия, причины его возникновения, формы и условия становления цивилизованного лоббирования, механизм, а также зада­чи становления системы цивилизованного лоббизма в России.

Мировой опыт показывает, что институт лоббизма сложился прак­тически во всех государствах. Разумеется, масштабы и формы лоб­бистской деятельности в разных странах неодинаковы. Институт лоббизма образовался в известной степени стихийно, и все попытки государств искоренить его оказываются безуспешными. Это объясня­ется тем, что существует ряд общих причин, питающих процесс созда­ния и развития лоббизма. Основные причины организационного фор­мирования групповых интересов в органах государственной власти России - это, во-первых, политические проблемы периода демократи­ческих преобразований, порожденные особенностями развития и фун­кционирования самой политической системы, многопартийностью, усилением роли международного фактора, особая специфика полно­мочий и функций, закрепленных за парламентом в Конституции РФ; во-вторых, традиционные предпосылки, связанные с историческим развитием социума, характеризующиеся борьбой нового со старым, неравномерностью и непрямолинейностью исторического развития, обусловливающие необходимость отстаивания групповых интересов для того, чтобы выжить и развиваться; в-третьих, необычайная плю-ралистичность социального пространства, характеризующаяся нали­чием множества разнонаправленных групповых интересов, установок, ценностей мировосприятия, идеологий, потенциальных и реальных психологических сил, способности социальных групп к адаптации в современных условиях. Среди иных причин развития лоббистской деятельности можно отметить следующие:

1. Наличие двух основных систем влияния на властные структу­ры - партийной и лоббистской. В цивилизованном, правовом, демократическом государстве осуществляется наиболее полное представительство социальных и иных интересов, а это значит, что политические решения наиболее адекватно отвечают социальному и политическому заказу общества.

2. В условиях демократии сформировавшееся автономно от государ­ства гражданское общество не может не взаимодействовать с го­сударством. Центральный канал такого взаимодействия - лобби­рование в государственных структурах многообразных интересов организаций гражданского общества. Налаженная и четко регла­ментированная система лоббирования дает возможность представ­лять в государственных органах важнейшие интересы обществен­ных объединений, способствовать совершенствованию отношений между государством и обществом.

3. В странах с федеративным устройством возникает необходимость в лоббировании региональных интересов.

4. В условиях многопартийности и политической конкуренции оппо­зиционные партии лоббируют в структурах власти принятие вы­двигаемых ими проектов и предложений.


5. В многонациональных государствах объектом лоббирования могут выступать разного рода национальные интересы.

6. В условиях современного демократического общества существуют многочисленные общественные движения и организации (профсою­зы, молодежные, женские, экологические движения, структуры НКО и т. д.), которые лоббируют свои интересы в органах государ­ственной власти.

7. Отрасли экономики, крупные хозяйствующие субъекты также име­ют разнообразные интересы и проблемы, решение которых требует целенаправленного воздействия на государственные структуры. Таким образом, можно утверждать, что возникновение и функцио­нирование института лоббизма имеет объективную основу. Стремле­ние различных негосударственных структур удовлетворять жизненно важные для них интересы посредством целенаправленного воздейст­вия на органы государственной власти вполне оправданно.

Отсюда вывод о том, что использование методов политического лоббирования при реализации отдельными субъектами политическо­го менеджмента конкретных политических проектов является вполне естественным и даже необходимым направлением политико-управ­ленческой деятельности. Проблема заключается в другом, а именно в том, что средства лоббирования могут быть очень разными - от ци­вилизованных до криминальных. Естественно, что демократическое общество может признать и легализовать лоббистскую деятельность только в цивилизованной форме.

Опасность применения криминальных форм лоббизма особенно велика в обществах переходного периода. Именно с этим обстоятель­ством связано во многом негативное восприятие лоббизма в современ­ной России, что накладывает свой отпечаток и на применение соот­ветствующих политико-управленческих технологий в политическом менеджменте.

Поэтому важно знать некоторые условия формирования и функцио­нирования цивилизованного лоббизма. Среди них выделяются следу­ющие:

1. Легализация лоббистской деятельности. Прежде всего речь идет о системе правового ее обеспечения, принятии соответствующих законодательных и процессуальных норм лоббистской деятельнос­ти.

2. Важным условием цивилизованного лоббизма является контроль и регулирование его функционирования. В развитых демократиче­ских странах в этих целях применяется, например, система контроля за деятельностью лоббистских групп и организаций, включающая

их регистрацию, лицензирование, налоговый контроль, санкции за нарушение установленного порядка лоббирования и т. д.

3. Условием цивилизованного лоббизма выступает широкая глас­ность двойного характера. Во-первых, должна предоставляться обширная информация о деятельности лоббистских организаций, вплоть до сведений об их общем финансовом положении и суммах, расходуемых на реализацию лоббируемых проектов; во-вторых, информация о деятельности органов власти, использующих услуги лоббистов, в частности о том, какие решения с участием каких лоб­би были приняты.

4. Цивилизованный лоббизм может сформироваться лишь в случае признания властью и обществом двух важных обстоятельств: ин­ститут лоббизма может работать во благо общества в целом; лоб­бизм в тех или иных формах уже интегрировался в политическую систему страны, поэтому необходимо придать ему цивилизован­ную форму.

5. Условием формирования цивилизованного лоббизма является вы­сокий уровень профессионализма самих лоббистских структур, по­скольку это очень сложный вид деятельности. Он требует больших профессиональных знаний в сфере экономики, права, политики, управленческих технологий и т. д. Поэтому нужно немалое время, чтобы сформировались высокопрофессиональные кадры цивили­зованных лоббистов.

6. Наконец, важным условием цивилизованной лоббистской дея­тельности является разрешение заниматься ею только официально зарегистрированным в установленном порядке лоббистским орга­низациям. Это позволяет совершенствовать весь процесс лоббиро­вания уже в том отношении, что ставит преграду перед неформаль­ным, теневым лоббизмом.

Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и теневой смысл. Если гово­рить о втором содержании, то, как правило, лоббизм приобретает здесь сугубо отрицательное значение, нередко синонимичное понятиям «протекционизм», «подкуп», «покупка голосов в чьих-либо корыст­ных или узкопартийных интересах». До сих пор слово лоббизм ассо­циируется в массовом сознании с негативными проявлениями полити­ки. Даже среди специалистов, занимающихся проблемами лоббизма, отношение к нему неоднозначное. Причины негативного восприятия скрываются в неоднозначной природе лоббизма как политического явления и в особенностях российского лоббизма. Теоретическое ос­мысление темы лоббирования затруднено по причине слабой разрабо­танности категориального аппарата.

В результате до сих пор среди политологов отсутствует единое понимание термина «лоббизм», что препятствует системному ана­лизу проблемы на основе общей исходной базы. Отчасти расхожде­ние в трактовках лоббизма объясняется тем, что научный процесс не стоит на месте и часто происходит изменение содержания научных категорий, а иногда и отмирание термина, замена его более подхо­дящим. Категория «лоббизм» претерпела эволюционные изменения и в итоге оказалась скорее публицистическим понятием, чем науч­ным. Эволюция термина происходила как в зарубежной, так и в оте­чественной политологии, но в совершенно различных направлени­ях. Пик популярности термина «лобби» в англоязычной литературе приходится на 50-60-е гг. XX в. Однако он имел уже несколько иное значение, чем столетие назад, когда лоббизм впервые приобрел поли­тическое звучание и обозначал покупку голосов за деньги в коридо­рах конгресса.

В зарубежной политологической традиции лоббизм охватывал не только давление на парламент. Под лоббизмом часто понимался весь процесс взаимодействия государства и гражданского общества. Одно из наиболее удачных определений в те годы сумел дать английский политолог С. Файнер, который обозначил лоббизм как «любую дея­тельность организаций, влияющую на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям не готовы сами принять непосредст­венную власть в стране»1. С теоретической точки зрения в настоящее время лоббизм является частью более широкого научного интереса, посвященного группам интересов и проблемам представительства ин­тересов.

В проекте Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти» лоббизмом считается «деятельность юридических и физических лиц в отношении феде­ральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации». Однако с пози­ций политического менеджмента политологи исходят из более широко понятия лоббизма.

При этом определяющее значение имеет не только факт лоббист­ской деятельности, отраженный в этом скорее юридическом, чем по­литологическом определении, но и ее специфика, взаимосвязь с поли­тическими институтами.

Суммируя различные современные трактовки лоббизма, можно выделить наиболее важные его характеристики:

♦ это специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти, дополня­ющая и в разнообразных направлениях перекрывающая систему географического представительства интересов, осуществляемого депутатами парламента;

♦ это процесс приведения формальной власти в соответствие с влас­тью фактической;

♦ это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздейст­вия на законодательную и административную деятельность госу­дарственных органов.

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно вывести закономерность: его больше там, где власть более реальна; это своего рода признак власти. Поэтому считать, что лоббизм - давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления, - значит, не пони­мать механизма и самой сути властвования. Наиболее мощные группы давления и есть фактическая власть, не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия реше­ний.

Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от кланов, нередко мало что могут предпринять без согласования сво­их намерений с лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути, являются. Лишь в переходных обществах, где традиционные группы давления уничтожены или ослаблены, а новые еще не сложи­лись, относительно независима роль отдельной «самодостаточной» личности (вождя, диктатора) и ощутимо влияние его харизмы.

Лоббизм, таким образом, не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономи­ческих) в структурах власти, а процесс приведения формальной влас­ти в соответствие с властью фактической.

Конечно, лоббированием своих интересов занято и множество мел­ких либо маловлиятельных групп. Однако давление разного рода об­щественных организаций и объединенных граждан на власть - к со­жалению, периферия лоббизма, а стержнем его является обеспечение принятия решений в интересах ведущих групп давления как структур реальной власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпора­ций. Последнее обстоятельство имеет для политического менеджмен­та определяющее значение.

Лоббизм как социально-политическое явление возникает тогда, когда уже существуют два необходимых условия:

♦ возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации;

♦ расширяется доступ к власти на основе политического плюрализ­ма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очередности, приоритета их осуществления. Отсюда следует законо­мерность стремления различных групп и слоев общества воздейст­вовать на поведение государства в елях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для них управ­ленческие решения.

Научный анализ института современного лоббизма позволяет вы­делить его положительные и негативные стороны.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, жиз­ненно необходимое явление, выступающее в качестве института де­мократического процесса. Ведь лоббизм как система разнообразных групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каж­дый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание вла­стей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния групп дав­ления на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определенных социальных структур (орга­низаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан).

Плюсы лоббизма заключаются в следующем:

♦ влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в опреде­ленном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им боль­шую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах;

♦ лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная под­держка какого-либо законопроекта или оппозиция к нему, оказы­вается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии, учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных со­циальных групп и слоев. Этот вакуум должен быть заполнен соот­ветствующими структурами гражданского общества;

♦ лоббизм создает возможности для обеспечения интересов мень­шинства, ибо выступает в качестве специфической формы прояв­ления политического плюрализма. При детальном изучении влас­ти в американском обществе в центре внимания оказывается не большинство, а меньшинство - лобби, группы давления, группы, представляющие региональные интересы, руководители корпора­ций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих парламентские расследования;

♦ лоббизм воплощает собой принцип свободы социальных негосу­дарственных структур. С помощью лоббирования они сами стара­ются решать свои проблемы, обладая определенным выбором пу­тей и средств подобного решения;

♦ это средство применяется как своеобразное социально-полити­ческое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей. При таком подходе лоббизм выступает как инициатор активизации каких-либо процессов и явлений;

♦ он позволяет расширить информационную организационную базу принимаемых решений и заостряет внимание на определенных кричащих проблемах. Лоббисты обеспечивают органы власти пото­ком информации по тому или иному вопросу, который и выносит­ся на парламентское слушание, информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне и других уровнях. Через лоббирование интересам различных групп и слоев придаются злободневность, актуальность, социальная значимость. Властные структуры убеждаются в приоритетном оперативном и полном их удовлетворении. Лоббирование выступает в виде си­стемы аргументации, механизма подготовки и принятия соответ­ствующих актов;

♦ лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депу­татских комитетов - на пользу делу, она лишена корыстного ин­тереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни;

♦ лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достиже­ния компромиссов, способ взаимного уравновешивания и прими­рения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противо­положные интересы своих хозяев, как это ни странно на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различых сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь в конце концов стержень лоббизма - взаимовыгод­ное сотрудничество.

К негативным сторонам лоббизма относятся следующие характе­ристики:

♦ лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворе­ния иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, то есть реализоваться подчас как «непатриотическое» средство;

♦ он выступает иногда проводником неправильного воздействия (давления) на государственные органы, и в таком случае уже надо говорить о его преступных видах, которые подтачивают фундамент власти;

♦ лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомствен­ности, местничества, национализма и т. д., усиливать крайние фор­мы удовлетворения специнститутов;

♦ он таит в себе немалую опасность «размывания» народовласт­ных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

♦ лоббистские действия выступают в определенных условиях в фор­ме проявления социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, результат лоббизма большого бизнеса несравнимо выше (главным образом ввиду финансовых возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестаби­лизировать обстановку, дисбалансировать интересы, способство­вать повышению напряженности;

♦ зачастую блокируются действительно нужные управленческие решения, возникают препятствия к удовлетворению общественно ценных интересов, способствующие осуществлению интересов чи­новничьих;

♦ лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной го­сударственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета, «перетягивание одеяла на себя», на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой;

♦ лоббизм может использоваться как инструмент для обогащения отдельных слоев, элит, лоббизм как таковой - существование мощ­ных групп людей у власти, принимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать

незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики влияния на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, сла­бые места власти.

Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть упо­треблен либо на благо всего общества, либо в узкогрупповых интере­сах, все зависит от социально-экономической политики и культурного фона, от обстоятельств, которые могут наделить лоббизм как плюсами так и минусами.

В связи с тем что лоббизм создает широкий набор возможных по­следствий, он нуждается в упорядоченном юридическом оформле­нии. Общество и государство должны совместно участвовать в на­лаживании механизмов трансформации негативного лоббирования в позитивное, сводить к минимуму его вредные результаты и послед­ствия.

Для того чтобы он приносил пользу всему обществу в большей степени, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода СМИ, устойчивое гражданское общество.

Безусловно, лучше создавать легальные формы лоббирования, чтобы их можно было контролировать. Но абсолютный контроль над данным явлением установить невозможно. Лоббизм многогранен, во­площается зачастую в уникальных формах в различных странах ввиду их своеобразия. Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех или иных политических решений, несомненно, приобре­тает политический характер.

3.9.2. Лоббизм как инструмент политического менеджмента

Политический лоббизм означает профессиональную и корпоратив­ную формы деятельности, призванной обеспечить нужное полити­ческое решение. В отличие от иных форм политического давления политический лоббизм - легальный профессиональный вид об­щественной деятельности (в США он существует в таком качестве с 1946 г., в других странах считается чем-то предосудительным, вроде формы коррупции). Политический лоббизм - не просто закулисная интрига политиков, но целая система аргументации, механизм под­готовки и принятия решений, реализующих интересы лоббирующих групп. Поэтому политический лоббизм есть непартийный цивилизо­ванный и упорядоченный законом способ воздействия и давления сил и интересов гражданского общества на государственный аппарат1.

Лоббизм реализует ряд функций, имеющих существенное значение для политического менеджмента. Среди них можно выделить такие, как:

♦ артикуляция и агрегация интересов различных политических и со­циальных групп общества;

♦ партийное, социальное и корпоративное представительство в си­стеме органов государственной власти;

♦ участие в процессе разработки и принятия политических решений;

♦ разработка программ взаимодействия с властью для решения кон­кретных политических проблем;

♦ построение такой стратегии взаимоотношений с властью, которая позволяла бы добиваться законодательного закрепления большин­ства принимаемых данными организациями решений.

В проекте Закона Государственной думы «О регулировании лоб­бистской деятельности в федеральных органах государственной влас­ти» (1996) лоббизм определяется как деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.

Основа лоббизма - та или иная социальная, политическая, этни­ческая или какая-либо другая группа, движение. Частично механизм лоббирования находится под контролем, но сама природа этого фено­мена исключает возможность полного контроля. Существование лоб­бистских организаций обычно не связано с усложнением парламент­ских и правительственных структур, с дополнительными нагрузками на бюджет.

Реального законодательного регулирования лоббистской деятель­ности в нашей стране до сих пор не существует: не принят закон о ре­гулировании лоббистской деятельности (как это сделано, например, в США) и отсутствует система специальных нормативных актов, ко­торые могли бы заполнить этот вакуум (как это сделано в Германии). В качестве фундаментальной основы законодательства о лоббизме в нашей стране можно считать положения ст. 30, 32 и 33 Конститу­ции РФ о праве граждан создавать объединения и общества, обра­щаться в государственные органы, участвовать в управлении государтвом. Главное обоснование лоббистской деятельности содержится в ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Таким образом, физическое лицо обладает воз­можностью вступать в контакт с властными структурами. Отсутствие в статье уточнения о цели этих обращений позволяет рассматривать деятельность лоббиста как реализацию на практике ст. 33 Конститу­ции. Подобное же право обосновывает лоббизм, например, в Германии.

Гарантии правомерности существования главного субъекта лоб­бизма - групп интересов и союзов - содержатся в п. 1 ст. 32: «Граж­дане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представи­телей» и в п. 1 ст. 30: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интере­сов. Свобода деятельности общественных объединений гарантиру­ется». Статья не регламентирует, как именно союзы могут защищать свои интересы, но уточнение о свободе их деятельности, которое также можно добавить положением п. 2 ст. 45 о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, позво­ляет допустить в числе прочих и разрешенные лоббистские методы1.

Дополнительным фактором является также наличие законов, ре­гулирующих правовые отношения в смежных с лоббизмом сферах деятельности. Первым среди таких нормативных актов стал Феде­ральный закон об общественных объединениях, принятый Государст­венной думой в апреле 1995 г. Согласно ст. 27 Закона, общественные объединения имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, прово­дить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования... представлять и защищать свои права, законные интересы своих чле­нов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях.

Подобная неопределенность, когда одно и то же слово употреб­ляется в совершенно противоположных значениях, лишний раз дока­зывает необходимость существования специальных нормативных ак­тов в этой области. Попытка законодательно урегулировать лоббизм была предпринята 6 июня 1994 г., когда в Государственную думу был

внесен проект Закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», но принят он, одна­ко, не был.

Еще одной важной проблемой институционализации лоббизма в России можно назвать неструктурированность интересов различных групп общества. При этом если предприниматели, как самая активная часть общества, осознают свои интересы, что выражается в создании целого ряда их союзов, ассоциаций и советов, то остальной российский социум все еще не осознал необходимости объединения, хотя в других странах именно такие организации обладают огромнейшим влиянием, так как представляют интересы потенциальных избирателей.

К настоящему времени лоббизм в России прошел ряд этапов в сво­ем развитии. В СССР лоббизм носил в основном отраслевой харак­тер, и в списке приоритетных отраслей безусловное лидерство было у отраслей военно-промышленного комплекса. С распадом Советско­го Союза окончательно исчезла и идеологическая составляющая лоб­бистских отношений.

В посткоммунистический период российское государство остро нуждалось в расширении политической базы в обществе, включая под­держку со стороны нарождающегося российского предпринимательст­ва. И капитал откликнулся на эти призывы. Сближение государства и капитала проходило по линии установления привилегированных связей с наиболее крупными финансовыми структурами, способными взять на себя функцию агентов государства или высшего политическо­го руководства. Основными вехами этого процесса стали учреждение института уполномоченных банков, акционирование Общественного российского телевидения в 1994 г. и залоговые аукционы 1995 г. Обы­чно такого рода связи принимали форму патронажа со стороны кон­кретных государственных чиновников достаточно высокого ранга1.

Залоговые аукционы дали мощный импульс к укреплению новой бизнес-элиты (характерно, что участие в этих аукционах также опре­делялось близостью к власти2). До этого момента она состояла из финансистов, которые имели огромные связи в политическом мире, однако их роль в экономике не была существенной: крупнейшие пред­приятия им еще не принадлежали3. После решения о залоговых аук­ционах крупным финансистам представилась возможность упрочить свое положение в экономике и политике. Именно тогда формирова­лись ядра будущих олигархических империй, а в ходе выборов обкаты­вались новые технологии воздействия на власть. В это время во второй Госдуме кулуарный лоббизм расцвел еще более пышным цветом. Тон в нем стали задавать мощные финансово-промышленные группы, ин­тересы которых зачастую совпадали, но нередко приходили в столкно­вение друг с другом. Явных фаворитов среди лоббистских структур не было. Возник класс профессиональных лоббистов, среди которых наи­более эффективными себя зарекомендовали потерпевшие поражение на выборах депутаты, бывшие руководители отраслевых ведомств, со­трудники аппарата правительства и Госдумы. За отдельными законо­дателями и целыми депутатскими фракциями закрепилась устойчивая репутация представителей определенных корпоративных интересов1.

Финансовый кризис, разразившийся 17 августа 1998 г., был потря­сением не только для российского общества, но и для бизнес-элиты. Отношения симбиоза сменились открытым противостоянием: власть (объект лоббизма) больше не желала находиться под прямым влияни­ем предпринимателей (субъекта лоббизма). Новый российский прези­дент В. В. Путин вел себя уже совершенно иначе: стадия конфликта с влиятельной олигархической прослойкой плавно перешла в ста­дию подавления последней, причем власть, однако, не была до кон­ца в этом последовательной. После либерализации цен и дальнейшей приватизации в российском государстве появился олигархический лоббизм как система взаимоотношений власти и крупного капитала, характеризующаяся вхождением представителей бизнеса во власть, их активным участием в выработке и реализации государственных решений. Данный этап в развитии лоббизма закончился в самом на­чале 2000-х гг., когда была провозглашена идея равноудаленности от власти олигархов и предпринят ряд системных мер по выстраиванию политической вертикали власти.

Начинается новый этап в развитии российского лоббизма: значе­ние ограниченного числа влиятельных лоббистов стремительно пада­т, государство демонстрирует желание и готовность сотрудничества с различными группами интересов, но только в соответствии с их ре­альной ролью в экономической жизни страны. В итоге деятельности власти в 2000-2002 гг. крупные собственники-лоббисты, по всей види­мости, лишились возможности напрямую влиять на принятие государ­ственных решений. Однако они не исчезли и продолжают заниматься в России бизнесом, только теперь их бизнес уже не носит публичный характер. В коридорах власти теперь частыми гостями являются мно­гочисленные представители корпораций, причем некоторые из этих корпораций помимо экономического обладают еще и заметным соци­альным значением в жизни страны.

В рамках сформировавшейся к настоящему времени в России специфической системы представительства интересов существует ряд обстоятельств, детерминирующих лоббистскую деятельность. Во-первых, отсутствует нормативная база, регулирующая лоббист­ские отношения. Попытки принять соответствующий закон ничем не увенчались. Несмотря на продолжение работы в данном направлении, каких-либо нормативных актов, реально регулирующих данную дея­тельность, в стране не принято. Во-вторых, власть, провозгласив идею равноудаленности олигархов и определив своей целью сотрудничест­во с бизнесом на паритетных началах, избрала, по всей видимости, ме­тод пошагового движения навстречу. Стали периодическими встречи предпринимателей с президентом РФ, активизируется сотрудничест­во с Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом промышленников и предпринимателей и другим организациями. Следует отметить, что на данном этапе власть идет по пути политического регулирования, в том смысле, что данные отношения базируются исключительно на доброй воле руководства, попыток же выстроить соответствующую нормативную базу не предпринимается.

Одной из основных причин, препятствующих институционали-зации лоббизма (построению системы цивилизованного представи­тельства интересов), можно назвать отсутствие необходимой зако­нодательной базы (о чем писалось выше) и неструктурированность интересов различных групп общества.

Несмотря на наличие большого количества потенциальных групп интересов (будь то, например, автомобилисты, садоводы, организа­ции НКО и т. д.), в обществе не появляются сколько-нибудь значимые объединения с многочисленной членской базой. Единственной орга­низацией, способной в настоящее время отстаивать интересы граждан, можно назвать, пожалуй, только Федерацию независимых профсою­зов России. Хотя мировой опыт показывает, что в развитых демокра­


тических странах организации, представляющие различные группы интересов, весьма многочисленны и влиятельны. Предприниматели же (наиболее активная часть населения), понимая свой интерес, не смогли на данном этапе создать сколько-нибудь эффективное объе­динение, представляющие их интересы. Рост потенциала лоббистской деятельности связан также с необходимостью обеспечить гласность отношений между государственной властью и структурами, представ­ляющими группы интересов.

Понятно, что лоббизм в России будет развиваться дальше и без должного регулирования, но при этом он может приобретать самые разнообразные, в том числе и уродливые формы. В любом случае ис­пользование лоббистских технологий находит свое практическое при­менение в рамках задач политического менеджмента.

Демократическая трансформация российского общества привела к ряду новых явлений в общественно-политической жизни страны, в числе которых лоббизм. Российская особенность лоббизма - это преимущественно серые схемы, реализуемые через коррупционные действия в отношении тех лиц, которые принимают решения.

Предприниматели как наиболее активная часть населения, пони­мая свой интерес, прилагают определенные усилия к созданию сколь­ко-нибудь эффективных объединений, представляющих их интересы. Самыми заметными объединениями бизнесменов, появившимися в современной России, можно назвать Российский союз промышлен­ников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату Россий­ской Федерации, Ассоциацию страховщиков России, Союз нефтепро­мышленников России, Союз машиностроителей России и Ассоциацию российских банков. Наиболее действенные среди них - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-про­мышленная палата РФ (ТПП РФ). В 1992 г., в период своего создания, РСПП включал 2130 крупных государственных предприятий и 39 ас­социаций различных форм собственности, которые производили 65 % всей промышленной продукции России1. Если в начале своего суще­ствования РСПП отстаивал в основном интересы государственных предприятий, так как туда преимущественно вошли «красные дирек­тора», то с 2000 г. ситуация сильно изменилась. ТПП РФ - единст­венное объединение предпринимателей, действующее на основании отдельного закона «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В структуру ее входят 156 территориальных торгово­

промышленных палат, около 100 объединений предпринимателей фе­дерального уровня, 450 предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат и образующих инфраструктуру обслу­живания предпринимательства на региональном уровне, 16 зарубеж­ных представительств, 6 смешанных палат, образованных с другими странами1. Представители ТПП РФ принимают участие в заседани­ях комиссий Правительства РФ по различным вопросам, участвуют в переговорах представителей власти с зарубежными представителя­ми и пр. Представляется, что именно за этим объединением будущее: обладая разветвленной сетью представительств и законодательным подкреплением своей деятельности, ТПП РФ, по всей вероятности, сможет в будущем стать действенным лоббистом интересов всего биз­нес-сообщества страны.

С позиций политического менеджмента лоббизм важно понимать во взаимосвязи с существующими системами представительства инте­ресов: партийно-парламентской (электоральной) и функциональной.

В современных демократических государствах сосуществуют два основных типа представительства интересов в политике: 1) система электорального представительства, когда каждый гражданин пред­ставляет свои интересы в индивидуальном порядке через участие в выборах; 2) система функционального представительства, не опосре­дованного выборами, когда частные интересы агрегируются в группо­вые и используют прямые связи с органами власти.

Сходство этих систем в том, что они выполняют в целом единую функцию и, если не учитывать разницу представляемых ими интере­сов, их можно считать частями одного целого (широко понимаемого представительства интересов).

Но если электоральное представительство осуществляется только через официальные институционализированные каналы (парламент), то функциональное представительство - это сочетание институцио­нализированных форм, таких как трехсторонние комиссии, консульта­тивные органы, и неинституционализированных, осуществляемых вне официальных структур, в том числе лоббизм.

Лоббизм является одним из институтов политического представи­тельства интересов. В то же время методы лоббизма используются не только в системе представительства функциональных интересов, но и во многих других сферах политико-общественной жизни, включая политико-управленческую деятельность. Место и роль лоббизма в си­стеме политического менеджмента можно понять с учетом ряда осо­бенностей лоббизма как общественного института.

Во-первых, лоббизм - это улица с односторонним движением, где отсутствуют взаимные обязательства участников, система функцио­нального представительства, напротив, предполагает в определенных случаях ответственность сторон за свои действия.

Во-вторых, лоббизм использует преимущественно неформальные связи. Он, как правило, представляет интересы, лишенные возможно­сти участвовать непосредственно в процессе принятия решений.

В-третьих, лоббирование предполагает, что взаимодействие осу­ществляется между государством, с одной стороны, и институтами гражданского общества - с другой.

Таким образом, лоббизм - это система неформализованного пред­ставительства интересов в политических решениях, и в политико-управленческом смысле он трактуется обычно как воздействие групп и представляющих их организаций на органы государственной власти с целью принятия или отклонения решений, затрагивающих интересы этих групп1.

Отношения между государством и общественными структурами развиваются таким образом, что последние могут мобилизовать своих членов на поддержку государства в обмен на благоприятные полити­ческие решения. Именно в этом заключается привлекательность лоб­бистских технологий в профессиональной деятельности современных политических менеджеров.

Политический лоббизм

Политический лоббизм

понятие для обозначения профессиональной формы деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение. В отличие от иных форм политического давления политический лоббизм - легальный профессиональный вид общественной деятельности (в США он существует в таком качестве с 1946 г., в других странах считается чем-то предосудительным, вроде формы коррупции). Политический лоббизм - не просто закулисная интрига политиков, но система аргументации, механизм подготовки и принятия решений, реализующих интересы лоббирующих групп (см: "Давление политическое"). Поэтому политический лоббизм есть непартийный цивилизованный и упорядоченный законом способ воздействия и давления сил и интересов гражданского общества на государственный аппарат. В современной России сложилась латентно-лоббистская управленческая вертикаль. Традиционно к ней в России относятся сферы и отрасли либо экспортно-ориентированные (как наиболее развитые и сплоченные). Таковы ВПК, ТЭК, АПК, горно- и рудоперерабатывающая промышленность, финансово-банковский капитал, машиностроительный комплекс, транспорт, связь и коммуникации, армия. Спектр интересов групп влияние предельно широк. К ним можно отнести: принятие льготного налогообложения, внесение нужных изменений в бюджет, льготные возможности акционирования и приватизации; введение протекционистского таможенного налогообложения, кооптация в правительство и представительные органы власти своих представителей, работа со СМИ, PR - технологии.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Политический лоббизм" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    Коррупция - (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

    Часть либертарианской философии Либертарианство Происхождение … Википедия

    Ходорковский, Михаил - Бывший глава нефтяной компании ЮКОС Заключенный СИЗО Матросская тишина в Москве, бывший предприниматель и один из самых богатых граждан России, учредитель группы МЕНАТЕП, бывший глава нефтяной компании ЮКОС. Михаил Борисович Ходорковский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия

    Сергей Иванович Штогрин Дата рождения: 21 июля 1948(1948 07 21) (64 года) Место рождения: Хабаровск, РСФСР, СССР Гражданство: СССР; РФ … Википедия

    GR менеджер специалист по связям с органами власти, лоббист. Термин происходит от от англ. «Government relations» «связь с государственной системой управления». Обычно GR менеджерами становятся выпускники юридических и экономических… … Википедия

    Рауль Туркбиевич Арашуков (род. 18 января 1960(19600118), Хабез) российский управленец, политический деятель, бизнесмен, меценат. Советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз». Член партии «Единая Россия», депутат… … Википедия

    Игорь Николаевич Руденский (р. 1962) депутат ГД РФ. Образование: Кемеровский университет, Рижское летно техническое училище гражданской авиации, Академия народного хозяйства. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени … Википедия

Книги

  • Политическая социология Учеб , Тощенко Ж.. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Особое внимание уделено…

Лоббизм как политическое явление. Техноголии политического лоббизма.

«Группы интересов» существовали на протяжении всей истории человечества. Лобби – прогулочная площадка в монастыре, а затем – помещения для прогулок в палате общин в Англии. В 1864 г. с началом покупки голосов в коридорах Конгресса США термин «лоббизм» стал приобретать политико-правовой смысл, однако подобная практика долгое время считалась предосудительной. В политической жизни других западных стран лоббизм закрепился лишь в XX веке.

Лоббизм - это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти . Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует в большинстве демократических стран. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т. д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведён с коррупцией) и неформальный.

Можно выделить следующие группы лоббистов:

1.Политические лоббисты - финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.

2.К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы. Их лоббистский потенциал прямо пропорционален экономическому значению отрасли, которую они представляют. Например, нефтяники, шахтеры, авиадиспетчеры, по сравнению с работниками социальной сферы, науки, образования, обладают гораздо большими возможностями лоббировать свои интересы. Влияние профсоюзов способно резко увеличиваться за счет забастовочного потенциала. К социальным лоббистам можно отнести также общественные организации и объединения (ветеранские, женские, молодежные, экологические организации). В России их потенциал ограничен.. Однако в развитых странах, где такие группы опираются на разветвленную сеть добровольных организаций, они имеют значительные лоббистские возможности.

3.Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. К этой категории относятся финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые компании, имеющие экспортно-импортную структуру, являющуюся абсолютным монополистом в своем секторе сбыта продукции; собственную финансово-банковскую структуру; средства массовой информации; представителей в верхних исполнительных эшелонах власти; представителей в парламенте или в политических движениях. Примером такого субъекта в Российской Федерации является концерн «Газпром», имеющий тесные связи с политиками, обширные торговые контакты с Западом, свои банки, «своих» депутатов в Государственной Думе.

4.Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. В этом отношении самыми активными являются представители московского лобби. Лоббирование интересов одного региона в ущерб интересам остальных регионов России, да и страны в целом неизбежно приводит к негативным последствиям.

5.Иностранные лоббисты - это влиятельные зарубежные «группы давления», национальные общины. Так, в США весомое место в политической структуре страны занимают еврейское, польское, арабское лобби. Все они пытаются воздействовать на принятие решений, выражающих интересы своих диаспор и стран.

Методы лоббистской деятельности.

Через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и компаний в СМИ, а также судебных процессов);

Использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование изб. кампаний);

Использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);

Использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);

Теневое лоббирование – одна из технологий лоббизма, подразумевающая продвижение интересов, используя околозаконные методы и/или методы с нарушением этических норм и правил.

Под околозаконными методами в данном контексте понимают различные способы использования пробелов в законодательстве, манипулирование регламентной процедурой и пр (тайное изменение строк документа, уже согласованного ранее, манипулирование с системой голосования в Совете Федерации, и др.). В таких случаях лоббист пытается достичь нужного ему решения в органах государственной власти без грубого нарушения действующего законодательств

Достоинства и недостатки лоббизма. Проблема правового регулирования лоббизма.

Л - явление неоднозначное, имеющее свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

Придание органам государственной власти большей гибкости и динамики путем оказания влияния на государственные решения.

Инструмент влияния на власть со стороны гражданского общества. Содействие развитию демократических традиций; реализация конституционных прав граждан на участие в управлении государственными делами. Мобилизация общественной поддержки или оппозиция законопроектам.

Содействие сохранению равновесия в обществе, нахождению точек соприкосновения по достижению компромиссов между различными субъектами лоббирования.

Лоббисты привлекают внимание властей к актуальным проблемам

Позволяет более полно представить в органах государственной власти реально существующие интересы различных групп общества, испытывая постоянное давление со стороны этих групп, органы власти вынуждены корректировать свою политику с учётом реально существующих групповых интересов.

Деятельность лобби позволяет органам государственной власти более точно определять приоритеты своей политики

Оказывая органам власти информационные, консультативные услуги, Л способствует существенному повышению качества принимаемых решений.

Цивилизованный Л – один из важнейших институтов современной демократии, который способствует самоорганизации гражданского общества.

Недостатки:

Л выступает посредником не правового влияния на органы государственной власти (коррупция)

Т.к. возможности влияния на органы гос власти у различных «заинтересованных групп» не одинаковые => лоббистская деятельность более влиятельных групп приводит к нарушению баланса интересов в их пользу, что вызывает недовольство других групп и рост социальной напряжённости

Слишком сильные позиции лобби в структуре органов власти могут существенно осложнить работу последних, поставить под сомнение объективность и справедливость принимаемых решений

Рост социальной напряженности в связи с более высокой результативностью лоббизма экономических субъектов по сравнению с другими группами интересов.

Возможность блокирования принимаемых важных решений, противопоставление эгоистических интересов своих клиентов интересам общества.

Опасность для демократических устоев общества, превращение демократических институтов в мощный инструмент влияния отдельных групп интересов.

Субъективная интерпретация информации, поставляемой государственным органам.

В разных странах используют различные механизмы регулирования лоббистской деятельности:

США: с 1946 года действует ФЗ о регулировании Л в Конгрессе, согласно которому юридическим и физическим лицам, участвующим в лоббистской деятельности, предоставлено право регистрации при Сенате и Палате Представителей. У лоббиста должно быть обязательное юридическое образование, опыт работы в федеральных органах власти, принесение присяги по поводу данных о клиенте, сроках найма, сумме вознаграждения, сумме и целях расходуемых средств. Лоббисты обязаны ежеквартально представлять подробные отчеты о полученных и израсходованных на указанные цели средствах; о лицах, которым были выплачены какие-либо суммы; а также названия всех статей с материалами в поддержку или против законопроектов, опубликованных по инициативе лоббиста.

Россия: Конституцией РФ закреплены положения, являющиеся основанием для признания и регулирования лоббизма в России. «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». В статье не уточняются формы союзов. Однако положение о свободе их деятельности можно дополнить п. 2 ст. 45, где говорится о праве каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, Конституцией РФ в числе прочих косвенно допускаются и лоббистские формы защиты интересов.

Несмотря на достаточные конституционные основания, в России пока не существует нормативных актов, регламентирующих лоббистскую деятельность. Поскольку Л – неизбежное явление, лучше, чтобы оно было легальным, официально признанным законодательством, чем теневыми криминальными структурами. Сам факт институционализации Л означает, что общество соглашается с его существованием, при этом берёт его под свой контроль.

ЛОББИЗМ В ПОЛИТИКЕ

Благодарное дитя специальных интересов
Лоббизм - национальный спорт американцев
Владимир Абаринов

1. Зарождение лоббизма.

После банкротства в 1889 году Всеобщей компании Панамского межокеанского канала в США была основана Новая компания Панамского канала. Инициатива сооружения водного пути перешла к Вашингтону, которому, с его точки зрения, и принадлежала по праву - на основании доктрины Монро. Начавшаяся вскоре испано-американская война всецело подтвердила ключевое стратегическое значение будущего канала. В 1899 году президент Уильям Маккинли назначил комиссию для определения оптимального маршрута.

Комиссия заседала вплоть до 16 ноября 1901 года, тщательно изучая панамский и никарагуанский проекты, и в конце концов высказалась в пользу Никарагуа. На том и порешили: 9 января 1902 года палата представителей конгресса громадным большинством (308 голосов против 2) приняла билль Хэпберна (по имени автора законопроекта, республиканца от Айовы и председателя комитета по междуштатной и внешней торговле), предоставивший правительству полномочия на ведение переговоров с Никарагуа и ассигновавший 108 млн. долларов на строительство.

Однако уже в том же месяце, 28 января, сенатором от Висконсина Спунером в сенат была внесена поправка к биллю, которая на самом деле оказалась "поправкой взамен", поскольку предписывала строить канал через территорию Панамы. В июне она была принята под мощным давлением финансовых кругов 42 голосами против 34. Панама была в то время департаментом Колумбии, парламент которой отказался ратифицировать договор о канале. Правительство США оказало поддержку панамским сепаратистам. В декабре 1903 года Панама была провозглашена независимой республикой, и через две недели Вашингтон заключил с ней соглашение о сооружении канала. Строительство обошлось в итоге в 387 млн. долларов. Поправка же Спунера вошла в американскую историю как "блестящее достижение лоббизма".

2. Американский лоббизм.

Лоббисты в Америке существуют столько, сколько существует конгресс. Собственно говоря, лоббизм есть неотъемлемая часть американской политической машины. Об этом хорошо сказал Вудро Вильсон: "Правительство Соединенных Штатов - благодарное дитя специальных интересов. Ему непозволительно иметь свои собственные".

Глупо отрицать, что в прошлом веке, особенно в его "позолоченный" период (см. Марка Твена и Чарльза Дадли Уорнера) в этой сфере царил беспредел и процветала коррупция. Именно благодаря беззастенчивым манипуляциям корпораций самое слово "лоббизм" приобрело негативную окраску. Но параллельно с закулисными махинаторами постоянно действовали grassroots movements - альтернативные движения. Они боролись против масонов, рабства, дискриминации женщин и иммигрантов, за выпуск ассигнаций, за сухой закон. И добивались успеха. После второй мировой войны grassroots вышли на политическую сцену страны в небывалом доселе масштабе и разнообразии. Феминистки, гомосексуалисты, экологисты, "моральное большинство", сторонники и противники легализации марихуаны - все они с точки зрения американской политической культуры лоббисты, поскольку пытаются воздействовать на процесс принятия решений законодательной или исполнительной властью.

Деятельность лоббистов в США регламентирована законодательством, но законов на эту тему до смешного мало. Их всего два и одна поправка. Закон 1946 года (Federal Regulation of Lobbying Act), в соответствии с которым лоббист обязан, во-первых, зарегистрироваться, во-вторых, четырежды в год представлять соответствующим органам свой финансовый отчет. Поправка Бёрда, запрещающая использование в лоббистских целях федеральных средств (если получателем средств федерального бюджета, хотя бы даже в виде гранта, является организация, никто из ее сотрудников заниматься лоббизмом не имеет права). Закон 1995 года (Lobbying Disclosure Act), строго лимитирующий подношения законодателям. Считается также, что конституционное право на лоббизм закреплено в Первой поправке, где сказано, что конгресс не должен ограничивать "право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений".

Набор приемов официального лоббиста весьма разнообразен. Они выступают на слушаниях перед законодателями. Хватают их за пуговицу в коридорах конгресса, отелях, приемах и везде, где придется. В огромных количествах пишутся письма и петиции в поддержку того или иного решения, для чего в особо важных случаях организуются специальные кампании. Само собой разумеется, в Интернете публикуются готовые тексты - только вбей свое имя и кликни кнопку "послать". По телевизору то и дело можно видеть клип, в котором объясняют, например, что Китай использует труд заключенных, а потом говорят: звоните вашему конгрессмену (сенатору, министру, президенту) по такому-то телефону, скажите ему, что вы думаете о предоставлении Китаю привилегированного торгового статуса и его вступлении в ВТО.

"Что хорошо для General Motors, хорошо для страны", - заявил в 1952 году сенатскому комитету кандидат на пост министра обороны Чарльз Уилсон - и был утвержден. В советские времена у нас привыкли цитировать эту фразу как пример беспредельного цинизма, но теперь под ней подпишется любой русский предприниматель, поставив, впрочем, на место GM название собственной фирмы. Отечественный бизнес, разумеется, надо поддерживать и защищать. Проблема в том, что его интересы противоречивы даже в пределах одной отрасли. Но есть еще профсоюзы, есть объединения потребителей, защитники флоры и фауны, лобби иностранных компаний и правительств.

В списке журнала Fortune первые места по признаку влиятельности занимают Национальная оружейная ассоциация Америки, Американо-израильский общественный комитет, профсоюзное объединение АФТ-КПП (AFL-CIO), Торговая палата и Национальный комитет за право на жизнь. Далее следуют национальные ассоциации учителей, рестораторов, банкиров, губернаторов, промышленников, риэлтеров, строителей, кинопроизводителей, оптовых торговцев пивом, фермеров, грузчиков, работников автомобильной промышленности и страховщиков. Высокую активность проявляет в последнее время лобби онлайновой торговли, блокирующее налогообложение своих операций. Недавно в связи с многомиллионным групповым иском пострадавших от асбеста активизировалось асбестовое лобби. И так далее. С 1979 года американские лоббисты объединены в свою лигу.

По закону 1995 года, законодатель в год имеет право получить из одного и того же источника подарки на сумму не более 100 долларов. Цена одного предмета не должна превышать 50 долларов. Гонорар за публичное выступление не может составлять более 2000 долларов. Клинтон, кстати, подписал закон в канун Рождества, но вступил он в силу с 1 января следующего года. Так что конгрессмены смогли в последний раз получить привычные предпраздничные подношения, которые в СССР назвали бы продуктовыми наборами. А бывает ведь еще и Пасха, и день рождения, по случаю которого имениннику полагался дармовой торт.

Все это, впрочем, приятные, но мелочи. Куда важнее избирательные кампании. Львиную долю средств законодатели получают от комитетов политического действия (PAC), которые и есть не что иное, как лобби. Причем в отличие от индивидуальных пожертвований сумма взносов РАС не ограничена.

Особый вопрос - деятельность бывшего государственного чиновника. В 1997 году под следствие ФБР угодил не кто-нибудь, а отец Дейтонского мира Ричард Холбрук, нынешний посол США в ООН. Выйдя после подписания мирных соглашений по Боснии в отставку, он вернулся на Уолл-Стрит, в банк Credit Suisse First Boston, и уже в новом качестве вступил в контакт с бывшими коллегами по госдепартаменту. Между тем такие контакты до истечения определенного срока возбраняются.

Само собой разумеется, что никто не может запретить Холбруку частные встречи за кружкой пива, но лоббирование интересов фирмы - другое дело. Нам ли не знакомы ситуации, когда бывший высокопоставленный чиновник немедленно поступает на службу к частному капиталу, что называется, "за записную книжку" и тотчас начинает конвертировать свои связи в высоких сферах. Холбруку, в частности, вменялись в вину встречи с американскими дипломатами в Венгрии и Южной Корее. Однако агенты ФБР криминала в его действиях не обнаружили, о чем и доложили начальству. Тем не менее министерство юстиции предложило Холбруку сделку: признание своей гражданской ответственности и штраф в обмен на прекращение дальнейшего расследования. Но дипломат категорически отказался и от штрафа.

Настоящий фестиваль лоббизма начинается в Вашингтоне, когда конгресс получает президентский проект очередного бюджета. К дележу казенного пирога поспешают все. Отчаянный торг ведет каждый конгрессмен. Видимую часть айсберга являют собой команды переговорщиков Белого дома и конгресса. Почти всегда в последние годы битва затягивается, правительству в наступившем фискальном году нечем оплачивать свои счета, и конгресс еженедельно особым постановлением выделяет ему необходимые средства.

4. Лоббизм по - Российски.

Слово "лоббизм" еще недавно считалось в нашем политическом лексиконе едва ли не ругательным. Это и неудивительно. Под лоббизмом у нас чаще всего понимается стремление некой отраслевой, региональной или корпоративной группы "протолкнуть" через парламент выгодный ей закон или добиться нужного решения от органов исполнительной власти, не останавливаясь при этом и перед откровенно незаконными действиями. Результаты такой "лоббистской" деятельности нередко противоречат интересам национальной экономики в целом.

Однако сейчас, похоже, предпринимаются серьезные попытки реабилитировать как само понятие, так и стоящее за ним явление. Основной пафос большинства выступлений на конференции заключался в стремлении показать, что различные формы закулисного давления и "пробивания" нужных решений, столь распространенные у нас сегодня, еще не есть подлинный, цивилизованный лоббизм в том виде, в каком он существует в развитых странах мира. Там лоббизм как раз важный элемент согласования интересов в обществе, инструмент обратной связи между государством и субъектами экономической деятельности. Чтобы прийти к подобному положению, нужно, во-первых, дать лоббизму законодательную базу, а во-вторых, поставить лоббистскую деятельность на профессиональную основу. Сейчас экспертами Государственной Думы и Института государства и права РАН подготовлен законопроект, предусматривающий создание специальных лоббистских организаций, представляющих определенные интересы. Такие организации подлежат регистрации в Минюсте, после чего они могут аккредитовать своих представителей при соответствующем органе власти. По мысли разработчиков закона, это позволит придать лоббизму открытый характер - появится возможность знать, кто и какие интересы представляет. Впрочем, пока в проекте не прописаны четко механизмы его реализации. К тому же появление "легального" лоббизма не приведет к автоматическому исчезновению его "теневых" и откровенно криминальных форм.

Если же закон будет принят, возникнет вполне конкретная проблема - кто составит когорту "официальных" лоббистов? Константин Токарев, генеральный директор Национальной ассоциации лоббистов, считает, что лоббист - это специалист, хорошо знающий определенный сектор рынка и на постоянной основе защищающий в государственных органах интересы его участников. Во время законодательной работы лоббист сможет стать для депутата ценным помощником, подготовить ему экспертную оценку по конкретной проблеме. Как видим, это сильно отличается от привычных картин российского лоббизма. Сейчас, однако, многие компании, прежде всего из-за слабого менеджмента, просто не готовы четко сформулировать и грамотно защищать свои интересы. Для правильной постановки дела необходимо организовать специальную подготовку лоббистских кадров.

Создание слоя профессиональных лоббистов само по себе не решит проблему. Вопрос гораздо сложнее. Одной из основных причин расцвета в современной России "теневого" лоббизма является специфика сложившегося в России политического режима. Среди его черт - отсутствие четкого понимания целей государственной политики. В условиях, когда нет осмысленной и целенаправленной воли, отдельные части государственного механизма остаются как бы предоставленными сами себе и становятся легкой добычей наиболее могущественных групп давления, к примеру, тех же самых олигархов. Эту ситуацию многие называют "приватизацией государства". Слабое и неэффективное государство не заинтересовано в объективной информации о положении дел в экономике, которую оно могло бы получить при условии налаживания нормального диалога с различными группами интересов. По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, отказ от такого "экономического барометра" провоцирует лоббистов на уход в "тень" и создает почву, благоприятную для коррупции.

Как изменить ситуацию? На этот счет существуют различные точки зрения. Сергей Марков, директор Института политических исследований, считает, что с приходом к власти Владимира Путина начнется "национализация" ранее "приватизированного" государства, так как Путин склонен к управлению в стиле западного менеджера и потребует от всех органов четкого и согласованного выполнения поставленных перед ними задач. Более пессимистичен председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Сергей Глазьев. По его мнению, оздоровление отношений между властью и бизнесом невозможно без таких изменений действующей Конституции, которые поставили бы исполнительную власть под контроль общества и парламента, а также обеспечивали самостоятельность правоохранительных органов. Это позволит покончить с "особыми клиентами" власти, которые обладают политическим влиянием и пользуются им для решения своих корпоративных проблем.

Впрочем, названные обстоятельства, мешающие цивилизованному согласованию экономических интересов различных групп, слишком серьезны, чтобы их можно было бы решить принятием нового закона или сменой лидера. Пока в развитии российской государственности явно преобладает "олигархический тренд", а о равноправии всех участников рынка перед лицом государства остается только мечтать.

Лоббизм – деятельность общественных и политических групп, коммерческих организаций, а также отдельных лиц по оказанию давления на депутатов и представителей органов государственной власти с целью принятия законодательных актов, выгодных этим группам, организациям и лицам (лоббистам).

Работа лоббистов заключается в отстаивании интересов отдельных субъектов в государственном аппарате с помощью различных методов.

Методы лоббизма

  • Выступления на слушаниях комитетах парламента, участие в обсуждениях законопроектов;
  • Собственная разработка проектов нормативных актов;
  • Личные встречи, переговоры и письменное контактирование с должностными лицами, работниками различных ветвей власти;
  • Финансирование избирательных кампаний;
  • Проведение социологических исследований, их обработка и распространение полученных результатов;
  • Организация массовых писем от избирателей в адрес депутатов и чиновников;
  • Внедрение «своих» лиц в органы власти;
  • Подкуп должностных лиц.

История происхождения

Понятие «лоббизм» произошло от слова lobby (англ.), что в переводе означает «кулуар», «фойе».

Политологи убеждены, что лоббизм существовал в Англии уже в XVII веке. В те времена члены парламента выходили после заседания в коридор, где их встречали заинтересованные лица.

В более современном политическом смысле лоббизм появился в Америке в конце 20-х годов XIX столетия. В эти годы у власти находился президент У.Грант, любивший отдыхать со своей командой помощников в вестибюле () гостиницы Willard. Об этом очень быстро узнали бизнесмены и всевозможные просители, которые стали приходить в отель, чтобы в непринужденной обстановке пообщаться с правящей элитой. Предприниматели старались заручиться законодательной поддержкой государственных служащих, рассказывая о проблемах в своей деятельности и предлагая собственные пути их решения. Естественно, такая поддержка осуществлялась за определенную сумму денег со стороны бизнесменов.

Изначально подобная американская практика «покупки» законов осуждалась другими странами, однако в XX веке термин «лоббизм» позаимствовало большинство развитых государств.

Постепенно подобных просителей (лоббистов) становилось все больше, поэтому они стали объединяться в группы в зависимости от своих интересов.

В 1946 году в США был принят закон, согласно которому лоббизм признавался родом деятельности и требовал определенной процедуры регистрации профессиональных лоббистов у секретаря сената. Лоббисты стали обязаны четыре раза в год под присягой представлять отчеты соответствующим органам о всех денежных средствах, полученных и израсходованных на лоббистские цели. При всем при этом закон строжайше запрещал откровенный подкуп уполномоченных лиц государственного аппарата.

В 1979 году лоббизм в Америке окончательно сформировался как политический институт. Подтверждением этому стало создание в 1979 Американской Лиги Лоббистов, существующей по сей день. Ее целью было общественное признание профессии лоббиста и пропаганда значимости Лиги в законодательном процессе.

В том же 1979 году лоббизм неофициально появился в ЕЭС – Европейском экономическом сообществе, которое с 1994 года носит название . Это было связано с образованием крупных группировок предпринимателей, таких как «Европейский круглый стол промышленников», Европейская группа предприятий, а также Комитет по промышленности Европейского союза. Именно эти организации представляли собой мощные лоббистские структуры, продвигавшие собственные -интересы на европейском уровне через своих представителей в руководящих органах ЕЭС.

Официально вопрос о лоббистской деятельности в Европейском экономическом сообществе был поднят в 1989 году представителем Дании. Итогом рассмотрения этого вопроса стало принятие в 1997 году Кодекса поведения лоббистов, который действует до сих пор.

Помимо этого документа, члены Евросоюза должны придерживаться целого ряда официальных рекомендаций, касающихся лоббистской деятельности. Эти рекомендации направлены на то, чтобы системы регулирования лоббизма в странах Евросоюза не были чрезмерно строгими.

Таким образом, в большинстве зарубежных стран четко прослеживается тенденция узаконивания и упорядочения лоббистской деятельности на законодательном уровне.

Виды лоббизма

В зависимости от ветви власти (направления деятельности):

  • Законодательный;
  • Исполнительный;
  • Судебный.

В зависимости от применяемых методов:

  • Легальный – не предусматривает нарушений законодательных актов;
  • Нелегальный – с нарушением закона (чаще всего речь идет о коррупции).

По объектам воздействия:

  • Правительственный разработка органами исполнительной власти законопроектов, поступающих на рассмотрение в законодательные органы;
  • Парламентский принятие законов, удовлетворяющих интересы определенной группы людей.

По целям воздействия:

  • Экономический – осуществление давления на органы власти с целью принятия определенных законодательных актов и экономических мер;
  • Социальный – осуществление давления на процесс принятия решения должностными лицами для удовлетворения социальных интересов определенных групп людей;
  • Социокультурный – осуществление давления на должностных лиц с целью принятия законодательных актов, удовлетворяющих социальные и культурные потребности отдельных групп людей.

В зависимости от уровня власти:

  • Федеральный – лоббизм осуществляется в системе высших органов государственной власти;
  • Местный - лоббизм осуществляется в органах власти субъектов страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш