Пропавшие экспедиции: реальные факты, тайны и предположения. Пропавшие экспедиции: тайны и расследования. Пропавшие экспедиции Дятлова и Франклина

Тайна исчезнувших экспедиций

59 летний Джон Франклин — английский мореплаватель пустился в свою по счету четвертую экспедицию для освоения Арктики. Для похода, переоборудовали по последнему слову техники, корабли Королевского ВМФ. Вышли в Арктику и 331-тонный «Террор» и 378-тонный «Эребус». Запасов провизии было на 3 года, на судне имелся паровой локомотивный двигатель, большое количество книг, и была даже маленькая ручная обезьянка.

Открыта была экспедиция 19 мая 1845 года, ее задачей было пройти Северо-Западным проходом. На протяжении лета семьи моряков получили несколько писем. Письмо пришедшее последним было в августе, все они были подробными и оптимистичными, а один участник экспедиции, эконом с «Эребуса» Осмер, написал, чтобы ожидали их возвращения домой уже в 1846 году. Но ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции больше ни поступало никаких новостей. И лишь в 1848 году на поиски были отправлены первые 3 корабля. Жена отважного мореплавателя — Джейн Франклин, умоляла их осмотреть устье Больших Рыб, однако никто не прислушался к ее просьбе. Однако только она и предчувствовала приближающуюся беду.


Джейн незадолго от отплытия экспедиции для корабля шила флаг, в это время Джон уснул рядом с ней на диване. Джейн подумав, что мужу холодно, и накрыла его ноги флагом. Проснувшись, он воскликнул «Почему меня укрыли флагом? Так делают только !». С этого момента женщина не находила себе покоя. Ее стараниями поиск моряков продолжался аж до 1857 года.

Экспедиция Мак-Клинтока в 1859 году, которую полностью оплатила Джейн Франклин, отыскала на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробно написанную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а с ним блокнот записей. Что странно, сделаны они были задом наперед, содержали большое количество орфографических ошибок, знаков препинания вообще отсутствовали.

Один лист заканчивался такими словами » О Смерть где твое жало «, на другом листке записи были сделаны по кругу, а внутри круга было написано » Лагерь Террора (Ужаса) пуст «. Еще нашли лодку в которой было два скелета. Почему-то лодка стояла на санях, которые тащили с помощью веревок. Ружья часовых находились на взводе. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

А останки, которые нашли на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорило о каннибализме, также учеными было установлено, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся — так и не известно. Не было обнаружено тело самого Франклина, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Незаконченная экспедиция «Святой Анны»

Скорей всего, поговорка «женщина на корабле — к беде» имеет реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась «прокатиться» на шхуне «Святая Анна» вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.

В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: «Чувствую, что поступила, как должна была, а там — будь что будет» писала она отцу. Зимой 1912 года шхуна «вросла» в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое — штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на «Святой Анне» моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на «Святой Анне», но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: «Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!». Выяснить, о чем он говорит, не удалось. Корабль Брусилова так и не был найден.

Гибель экспедиции Скотта

На протяжении 3 лет Экспедиция Роберта Ф. Скотта занималась изучением южного континента (с 1901 по 1904 г) . Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так. Во время санного перехода в глубине материка — в 40-50 км от побережья — Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда.

Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз. Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули. На более чем сорокаметровой глубине, ими были обнаружены помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.

Скотт осмотрев всю одежду, понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: «Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева». Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его. Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился — надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе… Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.

Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.

Галлюцинации?

Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь — Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место «дислокации»… Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.

Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя… догнал товарищей. При этом он «вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил — скорее всего, у бедняги была галлюцинация…».

На штурм!

До полюса Шеклтон не дошел 178 км. «Вершина» осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но — увы! — его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже — 18 января 1912 г. — на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути — в 18 километрах от базового лагеря — путешественники погибли.

Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы… А может, и это списали на галлюцинации?!

Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: «Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы».

Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго… Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но…

В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на перевале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, пропала туристическая группа под руководством Игоря Дятлова. В память о погибших туристах мы рассказываем о других экспедициях, пропавших при загадочных обстоятельствах.

Похороненный во льдах

В возрасте 59 лет английский мореплаватель Джон Франклин отправился в свою четвертую экспедицию по освоению Арктики.

Для плавания корабли Королевского военно-морского флота были переоборудованы по последнему слову техники. В Арктику выходили 378-тонный "Эребус" и 331-тонный "Террор". Провизии хватало на три года, на судне был и паровой локомотивный двигатель, и множество книг, и даже маленькая ручная обезьянка.

19 мая 1845 года экспедиция была открыта, ее целью было пройти Северо-Западным проходом. В течение лета жены моряков получили несколько писем. Последние пришли в августе, все они были подробны и оптимистичны, а один из участников экспедиции, эконом с "Эребуса" Осмер, писал, чтобы их ждали домой уже в 1846 году.

Однако ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции не было никаких новостей. Только в 1848 году на поиски отправились первые три судна. Джейн Франклин, жена отважного мореплавателя, умоляла их проверить устье Больших Рыб, но никто не внял ее просьбам. Однако только она и чувствовала приближающуюся беду.

Незадолго от отправления экспедиции Джейн шила флаг для корабля, в то время как Джон уснул рядом на диване. Джейн показалось, что муж замерз, и она набросила на его ноги флаг. Когда он проснулся, он воскликнул "Почему меня укрыли флагом? Так делают только с покойниками!". С того момента женщина не знала покоя. Ее стараниями поиски пропавших продолжались аж до 1857 года.


В 1859 году экспедиция Мак-Клинтока, полностью оплаченная Джейн Франклин, нашла на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а при нем блокнот с записями. Странно, но сделаны они были задом наперед и заканчивались прописью, содержали много орфографических ошибок, знаков препинания не было вообще. Один из листов заканчивался словами "О Смерть, где твое жало", на следующем листе записи были сделаны по кругу, внутри которого было написано "Лагерь Террора (Ужаса) пуст".

Также была найдена лодка с двумя скелетами. Лодка почему-то стояла на санях, которые тащили при помощи веревки. Ружья часовых были взведены. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

Останки, которые были найдены на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорит о каннибализме, также ученые установили, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся - так и не известно.

Тело самого Франклина не обнаружили, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Незаконченная экспедиция "Святой Анны"

Вероятно, у поговорки "женщина на корабле - к беде" есть реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась "прокатиться" на шхуне "Святая Анна" вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.



В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: "Чувствую, что поступила, как должна была, а там - будь что будет" писала она отцу.

Зимой 1912 года шхуна "вросла" в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое - штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на "Святой Анне" моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на "Святой Анне", но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: "Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!". Выяснить, о чем он говорит, не удалось.

Корабль Брусилова так и не был найден.

Гибель экспедиции Скотта

Экспедиция Роберта Ф. Скотта изучала южный континент на протяжении трех лет - с 1901 по 1904 г. Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так.



Во время санного перехода в глубине материка - в 40-50 км от побережья - Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда. Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз. Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули.

На глубине более 40 метров они обнаружили помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.

Осмотрев всю одежду, Скотт понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: "Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева". Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его.

Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился - надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе... Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.

Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.

Галлюцинация?

Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь - Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место "дислокации"... Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.

Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя... догнал товарищей. При этом он "вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил - скорее всего, у бедняги была галлюцинация...".

На штурм!

До полюса Шеклтон не дошел 178 км. "Вершина" осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но - увы! - его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже - 18 января 1912 г. - на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути - в 18 километрах от базового лагеря - путешественники погибли.

Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы... А может, и это списали на галлюцинации?!

Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: "Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы".

Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго... Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но...

Всем известна фраза «победа куется в тылу». Однако, вспоминая войну, мы очень часто забываем вклад тех, кто своим трудом, здоровьем, а иногда и жизнью обеспечивал эти победы. Считаю актуальным и необходимым восполнить базу данных погибших на войне именами тех, кто отдал свою жизнь на Иркутской земле в годы войны. В моем исследовании речь пойдет о пропавшей в 1942 году геологической изыскательной экспедиции Кошурникова. Они проложили маршрут будущей железной дороги к так необходимым в тот момент месторождениям стратегического сырья.

Гипотеза исследования - гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции, однако, это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

В начале Великой Отечественной войны, в связи с оккупацией европейской части страны, правительству Советского Союза стало понятно, что для того, чтобы восполнить сырье для военного производства, необходимо соединить богатую стратегическим сырьем Восточную Сибирь с Кузбассом, а для этого - срочно строить железную дорогу через Саянский хребет на соединение с Транссибирской магистралью. Идею проложить дорогу через Саянские хребты, инженеры высказывали еще более ста лет назад. Во второй половине 19 века и начале 20 за это дело брались русские и иностранные предприниматели. Однако, познакомившись с маршрутом поближе, отказывались от идеи. Считали, что, согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны невозможна. Вторили и западные газеты: "Абсурд, — писали зарубежные журналисты, — такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят". Однако война внесла в эти планы коррективы.

В 1942 году Новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссиб. Существовало пять вариантов этой дороги: на Клюквенную, Канск, Иланскую, Тайшет и Нижнеудинск. По первым четырём направлениям с середины 1942 года проводились полевые изыскания под общим руководством инженера «Сибтранспроекта» Александра Михайловича Кошурникова, а по пятому, Нижнеудинскому, инженер Кошурников решил пойти сам.

Именно это направление конечного звена Южно-Сибирской железной дороги инженер-изыскатель считал наиболее перспективным. Ведь это был самый короткий маршрут. Кроме того, две трети условного варианта проходили по долине реки Казыр. Легче строить дорогу вдоль реки - всегда над берегом есть терраса, всегда под руками надежное транспортное средство, всегда полно рыбы, леса, питьевой и технической воды.

Однако, сама изыскательная экспедиция представляла собой огромный риск. Предстояло пройти 250 км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали. В пояснительной записке к смете на изыскания Кошурников писал: «Немногочисленные экспедиции, обследовавшие Восточный Саян, всегда сопровождались человеческими жертвами: в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах». Вместе с ним в экспедицию пошли инженер Алексей Журавлёв, хорошо зарекомендовавший себя в изыскательных партиях, и техник Константин Стофато, ни разу не бывавший в тайге. На месте Стофато по идее должен был быть опытный геолог, однако, к сожалению, в условиях войны не удалось найти нужного специалиста.

Кроме того, задание группа получила уже осенью и должна была выйти в октябре, что, учитывая сибирские условия, изначально превращало экспедицию практически в гонку со смертью: не успеют до снега и замерзания реки - шансов выйти из тайги не будет. Однако, в 1942 г. стране нужен был этот маршрут любой ценой. Предварительный маршрут необходимо было описать уже к зиме. Поэтому и поручили его изыскание одному из лучших и опытных изыскателей страны. И именно у него были самые высокие шансы не только провести группу по осенней тайге и вывести ее, но и выполнить правительственное задание.


Теперь рассмотрим вопрос экипировки и обеспечения экспедиции

Как свидетельствуют источники, в Новосибирске, снаряжая экспедицию, им дали только две ложки и две кружки на троих, вместо котелка — кастрюлю. Кое-как Кошурников получил сапоги, один топор, одну пилу, одно долото, а самое главное — разрешение поехать в этот район, ведь рядом проходила в то время государственная граница. Продуктов было мало, техническое снаряжение оставляло желать лучшего, теплых вещей - в обрез. О рации не могло быть и речи. С трудом уже на месте упросили дать с собой острогу и ружьё. И это не безалаберность или безответственность. В военные годы достать продукты, одежду, снаряжение было очень сложно даже для такой экспедиции. После сборов Кошурников отправился в Покровск. Здесь нужно было как можно скорее найти транспорт и проводника.

Как проходила сама экспедиция, можно проследить по изыскательному дневнику Кошурникова, который каждый день вел записи.
5 октября 1942 г. экспедиция отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. Отряд за 5 дней достиг долину реки Казыр. Исследуя каждый километр ее берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти: вплотную к воде подступали скалы, а между ними - завалы из поваленных деревьев. Кроме того, через несколько дней исчез мох - корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. С проводником Кошурников отправил жене последнее письмо: Не скучай, скоро увидимся. Если меня долго не будет, то жди спокойно - не раз я выходил из тайги даже среди зимы. Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни..."

Дальше решили сплавляться на плоту. Началось все хорошо, но на следующий день погода испортилась, подул сильный встречный ветер, резко похолодало, плот несколько раз застревал на камнях, и его приходилось сталкивать обратно. Все это очень сильно тормозило исследователей. Дальше дела пошли еще хуже: внезапно выпал постоянный, зимний снег, Константин Стофато сильно простудился и практически не мог оказывать никакой физической помощи. Перебравшись через Саянский порог, Кошурникову и Журавлеву пришлось вдвоем делать новый плот. К сожалению, этот плот тоже вскоре пришлось оставить, в узком месте река замерзла, и исследователям пришлось весь день перетаскивать вещи вниз по реке. Новый плот пришлось бросить 25 октября, дойдя до Китайского порога.

О том, каких трудностей стоил этот путь, можно судить по записям Кошурникова.

"11 октября. Воскресенье. Прошли за день километров 9-10, но со сплошной рубкой. Километров 8 рубил я, пока не устал, потом меня сменил Журавлев».
"15 октября. Четверг. Прошли две шиверы благополучно, а на третьей сели, да так плотно, что пришлось всем лезть в воду и по пояс в воде под снегом сталкивать плот… Сегодня весь день температура ниже 0» .
"22 октября. Четверг. Неудачный день… Река замерзла на протяжении свыше 200 м. Речка… вся зашугована,.. Решили перейти на правый берег и там делать плот, что чуть не стоило жизни Журавлеву, который провалился под лед и едва выцарапался на берег…».
25 октября было принято решение идти дальше пешком, взяв на человека только по 15 кг груза, остальные вещи пришлось подвесить на видном месте. Еле передвигая ноги, падая, по колено увязая в снегу, почти разутые, они шли вперёд из последних сил. 31 октября решили снова плыть по реке, пока она не замёрзла совсем. Но и этот плот пришлось бросить. Кроме того, начался сильный снегопад.
«31 октября. Суббота. Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности… Продовольствие кончилось, остался маленький кусочек мяса».
Уму непостижимо, но они все же прошли 180 километров по клокочущей и на глазах замерзавшей реке. Через пороги Щеки, Саянский, Китатский, через последний Базыбайский.

И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне. Все пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки. Будущая трасса отражена в профессиональных ремарках Кошурникова: "террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования... Бачуринская шивера - легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и на лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней... От речки Воскресенки до Верхнего Китата выходят обнажения коренных пород-граниты, серпентины, порфириты и базальты, осадочных нет..."

1 ноября они сделали последний в своей жизни плот. 2 ноября отправились в путь. Так как река была слишком непредсказуемой и опасной, то Журавлев и Стофато плыли на плоту через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Внезапно плот потащило на стремнину. А впереди - лед. В. Чивилихин в своей книге «Серебряные рельсы» так описал события: «Он с ужасом увидел, что плот вдруг нырнул под лед, а с ним - Костя. Журавлев метнулся за товарищем, провалился по шею,.. Кошурников ухнул в реку, пополз навстречу товарищу, разгребая эту дьявольскую кашу из снега, воды и льда. Потянул Алешу за воротник полушубка, а тот почему-то едва передвигался, неестественно скрючив сведенные судорогой руки. Кошурников лихорадочно, рывками подвигал друга к берегу, не замечая, что Алеша - обмяк, завел стекленеющие глаза. До берега было не больше метра… Силы его были на исходе. Под самым берегом он долго и безрезультатно дергал Алешу, который уже не подавал никаких признаков жизни… Кошурников медленно пополз вверх, к кедрам. Кое-как достал из нагрудного кармана кителя спички, но головки их превратились в коричневую кашицу. С него текла вода. Едва передвигаясь, побрел вдоль берега на запад, туда, куда бежал Казыр».
На другой день Кошурников напишет в дневнике: "Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю... Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну". Это была последняя запись.

Пропавшую экспедицию будут искать долго и серьезно. Поставят в известность всех охотников, пограничников, рыбаков и работников связи. Задействуют даже авиацию. Поисковая группа пройдет практически весь маршрут вслед за экспедицией Кошурникова. Но все было напрасно.

Почти через год — 4 октября 1943 года — рыбак посёлка Нижне-Казырский Иннокентий Фомич Степанов нашёл останки Кошурникова и его дневник в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. На место находки тотчас же вылетит следственная группа.

Сегодня найденный дневник Кошурникова — бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа.
Александра Кошурникова похоронили на высоком берегу Казыра. А на месте его гибели высится скромный обелиск. И написано просто: "Изыскатель А.М. Кошурников. 1905—1942. Он шел всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям".

Шла осень 1943 года. Завершился коренной перелом в войне. Острой необходимости в абаканской трассе уже не было. Да и продолжить изыскания можно было не раньше 1944 года. Поэтому работу по данному маршруту отложили на послевоенное время. Изыскания продолжил в 1948 году ученик Кошурникова Евгений Алексеев, который использовал результаты поисков погибшей экспедиции.

Несмотря на содержащиеся в дневнике Кошурникова положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, изыскатели все-таки выбрали Тайшетское направление. В глухой Саянской тайге теперь одновременно передвигалось уже порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова. В этот раз обошлось без жертв. В 1959 году проект был утвержден. Началось строительство дороги «Абакан - Тайшет».

Подведем итоги:

1. На момент работы изыскательной экспедиции инженера Кошурникова, поиск оптимальной трассы железной дороги через Саяны имел государственное и первоочередное значение. Именно поэтому было принято решение отправить ее осенью, в надежде на нормальный по времени приход зимы.
2. Группа к прохождению маршрута в сложившихся природных условиях была готова плохо (слабое материальное снабжение, нарушенные сроки выхода в тайгу, отсутствие в группе геолога, нахождение в ней неопытного, ни разу не бывавшего в тайге техника Стофато). Однако, у группы были все шансы выйти из тайги вовремя, учитывая опыт и таежные навыки Кошурникова, который неоднократно заканчивал изыскания уже по зиме. К сожалению, в этот раз природные аномалии, сверхсложность трассы, цепь трагических несчастных случаев не дали группе шансов на выживание.
3. Данная экспедиция и результаты ее работы имеют даже сегодня для страны стратегическое значение: во многом благодаря этим результатам удалось проложить трассу «Абакан - Тайшет», единственную железную дорогу в данном регионе. По ней перевозят большие объемы леса, угля и ходят пассажирские поезда.
4. Считаю, что гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции. Однако это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала бы необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на перевале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, пропала туристическая группа под руководством Игоря Дятлова. Туристы не вернулись из похода. Лишь спустя некоторое время их тела были найдены: все погибли мучительной смертью, но до сих пор неизвестны ни обстоятельства случившегося, ни причины, которые могли вызвать такие ранения. В память о погибших туристах "РГ" рассказывает о других экспедициях, пропавших при загадочных обстоятельствах.

Похороненный во льдах

В возрасте 59 лет английский мореплаватель Джон Франклин отправился в свою четвертую экспедицию по освоению Арктики.

Для плавания корабли Королевского военно-морского флота были переоборудованы по последнему слову техники. В Арктику выходили 378-тонный "Эребус" и 331-тонный "Террор". Провизии хватало на три года, на судне был и паровой локомотивный двигатель, и множество книг, и даже маленькая ручная обезьянка.

19 мая 1845 года экспедиция была открыта, ее целью было пройти Северо-Западным проходом. В течение лета жены моряков получили несколько писем. Последние пришли в августе, все они были подробны и оптимистичны, а один из участников экспедиции, эконом с "Эребуса" Осмер, писал, чтобы их ждали домой уже в 1846 году.

Однако ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции не было никаких новостей. Только в 1848 году на поиски отправились первые три судна. Джейн Франклин, жена отважного мореплавателя, умоляла их проверить устье Больших Рыб, но никто не внял ее просьбам. Однако только она и чувствовала приближающуюся беду. Незадолго от отправления экспедиции Джейн шила флаг для корабля, в то время как Джон уснул рядом на диване. Джейн показалось, что муж замерз, и она набросила на его ноги флаг. Когда он проснулся, он воскликнул "Почему меня укрыли флагом? Так делают только с покойниками!". С того момента женщина не знала покоя. Ее стараниями поиски пропавших продолжались аж до 1857 года.

В 1859 году экспедиция Мак-Клинтока, полностью оплаченная Джейн Франклин, нашла на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а при нем блокнот с записями. Странно, но сделаны они были задом наперед и заканчивались прописью, содержали много орфографических ошибок, знаков препинания не было вообще. Один из листов заканчивался словами "О Смерть, где твое жало", на следующем листе записи были сделаны по кругу, внутри которого было написано "Лагерь Террора (Ужаса) пуст". Также была найдена лодка с двумя скелетами. Лодка почему-то стояла на санях, которые тащили при помощи веревки. Ружья часовых были взведены. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограммов шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок и ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

Останки, которые были найдены на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорит о каннибализме, также ученые установили, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся - так и не известно.

Тело самого Франклина не обнаружили, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Ночевка на Горе мертвецов

Зимой 1959 года группа из турклуба Уральского политехнического института отправилась в поход. Первоначально под руководством Игоря Дятлова было 9 человек. Позже один из них из-за болезни не смог продолжать путь, благодаря чему выжил.

Свою последнюю остановку дятловцы сделали на горе Холат-Сяхыл. Символично, что манси переводят это название как "Гора мертвецов". Подробности истории холодят кровь. По каким-то причинам ночью молодые люди и девушки выбежали из разрезанной изнутри палатки на мороз неодетыми. Позже несколько трупов были найдены у маленького костерка неподалеку в лесу, несколько - у ручья. Так, Юрий Кривонищенко и Юрий Дорошенко в одном нижнем белье лежали у небольшого костровища под крупным кедром. Кажется, Игорь Дятлов, Зина Колмогорова, Рустем Слободин возвращались в палатку от костра. Сам Дятлов умер, приобнимая рукой ствол березки, перед смертью он дышал в снег. Он был без обуви, как и Колмогорова. На одной ноге Слободина был валенок, надетый на четыре шерстяных носка. Людмила Дубинина умерла, стоя на коленях лицом в склон у ручья водопада. На ее ноге были обмотаны штаны Кривонищенко. Колеваров и Золотарев до последнего согревали друг друга, лежа в обнимку. На них были вещи Кривонищенко и Дорошенко, а также курточка Дубининой. Тибо-Бриньоль найден в ручье ниже, он был хорошо одет.

Жестоко изувеченные лица, травмы, которые получают при падении с высоты, следы радиации на одежде, последний загадочный кадр на фотоаппарате туристов - все это только запутывало следствие. По одной из версий молодые люди стали случайными жертвами военных испытаний, по другой - местных жителей из числа коренных северных народов, по третьей - иностранных разведчиков, по четвертой - испытания нейтронной бомбы. Существует даже альтернативная версия о том, что к гибели тургруппы причастны инопланетяне.

Екатеринбургский журналист, автор книг "Цена гостайны - девять жизней" и "Убийство у Горы Мертвецов" Анатолий Гущин, изучавший уголовное дело о группе Дятлова, выдвинул "ракетную" версию. "Версия связана не с освоением космоса, а с испытанием оружия. Но это несчастный случай, произошедший в связи с неудачным испытанием какой-то бомбы. Скорее всего, нейтронной. В 1959 году ее испытания уже шли. Для этого запускался мини-снаряд. Он должен был упасть в заранее намеченный район, но случился сбой, и упал не туда. В итоге пострадали люди, случайно оказавшиеся в это время в этом месте. Вот, если говорить коротко, что произошло в тот злополучный февральский день 1959 года", - рассказывает он.

Неслучайно поход дятловцев стал объектом исследований по всему миру, о нем пишут книги и снимают кино. Энтузиасты по сей день штурмуют перевал в надежде найти ответ на вопрос: что же случилось с ребятами? Так, летом прошлого года прошли пермские студенты. Интересно, что на определенном участке дороги молодые люди заметили магнитную аномалию.

"Когда мы подошли к этому месту, сильно испортилась погода, опустился туман, и пришлось идти только по показаниям компаса, - рассказывает Андрей Королев. - В какой-то момент я заметил, что стрелка показывает на одну и ту же точку, но не на север. Чтобы окончательно не потеряться в пространстве, стали ориентироваться по спутниковому навигатору. Стрелка компаса вновь пришла в движение, лишь тогда, когда мы достаточно далеко отошли от этого места".

Однако преподаватели не связывают магнитную аномалию с мистикой. По их словам, в горах есть залежи железной руды, которые влияют на стрелку компаса, поэтому подобные истории в тех краях не редкость.

Несмотря на мистический ужас, который вселяет история девяти студентов, тропа дятловцев становится все популярнее для туристов.

Незаконченная экспедиция "Святой Анны"

Вероятно, у поговорки "женщина на корабле - к беде" есть реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась "прокатиться" на шхуне "Святая Анна" вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.

В Александровске экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: "Чувствую, что поступила, как должна была, а там - будь что будет" писала она отцу.

Зимой 1912 года шхуна "вросла" в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое - штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Конрад. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами находившихся на "Святой Анне" моряков в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на "Святой Анне", но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Конрад ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Конрад резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавшим к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: "Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!". Выяснить, о чем он говорит, не удалось.

Корабль Брусилова так и не был найден.

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

5 (100%) 1 vote

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус»


Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Рекомендуем почитать

Но всё что удалось обнаружить за это время — лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию


4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды


В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес


Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.