Нести крест свой. Что значит «нести свой крест»

Многим известно выражение «нести свой крест». Значение фразеологизма люди, употребляющие его, тоже, наверное, представляют. Для тех же, кто не слышал о нем ни разу, а также хотел бы ознакомиться с историей его возникновения, и написана эта статья.

Путь Христа к Голгофе

Начнем с происхождения. Естественно, это выражение («нести свой крест») отсылает нас к библейской истории о том, как был осужден на смерть Сын Божий. Иисус, как известно, сам нес свой крест. Путь его был трудным и мучительным, но он все-таки осилил дорогу, испил горькую чашу до дна. Таково происхождение выражения «нести свой крест». Значение фразеологизма будет раскрыто далее.

Значение

Например, у человека не самый легкий период в жизни. Все как-то навалилось одновременно. Каждый из нас переживает такое состояние, когда жить не хочется. И тут друг или приятель, стараясь героя подбодрить, говорит ему: «Крепись, старик, нужно мужественно нести свой крест». Значение фразеологизма выясняется путем рассмотрения его происхождения.

В принципе, если прочитывать историю о Христа напрямую (не всю, разумеется, а только ту ее часть, где есть путь к Голгофе), то в общем, от такой поддержки можно совсем скиснуть. У Иисуса все закончилось плачевно: он донес орудие своих пыток, потом умер непристойной для того времени смертью на кресте (так заканчивали жизнь в те в далекие времена только рабы).

Действительно, если думать так, то все тускло. Но было же еще вознесение. Таким образом, Христос страдал не бессмысленно, не абсурдно, а ради великой цели - спасти все человечество, отдать себя в жертву за грехи людей.

Конечно, для того, кто хорошо знает русский язык, но не слышал ничего о библейской истории, выражение «нести свой крест» (значение фразеологизма - в процессе раскрытия) будет представляться только символом мужественного перенесения трудностей и страданий. Он будет именно такой смысл считывать из этого изречения, потому что окружающие его люди полагают именно так.

Очищающий огонь страданий

Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»

Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.

Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование - такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.

И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.

И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.

Страдания как фактор развития личности

Страдание - важный фактор человеческого развития. Без него невозможна личностная зрелость. У страданий существует внерелигиозный смысл. Они помогают человеку выпиливать себя настоящего, отсекая все лишнее. И как любая другая, операция подобного рода очень болезненная.

На вопрос, о том, что значит «нести свой крест», можно ответить так: это значит молча переносить лишения, проблемы, горести, не ропща на судьбу. Другое дело - зачем? Ведь нужна же высшая цель, чтобы, идти дальше. А вот тут, в этом пункте, каждый человек сам делает свой выбор.

Нести свой крест

“Жизнь прожить - не поле перейти”. И действительно, тяжел и скорбен путь нашей жизни: болезни, беды, неприятности… Отчего так? Все мы ищем счастья и радости, а обретаем большей частью горечь слез и страдания души и тела. Одним словом, не жизнь, а мука!

Так и слышишь от родных, знакомых, близких и чужих, что изнемогают они под тяжестью забот, бед и болезней. Но выражают свое непонимание происходящего, в основном, люди неверующие. Верующие же знают, что каждый человек (хочет он этого или не хочет) несет свой крест в этой жизни подобно тому, как Господь Иисус Христос нес Свой Крест, на котором был распят.

Самим Господом сказаны слова: “Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня”.

Что же означает “нести крест ”? Неправильно понимать это выражение буквально. Это образное выражение. Святитель Феофан Затворник так объясняет его:

“Крестов много, но видов их три. Первый вид - кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания (сюда относятся: несчастья, болезни, потери близких, неудачи по службе, семейные неприятности, оскорбления, обиды и многое другое ). Второй вид - кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотьми ради добродетели. Третий - кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в волю Божию”.

“Зачем так устроил Бог, что на земле нет человека, который не страдал бы?” - спросите вы.

Тот же Святитель Феофан о твечает: “Затем, чтобы не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришелец на стороне чужой, и искал бы возвращения в истинное Отечество свое.”

Как часто мы не хотим использовать посылаемые нам скорби себе на пользу. Не хотим безропотно нести свой крест. Иной человек в горе и досаде роптать начинает, иной совсем теряется и впадает в отчаяние, а иной погружается в свое горе и только горюет, не обращая сердце свое к Богу.

Но ведь крест-то на плечах остается, только пользы вот не приносит. А нужно совсем немногое изменение произвести в своем уме и сердце, чтобы скорби наши нам были во спасение души, чтобы легче их было нести.

Возбудим благодарность, смиримся, покаемся, исправим жизнь свою. Конечно, это не просто! Страсти очень сильно мешают. Ведь если есть самолюбие, то и страсти все есть. А коль есть страсти, есть и мучение от них. Всякого они распинают и мучают - только не во спасение, а на пагубу. Гнев жжет, зависть сушит, похоть расслабляет, скупость есть и спать не дает, гордость оскорбленная убийственно терзает сердце…

У борющегося со страстями иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову одевается, сердце словно пронзается - так бывает человеку тяжело и больно.

Вот что означают слова Спасителя ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ И СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ.

Святые же, в своем устремлении за Господом, принимали на себя самый тяжелый крест - крест преданности в волю Божию, когда человек всего себя посвящает Господу и отрекается от своей воли, всякой своей мысли и желания. И это есть верх совершенства христианского. Начинается христианство покаянием, зреет оно борьбой со страстями, а завершается сораспятием Христу.

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК

Вы носите нательный крестик? Обязательно крещеному человеку нужно носить нательный крестик.

Крестик - это начало нашего освящения . Посмотрите внимательно: на нем распят Христос. Это знак того, что и мы распяты с Ним. Свет веры нашей начинается с обыкновенного нашего крестика. Мы согрешили, отпали от Бога, а грех, как говорит Апостол,внес в мир всякое смятение . Мы, созданные для бессмертия, созданные добрыми, стали злыми и смертными.

Бог пришел в мир этот спасти нас. Но только вот человеку дал Он свободную волю, а потому без воли человека Господь не спасает. Божья воля и человеческая должны встретиться, слиться в единой гармонии.

Бог распинается на Кресте. Понимаем ли мы, что это такое? Это проявление великого снисхождения к человеку, милосердие, милость, любовь. Тот, Кто распят на кресте, может только любить. И как же нам не полюбить Того, Кто за нас распинается?

Многие ли из нас продумали в себе Его жизнь? До боли, до слез представляли хоть каплю той тяжести, которую перенес Господь за нас, грешных?

Кто, дорогие мои, испытал жалость к этому странничеству по зною и пыли, к этому короткому, но пронизывающему признанию: Сын Человеческий не имеет где главу подклонити…”

А кто из нас хоть на миг ощутил Его моление до кровавого пота в Гефсиманском саду? А терновый венец и, наконец, Голгофа, и звук молота, пробивающего гвозди через распростертые за нас руки…

“За меня, за меня!” - вопит, терзается сердце, когда проникаешь осознанием этой минуты.

Христос на Кресте .

Жизнь зовет нас могучими призывами, чувственными удовольствиями, наслаждениями… Но, вы помните?

Христос на Кресте. И меркнет все в свете Голгофы. Только она одна освещена страшным светом, и нельзя оторвать от нее глаз. Государство, народ, общественные задачи, планы, должности… А Он один, оставленный на Кресте. В среду преданный, распятый в пятницу. Для христиан эти дни навсегда стали днями поста…

Распятие Христа - это умерщвление греха и смерти, освобождение от них человека. Откроем глаза свои на жизнь. Не эти вот физические глаза, которые, как говорится, далее своего носа не видят, а глаза духовные. А глаза духовные открываются тогда, когда мы поймем, что такое Крест. Крест - это страдание. Не правда ли, страдать так не хочется? Хочется жить легко, беззаботно, весело.

Страдания сами по себе страшны. Страдания же с Богом становятся ношей легкой и благой, они делают человека лучше. Помните, у Федора Михайловича Достоевского?“Жесток человек, и лишь страдания укрощают его”. Да, страдая мы учимся любить. Снося их без ропота, благодарно, становимся постепенно светлее, добрее и приходим к покаянию…

В “Братьях Карамазовых” - завет старца Зосимы : “В горе счастье ищи ”. Откровение, купленное дорогой ценой.

По возвращении из каторги, Достоевский на все вопросы отвечал: “И почем вы знаете, может быть, там, наверху, Самому Высшему, нужно было меня привести в каторгу, чтобы я там что-нибудь узнал, т.е узнал самое главное, без чего нельзя жить. Иначе люди съедят друг друга с их материальным развитием”.

Внучка Н.А. Римского-Корсакова Ирина Головкина испытала все ужасы сталинского предвоенного времени и погибла в концлагере. В своем романе она писала:

“Не падайте духом и не унывайте в дни печалей. Они не так страшны, как кажутся сначала: как раз в их гуще и толще нас посещают новые и самые дивные радости. Где крест - там они вьются вереницами… Мы сами не знаем минуты, когда в нас просыпается тайное, лучшее, внутреннее…

Значит, страдание и есть та минута, которая отрезвляет от опьянения собой и направляет силы души человека на любовь? И даже там, где, казалось бы, надежды нет и быть не может, рождается внутренняя сосредоточенность, спокойствие и примирение…

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?..

(Ф.М. Тютчев)

Постепенно выстраивается цепочка, ведущая к очень важному откровению. Беспомощность, ненадеяние на себя, предание всего себя на волю Божию — вот в чем спасение.

Эта мысль прозвучала в фильме Тарковского из уст Сталкера :

Пусть они поверят… станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила - ничтожна…”

“Будьте, как дети ”, — учит Господь. Как это непросто. Это значит, что нужно научиться простоте души, той простоте, которая, по словам Ф.М.Достоевского, дается в жизни сложнее всего. Но как легко тогда жить, как радостно нести свой крест!

Каждый верующий человек знает великую силу креста. “Оградился крестным знамением - и никакое зло не страшно!” - говаривали наши предки.

Крест с его четырьмя концами, — разъяснял в IV веке Святитель и Богослов Иоанн Златоуст , — означает, что Распятый Бог все вмещает и все объемлет”.

“Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, т.е. всякая видимая и невидимая тварь”, - - вторил ему в VIII веке святой Иоанн Дамаскин.

По апостольскому установлению крест стал основой всех совершаемых церковных таинств. Испокон веков крест воспринимался в христианском мире как религиозный носитель особой “крестной” силы.

Уже в “Повести временных лет” (XII век) читаем, что за нарушение крестного целования Ярославичами Всеславу Полоцкому “Бог яви силу крестную… и наведе … поганые (т.е. половцев) на земли русские” .

Крест - начало преображенного мира. Глядя на пересечения, перекрестья дорог, повсюду чуткий человек видел знак креста. И называл потому то, что его окружает, о-крест-но-сти .

Все освящено крестом. Мы с вами, дорогие друзья, люди крещеные, носим на груди православный крестик - значит, защита у нас есть. Без молитвы, без креста мы легко побеждаемы, обольщаемы и внушаемы.

Надо обязательно носить нательный крестик и не снимать его никогда, до самой смерти. Христианин без креста - воин без оружия, и враг может легко одолеть его. Крест нужно почитать, правильно осенять себя крестным знамением.

***

Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы.

Когда прошли поезда, девушки, словно воочию увидели трех бесов, споривших между собой.

“Ты что ее под поезд не толкнул?— говорят двое третьему. - Такой момент был удобный, была бы душа наша!”

А тот отвечает: “Не мог. На ней был крестик, и ничего у меня не вышло. А ты свою почему не погубил? Она же без креста была?”

Вот какую силу имеет крест, крестное знамение и благословение матери!

***

Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас. *** Могилу его за огромные деньги матери указали сами чеченцы. Она опознала сына по его нательному крестику…

У Жени была возможность остаться в живых. Для этого нужно было просто снять нательный крестик и назвать себя мусульманином. Он этого не сделал. Евгений претерпел мучения, но не предал Христа, свое Православное Отечество и вошел в сонм святых мучеников за веру…

Как обжигает врагов Православия Крест Господень! Как попаляет он их! Как боятся они Креста!

У каждого у нас в жизни свой крест, свое служение, свое предназначение на земле. Помоги нам, Господи, остаться верными Тебе и христианскому нашему долгу. Помоги не поддаться искушениям мира, не забыть о Вечности, на пороге которой стоим…

Каждый несёт свой крест

Нести свой крест — принимать посланные судьбой испытания покорно, терпеливо, без злобы, отчаяния, ненависти и зависти к окружающим, с осознанием того, что жизнь — не сахар, что всего в ней поровну — радостей и горечи, что черная полоса обязательно сменится светлой, а случившееся — это рок; от него не убежишь, не скроешься; не отчаиваться, не взирая на удары провидения, продолжать жить

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Книга Екклезиаста)

Происхождением фразеологизм «нести свой крест» обязан Новому Завету

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса
(Еванглие от Иоанна гл. 19)

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место...
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших....,
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
22 И привели Его на место Голгофу, что? значит: Лобное место
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять
25 Был час третий, и распяли Его

Чтобы сгладить противоречия, Церковь придумала: Иисус таки нёс крест, а когда изнемог, на помощь ему призвали Симона

Синонимы выражения «нести свой крест»

  • Терпеть
  • Страдать
  • Терзаться
  • Мучиться

Употребление крылатого выражения в литературе

«Ах, как они понимают друг друга. Нет, нелегко им нести свой крест. Угрюмая судьба их свела с невыносимым экземпляром » (Л. Зорин «Юпитер»)
«Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни. » (Б. Акунин «Чайка»)
«Она, то есть я, говорит Треплову: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле? все равно, играем мы на сцене или пишем, ? главное, не слова, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни » (Е. Маркова «Отречение»)
«Что же, должен я развестись или нести свой крест? ..» («Ю. Безелянский «В садах любви»)
«Верушка притуманилась. - Каждый должен нести свой крест, Имре. Общество не прощает дезертирства » (Ю. Нагибин «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»)

ЧТО ЗНАЧИТ «НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ»? Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему. Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри. Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду... Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь. Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, - это очень много. Мы не оставляем своего креста. Мы живем. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости - жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле. Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, - а потом сорвемся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, - а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет. Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно. Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет. Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18). Крест можно нести только с Божией помощью. Потому батюшка Николай Гурьянов просил: «Господи, помилуй, Господи, прости, Помоги мне, Боже, крест мой донести». Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество. Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий. Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны). Это незлобие – это несение креста. Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было. Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности. Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость. Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землей. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий. Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста. Без поста, без креста нет истинной веры. «Русский народ – один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, - писал французский историк Леруа-Волье, - он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость». Радости, удовольствия, комфорт, которые в наше время возведены в ранг высших ценностей жизни, - они ведь на самом деле ничего не стоят, они ничего не создают, они потребляются – и всё. А создает, строит жизнь несение креста, препятствует распространению зла, именно оно не дает ему хода – тем, что не дает сдачи, не передает зло дальше, не умножает его, а гасит в себе, страдая. Отвергнуться себя, взять крест свой (Мк. 8, 34) – этот евангельский призыв – это важнейшая тайна жизни, открытая нам Господом. Господь, Творец жизни, открыл нам, как она Им устроена. Истина эта не очевидна для нас, грешных людей, она противоположна тому, что видится снаружи, тому, что видит плотское мудрование, так называемый «здравый смысл». «Здравый смысл» считает, что чем больше человек приобретает, получает, тем больше он имеет, тем он богаче. Но имеет ведь не он сам, это всего лишь его окружает, это то, что вне него: одежда, мебель, деньги… Даже пища, которую он съедает, не проникает в его душу, а только в тело, а человек-то ведь – это прежде всего его душа. А душа его обогащается по-другому. Она устроена иначе. Она устроена по-евангельски. Об этом знает Господь, ее Создатель. И Он говорит нам, что когда человек заботится о приобретении благ, душа его, то есть он сам, беднеет, пустеет, остается ни с чем. Но вот когда мы отвергаемся себя, преодолеваем, отдаем что-то, забывая о себе, не считаем, что «имеем право на свой кусочек счастья», не думаем о человеческой «справедливости» (недостижимой для нас в силу нашего неведения – несравнимости для нас людей), - то тогда с душой происходит чудо, открытое нам Господом: душа обогащается, наполняется, оживает, крепнет, светлеет, приближается к Богу. Мы несем свой крест – и потому уподобляемся Спасителю, наш малый крест соединяется с непобедимым Крестом Господним, таинственно берет его силу. То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет все больше и больше. Бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет. Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдешь. Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла. Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, по-своему, не потакать себе даже по мелочам, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, посмотреть, кто идет за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?) Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам дает – причем, самое главное: укрепляет душу, учит ее отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много дает это святое время. Как говорил мудрый Гоголь, еще в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам». Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось бы это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости ее выше, радостнее. Душа – главное в нас. Бывает и иной крест - болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно - древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков. Путь христианина – это всегда крестоношение. Это не путь удобства и комфорта. Что мы носим на груди? Никакой другой знак, а именно крест Христов. И он каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест. Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время. Я думаю, лучше об этом расскажет одна христианская притча о крестах. Решил один человек, что у него слишком тяжелая жизнь. И обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы Ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, Я приглашаю тебя в хранилище крестов: выбери себе крест сам». Пришел человек в хранилище и стал примерять себе кресты. И все они кажутся ему слишком тяжелыми и неудобными. Перебрав все кресты, он заметил у самого входа крест, который показался ему меньше других, и сказал Богу: «Позволь мне взять этот крест, он кажется мне самым подходящим». И тогда Господь ответил ему: «Ведь это и есть твой крест, который ты оставил у дверей, перед тем как стал мерить все остальные». Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему духовному содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя. Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным. Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее. Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души. Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение. Священник Николай Булгаков

Нести свой крест

Книжн. Высок. терпеливо переносить страдания, невзгоды, мириться со своей печальной участью. ФСРЯ, 212; ЗС 1996, 151; БМС 1998, 315.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Нести свой крест" в других словарях:

    Первоисточник Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа». Иносказательно: терпеливо… …

    См. терпеть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    Нести свой крест - крыл. сл. Нести свой крест. Тяжелый крест Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    нести свой крест - Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбу … Словарь многих выражений

    Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева

    Выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Царский Путь Креста Господня , Тобольский И.. 412 стр. Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга Царский путь Креста Господня. В…
  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней…