Сперанский, михаил михайлович

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сперанского Михаила Михайловича

Сперанский Михаил Михайлович – российский государственный, политический, общественный деятель, граф.

Детство и юные годы

Михаил Михайлович родился во Владимирской губернии в селе Черкутино 12 января 1772 года. Его отец – Третьяков Михаил Васильевич – был церковнослужителем в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Мать – Прасковья Федоровна – была домохозяйкой. Михаил был старшим ребенком в семье. У него с раннего детства были проблемы со здоровьем, но это ничуть не помешало ему научиться читать задолго до того, как этому научились его сверстники. Сперанский был тихим и задумчивым ребенком, почти ни с кем не контактировал, кроме своего дедушки Василия. Тот очень любил рассказывать внуку интересные истории из жизни. Именно благодаря этим историям Михаил Сперанский и получил свои первые знания об устройстве мира, о предназначении человека.

В возрасте шести лет Михаил пережил событие, которое оказало очень большое влияние на его будущую жизнь. Дело в том, что в его родное село Черкутино пожаловали владелец поместья Николай Иванович и протоирей Самборский Андрей Афанасьевич. Самборскому очень понравился сообразительный мальчик, он часто играл с ним, разговаривал, звал с собой в Петербург.

В 1780 году Михаила устроили во Владимирскую епархиальную семинарию. Его записали под фамилией Сперанский, что в переводе означает «подающий надежду». Во время обучения у Сперанского открылось множество талантов и положительных качеств – интерес к чтению, самостоятельность, человеколюбие, скромность. В 1787 году Михаил стал «студентом философии» и получил возможность стать слугой ректора семинарии Евгения Романова. В это же время Сперанский посетил Москву, где встретился с Самборским. Через год Сперанский обратился к нему с просьбой помочь ему поступить в Московский университет. Как отреагировал Андрей Афанасьевич, историкам неизвестно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Общественная деятельность

В 1797 году Михаил Сперанский поступил на государственную службу. В процессе работы он составил несколько проектов положительных преобразований. В 1807 году Сперанский стал статс-секретарём Александра Первого, через год – членом Комиссии составления законов. В 1809 году Михаил Михайлович написал план государственных реформ, предусматривающих создание конституционной монархии и пошаговую отмену крепостного права. Разумеется, не все из задумок Сперанского осуществились.

К 1810 году Михаил занял пост госсекретаря Государственного совета. Через пару лет его обвинили в тайных связях с , из-за чего Сперанский был вынужден отправиться в Нижний Новгород, чуть позже – в Пермь. В 1816 году Михаил стал гражданским губернатором (Пенза), а в 1819 году – генерал-губернатором (Сибирь).

Сперанский вернулся в Петербург в 1821 году. Там он был назначен членом Госсовета и управляющим Комиссии составления законов. Через пять лет после возвращения Михаил Михайлович вошел в состав Верховного уголовного суда над декабристами, а также занял ведущее положение в управлении второго отделения канцелярии императора. C 1830 по 1832 годы Сперанским были созданы Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. В 1839 году Михаилу Сперанскому был присвоен титул графа. В этом же году 23 февраля Михаил Михайлович скончался.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию общественного духа “ . В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия “ .Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников.

В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства.

Кроме того, должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однако высшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди “среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать от своего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего” - проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из “среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в “среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планы реформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путем расширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “но ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавший А.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственных учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа, устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь для получения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы: чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательного плана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему более стройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифест Александра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственного совета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственный совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять на усмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского были реорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутренней безопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особые ведомства - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы власти министров,их ответственность.

На этом реформы закончились. Сам Государственный совет стал противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она была основана на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалось разделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством состава Сената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того времени была финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет, который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялся реформатор.

Финансы России в результате ряда войн находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. По его предложению правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со 125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направлено против Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловредным попо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г начал понимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского, открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М. Карамзин и родная сестра Александра I , великая княгиня Екатерина Павловна. Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живой интерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем Георгом Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесный кружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее был Карамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором » , а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ее глазах Сперанский был « преступником » , овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, что помимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также и личным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не раз становился ей поперек дороги. Сперанский, в частности, имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался играть активную роль при дворе Александра I . 15 марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру. Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях » . В ней писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержа-вием» . Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу » .

Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных » , которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленные доносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворян последними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного и нерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого рода реформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если в начале их совместного пути по переустройству страны Александр уважал Сперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже проникся ими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писал В.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычную и непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой же ошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты и поставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительным великодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласково простившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его как провинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал, а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москве подходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе 1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери в Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г. Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором. Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решил провести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергично занимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформирования аппарата управления Сибири, определившего правительственную политику в отношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов (уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава об управлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением» Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильный только для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». Он писал о последнем: «Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург и был принят Александром I. История возвышения, государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизации политической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявших размышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласные политические проекты Сперанского: «Введение к уложению государственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления» и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционного правительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский. «Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов по крестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидации крепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установок передовой философии своего времени - создания естественного права человека на свободу... Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкое размежевание между программными установками дворянских революционеров и Сперанского».

Сперанский негласно поддерживал декабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьба висела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи с декабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, что было «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «в терзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде над декабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. До последних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания (собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи с завершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначение преподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении его деятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при Александре I), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. в возрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненно ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии. Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановка после Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной мере мириться со Сперанским.

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственныхдеятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанскийродился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи летобучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главнойсеминарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенныеспособности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он былоставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучивсамостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французскоми английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился совзглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашнимсекретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственногодеятеля.

В 1797 г. он поступил на службу вканцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол местогенерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел наслужбу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание,и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных иправительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомствоСперанского с Александром - во времясвоей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последнийоценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похожкак на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявилинтерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году онвключил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основнымсоветником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проектгосударственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственныхзаконов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегалправительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже болеесостоянию общественного духа “. В целях предотвращения революции он предлагалАлександру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, таксказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то жепространство самодержавия “.Этими внешними формами, по мнению Сперанского,должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и ихответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделениезаконодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборныхпредставителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширениеполитических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства долженстоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметьГосударственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемыхмонархом сановников.

В совете обсуждаются всекрупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все делаот нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельностиправительства.

Кроме того, должны быть выборныеГосударственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие правоголоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Онарешает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу.Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскуюдуму. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждаетпредложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственныйсовет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности ипри создании судебной власти. По егомнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однаковысшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставалсяадминистративным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числапредставителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своейоснове не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владениедвижимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранениинеравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории:дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди“среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имелитолько гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать отсвоего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие идомашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоватьсятолько представители первых двух категорий. Таким образом, основныеполитические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего”- проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранениикрепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отмененопостепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нетв истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабствеоставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблялсословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из“среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в“среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планыреформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путемрасширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютноймонархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “нони государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительныхпотребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанскийпереоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силудворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти.Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь вусловиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишьчастичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральнымиобещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавшийА.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому,как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и онхвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращенияих в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему мирупри том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связьс готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственныхучреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, чтозвания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания,если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа,устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь дляполучения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы:чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, приотсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной куказу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и средичиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательногоплана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему болеестройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифестАлександра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственногосовета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственныйсовет должен был обсуждать все подробности государственного устройства,насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять наусмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя,Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: онзанимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическимиделами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогдазавоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского былиреорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, делакоторого распределялись междуминистерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутреннейбезопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особыеведомства - государственного контроля, духовных дел иностранныхвероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы властиминистров, их ответственность.

На этом реформы закончились. СамГосударственный совет стал противником дальнейших преобразований. РеформаСената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она былаоснована на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалосьразделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Составпоследнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть- от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством составаСената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того временибыла финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет,который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялсяреформатор.

Финансы России в результате ряда войннаходились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджетадостигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработатьплан улучшения финансового положения страны. По его предложению правительствопрекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы,продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги,коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий далоположительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направленопротив Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловреднымпопо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г началпонимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратилсяс просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможностьпродолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом.Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского,открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболеереакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М.Карамзин и родная сестра Александра I, великая княгиня Екатерина Павловна.Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живойинтерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем ГеоргомОльденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесныйкружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее былКарамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором », а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ееглазах Сперанский был « преступником »,овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, чтопомимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также иличным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не разстановился ей поперек дороги. Сперанский, в частности,имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народногопросвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Онотказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, котораяпрочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался игратьактивную роль при дворе Александра I. 15марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру.Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом игражданском отношениях ». В ней писатель подвергрезкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая ихнесвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции.Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, чтоРоссия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасласьмудрым самодержа-вием». Он доказывал, что датькрестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что длятвердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать имне вовремя свободу ».

Общей мыслью Карамзина было то, что страненужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно,если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных », которые ревностностанут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывалвопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясьвсего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленныедоносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворянпоследними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного инерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого родареформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если вначале их совместного пути по переустройству страны Александр уважалСперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже прониксяими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писалВ.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычнуюи непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой жеошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты ипоставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительнымвеликодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласковопростившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его какпровинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал,а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москвеподходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, накоторое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Толькоосенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери вВеликополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г.Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором.Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решилпровести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления,произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-топоправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведениисибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергичнозанимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформированияаппарата управления Сибири, определившего правительственную политику вотношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов(уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава обуправлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением»Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильныйтолько для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему сталоясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенногопоручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимсянадеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить личноСперанского». Он писал о последнем:«Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов идел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого.Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнилидобром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург ибыл принят Александром I. История возвышения,государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизацииполитической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявшихразмышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласныеполитические проекты Сперанского: «Введение к уложениюгосударственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления»и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционногоправительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский.«Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов покрестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидациикрепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установокпередовой философии своего времени - создания естественного права человека насвободу… Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкоеразмежевание между программными установками дворянских революционеров иСперанского».

Сперанский негласно поддерживалдекабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьбависела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи сдекабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, чтобыло «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «втерзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде наддекабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. Допоследних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания(собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи сзавершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначениепреподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении егодеятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы иАракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при АлександреI), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. ввозрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним изсамых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что онхотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян,законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов,упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большиереформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долгоне могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большаядоля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненноускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии.Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановкапосле Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной меремириться со Сперанским.

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.