Учения карлоса кастанеды. Отличие учения дона Хуана от позиций восточного и западного эзотерического корпуса. Загадки биографии Кастанеды

Доктрина

В начале 60-х годов Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки", в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Интересно, что уровень проработки информации и стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда отбрасывает юношеский максимализм г излишнюю самоуверенность, постепенно превращаясь в лидера группы магов, руководителя уже собственной организации своих последователей, культа.

Свое учение – "Учение Дона Хуана" – Кастанеда называет магией, хотя сам Дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя дон Хуан именовал "видящим", "человеком знания", "воином абсолютной свободы". Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, – это далеко не единственный способ его видения. Он пишет, что маги- "видящие" могут видеть окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, "протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность". В этой картине мироздания человеческие существа видятся магам как некие "светящиеся коконы" или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной.

Центральное понятие учения магов – точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

С точки зрения дона Хуана и согласно учению Кастанеды, вселенная не ограничивается той только реальностью, которую мы знаем, привычным для нас миром. Кастанеда утверждает, что вселенная состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом человек "собирает миры".

Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, "аванс" – сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием "Путь воина".

Говорится, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться того. Вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

воин должен переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то. на что он будет тратить свои время и энергию; воин должен уйти от повседневной суеты и бесцельного существования; воин не должен мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; воин не разменивается на мелочи и ни в чем не дает себе поблажки, он должен являться хозяином своей судьбы; им должно двигать несгибаемое желание достичь "абсолютной свободы", безупречность и жесткая внутренняя дисциплина – вот качества, необходимые воину на его пути .

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства "намерения", "сталкинга" и "сновидения" состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

Объективно, "Учение дона Хуана", изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

Произведения Кастанеды ("Учение дона Хуана", "Путешествие в Икстлан" и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать "необычную реальность" и достигать "могущества с помощью галлюциногенных растений: "пейота", "дурмана" и "гриба". После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: "Я забыл, что я человек!". Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: "Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий".

1. Характеристика учения Карлоса Кастанеды

В начале 60-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще его 8 книг, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Уровень проработки материала, стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда превращается в лидера группы магов, последователей, культа.

Свое учение Кастанеда называет магией, хотя герой его книги маг дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя он именует «видящим», «человеком знания», «воином абсолютной свободы». Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, - далеко не единственный способ его видения. Маги, утверждает он, видят окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». В этой картине мироздания люди выглядят как некие «светящиеся коконы» или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной».

Центральное понятие учения магов - точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

Согласно учению Кастанеды, Вселенная не ограничивается только той реальностью, которую мы знаем. Она состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом, человек «собирает миры». Человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» - сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием «Путь воина».

Учение утверждает, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться сохранения своего сознания после смерти. Для этого вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

Переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то, на что он будет тратить свои время и энергию;
- уйти от повседневной суеты и бесцельного существования;
- не мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; стать должен являться хозяином своей судьбы;
- развить в себе несгибаемое желание достичь «абсолютной свободы», безупречность и жесткую внутреннюю дисциплину.

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства «намерения», «сталкинга» и «сновидения» состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

Таким образом, «Учение дона Хуана», изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

Книги Кастанеды («Учение дона Хуана», «Путешествие в Икстлан» и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать необычную реальность и достигать «могущества» с помощью галлюциногенных растений. После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: «Я забыл, что я человек!». Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: «Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий».

РЯД ГРУПП ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ ОТНЕСЕН РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ К РАЗРЯДУ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Последователи Карлоса Кастанеды исповедуют культ шаманской ориентации. Доктрины и ритуальные практики этих групп позволяют отнести их в разряд сатанистских (к так называемому «ТЕМНОМУ ТЕЧЕНИЮ В ШАМАНИЗМЕ».

2. Размышляя о прочитанном.

На протяжении многих лет книги Кастанеды были моими мудрым помощником в разрешении сложных житейских ситуаций. Что же полезного можно найти в этих, весьма сомнительных для верующего человека книгах?

Вся серия книг Кастанеды выглядит как искренние и непритязательные записки духовного ученика, медленно и тяжело постигающего Истину, представление о которой у него постоянно меняется. Мир, в котором мы живем, во многом субъективен, он - продукт нашего «описания» этого мира, а само описание формируется в нас под действием других людей и сложившихся способов объяснения наблюдаемых явлений. Если бы человек смог «остановить мир» - отделить себя от своих собственных его «описаний» - он смог бы увидеть реальность и принимать независимые решения. Он смог бы управлять своей Волей, - идея, красной нитью проходящая по всем магическим и оккультно ориентированным учениям.

Подобно Дон Хуану, постоянно сбивающему своего ученика с толку с целью освободить его ум от предвзятых мнений, Кастанеда в своих книгах «шутит» со своим читателем. Он вводит в употребление новые термины и новое понимание природы происходящего, уводя читателя в фантастический мир - то ли реальность, то ли вымысел взбудораженного гипнотическими средствами рассудка.

Ошибка - принимать все, сказанное Кастанедой, буквально и излишне серьезно. Это так же глупо, как принимать всерьез свою жизнь, испытывающую дух человека на прочность. Наш ум, воспитанный в понятиях логического мышления, в обычной жизни не дает нам выйти за его пределы, а наша Личность, сформировавшаяся в нас для самосохранения, всегда оберегает свою целостность. Именно благодаря личности мы становимся рабами своей «личной истории»: своих обид, страданий, представлений о добре и зле, грехе и добродетели.

Нетрудно заметить, как наша «личная история», которой мы описываем свой прошлый опыт, создает предвзятость в решении проблем настоящей жизни. Она помещает нас в границы наших закостеневших и давно уже не соответствующих реальности представлений о своих достоинствах и недостатках, способностях и неумениях, которые связывают нас и не дают поступать адекватно новым обстоятельствам.

Дон Хуан при каждой встрече с Карлосом всячески пытается разбить его ложные представления о себе и мире, в котором он живет, чтобы нацелить на новое видение, новые возможности. Этого же хочет Кастанеда от своего читателя.

Кастанеда вводит термин «контролируемая глупость». Понять его легче всего на примерах собственной жизни. Практически все, что с нами происходит, глупость. Правила, по которым мы все живем, очень условны и полны абсурда. Одно и то же действие в одних местах считается нормальным, в других – неприличным, в третьих кощунственным. Любая наша амбиция, жизненная цель, даже долг, при их внимательном и честном их рассмотрении оказываются надуманными, бессмысленными и лишними. Тем не менее, все эти правила, принципы, традиции и установки нам необходимы и удобны, каждая по своей особой причине. Чем выше над обычной жизнью находится точка, из которой мы смотрим на жизнь, тем больше оснований называть наблюдаемое - глупостью.

Дон Хуан предлагает делать глупости «контролируемыми»: «Все, что я делаю по отношению к себе и к другим, есть глупость, потому что ничего в жизни не имеет значения. Тем не менее, я продолжаю жить, потому что я настроил свою волю таким образом, что для меня не важно, что ничего не имеет значения. Воля контролирует глупость моей жизни. ...Когда человек научится видеть, он окажется одиноким в мире, где есть только глупость».

Еще одна общая проблема многих – склонность заявлять свою позицию поспешно и излишне прямолинейно, не учитывая, что ситуация меняется, и мы не знаем всех обстоятельств, которые могут повлиять на нас в самое ближайшее время. Кастанеда называет это качество отсутствием «текучести». «Если ты хочешь остановить других от чего-либо, надо остаться в стороне от того, что руководит ими, и только тогда ты сможешь управлять происходящим».

Каждому из нас знакомы ситуации, когда нам предлагают сделать какой-нибудь выбор, но ни одно из возможных решений нас не привлекает. Не находится решения, полностью созвучного нашей природе. Под давлением других мы уступаем и выбираем то, что потом оказывается мучительным. Кастанеда советует: «Если ты когда-нибудь начнешь действовать, то ты должен делать это твоим собственным способом! Выбирай себе дорогу с сердцем - ту, что дает тебе внутреннее спокойствие и удовлетворение».

Кастанеда постоянно борется с повышенным чувством значимости себя, воспитанным в нас жизнью, где часто требуется себя утверждать. Но, пока человек чувствует, что является важной вещью в мире, он не может полноценно воспринимать реальный мир. Все, что он видит - это он сам, вне остального. Эта идея Кастанеды согласуется с понятием «внутренней оценки» П.Д.Успенского: всякий человек постоянно и бессознательно учитывает мнения и отношение к себе окружающих, а также пользу, которую может принести ему та или иная ситуация. Такое «учитывание» является одной из типичных форм погружения нашего сознания в сон, делающего человека игрушкой обстоятельств, не позволяющего ему видеть реальный мир и самого себя без предвзятости.

Видение мира начинается с правильного реагирования на те представления о мире, которые находятся вне привычного нам представления о них. Разве подобные ситуации не встречают нас в обычной жизни? Дон Хуан требует от Карлоса свежести и непредвзятости восприятия любого впечатления. «Не знать, за каким кустом прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя так, как если бы мы знали все».

Привычка всматриваться и вслушиваться в свою жизнь очень полезна: чем более внимательно мы относимся к окружающему нас миру, тем яснее слышим свой внутренний голос, подсказывающий нам правильные действия. «Надо и муравей гонцом будет», - говорят мудрецы Индии, и я много раз убеждалась в правоте этой простой истины.

Люди хотят, чтобы им подсказывали, что делать, но еще больше они любят сопротивляться и не делать того, что им сказано. Это обычная слабость каждого человека. Слабостей у всех предостаточно. Какие-то - присущи только нам одним, какие-то - типичны для всех. Наибольшей проблемой любого человека является чувство собственной важности. С одной стороны, оно - источник нашей активности, ядро всего доброго в нас, с другой, это - причина необъективности нашего восприятия, трата личной энергии на его поддержание. Сознательный человек должен знать, чего он хочет, и четко представлять, что для этого необходимо делать. Исходя из такой точки зрения, наибольшим благом для нас часто оказывается встреча с Мелким Тираном - мучителя, выводящего из равновесия и смертельно досаждающего нам. Если человек сможет справиться с собой перед лицом этого Тирана, то он сможет изменить себя и стать лучше.

Человеку свойственно совершать ошибки. Они являются нашими учителями: не выстрадав в результате совершенных ошибок собственных истин, никакая чужая мудрость, даже самая совершенная, не станет нам полезной и до конца понятой. Истины открываются только тогда, когда мы не остаемся пассивными в жизни, когда начинаем противиться естественному ходу событий и, набивая шишки, вместе с ними - приобретаем опыт.

С житейской точки зрения наша цель - избегать страданий, для чего более выгодно вести пассивный и созерцательный способ существования, принимать все вокруг, как оно есть, и жить, «как живется». С духовной точки зрения все обстоит как раз наоборот. Здесь самым ценным приобретением являются впечатления, причем любые - и радостные, и болезненные, как можно более разнообразные, дающие нам представление о самых разных сторонах жизни.

Нет большой заслуги в том, чтобы просто всячески отгораживаться от жизни - отказываться от чтения книг разного направления, от телепередач, от проникновения в проблемы общественной жизни, даже от интереса к политике: при всей своей «грязи», новая информация способна дать человеку наиболее ценный и впечатляющий опыт бытия. Оставаться духовным в гуще жизни гораздо сложнее, чем в монастыре, даже если этот монастырь мы сами себе искусственно создали. В гуще весьма несовершенной жизни все не просто, все полно страданий и трудностей. Жизнь, принимаемая нами во всех ее проявлениях - это наилучший Мелкий Тиран, одолев которого, мы сможем подняться на качественно иной уровень. А можем и сломаться, упасть до животной борьбы за собственное выживание. В этом выборе способа существования и цели, которая для нас значимее, человеку необходимо найти собственное решение.

Как и все в жизни, каждое явление может стать нам враждебным, а может и полезным. Все зависит только от выбора точки зрения, из которой мы на все смотрим. Книги Кастанеды полны интересных наблюдений о нас самих и о жизни, но, в то же время, могут стать для не имеющей духовного опыта молодежи чрезвычайно опасными. Большое искушение – ухватиться за сатанинский вариант видения мира, предлагаемый Кастанедой. В кастанедовском мире главным для человека является не любовь к нашему Создателю и Его творению, а только личное спасение от «Пожирания Орлом» и обретение магической власти над миром. Это тупиковый путь, и запоздалое понимание этого может оказаться непоправимым.

Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? Лобков Денис Валерьевич

Карлос Кастанеда - учение Дона Хуана

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда - американский писатель и антрополог (доктор философии и антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвященных шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передает суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу.

Поскольку Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «Путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.

Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде: во-первых, естественный источник - это те сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью; во-вторых, это информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых прямо или косвенно утверждали, что почерпнули сведения из задокументированных источников; в-третьих, сами документы (реально существующие либо вымышленные); в-четвертых, субъективные воспоминания лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его (таким источником можно считать книгу «Магическое путешествие с Карлосом», написанную Маргарет Раньян Кастанедой, некоторое время состоявшей с ним в браке, но жившей с ним только лишь в течение первых шести месяцев).

Сам Карлос долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти. Еще характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, - запрет Кастанеды на видеосъемки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике, человек знания (то есть воин или маг в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его - противоположна статичности.

Итак, сам Кастанеда называл местом своего рождения деревню Джукьери неподалеку от Сан-Паулу в Бразилии. Первоначально его звали Карлос Аранья, но в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда).

Родился будущий писатель в обеспеченной семье, хотя на момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал, как быстрое совокупление «за дверью». Его передали на воспитание одной из сестер матери. Она умерла, когда ему было 6 лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось 25. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

В возрасте 10 лет, Карлоса отправили в интернат в Буэ- нос-Айрес. В год пятнадцатилетия родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско и отправили его жить и учиться в США. Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось, и вскоре он, несолоно хлебавши, вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. Параллельно он продолжал учиться в Калифорнийском университете.

Карлос утверждал, что в рамках антропологической практики в университете он случайно встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса, что полностью изменило его жизнь. Как впоследствии оказалось, дон Хуан увидел в нем нагваля, то есть мага-лидера, способного к обучению и продолжению линии магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» - достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображало знания о взаимодействии с окружающими духами, что являлось лишь очень малой частью учения.

Окончив университет, Кастанеда переехал к дону Хуану, чтобы целиком посвятить себя познанию магии. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал, книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получил докторскую степень. В данной работе впервые описаны «растениясиды» - результат долгого исследования различных свойств растений, которые способствуют повышению осознания, вхождению шамана в определенные состояния, позволяющие видеть на расстоянии, видеть глазами птиц (с высоты птичьего полета) и животных…

Книга стала бестселлером, к писателю пришла невероятная популярность, и именно тогда по совету дона Хуана он решает отказаться от общества - свести контакты с людьми до минимума, не показываться на людях, исключить интервью и любые публичные встречи. Также с этого момента и до конца жизни он начинает активную магическую практику, обучая новых адептов учению дона Хуана. Иногда, впрочем, он соглашается вести лекции (например, в Калифорнийском университете), но исключительно ради популязации знания и увеличения продаж своих книг - ведь гонорар от реализованного тиража являлся его единственным источником доходов.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения Дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

Карлос Кастанеда умер от рака печени. За три недели до смерти Кастанеда пригласил к себе шестерых своих поклонниц-учениц, которые не только читали его книги, но и вели образ жизни, которому он учил, верили в магию его книг, дал им напутствие нести слово дона Хуана людям, завещал им все свое творчество и… пообещал вернуться. Он обещал, что как только обоснуется «в мире» ином начнет приходить к одной из женщин (с кем получится выйти на контакт) во снах и будет контролировать свою земную жизнь после физической смерти. Однако этого не произошло.

В течение недели после смерти писателя пять женщин - Нури Александер, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кайли Ландал и Талия Бей таинственно исчезают. Останки лишь одной из женщин спустя два месяца были найдены в Долине Смерти. Предположительной причиной смерти стало самоубийство.

53-летняя Кэрол Тиггс (единственная из выживших учениц Кастанеды) стала наследницей Кастанеды и возглавила издательство «Cleargreen», которое на сегодняшний день обладает всеми правами на издание и переиздание книг покойного писателя.

В настоящее время ученики Кастанеды при поддержке «Cleargreen» проводят лекции и семинары по обучению тен- сегрити по всему миру, в том числе и в России. Тем не менее, можно встретить немало заявлений критиков, говорящих, что Кастанеда был ловким мистификатором, а дон Хуан всего лишь вымышленным персонажем, в уста которого Кастанеда вкладывал цитаты из книг Витгенштейна, Кэролла, авторов текстов по антропологии и восточной философии. Вокруг себя Кастанеда собирал женщин, которых очаровывал и с которыми впоследствии вступал в интимную связь. Все же истории, связанные с магией, - не больше, чем байки, чтобы увеличить продажи книг. Многие указывают также на невероятность событий, описанных Кастанедой. Например, дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Историки же утверждают, что человека по имени Хуан Матус, того самого индийского мага, никогда не существовало, - нет никаких свидетельств о его реальности, его никто никогда не видел, и, скорее всего, он является плодом воображения писателя. Воображаемым другом…

Тем не менее, пять его учениц сразу после его смерти таинственно и бесследно исчезли, и объяснения этому до сих пор не найдено…

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Карлос Кастанеда Имя Карлоса Кастанеды стало широко известно в 1968 г., когда издательство Калифорнийского университета выпустило небольшим тиражом его книгу «Учение дона Хуана». Труд этот представлял из себя непритязательные полевые записки, сделанные автором в 1965 г.

Из книги По багровой тропе в Эльдорадо автора Кондратов Эдуард Михайлович

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОСЛЕДНЯЯ СТАВКА ХУАНА ДЕ АРЕВАЛО Судьба ехидно посмеялась надо мной: солдаты Орельяны заперли меня в ту самую отвратительную комнату, где я томился долгие недели болезни. Сторожить меня, вероятно, никому не хотелось: я слышал, как переругивались солдаты,

Из книги Тайны Нового времени автора Можейко Игорь

ТЫ НЕ СЫН МНЕ! ИСПАНСКИЙ ПРИНЦ ДОН КАРЛОС Власть королевская убивает родственные чувства. Достаточно обратиться к истории, как мы увидим тому множество печальных примеров.Вспомним наугад.Римский император Нерон убил собственную мать, которая жизнь положила на то, чтобы

автора Льоренте Хуан Антонио

Из книги История испанской инквизиции. Том II автора Льоренте Хуан Антонио

Статья третья ИСТОРИЯ ХУАНА ДЕ БАСАНТЕ И ДРУГИХ ЛИЦ I. Хуан де Басанте, профессор латинской и греческой грамматики в Сарагосе, был также преследуем инквизицией, потому что был другом Переса в тюрьме манифестированных. Но он заслужил часть испытанного им страдания, потому

Из книги Тайны Майя автора Джилберт Эдриан

УЧЕНИЕ ДОНА ХОСЕ Наш разговор начался с того, что дон Хосе (как я буду называть его в дальнейшем) сообщил, что в основе древней религии майя лежало почитание гремучих змей. Что это справедливо, хотя бы частично, видно по множеству скульптурных изображений змей, причем с

автора Лалагуна Хуан

Карлос I «Дон Карлос, милостью божьей король Кастилии, Леона, Арагона, обеих Сицилии, Иерусалима, Наварры, Гранады, Хаэна, Валенсии, Галисии, Майорки... Ост- и Вест-Индии... правитель Бискайского залива...» после смерти отца в 1507 года стал графом Фландрии, законным правителем

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Карлос III Ему было сорок четыре года, когда он сменил на испанском троне своего брата по одному из родителей Фердинанда VI. Карлос III (1759-1788) прибыл из Неаполя с опытом двадцати пяти лет правления королевством обеих Сицилии. Он привез с собой способных чиновников (Гримальди и

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Дон Хуан Карлос I Бурбон Двадцать второго ноября 1975 года дон Хуан Карлос был объявлен королем Испании. Лидер правого движения «Фуэрса Нуэва» Блас Пиньяр в газете «Камбьо 16» 17 ноября заявил, что никакой реставрации не будет, произойдет «установление новой франкистской

Из книги Русские в Латинской Америке автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая ГЕНЕРАЛ А. В. ФОН ШВАРЦ - ПРОФЕССОР ФОРТИФИКАЦИИ, УЧИТЕЛЬ ХУАНА ДОМИНГО ПЕРОНА 23 сентября 1953 года в Буэнос-Айресе умер русский военный инженер, генерал-лейтенант Алексей Владимирович фон Шварц.Этот человек родился 15 марта 1874 года и происходил из дворян

Из книги Путешествия Христофора Колумба [Дневники, письма, документы] автора Колумб Христофор

Письмо Христофора Колумба кормилице Дона Хуана Кастильского

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

РАМИРЕС САНЧЕС ИЛЬИЧ (КАРЛОС) (род. в 1949 г.) «Патриарх международного терроризма», создатель «террористического интернационала», террорист № 1 второй половины XX века, отметивший свой путь многочисленными взрывами, убийствами, похищениями людей, угонами самолетов. О его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.2.1. За что Хуана Карлоса I уважают в Испании? В государственных учреждениях Испании автору приходилось видеть парадные портреты еще молодого короля Хуана Карлоса I де Бурбона. В России монархию свергли 2 марта 1917 г., а 1 сентября 1917 г. А. Ф. Керенский провозгласил страну

Из книги Знаменитые актеры автора

Луи Де Фюнес Настоящее имя - Карлос Луис де Фюнес де Галараца. (род. 31.07.1914 г. - ум. 27.01.1983 г.) Популярный французский комедийный актер театра и кино, португалец по происхождению. Исполнитель ролей в более чем 120 фильмах.Автор сценариев к фильмам «Оскар», «Ресторан

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Патти Аделина Полное имя – Адель Хуана Мария Патти (род. в 1843 г. – ум. в 1919 г.) Итальянская певица, колоратурное сопрано. С неизменным успехом выступала на оперных сценах мира около шестидесяти лет.Это случилось в 1862 г. Однажды ночью пассажирский пароход, курсировавший

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич 1. Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.

2. Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.

3. Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться.

4. Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

5. Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.

6. Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой.

7. Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий.

8. Главная помеха большинства людей – внутренний диалог, это ключ ко всему. Когда человек научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.

9. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно.

10. Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же ещё не коснулась тебя!»

11. Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.

12. Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…

13. Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же.

14. Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

15. Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение.

“Нужно искать и видеть чудеса, которых полно вокруг тебя. Ты умрешь от усталости, не интересуясь ничем, кроме себя самого; именно от этой усталости ты глух и слеп ко всему остальному.”

Учение Карлоса Кастанеды (из книги «Отдельная реальность»).

Всю жизнь я была запойным читоголиком. Когда-то были перечитаны мной все художественные книги в округе. Повзрослев, я перешла на философские книги без художественного сюжета. Уже тогда я смутно догадывалась, что читаю не ради любви к чтению, а что-то ищу…

После того, как у меня родилась дочь, некоторое время я считала, что мне совершенно некогда читать. Но все изменилось, когда мой посоветовал мне серию книг Карлоса Кастанеды «Учения дона Хуана ».

Учение Карлоса Кастанеды восхитило меня своей необычностью, книги захватили мой разум своей глубиной, и я целиком и полностью погрузилась в необыкновенные отношения учителя и ученика, их потрясающие приключения и магические эксперименты. Как оказалось, у меня полно времени для чтения – моя двухлетняя дочурка пыталась время от времени отобрать у меня книгу, но не тут-то было:-). Чтение этих книг было для меня приоритетом, настолько они увлекли меня.

Содержание этих необычных книг приводили мой ум в возбуждение, интерес к ним был жуткий. Я была очень рада, что открыла для себя учение Карлоса Кастанеды. Внутреннее ощущение было такое, будто я наконец-то прикоснулась к чему-то важному и настоящему, к тайной информации о человеке и его возможностях. Каждый томик учений дона Хуана был для меня ценностью на вес золота. И хотя я не все понимала в этих книгах, я с огромным интересом поглощала их, давая себе скидку на то, что мой ум пока не понимает, как всё устроено (и надеясь, что он вот-вот начнет понимать)…

Как отнеслись к учению Карлоса Кастанеды окружающие

Позже, когда я, находясь в поисках истины, читала другие книги, не менее важные для меня и не менее интересные, нежели учение Карлоса Кастанеды, отношение моего окружения к ним было такое же – мои интересы в этом направлении разделяли далеко не все.

Моё отношение к людям «не ищущим», то есть к тем, кто не интересовался поиском смысла жизни, разгадки себя, человечества и секретов мироздания, было снисходительным. «Не все же такие умные и глубокие, как я» – думалось мне:-).

Лишь редкий человек на моём пути разделял мои взгляды. Я была безумно рада встретить таких людей (я называла их «глубокими»). И они всегда тоже были очень рады знакомству со мной, находя меня интереснейшим собеседником. Остальные мне казались «обывателями».

Сейчас я понимаю, что «глубокие» люди – это люди со звуковым вектором. Подобные мне искатели истины и ответов на важные вопросы. Таких людей достаточно мало – менее 5%. Среди них и есть поклонники учения Карлоса Кастанеды, но не для всех это учение оказалось безобидно, к сожалению.

учение Карлоса Кастанеды может оказаться опасным

Для меня книги Кастанеды остались страничкой моих звуковых исканий. В этих книгах нет методики. Я что-то взяла оттуда в своё мировоззрение и принялась за книги других авторов.

Трагедия заключается в том, что некоторые звуковики сделали другой вывод. Решив, видимо, что методика все-таки есть, многие люди со звуковым векторов принялись заочно учиться у дона Хуана, принимая наркотические средства. Попытки достичь измененного состояния сознания и как-то растолковать свои галлюцинации часто заканчиваются наркотической зависимостью.

Привело ли это кого-то к духовным раскрытиям, самопознанию, самосовершенствованию? Может быть, к расширению сознания и разгадке секретов мироздания? Нет, конечно. Систематическое употребление наркотиков приводит к деградации личности, потере желания и интереса к реализации, к апатии, депрессии и к появлению суицидальных мыслей.

Конечно же, Кастанеда не имел ничего такого ввиду, не давал прямых советов к употреблению средств для изменения состояния сознания. И, как говорится, «теория без практики мертва», поэтому его книги стоит расценивать исключительно как любопытную художественную литературу. Без методики.

Мои дальнейшие приключения на пути к самопознанию

Учение Карлоса Кастанеды открыло для меня какую-то новую страницу поисков себя и ответов на очень важные вопросы. Я больше не возвращалась к этим книгам, но в моей жизни начали появляться удивительные звуковики с ТАКИМИ увлечениями, что могли бы в чем-то поравняться с доном Хуаном. Я узнала, что бывают, оказывается, осознанные сновидения и внетелесные путешествия, восточные практики, позволяющие творить чудеса (цигун, рейки, разного рода медитации). Еще я узнала, что такое сенсорная депривация и холотропное дыхание, да и многое другое.

Мне встречались личности, которые, как и я, не могли не искать – искать смысл жизни и разгадывать секреты мироздания это видовая роль человека со звуковым вектором. Мы, звуковики, не можем жить, как все – для нас простая обывательская жизнь лишена смысла. Должно же быть что-то такое, ради чего стоило родиться! Именно это мы и ищем. Именно об этом, кстати, учение Карлоса Кастанеды.

С помощью разного рода методик (часть которых я перечислила выше) ищущий человек пытается выйти за узкие рамки своего сознания, взломать своё бессознательное, чтобы узнать то, что скрыто от него, от его ума.

опасные эксперименты с собой

Ведомая жаждой познания, я тоже отважилась на некоторые эксперименты. Благо, советчики у меня были.

Оба мои опыта закончились очень плохо. Это тема для другой статьи, но все же скажу несколько слов об этом.

В то время мне не давали жить . Я очень хотела избавиться от них, поэтому мои поиски были направлены и на это тоже. Так вот, во время моего первого опыта у меня возникла такая ужасная галлюцинация, что я чуть с ума не сошла от страха! Без преувеличений!

Сейчас я уверено могу сказать, что все эти около-эзотерические вещи очень опасны для психики и делать этого нельзя. Не нужно ломиться нахрапом в своё подсознание, тем более что сейчас существует парадный вход в бессознательное – это, конечно же, .

Книги для ищущих…

Моим любимым видом шоппинга были походы в книжные магазины. И меня, конечно же, интересовал только один раздел – эзотерика. В прошлом – философия. В очень далеком прошлом – популярная психология.

Моим любимым видом отдыха было остаться дома наедине с новой книгой. Читать её с карандашом в руках, подчеркивая самое важное…

Я до сих пор с уважением отношусь ко многим из этих книг. Они интересные и, наверное, что-то в них есть. В каждой есть по чуть-чуть доли истины, но какой-либо действенной методики нет ни в одной. После моего знакомства с системно-векторной психологией потребность в покупке новых книг отпала. Вот уже два года её нет.

… На полках пылится недочитанный четырёхтомник Антаровой «Две жизни» (кстати, дорогие и редкие книги, приходилось их искать и доставать), там же стоит начатая когда-то книга по йоге и последняя часть «Сэнсэй. Исконный Шамбаллы» Анастасии Новых. А сколько книг по позитивной психологии ждали своей очереди! 🙂

«А как же без книг?» – спросите вы. Вместо тяги к книгам у меня появилась жадная-прежадная жажда жизни, во всех смыслах.

Последователям учения Карлоса Кастанеды и других эзотерических практик

Звуковики – особые люди. Я всегда радуюсь, встретив «глубокого» человека – человека со звуковым вектором (если он не безумен, конечно). Звуковик не может не искать ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ всего этого… Таких людей я «вижу за версту» и мне всегда искренне жаль, если их не интересуют «какие-то там вектора».

Они (точно как и я раньше) апеллируют понятиями «духовный рост», «личностное развитие», «саморазвитие», «самопознание», называя таким образом свой поиск. 8 векторов (тем более с ТАКИМИ названиями) – это «слишком просто» для «духовно развитой личности», даже вникать не охота. Тем более, если это отличается от уже накопленных представлений (например, о безграничных возможностях КАЖДОГО человека).

Тем не менее, я утверждаю: в психическое бессознательное можно «проникнуть» без сомнительных практик, наркотиков, галлюцинаций, гипноза, самовнушения, медитаций и прочего. Без всякого риска и вреда для своей психики осознать то, что скрыто в бессознательном, можно с помощью системного психоанализа.

Я предлагаю (вернее, искренне советую) каждому «глубокому» человеку на некоторое время отказаться от мысли о том, что он уже всё (ну почти всё) знает и посетить бесплатные лекции по системно-векторной психологии … Не стоит делать выводы об этом знании, читая статьи (тем более по диагонали, тем более, на сомнительных ресурсах), или проглядывая кусочки видео, вырванные из контекста. Не стоит делать выводы на основании чьих-то выводов, как мы иногда любим делать.

Выводы вообще не стоит делать. Выводы выведутся сами уже после одной-двух лекций.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.