Политическое значение реформ сервия туллия. Период царствования Сервия Туллия – удачное начало и трагичное завершение

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние.

Это находит своё отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которой принадлежали последние римские цари.

Ещё в XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей.

Принимая во внимание, что как раз на VI в. падает расцвет этрусской федерации и наиболее широкое распространение её могущества, вполне обосновано предположение о том, что Рим некоторое время был подчинён этрускам.

Вскоре после этого завоевания, а возможно и в качестве реакции на него, резко обострилась борьба народа против родовой знати. Энгельс говорит о «революции, которая положила конец древнему родовому строю».

У нас нет точных данных о времени или ходе этой революции, но причина её, несомненно, коренилась в борьбе между плебеями и первоначальным населением Рима.

Отзвуки и отголоски этих событий отразились в рассказе о реформе, приписываемой предпоследнему римскому царю Сервию Туллию, который ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа.

Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй.

Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Кроме того, Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима - патрициев и плебеев - на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов1, ко II классу - 75 тыс. асов, к III классу - 50 тыс. асов, к IV классу- 25 тыс. асов, к V классу - 12,5 тыс. асов.

Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles - потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев.

Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них - пролетариями. Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей.

Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины.

Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле - результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Это подтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемое вооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчёт имущественного ценза на асы - середине III в. и т. п.

Однако в основе традиционной версии лежит ряд достоверных фактов.

Деление населения на имущественные классы, центуриатные комиции, территориальные трибы - всё это возникло значительно раньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху.

Эти установления явились итогом длительной борьбы плебеев. Новое общественное устройство - и в этом состоит его историческое значение - наносило сокрушительный удар прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати.

По мере того, как шёл процесс становления рабовладельческого государства органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти.

Возможно, в связи с включением плебеев в гражданскую общину а также в связи с борьбой против этрусского господства происходит падение царской власти и установление республики в Риме.

Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого.

Многочисленные легенды, расцвечен, ные рассказами о героических подвигах римлян в борьбе с этрусками, пришедшими якобы на помощь Тарквинию, возможно, в какой-то мере отражают последние этапы борьбы римлян против этрусского владычества и факт распадения некогда могущественной этрусской федерации.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни - центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий". Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов - в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество - территория города была разбита на четыре округа - трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

Римская республика. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

Но чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народ ного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т. е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных должностей в государстве. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности - пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая рабовладельческая республика.

Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни.

Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те времена, когда подавляющим элементом населения были патриции, а класс пришельцев-плебеев был немногочислен. Когда же этот последний класс значительно разросся и пустил прочные корни в Риме, его изолированное положение делалось все более и более общественной аномалией. С одной стороны, сами патриции мало-помалу привыкают смотреть на плебеев как на постоянную составную часть римского населения; с другой стороны, плебеи, для которых интересы их новой отчизны, Рима, делаются все более и более небезразличными, начинают обнаруживать стремление к участию в общинных делах.

Существует предание, что уже Тарквиний Приск имел мысль составить из плебеев новую (четвертую) трибу на равных правах с прежними, но его попытка разбилась о сопротивление жрецов Козаков Ф.И. История Рима. М., 1978. С. 101.. Пришлось остановиться на компромиссе: из среды плебеев были выбраны некоторые фамилии и включены под именем gentes minores в состав прежних трех триб. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Gentes minores действительно существовали впоследствии среди патрицианских родов, но таково ли их происхождение, как говорит римское предание, неизвестно. Как бы то ни было, если даже реформа Тарквиния Приска - подлинная историческая правда и если она действительно имела в виду плебеев, - она не изменила основных принципов государственного строя, а только пополнила старые организации новыми лицами.

Гораздо более серьезное и принципиальное значение имела реформа, приписываемая Сервию Туллию. Пусть и автор, и время ее сомнительны, но общие основы ее, дошедшие до времен, более достоверных, неизменными, более или менее ясны.

Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена как реформа политическая, прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось поэтому желательным, прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. И действительно, вся так называемая реформа Сервия Туллия есть по основной идее своей реформа воинская и податная.

Достигнуть указанной цели можно было только радикальным изменением самого основного фундамента этих повинностей, заменив принцип происхождения вместе с его родовой и куриальной организацией народа и войска принципом имущественной состоятельности каждого.

Царь Сервий Туллий разделил римлян на пять имущественных разрядов или классов (разряд по-латыни classis). К первому классу принадлежали самые зажиточные граждане с состоянием не меньше 100 тысяч медных ассов. Они должны были приобретать за свой счет полное вооружение воина фаланги (в Риме она называлась легион): железный меч и копье с железным наконечником, а также защитные доспехи из бронзы, включавшие шлем, круглый щит, поножи и панцирь. Граждане первого класса выставляли на войну 80 центурий (букв. сотен) тяжеловооруженной пехоты, которая составляла главную силу легиона.

Ко второму классу принадлежали граждане победнее с состоянием не менее 75 тысяч медных ассов. Они приобретали за свой счет более дешевые и соответственно более легкие защитные доспехи, не включавшие панцирь, поэтому в бою их старались не ставить в первые ряды. Имущественный ценз следующих классов был еще ниже, оружие еще дешевле, а роль в бою еще более скромной. Граждане пятого класса с состоянием от 11 до 25 тысяч медных ассов были вооружены только пращами и метательными камнями. От них никогда не зависел исход сражения, в котором с обеих сторон участвовала тяжеловооруженная пехота, воевавшая в строю фаланги.

Система деления на классы была связана с организацией пехоты главной силы римской армии. Самые богатые граждане, принадлежавшие в основном к аристократии, сражались в коннице и не входили в первый класс. Они выставляли на войну 18 центурий всадников. Наконец, граждане с состоянием меньше 11 тысяч ассов, то есть не имевшие даже самого мизерного собственного хозяйства, которое могло бы их прокормить, считались стоявшими ниже класса (infra classem) и назывались пролетариями (от слова proles потомство). Так именовали тех, у кого не было ничего своего, кроме потомства. Пролетарии выставляли на войну одну центурию нестроевых воинов (обозной прислуги).

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

По свидетельству Цицерона, перевес в центуриатных комициях был у богатства, а не у большинства Хрестоматия по истории Древнего Рима. // Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 233.. Многие римляне считали такой порядок справедливым, полагая, что чем больше вклад человека в защиту отечества, тем шире должны быть его политические права.

Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом) Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. С. 401..

Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле - результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Описанная реформа имела громадное и принципиальное, и практическое значение для дальнейшей римской истории. Несмотря на то, что она не уничтожала старого патрицианского строя, несмотря на то, что она имела в виду в первую очередь, воинские цели, она создала базис для крупной политической реформы.

В результате этой реформы существенно изменилось положение плебеев. Участвуя в войске, они приобрели теперь возможность участвовать и в народном собрании. Плебеи вышли, таким образом, из своего прежнего изолированного положения, втянулись в общенародную организацию.

Для патрициев эта реформа тоже не могла пройти бесследно: она должна была, прежде всего, отразиться в дальнейшем умалении значения родов и в дальнейшем разложении патриархального строя. Государственный принцип сделал новый и крупный шаг вперед.

8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.

«Царский» период (8-6 века до н. э.)

Его условно называют «царским». Легенды говорят о семи римским царях. В этих легендах много вымысла, но есть и рациональное содержание: разделение общества на знатных и незнатных, земледелие. Это период разложения родового строя, складывания государства. Отцовский патриархальный род – основная общественная единица. Таких родов насчитывалось 300. Род делится на семьи. Каждая семья ведёт своё хозяйство. По мере ослабления родовых связей значение семей возрастает, выделяются отдельные семьи. Семья – фамилиа. Патерфамилиос – отец семейства. Его власть была неограниченной, в том числе и над рабами, которые входили в состав семьи (рабов было немного, рабство было патриархальным). Каждые 10 родов объединялись в курию, 10 курий объединялись в трибы. Три трибы – популюс романос, т.е. римский род. Деление такое, по предположению некоторых историков, делалось в военных целях. Одна из точек зрения по вопросу о социальном составе римской общины. Поначалу все полноправные члены римской общины назывались «патриции» (т.е. «имеющие отцов»). Со временем (уже в «царский» период), с развитием хозяйства, с участившимися войнами происходило расслоение меду родами, внутри родов. В них выделялись знатные семьи. Только членов этих знатных семейств стали называть «патриции». Патриции противопоставляли себя всем остальным (популюс).

Незнатные (или обедневшие) роды оказывались в зависимости от этих знатных родов, искали у них помощи, покровительства. Становились клиентами (послушными) патрициев. Патриции -> патроны (покровители). Расслоение на патрициев и клиентов. Некоторые чужестранцы становятся клиентами. Клиент входил в родовую организацию патрона, обязан был следовать за ним на войну, выполнять какие-либо работы, оказывать почтение. Патрон обязан был защищать клиента (перед судом), поддерживать. В законах двенадцати таблиц «Пусть предан будет богам подземным патрон, который подведёт\даст в обиду своего клиента».

Возрастало население Рима за счёт завоевания соседних <латинских> округов, за счёт переселенцев. Они были вне 300 родов. Их стали называть плебеями (покорённое население, переселенцы в Рим). Плебеи были лично свободными, могли иметь земельную собственность, должны были нести службу, могли сами заключать сделки, моли выступать в суде самостоятельно, от своего имени. Не могли вступать в брак с патрициями, не могли участвовать в политической жизни, в управлении общины, не могли получать свою долю земли при дележе завоёванных земель. Среди плебеев тоже была имущественная дифференциация. Есть в этом обществе и рабы, но рабство неразвитое, патриархальное.

Сервий Туллий :

1. Включил плебеев в состав римского народа.

2. Всех граждан он разделил на 5 имущественных разрядов (по имущественному цензу):

А) те, кто имел доход не менее 100 000 асов

Б) Люди с имуществом в 75 000 асов

В) 50 000 асов

Г) 25 000 асов

Д) 12 500 (по некоторым сведениям 11 000) асов

Е) Пролетарии (считалось, что единственным их богатством является их потомство - proles)

Цели деления:

1) Военная. Каждый разряд должен был выставлять определённое количество центуриев (сотен)

А) 80 центурий тяжеловооружённой пехоты + 18 центурий конницы

Б, В, Г) По 20 центурий тяжеловооружённой пехоты

Д) 30 центурий легковооружённой пехоты

Е) 1 центурия (из них комплектовались слуги) (пять не вооружённых центурий: две - ремесленников, две - музыкантов ит.п. и одна из неимущих, которых называли пролетариями.)

Таким образом, всего было 193 центурии.

2) Политическая. Центурии стали не только военными, но и политическими единицами. По центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). К центуриатным комициям переходят функции куриатных комиций.

Привилегия знатности вытесняется привилегией богатства.

3. Деление населения по территории.

Вводится деление на 4 городские трибы и 17 сельских

Утверждается государство.

Особенность образования государства в Риме

    Борьба плебеев с патрициями ускорила процесс образования государства (вмешательство инородного элемента)

Эти реформы были определённой уступкой плебеям. Но до уравнения плебеев с патрициями было ещё далеко.

В 509 г. был изгнан седьмой рекс Тарквиний. С этого времени устанавливается республика. Она существовала до I века до н. э.

Эволюция общественного строя.

Римское общество не сразу стало рабовладельческим.

В V-IVвеках до н. э. рабство было слабо́, и лишь кIIIвеку до н. э. рабство стало сильным в результате завоеваний.

Плебеи стали добиваться общественной земли. Каждый раз после успешного похода римляне у побежденных часть земли забирали и делили её между коренными римлянами. Плебеи к ней доступа не имели. Численность плебеев возрастает → земельная пустота становится ещё более невыносимой, плебеи нередко из-за долгов попадали в рабство.

Цели плебеев:

    Добиться доступа к <общегосударственной>земле

    Добиться общих государственных должностей

В 494 г. до н. э. введена специальная должность – плебейский трибун. Он избирался на плебейских народных собраниях из числа плебеев. Эти собрания проходили по трибам. Он имел право наложить вето на постановление Сената или другого должностного лица.

В 450 г. до н. э. приняты законы XIIтаблиц. Создана комиссия из 10 человек.

445 г. до н. э. – законы Каннулея, которые разрешили браки плебеев с патрициями.

367 г. до н. э. – законы Лициния и Секстия. Они состояли из трёх частей:

1. Земельные владения патрициев на общинную землю (патер публикус) ограничивались 500 югерами земли. Излишки распределились между плебеями.

2. Смягчалось???

3. Плебеи допускались к <общим государственным должностям>

326 г. до н. э. – закон Петелия, запрещающий долговое рабство.

300 г. до н. э. допуск плебеев в состав жреческих коллегий.

287 г. до н. э. – плебейские собрания получили право принимать законы, обязательные для всех.

К третьему веку до н. э. борьба плебеев и патрициев завершилась их уравнением в правах и уничтожением вообще такого деления. На первый план выходит деление на рабов и рабовладельцев. В середине и второй половине Республики Рим становится классической рабовладельческой республикой.

Рабовладельцы:

    Нобели – крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

    Всадники – торгово-денежная аристократия

Нобели всадников старались к высшим должностям не допускать.

Источники рабства: 1) войны, 2) пиратство, 3) естественный прирост (по матери), 4) торговля.

Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, горном деле, домашнем хозяйстве.

Раб являлся вещью, с которой рабовладелец мог сделать всё что угодно.

Между рабами и рабовладельцами стоял класс мелких производителей – плебс.

Реформы Сервия Туллия

Пожалуй, ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Традиционные даты его правления - 578-534 гг. до н. э. По преданию, он был сыном пленницы-рабыни Окризии из городка Корникул. Этим объясняли его имя Сервий (от лат. servus - «раб») и латинское происхождение. Иные римские авторы стремились «облагородить» его, изображая мать знатной женщиной, избавленной от рабства и взятой в царский дом, где она и родила мальчика. Как бы то ни было, Сервий Туллий воспринимался потомками как царь-народолюбец Плебеи считали его своим первым заступником и чтили его память, Легенда рассказывает, что патриции составили заговор против Сервия Туллия и убили его.

Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города. Эти границы сохранились вплоть до I в. н. э. Рим становится настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращается в царя государства (см. Маяк, 1993. С. 17). Но главным делом его жизни стала реформа римского войска и всего общественного устройства, вошедшая в историю как центуриатная реформа.

Источники сообщают, что Сервий Туллий после длительных войн с этрусками провел обширные преобразования. Прежде всего, он учредил ценз, по определению Цицерона, «установление, полезнейшее для такого государства, которому судьбой назначено стать великим» (Cic. Resp. II. 31. 38). Он произвел податную перепись населения и разделил его на пять цензовых разрядов (классов) в зависимости от величины имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя (подробнее см.: Токмаков, 1998 а. С. 83-87). Изложение реформы подробно дано Ливием (I. 43-46), Дионисием Галикарнасским (IV. 16-22), Цицероном (Resp. II. 21, 38), Дионом Кассием (56.10; Zonar. 13), Авлом Геллием (N. А. VI (VII). 13).

Первый разряд включал тех, чье имущество оценивалось в 100 тыс. ассов (по Геллию - в 125 тыс. ассов). Ко второму классу относились лица, располагавшие состоянием в 75 тыс. ассов, к 3-му - 50 тыс., к 4-му - 25, и, наконец, к 5-му - обладавшие всего лишь 11 или 12,5 тыс. ассов. Граждане, не сумевшие наскрести даже такой суммы, именовались пролетариями и capite censi. Как явствует из названия, первые в качестве ценза предъявляли свое потомство (proles), а вторые оценивались просто по головам (caput).

Каждый имущественный разряд выставлял для нужд войны определенное количество центурий пехотинцев: 1-й класс формировал больше всех центурий - 80; 2-й, 3-й и 4-й - по 20, а 5-й класс - 30 центурий. Кроме того, в центуриатную систему традиция включает ряд центурий явно нестроевых, которые фактически находились вне деления на разряды. Это две центурии ремесленников, приданные 1-му или 2-му классу. В этом сведения Ливия (I. 43. 3) и Дионисия (IV. 17. 3) не совпадают. Также две центурии горнистов и трубачей (cornicines и tubicines) были добавлены к 4-му или 5-му классу. Помимо центурий пехоты, было сформировано 18 центурий конницы, которые составили особый, привилегированный корпус всадников (equites). При этом к шести сдвоенным древнейшим центуриям Тициев, Рамнов и Луцеров, учрежденным еще Ромулом и удвоенным Тарквинием Древним, были добавлены 12 новых центурий, независимых от родоплеменного принципа комплектования. Таким образом, всего по реформе Сервия Туллия было создано 193 центурии, включая отдельную центурию пролетариев, отстраненных от поенной службы.

Но источники выделяют еще одну особенность Сервианского устройства, а именно: деление центурий каждого разряда поровну по возрастам. Военнообязанные общинники от 18 до 46 лет входили в центурии юниоров (младших), а пожилые, старше 46 лет, образовывали центурии сениоров (старших). Кроме того, членам каждого разряда предписано было определенное вооружение, количество которого с уменьшением величины ценза убывало. Это определяло место пехотинцев в боевых порядках войска.

Так, воины 1-го разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского cснаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою источники отводят им место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

Центурии различных разрядов были, несомненно, разной величины. Ведь еще Цицерон и Дионисий Галикарнасский обоснованно сомневались, могли ли самые богатые граждане в те времена составить целых 80 центурий по 100 человек каждая, т. е. 8 тыс. человек? Явно также, что центурии сениоров должны быть малочисленнее юниоров, так как немного людей в то время доживало до старости, Кроме того, Цицерон (Cic. Resp. И. 22. 40) определенно свидетельствует, что в каждой центурии 2-5-го классов состояло больше людей, чем во всем первом разряде.

Реформа Сервия Туллия вводила также новое территориальное деление Рима. Теперь он разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий и их сельских владений - пагов, а по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий. Ливий сообщает о создании четырех городских триб и оговаривается, что они не имели никакого касательства ни к распределению по центуриям, ни к их числу (Liv. I. 43. 13). Количество сельских триб при Сервии не известно. Но по мере расширения римской территории (ager publicus) к концу IV в. до н. э. число всех триб достигло 35.

Новое разделение граждан и войска вызвало к жизни и новый тип народного собрания - по центуриям, а не по куриям, как раньше. Таким образом, превосходство в количестве центурий обеспечивало всадникам и членам 1-го разряда преимущество при решении любых политических вопросов. Это бросалось в глаза уже древним авторам и приводило их к выводу, что Сервий Туллий таким способом «перехитрил народ», предоставив ему формальные политические права, но на деле исключив народ от участия в управлении общественными делами (Liv. 1.43. 10; Dionys. IV. 20-21; VIII. 82; X. 17; Cic. Resp. II. 22.39-40).

Однако причины такого положения источники трактуют по-разному. Скажем, Дионисий (IV. 20. 2-3) рассуждает, что в куриатном собрании все были равны и беднейшие граждане имели равный голос с богатейшими, а поскольку последних было мало, все дела решали численно превосходящие их бедняки. Поэтому, по мнению Дионисия, Сервий Туллий перевел преимущество голосов от бедных к богатым, установив неравное количество центурий в имущественных классах. Тит Ливий (I. 43. 10) выражает ту же мысль более изящно: Сервий Туллий переложил с бедных на богатых военные тяготы, ибо богатых было меньше, а служить им приходилось отныне чаще вследствие распределения по большему количеству центурий. Наконец, Цицерон (Cic. Resp. II. 22. 40) проясняет суть данного нововведения, при котором, с одной стороны, никто не лишался права голоса в народном собрании, а с другой - при голосовании наиболее влиятельными оказывались те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство находилось в наилучшем состоянии.

Иными словами, политический вес членов того или иного разряда в центуриатных комициях источники напрямую связывают с их правом и одновременно обязанностью нести военную службу в общинном ополчении. Регулярность же военной службы, в свою очередь, определялась величиной ценза. Дионисий Галикарнасский (IV. 19. 3-4) дает этому стройное обоснование. Оно сводится к тому, что: 1) лучший воин тот, кто владеет собственностью, ибо он заинтересован в эффективной защите ее, а значит, и всей общины; 2) так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен и получить наибольшее влияние в государстве; 3) наконец, все эти опасности службы компенсируются большей долей в военной добыче. Не будем забывать, что военная добыча включала главным образом не столько награбленное имущество - оно в те времена было более чем скромным, - сколько отнятую у врага треть территории, которая поступала в фонд общественной земли (ager publicus).

Изложенные вкратце данные римской письменной традиции показывают, что Сервианская конституция в том виде, в каком она зафиксирована в источниках, охватывала все стороны жизни и общественного устройства римлян и именно поэтому возникают сомнения в том, могла ли она явиться плодом деятельности одного, даже очень неординарного лица.

Наиболее беспощадной критике в науке подвергаются следующие элементы традиции: 1) денежное исчисление ценза имущественных разрядов; 2) изначальное число учрежденных Сервием 193 центурий. Иначе говоря, в конечном счете сама структура центуриатной организации. Поэтому, чтобы выяснить цель и сущность реформы, нам нужно рассмотреть аргументы «за» и «против».

Отрицание исчисления ценза в деньгах обычно опирается на уверенность в том, что экономика Рима VI-V вв. до н. э. носила исключительно натуральный характер. Действительно, археологические раскопки показывают, что так называемые «тяжелые ассы» (aesgrave) имели хождение с IV в. до н. э. (Crawford, 1976. Р. 197-200; Gj erst ad, 1972. S. 181; Ridley, P. 1975. P. 161 ff.). Но учтем, что до них употреблялись «сигнированные ассы» (aes signatum), которые и сейчас находят в археологических слоях VIII-VI вв. до н. э. Их тщательно исследовал Эмилио Перуцци в труде «Деньги в раннем Риме» (Peruzzi, Р. 1985. Р. 65 sq.; 207-228; Richard, 1978. P. 389 ff.). Сигнированные ассы представляли собой кусочки меди с отпечатками так называемой «сухой ветви» (а проще, рыбьего хребта). Есть экземпляры не только V, но даже середины VI в. до н. э. (Маяк, 1993. С. 109-110).