Скоростные поезда Китая. на фоне деградации России. Бизнес-класс в скоростных поездах китая

Поезда в Китае являются самым популярным видом транспорта, составляя конкуренцию даже авиакомпаниям по удобству и цене. Сеть железных дорог охватывает всю страну, кроме провинции Макао.

Виды пассажирских поездов

Пассажирские поезда Китая делятся на два вида - скоростные и обычные. Путешествие в любую точку страны возможно на каждом из них. Обычные поезда по типу устройства похожи на электрички (электропоезда). Ряд моделей имеет двухэтажные вагоны, что делает их похожими на человеческий муравейник.

Этот вид транспорта отличает низкая стоимость и менее комфортные условия поездки в сравнении со скоростным. Важным отличием также является отсутствие запрета на курение. Разрешено курить в тамбуре поезда. Курить в скоростном поезде запрещено.

При покупке билетов предлагается несколько видов мест (по возрастанию цены):

  • Жесткие места. При покупке такого билета за пассажиром не закрепляется конкретное место, а попутчиками в вагоне станут крестьяне и студенты.
  • Мягкие места. За пассажиром закрепляется отдельное место, но такие вагоны способны вместить более сотни людей, что будет создавать ряд неудобств во время путешествия.
  • Жесткие места в спальном вагоне. Проезд в купе из пяти человек, плацкарт.
  • Мягкие места в спальном вагоне. Предполагает путешествие в купе на трех человек.

Обратите внимание! Обычный китайский поезд развивает небольшую скорость, поэтому использовать его удобно для пригородных путешествий.

Скоростные поезда: расписание, сервис

Общим правилом использования жд транспорта в КНР является необходимость приезжать на вокзал заранее. Для скоростных поездов предусмотрены просторные залы ожидания с электронными табло, на которых выводится информация о прибытии поезда. На перрон пассажиров допускают только после того, как состав подан. Такая организация позволяет избегать мусора и столпотворения на перроне. Билет перед посадкой может быть обменян на специальную магнитную карту, которую требуется сохранять на протяжении всей поездки и предъявить в пункте прибытия. Это же правило распространяется на билет.

Скоростные поезда в Китае подразделяются по уровню комфорта, стоимости и технического оснащения.

Основные виды:

  • Категория G. К ней относятся составы, которые обогнать не удастся, они развивают самую большую скорость - до 350 км/ч. Такие поезда делают маленькое количество остановок, предназначены для преодоления больших расстояний. Например, от Пекина до Шанхая дорога займет не более 5 часов. В вагонах предусмотрены только сидячие места (отсутствуют купе). По стоимости это самый дорогой вариант из возможных.
  • Класс категории D. Развивают скорость до 250 км/ч и делают больше остановок в пути. Маршруты этих скоростных поездов включают большое количество китайских населенных пунктов, поэтому о билетах следует позаботиться заранее. В вагонах предусмотрены лежачие и сидячие места. Расстояние Пекин- Шанхай преодолевается за 8-9 часов.
  • Поезд категории С. По скорости близки к паровозам. Используется для пригородного сообщения, менее быстрые, чем D.

Места в вагонах разного типа. Второй класс - место в ряду из пяти кресел. Первый - более широкое кресло, в ряду четыре места. Бизнес-класс - широкое удобное кресло в ряду из трех, обслуживание - на европейском уровне.

Во всех скоростных поездах имеется вагон-ресторан, доступ к горячей воде (она бесплатная). Во время поездки проводник предлагает завтрак, обед, ужин и прочие закуски. Купить еду заранее можно в магазинах, расположенных на вокзале.

Важно! Высокие скорости за счет продуманной аэродинамики и работы на воздушных подушках в салоне поезда не ощущаются, качка, шум отсутствуют.

Расписание маршрутов

По маршрут Пекин - Гуанчжоу поезд преодолевает расстояние 2298 км за 8 часов. В дневное время по этому направлению ходят 5 скоростных составов, в ночное - 7.

Расписание поезда Пекин - Гонконг: два раза в день осуществляется отправление по маршруту. Время в пути - 8 часов 35 минут. Поезд следует только от станции Shenzhen North. Далее потребуется пересесть на автобус.

Поезд из Пекина в Циндао ходит дважды в день. Время в пути - 4 часа 41 минута.

Поезда из Шанхая в Гонконг ходят дважды в день. Время в пути составляет 20 часов.

Уехать из Пекина в Далянь на поезде можно с Южной станции, дважды в день, или с Центрального вокзала. Продолжительность поездки составит 5 часов.

Из Харбина в Пекин ходят два поезда - ночной и дневной, на дневном время поездки составит 7 часов 43 минуты, на ночном - 16 часов 29 минут.

Бронирование и покупка билетов

Бронирование билетов любым способом (онлайн, агентство и пр.) в Китае возможно не больше чем за 20 дней.

Важно! При резерве следует учесть ажиотаж, который возникает в период китайских праздников на билеты в скоростные поезда.

К национальным праздникам относятся:

  • Весенний Фестиваль, который проходит в январе и феврале.
  • Майские праздники.
  • Национальный день.
  • Летние праздники.

Приобрести билеты можно непосредственно на жд вокзале, там же есть возможность распечатать электронный билет. При условии, что у путешественника есть китайский номер и банковский счет - удобно приобрести или забронировать билет на официальном сайте компании перевозчика. К услугам пассажиров многочисленные агентства по бронированию.

Национальная железнодорожная компания China Highlights имеет английскую версию на своем официальном сайте. При бронировании онлайн не действует ограничение в 20 дней.

Важно! Забронированный на сайте билет можно получить только на железнодорожном вокзале, предъявив паспорт.

Покупка билета в ЖД кассах

В Пекине купить билет в кассе вокзала можно за 12 дней до поездки. Для иностранцев установлена отдельная касса, что позволяет избежать очередей.

Для приобретения билетов в кассе в день отправления необходимо приехать на вокзал раньше отправления поезда на 2 часа. Требуется учесть возможность пробок в часы пик, эффективнее всего воспользоваться метро. В здании вокзалов крупных городов установлено окошко для иностранцев. Оно не дает права обслуживаться гостю Поднебесной без очереди, а информирует о том, что кассир достаточно компетентен в общении с иностранцами. В случаях форс-мажора и большой очереди можно, показывая на это окошко, пройти сразу в кассу для иностранцев, чтобы ускорить процесс. Китайцы достаточно дружелюбны и пропустят незадачливого пассажира. В кассах приобретение билетов возможно на все направления.

При оформлении билетов потребуется предъявить оригинал паспорта, номера заказанных билетов, если бронировали на сайте.

Во время путешествия по Китаю железнодорожным транспортом требуется учитывать культурные особенности местных жителей и строгую систему организации жд системы в целом.

На вокзал в день отъезда требуется приходить заранее, для ожидания предусмотрены специальные залы, которые в зависимости от класса (бизнес, эконом), оборудованы местами для сидения, схемами движения и расписаниями поездов. В здание вокзала проход организован по принципу аэропорта. Пассажиры проходят через рамку, проверяются и вносятся в базу данных сведения паспорта. В зданиях вокзалов имеются туалеты, комнаты для бесплатного набора питьевой воды, в том числе и горячей. При заказе/покупке билета может потребоваться указать вокзал в город прибытия/отправления, в тех случаях, если вокзалов несколько (например, в Ханчжоу три вокзала). После получения билета в кассе необходимо на месте проверить корректность всех данных и названий в нем. В случае обнаружения ошибки билет тут же заменят.

После посадки в вагон проводник иногда меняет билет на пластиковую карту, перед станцией выхода происходит обратный обмен. Билет, пластиковую карту - всё это требуется сохранять на протяжении всей поездки до самого прибытия. Билет потребуется для выхода из здания вокзала в конечной точке путешествия.

В поезде на спальном месте уже застелено чистое белье, его стоимость включена в проезд. В вагонах купе действует режим «отбоя». В 22-00 проводник выключает свет, по этой причине приготовится ко сну, достать все необходимые вещи удобнее всего заранее. В новых вагонах предусмотрены небольшие светильники над спальным местом, для чтения. Во время завтрака, обеда, ужина проводник разносит еду.

Вагоны купе оснащены туалетами и отдельными помещениями на 1-2 раковины.

К сведению! Некоторые модели вагонов не предусматривают двери в купе, установлены простые перегородки.

В Китайских поездах почти всех моделей и классов есть билеты на стоячие места. При выборе поезда и покупке билетов стоит обратить внимание будут ли в этом поезде и вагоне такие пассажиры.

Во время длительных поездок «стоячие» пассажиры используют все возможные поверхности для того что бы сесть, что может создавать неудобства. Обычные поезда чаще всего используют такой класс билетов, но путешествие в компании стоящих попутчиков возможно и на скоростных поездах. Длительность поездки не ограничивает железнодорожную компанию в продаже стоячих мест, даже в поезда, идущие более суток.

Ежегодно сеть железных дорог Китая расширяется, темпы роста обгоняют прочие страны во много раз. Этот вид транспорта является одним из самых популярных, благодаря его экономичности и удобству. Для приобретения билетов требуется спланировать маршрут и выбрать поезда заранее, что бы хватило мест, но не раньше, чем за 20 дней. Забронировать, купить, оплатить билеты можно на вокзале, на сайте железнодорожной компании и через агентства. Забронированные на сайте билеты выдаются только на вокзале при предъявлении паспорта и номера заказа.

Скоростные поезда следуют с малым количеством остановок, предназначены для путешествий на большие расстояния. Обычные составы движутся с меньшей скоростью, их использование удобно при перемещении в пригородных направлениях.

Все мы иногда совершаем поездки по железной дороге и знаем, что данный способ путешествия нельзя назвать самым быстрым. И действительно, ну какую скорость может развить обычный пассажирский или даже скорый поезд? 60, 70, 90 км? Согласитесь, не так уж это и много даже по сравнению с автомобилем. Конечно, в нашей стране курсируют и скоростные поезда, такие как , развивающие скорость до 250 км/час, но в России это пока скорее редкость. Но наверняка не за горами то время, когда высокоскоростные поезда, которые уже давно рассекают просторы Европы, Китая, Кореи, Японии, появятся и у нас. А пока давайте выясним, в каких странах курсируют самые быстрые поезда в мире.

Первое место - Япония

Конечно же, на первом месте - Страна Восходящего Солнца со своими высокими технологиями и безупречным качеством техники и электроники. Первые экспрессы линейки «Shinkansen» были запущены в Японии еще в 1964 году, они перемещались со скоростью 210 км/ч. В 2003 году поездом Shinkansen был установлен абсолютный и действительный до сих пор рекорд: 581 км/час на магнитном подвесе. Эксплуатационная же скорость этих поездов равна 320–330 км/час. Экспрессы серии Shinkansen не просто самые быстрые в мире, они еще и очень красивы: обтекаемые серебристо-зеленые поезда не зря называют «пулями». К тому же Shinkansen признаны одним из самых безопасных видов ж/д транспорта: в течение всего времени с момента запуска в эксплуатацию первого поезда ни одна «пуля» не попала в серьезную аварию.

Стоимость поездки в экспрессе Shinkansen достаточно велика. Например, билеты из Токио в Осаку (расстояние - 560 км, время в пути - чуть больше двух часов) будут стоить, в зависимости от класса вагона, от 130 до 150 долларов.

Второе место - Франция

Европа практически не уступает Японии в конструировании высокоскоростных поездов и даже ставит свои рекорды. Так, французские экспрессы линейки TGV легко развивают скорость от 320 км/час, а в 2007 году поезд POS этой же серии разогнался до 575 километров в час на обычных рельсах.

Третье место - Китай

В 2004 году в Китае был введен в эксплуатацию высокоскоростной поезд на магнитном подвесе, чья максимальная скорость на сегодняшний день составляет 431 км/час. Экспресс доезжает из центра города в аэропорт за семь минут, покрывая при этом тридцатикилометровое расстояние. Интересен тот факт, что сконструировали Shanghai Maglev Train (так называется экспресс) вовсе не китайцы, а немцы.

Четвертое место - Китай

На четвертой позиции также находятся китайские поезда, разработанные и сконструированные крупнейшим железнодорожным концерном страны - CSR Qingdao Sifang Locomotive and Rolling Stock Company. Максимальная эксплуатационная скорость экспресса CRH380A составляет 380 километров в час, он ежедневно курсирует по направлениям Шанхай - Ханчжоу, Ухань - Гуанчжоу.

Пятое место - Испания

Замыкают пятерку самых высокоскоростных поездов в мире экспрессы испанской железнодорожной компании-оператора AVE. Испанцы очень удачно придумали название для компании: AVE -аббревиатура от Alta Velocidad Española - по-испански означает «птица», что, согласитесь, прекрасно подходит для концерна, выпускающего скоростные поезда. Скорость самого быстрого из экспрессов компании - поезда Talgo-350, курсирующего по маршрутам Мадрид-Барселона, Мадрид-Вальядолид, достигает 330 км/час.

Скоростные поезда в России

В России поезда, развивающие скорость более 140 км/ч, считаются скоростными, более 200 км/ч - высокоскоростными. Первый советский скоростной поезд «Аврора» начал курсировать в 1963 году между Москвой и Ленинградом, скорость его достигала 160 км/час. На сегодняшний день правительство РФ инвестирует немалые средства в развитие скоростного сообщения по всей восточно-европейской части страны. Поезда «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка» уже курсируют по наиболее востребованным маршрутам, также в конце 2014 года планируется ввести в эксплуатацию высокоскоростной экспресс по маршруту Москва-Киев.

Проведение олимпийских игр в Китае в 2007 году дало толчок для развития сверхскоростного железнодорожного движения в стране. была открыта железнодорожная линия для высокоскоростных поездов со скоростью 330 км в час.

Линия связала столичный Пекин и портовый Тиаджин. И это не предел! Бенджин и Шанхай связаны линией для высокоскоростного поезда со скоростью 350 км в час. Для создания высокоскоростного движения были использованы технологии японской компании Kawasaki. Последнее время существует тенденция использования Китайских технологий в этом направлении. Китайские компании продают свои поезда в страны северной и южной Америка. Для сравнения: скоростные поезда в Европе могут развивать скорость до 270 км в час, японский сверхскоростной экспресс движется со скоростью 234 км в час.

В 2010 Китайский скоростной поезд поставил новый рекорд скорости в 486,1 километра в час, почти на 70 километров в час превысив прежнее достижение, сообщают в пятницу китайские СМИ.

Рекорд был поставлен в ходе тестового прохода состава серии CRH380A на участке между городами Цзаочжуан и Бэнпу на скоростной железной дороге Пекин-Шанхай.

Новый рекорд значительно превзошел предыдущий показатель в 416,6 километра в час, который поезд китайского производства достиг в конце сентября текущего года.


Китайские специалисты начали проектировать поезд, который будет развивать скорость свыше 500 километров в час.

Рекорды скорости пока ставятся лишь в рамках исследовательских тестов. При этом, по информации министерства железных дорог Китая, в настоящее время КНР обладает 337 железнодорожными составами, способными развивать скорость до 380 километров в час, которые используются для перевозки пассажиров.

Китай обладает 7,55 тысячами километров скоростных железных дорог. В процессе строительства находится еще более 10 тысяч километров скоростного железнодорожного полотна.

В 2011 Китай открыл очередную линию скоростной железной дороги. На этот раз — между Уханем и Гуанджоу. Её построили всего за четыре года и теперь это самая длинная скоростная линия железной дороги в мире — 1068 км.
Поезда на ней развивают скорость в 350 км/ч. Так что из Уханя в Гуанджоу можно доехать не за десять часов, как обычно, а всего за 2 часа 58 минут. Стоимость проезда — от 70 до 114 долларов в один конец. В 2012 году в Китае будет находиться в эксплуатации около 13 000 км скоростных железных дорог (200-350 км/час).

К 2012 году в Китае высокоскоростные перевозки будут осуществляться по 42 железнодорожным линиям, что даст еще больший толчок к развитию экономики. То расстояние, на преодоление которого раньше нужно было десять часов, сейчас всего три. Это прекрасная альтернатива автомобильному транспорту с извечными пробками и самолетам с необходимой предварительной регистрацией. Внутри поезд не разделен на вагоны и представляют единое пространство. Тряска, вибрация, толчки при передвижении отсутствуют. В поездах установлены мягкие анатомические кресла, телевизоры, автоматы с напитками. Также предоставляются горячие обеды, которые разносят вышколенные стюарты. Стоимость обедов включена в билет.

На что это похоже? На гигантский аэропорт? На космодром? На кадр из фильма про будущее? Нет, ребята, это китайский вокзал. Гигантское здание. Футуристичная архитектура. Лифты, эскалаторы, десятки и сотни информационных табло, мраморный пол, наполированный до зеркального блеска, живые пальмы, комфортная температура, идеальная чистота. Тут одновременно находится несколько тысяч человек. Но все они так равномерно распределены в общем гигантском пространстве, что не создается ощущение толпы, свойственное вокзалам.

Тут расположены и рестораны, и Макдональдс, и Старбакс, и брендовые магазины. Тут есть и зоны отдыха, и игровые площадки для детей. В кассе для покупки билетов есть специальное окошко для иностранцев. Взрослая и серьезная китаянка в очках продает билеты «лаоваям» с таким видом, будто они — ее ученики, а она — преподаватель английского.

На этот вокзал не приезжают обычные поезда. Тут поезда скоростные. Дело в том, что сейчас Китай отстраивает по всей стране гигантскую паутину скоростных железных дорог. Эта паутина уже сейчас связывает между собой десятки стратегических миллионников. А в ближайшие несколько лет она будет накрывать собой в прямом смысле всю страну.

акие поезда - это великолепная альтернатива сразу двум видам транспорта. Во-первых, автомобилям. Раньше, чтобы попасть из одного города в другой, нужно было брать машину, долго стоять в городских пробках, выезжать на автостраду, платить за дорогу (дороги в Китае платные), заправляться и ехать со скоростью 100 километров в час в соседстве с безумными китайскими водителями грузовиков. Теперь на скоростном поезде это можно сделать в три раза быстрее и в три раза дешевле. При этом вы проведете время в комфортных условиях и не устанете за рулем.

А во-вторых, это альтернатива самолетам. Потому что сейчас практически из любого крупного города в другой крупный город можно не только долететь на самолете, а еще и доехать вот на таком скоростном поезде. Зачастую это намного удобнее. И всегда дешевле. И это работает.


На вокзале все пассажиры ждут своего поезда в общем зале ожидания. И только когда скоростной поезд подают на платформу и он открывает свои герметичные двери, пассажиров приглашают на посадку. Система посадки тут такая же, как и в аэропортах. Именно поэтому на самих платформах всегда пустынно и безупречно чисто.


AP Photo/Xinhua, Cheng Min // Депо в Ухане и одни из самых быстрых поездов в мире.

Покупка билетов, поиск нужного выхода на платформу, путь из зала ожидания до поезда - все это организовано настолько логично и предсказуемо, что разобраться в этом сможет любой. Даже «лаовай». И даже «лаовай», который прилетел в Китай впервые и только что.

Поезда приходят вовремя. И уходят вовремя. Это система. Четкая и продуманная матрица.

После того как поезд подали, пассажиры через автоматические ворота попадают на одну из платформ, которых тут несколько десятков. И почти сразу же оказываются внутри поезда.


AP Photo // Машинист в кабине поезда CRH3.



Внутри поезд - это единое пространство. Без перегородок и разделенных вагонов. Вы можете пройти из конца поезда в начало, не открыв и не закрыв ни одной двери. Мягкие, удобные кресла, информационные табло (где высвечиваются названия остановок, время и скорость), жк телевизоры, розетки для ноутбуков, кулеры с горячей и холодной водой…

Обслуживают такие поезда специально заточенные проводники. Симпатичные, но строгие китаянки в синей униформе. Именно им вы можете задать свой наивный вопрос и получить на него вполне серьезный ответ. На работе они не флиртуют…

Обратите внимание на этого молодого человека в красной жилетке. Это сотрудник железной дороги. Он разносит обеды. Рис с мясом. Курицу с мясом. И сладкие пончики.


Несмотря на то, что эти поезда ходят действительно быстро, скорость внутри них не ощущается совсем. Они очень стабильны. Тут нет ни тряски, ни вибрации. И понять, насколько быстро движется поезд, можно лишь тогда, когда за окном проносится встречный состав. Встречные поезда длиной более двухсот метров пролетают мимо менее чем за две секунды. При этом аэроволна от них бьет по окнам с такой силой, что каждый раз невольно вздрагиваешь. Ощущения — довольно прикольные. Первые несколько раз я вообще не понял, что это такое. И лишь потом догадался: «Уфф, это же встречные поезда!»

Новое поколение поездов в Китае - это не «чтобы было» и не «а у нас тоже есть», и не «блаблабла». Это продуманный, удобный и востребованный проект федерального масштаба. Ориентированный не на столичную элиту, а на народ. (Кстати, как и многое в Китае).

Несмотря на всю свою футуристичность и грандиозность, цены тут совсем не высокие. И на соседних сиденьях запросто могут сидеть и бизнесмен из Шанхая в костюме и галстуке, и рисовый фермер, который возвращается из столицы к себе в деревню. При этом они обязательно будут громко разговаривать, обсуждать погоду, политику, индекс Доу Джонса, сельскохозяйственные удобрения и еще кучу всего…


Китаю необходимо передвигаться. Передвигаться быстро, удобно и доступно. Скорость передвижения по стране - это очень важно для того, чтобы экономика и бизнес продолжали развиваться так же безумно быстро. В этом заинтересованы все. И государство, которое «создает условия». И «народ и бизнес», который этими условиями пользуется. И мне в целом понятно, почему такие скоростные железные дороги строятся именно здесь, а не где-то еще.

Принципиальная схема жд и скоростных жд в районе Восточного Китая

Принципиальная схема скоростных дорог Китая(построеных, строящихся и планируемых к строительству)


Вот что пишет блогер imajarov о сыоей поездке на этом поезде.

Движение по скоростной трассе Шанхай-Ханчжоу. Время в пути - 45 минут.
Билеты стоят 82 юаня - втрой класс, 131 юань - первый класс. Есть еще купе(отгороженный загон на 6 человек в вагоне 1-го класса) - 240 юаней на человека.

Первое ощущение довольно впечатляет: поезд сначала неторопливо отходит от станции и лениво, со скоростью 120-130 км час "плетется" по подъездным путям. Потом выходит на скоростную эстакаду, за 10-20 секунд стремительно ускоряется до 220-250 км. А дальнейшее ускорение до 350 км/ч осязаемо захватывает дух. Пролетающие внизу домики, машинки и пашенки навевают мысль о бренности всего сущего. И почему то сразу начинает думаться о том, что наверное правильно, что в таких поездах нет пристяжных ремней: если что - то не помогут. Особенно когда эстакада достигает метров 20 в высоту - возникают полные ассоциации бреющего полета на вертолете(летал как-то на "Хулигане" Ка-26 вдоль побережья).



AP Photo/Xinhua, Cheng Min // Вокзал в Ухане, центральный Китай.


REUTERS/Stringer // Максимальная скорость поезда 350 км/ч.



Надеяться на скоростные поезда как на средство экономии в Китае явно не стоит. Выбирайте между поездом и самолетом исходя из своих личных предпочтений. Поезд из Пекина в Шанхай едет чуть менее 6 часов. Самолет летит 2 часа, но вы потратите много времени на поездку в аэропорт и предполетный контроль. По времени также большой разницы нет.

Если вы хотите сэкономить, то езжайте на обычном поезде. Он едет 12 часов, зато спальное место стоит 57 долларов. Сидячее место стоит уже 30 долларов. Просидеть 12 часов в поезде намного проще, чем в салоне самолета, на котором вы .

Как мы уже говорили, хорошего и удобного сервиса покупки ж/д билетов, работающего на русском языке, еще не существует. Российские сайты оказывают услуги по принципу: “оставьте заявку, а мы вам что-нибудь подберем”, что не устраивает потребителей.

Придется пользоваться английскими сайтами, что несложно. В современные браузеры встроен переводчик, и результат более-менее адекватный. (см. картинка1 , картинка2)

Единственный важный факт, о котором не стоит забывать, – это названия городов в Китае. Они не всегда совпадают с российской интерпретацией. Пекин по-английски называется Beijing, Сиань – Xian, а Ухань – Wuhan. Ищите правильное латинское название нужного города, и вы купите билеты без проблем.

Конечно, билеты можно купить уже на месте в кассе, но наличие мест не гарантируется. Рекомендуем позаботиться о железнодорожных билетах заранее.

О скоростных поездах

Еще несколько лет назад высокоскоростные поезда в Китае развивали скорости 350 километров в час. Когда мы видели эту цифру на табло, казалось, что будущее из фантастических книг уже наступило. Сейчас все изменилось, и они редко развивают скорость больше 250. Ограничение введено в целях безопасности.

Поезд проделывает на максимальных скоростях отнюдь не весь путь, поэтому среднее время в пути увеличилось на 20%. К примеру, еще несколько лет назад из Уханя в Шанхай можно было добраться всего за 5 часов, а сейчас это 6 часов.

В продаже обычно встречаются три типа билетов. Это 2-й класс (Second Seat), 1-й класс (First Seat), Бизнес-класс (Business Seat). Разница заключается в удобствах - чем выше класс, тем больше размер сидений и дороже билет. 1-й класс в 1,5 раза дороже, чем 2-й. Бизнес стоит в 3 раза дороже, чем 2-й класс.

Проблема комфорта в китайских поездах стоит не так остро, как при авиаперелетах. Вы всегда сможете встать и прогуляться по поезду сквозь все вагоны. Можно пойти в вагон-ресторан и покушать или выпить. Цены на еду вполне приемлемые. В последнюю нашу поездку обед стоил 50 юаней, а 10 юаней.

"Хочешь, шиканём? Недорого." спросил я у Вити, когда мы планировали осеннюю поездку в Китай. Это был риторический вопрос. Я знал, что Витя никогда не против шикануть, особенно недорого. Если конкретней, то нам предстояло купить билет на скоростной поезд из в , и я предложил прокатиться бизнес-классом, чтоб ненадолго испытать все прелести китайской железнодорожной роскоши.

Как я и ожидал, Витя тут же согласился. К счастью такой билет стоил не очень дорого:

Расстояние между двумя городами около 400км, это хорошие четыре часа на машине, но скоростной поезд покрывает дистанцию примерно за полтора. При этом билет во втором классе стоит около $25, в первом классе - $40, а в бизнес-классе $80! Да, в китайских поездах бизнес-класс считается лучше первого, в отличии от большинства авиалиний, )!

12. А вот и кресло железнодорожного бизнес-класса. Здесь полно места для ног, и красивая красная кожа (ну, или какой-то похожий синтетический материал).

13. В бизнес-салоне всего пять мест: в первом ряду три кресла, а во втором всего два. В спинках кресел есть кармашки, хотя дотянуться до них, не вставая, абсолютно не возможно.

14. Итак, поехали!

15. Самое время изучить, чем балует своих лучших пассажиров железнодорожная компания. Каждому из нас выдают две пары тапочек! Это кажется ещё одна попытка имитировать . Пожалуй японцы любят тапочки примерно так, как китайцы любят всякие заборы и ограды.

16. Из ручки кресла вытаскивается столик, а в кармашке у ног сидения лежит небольшой планшет. Это кажется вместо телевизора.

17. Правда, тут же оказалось, что и телевизор тоже есть. Оба девайса были полностью на китайском, и я так и не смог сделать с ними ничего полезного. Но надо отдать им должное, они и так предоставили мне где-то минут десять развлечения.

18. Кажется здесь реально косят под авиалинию - по крайней мере проводница одета прямо как стюардессы на самолётах! И тележка тоже похожа на нечто, купленное у Боинга. Правда спиртного тут не раздают, пришлось удовольствоваться чаем.

19. Каждому пассажиру бизнес-салона выдали вот такую коробочку с гостинцами.

20. Внутри печенье, конфеты, и прочие сладости. Как по мне, могли бы подобрать что-нибудь более изысканное, всё же это БИЗНЕС-КЛАСС!

21. Самое важное качество любого сидения в бизнесе, это возможность превратиться в полностью горизонтальную койку. И тут, должен заметить, китайцы не подвели. Нажал кнопочку, и сидение с жужжанием медленно откидывается и разъезжается.

22. Пока я всё это фотографировал и проверял, Витя уже уснул, и видит третий сон. Везёт тем, кто сразу может так вырубиться! Из полутора часов дороги он проспал большую часть.

23. Эта дверь ведёт к обыкновенной части поезда, где едут лузеры-простолюдины. Над ней табло со скоростью и температурой воздуха. А так же индикатором, свободен ли туалет. Да, к сожалению туалет надо делить с этими плебеями из первого класса.

Вот такой железнодорожный бизнес. Разумеется таких денег он не стоит. А как вам кажется?