Локус контроля, тип локуса контроля. Особенности проявления типа локуса контроля у взрослых. Локус контроля, его виды и проявления

Локус контроля - это то место в пространстве, к которому вы обращаете запрос на решение своей личной проблемы.

Вот когда человек восклицает: "Как же все меня достало!", его локус контроля съезжает из центра в сторону или вверх.

Его проблема, что его все достало, иногда он даже не формулирует сам для себя, что конкретно его достало, все! И он обращает свой стон кому-то, кто этим "всем" распоряжается.

Ну боженьке, видимо, а если атеист, то другому папе, правительству, например.

Атеисты и верующие не так сильно отличаются, как люди с внутренним и внешним локусом.

Какая разница, у бога человек попрошайничает, воображая, что может принудить его молитвой, или ноет, ругая правительство? Это примерно одинаково бесполезно.

Верующий человек с внутренним локусом мало чем отличается от атеиста. И тот и другой делают то, что в их силах, руководствуясь принципом "делай, что должно, и будь, что будет", просто один верит, что этим "будет" распоряжается Бог, а второй, что это - объективные мировые законы. Первый тоже думает, что это все - объективные законы, но над законами у него стоит Бог, а иногда сами законы - это Бог. В этом случае он вообще ничем от атеиста с внутренним локусом не отличается.

А вот человек с внутренним ЛК отличается от человека с внешним ЛК очень сильно.

Это как два разных вида людей.

Один все время тратит энергию на те эмоции и размышления, которые никак от него не зависят.

Например: "Погода плохая, оох, какая же плохая погода!"

Целый час или целый день такой человек может переживать, что погода плохая. За час переживаний химия его организма меняется настолько, что и все остальное ему представится в мрачном свете. Но главное, что вся его психика, которая является аппаратом реагирования, мечется и качается, не зная, что ей предпринять. Беда, беда, сигнализирует ЛК, плохая погода. А что делать-то? Куды бечь? Место жительства срочно менять? По причине одной лишь погоды? Энергия всегда выделяется в ответ на эмоцию, она должна идти на решение проблемы, но направить ее некуда. Разве что поколдовать, как ведьмы, вызывающие дождь, болтая палочками в луже, и прекращающие дождь, ломая эти палочки.

И другие проблемы вне границ влияния точно так же сбивают психику с толку.

Понятно, что человек не на все может влиять. Погода и правда может быть ужасной. Болезнь может случиться. Другая беда.

Но все проблемы, на которые человек повлиять не в силах, он должен воспринимать как объективные условия, не переживать слишком сильно, не обсуждать слишком долго, не анализировать, не погружаться, не тратить на это слишком много психической энергии. Он должен направить психическую энергию на ту часть, которую он может исправить. Такая часть всегда почти есть. Даже в самой фатальной ситуации. Защититься от стихии, хотя бы частично, лечить болезнь или продлять жизнь, устранять последствия бедствия. Вот это - в его границах. А все, что уже случилось - нет, оно в прошлом. И то, что пока не в прошлом, но вне зоны его контроля, обсуждать тоже бессмысленно. Можно поговорить в светском формате или философском, дескать вот оно как бывает, и так еще, и так. А вкладывать эмоции и тратить много времени смысла нет.

Осмысленное и осознанное существование - это жизнь с хорошим локусом контроля, трата сил внутри зоны своего влияния.

Хороший ЛК - это такой локус контроля, который позволяет направлять свое внимание, особенно эмоционально заряженное и пристальное внимание, лишь на то, что находится в границах влияния.

Все внимание - в зону влияния!

Вот это - внутренний локус контроля, правильный локус контроля, хороший.

Те, кто читают про локус контроля в сети, могут сталкиваться со статьями, где описывается, что в норме локус у человека должен быть и внутренним и внешним, что постоянный внутренний локус контроля - это плохо. Так считал даже тот автор, который ввел в психологию понятие локуса контроля. Но все же это некорректное понимание. Хороший локус контроля не может быть внешним. Нельзя контролировать то, что вне зоны влияния. Кто-то это будет все контролировать, но не вы. Контролировать неподконтрольное - оксюморон. Если проблема от вас не зависит, вы не локус контроля должны помещать вне себя, а просто внимание свое убирать с этой сферы. Вы должны выносить эту сферу за границы внимания, а локус всегда держать внутри и решать ту часть проблемы, которая вам подвластна.

Всегда есть часть проблемы, которая вам подвластна! Поэтому локус контроля всегда должен быть внутренним!

Даже когда вы заложник террориста и должны строго следовать приказаниям спасателей, не делая даже шага вне инструкции, подчинение - не внешний локус контроля, а именно внутренний. Вы контролируете свое подчинение. Вы понимаете, что сфера вашего влияния сейчас сужается до четкого выполнения инструкций. Услышать приказ и четко выполнить. Для четкого выполнения тоже нужна воля и внимание. Ваше положение так опасно, что от вас мало что зависит, но вот четкость выполнения инструкции как раз-таки зависит от вас и вам нужен внутренний локус контроля, чтобы выжить, чтобы избежать лишнего стресса и лишних действий.

Даже когда единственное, что вам нужно, чтобы выжить, это лежать не шелохнувшись, вам необходим внутренний локус контроля, чтобы неподвижно лежать, и не метаться туда-сюда, как люди с внешним локусом в такой ситуации, переживающие за действия спасателей и террористов.

Внешний локус направляет ваше внимание за границы вашего влияния. Вы как бы воображаете, что можете своими мыслями и эмоциями влиять на происходящее вокруг. Вот поругаете вы погоду и солнышко выглянет. Даже если вы так не думаете, где-то в глубине души вы на это надеетесь, иначе вам было бы жаль сил, бесполезно потраченных на стоны.

Чаще всего вы ничего такого не осознаете. Вас просто бесит погода и вы выплескиваете эмоции. Это привычка существовать реактивно. Поступил некий стимул, вызвал негативную реакцию, ее надо выразить и направить в ту сторону, откуда пришел стимул. Тучке кулаком погрозить. Отругать мировой капитализм. Послать лучики зла новому своей бывшей. Плюнуть в сторону чужих несовершенств.

Реактивное существование запускает магическое мышление. В магическом мышлении магическое - в кавычках. Никакой магией такое мышление, конечно, не обладает. Это та самая власть над миром, пока отвернулись санитары. Это иллюзия влияния. Это воображаемая сила.

И чем больше энергии уходит на иллюзии, тем меньше ее остается на реальные дела.

Выйти из реактивного, автоматического существования человек может путем развития осознанного, проактивного поведения.

Проактивное поведение начинается с правки локуса контроля! С помещения локуса внутрь своей зоны влияния.

Реактивные люди (рыбы, и не только в ресурсе любви) подчиняются воле проактивных людей. Своей воли у них нет, только кажется. Реактивные реагируют на стимулы, которые создают проактивные люди, реагируют самым предсказуемым для тех образом. Поэтому проактивные люди так легко и без труда управляют реактивными людьми. Легче, чем стадом баранов!

Локус контроля реактивных людей всегда внешний. Это как веревочка марионетки, болтается снаружи, бери кто хочешь.

Как коса рапунцель, свисающая за окном башни.

Казалось бы, почему бы хоть иногда не смещать локус внутрь, не заниматься тем, что в их власти?

Но нет, они этого почти никогда не делают. Просто потому, что они видят вне своих границ много благ и тянутся к ним, завистливо и жадно. Им кажется, что внутри их границ вообще нет ничего хорошего, и действительно, там ничего хорошего не вырастает. Не успевает вырасти, все сливается.

Людьми с внешним локусом очень легко управлять извне. Им кажется, что против них применяются какие-то манипуляции, но нет, ничего не нужно. Они как овцы следуют за любым чужим волевым импульсом.

Реактивные люди все одинаковы и поэтому предсказуемы. Индивидуальность в полном смысле слова свойственна только людям с нормальным локусом. Остальные одинаково реагируют на стимулы. Увидели что-то привлекательное и бегут. Спрятал это от них, бегают кругами. Человек с внутренним локусом не ловится на провокации и приманки, он держится в границах и поэтому неуязвим. Он опирается на свое, не тянется реактивно к чужому, поэтому он защищен. И его сила растет, поскольку его энергия направлена на рост этой силы, а не уходит на переживание всего того, что его не касается.

У человека с хорошим локусом контроля всегда хорошие границы.

По большому счету локус контроля и границы - это одно и то же.

Локус контроля - это территория вашего контроля, она находится внутри ваших границ.

Некоторые думают, что если они "все" берут на себя, видят себя ответственным за все, то у них внутренний локус контроля.

Нет. Их локус контроля выходит за пределы их границ, они пытаются контролировать то, что вне их возможностей, до чего им не дотянуться, то, где у них нет рычагов, а они под коронами воображают, что есть.

По большому счету они ничем не отличаются от людей, которые хотят, чтобы все делали за них.

Эти тоже думают, что по их хотению и щучьему велению будут случаться какие-то чудеса. Люди станут слушаться и делать то, что они хотят, события будут совершаться в их пользу.

Гиперответственный онегин, держащий на плечах небо, ничем не отличается от рапунцели, отдающей из башни приказы воображаемым рыцарям.

Небу плевать на онегина так же, как и рыцарям на рапунцель. А то, что первый лопается от натуги, а вторая просто ждет и вздыхает, так это скорее касается особенностей нервной системы. Первый сливает энергию в дыру, у второй энергия перегорает в неподвижном болоте, на пользу не идет, ни то, ни другое. Ну разве что бестолковая активность содержит и толковое зерно, тогда частично ресурсы онегина будут прокачиваться, но чем больше его гиперответственность, тем меньше идет на решение реальных задач, на его реальную ответственность.

Хороший ЛК - это не только готовность решать свои проблемы, но еще и четкое понимание, где твои проблемы, а где нет.

Все, что в твоей воле - твое. Все, что касается воли других - не твое. Ты можешь решать чужие задачи, если это касается тебя и если тебе делегировали это право, дали власть. И первое, и второе. Касается тебя и тебе дали власть. В этом случае ты будешь вкладывать энергию и получать результат, ты будешь расти, а не сливаться.

Слив себя, своей энергии происходит из-за слияния границ. Слив от слива.

Слияние границ происходит от плохого локуса контроля. Хочется получить что-то, что вне твоих границ, поэтому ты и сливаешь границы.

Вместо того, чтобы действовать в границах и расширять территорию влияния, ты тянешься вне своих границ и пытаешься это просто ухватить и взять. В этом случае ты сливаешь границы, перестаешь видеть, где заканчиваются твои границы, принимаешь чужое за свое. И сливаешь себя.

В следующем посте расскажу, как хороший ЛК выращивает в отношениях вашу СЗ. Быстро выращивает!

Вся рыбалка основана на двух всего принципах - захват внимания и положительное подкрепление вложений. Все. Ваша СЗ быстро вырастает. И оба принципа зависят только от локуса контроля. Невозможно захватить внимание, имея плохой локус контроля, ваше внимание захватят быстрей. И положительное подкрепление правильно создать с плохим локусом вы не сможете, будете тянуться каждый раз, когда у вас что-то приятное забирают. Тянуться будете и положительно подкреплять плохое с вами обращение! Сами того не замечая.

А потом еще расскажу, как общаться с людьми с плохим ЛК, особенно если это самые близкие люди. Сразу скажу, если у близкого человека плохой ЛК, ваш локус тоже может съехать, но только если он и сам плоховат. Если ваш локус контроля хороший, то он от общения с человеком с плохим локусом станет еще лучше, границы ваши станут идеальными. И границы человека близкого тоже станут получше, по крайней мере в общем пространстве. К сожалению исправить локус контроля другого человека нельзя. Границы можно улучшить, но только внешне. Он будет выстраивать свои границы вокруг ваших и будет впечатление, что он и сам может держаться в границах. Стоит ему начать общаться с кем-то другим, все дефекты его локуса вылезут наружу и границы станут плохими, он начнет сливаться. А вот с вами он будет вести себя нормально, если ваши границы очень хорошие. То есть вы от чужих плохих границ никак не можете пострадать и все ваши страдания по причине границ ваших близких - дефекты вашего локуса контроля. Лучше скажите спасибо, что вам показывают ваши слабые места.

Осознаете ли вы, насколько это универсальный инструмент - локус контроля? Насколько он обеспечивает вашу безопасность и рост ваших ресурсов? Чувствуете, как он формирует ваши границы?

Многих из нас порядочно раздражает контроль. Но уверена, далеко не все задумываются над тем, откуда берет начало контроль и что он собой представляет. Мало того, совсем немногие задумываются что больше влияет на нас в качестве контроля – наше внутренне состояние либо же внешние «контроллеры».

Что такое локус контроля

Итак, для начала расскажу о понятии локуса контроля. Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Как одна из самых значимых характеристик личности, локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия. При этом есть небольшое (но значимое) различие в локусах: внешний и внутренний. Дело в том, что некоторая часть человеческого населения в большинстве сложившихся ситуаций винит далеко не себя, не свои действия и поступки. В этом случае мы имеем дело с внешним локусом. А уж если человек считает во всем виновным себя, то здесь, ясное дело, локус контроля внутренний.
В процессе изучения явления контроля было проведено множество разнообразных экспериментальных исследований. И вот что стало ясно.
Во-первых, оказалось, что люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, часто даже с юмором. А в отношении планирования или воспоминаний о своей жизни первые чаще оборачиваются к прошлому, в то время как вторые – неустанно смотрят в будущее.
Также удивительные результаты были получены касательно исследований локуса контроля и поведения в обществе. Люди с внешним локусом приспосабливаются, подстраиваются под мнение группы, стараясь удовлетворить далеко не своим нуждам. Другие же, с внутренним локусом – оценивая ситуацию более хладнокровно и выдержанно, не боятся выражать свою точку зрения и часто добиваются этим самым завидных успехов.
Итак, люди, с развитым внутренним локусом контроля выделяются тем, что:

  1. Внимательны к окружающим и к информации, поступающей извне. Благодаря этому более правильно строят свое поведение.
  2. Мало восприимчивы к попыткам давления на их мнение и поведение.
  3. Способны стремиться улучшать себя и свое жизненное окружение.
  4. Способны адекватно оценивать свое поведение, свои способности и недостатки.

Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот – мешает процессу личностного созревания.
Наверное, многие подумали, что уже смогли определить, какой локус у них преобладает? Хотя на самом деле, определить самому это очень сложно. Попробуйте испытать себя: замечайте, как вы реагируете на поступающую информацию – с опаской или наоборот, с интересом?

Развитие локуса

На самом деле, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы, дабы достичь гармонии в человеческой личности. И на развитие этого самого локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь какие-то особые личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста.
Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля.
Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам.
К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем.
Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие.
В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин.
К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина.
Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве.
Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т.к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.

Как добиться равновесия

Разумеется, востребованной будет являться личность с развитым равномерно как внутренним, так и внешним локусами контроля. И потому многим из нас хочется измениться, стать лучше. Изменить локус контроля, конечно, можно, вот только сделать это немного сложнее, чем выработать со временем. Для взрослой, устоявшейся личности без собственного желания повысить или понизить внутренний или внешний контроль и подавно нелегко. А тем более, если захочется измениться в самые короткие сроки – в таком случае придется обращаться к психотерапевту, дабы он специальными программами помог вам.
В ситуации преобладающего внешнего локуса (когда человек винит всё вокруг себя) гораздо проще без посторонней помощи поменять и уравновесить локусы, достичь желаемой гармонии. Что касается преобладающего, а точнее, слишком преобладающего локуса внутреннего, то он встречается в несколько раз реже, и достигать гармонии самостоятельно в этом случае намного сложнее.
И всё-таки что же можно сделать для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов?! Сразу нужно отметить, что понятие «равновесие» в данном случае нельзя воспринимать буквально – по мнению психологов, правильным соотношением является некоторое преобладание внутреннего контроля над внешним, а не их равнозначные уровни.
Итак, первое правило, которое настоятельно рекомендуется выполнять – это, конечно же, не переносить свою ответственность на чужие плечи. Отвечать за все самому и сполна. Признание своей вины и несение за нее наказания (даже самонаказания, в пределах разумного, конечно) – первый уверенный шаг к уравновешению своих внутренних и внешних локусов.
Если же вы заметили в себе немалую долю именно внутреннего локуса и хотели бы это изменить, рекомендую прислушаться к таким советам:

  1. Старайтесь понять смысл реализации намерений – чтобы что-то получить, нужно что-то для этого сделать. Не пытайтесь брать все и сразу, не давая ничего взамен. Пытайтесь производить взаимовыгодные сделки, при которых и вы удовлетворите свои потребности, но и не ущемите потребности других.
  2. Старайтесь наблюдать за действиями окружающих и за реакцией других людей на эти действия. Пытайтесь установить связь между поступком человека и реакцией на нее. Пытайтесь понять, за что люди могут злиться на вас или обижаться. Старайтесь быть корректнее в своем поведении и общении.

Если уж вы заметили в себе слабость поддаваться все время реакции группы (возможно, рабочему коллективу или знакомым), и хотите это изменить, попробуйте вести себя следующим образом:

  1. Будьте уверены в себе, в своих действиях и поступках. Старайтесь быть менее восприимчивыми к мнению группы, не бойтесь показать, что это мнение не совпадает с вашим. Но ни в коем случае не забывайте внимательно выслушивать чужое мнение (ведь каждая точка зрения имеет право на существование!).
  2. Старайтесь держать себя в руках – выказывайте меньше негатива к другим личностям.
  3. Не ленитесь менять свою точку зрения в зависимости от получаемой информации. Часто принципиальное «настаивание на своем» не дает положительных результатов, а ведет за собой нервные срывы и обиды. Учитывайте, какую информацию вам преподнесли, а не кто ее преподнес.

Достижению равновесного состояния, безусловно, способствует и развитие своего интеллектуального уровня, выработка собственных жизненных позиций, определение личных нравственных ориентиров и принципов. Помимо этого и вне зависимости от преобладающего локуса контроля, советую уяснить и делать следующее.

  1. Гармония должна пониматься как нечто достижимое и вполне близкое, к текущему состоянию человека. Осознание этого и убеждения себя в этом определяет первоначальный, оптимистично заложенный шаг к самосовершенствованию. Понимая, что до состояния спокойствия и равновесия остается всего несколько шагов, человек старается пройти эти шаги скорее и правильнее, что приводит к хорошему результату. Постарайтесь найти в себе какое-либо хорошее качество. Только не «хорошее» по вашему мнению, а хорошее вообще. К примеру, вы дружелюбны. И это замечают другие. Поймите, что быть дружелюбным – это хорошо. А быть дружелюбным и не бояться ответственности за свои поступки – это еще лучше.
  2. Человек должен ставить маленькие достижимые цели в процессе достижения большой главной цели. Выполнение маленьких целей помогает человеку чувствовать полезность выполнимых действий и внутренних изменений в своей личности. Понятно, что цели и требования к ним по мере роста личности будут усложняться и нагромождаться, что будет свидетельствовать о совершенствовании человека.
    К примеру, попробуйте поставить себе такую цель: «Сегодня я не сброшу ни одну ответственность с себя!». Боритесь за справедливость, отстаивайте свою точку зрения, но не обвиняйте при этом других! Завтра поставьте себе эту же цель, но сроком на неделю. Постепенно вы привыкнете оценивать и анализировать себя и свое поведение так, чтобы понимать свою ответственность.
  3. Нужно помнить, что нельзя откладывать выполнение целей – достижение гармонии это ежедневный труд.
  4. Нужно понимать, что воспитание и самовоспитание – процесс долгий и, по сути, бесконечный. Его результаты могут проявиться как быстро, так и не показываться годами. По достижению равновесия вы сами почувствуете, насколько улучшилась ваша жизнь. Повсюду сопровождающее чувство удовлетворения собой и всем, что вы делаете, станет залогом вашего хорошего настроения и самоощущения. А расширившаяся область интересов и самореализация в них как раз и будет одним из признаков успешной работы в области самосовершенствования. Ваша личность, ваш организм и ваше тело будет довольствоваться собой и гордиться. Старайтесь понять, что вы – это маленькая часть мира, по-своему ответственная за все происходящее, но и по-своему беспомощная. Прекратите искать виноватых – это мало того, что скучное занятие, но еще и совершенно бесполезное. Увидев ошибки и некрасивые проступки людей – учитывайте их и не повторяйте. Искореняйте в себе это! Приобретайте новый опыт!

Каждый человек получает долю своей личности из детства – от семьи, знакомых, воспитателей и учителей. Но равным счетом каждый способен решить, какой личностью ему становиться. В общем, возможно, вас и не контролирует никто в известном всем разумении, возможно, вы сами себя подвергаете контролю. И, скорее всего, внутреннему.
Боритесь за своя «Я», лелейте и наказывайте его, развиваясь и научаясь.

Последние публикации

Понятие локуса контроля – это одно из понятий современной психологии, которое было введено в науку Джулианом Роттером. Работая над концепцией поведения человека в социуме, он пришел к выводу, что каждый индивидуум воспринимает события, протекающие в его жизни абсолютно по-разному. Одни считают, что они управляют своей жизнью, другие, наоборот, уверены, что жизнь или судьба распоряжается человеком. Веденное им понятие получило название локус контроля Роттера. В понимании современной психологии это количественное соотношение имеет огромное значение в формировании личности человека. В этом материале рассмотрим основные виды и их взаимосвязь с существующей самооценкой индивидуума.

Иными словами, локус контроля представляет собой некое свойство человека, его личностную характеристику, которая помогает объяснять причины своих побед и поражений. Она генерируется множеством исследований в различные области психологии. Эта конструкция применима в таких областях, как педагогическая психология, клиническая психология, психология здоровья.

Что такое локус контроля в психологии?

В психологии понятие локус контроля относится к степени, в которой люди считают, что они могут контролировать события, влияющие на них. Слово «локус» с латыни переводится как «место» или «локальность». Другими словами можно сказать, что это то место, куда человек направляет свою психическую энергию. Эта характеристика может быть внешней и внутренней. Это общее представление о том, что такое локус контроля, для углубления необходимо узнать некоторые факты.

В 1954 году психолог Джулиан Роттер предположил, что наше поведение контролируется путем поощрений и наказаний, и что именно полученные эмоции от этих последствий оказывают большое влияние на человека. В 1966 году Роттер опубликовал шкалу, предназначенную для измерения и оценки внешнего и внутреннего локус контроля. Шкала была основана на анализе принудительного выбора между двумя альтернативами, предлагая респондентам выбрать только одну из двух возможностей для каждого пункта. В то время как шкала широко использовалась, сам психолог был предметом значительной критики со стороны тех, кто считал, что локус контроля Роттера не может быть полностью понятна и не должна измеряться в таком упрощенным масштабе.

Типы локусов контроля

В современной психологии различают два типа или вида локус контроля: внутренний (или интернальный) и внешний (или экстернальный). Типы локус контроля отвечают за различные сферы психологической деятельности.

Внутренний локус контроля свойственен для людей, которые считают, что они могут контролировать и управлять своей жизнью. Такие люди верят, что все события в их жизни происходят, в основном, от их собственных действий: например, при получении результатов тестирования, люди с внутренним локусом контроля будут хвалить или винить свои способности и себя. Люди, которые идентифицируют себя как человека с интернальнным локусом контроля, как правило, принимают больше ответственности за свои действия, каким бы ни был конечных результат. Они не обращают внимания на внешнее влияние на свою деятельность, работать в команде им тяжело, они доверяют только себе и своим ощущениям.

Люди с внешним локусом контроля полагают, что их решения и жизнь находятся под контролем экологических факторов, на которые человек никак не может повлиять, или иными словами, эти люди полагаются на судьбу. Если рассматривать их поведение на предыдущем примере, то в этом случае они будут хвалить или винить какие-либо внешние факторы, например, сам тест, преподавателя, благосклонности судьбы или другого божественного вмешательства и прочее. Такие индивидуумы рассматривают все окружающее, как часть своего успеха или неудачи. Во многих отношениях они больше доверяют каким-либо внешним, чем самому себе. Люди с экстернальным локусом контроля очень хорошо умеют работать в команде.

Важно отметить, локус контроля представляет собой непрерывный процесс. Ни один человек не имеет 100% только внешнего или только внутреннего локус контроля. Вместо этого, большинство людей находятся где-то на континууме между этими крайностями.

Взаимосвязь локуса контроля и самооценки

Следует отметить, что понятие внешнего и внутреннего локус контроля личности могут взаимозаменяться. Например, есть категории людей, у которых внутренний или внешний локус контроль очень четко выражен. Но есть и такие личности, у которых это свойство может меняться в зависимости от обстоятельств. К примеру, дома они могут быть одними, например, с внутренним локусом контроля, а в обществе, совершенно другими, я ярко выраженным внешним.

Существует ли взаимосвязь локуса контроля и самооценки, рассмотрим при сравнении индивидуумов одного и другого типа. Людям, у которых преобладает внутренний фактор самоконтроля, более свойственно следующее поведение:

  • они готовы брать ответственность за свои действия и поступки;
  • они не зависимы от мнения окружающих;
  • имеют высокую самооценку и сильное чувство самоэффективности;
  • они, как правило, всегда физически здоровы, счастливы и успешны.

Обладатели внешнего локус контроля характеризуются следующими отличительными признаками:

  • они винят внешние обстоятельства во всех своих неудачах;
  • не верят в собственные возможности, имеют низкую самооценку;
  • чувствуют себя физически разбитыми, бессильными и безнадежными в сложных ситуациях;
  • нуждаются в помощи (беспомощны в выполнении сложных задач).

Чтобы определить, какова взаимосвязь между локусом контроля человека и его самооценкой, группе лиц было предложено поучаствовать в эксперименте, в результате которого было выяснено, что увеличение уровня самооценки человека прямопропорционально влияет и на уровень его субъективного локус контроля, который является одной из важнейших характеристик самосознания. В зависимости от того, к какому типу локус контроля принадлежит индивидуум, можно утверждать, насколько развита у него самооценка. Вообще уровень самооценки является важным элементом самосознания человека. Психолог Роттер отводил этому понятию одну из центральных позиций в своей теории.

Локус контроля

Что такое локус контроля

Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Как одна из самых значимых характеристик личности, локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип - интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

В процессе изучения явления контроля было проведено множество разнообразных экспериментальных исследований. И вот что стало ясно.

Оказалось, что люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, часто даже с юмором. А в отношении планирования или воспоминаний о своей жизни первые чаще оборачиваются к прошлому, в то время как вторые - неустанно смотрят в будущее.

Люди с внешним локусом контроля считают, что от их усилий в жизни мало что зависит. Поэтому они считают ненужным планировать свои действия или же постоянно откладывают решения в долгий ящик. Они не очень ответственны, тревожны, неуверенны в своих способностях, агрессивны, легко впадают в депрессию, но при этом не склонны отстаивать свои принципы. Люди с внешним локусом контроля весьма приблизительно просчитывают свои риски. Например, они могут рисковать на основании довольно нелогичных убеждений, вроде: «Давно у нас не выпадало число 12, поставим-ка на него».

Кроме того, людям с внешним локусом контроля гораздо чаще присущ конформизм. Для участия в одном из экспериментов психологи собрали в группу людей с высоким внешним и внутренним локусом контроля. Задачей эксперимента было проверить, кто из них готов согласиться с неверным мнением большинства. Все участникам раздали деньги, с помощью которых можно было делать ставки на свое или чужое мнение. Люди с высоким внутренним локусом контроля стали делать крупные ставки на собственное мнение, когда оно противоречило мнению большинства. Те, у кого был внешний локус контроля, предпочитали не высовываться, даже если были уверены в своей правоте.

Люди с внутренним локусом контроля – те, кто считает себя ответственным за собственную жизнь и свои решения. А если ответственность на них – то они и больше мотивированы на достижение результатов. Стало быть, обладатели внутреннего локуса контроля проявляют большую ответственность, эмоциональную стабильность, готовность отсрочить удовольствие ради достижения цели. Они убеждены, что усердная работа обязательно приведет к достижению успеха.

Люди с внутренним локусом контроля способны отстаивать свои права на всех уровнях – как «качать права» в бытовых ситуациях, так и участвовать в политических акциях. Например, в шестидесятые годы в рамках еще одного эксперимента Роттер попросил заполнить опросники студентов колледжей, участвовавших в движениях по борьбе за гражданские права. И что же? – среди них преобладали люди с внутренним локусом контроля.

В отношении к своему здоровью у обладателей внутреннего локуса контроля тоже прослеживается определенная тенденция. Например, в эксперименте Роттера были задействованы курящие люди с внутренним и внешним локусом контроля. После того, как на сигаретных пачках начали печатать предупреждение о вреде курения (напомним, дело происходило в 1960-е годы), люди с высоким внутренним локусом контроля начали пытаться бросить курить, а люди с внешним локусом повели себя расслабленно: что будет – то и будет. Притом, что в обоснованность предупреждений верили все участники эксперимента.

Если обобщить, то люди с внешним локусом контроля в плане своего здоровья надеются на чужую помощь: на «волшебную пилюлю», на врачей, на судьбу – но не торопятся сами предпринимать какие-то действия, чтобы облегчить себе участь.

Итак, люди, с развитым внутренним локусом контроля выделяются тем, что:

    Внимательны к окружающим и к информации, поступающей извне. Благодаря этому более правильно строят свое поведение.

    Мало восприимчивы к попыткам давления на их мнение и поведение.

    Способны стремиться улучшать себя и свое жизненное окружение.

    Способны адекватно оценивать свое поведение, свои способности и недостатки.

Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот - мешает процессу личностного созревания.

Но вот в чем вопрос: всегда ли стремление рассчитывать на себя и чувство «море по колено» – во благо? Увы, не всегда.

Во-первых , любые цели должны быть реалистичны. Пытаться изменить неизменяемое – самый короткий и прямой путь к разочарованию и депрессии.

Во-вторых , восприятие своих возможностей часто зависит от состояния общества. Недаром понятие «локус контроля» появилось в благополучной Америке. Много позже исследователи обратили внимание, что в странах, где с экономикой неважно, а с правовой защищенностью граждан – и того хуже, внутренний локус контроля не пользуется особой популярностью среди населения. Что, в общем-то, логично: если завтрашний день не слишком прогнозируем и положение шатко, сложно строить даже кратковременные планы. Такой подход, кстати, характерен для России: гори оно все огнем, а завтра – глядишь, и совсем рухнет. Кроме того, если нас окружают люди, постоянно бубнящие: «А что мы можем? А что от нас зависит?» - то вполне вероятно, что со временем природная жизнерадостность и вера в себя начнет давать сбои.

Локус контроля – это не диагноз, это величина хоть и относительно стабильная, но способная меняться в течение жизни. Что влияет на формирование внутреннего локуса контроля?

Помимо экономики и правовой защищенности, свою роль играет обстановка в семье. Если родители последовательны в плане дисциплины, явно выражают свою любовь к ребенку и стараются привить ему привычку отвечать за себя - у ребенка, скорее всего, будет внутренний локус контроля. А у детей авторитарных, строгих и непоследовательных родителей (от которых не знаешь, чего ждать – награды или наказания) - внешний.

Приобрести внутренний локус контроля получается у тех, кто попадает на ответственную работу со сразу заметными результатами труда. И, наконец, последний (и самый надежный способ) начать отвечать за свою жизнь – это просто начать отвечать за свою жизнь.

Кто же исследовал Локус Контроля?

В двадцатом веке проводилось определенное число исследований на тему локуса контроля. Мы представляем результаты некоторых наиболее интересных исследований:

(Плат и Эйзенман, 1968): Интерналы представляют свое будущее более насыщенным событиями. Течение времени – более быстрым. У экстерналов временная перспектива укорочена и малособытийна.

(Тайер и др., 1969): Экстерналы более обеспокоены организацией своего времени. У них слабая упорядоченность времени и его неэффективное использование. Цели изменчивы во времени, их осуществление постоянно откладывается.

(Ломбардо и Фантасия): Ожидание успеха в учебной деятельности у студентов-экстерналов обоего пола оказалось очень низким. Студентки-экстерналы меньше ожидали встретить у других любовь и привязанность по сравнению с студентками-интерналами. Экстернальный ЛК вызывает чувство подавленности и обеспокоенности, снижая общую удовлетворенность жизнью. Интернальный ЛК способствует более нормальному функционированию личности, внушая ей самоуважение.

У интерналов ярко выражена независимость; они болезненно реагируют на попытки манипулирования; избегают выяснения отношений, конфликтов; направлены на реализацию своих способностей, на дело; наиболее полно реализуют свой творческий потенциал (по сравнению с экстерналами).

Выраженные самозащитные реакции и механизмы по типу «агрессии и нападения»; обвинение других в конфликтах; неуверенность в себе, неадекватность самооценки; недостаточно развитая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, нерациональное использование психической энергии, недостаточная реализация творческого потенциала – характеристики, присущие экстерналам.

Интерналы активнее ищут информацию о возможных проблемах здоровья. Предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься спортом и регулярно показываются врачу. В детстве интерналы больше поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем. Интерналы больше знают о том, что может послужить причиной заболевания. Вероятность проявления психологических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов.

У экстерналов чаще бывают психологические проблемы: тревога и депрессия для них более характерна. Самоуважение у экстерналов меньше, чем у интерналов.

Экстерналы хуже адаптированы, чем интерналы. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы.

Интерналы противостоят социальному воздействию, но и стремятся контролировать поведение других. Интерналам больше нравятся люди, которыми можно манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут влиять. Интерналы более уверены в своей способности решать проблемы и поэтому независимы от мнения других.

(Фарес и Уилсон): Интерналам больше нравятся интерналы.

(Ломбардо): Опрашиваемые полагали, что интернальная личность больше нравится сама себе, чем экстернальная.

(Эфран, 1963): Экстерналы в меньшей степени склонны подавлять свои неудачи, т.к. они заранее принимают внешние факторы в качестве причин успеха и неудачи.

Чем больше человек верит в то, что все в его жизни зависит от собственных способностей и усилий, тем чаще он находит в жизни смысл и видит ее цели.

Таиландские рабочие обладают внешним ЛК, американские рабочие – внутренним, мексиканские – занимают среднюю позицию.

У тех пловцов, членов команды колледжа, которые объясняют свои неудачи с «оптимистических позиций», больше шансов превзойти ожидания тренеров, нежели у их пессимистически настроенных товарищей.

Локус контроля – это определенное свойство индивида объяснять свои удачи или неудачи в деятельности внешними обстоятельствами (экстернальность, внешний локус контроля), либо же внутренними факторами (интернальность, внутренний локус контроля). Данный термин введен Дж. Роттером в 1954 году.

Локус контроля – это устойчивая личностная характеристика, которая слабо поддается изменениям, однако окончательно формируется в процессах ее социализации. С целью определения локус контроля, разработан целый ряд методик и специализированный вопросник, который позволяет выявить закономерность между другими свойствами личности.

Локус контроля Роттера

В связывании причин жизненных ситуаций с внешними событиями или внутренними условиями заключается психология локус контроля. Исследование локуса контроля впервые было объяснено Роттером. Он вывел теорию локус контроля из собственной концепции социального научения. В этой концепции главенствующая позиция отводилась (предвосхищению), ожиданиям субъекта того, что его определенные поведенческие действия приведут к конкретному вознаграждению (подкреплению).

Локус контроля Роттера – это предвкушение того, в какой мере субъекты контролируют вознаграждения в своей жизни.

За основу Роттер взял теорию индивидуальной (субъективной) локализации контроля, которая является подвидом теории «ожидаемой пользы». В этой теории поведение индивида обуславливается тем, как он может оценить вероятность достижения желанного результата.

Всех субъектов можно поделить на два типа согласно теории. Виды локус контроля: экстернальный локус контроля и интернальный. Данные виды локусов – это своеобразные характеристики личности, которые формируют ее поведение.

Уоллстон доработал теорию, дополнив ее предложением поделить экстернальный локус контроля на 2 позиции: «Объяснение контроля влиянием других людей» и «Объяснение контроля влиянием судьбы».

Локус контроля является довольно важной составляющей мотивационных процессов тесно взаимосвязанной с другими сферами исследования психических свойств и характеристик личностей, например, теория самоэффективности.

Анализ и изучение локус контроля осуществляется для того, чтобы можно было судить о когнитивном стиле, который проявляется в области обучения. Так как когнитивные составляющие психики наличествуют во всех ее проявлениях, поэтому понятие о локус контроле в психологии распространяются на личностные характеристики в процессах деятельности.

Для личностей, экстернальной направленности, присуще внешне устремленное защитное поведение. Атрибуция ситуации для них – это возможность успеха. Таким образом, для экстернала подходит любая ситуация внешне стимулируемая. В случаях успешности обязательно свершается демонстрация способностей. Такой человек убежден в том, что неудачи, которые случаются с ним, являются всего лишь результатом невезения, ряда случайностей, негативного воздействия других людей. Экстерналам очень необходима поддержка и одобрение. Без этого их деятельность будет ухудшаться. Наряду с этим особой благодарности за поддержку от экстерналов можно не ждать.

Атрибуцией ситуации для людей интернального типа чаще всего является убеждение в закономерности их удач и неудач, которые зависят от целеустремленности, от компетентности, способностей. Для интерналов успех или неудача – это закономерный исход целенаправленной деятельности.

Экстернальный локус контроля неразрывно связан с эмоциональной неустойчивостью и неопосредствованным, практическим мышлением. А у интерналов, наоборот, характеризуются эмоциональной устойчивостью и тенденцией к абстрагированию, теоретическому мышлению и синтезу соображений.

Сегодня все чаще вместо термина локус контроля применяют понятие «воспринимаемый контроль». В данном понятии выделяют два компонента. Первый – это слаженность поведенческих действий и их последствия. Он отражает индивидуальную оценку возможности того, что такие действия смогут привести к желанному результату. Второй – это оценивание индивидуальной способности осуществлять такие действия, т.е. компетентность.

Слаженность – это важнейшее условие психологического комфорта, удовлетворенности жизнью.

Следует понимать, что в концепции Роттера речь идет конкретно о воспринимаемом контролировании. Но оценка индивидом собственных способностей может быть необъективной и неточной. Для объяснения этого существует ряд причин, которые способствуют неправильному восприятию контроля. Устремление к контролю рассматривается в качестве одного из самых важных процессов. Определенный уровень независимости индивида от биологической и общественной реальности обеспечивается через умение управлять своей жизнью.

Человек всегда стремится чувствовать собственный контроль над обстоятельствами, даже в тех случаях, когда результат несомненным образом обуславливает случайность. В ряде случаев для сохранения ощущения контроля вполне достаточно осмысливать свою способность предвосхищать появление обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве контроля над ними. Неправильное восприятие индивидуального контроля как высокого ведет к игнорированию возможных опасностей, а также развитию завышенных ожиданий касательно эффективности своих действий. В итоге индивид или оказывается неподготовленным к стрессовым факторам, или ощущает совершенное разочарование касательно своих способностей.

По способам толкования социальных обстоятельств интерналы и экстерналы также имеют различия, например, по методам получения данных и по механизмам их причинных объяснений. Интерналы отдают предпочтение значительной осведомленности в задачах и ситуациях. Экстерналы стараются избегать ситуационных и эмоционально-окрашенных объяснений действий.

Экстерналам свойственно зависимое и конформное поведение. А интерналы не склонны к подавлению других и подчинению. Они выражают сопротивление в тех случаях, когда ими пытаются манипулировать или лишить части свободы. Экстернальные личности не представляют своего существования без общения, им легче работается под контролем и наблюдениям. Интернальным личностям наоборот лучше функционировать в одиночестве и с наличием жизненно необходимых степеней свободы.

Индивид в жизни способен добиться гораздо большего, если он будет верить, что его судьба лежит в его руках. Экстернальные личности значительно сильнее подвержены общественному влиянию, чем интернальные личности. Интерналы будут сопротивляться постороннему влиянию, в тех случаях, когда появятся возможности будут пытаться контролировать поведение окружающих. Они уверены в своем умении решать задачи, поэтому никогда не зависят от мнений других.

Экстерналы чаще подвержены психологическим и психосоматическим проблемам. Им больше характерны тревожные и депрессивные состояния. Они значительно более предрасположены к стрессам и подвержены фрустрациям, развитию неврозов. Психологами установлена взаимосвязь между высоким уровнем интернальности и положительной самооценкой, значительным соотнесением образов «Я» идеального и «Я» реального. Субъекты с интернальным локусом имеют существенно более активную позицию в отношении своего физического и психического здоровья.

Однако в мире практически не существует так называемых «чистых» экстерналов или интерналов. Каждый индивид содержит в себе хотя бы чуточку уверенности в своих способностях и собственных силах и доли психологической подчиненности от ситуаций.

Таким образом, термин локус контроля позволяет проследить существенные моменты проявлений активности в поведенческой деятельности и отношениях субъектов.

Попытки исследования самоконтроля происходили издавна, но более разработанной является теория Роттера. Роттер первый разработал опросник на определение локус контроля.

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Локус контроля личности

Одной из самых значимых интегральных параметров самосознания, которые связывают переживание «Я», готовность к активности, чувство ответственности, является свойство личности, имеющее название локус контроля.

Локус контроля – это такая личностная характеристика, которая отражает склонность и предрасположенность индивида к атрибутированию ответственности за собственную успешность и неуспехи активности или внешними условиями, силами, или самому себе и своим усилиям, просчетам, рассматривать их как собственные достижения либо как результаты собственных недоработок. При этом такая психологическая характеристика личности является довольно устойчивой, плохо поддающимся трансформациям личностным свойством. Однако данная характеристика не является врожденной и окончательно образуется в процессе социального развития. Поэтому экстернальность и интернальность не являются неизменными и врожденными чертами личности.

Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.

Не бывает сто процентных интерналов, также как и экстерналов. Те или иные черты экстернальности могут пересекаться с чертами интернальности и получать смешанный тип. Т.е. человек в тех или иных ситуациях может брать контроль на себя, как интернальный тип, а в других – отдавать контроль влиянию случайностей, как экстерналы. Именно эта, так называемая «спутанность» экстернальности и интернальности свойственна большинству индивидов. Она лежит в основе такого неоднократно зафиксированного экспериментальным путем феномена, как предрасположение в сторону собственного «Я».

Сущностью данного феномена является то, что субъекты предрасположены видеть основания своей успешности в своих собственных способностях, качествах личности, устремленных усилий, т.е. применяют внутренний локус контроля. Также они могут приписывать свой неуспех действию внешних условий, обстоятельств, т.е. прибегать к внешнему локусу контроля. Это может наблюдаться даже при таких условиях, когда социальная стоимость просчета очень мала. Таким образом, большей части людей присуща в той или иной мере экстернальность и интернальность, а рубеж меж ними будет подвижным, т.е. в одних ситуациях будет главенствовать экстернальный, а в других интернальный локус контроля. Помимо этого, благодаря множеству нынешних исследований и экспериментов существует возможность утверждать, что превалирование экстернальности или интернальности определено социальным научением.

Так исследования по изучению связи отношения к своему здоровью и локуса контроля, проводимые Р. Ло, показали, что интерналы в большей степени, чем экстерналы, понимают о том, что возможно послужит причиной возникновения заболеваний, поэтому они больше заботятся о собственном благополучии и здоровье. Это связано с тем, что интерналы, получали родительское поощрение в тех случаях, когда следили за собственным здоровьем: систематически чистили зубы, придерживались определенной диеты, регулярно проходили осмотр у врачей.

Таким образом, получается, что существует потенциальная вероятность смещения локуса контроля благодаря социальному переучиванию. Поэтому, А. Бандура, полагал, что повышение самоэффективности неразрывно связано с локусом контроля.

Рассмотрим, какими чертами обладают базовые локус-контрольные личности. Люди склонные к интернальной модели характеризуются значительно большей успешностью в жизни, большей уверенностью в себе, целеустремленностью, независимостью, уравновешенностью, доброжелательностью и контактностью. Они по своей сути моралисты, т.е. стараются неукоснительно следовать правилам, установленным в конкретном социуме, отличаются доверчивостью, утонченностью, сердечностью, силой воли, богатым воображением. Могут принимать рискованные решения.

Экстерналы являются полнейшими антиподами интерналов. Они характеризуются неуверенностью, неуравновешенностью, подозрительностью, беспокойством, агрессией. Их поступки основываются на догматизме, авторитарности.

Люди, у которых доминирует внешний локус контроля, чаще реагируют на непредсказуемые события с испугом и настороженностью. А личности с более выраженным внутренним локусом контроля воспринимают такую же ситуацию более адекватно, с юмором. Экстерналы склонны оборачиваться к прошлым ситуациям, интерналы, наоборот, целенаправленно стремятся в будущее.

Субъекты с выраженным внешним локусом адаптируются и подстраиваются под мнения групп, стараясь удовлетворить не свои нужды. Интерналы способны оценивать ситуацию более холодно и выдержано, более трезво, они не боятся выражать свои мысли и точку зрения, даже, если она не совпадает с мнением окружающих.

Итак, можно сделать вывод, что люди, у которых превалирует внутренний локус контроля, отличаются внимательностью к сведениям и окружающим, поэтому способны более правильно строить свое поведение; практически невосприимчивы к попыткам прессинга на них, их мнение и действия; способностью стремиться к улучшению себя и своего окружения, способностью давать адекватную оценку своему поведению, склонностям и недостаткам. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний локус контроля сопровождает зрелых личностей, а внешний – наоборот, мешает процессам личностного созревания и роста.

Чаще всего, индивиды с доминирующим внутренним локусом контроля хорошо учились в школе, бросают вредные привычки, в машине пристегиваются, зарабатывают достаточное количество средств, сами решают любые проблемы, могут отказаться от секундных удовольствий для достижения стратегических результатов.

Чувство собственной эффективности и компетентности напрямую взаимосвязано с тем, как индивид объясняет причины своих неудач и неуспеха. Так, например, многие ученики в школах считают себя жертвами. За свои плохие отметки они возлагают ответственность на учителей, и другие обстоятельства, условия, которые от них не зависят. Однако, если с такими учениками, дополнительно позаниматься, чтобы они освоили прогрессивную установку – уверовали в то, что направленные усилия, самодисциплина, знания смогут изменить ситуацию в сторону улучшения оценок. Ведь преуспевающие люди оценивают неудачу, как случайность и толчок к изменению поведения.

Для гармоничного развития личности в индивиде должны быть развиты одинаково внешний и внутренний локусы контроля. На развитие и становление локуса изначально оказывает влияние семейное воспитание.

Методика локус контроля

Методик определения локуса контроля сегодня существует много. Однако в отечественной психологии чаще применяются три методики: шкала Роттера, опросник определения уровня субъективного контроля (предложенный Эткиндом, Бажиным, Голынкиной), опросник определения субъективной локализации контроля (предложенный Столиным и Пантелеевой).

Наибольшее распространение в России получила методика определения уровня субъективного контролирования. В ее основе лежит теория локуса контроля Роттера. Однако существует ряд важнейших отличий. Роттер полагал локус контроля универсальным относительно любых видов ситуаций. Т.е. по Роттеру локус контроля является одинаковым, как в области достижений, так и в сфере неудач.

При работе над методикой определения уровня субъективного контроля отправной точкой служило то, что в ряде случаев вероятно не только однонаправленное совмещение локуса контроля. Данное предположение имеет эмпирические доказательства. Поэтому разработчики методики внесли предложение выделить в опроснике несколько субшкал: контроль в обстоятельствах достижения, неудач, в области семейных и производственных отношений, в сфере здоровья.

Данная методика содержит в себе 44 вопроса. В результате этого опросника можно вывести общий показатель индивидуальной степени субъективного контроля и четыре специфических и ситуационных параметра, которые будут характеризовать степень субъективного контроля в межличностной и семейной сферах, в производственной области, в отношении индивида к здоровью и своим заболеваниям. В результате этой методики были выделены виды локуса контроля в соответствии с семью шкалами.

Первая шкала – это общая интернальность. Высокий балл по данной шкале отвечает высокой степени субъективного контроля над произвольными значимыми обстоятельствами. Люди с высоким данным показателем считают, что большая часть значимых событий их жизни являются итогами их персональных усилий, что они могут управлять событиями и, как следствие, берут ответственность на себя за свою жизнь. Низкий бал по шкале отвечает низкой степени субъективного контроля. Люди с низкой степенью субъективного контроля не замечают взаимосвязи между своими усилиями и важными событиями. Такие события они рассматривают как итог случайности или усилий других людей.

Следующая шкала – это интернальность в сфере достижений. Высокий бал по данной шкале говорит о том, что у тестируемого высокая степень субъективного контроля над позитивными эмоциональными событиями. Такие индивиды полагают, что всего хорошего в жизни они добились своими усилиями и что в дальнейшем они способны идти с успехом к определенной цели в будущем. Низкий бал говорит о том, что субъект связывает свою успешность, радости и достижения с внешними условиями, например, везением, судьбой, случаем, помощью окружающих.

Третья шкала – интернальность в сфере неудач. Высокий бал свидетельствует о высоком чувстве субъективного контроля относительно негативных обстоятельств, что может проявляться в склонности к обвинениям самого себя в различных жизненных неприятных обстоятельствах. Низкий бал говорит о том, что индивид склонен объяснять отрицательные ситуации влиянием окружающих или результатом невезения.

Четвертая шкала – проявление интернальности в семейных взаимоотношениях. Высокий бал показывает то, что индивид считает ответственным за события, которые происходят в его семье, себя. Низкий бал говорит о том, что индивид винит в возникновении важных ситуаций в семье своих партнеров.

Пятая шкала – внутренний локус контроля в сфере производственных отношений. Высокий бал показывает, что субъект считает себя значимым фактором в формировании своей производственной деятельности, например, в карьерном росте. Низкий показатель указывает на то, что индивид придает большую значимость внешним условиям, коллегам, везению или невезению.

Шестая шкала – интернальность в сфере межличностных отношений. Высокий бал показывает то, что индивид ощущает себя способным вызывать симпатию и уважение окружающих. Низкий – индивид скорее не склонен брать на самого себя ответственность за отношения с другими людьми.

Седьмая шкала – интернальность в сфере отношения к здоровью и заболеваниям. Высокий бал говорит о том, что субъект может считать себя ответственным за собственное здоровье и думает, что выздоровление имеет зависимость от его действий. Субъект с низким балом думает, что здоровье и заболевания являются следствием случая и надеется на выздоровление, которое придет как результат действий окружающих, в основном врачей.

Методика субъективной локализации контроля направлена на определение локуса контроля в качестве генерализованной и обобщенной переменной. Данная методика содержит в себе 32 пункта, 26 из которых работающих, 6 – разработанных для маскировки. Опросник построен по принципу принужденного выбора одного из двух высказываний. Базисом для данного опросника служила шкала Роттера с использованием ее первичных параметров: одномерности, малого количества высказываний, формата шкалы, который требует выбора в каждом пункте одного из утверждений. Однако некоторые утверждения были переформулированы, а другие 4 – изъяты из-за того, что не подходят для России. Помимо этого, были добавлены 7 пар высказываний, которые касаются жизни студентов.

С целью повышения достоверности полученных результатов и минимизации позиционных эффектов методика нормализирована трем параметрам. Первый параметр – это экстернальность – интернальность, что обеспечивается форматом шкалы. Второй – направленность атрибуций – приблизительно одинаковое количество утверждений сформулировано как в третьем, так и в первом лице. Третий – эмоциональный знак — приблизительно одинаковое количество утверждений описывают эмоциональные негативные и позитивные ситуации.