Определение архетипа. Что такое архетипы: просто о сложном

Содержание статьи:

Архетип женщины - это заложенная в ней «программа», которая определяет ее жизнь, а именно восприятие мира, жизненную позицию, основные приоритеты. Уходит корнями не только глубоко в подсознание, но и в прошлое человека. Именно поэтому психологи предлагают несколько вариантов основных архетипов, связанных с божественными мифическими персонажами, астрологическими аспектами, личностными «корнями» и т.д.

Понятие архетипа женщин

Психологи определяют понятие «архетип» (от греческого arche - начало, typos - образ) как модель поведения, «режим», заложенный в нас природой. То есть это бессознательный компонент, который формирует наше сознательное отношение к миру и ко всему, что в нем происходит.

Отцом этого понятия считается корифей глубинной психологии Карл Юнг, который предположил, что в каждом из нас есть частичка от накопленного и пережитого нашими предками, некий первобытный образ. То есть образ, сформированный из коллективного бессознательного, которое веками «складировалось» в мифы, сказки и легенды. Именно поэтому архетипы женщин по Юнгу имеют сказочную, мифическую основу (Принцесса, Муза, Ведьма, Амазонка).

По мнению Юнга, каждый из нас уже рождается с полным набором архетипов, которые «включаются» при определенных ситуациях или обстоятельствах. Очень часто они всплывают в наших снах, подсказывая наиболее правильный выход из проблемной ситуации. Таким образом, архетипы могут существенно облегчать нашу жизнь, если уметь ими пользоваться, то есть использовать их осознанно.

Архетипическую основу женского поведения сегодня применяют и другие психологи, выделяя свои архетипы, а также астрологи, которые используют их для характеристики знаков зодиака.

Как определить архетип женщины

Архетип представительницы слабого пола можно назвать ее внутренним началом, интуицией. Считается, что женщина, которая умеет слушать себя, способна добиться в жизни именно того, что нужно ей, и не идти за чужим мнением или навязанными стереотипами. Женские архетипы имеют свои плюсы и минусы, и их необходимо знать, чтобы обратить их силу в продуктивное русло.

Архетипы женщин по Карлу Юнгу

Карл Юнг выделил 4 архетипа женщины, которые дополнительно подразделил на светлую и темную стороны. Каждый из этих сценариев поведения может давать массу бонусов или значительно усложнять жизнь.

1-й архетип (светлая сторона) - Принцесса


Представительница прекрасного пола с таким архетипом обычно ассоциируется с понятием отличницы, Джульетты, девочки, маленькой леди, нежного создания. Она любима родителями, во многом зависит от их мнения и мнения других людей. Лишена самостоятельности, поэтому предпочитает решать свои проблемы «чужими руками».

Зачастую это девочки, которые хорошо учатся в школе, институте и ставят перед собой высокие цели. У них идеалистическое восприятие мира и стойкие семейные ценности. Предпочитают чисто женскую атрибутику (розовые цвета, милые аксессуары, каблучки и т.д.) и красивые ухаживания. Мечтают о принце на белом коне.

Принцесса эмоциональна, чувствительна, мечтательна. Любит все прекрасное, животных и мир растений. Она придерживается этических и эстетических норм, предпочитает мелодрамы и комедии с «хэппи-эндом», легко становится фанаткой медиа-персон.

Утонченность и чувствительность Принцесс делает их капризными из-за необходимости постоянно получать внимание к себе и в то же время наивными и доверчивыми.

Принцесса - милашка, которая умеет подавать себя и принимать внимание. Это ее сильная сторона.

1-й архетип (темная сторона) - Дрянная девчонка


Обратная сторона Принцессы может иметь два поведенческих варианта: полненькая пампушка, которая живет в мечтах о принце, или оторва, которая берет от жизни все. При этом есть у них и нечто общее - все та же мечтательность, романтичность, зависимость от чужого мнения (хоть и тщательно скрываемая) и отсутствие авторитета родителей, взрослых, старших.

Эмоциональность здесь приобретает выраженный характер и переходит в истеричность, плаксивость, частую смену настроений, суицидальные наклонности. Капризность превращается в стервозность и убеждение, что ей все должны.

Личные отношения все так же идеализируются, но с уклоном к несчастной любви. Поэтому в качестве объектов страсти выбираются «проблемные» варианты - женатые мужчины, мужчины с большой разницей в возрасте или в статусе, кумиры. При этом вполне приемлемо находиться в постоянном поиске, не считая партнеров и не ограничиваясь моральными принципами и платоническими отношениями.

Отрицание иерархического восприятия отношений проявляется в эпатажном поведении и манере одеваться. При этом Дрянная девчонка очень старается быть похожей на известную личность - актрису, топ-модель, поп-звезду и т.д. Может впадать в крайности и пускаться «во все тяжкие».

Дрянная девчонка - это девушка-вызов, притягивающая на себя внимание. Это самый главный ее бонус.

2-й архетип (светлая сторона) - Муза, Жрица


Женщину с таким архетипом часто называют роковой. Она пробуждает в мужчине все самое чистое и благородное, вдохновляя на подвиги и созидание. Ей пишут стихи и посвящают песни. Мужчины помнят такую девушку всю жизнь, даже после кратковременной встречи. Они интуитивно стараются стать лучше, поэтому ее партнер быстро делает успехи на любом поприще.

Жрица сочетает в себе все самые лучшие женские качества - чувственность, интуицию, обаяние, мудрость. Она может обладать навыками целительства и буквально преображать пространство вокруг себя. Ее любят все, на нее невозможно обидеться, ей невозможно не дарить подарки и не уделять внимание. При этом она умеет оставаться незаметной и ненавязчивой, привлекая к себе внимание тактично и тогда, когда ей нужно.

Муза - это женщина-загадка, которая выбирает себе партнера по только ей одной известному принципу. Она не обязательно привлекательна внешне - ее красота глубинна, необъяснима, магнетична. Ее мир - ее мужчина, но она никогда не станет его рабыней и не будет принадлежать ему полностью.

Жрица - женщина, которая в совершенстве владеет искусством любить и быть любимой на уровне подсознания. В этом преимущество архетипа.

2-й архетип (темная сторона) - Ведьма


Образ этого архетипа - Холодная стерва, Снежная королева, Женщина-вамп. Обладает магической властью над мужчинами, но не созидательной. Ведьма использует их для достижения своих корыстных целей - материальной выгоды, удовлетворения физиологических потребностей или психологических прихотей (мести, интриг, повышения самооценки и т.д.). Без каких-либо сожалений и угрызений совести.

Ведьма считает себя центром Вселенной, где мужчина - всего лишь инструмент для достижения цели. Она умна и хитра, обаятельна, откровенна, сексуальна и в то же время может быть холодной и расчетливой. Она меняет образы согласно поставленным перед собой целям. Полярность ее чувств способна сводить мужчин с ума. Рядом с Ведьмой они теряют голову и способны совершать самые безумные поступки - убийства, самоубийства, интриги, скандалы и даже войны.

Ведьма - особа, которая четко знает, чего хочет и как этого добиться от мужчины. В этом ее сила.

3-й архетип (светлая сторона) - Охотница


Женщина-охотница - представительница прекрасного пола с активной позицией по жизни. Она успешна сама по себе и не рассчитывает на мужчин. Более того, Охотница нередко вступает в соревнование с ними, поскольку не считает себя слабым полом и не разделяет дела на чисто мужские и чисто женские.

Свободолюбие и независимость Охотницы часто толкает ее на одиночество или перестановку приоритетов в пользу карьеры. Именно поэтому они предпочитают в личных отношениях роль боевой подруги или любовницы. Подсознательно выбирают слабых мужчин, неудачников. Из-за постоянной занятости Охотницы ее дети рано ставятся самостоятельными.

Женщины такого архетипа активны, решительны, рациональны, зачастую успешны. Они держат свои чувства и эмоции при себе. Идут по жизни с девизом «Я сама!».

Охотница - женщина, которая способна сделать себя сама и самостоятельно решить любую задачу. Это ее козырь.

3-й архетип (темная сторона) - Амазонка


Обратная, теневая сторона Охотницы, которая не просто соревнуется с мужчиной - она стремится его подавить, унизить, уничтожить. Чаще всего под описание Амазонки подходят такие «персонажи», как Строгая начальница, Бизнес-леди, Феминистка, Женщина-политик, Разведенка, которая добилась всего сама. Она отрицает любые эмоции, поскольку считает их слабостью. Сдержана, скрытна.

В абсолютном приоритете у Амазонки карьера, поэтому и выглядит она соответственно, предпочитая строгий, деловой стиль в одежде.

В личной жизни такой женщины если и бывают мужчины, то ненадолго, или те, которые согласны полностью и беспрекословно ей подчиняться. Она считает всех представителей мужского пола слабыми и недостойными даже внимания. Не то что любви и заботы.

Амазонка - сильная женщина, которая ставит перед собой высокие цели и достигает их. Без чьей-либо помощи. Это ее сильная сторона и принцип жизни.

4-й архетип (светлая сторона) - Хозяйка


В приоритете Хозяйки - семья и все, что с ней связано. Она обеспечивает уют, домашнее тепло, любовь и заботу.

Хозяйка радушная, любопытная, общительная. Хорошо готовит, занимается рукоделием. Любит животных, детей, цветы. Имеет свою территорию, на которой устанавливает свои правила.

Терпелива, аккуратна, склонна к бескорыстной жертвенности. Верна, заботлива, воспринимает мужчину как опору, поддержку, поэтому быстро выходит замуж.

Хозяйка - женщина, у которой хватит любви и заботы на всех. Этим она притягательна.

4-й архетип (темная сторона) - Ужасная мать


Другая сторона Хозяйки может выражаться двумя образами: Гипермамой, которая просто удушает своей опекой, или Холодной королевой, которая вообще игнорирует своих детей и не упускает шанса обвинить их в абсолютной неблагодарности.

Такое же двойственное может быть и отношение к себе, к дому и к окружающим. Она может тщательно следить за собой и вести бесконечную борьбу с микробами в доме, с показушным радушием приглашать гостей, чтобы продемонстрировать свой перфекционизм. А может вообще не зацикливаться на подобных «пустяках», быть скупой и вести замкнутый образ жизни.

Ужасная мать часто живет воспоминаниями и любит поучить жизни, склонна к манипуляциям. Часто придерживается консервативных взглядов на жизнь и обижается, если ее не слушают или критикуют. Склонна к сверхконтролю.

В своем мужчине видит маленького ребенка, поэтому относится к нему как мама.

Ужасная мать - женщина, которая умеет удерживать власть и манипулировать людьми.

Архетипы женщин по Джине Шинода Болен


Многие из нас еще с детства представляли себя одной из мифологических красавиц, пытаясь подражать ей и во взрослом возрасте. Поэтому психолог Джина Болен разделила архетипы женщин по «божественному» принципу.

Основные женские архетипы богинь:

  • Афродита . Чувственная, сексуальная, романтическая, притягательная женщина. Часто влюбляется и живет чувствами, не заглядывая вперед. Любит детей и растит их в любви и комфорте. Тяготит к творчеству и к «сложным» мужчинам, которые имеют непростой характер или ставят в приоритет карьеру. Спонтанна и общительна. Этот архетип проявляется чаще в период влюбленности, но может и преобладать изначально. Чтобы достичь полной гармонии, Афродите нужно научиться говорить «нет» и не принимать скоропалительных решений в сложных ситуациях.
  • Персефона . Это женщина, которая предпочитает пассивность и чужое мнение. Ей важно получать одобрение матери. Умеет хорошо подстраиваться под обстоятельства. Предпочитает рутинную работу, которая не требует управления и инициативности. В личной жизни застенчива, невинна. Замуж часто выходит, уступая натиску мужчины или родителей. Не любит принимать решений. Советы для Персефоны заключаются в следующем: повзрослеть, научиться не бояться обязательств и слышать свои чувства.
  • Артемида . Сильная, целеустремленная, независимая, свободная духом женщина. Любит активность - спорт, путешествия, соперничество и споры. Принципиальна, иногда даже в ущерб своим чувствам. Нуждается в общении, отношениях, но из-за нехватки эмоциональности и восприимчивости часто выстраивает границы. С противоположным полом не приемлет игр «в любовь», кокетства - она воспринимает его в качестве партнера. Поэтому избегает брачных союзов и отдает предпочтение мужчинам с совместными интересами. Пути развития Артемиды - почувствовать в себе женское начало и не подавлять его.
  • Гера . Женщина, которая не представляет себя вне семьи. Она хранительница домашнего очага, жена. Причем законный статус последней для нее особенно важен. Именно он дает ей чувство престижности, реализованности. Гера преданна и верна, способна идти за своим мужем «и в огонь, и в воду». Она боготворит своего мужчину, но при этом может быть вздорной и страшной в гневе с другими. Предпочитает отдых с семьей, поэтому не имеет подруг, тем более незамужних. Ревнива, очень боится разрыва отношений. С детьми эмоционально холодна. Советы Гере: выйти за пределы роли жены, заняться саморазвитием, не бояться разрушения неудачного брака.
  • Деметра . Это женщина, которая наделена сильным инстинктом материнства. Она успешно реализует свою потребность в опеке, воспитании в семье или на профессиональном поприще педагогики, медицины, психологии, адвокатуры. Она надежная, внимательная, заботливая, практичная. С болью принимает взросление детей. Бывает упрямой, с большим трудом принимает необходимость кого-то отчитать. В отношениях с мужчиной выбор не делает, а чаще принимает внимание партнера и подчиняется. Фронт работы над собой для Деметры: уделять внимание себе, научиться спокойно отпускать детей во взрослую жизнь.
  • Афина . Умная, практичная, знающая себе цену женщина. Склонна анализировать свою жизнь и улучшать ее (и себя в том числе). Стремится быть лучшей, обладает тонкой интуицией. Не принимает мечтания - у нее в приоритете здравый смысл, интеллект и четкие цели. Поэтому выбирает в партнеры мужчин с такими же качествами - сильных, целеустремленных, честолюбивых. Дружба с женщинами у Афины не ладится, поскольку она далека от традиционно женских тем и взглядов. Проблемные «зоны» Афины, которые нужно развивать: женственность, материнский инстинкт, способность заботиться.
  • Геста . Целостная, самодостаточная женщина с очень развитой способностью чувствовать людей. Это классическая домохозяйка. Ее богатый внутренний мир заменяет ей общение с другими людьми, поэтому ей по-настоящему комфортно в одиночестве или в очень узком кругу людей. Она не вмешивается в дела своего мужчины и не любит, когда он вмешивается в ее домашние дела. Часто религиозна, духовно развита. Пути совершенствования Гесты: развитие социальных навыков, выход за пределы внутреннего мира, использование своих эмпатических способностей на благо (психология, медицина, целительство).
  • Геба . Вечно юная, беззаботная женщина. Она не принимает факт старения, поэтому всю жизнь борется с ним - с помощью омолаживающих процедур, имиджа, стиля в одежде, спорта, диет. Она требует внимания к себе и подтверждения своей красоты. Окружает себя подругами с таким же архетипом. С представителями противоположного пола Геба спокойна, не испытывает бурных страстей, как и к детям и их наличию. Замуж выходит либо по выгоде, либо по настроению. Не любит ограничений и личной ответственности. Фронт работы для Гебы: умение спокойно принимать свой возраст, чувствовать других и нести ответственность.
  • Тихе . Это женщина, которая стремится контролировать все и всех. Ее настроения и решения спонтанны и не продуманы, иногда полностью лишены логики. Может маскировать свою тягу к власти и контролю под легкостью и веселым характером. Она живет только эмоциями, которые становятся для нее главным критерием выбора окружения и принятия решений. Часто сама не может обосновать свой выбор или свое поведение. С мужчинами может вести себя холодно и цинично или, наоборот, часто и эмоционально влюбляться. Отличный манипулятор, может быть завистливой и стервозной. Над чем нужно поработать Тихе: научиться жить своей жизнью, а жизнь других оставить в покое, уважать чужое мнение.
  • Немезида . Принципиальная, иногда жестокая женщина, которая живет «по правилам» и старается наказать всех, кто их нарушает. Часто глубоко религиозна или консервативна, прямолинейна в суждениях, очень ответственна. Постоянно находится в поиске идеала мужчины, при этом видит в них одни недостатки. Недоверчива, не склонна к дружеским отношениям. Сдержана в отношении эмоций и чувств. Перечень сфер, над которыми нужно поработать Немезиде: гибкость мышления, женственность, мягкость, умение слушать себя и принимать реальность такой, какая она есть.
В каждой женщине есть сразу несколько богинь, каждая из которых может проявляться в определенной жизненной ситуации. Поэтому важно знать все плюсы и минусы каждой из них и умело их использовать, чтобы сделать свою жизнь более полноценной и комфортной.

Архетипы женщин по астрологическому гороскопу


Астрологи также отмечают некую общность поведенческих сценариев у разных знаков зодиака. Поэтому в систему, как определить архетип женщины по астрологическому принципу, вложены особенности каждого из них.

Основные женские архетипы по знакам зодиака:

  1. Овен - Амазонка . Это активная, необузданная, независимая, страстная. Предпочитает яркие цвета, активное времяпрепровождение, спорт, необычные формы и любые эксперименты. Может быть спонтанной, прямолинейной, открытой и при этом раздражительной, нетерпеливой, бесцеремонной. Не боится конфликтов и борьбы.
  2. Телец - Мать-земля . Красивая, чувственная, добрая, доверчивая, спокойная, преданная. Любит все натуральное, антиквариат и роскошь. Может быть завистливой, упрямой, ленивой, эгоистичной. В отношениях ревнива. Имеет много предрассудков.
  3. Близнецы - Писательница . Интеллектуальная, мудрая, всесторонне развитая. Любит простор и легкие тона. Открытая, общительная, гибкая, сообразительная, дружелюбная. Может быть поверхностной, непостоянной, занудной, холодной, стервозной. Хороший собеседник. В отношениях игрива, любит флиртовать.
  4. Рак - Мать . Романтичная, заботливая, талантливая, чувствительная, гибкая. Она любит все женское - каблучки, рюши, кружева и романтический стиль. Умеет чувствовать людей, имеет развитую интуицию, ценить семью. Может быть обидчивой, угрюмой, мстительной, ленивой, жалеющей себя. В отношениях нежная, уютная, преданная.
  5. Лев - Королева . Уверенная в себе, сердечная, сильная, влиятельная, оптимистичная. Любит роскошь, украшения, дорогую обстановку. Обладает харизмой, щедростью, дружелюбием, умением оказать поддержку. Из слабых сторон архетипа отмечается гордыня, высокомерие, показушность, расточительность, невежество, эгоизм. В отношениях - соблазнительная, динамичная, игривая.
  6. Дева - Искусница . Заботливая, хозяйственная, надежная, практичная, скромная. Она любит все практичное, простое и функциональное. Ей можно доверять, она обладает хорошими организаторскими способностями. Обычно спокойна и дисциплинирована, но может быть суетливой, критичной. Очень ценит чистоту и комфорт. В отношениях спокойна и сдержана, но иногда позволяет себе легкомысленные поступки.
  7. Весы - Танцовщица . Привлекательная, чувственная, открытая, честная. Предпочитает эстетику и гармонию во всем, любит элегантность и дизайнерское искусство. Сильные стороны - доброта, терпение, теплота, спокойствие; слабые - холодность, нерешительность, достижение гармонии любой ценой. Может жить в мире иллюзий, но хорошо адаптируется к окружающему. В отношениях кокетлива, легка и соблазнительна.
  8. Скорпион - Шаманка . Страстная, мистическая, преданная. Любит контрасты и не любит запреты. Умеет увлекать за собой и оставаться невозмутимой даже в случае бури внутри. При этом склонна к чрезмерному контролю и манипуляциям, зависти и расчетливости, различным зависимостям. Ревнива, эмоционально непредсказуема. В отношениях страстная и соблазнительная.
  9. Стрелец - Верховная . Уверенная в себе, либеральная, жизнелюбивая. Любит путешествия, комфорт и благородство. Доверчивая, оптимистичная, благоразумная, может обладать даром предвидения и оказывать поддержку. При этом ей не чужды тщеславие, заносчивость, высокомерие и расчетливость. В отношениях активна, любит эксперименты.
  10. Козерог - Мудрая . Ответственная, трудолюбивая, честная, объективная. Предпочитает классику и элегантность. Добросовестная, простая, способна выслушать и дать совет. Может создавать прочные и долговечные отношения. Минусы Мудрой - высокомерность, неприветливость, нетерпимость, холодность, строгость. Держит свои эмоции при себе, не любит сентиментальности. В том числе в личных отношениях, где проявляет себя глубоко чувственной натурой и предпочитает безопасность.
  11. Водолей - Философ . Остроумная, независимая, индивидуалистка. Любит все оригинальное, необычное, уникальное. Имеет развитое воображение и чувство юмора, оптимистична и либеральна. Слабое «звено» Философа - взбалмошность, холодность, легкомыслие, дерзость. В отношениях открыта, игрива, но не слишком страстна.
  12. Рыбы - Фея . Преданная, чуткая, жертвенная, бескорыстная, переменчивая. Любит размытые и струящиеся формы, символизм и совершенство. Может вдохновлять, сопереживать, чувствовать, очаровывать. Слабые стороны Феи - зависимость, беспомощность, наивность, впечатлительность, склонность к пагубным пристрастиям и идеализации. В отношениях соблазнительная, чувственная.

Архетипы по степени развития женского начала


В эту классификацию женских архетипов положена степень личностного роста женщины, то есть каждый из них представляет собой ступеньку, уровень ее зрелости. При этом перейти на следующий, более высокий, можно лишь тогда, когда от предыдущего усвоены только положительные качества. Поэтому здесь очень важно соблюдать последовательность.

Лестница архетипов по степени зрелости личности:

Как определить архетип женщины - смотрите на видео:


Женские архетипы могут быть разными и сочетаются в женщине по-разному. Все зависит от того, захочет ли она взять их на вооружение, взять правильно и с созидательной целью. Только в таком случае у нее есть все шансы насладиться полноценной жизнью и узнать, что такое женское счастье.

Архетипический образ в литературоведении - художественный образ, аккумулирующий многовековой культурный опыт, допускающий вариативность, но в то же время узнаваемый и интуитивно воспроизводимый в художественном произведении.

Понимание архетипического образа и литературного архетипа в литературоведении рубежа ХХ-ХХI вв. в некоторых принципиальных моментах отличается от концепции архетипа в трудах К.Г.Юнга и его последователей. Условно все концепции архетипа можно разделить на «юнгианские», в русле психоаналитики ; «мифологические» и собственно литературоведческие.

Само слово «архетип» было заимствован К.Г.Юнгом у Я.Буркхарда, хотя трактовки архетипа у них были принципиально различными . В 1912 г. Юнг предположил, что в бессознательной жизни пациентов проявляются некие первообразы. В 1917 г. Юнг пишет о доминирующих, безличных конструктах, которые воздействуют на человека. В статье «Инстинкт и бессознательное» (1919) Юнг, впервые употребляя термин «архетип», акцентирует внимание на том, что главным в архетипе является бессознательный образ, внешняя модель, а не содержание, которое может подвергаться изменениям. В статье «Об архетипах коллективного бессознательного» (1934) Юнг подробно разъясняет свое понимание этих терминов, указывая на бытование понятия «архетип» в средневековых мистических трактатах. Нематериальность, образность архетипа, с точки зрения Юнга, сближает это понятие и с платоновскими «эйдосами» - врожденными идеями.

«Архетипы» понимались Юнгом как «первичные образы», «повторяющиеся модели опыта», которые сохранились в коллективном бессознательном. По Юнгу архетип манифестируется в сюжетно близких мифах разных народов, в образах снов и фантазий, в различной символике. Юнг подчеркивал также динамический характер архетипа и его «матричность», известную формальность содержания.

С 1930-х гг. термин «архетип» начал употребляться в различных областях гуманитарного знания. Дальнейшее функционирование этого термина в литературоведении было связано с одной из теоретико-литературных школ на Западе - с так называемой архетипной (в некоторых работах слово “archetype” переводится как “архетипический”) критикой (ветвь мифологической критики в англо-американском литературоведении). В этом русле написаны работы М.Бодкин, Р.Грейвза, Дж.Кэмбелла, Г.Найта, Ф.Уилрайта, Н.Фрая и др.

В советский период сквозь критику «буржуазных» литературоведческих концепций и школ до читателя тем не менее доходили основные моменты трактовок архетипа в зарубежном литературоведении. В частности, в этом ключе написана статья С.Аверинцева «”Аналитическая психология” К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии» (1970). В «Литературном энциклопедическом словаре» (1987) уже обозначена возможность оперирования данным термином в отечественном литературоведении. В отечественном литературоведении термин «архетип» использовался также в работах Е.М.Мелетинского и С.Я.Сендеровича, критически пересмотревших теории Юнга; В.Н.Топорова , рассмотревшего в своих работах архетипические модели в сознании писателей. В 1990-2000-е гг. в отечественном литературоведении появились работы, использующие понятие «архетип» как ключевое, причем уже не как термин аналитической психологии и элемент «примитивного» мышления, а как собственно литературоведческую категорию.

Большакова А.Ю. Литературный архетип // Литературная учеба. - 2001. - № 6. - С. 169-173.

Мелетинский Е.М. Литературные архетипы и универсалии. - М., 2001.

Эсалнек А. Архетип // Введение в литературоведение / Под ред. Л.Чернец. - М., 2000. - С.30-37.

Frye N. Anatomy of criticism. - Princeton, 1957. - 383 p.


Жилище
Архетип - это прообраз по которому «штампуется» множество уникальных объектов мира или качество, которым они окрашиваются. По-другому: энергии архетипов - это базовые энергии, которые ветвятся на более мелкие ручейки, переплетаясь между собой на разных уровнях и в различных сочетаниях создают ткань мира. Примеры первого вида архетипов: автомобиль (нечто с четырьмя колесами, рулём и двигателем), кружка (ёмкость в которую наливается жидкость), жизненный сценарий, ноутбук, собака, человек, дерево, стратегия (как жанр компьютерной игры). Отличие от эгрегора заключается в том, что эгрегор - это нечто конкретное, например, вот эта стая собак или конкретная организация, или человечество (всё множество людей как некоторый надорганизм). Примеры архетипов второго вида: красный, сильный, треугольный, округлый, текучий, роль «Ребёнок», мужской, «новый русский», деревянный, «грубиян», стадии жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад), черта характера или особенность строения части тела у группы людей, принцип 20/80 (частное проявление: 20% людей обладают 80% денег). Синонимы: шаблон, матрица, паттерн, клише, формула, принцип, стиль.

У архетипов есть разные уровни абстрактности. Например, «дом» более абстрактен, чем «пятиэтажка», «хрущевка» или «деревянная изба», а «собака» более абстрактен, чем «Доберман».

Сценарии в жизни человека, архетипические сюжеты

Понятие архетипа ввёл Карл Густав Юнг. Он заметил, что есть схожие сюжеты, которые присутствуют в большинстве сказок, легенд, мифов и преданий народов мира. Архетип - это схема, общий сценарий, который в конкретных жизненных обстоятельствах может воплощаться в различных формах. Человек безсознательно отождествляется с определённой ролью из сюжета и играет её на материале своей жизни. Декорации, продолжительность, обстоятельства, и другие характеристики могут меняться, но присутствует некоторая общая схема разворачивания, почерк.

Например, можно выделить циклы-колебания как в развитии человека, так и различных систем. Эти сценарии, накладываясь друг на друга с различными амплитудами и частотой, создают уникальный рисунок жизни каждого объекта, в частности человека. В качестве иллюстрации можно схематически изобразить жизнь школьника с 1 по 6 класс. Синим - это рост его навыков, зеленым - циклы обучения и летних каникул, красным - например, колебания уровня желания ходить в школу или какой-либо другой сценарий. Оранжевым - рисунок жизни. При наложении других характеристик, например графика тренировок, рисунок становится всё более индивидуальным.

Аналогично можно увидеть интервалы жизни, где основную форму линии задавала какая-то одна сказка, затем всё шло по шаблону другого архетипического сюжета или их сочетанию, а внутри каждой сказки были какие-то ещё свои небольшие сценарии. Колебания объемлющих систем также влияют на рисунок жизни, вносят свои уточнения, для кого - существенные, а для кого - едва уловимые. Например, изменения правящих режимов в стране, циклы войн и перемирий, смена времён года, приливы и отливы.

Сюжеты могут приходить не только из сказок и эпоса народа, но также передаваться по роду в более уточнённом, менее абстрактном виде (например, особая модель отношений муж-жена или дочь-мать, как себя должен вести отец в данном роду, определённый жизненный сценарий у дочерей, безсознательное повторение выборов и судеб родственников), усваиваться из литературных произведений. Относительно недавно добавились кинофильмы, мультфильмы, СМИ и реклама (например, внушения на тему того, что должны покупать настоящие домохозяйки, как нужно отдыхать мужчине с достатком выше среднего, по каким параметрам следует разумному человеку определять качество товара, какую жвачку жуют те, кто нравятся девушкам, на что необходимо ориентироваться и как надо себя вести, формируется архетипический представитель определённого социального слоя).

В современных фильмах, клипах, телешоу преобладает агрессия, распитие спиртного, курение, бранная лексика и некоторая распущенность - всё это преподносится как черты ключевых героев, и частью людей воспринимается как примеры для подражания и норма поведения. Через некоторое время это может стать стандартом среди больших групп людей, т.к. преобладающие в обществе мифы формируют мировоззрение людей, задают ориентиры и желания к которым они стремятся и реализуют в своём поведении, воплощают в жизнь. Отсюда видно насколько велико влияние детских сказок и преданий, которые рассказываются ребенку в детстве, и как важны хорошие душевные истории, находящихся на более высоком уровне, чем подавляющее большинство современных произведений.

Человек может начать безсознательно отождествлять себя с какой-то ролью из архетипического сюжета, не обязательно это будет главный герой. Это может быть и второстепенная роль, например, Жертва, и сила которая жестко проучила недостойных людей, каждому воздала по заслугам (роли Судьи и Палача), и какие-то отдельные качества, грани и способы проявления того или иного персонажа.

Пример «Валли»

Один человек, посмотрев мультфильм Валли, был очень тронут, проникся переживаниями и способами поведения главного героя, частично с ним отождествился. Видимо, срезонировало мироощущение на то что происходило на экране, увидел схожесть каких-то жизненных обстоятельств и способов проявления, например некоторое одиночество, стремление к любви, нежности и теплу хороших отношений. Он даже жесты руками, в определённые моменты, делал похожие. Очень душевный, тонкий, добрый и романтичный внутри человек. Возможно он перенял и воплотил некоторые сценарии из этого мультфильма в своей личной жизни.

Роли и поведение человека

Архетип даёт энергию на своё воплощение, стимулирует человека проявить своё качество (например, агрессию, сострадание, стремление к победе, экономность, чистоплотность), воплотить объект архетипа (вышить узор, сделать массаж, построить какой-нибудь домик из спичек), реализовать сценарий (ссора, справить свадьбу по некоторой типовой программе, повторить судьбу предка).

Пример «Дождь»

Однажды на улице застал сильный дождь, очень быстро промок. В это время внутри появляется ощущение, что нужно пнуть лужу, чтобы было много брызг, своеобразное приглашение поиграть. Терять особо нечего, решил пнуть и посмотреть что будет. Затем ещё и ещё. Стала приходить радость, желание пинать и прыгать в лужи так, чтобы вода разлеталась. И, вроде, совсем нелогичное состояние, не понятно как и почему настроение улучшилось. А также, достаточно жестко, закрутились в голове мысли: «так не принято», «что за глупости ты делаешь!?», «что другие люди подумают!?» - это «подул ветер» из разных систем, которые предписывают и внушают как и что должно делать (см. также статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора »). Затем, немного позже, стали приходить изображения людей, которые находятся в водоёме, как дети брызгаются и бегают по лужам и у всех радость и улыбки. Видимо вода любит плескаться и приглашает человека поиграть с ней, помочь проявить её качества.

Дети в малом возрасте, как правило, ещё не сильно скованы тем, что можно и что нельзя, что логично, а что - нет. Они очень серьёзно относятся ко своим играм и ролям, у них даже иногда соответствующее погруженное выражение на лице, они сконцентрированы. Дети чувствуют (к ним прилетает мысль или импульс к действию) что нужно сделать и делают это без каких-либо целей. Вот идёт мальчик мимо лужи, рядом мама в наряде, а он берёт и топает, и ему интересно - брызги летят во все стороны, хочется ещё топнуть. Мама может его жёстко оградить от подобных проявлений в будущем, скажет что топать по лужам не хорошо (и безсознательно сделает сильный отрицательный эмоциональный выброс, энергетически ударит). Это может быть и не лужа, а просто какое-то приятное занятие, которое родители или окружение хотят подавить у ребёнка в силу своей обусловленности («Что тебе это даст!? Какой в этом смысл? Лучше бы сделал/стал…»).

Служитель архетипа может начать страдать, если не совершает определённые действия, необходимые архетипу. Например, человек, который стремился всегда и во всём побеждать, при прекращении действий направленных на победу, избегании любых форм соревнований, может начать чахнуть, быть в невесёлом подавленном настроении, с низким уровнем энергии, т.к. решил отказаться от одного из своих основных источников (см. статью «Потеря и возвращение души »). Когда же он вновь проявляет соревновательную природу, то происходит активизация, человек раскрывается, к нему приходит энергия, радость, азарт, страсть, стремление победить, он вновь бодр и активен. Это относится и к другим сферам, например постоянное желание что-то мастерить, рисовать, петь, играть в игру, помогать.

Пример «Детский сад»

В детском саду очень хотелось поиграть в роль защитника, героя, блюстителя справедливости. Я договаривался с некоторыми детьми что буду защищать их территорию, что они могут спокойно играть в свои паровозики и кубики и если кто-то будет их притеснять, то пусть зовут меня. Но в садике всё было относительно тихо. Помню как вводило в тоску такое положение вещей, внутри даже очень хотелось чтобы что-то экстраординарное произошло, были мысли спровоцировать кого-нибудь, чтобы войти в роль и как следует её прожить. Иногда всё же появлялись поводы, например, мальчик отбирал игрушку у девочки или конфликт и перестрелка в снежки с другой группой, тогда загорались глаза и разворачивался сценарий. Думаю что сюжеты были отчасти подсмотрены из популярных тогда боевиков и сказок про богатырей, которые мне читали.

Путь к проявлению архетипа на высоком уровне, проведению через себя значительных энергопотоков лежит через длительные усилия и тренировки. Связь с архетипом нарабатывается, необходимо регулярно удерживать позицию точки сборки в области служения ему, вырабатывать определённые привычки. Иногда человек может рождаться с подключениями к определённым архетипам (талантами), тогда процесс обучения может происходить быстро, ученик достаточно легко осваивает серьёзные техники, многое получается само собой, но даже в этом случае, у человека могут уходить многие годы на развитие и совершенствование (олимпийские чемпионы, которые по 10-15 лет проводят в тяжелых тренировках и соревнованиях, практически ничем другим не занимаются).
При смене субличностей , активизации разных архетипов или одного архетипа, но на разных уровнях проработки, меняется энергопоток, идущий через человека, другие люди на него реагируют и также перестраиваются в зависимости от его силы, т.е. идёт воздействие на окружающую человека среду и её перестройка. Например, человек, который регулярно служит архетипу агрессии может, даже незаметно для себя, проводить энергию агрессии и окружающая среда будет реагировать соответствующим образом - рядом с ним она будет более жесткой, могут начать появляться агрессивно настроенные люди, поводы для конфликтов, ссор и драк. Другой пример - при активизации у женщины субличности Девочки, мужчина может безсознательно сменить своё поведение на нежное и заботливое.
Всё что делает человек, он делает вплетая в результат труда различные энергии (это и приготовление еды, и постройка дома, и рисование картины, и разговор, и мытьё полов и т.д.), которые, в зависимости от его состояния, могут быть как благотворными, так и вредоносными, и соответственно воздействуют на окружающий мир. Образ - как Царевна-лягушка в мультфильме вышивала для царя полотно. Можно выработать в себе привычку периодически задавать себе вопрос: «Какими энергиями я хочу наполнить своё дело? В каком состоянии я готовлю? Какой суп я хочу сварить?». Мастер отличается тем, что при творении своих изделий, он поднимается сознанием до высокого труднодоступного для большинства людей уровня, захватывает мощные энергетические потоки и воплощает их в объекте творения. Для создания хорошего изделия может уходить очень много времени и энергии на подготовку, настройку, очищение от всего лишнего, приведение себя в желаемое состояние, например, через посты, молитвы, уединение и безмолвие.
Эгрегоры, каждое общество (как страна, так и город, деревня, семья) накладывают свои ограничения, предписывают что должен и не должен делать элемент системы. Рамками и запретами, которые были наложены окружающими людьми, социумом, что и как можно делать, а что делать нельзя, неприлично, безсмысленно, несерьезно, глупо или не принято человек сковывается в своих проявлениях, может значительно сокращаться число ролей, которые он будет через себя проявлять. А среди нежелательных могут оказаться и те, что для него лично важны и вполне безобидны, дают энергию, вкус и смысл жизни (например, чтение книг или занятие балетом для мальчика). То что предписывается частично может быть противно его внутренней природе, и выполнение этих действий будет вести к обесточиванию, унылому прозябанию. Тут появляется серьезный вопрос баланса между принадлежностью к системе и собственной реализацией, как можно постараться совместить эти направления. Возможно человеку нужно постепенно переходить в другой социум («Гадкий утёнок»), либо строить свой. Много штампов навязывается средой.

Полезно начать отслеживать в своей жизни большие и мелкие сценарии, определять нужен ли мне этот штамп, устраивает ли цена его использования и получаемый результат. Далеко не всегда используемые шаблоны адекватны ситуации и приводят человека в счастливое состояние. Многие желания, стремления и ориентиры для данного конкретного человека являются ложными («счастливый тот, у кого много денег». Или другой вариант: «не в деньгах счастье», который понимается как то, чтобы обрести счастье необходимо быть бедным и ничего не делать), но тем не менее, часто по причине безсознательности и отсутствия различения , навязываются, воздействуют на человека и подталкивают к их использованию и достижению. Человек раз за разом входит в нежелательный для себя сценарий с отрицательным результатом (наращивает доходы, но счастливей не становится, какие-то сферы жизни страдают. Либо, во втором случае, окружающая среда начинает увеличивать силу ударов по человеку, подталкивает к решению, появляются вещи за которые остро необходимо платить, чтобы он начал что-то делать, развиваться, преодолел шаблон).

В процессе выявления собственных шаблонов поведения, причин и цепочек порождаемых действий, человек лучше осознаёт откуда приходят те или иные импульсы, видит происходящее с другими людьми, какие сценарии и по каким причинам они отрабатывают, к чему это может привести, т.е спрогнозировать развитие ситуации. Постепенно могут начать уходить нежелательные навязанные штампы и сценарии, когда человек видит и осознаёт пагубность сюжетов, запускает программу по сокращению их использования, либо переводит в новое, более подходящее, качество.

Эгрегоры и архетипы. Ресурсы и мотивация человека

Эгрегор или архетип может давать энергию служителю на реализацию целей, которые ему необходимы. Если энергия не приходит, то этому объекту цель не желанна, либо он манипулирует человеком чтобы тот сделал за свой счёт. Например, это может встречаться в организациях. Основные задачи эгрегора - это собственное развитие, укрепление, стабильность, реализация возложенных на него программ, синхронизация, управление, координация и аккумуляция усилий людей, обособление и защита от внешней среды. На всё это тратится энергия. Он может очень активно привлекать людей и использовать их как расходный материал, батарейки (см. «Взаимодействие с коллективами »). Нельзя сказать что эгрегоры это зло, просто у них свои цели, особенности, они выполняют свои программы.

Разницу между наводками от эгрегора и архетипа можно уловить по конечной цели желания. В случае служения эгрегору компании может появиться желание помочь человеку, т.к. он сейчас важен организации, это позволит усилить её позиции. Желания помочь другому человеку, либо этому же, но в другое время и в другой ситуации может и не возникнуть. А для архетипа важно само по себе служение, сама по себе помощь и потому, служитель может хотеть проявлять её там, где это возможно, без привязки к конкретному человеку. Помощь во втором случае - это цель, а не инструмент для достижения чего-то другого. Здесь важно отследить является ли помощь некоторой промежуточной целью, либо конечной. Если человек идёт на какой-либо тренинг для того чтобы выросли прибыли его компании, то это служение эгрегору (помощь - средство и если человек видит что-то более эффективное в достижении основной цели, то он будет стараться сделать это в первую очередь, а желание помочь отпадёт, либо уйдёт на второй план), а если для того, чтобы лучше помогать людям, то это служение архетипу (помощь - самоцель).

Отличия в мотивации можно рассмотреть на примере мультфильма Валли. Валли сначала служил людям, выполнял программу по очистке планеты от мусора (или архетипу уборки, если она была конечной целью). Затем, когда познакомился с Евой, стал служить ей (приоритет служения людям понизился). Его служение выражалось в том что он помогал в реализации её целей, рискнул жизнью ради того чтобы растение попало к людям (помощь людям - косвенная цель на пути к Еве, инструмент. Объект служения, скорее всего - их парный эгрегор). Ева, в первую очередь, служила людям, выполняла программу, Валли был ниже по приоритету (у неё был выбор в конце фильма - помочь ему или спасти людей от падающих обломков). Центральный компьютер и охрана служили соблюдению порядка на корабле, поддержанию стабильности всей системы. Ещё пример служения архетипу - это робот, рьяно заботящийся о чистоте вокруг.

В жизни в разное время человек служит разным объектам, смена может происходить достаточно динамично, регулярно могут возникать внутренние конфликты между направлениями служения. Одно и то же действие можно сделать по-разному, активизировать разные субличности, провести разную энергию, получить различный результат в зависимости от того, какому объекту человек служит. Поэтому, для более тонкого управления собой, желательно учиться постоянно выявлять и отслеживать цели и объекты служения, а затем работать над приоритетами, руководить командой субличностей. Иначе непроявленные внутренние конфликты и цели могут заставлять человека ломать завтра то, что сегодня с таким трудом построил, быть непоследовательным и вредным самому себе, разрываться и стоять на месте, безполезно сжигать энергию.

Различные примеры

Человек, который не доволен, постоянно высказывает что-то в негативном ключе, постепенно начинает служить архетипу недовольства. Шаг за шагом, он укрепляет с ним связь, архетип даёт ему энергию для своего проявления (т.е. своеобразную приятность, пусть и небольшую), посылает соответствующие ситуации, а также наводит недовольные состояния, когда вещи глазами человека начинают восприниматься в негативном ключе. В результате у человека всё более отчетливо проявляется оттенок сварливости - как в характере, так и в поведении, во внешности, мыслях, т.е. он получает некоторую окраску-наслоение. По мере укрепления связи с этим архетипом, состояние обретает всё большую власть над человеком, мощность проявления растёт, он уже на многие события в жизни смотрит сварливыми глазами с соответствующими результатами, серьезно искажается восприятие, периодически видит то, чего нет. Другими людьми такой человек также воспринимается в негативном ключе, возможно, не осознаётся что именно в человеке такого неприятного, но желание взаимодействовать с ним существенно снижено, есть что-то неприятное и отталкивающее.

Дон Хуан из книг Карлоса Кастанеды, работая на плантациях, под руководством невыносимого тирана, служил архетипу Безупречности, что давало ему энергию на реализацию всех тяжелых дел, которые другой бы человек уже сломался и не смог бы делать (его бы раздавило чувство собственной важности, протест, жалость к себе, несогласие), а дон Хуан очень хорошо выполнял свою работу и был в хорошем состоянии духа. Идёт смещение точки зрения на предстоящую работу, человек воспринимает её с других позиций. Каждое новое сложное и дурацкое задание в глазах дона Хуана было не как унижение или давящее безсмысленностью поручение, а как вызов, возможность потренироваться и способ укрепить свою связь с архетипом Безупречности. Идеально совершая то или иное поручение, он становился всё сильнее, архетип давал ему большие силы на реализацию серьёзных задач. Служа другим архетипам, эгрегорам, своему эго, он возможно уже давно не имел бы возможности их выполнять из-за недостатка энергии, пребывал бы в состоянии уныния, пошел быстро в направлении смерти (умер бы сам или пристрелили). Отсюда видно, что одно и то же действие сделанное во славу различных объектов, может выглядеть в глазах других людей и восприниматься человеком по-разному, даёт разную энергию, как по количеству, так и по качеству, а также имеет разные результаты, окрашено разными энергиями. То есть, то что сделано, не менее важно, чем как и ради чего. У каждого человека есть индивидуальные направления деятельности, виды служения которые дают ему энергию, а есть те, что только отнимают, постепенно высасывают соки - кому-то игра на пианино доставляет радость и ощущение жизни, для кого-то - вызывает полное отвращение. Одно из препятствий - это повсеместное навязывание того что, как и зачем надо делать, без учета индивидуальных особенностей.

Результатом переработки психоанализа Карлом Густавом Юнгом стало появление целого комплекса сложных идей, которые подпитывались из различных областей знания: философии, мифологии, литературы, психологии, археологии, теологии. Такая широта мыслительного поиска в комплексе с непростым, загадочным стилем автора выступает причиной трудного восприятия его психологической теории, в основе которой лежат такие понятия, как архетип и символ.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Архетипы - это в переводе с греческого «первообразы». Данный термин достаточно широко используется в рамках теоретического анализа мифологии. Он впервые был введен швейцарским психоаналитиком Густавом Юнгом. Помимо психологии, он занимался еще и исследованием существующих мифов.

Архетипы по Юнгу - первичные схемы разных образов, которые воспроизводятся бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы, искусства.

Архетипические образы, мотивы тождественны по характеру (к примеру, повсеместно распространенный древний миф, повествующий о Всемирном потопе) и обнаруживаются в нигде не соприкасающихся между собой мифологиях, сферах искусства, ввиду чего можно исключить объяснение их появления заимствованием.

Но все же архетипы - это, прежде всего, не сами по себе образы, а лишь их схемы. Иначе говоря, психологические предпосылки, возможность. Архетипы по Юнгу ограниченно владеют не содержательной, но исключительной формальной характеристикой.

Первую характеристику схематический образ получает только после проникновения в область сознания, наполняясь при этом материалом опыта. Форму архетипа Юнг отождествляет с некой системой осей определенного кристалла, преобразовывающей его до известной степени в маточном растворе, несмотря на отсутствие у нее вещественного бытия. В связи с этим процесс мифотворчества - это трансформация рассматриваемого понятия в образ. По словам исследователя, это невольные высказывания относительно душевных событий, носящих бессознательный характер.

Несмотря на свою формальность, крайнюю обобщенность, бессодержательность, схематичный образ (архетип) обладает свойством. Психологи считают, что в зависимости от степени их отчетливости, эмоциональной насыщенности они могут впечатлять, увлекать, внушать ввиду того, что стремятся к привычным началам в рамках человеческой природы. Как следствие, возникает значимость первообразов для творчества (художественного).

На основании высказываний Юнга тайна влияния искусства - особая способность художника прочувствовать определенные архетипические формы, а впоследствии отобразить их в произведениях.

Одна из лучших кратких формулировок концепции архетипа принадлежит Томасу Манну, согласно которой типичное в большей степени состоит из мифического, так как миф - априори образец, так сказать, изначальная жизненная форма, схема вне времени, формула, заданная далекими предками, укомплектованная осознающей себя жизнью, и неявно нацеленная приобрести заново когда-то предзнаменованные ей приметы.

Наследственность первообразов

Юнг предполагал присущность рассматриваемых понятий всему роду (человечеству в целом, его общности). Другими словами, архетипы коллективного бессознательного наследуются. Роль вместилища («габаритов души») для первообразов он «отдал» непосредственно глубокому бессознательному, которое выходит за границы личности.

Данная концепция в процессе изучения мифов нацеливает на поиск среди этнического, типологического многообразия соответствующих сюжетов, мотивов архетипического ядра (инвариантного), которое выражено ими (мифологемами) посредством метафор, но которое не может быть исчерпано ни научным объяснением, ни поэтическим описанием.

Примеры архетипов

Все же Густав хотел очертить систематику рассматриваемых понятий. Для этого он сформулировал, к примеру, такие архетипы бессознательного, как «Тень » (дочеловеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений: гетевским Мефистофелем в «Фаусте», стурлусонским Локи в «Младшей Эдде», Хегни в германской эпической поэме «Песнь о Нибелунгах»), «Анима » (человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и проч.), «Мудрый старик » (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, ницшевского Заратуштра). Мифологема Великой Матери архетипически истолковывалась в разнообразных вариациях (Богиня, ведьма, норма, мойра, Кибела, Деметра, Богородица и проч.). Все эти примеры отображают первообраз высшего именно женского существа, который воплощает ощущение (психологическое) смены поколений, бессмертия, преодоления так называемой власти времени.

Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости » (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне »).

Значение рассматриваемого понятия и положений доктрины о нем

И то и другое достаточно сильно повлияло на мысли, творчество исследователей религии, мифа (сотрудничавший с Густавом Карл Кереньи, румынский мифолог Мирча Элиаде, индолог Генрих Циммер, исламовед Анри Корбен, американский мифолог Джозеф Кэмпбелл, гебраист Гершом Шолем), литературоведов (канадский мифолог Нортроп Фрай, английский мифолог Монти Бодкин), теологов, философов (немецкий ученый Пауль Тиллих) и даже ученых-негуманитариев (биолог Адольф Портман), видных деятелей искусства, литературы (Герман Хессе, Федерико Феллини, Томас Манн, Ингмар Бергман).

Сам Юнг малопоследовательно раскрывал существующую взаимозависимость архетипов, выступающих в качестве элементов психоструктур, и мифологических образов, являющихся продуктами первобытного сознания. Он понимал ее сначала как аналогию, затем как тождество, потом как порождение одних другими. В связи с этим в уже поздней литературе рассматриваемый термин используется просто как обозначение общих, фундаментальных, общечеловеческих мотивов (мифологических), первоначальных схем представлений, которые лежат в основе любого рода структур (к примеру, мировое древо) уже без необходимой связи с так называемым юнгианством.

Основные архетипы Юнга

Количество первообразов в рамках коллективного бессознательного стремится к бесконечности. Но все же особое место в его теоретической системе отводится: «Маске», «Аниме» («Анимусу»), «Самости», «Тени».

Первообраз «Маска»

Данный архетип в переводе с латыни означает личину - публичное лицо человека. Иначе говоря, то, как люди проявляют себя в рамках межличностных отношений. Маска символизирует множество ролей, проигрываемых человеком в соответствии с существующими социальными требованиями.

В восприятии Юнга, она служит цели: производить особое впечатление на остальных людей либо утаивать от них свою истинную внутреннюю сущность. «Персона» как архетип всегда необходима человеку для того, чтобы, так сказать, ладить с остальными в рамках повседневной жизни. Но Юнг предупреждал в своих концепциях о последствиях наделения данного архетипа значимостью. В частности, человек становится поверхностным, неглубоким, и ему будет выделена лишь одна-единственная роль, он пребудет в отчуждении от истинного красочного эмоционального опыта.

Архетип «Тень»

Это противоположность «Маски». «Тень» - темная, дурная, животная сторона личности, подавленная в человеке. Данный архетип содержит людские общественно неприемлемые агрессивные, половые импульсы, а также аморальные страсти, мысли. Однако у нее имеется и ряд положительных черт.

Юнг расценивал «Тень» в качестве источника нескончаемой жизненной силы, творческого начала, спонтанности в судьбе индивидуума. В соответствии с концепцией данного исследователя основная функция Эго заключается в корректировании нужного направления энергии рассматриваемого архетипа, обуздании пагубной стороны человеческой натуры до определенной степени, позволяющей жить в постоянной гармонии с остальными людьми, и одновременном открытом выражении своих импульсов, возможности наслаждения здоровьем, творческой жизнью.

Первообразы «Анима», «Анимус»

В них сконцентрирована, согласно Юнгу, врожденная андрогенная людская природа. Первый архетип отождествляет внутренний женский образ в мужчине (бессознательная женская сторона), а второй - мужское начало в представительнице женского пола (бессознательная мужская сторона).

Данные архетипы людей частично основаны на существующем биологическом факте: в человеческом организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Они эволюционировали, по словам Юнга, в течение многих столетий в рамках коллективного бессознательного в качестве результата опыта процесса взаимодействия с противоположным полом. Некоторые мужчины немного «феминизировались», а женщины «шовинизировались» по причине многолетнего совместного проживания. Карл утверждал, что эти архетипы, как и остальные, должны сосуществовать гармонично, то есть не нарушать общего баланса, для того чтобы не спровоцировать торможение развития личности в направлении исключительно самоосуществления.

Иначе говоря, мужчина должен показывать не только маскулинные качества, но и свои феминные черты, а женщина - наоборот. В ситуации, когда данные атрибуты неразвиты, в итоге это может привести к одностороннему росту, функционированию личности.

«Самость» как главный архетип Юнга

В рамках его концепции он признается наиболее важным. «Самость» - сердцевина личности, которая окружена другими элементами. При достижении интеграции всех душевных аспектов, человек начинает ощущать внутреннее единство, целостность, гармонию.

Итак, в восприятии Юнга эволюция самого себя - первостепенная цель жизни человека.

Основной символ «Самости»

Им выступает «Мандала» (ее многочисленные виды): нимб святого, абстрактный круг, окно-розетка и проч. Согласно концепции Юнга, единство «Я», цельность, выраженные символически в фигурной завершенности, подобной ей, можно встретить в сновидениях, мифах, фантазиях, религиозном, мистическом опыте. Данный исследователь полагал, что именно религия выступает великой силой, которая содействует человеческому стремлению к полноте, целостности. Однако не стоит забывать, что гармонизация всех душевных составляющих - сложный процесс.

Он считал невозможным достижение истинной уравновешенности всех личностных структур, если только в среднем возрасте. Можно сказать больше, главный архетип не проявляется, пока не произойдет соединение, гармонизация всех душевных аспектов (сознательных, бессознательных). Ввиду этого момента достижение уже зрелого «Я» требует настойчивости, постоянства, интеллекта, существенного жизненного опыта.

Врожденность первообразов

Существует еще одна трактовка рассматриваемого понятия. Так, архетипы - это появившиеся воспоминания, идеи, предрасполагающие человека переживать, воспринимать, реагировать на различные события конкретным образом. Конечно, в реальности это не совсем так, если уточнять, то правильнее их интерпретировать как предрасполагающие факторы, влияющие на проявление людьми в поведении универсальных моделей: восприятия, мышления, действия в качестве ответа на соответствующий объект (событие).

Именно врожденной здесь выступает непосредственно тенденция эмоционального реагирования, поведенческого, когнитивного на определенные ситуации, к примеру, в момент неожиданного столкновения с любым субъектом (родителями, незнакомцем, змеей и проч.).

Взаимосвязь первообразов с чувствами и мыслями

Как уже упоминалось ранее, архетипы - это «начальные образы». Юнг утверждал, что каждый из них связан с определенной тенденцией выражать конкретные типы чувств, мысли относительно соответствующей ситуации, объекта. К примеру, ребенок воспринимает свою мать посредством ее настоящих характеристик, окрашенных неосознанными представлениями касательно данных об архетипических атрибутах матери: воспитании, зависимости, плодородии.

Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, то получится следующее: рассматриваемая в данной статье концепция внесла неоценимый вклад в многочисленные области, в ее основе сконцентрированы такие понятия, как архетип и символ. Юнг охарактеризовал первое как первообраз, а второе - как средство его выражения в человеческой жизни.

(от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы – это структурные...

(от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы – это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Mundus archetypus – мир идей. См. также Тип.

Архетип

(греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную...

(греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в “аналитической психологии”, разработанной Юнгом. Под слоем “личностного бессознательного”, составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает “коллективное бессознательное”, трактуемое как общечеловеческое основание (“грибница”) душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют “комплексы” (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются “А.” - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими “априорными формами” познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят “защитную стену символов”, позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию.

Архетип

(греч. arche - начало и typos-форма, образец), в позднеантичной философии - прообраз, идея. Термин получил распространение...

(греч. arche - начало и typos-форма, образец), в позднеантичной философии - прообраз, идея. Термин получил распространение в совр. зап. литературе под влиянием работ швейцарск. психолога Юнга и обозначает некие первичные врожденные структуры т. наз. “коллективного бессознательного”, архаический психический “осадок” повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека. Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит, по Юнгу, бессознательное оживление и воплощение соответствующего А. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер. Именно “архетипическая матрица”, априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет, с его т. зр., существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, “вечных” образов мировой литературы и искусства.

Архетип

(от греч. – первообраз, первичня форма, образец)– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов,...

(от греч. – первообраз, первичня форма, образец)– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в А. формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. А. всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла. А. Структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор А. Ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимания людей.

Архетип

Типический образ, в котором отражаются феномены коллективного бессознательного. В позднеантичной философии –...

Типический образ, в котором отражаются феномены коллективного бессознательного.

В позднеантичной философии – прообраз, идея. Наиболее полно понятие представлено в трудах Карла Густава Юнга (1875 – 1961), который определял архетип как изначальные, врожденные образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и прочих созданий фантазии, в том числе и художественной. К. Юнг писал, что архетипы – это “… мифологические символы, выражающие первобытность, насилие, жестокость: короче говоря, всю власть тьмы”. Архетип – коллективный “осадок” исторического прошлого, хранящийся в памяти людей. В этом своем качестве архетипы обусловливают единообразие, целостность, закономерность человеческого восприятия. Однако архетипы – это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность. Юнг пытался наметить систематику архетипов, таких как 1)”тень” (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в “Фаусте” Гете, Хегни в “Песне о нибелунгах”); 2) мудрый старец (старуха) (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в образе мудрого волшебника, шамана); 3) образ матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, Деметра, Кибела, Богородица) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологические ощущения смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия, и др.

В позднейшей (после Г.Юнга) литературе термин “архетип” применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, и в том числе мифологических, структур (например, древо мировое).

Архетип

(от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона под А. понимался...

(от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона под А. понимался умопостигаемый образец, “эйдос”, у схоластов – природный образ, запечатленный в уме, у Августина Блаженного – исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В “аналитической психологии” Юнга понятие “А.” соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах “коллективного бессознательного”, и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т.е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем и который в результате бессознательной деятельности проявляется на “поверхности” сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы – круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, – дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума.

Архетип

(от греч. arche – начало и typos – образец) интегральное, обобщенное выражение, означающее прообраз, прототип, средний...

(от греч. arche – начало и typos – образец) интегральное, обобщенное выражение, означающее прообраз, прототип, средний тип как результат напластований. Первоначально в биологии, затем в лингвистике служил некой маточной формой, “общим местом” в ряду однородных форм и элементов. Например, использован Р. Оуэном (1847) в теоретическом описании строения скелета всех позвоночных животных. Им был создан отвлеченный образ, соответствующий первоначальному (идеальному) типу скелета, не реализованного, однако, ни у вымерших, ни у ныне живущих видов. Таким же образом, статистическим наложением различных иконографических изображений с выведением облика по усредненному контуру овала лица, был получен обобщенный образ Иисуса Христа. Он оказался очень похожим на древнегреческие изображения Аполлона. В теории “коллективного бессознательного”, созданной представителями швейцарской школы психоаналитиков К. Г. Юнгом, З. Фрейдом и др., А. есть множество генетически закрепленных в подсознании прообразов, всплывающих в корковую область, как они полагают, в снах, когда человек отключает сознание, отдыхая от дневных впечатлений (“свято место пусто не бывает”). По их представлениям, это в сущности иррациональный, эволюционно отложенный в бессознательном, в более глубоких слоях мозга (в т. ч. в т. н. коллективном бессознательном – в общественном сознании) древний комплекс, оказывающий существенное структурообразующее влияние на рационально выстраиваемую деятельность человека, вообще – на всю человеческую практику (искусство, литература, творческий поиск в других областях и пр.). В современной методологии науки все более принимает обобщенное значение и расширительное толкование (например: А. полноты, который самодовлеющим образом формировал нормативы познания вплоть до появления в начале 30-х гг. XX в. известных теорем Гёделя о неполноте; А. целостности, доминирующий в теории познания, во всей человеческой практике с самого начала “постгёделевской эпохи”, каковая, по выражению В. В. Налимова, крупнейшего современного мыслителя, философа, автора оригинальной концепции в теории смыслоорганизующей и смыслосозидающей деятельности человека, изначально символизирует водораздел времен и означает переход к новому канону, или идеалу познания, в формах системного подхода, системного анализа, системной эпистемологии вообще).

Архетип

(от греч. arche и typos – первообраз, предшествующая форма) – 1) У К.Г.Юнга: глубинные формы коллективного бессознательного,...

(от греч. arche и typos – первообраз, предшествующая форма) – 1) У К.Г.Юнга: глубинные формы коллективного бессознательного, “формы без содержания”, которые, проявляясь в индивидуальном сознании, приобретают специфически образный характер, что можно исследовать и осмысливать. Относятся к числу мотивирующих факторов поведения человека. Активизация архетипов в сознании человека происходит независимо от сознания человека и нередко принудительно для его воли и разума. В плане истории религий архетипами объяснялось формирование древнейших мифологических образов в космологии, антропологии и эсхатологии разных эпох и народов; их проявления усматривались также и в художественном творчестве, паранормальном опыте современного человека, в сновидениях и в психопатическом бреде, а также в таких массовых формах неоязыческого фанатизма, как фашизм: “Нет такого безумия, жертвой которого не становились бы люди под властью архетипа” (К.Г.Юнг). 2) В нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах, позволяющих человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в определенных формах поведения. 3) М.Элиаде назвал архетипами отдельные действия и поступки древних героев и богов в доисторические времена, которые стали затем образцами для человеческих поступков и действий: это первый поединок, первый брак, первый танец и прочие примеры многократного подражания.

Архетип

(греч. “arce”, “начало”, и “tupoz”, “тип”, “образец”) – “первоначальный образец”. В психологии...

(греч. “arce”, “начало”, и “tupoz”, “тип”, “образец”) – “первоначальный образец”. В психологии термин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру “коллективного бессознательного”.

Архетип

Понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное...

Понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное – это “скопление” вытесненных представлений. Коллективное бессознательное имеет всеобщую природу и включает в себя идентичные всем людям содержания и образы поведения. Содержанием личностного бессознательного являются так называемые “эмоционально окрашенные комплексы”. А. – это содержания коллективного бессознательного. “Архетип – это образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется полностью творческое воображение. Следовательно, это, по существу, – мифологический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, т. е. являются психическими остатками их опыта” (Юнг). А. – это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые еще не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. Хотя А., по определению, выражает некий архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта и реально имеет место в историческом прошлом, он обретает смысл общечеловеческого феномена только будучи значимым в опыте индивидуальной жизни человека. Данное обстоятельство выражает конститутивную черту А. А. – это корреляты инстинктов, вместе с которыми они образуют бессознательное. Именно через А. инстинкт воспринимает самого себя. Существует также разница между А. и инстинктами. Инстинкты являются физиологическими побуждениями и постигаются посредством органов чувств. И в то же время инстинкты проявляют себя в фантазиях и в символических образах. Эти проявления Юнг и называет А. Повсюду, где мы встречаем единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания, мы имеет дело с А. В каком-то смысле А. представляет априорные условия понимания и восприятия, но, в отличие от кантовского типа, А. предшествует любым схемам логического мышления. А. – это трансцендентальная схема или структура, в которой запечатлен опыт жизни всего рода. Юнг различает А. и А.-образ, т. е. А., подвергнутый сознательной обработке в мифах, сказках, верованиях, тайных учениях. Реальное проявление А. в жизни – это существование мифов, сказок, тайных учений. А. как таковой существенно отличается от исторически переработанных форм. В переработанных формах А. “предстают в такой оправе, которая… безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках”. К самим А. ближе стоит индивидуальный опыт – сновидения, видения, экстатические состояния. “По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает” (Юнг). В мифологии, мировых религиях происходит переработка А.-опыта, А.-образы становятся символическими выражениями “внутренней и бессознательной драмы души”. А. помогают культурам постоянно воспроизводить свое прошлое, поддерживать связь со своими истоками. По Юнгу, культуры, утратившие свои А., обречены на гибель, поскольку именно А. возвращают нас к истокам, в изначальные времена, возобновляют прошлые события, придающие смысл настоящему. Настоящее поверяется в соотнесении с нашим прошлым; критерием этого соотнесения и выступают А. Т. X. Керимов

Архетип

(от греч. arche – начало и typos – образ) – изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие...

(от греч. arche – начало и typos – образ) – изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного. Обозначает суть наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение и обеспечивающих основу поведения, структурирования личности, понимания мира.

Архетип

(греч. arche – начало и typos – образ; первообраз, проформа) – понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее...

(греч. arche – начало и typos – образ; первообраз, проформа) – понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в “аналитической психологии”, разработанной Юнгом. Под слоем “личностного бессознательного”, составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает “коллективное бессознательное”, трактуемое как общечеловеческое основание (“грибница”) душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют “комплексы” (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими “априорными формами” познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело – архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят “защитную стену символов”, позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. (См. также Юнг.)