В России закрыли «Открытое правительство. Новый состав правительства: Путин из обороны переходит в атаку

25.06.2018, ПН, 15:53, Мск, Текст: Валерия Шмырова

Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны - от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».

Постановление правительства

В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым . Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов .

Открытое правительство в России

Открытое правительство - это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.

Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.

В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.

В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».

Причины ликвидации комиссии

Блоггер Иван Бегтин , эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное - диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».

В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».

Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.

Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.

«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», - пишет он.

Мы не знаем, кто конкретно выступил в роли «горячих голов», инициировавших резкое повышение пенсионного возраста. Но решение это, если будет реализовано, приведёт, вероятно, к роковым последствиям. И знаете почему? Потому что обиженным оказался целый НАРОД России.

Что скрывать – в последние пять лет уровень жизни и доходов рядовых россиян резко упал. Но все мы понимали, почему это происходит. Россия начала вставать на ноги – нас начали душить со всех сторон. Не будь Украины, Крыма и Сирии – было бы что-то другое. Мы помним и развал СССР, и, практически, гражданскую войну 1994-2000 годов. Мы пережили это всё и возврата к прежнему не хотели.

Мы сплотились вокруг своего лидера, потому что иного выхода не было.

Мы жили на особом эмоциональном подъёме и понимали, что русских (под этим я имею в виду всех россиян) победить нельзя.

Жизнь в условиях санкций – ну какая другая страна, какой народ выдержал бы это? Северную Корею приводить в пример не стоит – она не того масштаба страна, чтобы можно было по-иному справиться с санкциями. Мы же – народ огромной страны, с которой и с которым нельзя не считаться. Кто-то думал взять нас силой – ну уж дудки!

И мы, затянув пояса, терпели, работали, надеялись. И не зря надеялись. Вот уже ослабляются санкции, вот уже уходит изоляция.

А какие эмоциональные потрясения! Возвращение Крыма (помните в районе пл. Гагарина на всю стену огромного здания плакат: «Крым, добро пожаловать домой!»?), олимпиада, мундиаль, явные победы в Сирии…

А какой патриотический и эмоциональный подъём случился во время выборов президента! Такой результат не подтасуешь, люди России показали, что это их выбор.

Россияне не пошли за Навальным и прочими не потому, что им кто-то запретил или уберёг от этого, нет! Люди думали сами и сами принимали решение. Это не президент, не правительство спасли Россию от «цветной революции» - это все мы уберегли страну от развала, на который за океаном ставили слишком много и считали его делом уже решённым.

Такому народу, как российский, нужно кланяться в ноги и благодарить судьбу за то, что здесь привелось жить, работать, руководить. А тут – бац! – под дых и ещё прямо в морду. И кому – целому НАРОДУ!

Ребят, вы там думаете, что творите? Есть предположение, что в правительственных кабинетах сидят люди, которые не понимают и не чувствуют, чем живут люди в стране. Но это не какая-то другая страна – это РОССИЯ. И с ней ТАК нельзя!

Народ – он не глупый, он ведь всё понимает.

То, что о повышении пенсионного возраста объявлено в день открытия ЧМ-2018, многие люди расценили как подлость. На что надеялись организаторы? На то, что люди будут увлечены мундиалем и им станет, извините, пофиг на свою судьбу? Но не тут-то было! Номер, как говорится, не прошёл.

Если бы не такое решение правительства, вся страна радовалась бы ЧМ, ведь все его так ждали! Теперь же получилось, что радуются только болельщики да молодёжь, которой ещё далеко до пенсии и которая не может осознать всего происходящего в силу возраста.

Что говорить – народ явно обидели, растоптали самые лучшие его качества, показали, что простой человек – никто в этом государстве.

К чему эти лицемерные утверждения, что теперь будем повышать ежегодно пенсии не на 400-500 рублей, а на тысячу? Так цена вопроса – 500 рублей? Да их же съест инфляция! И это ли та цена, которую народ должен заплатить своими деньгами и своими жизнями? Жертвовать собой ради 500 рублей в месяц?!

Всем ясно, что многие не доживут до новых сроков выхода на пенсию. Давайте скажем прямо: очень похоже, что реформа рассчитана на то, чтобы меньше россиян доживало до пенсии и чтобы люди меньше жили после выхода на эту пенсию.

Нам вещают: во всех странах Европы и чуть ли не всего мира пенсионный возраст гораздо выше! Но и это лицемерие: если сравнивать пенсионный возраст, сравните доходы, уровень жизни, размеры тех же пенсий. И этот номер не проходит, и этим обмануть нельзя.

Нам говорят, что повысилась продолжительность жизни. Это правда, повысилась. Но не повысилось качество жизни.

К сожалению, очень мало мужчин, доживших до 65 лет, и женщин, доживших до 63 лет, являются здоровыми и трудоспособными. Как правило, это уже не живущие, а доживающие люди – с кучей хворей, болезней и прочего. Стоит понимать, что эти люди уже просто не могут работать так же качественно и производительно, как молодёжь или средний возраст.

Предположим, закон принят. ГДЕ эти люди будут работать в последние годы перед пенсией? Если кому-то повезло работать в госструктурах, то ещё ничего. А частник заботится о своём бизнесе, и он не станет держать старика, платить больничные, подвергать риску весь производственный процесс.

Что мы получим? Мы получим миллионы стариков, влачащих жалкое существование несколько долгих лет в надежде дожить до пенсии и пробавляясь либо случайными заработками, либо работая за копейки.

Не создав экономических условий для такой реформы, не продумав организацию рабочих мест для людей предпенсионного возраста, проводить такую реформу нельзя.

Кроме того, все же видят, что немало в стране людей, которые живут себе вполне неплохо, при этом нарушая закон, недоплачивая в казну или начисляя себе баснословные зарплаты и бонусы. Все видят, что разница между зарплатами руководителей отдельных предприятий и рядовых работников различается даже не в десятки, а в сотни и тысячи раз. Все видят, что коррупция не побеждена, а многие коррупционеры, в том числе в правоохранительных и правонадзорных органах, открыто смеются над людьми, выказывают презрение.

Но есть надежда, что в Кремле сидят неглупые люди. Сегодня стало известно, что кремлёвские аналитики изучают ситуацию в стране. А она тревожная: более 80% населения против решений правительства, причём не только по пенсионному возрасту, но и по увеличению НДС.

Ряд центральных СМИ сообщает, что власти опасаются не только возмущений, но и открытых выступлений в ряде регионов. А это уже наверняка значит, что правительственный проект не пройдёт.

Как вариант – будет смягчение: увеличение длительности переходного периода, или начало действия закона с определённых лет рождения, или не столь резкое повышение пенсионного возраста.

Но правильным было бы решение такое: отложить этот вопрос до создания экономических предпосылок. И работать усиленно в этом направлении. Резервов тут у России немало. Просто всё это труднее реализовать, чем повысить пенсионный возраст.

И если правительство хочет сохранить страну, которую все мы так долго собирали и снова сделали сверхдержавой, с которой опять считается весь мир, другого выхода, наверное, и нет. Чем быстрее начать серьёзные экономические реформы, направленные на повышение качества жизни рядовых граждан, тем быстрее можно будет перейти и к тем мерам, которые сегодня предлагает правительство.

И ещё одно. Законопроект правительства РФ уже пошёл в Госдуму. Все понимают, что если он будет принят (а большинство в Думе составляют знамо кто), то оппозиционным партиям перед выборами в региональные парламенты 9 сентября не нужно вести никакой агитации – всё и так будет сделано за них. И 10 сентября мы можем проснуться уже совсем в другой России…

Чуда не случилось – новый кабинет министров возглавил Дмитрий Медведев, а так как экономический блок доверили либералу Антону Силуанову, курс, по всей видимости, пока останется прежним. Заодно власти перетасовали колоду приснопамятных функционеров, перебросив их на новые должности в составе правительства – Виталия Мутко, Ольгу Голодец и др.

Эксперты расходятся в оценках состава кабинета, при этом отмечая – пока цены на нефть на подъёме, резкая смена курса, может, и нецелесообразна. Зато, если изменится конъюнктура и станет хуже, непопулярное правительство можно будет легко и просто «снести».

Накануне переназначения Дмитрия Медведева произошло событие, на котором Кремль как бы исподволь акцентировал особое внимание: президент Владимир Путин обсудил перспективы развития страны с руководителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланой Чупшевой. Именно АСИ осуществляет стратегическое планирование деятельности правительства в экономической и социальной сфере, при этом курирует данную структуру непосредственно президент России. По сути, тот курс, которым пойдёт правительство, доверено прочертить Чупшевой – под чутким присмотром Путина, – а вовсе не Медведеву. В свою очередь, технический присмотр за тем, как правительство станет воплощать идеи АСИ, похоже, доверят Константину Чуйченко – начальнику контрольного управления администрации президента, которому прочат пост главы аппарата правительства. Вот они, два новых «центра силы» исполнительной власти, идеологический и силовой. Две «пристяжные», которые и повлекут новый старый кабинет за собой.

Почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий

Алексея Кудрина «определили в счетоводы»

А ведь ещё несколько дней назад казалось, что всё будет иначе: стратегическое планирование работы правительства доверят Центру стратегических разработок, шефа которого, Алексея Кудрина, влиятельные Bloomberg и Financial Times даже прочили в новые премьеры. Вот и сам Кудрин, похоже, этого назначения ждал. Да только, выходит, напрасно – в качестве утешительного приза ему предложили возглавить Счётную палату. И Кудрин сказал, что подумает. Что, в общем-то, дальновидно: опыт Татьяны Голиковой, приглашённой в вице-премьеры нового кабинета, показывает, что СП может стать неплохим карьерным трамплином. Только не факт, что Кудрин примет предложение «Единой России» возглавить СП. Дело в том, что СП – орган парламентского контроля, в том числе и за деятельностью правительства. Осуществлять которую, по сути, поручено Антону Силуанову. Верному кудринцу. Чупшева строит планы, Чуйченко следит за их исполнением, а Силуанов, собственно, воплощает и исполняет. С него, по большому счёту, и спросят. А контролировать Силуанова поручили Кудрину! Воистину, тот, кто всё это придумал, не лишён чувства юмора. О новом назначении Кудрина хорошо пошутил политолог Михаил Виноградов: «Планировалось возвращение премьером-реформатором, а оказалось – определили в счетоводы». «Кудрин, возможно, зашёл слишком далеко, разместив в Financial Times статью о своём будущем назначении, – предположил американский экономист Пол Крейг Робертс, бывший сотрудник администрации Рональда Рейгана. – Долгое время ему удавалось пользоваться лояльностью президента России, но теперь это в прошлом».

Но почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий. «Популярность» Медведева в народе такова, что это слово можно ставить только в кавычки, – разъясняет профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. – Даже наши сервильные социологические службы не могут накрутить ему более или менее приличного рейтинга. А по антирейтингу Медведев впереди всех своих ближайших конкурентов». И остался он во главе кабинета лишь по одной причине, полагает эксперт: «Медведев – не более чем инструмент. Чтобы резать, чтобы пускать кровь». Проверенный инструмент для грязной работы. Что премьер, в общем-то, немедленно и подтвердил первым же делом после своего переназначения: «Нужно принимать решение, прежние рамки пенсионного возраста принимались очень давно».

Есть, правда, и другое объяснение того, что Медведева оставили. «Мы не знаем, какое давление оказывал Запад с точки зрения необходимости сохранить действующего премьера, – размышляет экономист Михаил Хазин. – Но я убеждён, что такое давление было оказано. Медведева не любят в Пекине, и, значит, с точки зрения Запада его было очень желательно сохранить».

Андрей Илларионов, экономист, бывший советник президента России:

– Правительство будет работать столько, сколько решит президент России. Имеет место, условно говоря, подмена задач правительства, кабинету ставят заведомо легкодостижимые цели, и так было всегда. В 2007 году ставили задачу войти в пять ведущих экономик мира к 2017 году – задачу выполнили уже через год. То ли имели место грубые просчёты в прогнозах, то ли задача изначально была слишком простой. Затем аналогичную цель, войти в пятёрку экономик мира, ставили в 2008 и 2011–2013 годах. Теперь в качестве особого достижения на будущее формулируется цель, неоднократно достигнутая в прошлом. По сути, к правительству нет больших претензий – зачем же его менять? Другое дело, если бы Кремль ставил перед кабинетом реальные задачи – тогда и спрос был бы другой.

Смотрите, кто ушёл

Несколько слов о тех, кого из правительства «попросили». В первую очередь привлекает внимание отставка руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, фигурировавшего в скандальной истории с дамой полусвета Настей Рыбкой. Приходько считался одной из наиболее влиятельных фигур в прежнем правительстве, и потому даже громкий скандал не стал поводом для его мгновенной отставки. А не удержал свой портфель он по другой причине – слишком отвлекался на внешнеполитические вопросы, в которых считался неплохим специалистом. Тогда как время потребовало на этом посту более цельную фигуру, полностью сконцентрированную на контроле за исполнением правительством того, что ему поручено сделать. К слову, именно Приходько контролировал исполнение майских указов президента, но делал он это, скажем так, не слишком самозабвенно.

О том, что в новом правительстве вряд ли найдётся место для вице-премьера Игоря Шувалова, наше издание уже сообщало, и мы не ошиблись. Другому вице-премьеру, Аркадию Дворковичу, тоже подыскивают новое место работы – судя по всему, это будет фонд «Сколково» (Дворкович – член попечительского совета этого фонда). Вот только не вполне понятно, награда это или расплата. Пока же фонд возглавляет миллиардер Виктор Вексельберг, к которому у власти с каждым днём появляется всё больше вопросов.

Смотрите, кто пришёл

Вице-премьер Дмитрий Козак работал и в прежнем правительстве, вот только его роль была существенно менее важной: курировал он большей частью вопросы, связанные с Крымом, а до этого – с олимпийским строительством, отвлекаясь время от времени на разнообразные авралы, с коими прекрасно справлялся. Теперь Козаку доверили курировать промышленность и энергетику – раньше этим занимались Дворкович с Шуваловым. Их кураторство дало возможность окрепнуть главе Минпромторга Денису Мантурову – даже многочисленные скандалы, в которые он влипал за шесть лет своей министерской деятельности, не сказывались на его карьере. Теперь будет по-другому: Козак отличается крутым нравом и наверняка спросит с Мантурова по полной программе и за низкий экономический рост, и, возможно, за скандальные истории, связанные с «Ростехом» и «Вертолётами России». В двух этих структурах новому назначению Козака, мягко говоря, не рады.

Вот и для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца. Гордеев не просто бывший министр сельского хозяйства – он на нём не одну собаку съел. Именно при Гордееве была создана вся действующая система господдержки АПК. При Гордееве Россия вновь начала экспортировать, а не импортировать зерно – впервые со сталинских времён. При Гордееве ввели первые квоты на импорт мяса – это было 15 лет назад, и тогда же в России впервые услышали о защите отечественного сельхозпроизводителя и об импортозамещении. С подачи Гордеева были приняты Земельный кодекс и федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» – ключевые документы, предвосхитившие дальнейшее успешное развитие отрасли. За 10 лет, пока сельским хозяйством управлял Гордеев, государственное финансирование отрасли выросло в пятикратном размере – оцените лоббистские способности этого управленца! И теперь Александру Ткачёву придётся непросто – спрос с него будет самый высокий. Впрочем, Ткачёв всегда может ретироваться на родную Кубань – что он скорее всего и предпримет.

Если Дмитрия Козака в рамках вице-премьерской должности как бы повысили, то его коллегу Ольгу Голодец – напротив. По сути, у Голодец отобрали всю социальную сферу, кроме культуры, зато навьючили на неё крайне запущенный спорт и физкультуру. Финансирование последних решено к тому же сократить чуть ли не втрое – едва ли при таких исходных можно ожидать существенных прорывов. Заодно на Голодец свалили и ответственность за проведение чемпионата мира по футболу – 2018, а тот, кто должен был эту ответственность понести – вице-премьер по вопросам спорта Виталий Мутко, – удачно сменил направление деятельности, возглавив строительство и региональную политику. Это назначение вызвало более чем неоднозначную реакцию. «О том, что натворит Мутко в региональной политике, страшно даже подумать, – полагает экономист Михаил Делягин, – а о поставленной президентом задаче увеличить ввод жилья до 120 млн квадратных метров в год можно, по всей вероятности, просто забыть».

Для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца

Андрей Бунич, экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:

– Двойственность ситуации в следующем: правительство намерено продолжать прежнюю экономическую политику и в макроэкономике, и в налогово-бюджетной сфере, но именно продолжение текущего курса и есть главный риск. Невозможен рост экономики в рамках этой политики. А Медведев уже объявил, что для исполнения новых майских указов потребуется изыскать дополнительно 8 трлн рублей. В такой ситуации куда более вероятен не рост, а просадка экономики, если, конечно, пойдут вниз цены на нефть. Кремлю придётся жертвовать внешней политикой, а это может вызвать эффект домино, расшатать ситуацию внутри страны. В свою очередь, Запад уступки примет, но взамен ничего не даст, мы это уже проходили в начале 90-х. А пока вся экономическая стратегия сводится к тому, чтобы социальные обязательства подрезать, налоги поднять и где-нибудь перехватить денег.

Отставка нового правительства не за горами?

Сколько же протянет новое старое правительство Дмитрия Медведева? Мнения экспертов на сей счёт существенно расходятся. «Сейчас, когда цены на нефть подросли, тупиковый курс правительства не так очевиден, – разъясняет экономист Андрей Бунич. – Но как только чёрное золото подешевеет, тайное станет явным, и Медведева, возможно, всё-таки отправят в отставку». При этом работать правительство Медведева может и год, и два. И даже более, полагает оппозиционный политик Юрий Болдырев: «Все, кто всерьёз рассчитывал на какое-либо обновление, могут свои надежды отложить ещё лет на шесть как минимум. Никакого «левого поворота», никакого поворота политики в сторону большей социальной и национальной ответственности не предвидится». Впрочем, заменить правительство президент сможет тогда, когда посчитает нужным, полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Всё будет зависеть от внешней конъюнктуры – цен на нефть и политики Запада в отношении нашей страны. Если президент решит, что нужно скорректировать экономический курс, правительство отправят в отставку. Но если всё будет идти как в предыдущие годы, то это правительство сменится не скоро. Полагаю, это правительство не на шесть лет, а на три-четыре года». Впрочем, этого времени хватит, чтобы провести все непопулярные решения.

Большинство экспертов оценивают пролонгацию премь­ерского срока Медведева либо иронически, либо негативно: прорыва почти никто не ожидает. На этом фоне парадоксальной представляется оценка, данная экономистом Михаилом Хазиным: «Я не считаю, что изменения в правительстве – это плохой сигнал. Как человек, немножко разбирающийся в аппаратных играх и государственном управлении, не могу не признать, что либеральной команде нанесён очень серьёзный удар. Объясню: экономический спад будет продолжаться, президентские указы выполняться не будут, и президенту едва ли это понравится. И уже нынешней осенью всё это неминуемо приведёт к отставке правительства».

Кто из министров сохранит свои посты, а кто покинет их после инаугурации 7 мая - мнения экспертов «БИЗНЕС Online»

Вторым по значимости вопросом после выборов станет формирование нового правительства, которому предстоит исполнять обещания Владимира Путина, данные на последнем послании. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что изменения почти не коснутся финансово-экономического блока, но ударят по блоку промышленному. Главная интрига же развернется в секторе военно-промышленного комплекса: кто будет отвечать за большую программу вооружений — Дмитрий Рогозин или Денис Мантуров?

Следующим глобальным вопросом после завершения выборной кампании стала смена правительства. Владимир Путин объявит новый состав правительства после инаугурации
Фото: kremlin.ru

«Е СЛИ ПУТИН ПОЙДЕТ НА ТАКОЙ РАДИКАЛЬНЫЙ ШАГ, КАК ЗАМЕНА ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ТО ЭТО ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО НОВАЯ ФИГУРА»

Следующим глобальным вопросом, который встал на повестке дня после завершения выборной кампании, стала смена правительства. Владимир Путин в день голосования, что объявит новый состав правительства после инаугурации, которая назначена на 7 мая. «Вообще-то все изменения в правительстве должны осуществляться президентом, вступившим в свои полномочия на новый срок, поэтому сейчас я буду думать над тем, что и как нужно сделать, — заявил он. — Что касается председателя правительства и правительства в целом, я, конечно, об этом думаю. Предметно начинаю думать с сегодняшнего дня, потому что нужно было дождаться результатов выборов, но все изменения будут объявлены после инаугурации»

Напомним, в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года президент поставил цель вывести российскую экономику на более высокие темпы роста, чем показывает мировая экономика, прибавившая в 2017 году, по оценке МВФ, 3,7%. Для сравнения: по предварительной оценке Росстата, рост ВВП РФ в 2017 году составил 1,5%.

В перечне поручений по реализации послания главы государства был обозначен ключевой пункт — определение национальных целей развития страны на среднесрочный период. Указы, в которых это должно быть прописано, станут продолжением «майских указов» 2012 года и послужат ориентиром экономического развития России на ближайшие годы. Выступая с посланием, Путин озвучил еще одну ключевую задачу государства: увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза к середине 2020-х годов, а также поднять расходы на транспорт, на здравоохранение. Президент также заявил, что рассчитывает на конкретный план действий от нового правительства и Банка России, который обеспечит рост инвестиций до уровня 25–27% ВВП, а также призвал кардинально улучшить деловой климат и обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренций.

Десять других направлений, обозначенных президентом РФ в ежегодном послании, будут реализованы через механизм национальных проектов или программ. В социальные направления вошли здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, демография. Экономический блок включает в себя такие цели, как повышение производительности труда, развитие цифровой экономики, строительство качественных и безопасных дорог, развитие малого и среднего бизнеса и поддержка экспорта.

При реализации всех этих авансов Путин будет опираться на «новое правительство» — эта фраза неоднократно звучала в его . Однако пока неочевидна даже фамилия премьер-министра. «Если Владимир Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура, я не исключаю, что будет совершенно неочевидная фамилия, — заявил в интервью „Коммерсанту“ президент холдинга „Минченко консалтинг“ Евгений Минченко . — Если говорить о конкретном кадровом составе правительства, то есть люди, у которых позиции или сохранятся, или будут усилены, — типа министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, министра энергетики Александра Новака, министра финансов Антона Силуанова, и Максим Орешкин, я думаю, как относительно новый министр экономического развития имеет хорошие шансы в правительстве сохраниться. По всем остальным, я думаю, могут быть движения, может быть делегирован кто-то из губернаторского корпуса».

При реализации программы президент будет опираться на «новое правительство». Однако пока неочевидна даже фамилия премьер-министра
Фото: government.ru

« В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КАК ДАМОКЛОВ МЕЧ ВИСИТ ЛОЗУНГ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА «ХВАТИТ КОШМАРИТЬ БИЗНЕС»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты выдвинули предположения о том, будут ли глобальными перемены в новом правительстве РФ и какие программные идеи лягут в основу ближайшей «шестилетки» Путина.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— Экономическая политика, конечно, будет корректироваться в сторону улучшения социально-экономического положения рядовых россиян. Это Владимир Путин обещал, и оснований предполагать, что он не выполнит свое обещание, после такой-то народной поддержки нет.

Что касается перезагрузки правительства, исполнительной вертикали, то она неизбежна. По техническим причинам после 7 мая произойдет отставка правительства, будет предложен его новый состав. По кандидатурам, как я понимаю, Владимир Путин одновременно создал интригу и снял ее, упомянув, что он по понятным причинам пока не думал, потому что шла избирательная кампания, а теперь озаботится этой проблемой прямым и непосредственным образом. По кадрам даже гадать не буду, хотя есть предположения. Я думаю, Владимир Владимирович будет подбирать кандидатуру премьера, профильных вице-премьеров и министров, исходя из тех задач, которые он поставил в ходе избирательной кампании, и оглашая послание Федеральному Собранию. По персоналиям гадать не буду. Часть правительства, конечно, останется на своих местах. Я думаю, что это силовики (не все, но большинство из них), часть экономического блока тоже останется, часть социального блока — тоже, но корректировка будет происходить обязательно.

Алексей Макаркин — вице-президент центра политических технологий:

— Я бы не ожидал ничего особо революционного. Что касается экономики, то многие решения, которые надо было принимать, откладывались из-за того, что были парламентские и президентские выборы, когда нельзя рисковать из политических соображений. Сейчас эта тема ушла, но есть огромная поддержка президента. По сути, эта поддержка может быть расценена властью как карт-бланш. Конечно, если брать внешнюю политику, то люди готовы все отдать власти: «Пожалуйста, делайте, мы доверяем». Население не хотело бы войны, но и не верит, что она будет.

Что касается внутренней политики, то это более сложно. В вопросах экономики люди не согласны на карт-бланш. Но власть эти 76 процентов может расценить именно так. Поэтому может быть проблема по поводу увеличения пенсионного возраста, досрочного выхода на пенсию, есть проблема по поводу реализации «майских указов» еще 2012 года в условиях, когда у регионов не хватает средств, проблема с дальнейшей оптимизацией (это слово, которое камуфлирует разного рода сокращения). С другой стороны, есть желание построить новое современное общество с опорой на здравоохранение и образование, то есть обновить это общество так, чтобы у нас было самое замечательное конкурентоспособное образование, чтобы развивались «Кванториумы», «Сириус» и прочее, чтобы развивалась телемедицина, чтобы увеличился средний срок нашей жизни, а это напрямую связано с пенсионной реформой, поскольку обоснованием для нее является как раз увеличение срока жизни и активной деятельности человека. Потому все эти желания есть.

Но при этом, я думаю, есть представление о том, что правительство можно омолодить, добавить новых людей. Какие-то революции вряд ли произойдут. У нас есть целые списки министров на вылет, которые обсуждаются в Telegram-каналах, но это часто вбросы, конкурентная борьба. А что будет реально, мы не знаем, но может быть существенное обновление. Оно может касаться социального блока, в макроэкономическом может быть меньше, но это пока лишь спекуляции. Также возникает вопрос, кто будет отвечать за большую программу вооружений, будет ли это Дмитрий Рогозин или Денис Мантуров.

Леонид Поляков —член экспертного совета фонда ИСЭПИ:

— Политический курс Путина состоит в том, чтобы обеспечить все условия для прорывного развития прежде всего в экономической и социальной сферах. Что касается внешней политики, то здесь однозначно твердый курс на продолжение укрепления российского суверенитета и абсолютной независимости от любых попыток заставлять нас делать что-либо в ущерб национальным интересам. Что касается кадровых перемен в правительстве, то этот вопрос вторичен по отношению к структурной реформе всего управленческого аппарата и вертикали власти в России. Эта реформа уже проводится. Наряду с заменой губернаторов декларируется не только омоложение, но и призыв прагматичных менеджеров-профессионалов, для которых важны приоритеты реализации путинского курса, а не политические амбиции. Думаю, эта тенденция может быть экспонирована и на федеральное правительство, там может произойти серьезная реструктуризация. Пока правительство по-прежнему продолжает формироваться по отраслевому принципу. Министры отвечают за определенную отрасль. Но я не исключаю, что могут быть сформированы какие-то комбинированные блоки, где будет ориентация на решение комплексных задач в экономике в целом, в социальной сфере в целом, в развитии промышленности и инфраструктуры и так далее. Если такая реформа будет осуществлена, я не исключаю, что состав правительства может существенно поменяться и его могут пополнить люди, которые пробуют себя в разных конкурсах типа «Лидеры России», то есть люди, которые свою квалификацию и готовность работать на трудных участках подтвердили серьезными тестами.

Я не исключаю, что часть депутатов тоже могут претендовать на некоторые посты в правительстве. Например, в области спорта. У нас есть известные спортсмены и спортсменки, которые вполне готовы решать непростые задачи в области спорта. А здесь проблем предостаточно. В экономической политике по-прежнему висит как дамоклов меч лозунг «Хватит кошмарить бизнес», брошенный Дмитрием Медведевым. Слов много, в каждом послании повторяется одна и та же тема, но воз и ныне там. Количество проверок, несмотря на грозные предупреждения президента, все равно не уменьшается. Бизнес повсеместно жалуется. Усилия омбудсмена Бориса Титова не бесполезны, но в целом атмосфера по отношению к бизнесу очень далека от идеальной. В то же время продолжается неприятный прессинг со стороны западных партнеров, санкции мешают развитию. Это тоже серьезное препятствие, которое надо научиться преодолевать.

О том, какие конкретные меры решения этих задач будут предприняты, мы узнаем тогда, когда будет сформировано новое правительство. В целом же в новом президентском сроке Путина во главу угла будут поставлены социальная сфера, образование, здравоохранение, наука и культура. Плюс инфраструктура. Цели понятны. Вопрос в том, как достигать этих целей. Очень непростые задачи в условиях многих неблагоприятных факторов — как внутренних, так и внешних. Неслучайно Путин говорит о том, что нам придется работать еще напряженнее.

«Если Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура»
Фото: government.ru

«ПУТИН СТОИТ НА РАСТЯЖКЕ МЕЖДУ КОМПРАДОРСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИЕЙ»

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— У Путина появилась возможность убрать либералов, которые подчиняются международному валютному фонду, мировой олигархии, компрадорской буржуазии, кто только ориентирован на ввоз/вывоз и на свои предприятия в России. Вот тех, у кого там яхты за рубежом, загородные клубы, убрать из государственных структур. Эти люди не могут развивать отечественную экономику, потому что они не относятся к национальной буржуазии. Во всем мире не любят такую компрадорскую буржуазию: в Южном Вьетнаме ее убрали, в Индии. Есть такая в Южной Корее, конечно, но вообще в мире такую буржуазию, которая ориентирована на другие страны, а не на свое производство, не любят. Ею не гордится нация. Поэтому предстоит выбор. Путин стоит на растяжке между компрадорской буржуазией, которая имеет Медведева и весь социально-экономический блок правительства, и национальной буржаузией, которая отражается в тех министрах, которых он лично назначает, то есть министре иностранных дел и силовиках. Растяжка — дело хорошее, но эти две лодки разъезжаются в разные стороны. Запад все активнее выступает против нас, поэтому естественно, что Запад и национальное отечественное производство расходятся. Надо выбирать, встать на одну лодку, а то Путин не Ван Дамм, чтобы на растяжке долго сидеть. Сначала порвутся брюки, а потом все остальное. Он должен воспользоваться этой возможностью.

Думаю, что он будет по частям этим заниматься, потому что инстинкт самосохранения нашей страны, национального отечественного предпринимательства заставит его все-таки обратить внимание на внутренние проблемы. Там нет таких успехов, как в международных отношениях. Нужно менять внутреннюю политику, прежде всего социально-экономическое направление.

Но это не значит, что внешняя политика отойдет на второй план. Ситуация на мировой арене все обостряется. Запад выбрал нас мишенью, хотя им больше мешает Китай. Но Россия по традиции является маяком для многих стран, даже если она не помогает. Многие мировые страны сегодня ориентируются на нас, помня о том, кем был Советский Союз. Мы всегда защищали справедливость на мировой арене, а в годы СССР помогли освободиться более 100 странам, большинству членов ООН. Эти страны, их элиты приязненно к нам относятся. И это сказывается на том, что Запад Россию ненавидит больше, чем Китай. Пока. Со временем они перекинутся и на Китай, если удастся уничтожить Россию. А нашу страну им не удастся разрушить, если Путин сориентирует социально-экономическую политику на благо народа.

Андрей Колядин — руководитель региональных программ ИЭСИ:

— Если о необходимости экономических преобразований, о новой стратегии экономики и новых драйверах экономики Путин говорил неоднократно, то про внутреннюю политику я ничего не слышал. Ни в послании, ни на одном из совещаний ничего не было сказано про реформу политической системы или партийной системы. У меня такое ощущение, что Владимира Владимировича все устраивает. И у меня есть большие сомнения, что будут реформы в политической системе, хотя они назрели ничуть не меньше, чем экономические. Необходимо менять партии, руководителей партий, фильтры, которые мешают предприимчивым, харизматичным, ярким людям входить в политическую систему, и так далее. Необходимо менять систему назначения в правительство, когда выигравшие партии должны формировать кабинет. В этом случае правительство консолидировано.

Спрогнозировать, кто будет назначен на посты, невозможно, так как система отбора министров от определенных победивших групп отсутствует. Это все в голове Владимира Владимировича. Он, бесспорно, выдающийся лидер, но, когда решение консолидировано, тогда министр несет ответственность не только перед первым лицом, но и перед группами, которые его выдвинули. Поэтому предположить, какие произойдут изменения, никто не может, как не смог никто угадать, какие придут губернаторы в разные регионы. Интрига, сохранит ли Медведев свое кресло, будет держаться до мая. Об экономических изменениях мы тоже узнаем из очередных «майских указов».

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Что касается изменений в правительстве, то да, они были запланированы масштабными, 50–70 процентов на официальном уровне, потому что власть чувствует, что запрос на обновление визуального ряда есть и он носит стратегический характер. Сейчас, по итогам выборов, власть получила больший уровень поддержки, чем она рассчитывала, прогнозировала. Но я думаю, что это не повлияет на ее первоначальные планы и изменения в правительстве будут носить достаточно серьезный характер. Запрос на изменение никуда не делся, итоги прошедших выборов это продемонстрировали, потому что Грудинин за счет факторов своей новизны сумел серьезно обойти Жириновского, результаты которого ужались. У ветерана российской политики Жириновского, который давно на политическом небосклоне, и у Грудинина, который в политике новичок, результаты отличаются в два раза. Собчак за счет фактора новизны также сумела показать неплохой результат, хоть и не такой, на который рассчитывала. И этот ряд будет только обновляться. А вот какие блоки охватит это обновление, сейчас спрогнозировать трудно, но, исходя из тех фундаментальных предпосылок, которые есть, и из тех планов, которые были до выборов, скорее всего, оно практически не коснется финансово-экономического блока, а серьезно коснется военно-промышленного комплекса и промышленного блока. Там возможны перестановки на уровне вице-премьеров, министров и прочих. Власть чувствует, что запрос на обновление визуального ряда есть.

Что касается культурно-социальной сферы, есть вопросы, потому что здесь существуют фигуры, которые скомпрометированы скандалами, как господин Мединский, например. Так что его шансы сохраниться в правительстве не очень велики. Но там есть фигуры, у которых репутация технократов и которые никакого скандального шлейфа не имеют. Что касается остальных блоков, например транспортного, то пока вопрос открыт. Здесь, я думаю, все будет решаться в последние недели перед оглашением состава правительства и будет зависеть от того, насколько серьезные позиции у патронов того или иного чиновника, потому что ясно, что каждый из федеральных министров и вице-премьеров имеет своего патрона среди пресловутых «кремлевских башен». И здесь все будет решать борьба данных «башен». Но весь финансово-экономический блок эти изменения, скорее всего, серьезно не затронут. А вот все остальное — под вопросом, все остальное обсуждается. И я думаю, что в ближайшие полтора месяца мы увидим достаточно серьезную войну компроматов как раз с целью те или иные фигуры скомпрометировать и подтолкнуть к отставке.

Что Владимир Путин должен сделать с правительством после победы на выборах?

3% Оставить в полном составе – это правительство себя показало в кризис нормально

54% Сменить в полном составе – это правительство не способно на прорыв

30% Нужен новый премьер

6% Обновить финансово-экономический блок

3% Сменить ответственных за промышленность

4% Свой вариант (в комментариях)

Прием голосов по опросу закрыт

В новом составе правительства не будет большого количества новых лиц. Скорее всего, кабмин вновь возглавит Дмитрий Медведев.

В правительство могут войти главы госкорпораций, а первым вице-премьером может стать помощник президента Андрей Белоусов.

Возможно возвращение «во власть» Алексея Кудрина.

Вероятно, правительство покинут Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Дмитрий Рогозин, Владимир Мединский и некоторые другие чиновников.

В понедельник, 7 мая, состоится церемония официального вступления в должность избравшегося на четвертый срок президента Владимира Путина. После инаугурации правительство уйдет в отставку, и, в соответствии с законом, в двухнедельный срок должен быть сформирован новый кабмин.

В пятницу, 4 мая, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что точная дата внесения кандидатуры нового премьера - «это исключительная прерогатива президента России». Достоверной информации о том, каким будет состав и структура нового правительства, нет.

Дмитрий Песков на вопросы «Газеты.Ru» о кандидатах на пост премьера, о возможных «потерях» в составе правительства и назначениях на ключевые посты ответил кратко: «пока равно задавать такие вопросы».

Нет ответа даже на вопрос, что будет обнародовано первым: президентский указ о национальных целях развития до 2024 года (его готовит глава администрации президента Антон Вайно) или фамилия нового премьера.

На фоне полного отсутствия официальной информации «кремлеведы», а также многочисленные источники выдают все новые и новые версии отставок и назначений. По некоторым позициям у политологов сложился консенсус.

Премьер четвертого срока

Дмитрий Медведев, похоже, сохранит за собой пост премьера. В интервью телеканалу «Россия-1» 28 апреля он дал понять, что правительство в целом выполнило поставленные главой государства задачи. То есть хорошо поработало, и зачем тогда уходить?

Во-вторых, Медведев четко заявил: «Безусловно, я пока не собираюсь уходить отдыхать. Я готов работать и буду работать там, где смогу принести максимальную пользу своей стране».

Максимальную пользу - это как раз пост премьера, не считая поста президента. И отдыхать ему сейчас действительно рано. Пенсионную реформу, например, пора проводить. Медведев заявил, что власти находятся на пороге законодательного обсуждения повышения пенсионного возраста.

Наконец, Медведев пригласил экс-президента США Барака Обаму посмотреть на «разорванную в клочья» экономику России в результате введения санкций. Приглашение приехать в Россию говорит о том, что Медведев приглашает не как частное лицо, а в качестве премьера.

Фракции в Госдуме уже готовятся к встрече с Дмитрием Медведевым как кандидатом на пост премьер-министра России, сообщило 4 мая РИА «Новости» со ссылкой на источник в парламенте.

Ранее «Газета.Ru» уже сообщала, что, по мнению большинства источников в правительстве и Кремле, нынешний премьер сохранит свой пост.

Один из осведомленных источников, близких к Кремлю, отмечал, что Медведев удачно выстроил работу с правительством для Путина. Кроме того, появление нового премьера привлекло бы к нему внимание как к вероятному преемнику президента на выборах в 2024 году, говорит другой источник, знакомый с ситуацией.

По его словам, логичнее ожидать повторения схемы, обкатанной в конце второго президентского срока Владимира Путина. Тогда де-факто за право стать преемником конкурировали два вице-премьера: Сергей Иванов и Дмитрий Медведев.

Если такой сценарий будет использован и на этот раз, то заместители председателя правительства окажутся под более пристальным вниманием, чем сам премьер-министр.

Куда пошлет президент

Если с премьером более-менее все ясно (хотя на деле президент может легко внести другую кандидатуру), то с вице-премьерами гораздо интереснее. По данным источников, сразу несколько замов покинут правительство.

В частности, речь идет об Игоре Шувалове, который состоит на госслужбе с 1998 года, а первым замом работает почти 10 лет. Источники и эксперты уверены, что в новом правительстве Шувалова не будет.

СМИ называли в качестве одного из возможных мест работы Шувалова МГУ. Впрочем, против этой версии говорят сразу два факта. Срок полномочий нынешнего ректора МГУ Виктора Садовничего истекает только в конце 2019 года. Кроме того у Игоря Шувалова может оказаться недостаточная квалификация для управления научным сообществом - вице-премьер не защищал докторскую диссертацию и имеет научное звание кандидата юридических наук.

Наиболее «популярным» сменщиком Шувалова считается помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов, в прошлом возглавлявший министерство экономического развития.

Весь последний год Белоусов был занят тем, что готовил для Путина шестилетний план социально-экономического развития страны, а весной вместе с Антоном Вайно работал над указом, определяющим «национальные цели развития РФ на период до 2024 года».

Сам Шувалов в ответ на прямой вопрос о своем будущем сказал, что «я хочу работать там, где скажет президент», добавив, что «я любой работе рад, которую даст президент».

План предусматривает увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру на 10 трлн руб., сообщало агентство Bloomberg. Дмитрий Песков говорил, что эта цифра не соответствует действительности. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова оценивала стоимость плана в 8 трлн руб. Белоусов же признавал, что «бюджетный маневр» прорабатывается.

Увеличить расходы на «человеческий капитал» и инфраструктуру можно за счет сокращения трат на оборону и нацбезопасность, считают эксперты. Этот процесс в России уже начался. Последний доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) зафиксировал снижение ассигнований на оборону на 20% в 2017 году.

«В российской армии проведена широкомасштабная работа по техническому и технологическому обновлению. В основном этот процесс завершен. И поэтому пик расходов на технологическое перевооружение пройден», - объяснил снижение расходов Песков.

Кроме того, Белоусов замахнулся на то, чтобы снизить бедность и создать устойчивый рост реальных доходов населения, которые сокращались в 2014-2017 гг.

«Это рост реальных пенсий, рост пенсий выше инфляции, как сказал президент, и это сокращение в два раза уровня бедности к 2024 году. Это тоже очень напряженные цели, и их предстоит достичь», - говорил помощник главы государства.

Претенденты на управление ВПК

В майские праздники в СМИ появилась информация, что Игорь Сечин, глава «Роснефти», может стать вице-премьером. В компании этот слух оперативно опровергли, сообщив, что по условиям контракта он обязан отработать в компании еще два года.

Возвращение Сечина в чиновники сомнительно еще и потому, что « » - впервые в своей истории - объявила о планах провести обратный выкуп своих акций (buy-back) на $2 млрд. Программа начнется во втором квартале и продлится до конца 2020 года.

Еще одним «вице» называют главу «Ростеха» Сергея Чемезова. Он будет курировать промышленность и ВПК вместо Дмитрия Рогозина. Ему, а также Аркадию Дворковичу, отвечающему за агропром, вероятно, придется покинуть кабинет министров.

Прозрачный намек на уход Дворковича содержится в аресте совладельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, однокашника вице-премьера. Братья Магомедовы (Зиявудин и Магомед) подозреваются в хищениях, растрате и организации преступного сообщества.

Место Рогозина, как обсуждают, может также занять нынешний министр обороны Сергей Шойгу, сохранив пост главы оборонного ведомства.

Миноброны, если Шойгу его покинет, может возглавить губернатор Тульской области Алексей Дюмин или главком Воздушно-космическими силами РФ Сергей Суровикин.

Хорошие перспективы эксперты и СМИ рисуют Денису Мантурову - он может сохранить пост главы Минпромторга и одновременно станет вице-премьером.
Экс-министру прочат возвращение

Зампредом правительства может стать и Алексей Кудрин, ранее занимавший пост главы Минфина и вице-премьера. Кудрину, возглавившему Центр стратегических разработок, было поручено подготовить стратегию развития страны до 2024 года. Документ был ранее представлен президенту, а в апреле этого года размещен на сайте ЦСР.

Вероятно также, что Кудрину могут поручить создать и возглавить Центр эффективности государственного управления, который может подчиняться лично президенту. О том, как модернизировать госаппарат, экс-министр недавно говорил с Дмитрием Медведевым.

В пятницу, 4 мая, ЦСР представил доклад «Государство как платформа», в котором содержатся предложения по переходу правительства «на цифру». Заниматься этим будет все тот же Центр, которым будет руководить вице-премьер или министр.

Для возвращения Кудрина в правительство есть существенное препятствие. У него сложные отношения с Дмитрием Медведевым. Медведев в 2011 году, будучи президентом РФ, уволил Кудрина из правительства после ряда неосторожных высказываний последнего.

Альтернативой должности в кабмине является пост в администрации президента. Британская Financial Times со ссылкой на свои источники сообщила, что «под Кудрина» создадут должность представителя главы государства по международному экономическому сотрудничеств - для восстановления отношений с Западом.

Сам Кудрин так и не определился, готов он возвращаться в правительство или нет. «Я никуда не возвращаюсь и давно уже эту тему не комментирую. На мой взгляд, все эти газетные утки опережают те возможные события, которые могли бы произойти», - говорил он. Представители Кудрина слухи о его «камбеке» не комментируют.

Толстой как зеркало русской культуры

Самые горячие споры в медиапространстве возникают вокруг фигуры Владимира Мединского: переназначат его министром культуры или нет? Претензий много: от якобы скомпилированной Мединским докторской диссертации до коррупционных скандалов и создания неконкурентных условий для кинопрокатчиков.

А если уходит, кто вместо? Не исключено, что это советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой. Или креатура кинорежиссера Никиты Михалкова - депутат Госдумы Елена Ямпольская. На должность главы Минкульта «сватают» и кандидатуру из противоположного идеологического лагеря – пресс-секретаря премьера Наталью Тимакову.

Слухмейкеры «увольняют» министра образования и науки Ольгу Васильеву. Она может вернуться в администрацию президента, став советником по межконфессиональным отношениям. Тема ее докторской диссертации - «РПЦ в политике Советского государства в 1943–1948 годах».

Некоторые эксперты «предлагают» разделить министерство на два – образования, а также на министерство науки и новых технологий. Наука получит нового лоббиста, хотя не факт, что денег из бюджета на инновации будет выделяться больше. На должность министра науки есть «готовый» претендент.

В списке возможных претендентов на пост главы Минобра - депутаты Госдумы Любовь Духанина и Алена Аршинова и другие. Среди «других» сильны позиции Елены Шмелевой, директора сочинского центра «Сириус», сопредседателя избирательного штаба кандидата в президенты Путина.

На должность главного по науке профессиональное сообщество прочит экс-министра образования Дмитрия Ливанова, а также гендиректора агентства стратегических инициатив Светлану Чупшевую.

После трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» меньше всего шансов сохранить себя в правительстве у главы МЧС Владимира Пучкова. Допинговые скандалы делают мизерными перспективы остаться в правительстве Виталия Мутко. Кризис на рынке авиаперевозок, вызванный банкротством «ВИМ-авиа», будет стоить кресла министра транспорта Максиму Соколову. Его место может занять глава РЖД Олег Белозеров или руководитель «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Соцблок, вероятнее всего, получит нового руководителя. «Вицепремьерское» кресло Ольги Голодец получит кто-то из «сильных женщин-руководителей». Источники говорят о главе Счетной палаты Татьяне Голиковой, спикере Совфеда Валентине Матвиенко. В числе кандидатов есть и неочевидные люди. Например, депутат Госдумы Ольга Баталина.

Относительно прочными в новом кабмине остаются только три позиции: министра финансов Антона Силуанова, набирающего вес, улыбчивого министра экономического развития Максима Орешкина, а также аксакала внешнеполитического ведомства, 68-летнего главы МИД Сергея Лаврова. Последний из них уйдет, если только сам попросится на покой. Вместо него источники прочат Дмитрия Пескова.

Впрочем, всем известно, что Путин редко производит кадровые назначения под давлением общественного мнения и любит преподносить сюрпризы. Старым и новым министрам придется взять на себя «непопулярные» решения – от повышения пенсионного возраста до введения новых налогов. Это делает призрачными перспективы нового кабмина продержаться все шесть лет.