Синквейн ногайцы. Что такое синквейн и как его написать. Синквейн с точки зрения педагогики

Синквейн: как составить примеры? СИНКВЕЙН — это пятистрочный стих
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов).

После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему.

Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.

Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Синквейн: как составить примеры. Примеры синквейнов

Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет, не задумываясь
Ужас.

Снайпер
Меткий, жестокий
Сощурившись, целится – нужно успеть
Твоя дорога – смерть,
Убийца.

Выбор
Свободный, ответственный.
Делает, указывает, решает.
Жизнь-череда выборов.
Необходим.

Правила
Установленные и жесткие.
Управляют, сдерживают, допускают.
Повсюду преследуют меня.
Порядок

Правила
Нужное и обязательное.
Регулируют, сдерживают помогают.
Берегут каждого человека.
Ограничение.

Конфликт
Тяжелый и неразрешимый.
Разрушает, портит, убивает.
Неизбежен.
Выход.

Конфликт
Частный, неприятный.
Сорит, злит, разобщает.
Без него не прожить.
Спор.

Важна и нужна.

Сорит, мирит, помогает.

На моих чувствах играет.

Привязанность.

Старая и крепкая.

Уважать, понимать, ценить.

Мы с тобой одной крови — ты и я.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка — одно слово , обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка — два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка — три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка — фраза из нескольких (обычно четырёх) слов , показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка — слово-резюме или словосочетание , связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

— умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

— умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему «НОВЫЙ ГОД».

1. НОВЫЙ ГОД.

2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему «Витамин».

1. Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.


^ Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей»

Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей» создан в 1991 году. Основателем и художественным руководителем ансамбля является композитор, Народный артист Российской Федерации, Народный артист Республики Адыгея, Народный артист Карачаево-Черкесской Республики, Заслуженный деятель искусств Кубани, Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики, лауреат Государственной премии Республики Адыгея Аслан Нехай. Государственный ансамбль народной песни и танца Адыгеи «Исламей» стал украшением духовной культуры Республики Адыгея, и по праву считается уникальным творческим коллективом, не имеющим аналогов, в музыкальной культуре многонациональной России. Ансамбль «Исламей» не только возрождает и сохраняет адыгскую музыкальную культуру, но и поднимает ее на высокий профессиональный уровень, благодаря чему она выходит на международную арену. Свидетельство тому – многочисленные выступления ансамбля на лучших сценических площадках России, Турции, Иордании, Израиля, участие в многочисленных российских и международных фольклорных фестивалях. Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей» - Лауреат премии Правительства Российской Федерации, Лауреат Международных конкурсов и фестивалей - уникален тем, что это единственный профессиональный коллектив не только в адыгском мире, но и на Северном Кавказе, в репертуаре которого звучат народные песни адыгов.
^
1. Рефлексия содержания учебного материала.

Ответить на вопросы № 2,3 § 14 стр. 74

Каковы особенности адыгейской музыки?

В чем особенность танцевального искусства адыгов?
Задание № 5

Заполни таблицу


Линии сравнения

АДЫГИ

^ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ

1. Характер музыкальных произведений

2.Характер танцев

3. Жанры

4. Костюмы

5. Наличие предметов в танце

^ 2. Саморефлексия учащихся по выбору учителя.

Подведение итогов учителями истории и музыки.
IV. Домашнее задние.

1. § 14. Стр. 75 подготовить устно ответы на вопросы.

2. Составить кроссворды, чайнворды по теме: «Песенно-музыкальная культура адыгов».

3. Работа клуба «Поисковичок». Найти адыгские и ногайские притчи, загадки, сказки, стихи.

*4. Подготовить визитные номера «МЫ – НОГАИЦЫ!» и «АДЫГЕЯ - частица России!»
Урок 17. Тема. Итоговое повторение по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.».

Цели:

-


^ Образовательные ресурсы.

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя),

Мультимедийное оборудование/презентация.

Тип урока: защита проектов

^ I. Фаза урока ВЫЗОВ.

Деятельность учителя.

Вызов уже имеющихся знаний, учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие народы проживали на территории Кубани в XVII - XVIII вв.? Найдите места их проживания на карте.

- Чем отличался образ жизни ногайцев и адыгов?

- Какую роль играло куначество в жизни народов Северного Кавказа?

^ Ответы учащихся.

^ II. Фаза урока Осмысление (реализация).

Класс предварительно разбивается на группы; учащиеся (представители от групп) выступают по плану.

1. Защита визиток «МЫ – НОГАИЦЫ!» и «АДЫГЕЯ - частица России!»
Задание № 1

Подготовьте визитки по темам: «МЫ – НОГАИЦЫ!» или «АДЫГЕЯ - частица России!»

ДЕВИЗ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Изобразите свою визитку в виде рисунков, символов, ребусов и т.д.

2. Рассказать адыгские и ногайские притчи, загадки, сказки, стихи.

3.Защита кроссвордов, чайнвордов по теме: «Песенно-музыкальная культура адыгов».

4. Написание синквейны на слова «адыги» и «ногайцы».
Задание № 2
Напишите Синквейны на слова «АДЫГИ» и «НОГАЙЦЫ»

^ Защита визиток, конкурс кроссвордов, чайнвордов, синквейнов.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Задание № 3

Отгадайте адыгейские загадки
Кривая бабушка, красивая дочь, дурной внук. __________________________________

Мертвые бегут за живым и не могут догнать. ____________________________________

У всех людей есть, но нет ему имени. ___________________________________

В темном хлеву красный зверь. ____________________________________________

Под одним валуном четыре родника. ___________________________________________

Чем больше танцует, тем больше полнеет. _______________________________________

Два брата дерутся, двоюродный брат бьет их,

троюродные братья хотят разнять. _________________________________________

Ответы: Виноград, Арба, Безымянный палец, Язык, Коровье вымя, Веретено, Мельница.

- рефлексия учащихся (оценивание лучших выступлений самими учащимися; определение наиболее интересных кроссвордов, чайнвордов, синквейнов);

^ VI. Домашнее задние.

Повторить изученный материал.

Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения (газеты, презентации к сообщениям) по группам о народах, населявших Кубань (например: русские, адыги, греки, итальянцы, украинцы). Учителем могут быть предложены и другие народности. Сообщения готовятся по плану:

2. Время и место проживания.

3. Обычаи, традиции.

5. Национальная кухня.

Урок 18. Тема. Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань.
Цели:

- формирование ценностных ориентаций в ходе повторения культурно-исторического и духовного наследия народов, населявших территорию родного края в XVII-XVIII вв.;

Привитие бережного отношения к уникальному культурно – историческому прошлому родного края.

^ Образовательные ресурсы.

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов. Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя);

Мультимедийное оборудование/презентации учащихся.

Тип урока: обобщающий урок-практикум

^ I. Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Задание № 1

Разгадай кроссворд. Подбери и впиши названия народов, живших на Кубани.


1. у

к

р

а

и

1.Н

ц

ы

2. А

р

м

я

н

е

3.Р

у

с

с

к

и

е

4. н

О

г

а

й

ц

ы

5. а

Д

ы

г

и

6. и

т

а

л

ь

я

н

ц

Ы

Задание № 2

Укажи лишнее понятие. Объясни почему.
А) исламей, зафак, полька, удж, лезгинка, зыгетлат.

Б) камыль, балалайка, шичепшин, пхачич, пшине.
^ Ответы: А) полька; не адыгейский танец.

Б) балалайка; русский инструмент.
Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и конечный результат (практический выход).

^ II. Осмысление (реализация).

Класс предварительно разбивается на группы; учащиеся (представители от групп) выступают с сообщениями о народах, населявших Кубань, подготовленными по плану. Демонстрируют презентации, газеты и т.д.

Сообщения готовятся по плану:

1. Краткая характеристика народа.

2. Время и место проживания.

3. Обычаи, традиции.

5. Национальная кухня.

6. Известные личности (прошлого и современности).

Защита сообщений, презентаций, газет.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

Задание № 3

Решите двухвариантный тест.

Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ». Запишите ответы в таблицу.
1. Кубань является полиэтническим регионом.

2. Во все времена на Кубани проживал один народ.

3. Адыги не являются коренным населением Кубани.

4. Обычай гостеприимства есть у всех народов.

5. Куначество и аталычество - обычай ногайцев.

6. Кровная месть использовалась как средство самообороны.

7. Культуры народов Кубани тесно взаимосвязаны.

8. Самым популярным танцем горцев является лезгинка.

9. Народы Кубани исповедовали только христианство.

10. Все народы Кубани были оседлыми.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

нет

да

нет

да

да

да

нет

нет

Задание № 6

Вставьте пропущенные слова.

По понятиям черкесского общества, представитель господствующего класса должен был заниматься ___________________________________________ (1). Знатные люди, как правило, сами не воспитывали сыновей, этим занимались их подданные, называвшиеся ______________________(2). _____________(3) считался удалой наездник, меткий стрелок, удачливый захватчик. Умение хорошо скакать на коне, метко стрелять в цель высоко ценилось во всем черкесском обществе. Во время ______________(4) устраивались скачки и стрельба в цель, а в _____________(5), которые пелись на свадьбе, также прославлялась доблесть.

Ответы: 1- военным делом 2 - аталыкам 3 – джигитом 4 – свадьбы 5 - песнях

Задание № 7

Продолжите предложения.

1. Жилище ногайцев называлось _______________________________

2. Дома у ногайцев появились в ________________________________

3. Адыги проживали в ________________________________________

4. Важный атрибут мужской одежды ногайцев и адыгов________________________________________

5. У ногайцев в женском и мужском костюмах имелись _________________________________________

6 Одежда богатого ногайца шилась из материала ______________________________________________

7. Популярные в нашем обществе блюда _______________________________________________________

Ответы: 1 – юрта 2 – 16 в. 3 – сакле 4 - пояс и оружие 5 - кафтан и брюки 6 – простого без отделки

7 -шашлык, пельмени, айран

- рефлексия учащихся (оценивание лучших выступлений самими учащимися; определение наиболее интересных сообщений, презентаций, газет, выступлений).

Оценивание выступления групп учителем.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…