Основатель гештальт терапии. Почему для себя вы выбрали именно этот метод? Как закрыть гештальт в отношениях

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.


Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

***

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.


Об эксперте

– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

Которое сформировалось в середине прошлого века. Теория данного направления включает в себя целый ряд практик. Это и телесно-ориентированная терапия, и традиционный психоанализ, и гештальтпсихология, и психодрама, а также многие другие психологические направления и концепции. Термин «гештальт » произошел от немецкого слова «gestalt », что в переводе означает «фигура » или «форма ». Говоря простым языком, можно дать следующее определение данному понятию: гештальт – это целостный образ определенной ситуации. Научным языком это звучит так: гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия человека и окружающей его среды, которая охватывает промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. Согласно данному направлению человек и все, что находится вокруг него, являются единым целым. Отцом-основателем данной терапии принято считать психолога Фридриха Перлза .

Есть контакт?

Контакт и граница – это два основных понятия гештальт-терапии.
Под контактом подразумевают процесс взаимодействия человеческих потребностей с возможностями окружающей среды. Удовлетворение тех или иных потребностей возможно только тогда, когда человек войдет в контакт с окружающим его миром:
  • чтобы утолить голод, необходима пища;
  • когда мы испытываем жажду, мы начинаем искать воду;
  • чтобы утолить потребность в общении, мы ищем других живых существ.
Граница контакта представляет собой место, в котором человеческий организм встречается с окружающим миром. Чаще всего человек воспринимает это место как границу между внутренней частью его тела и тем, что находится извне. Однако данные границы не всегда столь четки. Так, к примеру, воду принято считать частью внешнего мира.
Но как быть, если человек выпил воду, и она оказалась внутри него?

Идентификация и отчуждение:

Оба данных феномена появляются на границах. Под идентификацией скрывается деление на «свой » и «чужой », где «свой » при любых обстоятельствах роднее и ближе. Все положительные отношения в лице дружбы, любви и партнерства находятся в пределах внутренних границ. Что же касается отрицательных отношений, то их относят к категории чужих, так как они все время отторгаются человеком. Как только границы нарушаются, у человека практически сразу же возникают многочисленные проблемы, которые он начинает преодолевать.

Когда возникает гештальт?

Жизнь каждого человека – это нескончаемые гештальты, причем они могут быть как маленькими, так и большими. Ссора с любимым человеком, взаимоотношения с детьми или родителями, влюбленность, дружба, разговор с сотрудником по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть в любой момент, причем не по нашей воле, а вследствие возникновения потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту присуще начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. К сожалению, далеко не всегда исполняются все желания человека без исключения. В итоге, завершение цикла может занять как секунду, так и всю жизнь.


В идеале цикл гештальта выглядит следующим образом:

1. Возникновение потребности;
2. Поиск возможности ее удовлетворения;
3. Удовлетворение;
4. Выход из контакта.

Нередко данному процессу мешают те или иные внутренние либо внешние факты. В результате, цикл остается незавершенным, так как происходит разрыв границы контакта.
В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает мучить человека на протяжении всей его жизни, при этом мешая удовлетворению других потребностей. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Что может сломаться?

1. Интроекция – включение во внутренний мир человека установок, оценок либо мотивов других людей без критического к ним отношения. В детском возрасте интроекция особенно важна, так как она помогает ребенку стать личностью. Патологическая интроекция является следствием восприятия всех принципов, идей и привычек целиком, без того, чтобы проверить их на совместимость с накопленным опытом.

2. Проекция – представляет собой тенденцию перекладывать на окружающий мир ответственность за то, что начинается в человеке. Люди используют проекцию чаще всего тогда, когда они не в состоянии руководить своими отрицательными эмоциями. При помощи нормальной проекции удается наладить взаимоотношение с другими людьми. Что же касается ее патологической формы, то она подменяет собой реальность.

3. Конфлюэнция или слияние – состояние отсутствия границы контакта. В таких случаях человек утрачивает осознание себя. В нормальном состоянии временное слияние может наблюдаться у возлюбленных или у матери и младенца. Психика таких людей чаще всего самостоятельно идентифицируется за короткий промежуток времени. В случае патологического слияния люди начинают контролировать поведение других людей сверх допустимых норм.

4. Ретрофлексия – стремление сделать себе то, что хотелось бы сделать с другими либо получить от других. Патологическая ретрофлексия в большинстве случаев отмечается наряду с каким-то психосоматическим заболеванием. Такие пациенты намеренно причиняют себе боль. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством.
Понятно, что гештальт во всех случаях должен быть завершен, дабы у человека была возможность избежать всех этих неприятностей. Если же этого не случилось, тогда стоит получить консультацию гештальт-терапевта .

Гештальт-терапевт – в чем заключается его роль?

Гештальт-терапевтом именуют специалиста, который практикует непосредственно гештальт-терапию. Все специалисты данного направления исходят из того, что они являются частью терапевтического взаимодействия. Гештальт-терапевт обязан раскрыться перед своим пациентом также как и он раскрывается перед ним, то есть полностью. Его роль заключается в вызове реакций у пациента, а также в проигрыше ситуаций «здесь и сейчас ».

Слова «здесь и сейчас » принято считать ключевым понятием гештальт-терапии. Каждый из нас вспоминает о том, что происходило с ним раньше. Кроме этого мы все время фантазируем о нашем будущем. О том, что же происходит с нами в данный момент, мы чаще всего даже не задумываемся. На самом-то деле мы живем «здесь и сейчас ». Никто из нас не в силах изменить свое прошлое.


Так зачем тогда о нем вспоминать?
Нужно думать о сегодняшнем дне и о том, как именно он отразится на нашей дальнейшей жизни. Такой подход помогает по-другому взглянуть на свои переживания и ощущения. Именно этому и учат гештальт-терапевты.

Техника проведения гештальт-терапии

Гештальт-терапия представляет собой экспериментальный, а также экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который основывается, прежде всего, на опыте. Целью данного метода является расширение собственного сознания человека при помощи осмысленности своей собственной жизни, а также улучшения взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми. Данный метод терапии основывается на нескольких главных понятиях. Одним из этих понятий является контакт. Научившись контактировать с внешним миром, с окружающими людьми, а также своим внешним миром, человек может кардинально изменить всю свою жизнь. Такой подход помогает также получить уважение других людей, при этом заняв одну из лидирующих позиций в обществе.

«Гештальт» - что же это такое?

В переводе с немецкого языка данный термин означает «фигура », «образ », «форма ». С точки зрения психологии под этим термином скрывается специфическая организация частей, которая дает возможность получить определенное целое. Что касается гештальтпсихологии, то в данном случае речь идет о направлении психологической мысли, которое основано на том, что исследование тех или иных частей не дает возможности получить целостный образ. Эксперименты, проведенные специалистами данной области, показали, что восприятие каждого человека наделено своей собственной организацией. Те или иные внешние раздражители не оказывают на него механического влияния.

На чем же останавливает свой выбор наше восприятие?

Созерцая внешний мир, восприятие избирает только те вещи, которые ему действительно интересны либо те, которые стоят для него на первом месте. Так, к примеру, чувствуя жажду, человек в самую первую очередь увидит стакан с водой, а не яства, которые его окружают. Как только жажда будет утолена, внимание сразу же переключится на более вкусную пищу. Наше восприятие работает таким образом, что на первый план выходит самая важная фигура. Это касается не только еды, но и болевых ощущений, образа любимого человека и даже слов. Все же остальное в таких случаях испаряется либо теряет свои четкие очертания. Получается, что человек просто не видит всего остального, так как все остальное для него не имеет никакого значения. Чтобы проиллюстрировать данный феномен применяются специальные картинки, состоящие из двух изображений.

Человек и окружающая среда – едины ли они?

Каждый человек является целостным социологическим, биологическим, а также психологическим существом. Человек в совокупности с окружающей его средой – это не что иное, как гештальт, то есть одно целое. Окружающий нас мир оказывает прямое воздействие на человеческий организм, и наоборот каждый организм создает свою собственную среду. То же самое происходит и в случае с межличностными отношениями. Каждый человек регулярно подвергается воздействию окружающих людей, однако и он сам своим поведением нередко вынуждает других людей меняться, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Техника проведения гештальт-терапии:

На сегодняшний день гештальт-терапию чаще всего практикуют в группах. Техника проведения таких занятий выглядит следующим образом:

Горячий стул: все члены группы садятся на стулья, расположенные по кругу. В кругу находится так называемый «горячий стул», на который садится один из членов, причем по собственному желанию. Человек, сидящие в кругу, начинает говорить обо всех проблемах, которые его волнуют. Все остальные участники могут задавать ему вопросы, на которые он обязан откровенно отвечать. Очень важно, чтобы этот человек почувствовал теплую атмосферу, которая придаст ему уверенности в себе.

Здесь и теперь: во время беседы обсуждаются только те проблемы, которые волнуют людей на данный момент. Никаких разговоров о прошлом. Если кто-то и окунается в прошлые события, все остальные члены группы сразу же переключают его к реальности. Все происходит незаметно для участников. Во время беседы все действия выполняются тактично.

Две роли: напротив человека, который сидит на «горячем стуле », кладут пустой стул. Человек должен вообразить, что на этом стуле сидит другой человек, с которым он находится в конфликте. Клиент начинает играть роли сразу же двух людей, при этом периодически меняя свое месторасположение. Находясь на своем стуле, он говорит от своего лица, а вот на стуле воображаемого партнера он должен выступать от его имени. Данным образом ему удается понять истинное состояние того человека, с которым у него не сложились отношения. Чаще всего во время такой беседы психотерапевт остается безучастным. Он только следит за происходящим и делает свои выводы. Вмешаться в ситуацию он может только тогда, когда она начинает болезненно отражаться на пациенте.

Обратная связь: под данным термином скрывается постоянная психологическая связь пациента со своим лечащим врачом, который выполняет в данном случае роль зеркала. Посмотрев в это зеркало, больному удается увидеть свое истинное лицо. По-другому он начинает смотреть и на сложившуюся ситуацию, что помогает ему справиться с ней намного быстрее и легче.

Действие: специалист гештальт-терапии прикладывает все необходимые усилия для того, чтобы его пациент начал действовать. Под действиями подразумеваются такие качества как активность, самостоятельное осознание, а также инициативность.

Сейчас я осознаю: суть данного упражнения заключается в тренировке усилий и активности пациента, которые направлены на анализ содержания своего сознания в данный конкретный момент. Во время выполнения данного упражнения очень важно регулярно повторять одну и ту же фразу, а именно «сейчас я осознаю… ».

Во время таких занятий клиентам удается:

  • расширить осознание;
  • найти свое истинное место в мире;
  • освободиться от воспоминаний о прошлой жизни;
  • улучшить концентрацию сознания и мыслей.

Цели гештальт-терапии:

Основной целью данного направления является достижение человеком более полного осознания себя. Он познает:
  • свои телесные процессы;
  • мысли;
  • чувства;
  • желания;
  • потребности;
  • межличностные отношения;
  • взаимосвязь с внешним миром.
В итоге, пациент способен контролировать свое поведение, применяя те или иные аспекты своей собственной личности. Жизнь таких людей становится более осмысленной и наполненной. Они избавляются от всех невротических и психологических комплексов и симптомов .

Практика гештальт-терапии:

Данное направление представляет собой определенную психотерапевтическую методологию. Первоначально специалисты применяли техники, взятые из разнообразных терапевтических практик. Так, к примеру, Перлз применял техники психодрамы. Под психодрамой скрывается метод работы в группах, в ходе которого для изменения и понимания внутреннего мира применяется инструмент драматической импровизации. На сегодняшний день список используемых техник огромен. Он включает в себя техники танцевальной и телесной терапии, а также различные виды арт-терапии в виде музыкотерапии и рисунков. Все они помогают развить целостный образ в пяти сферах жизни человека:

1. Эмоциональной – сфера чувств и эмоциональных переживаний и способности к их пониманию и выражению;
2. Социальной – культурное окружение, комплекс социальных отношений, взаимоотношения с другими людьми;
3. Физической – комплекс аспектов физической и материальной жизни, сексуальная зрелость, материальное благополучие, физическое здоровье;
4. Духовной – знания об окружающем космосе, знание духовных ценностей, познание самого себя и законов жизни;
5. Рациональной – способности к рациональному анализу, мышлению, творчеству, планированию, предвидению.

Где применяется гештальт-терапия?

  • семейная терапия;
  • гештальт-педагогика;
  • клиническая психотерапия;
  • тренинги для представителей тех или иных профессиональных групп;
  • консультирование организаций;
  • тренинги для людей, которые стремятся к улучшению коммуникабельности и личностному росту.

Длительность курса гештальт-терапии:

Данный метод терапии относят к среднесрочным методам лечения. Такое лечение предусматривает как минимум 10 встреч с частотой 1 раз в неделю. Некоторым пациентам приходится проходить курс лечения, достигающий и 30 встреч. Все зависит от проблемы, задач, которые ставятся перед специалистом и некоторых других фактов.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

1951. Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз (Friedrich Perls, 1893–1970) формулирует основные положения гештальт-терапии. Эта теория долгое время остается в тени. В 1968 году Перлз, переехавший к тому времени в США, оказывается на первой странице журнала Life под заголовком «Фриц Перлз – человек, живущий в гармонии с собой, – служит иллюстрацией собственной теории». С этого момента гештальт-терапия становится всемирно известной. Сегодня студенты изучают этот метод терапии в более чем 200 вузах 50 стран мира.

Определение

Название метода происходит от немецкого gestalt – «форма», «структура». Термин «гештальт» понимается как единица анализа психики и обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей образования сознания. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе и начать жить не в мире прошлого и фантазий о будущем, а здесь и теперь. Метод сочетает элементы психоаналитического подхода (перевод неосознаваемых чувств в сознание) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»).

Принцип действия

Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира зависит от нашего опыта и потребностей. Незавершенные в прошлом ситуации (гештальты) искажают наше восприятие и ограничивают возможности действия. Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту сфокусироваться на своем состоянии «здесь и сейчас». В нем могут обнаружиться следы прошлых нерешенных проблем. Тогда терапевт помогает клиенту пережить их и завершить, чтобы перейти к максимально полному восприятию текущего момента. Практическая работа идет в трех направлениях.

Во-первых, внимательное отношение к эмоциональным и телесным ощущениям. С помощью техники «осознавания» гештальт-терапевт учит клиента вниманию к непрерывному потоку его телесных и эмоциональных ощущений. Во-вторых, укрепление здорового контакта с собой и окружающими. Гештальт-терапия позволяет определить, в каких ситуациях и на каком этапе нарушается наш так называемый «цикл контакта» (осознавание потребности – поиск удовлетворения – удовлетворение – усвоение полученного в результате опыта). Она также помогает понять, почему мы испытываем затруднения в общении и что заставляет нас избегать его. Наконец, осознание своих насущных потребностей позволяет сосредоточиться на проблемах, актуальных для настоящего момента времени, и взять на себя ответственность за свое состояние.

Ход работы

Гештальт-терапевт ведет беседу с клиентом, мягко задавая ей нужное направление. Обычно сеанс гештальт-терапии строится по следующей схеме:

1. Описание проблемы: сидя напротив терапевта, клиент рассказывает о том, что его волнует в данный момент.

2. Работа с опытом: пока клиент говорит, терапевт наблюдает за его жестами и мимикой. Затем он обращает внимание клиента на эти проявления, помогая ему осознать выраженные в них чувства и желания. Терапевт может предложить воспользоваться техникой «прямого обращения»: в этом случае клиент перестает говорить о ком-то в третьем лице («Он ревнив» или «Она слишком властная»...) и обращается к нему напрямую, как если бы он находился в том же пространстве. Такое общение становится возможным благодаря тому, что некий предмет (например, стул или подушка) символически представляют отсутствующего человека. Благодаря этой технике чувства клиента перестают быть рассказом о прошлом, вместо этого они переживаются и находят непосредственное выражение в словах и действиях «здесь и сейчас».

3. Тренировка: клиент может, при активном содействии терапевта, придумать и опробовать новые виды поведения, более эффективные, чем прежнее. Возможна также работа в гештальт-группах. Она активно задействует механизмы обратной связи: участники сообщают друг другу о чувствах, которые возникают у них в настоящий момент в ответ на слова и поступки других участников.

Показания к применению

Гештальт-терапия – не только индивидуальная практика, ей можно воспользоваться в паре, группе и даже в большом рабочем коллективе. Эта методика позволяет работать с самыми разными проблемами: от робости в общении до затруднений в интимной сфере, а также с психосоматическими расстройствами, с депрессиями и тревожными состояниями. Гештальт-терапия может быть полезной для супружеских пар и для тех, кто переживает сложный период (смерть близкого, развод, потерю работы). Противопоказана клиентам с серьезными нарушениями в структуре сознания, которым сложно провести границу между теоретическими моделями поведения и непосредственным переходом к действиям.

Как долго? Сколько стоит?

Продолжительность курса индивидуальной терапии составляет около двух лет, один сеанс (50 минут) в неделю. Однако не исключено, что глубинные изменения произойдут уже спустя несколько месяцев после начала терапии. Стоимость определяется терапевтом и зависит от его специализации и опыта работы. В среднем за одну встречу клиент платит от 2000 до 4000 рублей. Участие в терапевтической группе стоит от 1000 рублей за одну встречу.

"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены". (Ирвин и Мириам Польстер)

Гештальт-терапия — одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.

Возьмём простые жизненные ситуации. Женщина так увлечена работой, что забыла про супруга, который давно обижается на её невнимание. Или мать, постоянно прокручивая в голове проблемы дочери, "запорола " какой-то важный отчёт. Или вас настолько преследуют воспоминания о разбитой любви, что вы переходите улицу на красный свет.

Вот так, зациклившись на чём-то, мы неосознанно отталкиваем всё остальное и вместо живой жизни проживаем мёртвые, но цепкие воспоминания.

Бывает наоборот. Повседневная суета и мельтешение не дают сосредоточиться на главном, добиться цели или, наконец, совершить поступок. Мы суетимся, раздражаемся, "тормозим ", ворочаемся в постели, теряем аппетит или жуём всё подряд. Энергия, которая так необходима нам для деятельной и созидательной жизни, расщепляется и распыляется вхолостую. К чему это? А чтобы, не дай бог, не выскочить из привычной колеи тяжёлых, но зато таких привычных воспоминаний, или феерических планов жизни в далёком будущем. Но вот именно из этого вязкого прошлого или неодолимого будущего "прилетают " нежданные разводы, увольнения, язвы, инфаркты.

И то, и другое, и третье психологи называют "феноменом незавершённого действия ". А в сущности, это просто старая заноза, которую вы до сих пор не вытащили из своего сердца… Что бы вы ни делали, она продолжает кричать о себе, отдаваясь головной болью или спазмами в желудке. Вы ходите по врачам, но всё без толку, потому что пытаетесь лечить симптомы, а не вытащить занозу.

В детстве мы "проглатывали " обиды, потому что боялись дать отпор. Потом мы стыдились слёз, чтобы не огорчать близких. Сегодня подавляем в себе радость из-за соображений политкорректности. Разве уместна улыбка в компании серьёзных зануд?

Всё это подавленное, невысказанное, невыраженное и незавершённое живёт внутри, поглощает наши силы и отравляет нашу жизнь. В итоге мы помогаем тем, кому вовсе не хотим, и, наоборот, не можем выразить любовь по отношению к своим близким.

Как вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия?

Велосипедов изобретать не надо. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с другой стороны, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность. Вот такой гештальт получается. В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое.

Если и вы всего этого хотите, значит, вам нужна гештальт-терапия, основателем которой является немецкий психотерапевт Ф. Перлз.

В пространстве гештальт-группы вы, наконец-то, избавитесь от детских обид, попросите и получите прощение у тех, кого уже нет рядом с вами; отрепетируете тот трудный разговор, который уже много дней (или лет?) откладываете.

Здесь вы узнаете, что в вас притягивает людей, а что — отталкивает. Здесь можно вести себя по-другому и сразу же почувствовать результат.

Одним словом, в гештальт-группе , вы постепенно начнёте действовать и чувствовать, как живой человек в живом мире.

В центре внимания гештальттерапии находится клиент с его желаниями, интересами, характерными только для него формами поведения, особенностями мышления и восприятия. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей клиента и окружающих его людей.

Что делает гештальттерапевт для достижения результата?

Психолог, специализирующийся в гештальт-методе, умеет многое. Например, просто выслушать человека, обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать клиента о подробностях его жизни, внутренних переживаниях. Внимательно наблюдать за тем, как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом« здесь и сейчас». Проявлять собственные чувства, делиться наблюдениями и размышлениями. Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком. Всего не перечислить.

Чем отличается от других методов?

Мне кажется, основное — это естественность контакта клиента и терапевта: обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой. А еще — особое внимание к процессу взаимодействия этих двух персон: обостренное осознавание этого процесса« здесь и теперь».

Почему для себя вы выбрали именно этот метод?

Сначала я увлекался математикой и физикой, а когда пришел в психологию, меня заворожила математическая простота гештальт-метода и человечность отношений терапевта и клиента. Гештальттерапия незаметна, ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности — наоборот, всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием. Также огромный плюс в том, что гештальттерапевту позволено свободно выражать собственные мысли, чувства, переживания, а главное — быть искренним в контакте, не стремиться исправить клиента и во что бы то ни стало« нанести ему пользу».

Как человеку понять, что это именно его метод?

Он настолько разнообразен и многолик, что проблема выбора для того, кто заинтересован в получении психологической помощи, скорее, состоит в опознании« своего» терапевта. Критерии и средства поиска просты: прислушиваться к интуиции, доверять терапевту как человеку(не бояться, что он может осознанно обмануть или утаить правду), чувствовать заинтересованность, доброжелательность и уверенность терапевта, не ощущать опасности давления, дискомфорта от его манеры общения и основных« инструментов контакта»(диалог, игровые, рисуночные, телесные или другие техники).

Забавное в методе.

Над гештальт-терапевтами нередко иронизируют: мол, им для терапии достаточно всего лишь трех вопросов: «Что ты хочешь?», «Что чувствуешь?», «Что выбираешь делать?». Но это действительно наиболее часто встречающиеся вопросы. А в качестве забавного случая из практики гештальттерапевта могу рассказать, например, следующий: однажды во время сеанса известный американский гештальттерапевт Ирвин Польстер, стараясь помочь клиентке в осознании ее проблемы, спросил: «Над чем вы сейчас так сосредоточенно размышляете?» На что она, внимательно глядя на его брови, вполне серьезно ответила: «Все время думаю: как вам удалось отрастить такие мохнатые брови…»

Что бы вы пожелали нашим читателям как гештальттерапевт?

С уважением и любовью относиться к себе, к собственным устремлениям, интересам, но и с не меньшим уважением — к людям, среди которых живете, и особенно — с которыми тесно связаны. Не жалейте времени и усилий на поиски баланса между независимым выражением своего Я и развитием отношений с партнерами, семьей, окружающим миром.

Гештальттерапия: кто, где, когда.

Возникла в середине XX века, ее отцом-основателем считается Фриц Перлз. Поскольку основные идеи и принципы гештальт-метода основаны на законах существования любых живых систем, современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть 4 базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены
в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе.

Записала Ирина Шелышей