Введение в буддизм. Идеи буддизма. Основные понятия буддизма


Совершенный свободен от любой концепции, ибо он постиг что есть его тело, откуда оно берется и куда исчезает. Он постиг, смысл чувств, как возникают они и как исчезают. Он постиг самкхару (ментальные структуры), как они возникают и как уходят. Он постиг природу сознания, как оно возникает и как исчезает.

Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме – принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563 - 483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.


По легенде, в 35 лет Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Можно с легкостью утверждать, что это происходит по сей день. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» — просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности — Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий – Христа, Магомета и других.

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

Суть практики буддизма

Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.

Буддизм — религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:

О природе страдания;
о происхождении и причинах страдания;
о прекращении страдания и устранения его источников;
о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

Мораль и этика буддизма

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от жёстких нравственных стандартов.

Развитие буддизма в мире

Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.

В Тибете буддизм был государственной религией и до захвата Тибета Китаем, главный буддист страны – Далай-лама, являлся также и руководителем государства. После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Он является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года. Поклонение Далай-ламе в Тибете находится под запретом, и даже за хранение фотографии Далай-ламы тибетцев ждет серьезное наказание.

В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась – просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.

В нашем цикле статей о Непале есть несколько материалов, посвященных буддистским святыням (к примеру, ступа ), которые являются важными туристическими достопримечательностями страны. Многим туристам нравится посещать эти места, но про Буддизм россияне знают крайне мало, и многое им просто не понятно. Этот небольшой цикл статей даст вам некоторые знание об этой религии и сделает ваши экскурсии в интереснее.

Главное о Буддизме

Первое, что нужно знать, Буддизм – это не религия в традиционном понимании этого слова россиянами. Скорее вернее назвать Буддизм идеологией.

Буддисты не верят в существование Бога – высшего существа и творца вселенной. Конечно, в буддийской космологии можно найти “дэва”, которых иногда называют “богами”. Но это представление ошибочно. Дэва не сотворили этот мир и не вершат судьбы людей. Можно сказать, что они просто люди, но из альтернативной реальности.

Вы спросите: “Кто такой Будда?”. Он просто человек, великий учитель и реальный исторический персонаж, живший около 2 500 лет назад. Его имя Сиддхартха Гаутама, он был принцем одного из индийских княжеств.

Поэтому, вопрос: “Верите ли вы в Будду?” звучит также несуразно, как “Верите ли вы в Юлия Цезаря?” или “Верите ли вы в Ивана Грозного?”.

Подробно остановимся на сути понятия Будда, так как большинство людей ассоциируют его именно с Буддой Шакьямуни (Сиддхартхой Гаутамой), но это не совсем верно. Слово “будда” переводится как “просветленный” или “пробужденный”, и оно обозначает любого человека, достигшего просветления. Таких живых существ было очень много, и все они будды.

Обычно только Великих будд принято писать с большой буквы, а всех остальных с маленькой. Среди Великих есть Бадда Настоящего – это Шакьямуни и несколько Великих Будд прошлого. Прошлых Великих по канонам разных школ от 6 до 21.

Ветви Буддизма

В Буддизме есть три основные ветви: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Их правильно называть словом “течение”, и не стоит их ассоциировать с разделением церквей в Христианстве, что многие делаю.

Разделение церквей у христиан (Католическая, Православная и Протестантская) – это, прежде всего, организационное деление. У буддистов нет церквей и вообще единой организации.

Течения отличаются деталями идеологии, списком почитаемых боххитсатв, воззрениями на процессы очищения разума и просветления.

Всем известный Далай Лама не является лидером всех буддистов, и тем более не аналогичен Папе Римскому. Его зовут Тэнцзин Гьямцхо, и он является главным буддистским наставником для тибетцев и монголов. К примеру, в соседнем Китае буддисты его не признают, но уважают.

Ваджраяна очень немногочисленное течение, которое многие считают составной часть Махаяны. Образовано от слова “ваджра”, что переводиться как “алмаз”. Существует сакральный предмет с таким названием. Его можно посмотреть в Непале около ступы в Катманду.

Взаимоотношения школ Буддизма

Они всегда были исключительно мирными. Буддизм вообще очень мирная религия, запрещающая причинять любой вред живым существам.

Распространение школ по регионам

Тхеравада (или Махаяна, или Малая Колесница) считается самой древней школой и ее часто награждают эпитетом “ортодоксальный буддизм”. Тхеравада распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Количество последователей Тхеравады оценивается в 100-200 миллионов человек.

Махаяна (или Большая Колесница) распространена гораздо шире. Эта шкала Буддизма распространена в Тибете, Китае, Японии и Корее.

Количество последователей Махаяны оценить гораздо сложнее, так как нет точных данных о проценте верующих в Китае. Примерно количество последователей оценивается в 500 000 000 человек.

И отдельной большой веткой являются школы буддизма в Китае, многие из которых сложно куда-либо причислить.

Основные понятия философии Буддизма

Их очень много, мы немного остановимся на каждом из них, а в следующих статьях опишем их подробно.

Карма . Является основополагающим принципом, объясняющим причины и следствия всех действий и событий, которые происходят с нами. Вкратце принцип кармы можно охарактеризовать фразой “что посеешь, то и пожнешь”.

Воплощения . Принцип перерождения одних живых существ в других. Эта доктрина немного отличается от принципа “переселения душ”, так как не признает существования постоянной души, как, к примеру, “атман” у индуистов. Карма в результате перевоплощений переходит от одного живого существа к другому.

Четыре благородные истины . Были сформулированы Буддой Шакьямуни и являются основой идеологии Буддизма. Их перевод на русский язык очень неточен, так как между языками существует серьезная разница понятий. В одной из следующих статей мы расскажем об этом подробно.

Мы приведем четыре благородные истины, но просим вас не понимать их слишком буквально.

1. Вся наша жизнь – неудовлетворенность и страдание.

2. Причина страданий – жажда.

3. Прекращение страданий – уничтожение жажды.

4. Способ – восьмеричный путь.

Как вы заметили, эти определения весьма общие, их можно и нужно расшифровывать, чем мы и займемся в одной из следующих статей.

Просветление . Состояние разума, очищенного от негативных мыслей, эмоций и побуждений, позволяющее увидеть все вещи такими, какие они есть на самом деле, и достичь нирваны.

Нирвана . Состояние, которое не может быть описано языком людей. Поэтому мы его и описывать не будем.

Сансара . Или “колесо жизни”. Это состояние, в котором прибывают все живые существа, кроме просветленных умов.

В следующих статьях мы подробно расскажем обо всем этом. .

Читайте о Непале на нашем сайте

Считается, что Будда первый человек которому удалось погрузиться в нирвану. После этого придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками, и прочел им свою первую проповедь. В ней были уже вкратце, в виде четырех тезисов, изложены основы его учения. Этот буддийский «символ веры» получил название «арья сатьи» - благородные истины. Слух о новом пророке стал быстро распространяться по Индии.

Его идеи оказались очень привлекательны. Как красочно повествует легенда, путь Будды был триумфальным шествием, особенно после того, как он сумел обратить в свою веру знаменитого мудреца и отшельника Кашьяпу и 600 его учеников. Даже многие известные брахманы отказывались от своего учения и становились проповедниками буддизма. Но наибольшее число последователей Будда имел в варнах, кшатриев и вайшьев.

Идеи буддизма

В чем же заключалась суть нового вероучения? Первая благородная истина гласила:

Все в мире полно зла и страдания.

Будда не жалел сил для того, чтобы рассеять многовековую иллюзию, которая туманит ум человека: иллюзию самодовлеющей ценности этого мира и его благ. Никто до него не находил таких сильных выражений, таких беспощадных оценок для временной жизни.

Он безжалостно отбрасывал все земные утешения, призывая смотреть правде в глаза. Развивая старые мотивы Упанишад, он изощрялся в поношении телесных удовольствий и самого тела и сурово осуждал людей, которые способны веселиться, забывая о всеобщей скорби.

Анализируя все существующее, Будда приходит к мысли о призрачности мира:

Все непрочно, все разрушается, все уносится неведомо куда. Демон смерти царит во Вселенной. Все дороги жизни ведут в мир страданий. Все суетно, все исчезает как туман, вся Вселенная охвачена непрестанным умиранием. Само существование ее бессмысленно. Все непрерывно течет и изменяется, пребывая в бесцельном беге. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.

Когда же и почему возникло это всемирное кружение, составляющее сущность бытия? Будда не давал ответа на этот вопрос. Его последователи утверждали лишь, что с безначального времени шесть типов существ:

  • Добрые духи
  • Демоны
  • Животные
  • Адские жители
  • Суетно томящиеся души, которые заблудились, «как спящие во сне».

От этой затерянности в бытии не возникает ничего, кроме иллюзий и мук. Но что же породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие, отвечал Будда, есть лишь извечное волнение дхарм. Что это такое? Определение этого понятия затруднено и может быть только отрицательным.

Дхармы Это не частицы и не духи, но из них слагается все - и материальный мир и духовно-душевный.

Они различаются между собой по типу своего проявления. Поэтому позже буддийские философы разделили их на категории и пытались даже определить число этих категорий. С неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм летят друг за другом, порождая образ преходящего существования. Поэтому нет ничего неизменного в мире. Нет постоянного тела, не существует души, как нет и постоянного «я». Таким образом, в своей философии отрицания Будда шел гораздо дальше брахманов, которые тоже признавали мир суетным и иллюзорным, но все же считали человеческое «я» причастным к Вечному и Непреходящему.

Вторая благородная истина Будды провозглашала, что:

Причина страдания открыта.

Он объявил, что страдание происходит от жажды:

  • Бытия
  • Наслаждений
  • Созидания
  • Власти

И тому подобных пустых земных привязанностей и стремлений, символом которых служило Бхава Чакка, или Колесо Бытия. Будда учил, что еще в утробе матери, с самого момента зачатия, у будущего человека вспыхивает первоначальное, недифференцированное, смутное сознание.



Это сознание образует вокруг себя намарупу (психофизическую сферу в ее целостности). Намарупа разделяется на «шесть областей» - пять органов чувств и мышление. Их наличие обусловливает ощущения и чувства. В результате в человеке развивается Тришна:

  • Жажда наслаждений
  • Жажда жизни
  • Жажда вожделения и связанная с ней привязанность к чувственному

Из этих суетных стремлений выковывается непобедимая воля к жизни. Именно она - это детище Тришны - ввергает человека в следующее воплощение и приводит к рождению, которое завершается старостью и смертью.

На этом буддийская формула судьбы заканчивалась, но по существу у нее нет конца. Ведь за смертью человека, не победившего в себе желания, следуют дальнейшие жизни, за ними еще и еще, и так до бесконечности. Причем возрождения могут совершаться не только в человеческом образе.

Философия буддизма

Безжалостная карма влечет греховное существо через бездны неописуемых пыток, заставляя его возрождаться в аду или в образе животного. Однако возникает вопрос: если «я» не существует, то кто же перевоплощается, кто возрождается в светлом мире богов или в ужасной бездне ада?

Поступки человека создают определенные кармические силы, которые после его смерти не исчезают, а под действием закона кармы формируют новое существо. Между умершим и этим существом такая же связь, как у родителей с детьми. Как дети несут на себе печать своих отцов, так и каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с некоей предшествующей.



В этом учении есть двойственность и даже несогласованность, которая порождает много вопросов, но которая остается у самого Будды не разъясненной. Обращаясь к широким массам, он не разрушал сложившегося представления о бесконечных перевоплощениях, имеющих смысл только в том случае, если человеческая душа признается бессмертной. Но когда он обращался к философам и избранным, то говорил, что «я» не существует.

Рассказывают, что однажды какой-то монах напрямик спросил Будду, существует ли атман «я». Но Будда ничего не ответил ему. «Тогда, может быть, «я» нет?» - продолжал спрашивать монах. Будда опять ничего не ответил. Когда монах ушел, ученики выразили удивление по поводу уклончивости наставника. Будда отвечал, что своим молчанием хотел избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и об уничтожении.

Очевидно, он вообще считал такую постановку вопроса неправильной и не хотел, чтобы его последователи отвлекались на решение этих вопросов. (Уже после его смерти, спустя почти тысячу лет, буддийские философы разработали учение о сантане, под которой понималось некое замкнутое индивидуальное единство, в каждом потоке дхарм образующее живое существо. «Я» не сохраняется после смерти, но сохраняется сантана, и именно ее постигают все последующие перевоплощения.)

Суть проповеди Гаутамы заключалась в третьей благородной истине:

Прекращение страданий возможно.

Если «проявленное бытие» по самой своей сути есть нечто тягостное, мучительное, сотканное из скорбей, если это бессмысленное, отвратительное существование поддерживается неведением и глупой, обольщающей жаждой жизни, то истребление этой жажды и просветление духа принесет человеку освобождение. Он уйдет из этого призрачного мира и сольется с Тишиной и Покоем.

Всем измученным и изнемогшим в битве с жизнью Будда обещал открыть обитель успокоения. Ради этого он призывал их облечься в броню равнодушия и ничего не ждать от суетного мира. Он учил, что тот, кто сумел победить свои желания, «уничтожил тернии существования: это его тело - последнее». Такой человек выскальзывает из мутных волн сансары, которые продолжают стремить свой бег уже где-то в стороне от него. Такой человек достиг высшего счастья, высшего бытия - нирваны.

Ученики не раз спрашивали Будду о том, что есть нирвана, но всякий раз получали двусмысленные неопределенные ответы. Сам Будда, видимо, считал, что осознание нирваны выходит за пределы человеческого понимания. Но определенно можно сказать, что хотя нирвана и лежала за пределами нашего бытия, она не была для Будды «голым ничто». Может быть, он ощущал ее как некое Сверхбытие или Абсолютное Начало, близкое Брахману Упанишад. Бога Личного, Бога Живого он решительно отрицал.

В его Вселенной нет ничего, кроме нирваны и томительно-бесполезной сумятицы дхарм. Единственная достойная человека цель -это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя.

Для этой цели Будда предложил «восьмеричную дорогу», которая и составляет четвертую благородную истину - о пути к избавлению. Она включала в себя:

  1. Правильные взгляды, то есть основанные на «благородных истинах».
  2. Правильную решимость, то есть готовность к подвигу во имя истины.
  3. Правильную речь, то есть доброжелательную, искреннюю и правдивую.
  4. Правильное поведение, то есть не причинение зла.
  5. Правильный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.
  6. Правильное усилие, то есть самовоспитание и самообладание.
  7. Правильное внимание, то есть активную бдительность сознания.
  8. Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти зла.

Истинный буддист «не разрушит ничьей жизни; и жезл и меч он отбросит исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерд ко всем существам, одаренным жизнью».

Правила буддиста:

  • Он должен избегать воровства
  • Быть целомудренным
  • Быть правдивым
  • Должен отбросить грубость
  • Должен отбросить жадность
  • Должен отбросить празднословие
  • Должен искать во всем справедливости

Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности. Оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя.

Это - ступень окончательного овладения своей физической природой.

Размышляющий мудро переносит и холод и зной, и голод и жажду, не боится ядовитых мух, ветра, солнца и змей; он кроток перед словом поношения, перед телесными страданиями, перед самыми горькими муками, томительными, беспокойными, разрушительными для жизни.

Здесь буддизм целиком усвоил традицию предшествующих индийских аскетов, приводивших себя в состояние совершенной бесчувственности и сравнивавших свое тело с кожей, которую сбрасывает змея.

Заключительная восьмая ступень:

Путь буддизма

Следуя многовековым принципам Йоги, буддисты делили этот этап на ряд особых стадий, высшей из которых было состояние самбодхи, когда все человеческое исчезает в человеке, когда его сознание угасает и над ним не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Существо, пришедшее к этому пределу, есть истинный Будда. Однако таких Просветленных всего лишь единицы.

Из этих основных положений буддизма следовало несколько весьма важных выводов. Во-первых, каждый может спастись от возрождений собственными стараниями. Правда, путь к нирване долог и труден; необходимо прожить множество жизней, поднимаясь со ступени на ступень к высшей цели, но зато, когда победа достигнута, она достигнута только личными усилиями человека, и он никому ничем не обязан.

Следовательно, для богов, выступавших в традиционной религии хранителями людей, в буддизме не оказывалось места. Будда не отрицал существования богов, но в его учении они выступали просто более совершенными существами, чем люди, дальше продвинувшимися по пути к нирване.

Ритуалы и жертвоприношения Будда считал бесполезными, однако суждения на этот счет высказывал очень осторожно. Открыто он восставал только против кровавых жертвоприношений, связанных с убийством животных. Он отвергал также авторитет всех священных книг, включая Веды , но он не был активным врагом писания.



Вовторых, с точки зрения буддизма, оказались малосущественными родовитость ищущего, его племенное происхождение, принадлежность к той или иной варне. Происхождение само по себе ничего не дает человеку и не может обеспечить достижения нирваны. Хотя спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей, его учение принимали многие миряне. При этом они должны были выполнять простой этический кодекс Панча Шила (Пять Заповедей):

  1. Воздерживайся от убийства.
  2. Воздерживайся от воровства.
  3. Воздерживайся от блуда.
  4. Воздерживайся от лжи.
  5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Следуя этим правилам, человек делает маленький шаг к нирване. Но рассчитывать на положительное изменение своей кармы могли только монахи.

Основатель религии буддизм

Уже в первые годы существования буддизма вокруг Гаутамы складывается монашеская община сангха, то есть объединение людей, отказавшихся от всего, что их раньше связывало с обществом:

  • От семьи
  • От принадлежности к варне
  • От собственности

В основном буддийские монахи жили за счет доброхотных подаяний от мирян; отсюда обычным наименованием их было бхикшу - нищий. Монаху полагалось молча, не поднимая глаз, обходить с чашей в руке дома мирян, ничего не прося и ни о чем не настаивая, не радуясь обильной милостыни и не огорчаясь, когда он не получал ее вовсе.



При жизни Будды появились и первые буддийские монастыри. Обычно они основывались в рощах, подаренных Учителю богатыми раджами. Монахи строили там хижины и дома для общих собраний. Рядом с ними появлялись кладовые, столовые, бани и другие хозяйственные помещения. Была учреждена особая должность эконома, который наблюдал за работами и хлопотал о поставках.

Будда внимательно наблюдал за развитием этих монастырей и собственноручно написал для них уставы. Каждый шаг монаха был в них жестко регламентирован. Впрочем, сам основатель учения вплоть до самой смерти строго соблюдал предписания своих уставов, не допуская для себя никаких послаблений.

Смерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он, как уже говорилось, заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения новой религии буддизм требовали дальнейшего развития и уточнения. Первый шаг к этому был сделан вскоре после кончины Учителя.

История религии буддизм

Около 470 г. до Р.Х. немногочисленные тогда еще буддисты собрались в пещере у Раджагрихи на Первый Всебуддийский собор, где под руководством Кашьяпы, самого ученого из последователей Будды, утвердили главные пункты устава общины и приняли меры для сохранения суждений и изречений Учителя.

(Речь, очевидно, могла идти только о собрании кратких устных предписаний и наставлений умершего Будды. Естественно, при этом принимались во внимание, прежде всего, часто повторяющиеся и часто слышанные сентенции общего содержания, сжатые мудрые изречения и т.п. В буддийской традиции они получили название сутр. С течением времени к сутрам были прибавлены различные пояснения и указания о том, где, когда, по какому поводу и для кого было произнесено каждое из этих изречений. В результате некоторые из сутр приобрели значительный объем).

Вскоре после Первого собора в сангхе наметились два направления:

  1. Ортодоксальное
  2. Либеральное

Представители первого течения настаивали на большей строгости в аскетических упражнениях и буквальном соблюдении всех сохранившихся заповедей Будды. Сторонники второго делали упор на нравственное совершенствование, ослабляя, однако, требования устава.

  1. Первые считали, что спасение возможно только для монахов, строго соблюдающих устав общины, установленный Буддой.
  2. Вторые верили, что при определенных условиях достичь нирваны могут все живые существа.

Каждое из этих течений буддизма предлагало свой путь религиозного спасения, или, как тогда говорили, свою «колесницу» - яна, на которой можно было бы переправиться из этого земного существования на другой берег бытия.

Размежевание между двумя школами фактически произошло уже на Втором Всебуд- дийском соборе, который состоялся через сто лет после Первого. В дальнейшем:

  • Ортодоксальная школа получила наименование Хинаяна («Малая колесница», или «Колесница индивидуального освобождения»).
  • А либеральная – Махаяна («Большая колесница», или «Колесница всеобщего спасения»).

Впрочем, внутри каждой школы буддизм тоже не был однородным. В III-II вв. до Р.Х. буддийская церковь дробится на множество сект, оспаривавших друг у друга право считаться истиной Дхаммой. (Цейлонские хроники, ранние индийские и тибетские историки говорят о 18 буддийских школах.)

В 253 г. до Р.Х. Ашока, один из царей династии Маурьев, созвал в Паталипутре Третий Всебуддийский собор. Здесь были утверждены сложившиеся к этому времени основы вероучения буддизма, а также осуждены ереси. Правоверными были признаны только две из 18 школ - Тхеравада и Вибхаджавада, отстаивавшие ортодоксальную точку зрения. Неправоверные монахи должны были после этого покинуть Магадху- главное место пребывания тхеравади-нов - и уйти в Кашмир. Там они обрели силу и стали называться сарвастивадинами.

Нагарджуна

Следующим кто значительно расширил понятия буддизма стал Нагарджуна который жил спустя 400 лет после Будды, в историях и преданиях он предстает еще более легендарной фигурой, чем сам основатель буддизма. В 20 лет Нагарджуна был уже широко известен своей ученостью. Наука, впрочем, не была его единственной страстью.

Отправившись в горы к ступе Будды, он принял обет и в течение 90 дней изучил все три Питтаки, постигнув их глубинный смысл. Однако учение их показалось ему неполным, и Нагарджуна отправился странствовать в поисках неизвестных сутр. Возвратившись на родину, Нагарджуна проповедовал буддизм Махаяны в Южной Индии и весьма в этом преуспел. Авторитет его рос с каждым годом.



Сообщают, что он изгнал из монастырей множество нарушивших правила бхикшу, среди которых были люди очень могущественные. После этого все школы Махаяны признали его своим главой. Подводя итог деятельности Нагарджуны, тибетский историк буддизма Даранта пишет, что он поддержал верховную религию буддизм всеми возможными способами:

  • Преподаванием
  • Построением храмов
  • Содержанием миссионеров
  • Составлением опровержений
  • И проповедями

И таким образом способствовал широкому распространению Махаяны. Но у Нагарджуны была еще одна великая заслуга перед потомками - именно благодаря ему буддизм из учения об освобождении и спасении для немногих ревностных подвижников превратился в близкую и понятную для всех людей религию буддизм .

Основные положения своей философии Нагарджуна сформулировал в 450 кариках - кратких стихах, предназначенных для заучивания наизусть и комментирования. Эти карики составили главный трактат Нагарджуны - «Мадхьямикасутру» («Сутру срединного учения») - классическое произведение, которое затем комментировалось многими известными буддистами Индии, Тибета, Китая и Японии.

Махаяна

Следующем течением в котором Будда из учителя-человека, указавшего путь к спасению и первым вошедшим в нирвану превращается в божество становится Махаяне. Вместе с тем сторонники этого течения подчеркивали, что при всей значительности его личности Будды для своей эпохи он не представляет из себя ничего из ряда вон выходящего.

Однако в первые века нашей эры буддизм Махаяны быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, а через него - в Японию и Корею. Позже он укрепился также в Непале, Тибете, Монголии и Центральной Азии Но в самой Индии буддизм Махаяны не получил большого распространения.

Хуэй-нэн

Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из самых значительных событий в истории этого вероучения. Процесс его укрепления и развития здесь был сложным и длительным. Понадобилось несколько веков, прежде чем буддийская религия распространилась в Срединной империи.

При этом буддизм сильно китаизировался и приобрел специфические черты, позволяющие говорить о нем как об особенном вероучении. Среди многих новых школ, появившихся в середине I тысячелетия, самым оригинальным явлением, развившимся на китайской почве, стало учение Чань-буддизма.



Считается, что Чань зародился в Индии как медитативная школа «дхьяны» буддизма Махаяны. Для ее последователей наиболее важным моментом среди огромного количества легенд о Будде был факт его просветления. Сторонники этой секты призывали своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного.

Целью дхьяны было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин своего «я» и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи).

В то время, когда в Китай прибыл основатель школы Чань Бодхидхарма, в Тибете начали свою деятельность первые проповедники буддизма. Тибет был тогда варварской горной страной, находившейся на самой окраине цивилизованного мира.

Однако именно ему суждено было стать с течением времени важнейшим мировым центром буддизма, тем местом, где это вероучение получило самое полное развитие и сделалось подлинным источником умственного и нравственного образования для всего народа.

Нигде более на Востоке буддизм не сумел добиться такой полной победы над другими вероучениями, нигде более не обрел он такого прочного положения среди населения и такой власти над умами. Здесь же сложилась самая мощная в мире иерархическая буддийская церковь, получившая по прозванию духовенства наименование ламаистской. (Ламы - буддийское монашество Тибета; буквально «лама» переводится как «высочайший».)

Асанга

После Нагарджуны большое влияние на развитие буддизма имела философская школа йогачаров, соединившая с мифологией и философией Махаяны древнюю практику йоги. Основателем этой системы считается великий ученый, настоятель знаменитого монастыря Наланда, Арья Асанга, живший в V столетии после Р.Х.



Особенность религиозной практики йогачаров заключалась в том, что наряду с традиционными положениями буддистской этики важное место в ней заняли особые приемы йогического созерцания, а также мистика - заклинания, амулеты и сокровенные тантры. Таким образом, было дано начало буддийскому тантризму. (Вообще же тантризм такой же древний, как сама йога, и истоки его скрыты в 1 глубине истории Индии.)

Тантры (буквально - «хитросплетения») Называются сокровенные, магические тексты и заклинательные формулы, дающие власть над миром духов и освобождающие скрытые силы человека.

Йогачары считали, то, овладев искусством тантрийских заклинаний и особыми приемами тантрийской медитации, можно гораздо быстрее, чем средствами, указываемыми Махаяной (даже в течение одного перерождения!), достичь состояния просветления, слиться с божеством и выйти из круга перерождений. Однако не следует думать, что заклинания и высшие силы все сделают за человека. Прежде чем прибегнуть к практике тантры, ищущий должен пройти долгий путь самопознания и нравственного усовершенствования.

Огромное значение с тех пор при отправлении культа стали играть магия и всевозможные заклинания. Но в начале IX в. буддизм подвергся суровым гонениям и пришел в упадок. Царь Лан-гдарма велел разрушить многие храмы и уничтожить изображения Будд. Священные книги были сожжены, а ламы насильственно превращены в охотников и мясников. Всякий, кто противился этому, немедленно предавался смерти.

Следующие два столетия были временем язычества. Только в середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций классической Маха-яны. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей, ставших затем важными буддийскими центрами.

Но реформами Ати-ши оказались недовольны последователи Падмы Самбхавы, которые по-прежнему в своей религиозной практике делали упор на магию, не желали слышать о строгой дисциплине и безбрачии. Объединившись вокруг влиятельного монастыря Сакья, они выступили против нововведений.

С этого времени началась упорная борьба между двумя тибетскими школами:

  • Красношапочниками (одежду красного цвета носили приверженцы Падмы Самбхавы).
  • И желтошапочниками (это был символ классического буддизма сторонников Атиши).

Окончательный успех буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности - ламаизма были связаны с реформами Цонкхапы.

Цонкхапа

К началу XV в. относят появление главного сочинения Цонкхапы «Великий путь по ступеням мудрости» («Ламрим»). Оно охватило широчайший круг теологических вопросов: от глубоких метафизических проблем до детальной разработки основ монашеской жизни.

Для лам труд Цонкхапы стал основополагающей книгой, где можно было найти ответы на все без исключения вопросы. Вместе с тем «Ламрим» излагал важнейшие положения учения о спасении для низшего разряда людей, то есть для тех, кто погружен в земные интересы и не задумался всерьез о необходимости спасения.

Цонкхапа считал, что учение не может быть постигнуто ищущим непосредственно, без помощи духовенства. Конечно, без учения Будды - сутр - спасение вообще невозможно, но правильно преподать это учение может только лама. Суммируя наиболее авторитетные сочинения, Цонкхапа показывал, что именно лама служит источником познания пути к спасению.



Он - условие завоевания блаженства и уничтожения порока. Без него возможность спасения не может быть реализована. Поэтому ищущий спасения должен отрешиться от своего ума и отдать себя во власть «друга добродетели» - ламы. Почитание ламы должно рассматриваться как почитание самого Будды.

В ламаизме Цонкхапы уже мало было провозгласить свою преданность Будде, дхарме и сангхе. Необходимым условием постижения сокровенной сути великого учения стала восходящая к буддийскому тантризму непосредственная связь между учителем и учеником, причем связь глубоко личная, доверительная, с беспрекословным подчинением ведомого ведущему Так главенство лам в тибетском обществе получило в «Ламриме» свое религиозное освещение.

Однако Цонкхапа не остановился на этом. Он рассмотрел и реформировал буквально все стороны религиозной и церковной жизни тибетского буддизма. Он продумал сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламских монастырей, твердо установил безбрачие лам и, что было особенно важно, разрешил им иметь собственность.

Он разработал многие детали обряда и культа, ввел в практику богослужения элементы театрального представления и музыку, учредил многие праздники. Он сильно ограничил практику магических обрядов, выступив против многого из того, что было принесено Падмой Самбхавой и стало привычным для красношапочников. Прежде всего запрет касался таких крайностей, как испускание огня изо рта, глотание ножей и т.п., граничивших с простым шарлатанством. Но те магические приемы, которые основывались на священных буддийских писаниях, остались в полной силе.

Цонкхапа умер в 1419 г. Его нетленные мощи длительное время сохранялись в монастыре Гандэн.

Незадолго до смерти он объявил своими преемниками двух своих лучших учеников, завещав им постоянно возрождаться в дальнейшем. С этого времени тибетскую церковь всегда возглавляли два верховных ламы: Далай-лама, имевший резиденцию в Лхасе, и Богдо-лама, пребывавший в Ташилумпо, в Нижнем Тибете.

Считалось, что по смерти они (через девять месяцев) воплощаются в младенцах мужского пола, которых надлежало избрать и после строгой проверки провозгласить очередным воплощением умершего ламы. При этом старший из двух, Далай-лама (величайший), стал считаться воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары, а другой, Панчен-лама, - воплощением Самого Амитабхи.

С течением времени Далай-лама сосредоточил в своих руках высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным авторитетом всех приверженцев ламаизма и многих буддистов. Поначалу ламаизм исповедовался только в Тибете, но уже в XVI в. это вероучение широко распространилось среди монголов, а потом также среди бурятов, калмыков и тувинцев.



На протяжении нескольких веков, вплоть до середины XX в., ламы сосредоточивали в своих руках всю полноту духовной и светской власти над Тибетом. Впрочем, это произошло не сразу. Понадобилось несколько веков кропотливой «буддизации» и «ламаизации», прежде чем структура тибетского общества приобрела свой законченный вид и сделалась как бы продолжением ламаистской церкви, возглавляемой великим Далай-ламой.

Честь окончательного обустройства тибетской религиозной общины принадлежит великому средневековому проповеднику Цонкхапе, которого можно рассматривать и как последнего великого теоретика буддизма, завершившего в своих трудах двухтысячелетний процесс формирования этого вероучения.

Буддизм как мировая религия - одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник.

Возникновение буддизма

Впервые о буддизме узнали в примерно в 6 веке до н.э. В переводе с санскрита он означает «учение просветленного», что действительно отражает его организацию.

Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор. Биография этого человека и является историей возникновения буддизма.

Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит (так звали отшельника) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в 3 дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь - не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете.

За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь: отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз: он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает «просветленный».

Буддизм: философия

Эта религия несет в себе идею непричинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь - через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам.

Буддизм как мировая религия и ее 4 главные истины

  • Истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все ключевые моменты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть. Религия тесно переплетена с этим понятием, практически связывая все бытие с ним.
  • Истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - к жизни: она конечна, и это порождает страдание.
  • Истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос, что это такое, подобно брахманским текстам, в которых утверждалось, что об Абсолюте можно говорить только в отрицательных терминах, поскольку его нельзя оформить в слова и мысленно постичь.
  • Истина о пути. Здесь речь идет о который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения.

Таким образом, буддизм как мировая религия значительно отличается от других и предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. Это поспособствовало возникновению разных направлений в буддизме, что позволяет каждому выбрать самый близкий путь к своей душе.

Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии. Его основатель – царевич Сиддхартха Гаутама из племени Шакья (563-483 гг. до н.э.).

Когда в семье раджи родился сын, отцу предсказали, что ребенок станет либо величайшим монархом, либо величайшим отреченным, причем отречется от мира он из сострадания к людям. Разумеется, радже нужен был наследник. Отец решил лишить сына зрелища людских страданий и отвлечь от созерцательных настроений: устроил для него пруды с лилиями и белыми лотосами, отдал ему три дворца, велел певицам и танцовщицам постоянно развлекать его, женил на красавице царевне, приказал не говорить при нём о страданиях и смерти. В тех редких случаях, когда царевич покидал свои сады и дворцы, с его пути прогоняли всех старых, нищих и больных.

Но однажды, выехав на прогулку со своим возницей, царевич встретил дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясён, когда узнал, что это общий удел всех людей. Когда далее он увидел больного, изуродованного проказой, и погребальную процессию, он ощутил жизнь как сферу безысходных страданий. На лицах людей, не предупрежденных о прибытии царевича, он увидел следы забот и печали. Он убедился в бренности всего земного, в невозможности найти смысл, опору в суетном и преходящем мире.

Обратившись к мудрецам-брахманам, он быстро разочаровался в них, пораженный бесконечными словопрениями философов. Брахманизм переживал в ту эпоху упадок: секты и школы завязли в бесплодных спорах по поводу метафизических тонкостей. Царевича же интересовали не философские построения, а ответ на вопрос: как спастись от безысходного круговорота жизни, где всё объято пламенем страдания. Он решил, что надо быть "свободным от обаяния любого учения". Глупым казалось ему и слепое доверие к старым писаниям. Однако следы ведической философии навсегда остались в миросозерцании Гаутамы. И не без оснований считают, что буддизм вырос из семян, упавших с раскидистого дерева Упанишад.

Поняв, что философские системы не разрешат мучивших его проблем, Гаутама обратился к йогам-практикам. Он жил среди них, наблюдая сверхчеловеческие подвиги аскетизма, но не мог понять, почему многие из них стремятся не к высшей свободе, а к сверхъестественным силам, лучшему воплощению и временному блаженству среди небожителей. Эти цели казались ему недостойными. Сердце его было преисполнено сострадания. Он хотел найти путь избавления и открыть его всем людям.


Для него не имели смысла ритуалы. Существование богов и духов ничего не меняло. Боги и духи не властны отменить закон кармы, они сами от него зависят и не в силах прервать бесконечную цепь перевоплощений. Так зачем же возливать перед ними масло и бормотать мантры?

Покинув своих наставников-йогов, Гаутама ринулся один по пути самоистязаний. Но просветление к Гаутаме не приходило.

Сиддхартха, наконец, понял, что самоумерщвление ни к чему не приводит, отказался от крайностей аскетизма и повел жизнь самоуглубления, сосредоточившись на источнике страданий. Его друзья-отшельники покинули его, решив, что он не выдержал борьбы.

Недели сидел Сиддхартха, погруженный в глубокое созерцание, и вот на него снизошло долгожданное просветление. Вся вселенная как бы предстала перед его взором. Теперь Сиддхарта знал, с чем надо бороться, чтобы обрести избавление от мира, полного боли и скорби. Отныне он стал Буддой - Пробужденным.

Несколько недель Будда провёл в лесу, не желая нарушить своё уединение. Он преодолел искушение войти в нирвану, решив возвестить миру своё учение. Будда произнес свою первую проповедь – о повороте Колеса Учения (дхармы ).

В 29 лет Сиддхарта покинул дворец, в 35 стал Просветленным, и еще 45 лет проповедовал свое учение. Вокруг него сложилась монашеская община – сангха, которая быстро росла.

Будда удивлялся тому, что есть люди, не стремящиеся к истине и свободе, довольствующиеся преходящими удовольствиями. "Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищите света?" Всё непрочно, всё разрушается, уносится в небытие. Во Вселенной царит демон смерти: ""За всякой вещью, которая манит человека к обладанию ею, притаился Мара". Он не имеет власти лишь над тем, кто понимает, что всё преходяще. Лишь "кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, на мираж, того не видит царь смерти".

Однажды Будда обратил в свою веру жену раджи. Он создал в ее сознании прекрасную девушку, которая пошла ей навстречу и на её глазах прошла все ступени жизни, превратившись в морщинистую старуху, а затем в скелет. Осознав непрочность всего, к чему она была прежде привязана, женцина стала последовательницей Будды.

Традиционно считается, что Будда помнил десятки тысяч своих воплощений, и поучительные случаи из них излагаются в коротких рассказах (джатаках).

Когда подошел срок, Будда дал ученикам последнее наставление – надеяться только на свои силы, «быть светильниками самим себе», лег в позе льва, погрузился в созерцание. Из четвертого уровня сосредоточения он вступил в окончательную нирвану. Круг кармы остановился, он не родится вновь. Мир перестал существовать для него, как и он перестал существвать в мире. Он погрузился в нирвану – состояние, которое нельзя представить и описать. Можно лишь сказать, что в этом состоянии нет обусловленности и страданий.

Единого учения, единой философии буддизма не существует.Есть различные течения и направления, очень сильно отличающиеся друг от друга. Однако основные идеи (четыре благородных истины, учение о карме, о мгновенности, об отсутствии души) присущи всем направлениям буддизма.

Основы своего учения Будда изложил в виде четырёх тезисов - четырёх "благородных истин":

– вся жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь - страдание, недостижение желаемого - страдание, словом, вся привязанность к земному есть страдание;

– причина страдания – желания (тришна – жажда бытия, привязанность к преходящему);

– существует освобождение от страданий – нирвана;

– есть путь, ведущий к нирване.

Священный восьмеричный путь делится на три этапа: этап мудрости (2 ступени), этап нравственности (3 ступени), этап сосредоточения (3 ступени).

1. Праведное воззрение (основанное на благородных истинах).

2. Праведное устремление (к освобождению).

3. Праведная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая).

4. Праведное поведение (непричинение зла, отказ от всего, что омрачает сознание).

5. Праведный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.

6. Праведное усердие (направление всех помыслов и сил на самосовершенствование).

7. Праведное внимание (активная бдительность сознания, всеохватный контроль над всеми психофизическими процессами).

8. Праведное сосредоточение (достижение самадхи – предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания).

Привязанность к существованию (тришна) и вытекающие из нее действия заставляют живое существо постоянно перерождаться. Так как любое действие имеет результат, создается карма. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, тоже приносит плод, определяя необходимость следующего рождения, характер которого обусловлен кармой умершего. Карма – не воздаяние со стороны Бога, а основной закон существования, безличный и неотвратимый. Карма может быть благой и дурной; от нее зависит страна, семья, в которой родится человек, пол, врожденные болезни, способности, основные черты характера, наклонности. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее. Этот круговорот называется сансара .

Все этапы существования причинно обусловлены, и причинность эта не оставляет места для таинственной трансцендентной причины (Бога, судьбы). Живое существо, влекомое своими подсознательными влечениями, оказывается несвободным, полностью обусловленным.

Сансара безначальна: ни у одного существа не было первой жизни (но может быть последняя). Признается 31 сансарический мир; рождения в 27-и благоприятны (26 миров богов, мир людей) и в 4-х неблагоприятны (мир животных, демонов, голодных духов и ад). Но даже самое благоприятное перерождение не может быть целью буддиста. Цель – освобождение, разрыв круга сансарического бытия, круга перерождений, и достижение нирваны . Буддизм, следовательно, предполагает преобразование человека из существа страдающего и обусловленного в существо свободное и совершенное.

Слово «нирвана» означает «угасание, затухание, поэтому на Западе нирвану часто понимают как полное прекращение жизни, уход в небытие, и считают буддизм пессимистичным. Однако из буддийских текстов ясно, что затухает вовсе не бытие. Угасают страсти, привязанности, омрачения. Подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается ветер, так прекращаются страдания, когда иссякают страсти. С исчезновением причины страдания исчезает само страдание.

Будда на вопросы о сущности нирваны отвечал молчанием. Нирвана – не Бог, не безличный Абсолют, не субстанция (субстанций буддизм не признает), а состояние. Состояние свободы и полноты бытия, выход за пределы личности. В опыте нашего сансарического бытия нет ничего, подобного нирване. Если мы будем сравнивать ее с чем-либо известным, мы создадим ментальный образ нирваны (который может быть только неадекватным представлением), привяжемся к этому представлению и тем самым даже нирвану сделаем объектом привязанности и источником страдания.

Анатмавада (ан – отрицание, атма – душа, вада – учение) – учение о несуществовании индивидуального субстанциального вечного «я», или души. Это учение отличает буддизм от всех остальных религий. Западные философы считали веру в бессмертие души источником нравственности и непременным элементом религии. В буддизме же утверждается, что чувство «я», привязанность к индивидуальному существованию – источник всех страстей и омраченности. Но буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, – высшем Я, едином во всех существах, тождественном Абсолюту. Атман буддисты не признают и не отрицают, о нем просто не говорят. Отрицают индивидуальное «я», личность, простую и тождественную самой себе субстанцию. Она, по мнению буддистов, не обнаруживается в опыте и рассматривается как иллюзорный продукт ментального конструирования. Личность – только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов, элементов опыта.

Для сансарического существования характерны следующие черты: все лишено самости, все есть страдание, все нечисто, все непостоянно. Скупо, но все же говорит Будда о природе мира. Образ мира порождают бегущие с неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм. Нет ничего неизменного в мире. Как нет постоянного "я", души, нет и постоянного тела. Что такое дхармы? Не частицы и не духи, а психофизические элементы, которым человеческий язык не может дать определение. Но из них складывается всё – и материальный мир, и духовный.

Наука в наши дни приблизилась к этим древним представлениям, добытым в мистических прозрениях. Атом так же неописуем, как буддийские дхармы. Вернер Гейзенберг говорит, что "атому современной физики все качества чужды, непосредственно к нему не имеют отношения вообще никакие материальные качества, то есть любой образ, какой могла бы наша способность представления создать для атома, тем самым ошибочен". Неудивительно, что многие современные физики серьёзно увлечены философией Востока.

Дхармы – это моментальные явления, мгновенные вспышки; они исчезают, как только появляются. Два момента – это два разных элемента. В мире, таким образом, происходит не изменение, а исчезновение и возникновение. Почему же вещи кажутся нам длительно существующими, изменчивыми? Мы не замечаем исчезновения и возникновения дхарм, как в кино не замечаем смены кадров, а видим движущиеся фигуры. То же самое относится к личностям. Каждое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей. Не только в одну реку не войти дважды, но и нет того, кто дважды попытался бы это сделать.

Но если нет души, нет личности, кто же тогда перерождается? Никто. В буддизме человек – не облеченная в тело душа, а поток состояний (дхарм), серия кадров. Возникает вопрос, для чего же улучшать или сжигать свою карму, если плодами будем пользоваться другое существо. Однако сказать, что это будет другое существо, столь же неверно, как и сказать, что это то же самое существо. Мы видим пламя свечи, через два часа свеча все еще горит. Это то же самое пламя или уже другое?

Теория дхарм, мгновенности и анатмавада формируют основу буддийской онтологии, которую можно назвать онтологией бессубстратного процесса. Бытие – не постоянная субстанция или сущность, а процесс, не опирающийся на единую неизменную основу.

К проблемам, непосредственно не относящимся к освобождению, Будда относился равнодушно. "Как великое море пропитано только одним вкусом соли, так и это учение и этот устав, проникнуты только одним стремлением - стремлением к освобождению". В ответ на абстрактные вопросы, которые, по его мнению, безразличны с точки зрения человека, ищущего освобождения (их насчитывают 14), Будда хранил «благородное молчание». Это вопросы о том, вечен ли мир, конечен ли он, тождественна ли душа телу, бессмертен ли познавший истину и т. д. Если найден выход из темницы, то незачем отвлекаться на размышления об её устройстве. Всеведение обретается при пробуждении, а пробуждения достигает не тот, кто занимается словопрениями и интеллектуальными играми, а тот, кто усердно практикует Восьмеричный Путь.

Три Драгоценности буддизма, три объекта поклонения – Будда, Дхарма (его Учение) и Сангха (монашеская община).

Есть Будда и будды. Будда – это царевич Сиддхартха Гаутама, две с половиной тысячи лет назад достигший Просветления; будды приходили до него и будут приходить после. В мире периодически накапливается дурная карма, он погибает, и возникает новый мир. Этот цикл называется кальпа. В течение каждой кальпы приходит от одного до пяти будд. В нашу кальпу четыре уже приходили, ожидается пятый и последний – будда Майтрейя.

Будда не бог; спаситель он – лишь в какой-то мере: спасает лишь тем, что указывает путь. Вступить же на путь, продвигаться по нему – это дело выбора каждого человека.

В буддизме вообще ничего не говорится о Боге; есть боги – невоплощенные блженные существа, подверженные закону кармы. Для познавшего нет власти кармы. Он выше всех космических сфер, выше всех богов и духов. Будда утверждал, что нет иного пути к высочайшему "пробуждению", кроме как через человеческое состояние. Даже боги, чтобы достичь его, должны родиться людьми.

"У совершившего странствие, беспечального, у свободного во всех отношениях, у сбросившего узы – нет лихорадки страсти... Он лишен гордости и отказался от желаний. Такому даже боги завидуют, у такого спокойного и освобождённого – совершенное знание... В деревне или в лесу, в долине или на холме, – где бы ни жили архаты, любая земля там приятна. Приятны леса. Где не радуются прочие люди, возрадуются лишенные страсти, ибо они не ищут чувственных удовольствий".

Монахи не особенно интересовались, каким богам поклоняется население, какие ритуалы выполняет. Местных богов и демонов они не объявляли бесами и не отрицали. Они объясняли, что боги также находятся в "колесе жизни", также подвержены страданиям. Поэтому Будда, познавший истину, стоит выше богов. Местные боги теперь тоже познали Четыре Благородные истины, будут защищать Дхарму и охранять ее приверженцев. Наилучший образ жизни мирянина заключается не в поклонении Будде или богам, а в соблюдении пяти правил: не убивать живых существ, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, не употреблять спиртных напитков. Мирянину достаточно этих пяти обетов, у монаха их более ста, и цель его – не улучшение кармы, а сжигание ее.

Лучшей пропагандой для буддизма служил пример самих монахов. Среди древнейших текстов сохранилась их песнь:

"Мы живём очень счастливо, невраждующие среди враждующих, среди враждебных людей мы живём невраждующие.

Мы живём очень счастливо, небольные среди больных, среди больных людей мы живём небольные.

Мы живём очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги".

Контакты буддийской общины и населения вели к приспособлению буддийского учения к местным традициям и верованиям. Кроме того, в самой буддийской общине возникли разногласия по вопросам толкования методов достижения просветления и по дисциплинарному уставу почти сразу после ухода Будды в нирвану.

Последователи Тхеравады (учения старейших) учили, что дхармы реальны, являются последним онтологическим основанием опыта. Цель совершенствования – святость и уход в нирвану; достигается это каждым человеком в отдельности и лишь благодаря его собственным усилиям. Будда был сначала обычным человеком, но достиг совершенства и освобождения. Будда ушел в нирвану, его в мире нет и для него нет мира, поэтому молиться ему бессмысленно. Поклонение Будде, поднесение даров его изображениям нужны не Будде, а людям. Идеалом Тхеравады является архат (в переводе «достойный») – святой монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший мир.

Предполагается, что этот путь сложен, доступен лишь малому кругу последователей, в основном монашеству. Однако в Бирме, Таиланде и др. распространено временное принятие монашества. Когда монашеские обеты снимаются, миряне возвращаются в свои семьи.

Учение Тхеравады распространено в настоящее время на Шри-Ланке, в Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Сторонники другой ветви буддизма уничижительно называют Тхераваду Хинаяной ("малой, ущербной колесницей"), в то время как свое учение – Махаяной – Великой Колесницей.

Идеалом для последователя Махаяны является не обретший нирвану архат, а стремящийся к достижению Пробуждения на благо всех живых существ бодхисаттва .

В раннем буддизме бодхисаттвой назывался будущий Будда. В ранней Махаяне – это любой человек, стремящийся к пробуждению. В дальнейшем у этого понятия появляется новый оттенок, появилась формула: «Да стану я Буддой на благо живых существ». Бодхисаттва движим великим состраданием:

Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;

Пусть я буду рабом, кому нужен раб;

Пусть я буду мостом, кому нужен мост.

На любое живое существо он смотрит как на свою мать – ведь мы находимся в круговороте сансары с безначальных вермен, побывали со всеми существами во всех возможных отношениях, в том числе каждое успело побывать нашей матерью. Хороший сын (или дочь) не может равнодушно смотреть, как мать мучается в сансаре, его святой долг – отказаться от собственного спасения до тех пор, пока не сумеет спасти мать.

Определяющие качества бодхисаттвы – мудрость и сострадание. Невозможно стать Буддой, не обладая этими двумя качествами в совершенстве, причем сострадание понимается в практическом аспекте – как набор искусных средств, с помощью которых бодхисаттва помогает живым существам освободиться от пут сансары. Как птица не может лететь на одном крыле, так состояния Будды нельзя достичь только мудростью или только состраданием: мудрость без помощи другим пассивана, помощь без мудрости слепа.

Идеал бодхисаттвы – естественный вывод из доктрины анатмавады. Само понятие индивидуального освобождения, принятое в Тхераваде, предполагает веру в некую индивидуальность, которая освобождается. Махаяна идет дальше: пока для человека, пусть даже для святого, существует разница между «я» и «не-я», он остается во власти заблуждения. Только спасение всех есть спасение меня самого, снимающее, однако, само представление о «я» и «самом».

Бодхисаттвы проходят 10 ступеней совершенствования на пути к пробуждению и достигают его, не уходя в нирвану. На высших ступенях могущество бодхисаттвы неописуемо. В одной сутре говорится, что бодхисаттва может жонглировать мирами, как фокусник – цветными шариками. Культы таких великих бодхисаттв, как Авалокитешвара (воплощение сострадания), Маньджушри (воплощение трансцендентной мудрости), Тара (милосердие) и других – главные культы махаянского буддизма.

Махаяна иначе, чем Тхеравада, понимает природу Будды. Поскольку Будда является Буддой благодаря обретению бодхи (пробужденного сознания), то природа Будды и природа бодхи совпадают, а бодхи – вечный надмирный принцип. Следовательно, и Будда – не просто человек, а метафизическая реальность, лишь явленная людям в виде человека, универсальный принцип, природа реальности как таковой. Пробужденность Будды выражается в Дхарме – Учении, поэтому Дхарму можно считать духовным телом Будды. Дхармой называется и элемент бытия. Духовное тело Будды – Дхарма дхарм, реальность реальности. В Махаяне сформированлось учение о Дхармовом Теле (Дхармакая) Будды как реальности, наделенной высшим онтологическим статусом.

Итак, природа всех дхарм, всех явлений – это природа Будды. Отсюда вывод: нирвана и сансара тождественны, сущностного различия между ними нет. Сансара – это иллюзорный аспект нирваны, никогда не возникавший и никогда не исчезающий. Все живые существа – это Будды, только не пробудившиеся к пониманию своей природы.

Истинная реальность не может быть описана и обозначена, она в принципе не недоступна для знакового и языкового выражения. Все описанное не есть реальность, все реальное не выражается в языке и представлении. Постигается же реальность благодаря вхождению человека в определенное состояние сознания. Буддийские тексты являются объективацией пробужденного состояния сознания и предназначены для порождения того же состояния в изучающем их человеке.

И Тхеравада, и Махаяна признают приход в наш мир множества будд, но только в Махаяне они становятся объектом поклонения. Среди них особо популярен Будда Амитабха (Будда Безграничного Света). Махаяна отличается пышными ритуалами и мистериями. Принятие монашеских обетов не считается непременным условием для обретения состояния Будды.

Именно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией, распространился от Японии до Калмыкии, продолжая быстро продвинаться в Европу и Америку. Во Франции и Германии буддизм уже стал третьей по распространенности религией.

Хронология и география распространения буддизма выглядит так. В первом тысячелетии до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э. он распространился на обширной территории Кушанской империи, включавшей в себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I веке н.э. буддизм проникает в Китай, в IV веке – в Корею, в VI веке в – Японию, в VIII – в Тибет, с XIII по XVI вв.– в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Таиланде) и далее – в островной части юго-восточной Азии – буддизм стал завоёвывать позиции, начиная со II века. В XIX веке он проникает в Европу и Америку.

Уже в начале 1 тысячелетия н. э. от махаяны отделяется вадж-раяна ("алмазная колесница"), которая вскоре становится третьим основным направлением в буддизме. Другое название этого направления - тантрический буддизм - происходит от слова "тантра", имеющего в санскрите много значений, в том числе "тайное знание", "хитросплетение", "поток", "непрерывность". Это эзотерическое (внутреннее, скрытое) учение, сочетаемое с ритуальной практикой, веками хранимое в секрете от непосвященных его последователями.

При формировании буддизма он был протестом живого религиозного чувства против застывшего брахманского догматизма и ритуализма. Но ко времени появления Алмазной Колесницы в нем появилась собственная монашеская элита, подменявшая религиозный дух следованием букве учения и устава. Ваджраяна, базирующаяся на непосредственном опыте, возникла как вызов традиционному буддийскому образу жизни во имя возрождения подлинного религиозного духа.

Махаяна и Тхеравада работали с сознанием, с тонким поверхностным слоем психики, который характерен для человека определенной цивилизации. Лишь постепенно просветляющее воздействие махаянских методов затрагивает более глубокие пласты психики. Ваджраяна сразу начинает работать с пучинами подсознательного и бессознательного, используя его безумные образы ради скорейшего выкорчевывания самого корня страстей и привязанностей. Работа идет с мотивами и импульсами, которые не осознаются самим практикующим. Лишь после очищения глубин бессознательного приходит очередь сознания. Учитель (гуру) выбирает для каждого особую практику, в зависимости от базового для его психики аффекта (гнев, страсть, неведение, гордость, зависть). Неоднократно утверждается, что аффекты должны не подавляться и уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться. Тантрический йог является алхимиком, превращающим скверну и страсти в пробужденное сознание будды.

Тантрик не признает двойственности сознания и тела, поэтому работает не только с сознанием, но с психофизическим целым всего организма. Поэтому важное место в методах Алмазной Колесницы занимает работа с энергетическими структурами тела.

Тантрическая психофизическая тренировка имеет наивысшей целью достижение просветления, но у неё есть и побочные эффекты: человек способен видеть и слышать всё, что происходит во Вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху, принимать любые обличья и т. д.

В обширной мифологии ваджраяны есть одна легенда, заслуживающая особого упоминания: о стране благоденствия Шамбале, жители которой проникли в глубины сокровенного знания. Путь в Шамбалу могут найти только люди высокого духа, преодолевшие привязанность к объектам чувств. Есть сведения о людях, побывавших в ней и унёсших свет Истины в свои страны.