Выборы в госдуму как проголосовать. Избраны

Изначально мероприятие было назначено на 23.00 по московскому времени в четверг, однако началось уже за полночь. Некоторые члены ЦИК заметно устали и время от времени позволяли себе зевнуть. Зампред ведомства Николай Булаев попытался приободрить коллег, сказав, что иногда нужно поработать в часовом поясе Камчатки и Сахалина. Ему же и предстояло зачитывать итоговый доклад.

Правда, заседание по традиции открыла председатель ведомства Элла Памфилова. Она заявила, что выборы прошли легитимно, несмотря на определенные нарушения. "По крайней мере, все условия для проведения открытых конкурентных выборов мы попытались создать. Прозрачность и открытость обеспечить смогли", - сказала она. Продолжая ее мысль, Николай Булаев выразил уверенность, что подведение итогов выборов было столь же легитимным, прозрачным и объективным. И эта работа закладывает основы и правила корпоративного поведения на будущих выборах.

Согласно итоговым данным Центризбиркома, явка на избирательные участки в прошлое воскресенье составила 47,88%. В списки избирателей были внесены 110.061.200 граждан, в выборах приняли участие 52.700.992 избирателя, или указанные 47,88%. По открепительным же удостоверениям проголосовали 809.157 человек.

Окончательные результаты партий несильно отличались от тех результатов, которые ранее уже обнародовал ЦИК. "Единая Россия" по итогам выборов получила 343 мандата, КПРФ - 42, ЛДПР - 39, справороссы - 23. Таким образом, "Единая Россия" закрепляет за собой конституционное большинство в нижней палате. По списку у партии 140 мест в Госдуме, по одномандатным округам - 203. Кандидаты от КПРФ выиграли в семи одномандатных округах, ЛДПР - в пяти, "справороссы" - в семи.

Кроме того, в Госдуму прошли два представителя непарламентских партий и один самовыдвиженец. Председатель партии "Родина" Алексей Журавлев, руководитель федерального политкомитета "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов и самовыдвиженец Владислав Резник, входивший в шестом созыве во фракцию "единороссов", победили на выборах в одномандатных округах.

При этом в ходе федеральной избирательной кампании в избирательные фонды политических партий и их региональных отделений поступили 5 миллиардов 140 миллионов рублей. "Израсходованы на проведение избирательных кампаний более 4,5 миллиарда рублей, возвращено жертвователям, либо перечислено в федеральный бюджет неправомерных пожертвований на сумму более 170 миллионов рублей", - пояснил Булаев. Кандидаты-одномандатники в свои избирательные фонды получили в общей сложности 3,4 миллиарда рублей, из которых израсходовали 3 миллиарда.

После недолгих прений с представителями политических партий члены Центризбиркома подписали протокол и сводные таблицы, содержавшие результаты голосования. Как сообщила секретарь ведомства Майя Гришина, протокол подписан в 01 час 24 минуты по московскому времени. Таким образом, комиссия постановила считать прошедшие выборы состоявшимися и действительными. Николай Булаев выразил надежду, что новый состав Госдумы "вопреки мнению скептиков продемонстрирует, что главным для него являются Россия и народ".

Между тем Элла Памфилова не исключила, что на отдельных участках или в округах выборы могут быть отменены, хотя, по ее мнению, во время кампании не было зашкаливающего числа нарушений. Она пообещала проверить все жалобы, подключив к этому прокуратуру и суды. При этом возможностей для точечной отмены результатов выборов у ЦИК достаточно и после утверждения итогов. Другое дело: общие результаты подвергаться сомнению уже не будут.

Пока что ведомство не собирается отменять выборы в каких-либо одномандатных округах. Кроме того, следует учитывать, что после подведения итогов выборов окружной избирательной комиссией Центризбирком не имеет правовых оснований требовать проведения пересчета голосов. "Сейчас заявитель может обратиться в судебные инстанции, а мы со своей стороны обязательно проверим работу нижестоящих комиссий и сделаем соответствующие выводы", - пообещал Николай Булаев.

Так или иначе, Центризбирком намерен проверить информацию из каждого обращения о нарушениях на выборах 18 сентября. "Обращения к нам продолжают поступать. Мне кажется, наш святой долг - разобраться с каждым обращением, как бы комично оно иногда ни выглядело", - сказал Булаев. - Думаю, что члены ЦИК, кураторы регионов смогут выехать в субъекты вместе с аппаратом Центризбиркома". По его словам, члены ведомства максимально открыты и хотят честности во всех отношениях. "Не только по отношению к тем, кто нам пишет. Те, кто нам пишет, тоже должны быть честны во взаимоотношениях с ЦИК", - заключил он.

Элла Памфилова в свою очередь не стала скрывать тот факт, что Центризбирком не чужд самокритики. Она признала, что комиссии не удалось за короткое время изменить избирательную инерцию в регионах, и пообещала работать над ошибками. "Мы намерены в ближайшее время встретиться в любом формате с лидерами всех партий. Готовы к серьезному и предметному разговору о том, что нам нужно улучшить, чтобы будущие выборы прошли на качественно ином уровне", - сказала глава комиссии.

Нынешние выборы стали в своем роде уникальными. Многие политологи сошлись на том, что кампания-2016 стала своеобразным «стресс-тестом» всей политической системы в России.

И уже сейчас можно сказать, что тест был успешно пройден. Речь идет даже не о том, кто победил и кто набрал больше голосов. Как никогда ранее внимание было уделено самим электоральным политическим процессам.

Впрочем, для начала немного о цифрах.

"В Государственную думу проходят четыре партии: "Единая Россия" (44,5%), ЛДПР (15,3%), КПРФ (14,9%), "Справедливая Россия" (8,1%)", - сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в эфире телеканала "Россия 1".

Также по данным опроса на выходе из участков, "Коммунисты России" набирают 2,6% голосов, "Родина" - 2,3 % голосов, Российская партия пенсионеров "За справедливость" - 2%, "Партия роста" - 1,8%, "Парнас" - 1,2%, "Зеленые" - 0,8%, "Гражданская платформа" - 0,3%, "Гражданская сила" - 0,2%.

Также по данным Фонда общественного мнения, у «Единой России» будет 48,7 процента голосов, у ЛДПР - 14,2 процента, у КПРФ - 16,3 процента, у «Справедливой России» - 7,6 процента.

Отметим, что окончательные данные будут доступны после подсчета всех бюллетеней во всех регионах страны.

По итогам обработки 10% итоговых протоколов, на выборах в Госдуму «Единая Россия» набирает 45,95% голосов избирателей, ЛДПР - 17,4%, КПРФ - 16,76%, СР - 6,36%, сообщил ЦИК.

Непарламентские партии "Родина", "Гражданская платформа" и "Партия Роста" проходят в Госдуму по одномандатным округам на момент подсчета 8,00% протоколов, получая по одному месту, свидетельствуют данные ЦИК России.

"Люди проявили гражданскую позицию. Явка не самая большая, какой была в предыдущей кампании, но высокая. .. Мы знаем, что людям живется непросто, проблем много, но результат такой, какой он есть. Можно с уверенностью сказать, что «Единая Россия» набрала большинство",- заявил президент России.

"Предварительные результаты, согласно которым абсолютное большинство в новой Госдуме набирают «единороссы», свидетельствуют о политической зрелости российского гражданского общества",- отметил Путин.

Он добавил, что "хотя народу «трудно и тяжело, но люди за «Единую Россию» проголосовали. Без спорных вопросов в работе партии не обходится, но кроме нее, никто лучше основные проблем страны не решает. «Единая Россия» точно выполняет ту функцию, ради которой партия создавалась",- пояснил глава государства.

"Результат хороший, наша партия будет иметь абсолютное большинство, но а какое это большинство - будет определено в результате подсчета голосов", - сказал премьер-министр и глава партии большинства Дмитрий Медведев.

В свою очередь секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил, что люди оказали поддержку курса на независимость и самостоятельность страны, на стабильность. "Именно эта поддержка отразилась в результате, который объявляют социологи и Центризбирком",- сообщил он.

ЛДПР признает итоги выборов в Госдуму и оценивает выборы положительно, заявил лидер партии Владимир Жириновский. "Мы выборы, естественно, признаем и оцениваем положительно", - сказал он. Также Жириновский отметил, что "имели место определенные нарушения", но значительными они не являются.

Также партия «Справедливая Россия» заявила, что признаёт итоги выборов в Госдуму."В целом я считаю, что выборы в Госдуму 7-го созыва состоялись. У партии «Справедливая Россия» нет оснований подвергать сомнению результаты",- сообщил лидер партии Сергей Миронов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Россия-24» сообщил, что сторонники партии намерены провести серию акций по итогам прошедших выборов в Госдуму. «Мы свои голоса не отдадим. На 19-20 сентября намечены акции в поддержку честных и достойных выборов повсеместно",- ворчит Геннадий Зюганов. Впрочем, именно с такими формулировками ворчит он постоянно - что не мешает после каждых выборов КПРФ и лично Зюганову заседать в парламенте, получая значительные депутатские зарплаты.

"Единая Россия» получила большинство в 79 из 89 одномандатных округов, ЛДПР - в четырех, КПРФ - лишь в двух. По одному мандату у кандидатов «Справедливой России», «Родины», «Гражданской платформы» и Партии роста",- сообщил ЦИК, ссылаясь на данные государственной автоматизированной системы «Выборы».

Например, Сергей Марков, отметил высокую явку на Дальнем Востоке: «причины более высокой явки две. Много новых маленьких партий, от этого их избиратели идут на выборы. И граждане больше поддерживают власть после атаки Запада на Путина, после катастрофы на Украине и после Крыма»

"Результаты выборов были ожидаемые. Рисунок кампании был такой, что кампанию тянули кандидаты - одномандатники. У кого было достаточное количество сильных одномандатников, чтобы закрыть некоторое количество округов - те имели шансы, а у кого нет, можно было сколько угодно роликов показывать и компанию в интернете вести: избиратели не любят электоральной шизофрении, когда надо за человека голосовать из одной партии, а за бренд - другой",- заявил политолог Алексей Чадаев.

"Шансы были у малых непарламентских партий, конечно, но просто никто не понял этого рисунка избирательной кампании, который говорит о том, что, во-первых, одномандатные кандидаты - локомотивы, во-вторых, местная повестка доминирует над общефедеральной. Не про то, как обустроить Россию, планету, Украину, Сирию, а про то, как обустроить двор, подъезд, соседнюю школу, и так далее», - рассказал Чадаев.

"Наша гламурная тусовка, распиханная по всяким старым новым партиям, к этому готовы не была, что результат и показал", - резюмировал эксперт.

"В свою очередь в целом произошло обновление системы и игроков. Любовь к стране и патриотизм являются сегодня для избирателя важными аспектами. Улучшила свой результат ЛДПР; подтвердила свой статус парламентской партии "Справедливая Россия"; приличный результат показала партия «Родина» и малые партии, распределившие между собой голоса, скажем так, протестного голосования. Представители этих партий окажутся в парламенте в качестве победителей в одномандатных округах",- пояснил политолог Алексей Мартынов.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, также дал комментарий об уровне явки и ходе избирательных процедур: «явка пока что достаточно типовая, что обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, есть одномандатники, что повышает интерес к избирательной кампании, с другой стороны, у нас нет какого-то внутреннего надрыва в политической кампании, такой протестной внутренней активности, поэтому интерес там не настолько высокий».

О высокой явке говорил и Директор по исследованиям фонда "Институт социально-экономических и политических проблем" (ИСЭПИ) Александр Пожалов. По его словам, «в первые часы голосования по местному времени во многих регионах Сибири и Дальнего Востока активность избирателей была выше, чем в 2011 году».

В целом, лозунг, под которым прошла нынешняя кампания - легитимность, честность, прозрачность. Уже сейчас по тому, насколько меньше было нарушений во время голосования, можно сказать, что российская избирательная система качественно эволюционировала. Как бы пафосно это ни прозвучало, но на этих выборах в Государственную Думу победила демократия.

Это особенно важно, поскольку сейчас стране требуется максимально легитимная власть. При этом та власть, которую осознанно выбирал народ. Кстати, именно поэтому так возросла в рамках нынешней кампании роль одномандатных депутатов. И большие проценты голосов получили те из них, кто непосредственно встречался с избирателями. То, о чем говорил Вячеслав Володин на встрече с политологами - о дворе, как единице политического пространства, полностью воплотилось в жизнь.

Помимо глобальной повестки, у избирателей есть и конкретные, локальные проблемы, которые они хотят решить при помощи избираемой ими власти. Встречи с избирателями также стали «стресс-тестом». Но уже не для всей политической системы, а непосредственно для кандидатов. Кто успешно «протестировался» - покажут итоги голосования.

Еще один интересный факт. Даже крымские татары на выборах в Госдуму проявляют "небывалую явку, демонстрируя полную солидарность с российским народом". Об этом заявил Life вице-премьер правительства региона Руслан Бальбек."Национальный фактор 2,5 года активно использовался внешними силами в качестве дестабилизирующего. Крымские татары восприняли это как вызов лично себе и проявляют на выборах сегодня небывалую активность. Явка среди них будет высокой, за 25 лет такой явки на выборах среди крымских татар никогда не было",- пояснил он.

"Выборы проходят открыто и легитимно. Судя по сообщениям ЦИКа, серьезных нарушений не зафиксировано. Для всех партий, участвующих в выборах, созданы равные условия для конкуренции", - цитирует пресс-служба движения сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова.

В целом уже сейчас ряд политиков и экспертов отмечает высокий уровень открытой и прямой конкуренции между партиями и кандидатами. Вообще, сама кампания этого года была максимально публичной. И побеждает в ней тот, кто показал себя компетентным специалистом.

По словам Сергея Неверова, "Единая Россия" считает приоритетным проведение легитимных выборов в Госдуму, а не количество голосов, полученных в день голосования». И такое видение политических процессов актуально не только для ЕР, но и для любой политической партии, желающей победить в этом сезоне.

Нет задачи победить любой ценой, более того, «любой ценой» сейчас и не победишь. Мониторинг нарушений ведется максимально тщательно.

Неэлекторальные технологии обнаруживаются оперативно, и на них следует жесткая реакция. Реакция, при этом, опять же, максимально публичная, что бьет по репутации партий и кандидатов-нарушителей в среде избирателей, идущих голосовать.

Так соруководитель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц, уже сообщил СМИ - хоть все проблемы не искоренены полностью, однако "отмечается улучшение общего климата".

"Климат на выборах - он стал чуть лучше, чем он был в 11 году. "Безусловно, позиция ЦИК, которую ЦИК транслировал в регионы, кем-то услышана была, но есть отдельные случаи",- заключил он.

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, «ЦИК находится в очень тесной связи с правоохранительными органами и прокуратурой, и на этот счет нам можно быть спокойными». При этом, политолог особо отметил: «зная немного Эллу Александровну Памфилову, полагаю, что так оно и произойдёт. ЦИК довольно плотно контролирует ситуацию, в том числе и в регионах. Ведет, насколько мне известно, значимую работу по предупреждению нарушений. Многие кандидаты очень активны, многие уже делали заявления относительно того, что они зафиксировали определенные нарушения. Это, конечно, тоже очень оперативно разбирается. Буквально в прямом эфире. Я думаю, что вот такая оперативная ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, позволяет сказать, что в целом эти выборы можно считать не то что состоявшимися, а результаты их будут легитимными».

При этом важный момент заключается в том, что каких-то глобальных, систематических нарушений не было обнаружено. Об этом говорят как российские, так и зарубежные эксперты и наблюдатели. Например, член Общественной палаты Любовь Духанина в интервью отметила, что «кандидаты в депутаты от всех партий проделали реальную работу с избирателями, предлагали свои программы. И сегодня у людей действительно есть возможность сделать выбор. Но самое важное: вся предвыборная кампания шла действительно открыто. И информации в этом году было достаточно много. Теперь самое важное - чтобы выборы прошли честно, были легитимными».

Подтверждает слова Духаниной и известный тележурналист Евгений Ревенко, который голосовал в Воронеже. По его словам, «люди в Воронеже активно шли на выборы. Нигде не зафиксировано сколь бы то ни было существенных нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление граждан. А «Единая Россия» как никто другой заинтересована в честных, чистых, прозрачных выборах, чтобы ни у кого не возникло сомнений в легитимности этого голосования».

Отметил возросшую открытость и конкурентность нынешней кампании и Заместитель председателя Государственной думы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Он заявил, что «сегодняшние выборы проходят в открытой и конкурентной атмосфере». «За мандаты депутатов Госдумы борются 14 партий - в два раза больше, чем в прошлые выборы в 2011 году. Всем участникам были созданы равные условия для того, чтобы они могли представить свои программы, а люди могли оценить их, сравнить между собой», - заявил Васильев, подчеркнув, что «теперь многое будет зависеть от выбора каждого из нас, от нашей гражданской позиции и неравнодушия».

"Наша партия ставила задачу по легитимности. Для этого было немало сделано - мы провели предварительное голосование, мы смогли пригласить в наши ряды много представителей гражданского общества, которые принесли с собой уважение людей. А также мы сократили число губернаторов-кандидатов, поэтому мы убеждены, что эти результаты и выборы конкурентны и легитимны",- отметил он.

"Мы ставили задачу обновления Партии и соответствия ожиданиям общества. Это кого-то удивляет, но мы намерены серьезным образом менять ситуацию. Обращаться к людям и просить лучших из них к нам прийти и занять место в парламенте - это огромная ответственность. Но мы должны отвечать за это",- пояснил политик.

"Единая Россия" в предвыборный период проводила мониторинг новых законов. Мы единственные, кто взяли законы по лесу, земле, торговле и начали вместе с людьми проводить мониторинг. Это уже дает результат: в сетях увеличилась доля товаров местного производства. Идут качественные изменения в интересах людей",- заключил он.

Выбор при этом, граждане делают, и делают весьма активно. По словам руководителя Фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, «явка избирателей на выборах в Госдуму седьмого созыва опровергла пессимистические прогнозы некоторых аналитиков, предсказывавших крайне низкую активность россиян».

Соглашается с ним генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который заявил, что «по мере приближения электоральной активности в центральную Россию, в западные регионы, особенно на юге, явка будет расти. И достигнет 50 с лишним процентов».

При этом, работу на повышение легитимности и конкурентности проделала не только «Единая Россия», но и другие политические партии. Например, активно развивали социальную повестку СР и КПРФ. Вообще в рамках нынешней кампании социальные вопросы были популярной темой для очень многих политических движений.

Что касается победы «Единой России», то нужно понимать, что это еще и огромная ответственность партии перед всей страной. Впрочем, кандидатами ЕР была проделана огромная работа, начиная от праймериз, заканчивая итоговым днём голосования. В рамках этих процедур в списки «Единой России» попали действительно компетентные люди, профессионалы. Которых в эти списки избрал народ на предварительном голосовании.

При этом ЕР не выставила своих кандидатов в 19-и одномандатных округах. И сделано это было осознанно, в рамках открытой политической конкуренции. Поскольку в этих округах и так есть сильные, профессиональные оппозиционные кандидаты.

В целом в нынешнем избирательном сезоне уровень конкуренции повысился. В бюллетене указано 14 партий вместо семи допущенных на выборы в прошлом году. То есть, политическое представительство в государственной думе могут получить самые разные социальные страты российского общества, и что важно, политический спектр партий охватывает все социальные слои.

По прогнозам экспертов, новая Государственная Дума будет пространством постоянного политического диалога. ЕР готова говорить с конструктивной оппозицией и более того, к мнению этой оппозиции прислушиваться. Такой диалог обусловлен самой логикой нынешних избирательных процессов и выбором граждан. В Думу прошли именно те, кто готов был компетентно и конструктивно разговаривать как с электоратом, так и с конкурентами по политической борьбе.

В целом в победе ЕР сыграло отдельную и важную роль позиционирование себя, как «партии Путина и Медведева». Рейтинги первых лиц государства повысили и уровень народного доверия к «Единой России».

Можно сказать, что нынешняя кампания была несколько спокойнее предыдущих в плане кризисов, скандалов и нарушений. И это свидетельствует о развитии и «взрослении» политической системы в России в целом.

Государственная дума – нижняя палата парламента, вместе с Федеральным собранием представляет в нашей стране законодательную власть. Статус и полномочия Госдумы определены в Конституции.

В результате Конституционной реформы 1993 года, в нашей стране после долгого перерыва (с 1917 года) вновь был образован этот политический институт, осуществляющий высшую законодательную власть.Выборы в Государственную думу состоялись в декабре 1993 года. Полномочия думы 1-го созыва осуществлялись в течение 2-х лет на переходный период. В последний раз Дума избиралась на 5 лет.

Конституционные полномочия Государственной думы не ограничиваются только принятием федеральных законов, включая еще и дачу согласия на назначение руководителей важнейших органов госвласти, объявление амнистий, и даже инициативу об отрешении от власти президента.

Выборы в Думу регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Очередные выборы в Государственную думу должны были пройти в декабре следующего года, но 3 июля 2015 депутаты приняли решение о переносе выборов с декабря на сентябрь . О принятии такого решения впервые заговорили в 2015 году, когда представители наиболее влиятельных парламентских фракций предложили изменить законодательство.

Перенос выборов – за и против

Изменения в закон о выборах депутатов Госдумы означают изменение не только на 2016 год, такой порядок сохранится и в дальнейшем. Проект закона был инициирован лидерами ЕР, ЛДПР и «Справедливой России» в мае 2015 года. Причинами переноса называлась прежде всего идея присоединить голосование за депутатов Госдумы к единому дню голосования, который традиционно проходит в регионах в сентябре начиная с 2013 года.

Уже в июне законопроект был внесен в Госдуму, получив положительное заключение правительства России. 1 июля Конституционный суд РФ допустил перенос дня выборов, признав это предложение конституционным. Интересно, что представители администрации президента, высказываясь о переносе даты выборов, дистанцировались от инициативы, оставляя ее принятие (или непринятие) на усмотрение законодателей.

По мнению ряда политологов, политиков и журналистов, инициатива перенести выборы в Госдума вызвана желанием проправительственных депутатов не дать пройти в Государственную думу неподконтрольным действующей власти оппозиционным партиям и движениям (например, Парнас).

Анализ результатов единых дней голосования, проходящих в России с 2013 года, показывает, что многие избиратели в этот период не принимают участия в голосовании. Причинами этого могут быть как незавершенный дачно-отпускной сезон, так и недостаточный интерес к выборам на местном и региональном уровне в целом. Что же касается части электората, которая гарантированно участвует в голосовании – она традиционно выступает за «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР.

Аргументация сторонников инициативы изменения законодательства о выборах также выглядит разумно. Так, Сергей Неверов, председатель генсовета ЕР, объясняет идею переноса даты выборов тем, чтобы новый состав Государственной думы определился до момента принятия бюджета на следующий год.

Наиболее уязвимой выглядит ожидание получить экономию бюджетных средств от досрочного прекращения полномочий старого состава Госдумы, так как выплата компенсаций депутатам действующего созыва перекроет возможный положительный эффект экономии. Да и председатель ЦИК Владимир Чуров не разделяет, согласно его словам, надежд на экономический эффект от переноса выборов.

Смешанная система – в чем особенности

Закон о выборах депутатов Госдумы РФ устанавливает измененные правила выбора депутатов: впервые в 2016 году они пройдут по обновленной системе. Избирателям теперь необходимо будет голосовать и по спискам партий, и по одномандатным округам (по 225 членов Госдумы).

Половина парламентариев будет избрана по партийным спискам. Для включения в партийный список установлен ряд требований:

  • поддержка избирателей в регионе (не менее 3% голосов избирателей на предыдущих выборах;
  • действующее представительство партий в регионах (в местных парламентах);
  • 200 тыс. подписей избирателей (в случае если партия молода, и еще не имеет своих представителей в регионах).

В целом нововведения должны оказать положительное действие на политическую конкуренцию – ведь партиям, работающим в определенном регионе, придется побороться за необходимую поддержку избирателя. Интересно и то, что согласно изменениям в

Законе о политических партиях, порог регистрации для «новорожденных» политических партий снижен до 500 тыс. человек, а количество зарегистрированных – увеличилось в 10 раз. Оставшиеся 225 депутатов будут определены в результате выборов в одномандатных округах. Система выборов по ним проста: один округ – один депутат. Страна делится на округа по нескольким принципам:

  • на территории каждого региона – не менее одного округа;
  • максимальное равенство представленности в парламенте для избирателей в каждом регионе;
  • отклонения при создании округов в разных регионах могут быть довольно велики (что объясняется различием в численности населения в разных частях страны).

Что касается последнего пункта, он существует для возможности создания одномандатного округа в субъекте РФ, где плотность населения мала, например, Эвенкии, Бурятии, хотя в густонаселенных районах округов будет, конечно, больше.

Мнения россиян о выборах в Государственную думу

Опросы общественного мнения, в частности Фонда «Общественное мнение», показывают, что в основном к изменению даты выборов жители страны относятся спокойно. В качестве обоснования переноса большинство опрошенных называют экономию средств (не надо тратить деньги на единое голосование и выборы в Госдуму), скорейшее принятие решений новым составом Думы, сохранение политической устойчивости в стране.

При этом большинство россиян готовы принять участие в голосовании (около 79%). Как всегда, наиболее активной частью электората выступает старшее поколение избирателей.

Оценивая новации законодательства, связанные с выборами в Государственную думу, можно сказать, что они удобны для рядового избирателя – он будет знать, кто именно представляет его регион в парламенте, причем впервые на выборах можно будет ожидать не только политическую конкуренцию партий, но и личностей, политиков, претендующих на мандат депутата Госдумы (в том числе и не приверженца какой-либо партии), а изменение даты выборов не скажется катастрофически на явке избирателей к урнам для голосования.

Гораздо важнее, какие на самом деле ждут страну изменения после созыва Думы в 2016 году? Будем надеяться, только позитивные…

  • За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму

  • Голосовать

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

Госдума приняла в первом чтении проект закона о совмещении единого дня голосования с федеральными парламентскими выборами в третье воскресенье сентября, начиная с 2016 года. Инициатива была внесена на рассмотрение нижней палаты в июне спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, а также лидерами трех парламентских фракций Владимиром Васильевым ("Единая Россия"), Владимиром Жириновским (ЛДПР) и Сергеем Мироновым ("Справедливая Россия").

Как отмечае т ТАСС , документ был предложен одновременно с инициативой о переносе думских выборов с декабря на 3 воскресенье сентября, которую депутаты приняли в конце весенней сессии. "Этот законопроект объединяет малые выборы с большими. Это техническая часть", - заявил, представляя инициативу на заседании один из ее авторов Владимир Жириновский.

В настоящее время единый день голосования проводится во второе воскресенье сентября. Проектом предусматривается возможность совмещения очередных выборов депутатов Государственной Думы, которые должны пройти в третье воскресенье сентября, с единым днем голосования. Таким образом, единый день голосования пройдет в 2016 году не 11 сентября, а 18 одновременно с федеральными парламентскими выборами.

Как пояснил ранее глава профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин ("Единая Россия"), "в настоящее время мы говорим о том, что голосование на выборах в Госдуму в 2016 году совпадет с единым днем голосования". "Что касается единого дня голосования вне думских кампаний, то он остается во второе воскресенье сентября", - добавил парламентарий.

википедия

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на территории всей Российской Федерации 18 сентября 2016 года в единый день голосования . .

Выборы пройдут по смешанной избирательной системе : из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а ещё 225 - по одномандатным округам (мажоритарная система). Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % барьер , а кандидатам в округах - простое большинство голосов. Прежде смешанная система применялась на выборах , , и годов.

На 1 июля 2015 года в Российской Федерации (включая Республику Крым и город Севастополь) было зарегистрировано 109 902 583 избирателей, а с учётом зарегистрированных за пределами РФ и в городе Байконур - 111 782 877 избирателей . Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог явки не установлен.

Дата проведения выборов

Начиная с весны 2015 года депутатами Госдумы VI созыва рассматривался вопрос о переносе выборов с 4 декабря 2016 года на более ранний срок. В числе возможных дат досрочных выборов назывались второе и третье воскресенья сентября, а также октябрь 2016 года. По мнению многих оппозиционных политиков, а также политологов и журналистов, эта инициатива объясняется желанием российских властей не допустить победы неподконтрольной Кремлю оппозиции, в частности, партии РПР-ПАРНАС . Опыт единых дней голосования , которые в РФ начиная с 2013 года проводятся во второе воскресенье сентября, показывает, что в это время года многие избиратели просто физически не доходят до избирательных участков, так как отдыхают на дачах . А те, что доходят, предпочитают делать выбор в пользу Единой России , КПРФ , ЛДПР или Справедливой России , так как большая часть агитационного периода приходится на летние отпуска, когда у большинства избирателей нет ни времени, ни сил, ни желания узнавать что-либо о кандидатах и партиях, и в результате они предпочитают голосовать «по старинке». В свою очередь, один из сторонников этой инициативы, председатель генсовета партии Единая Россия Сергей Неверов говорит о том, что власть лишь хочет того, чтобы выборы состоялись до того момента, когда госдума будет принимать бюджет на следующий год. Во второй раз Государственная дума будет избираться сроком на пять лет. Как и в 1993-2003 годах, выборы будут проводиться по смешанной системе : половина депутатов будет избрана от партийных списков при 5-процентном барьере, а другая половина - по одномандатным округам в один тур.

Избирательное законодательство

Согласно действующему законодательству выборы в Государственную Думу проходят по смешанной системе. Это означает, что голосовать можно будет и за партийный список, и за кандидатов в одномандатных округах. По одномандатным округам будет избираться ровно половина численного состава Госдумы - 225 человек .

Партийный список допускается до распределения депутатских мандатов в том случае, если за него проголосовало более 5 % избирателей от числа тех, что приняли участие в голосовании. Впоследствии парламентские партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов получают ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов. 5 декабря 2014 года депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко внёс законопроект № 670120-6 о снижении проходного барьера для политических партий с 5 до 2,25 % ; на него есть 1 положительный и 2 отрицательных отзыва региональных парламентов . До выборов напрямую допускаются партии, получившие от 3 % голосов на прошлых думских выборах и те, что представлены хотя бы в одном из региональных парламентов РФ. На сегодняшний день к таким относятся: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко ; Патриоты России , Правое дело , РПР-ПАРНАС, Гражданская платформа ,Коммунисты России , Российская партия пенсионеров за справедливость , Родина , Гражданская сила и Зелёные . Либеральные партии обещали организовать коалицию и идут к этому . Открытая Россия , Партия прогресса , РПР-ПАРНАС, Либертарианская партия России и ещё ряд партий подтвердили это .

Кто остался не вместе с нами? Осталась единственная организация – это партия «Яблоко», которая пока не приходит на наши координационные встречи и

консультации. Но они нам говорили о том, что, видимо, в будущем и они, возможно, присоединятся. Мы не закрываем для них дверь. Те организации, которые

осознают немедленную необходимость консолидации и превращения себя из «пятой колонны» в первую колонну, в альтернативу власти, – они все это решение

приняли. На нашей конференции 18 апреля все представители этих организаций были, и они сделали соответствующие заявления, и мне были уже переданы

бумаги об этом, ими подписанные. Поэтому мы весьма удовлетворены тем, как прошла наша работа последнего месяца по проведению консультаций и выработке

единой платформы. - Михаил Касьянов .

Что будет к 18 сентября 2016 года пока вряд ли кто знает..

Схема одномандатных округо в

Всю территорию РФ Центризбирком разделил на 225 избирательных округов с учётом границ субъектов федерации. На территории каждого субъекта образовано не менее одного округа. Для нарезки округов высчитывалась единая норма представительства (ЕНП): число всех избирателей по данным на лето 2015 года - 109 902 583, разделили на 225 думских мандатов и получили число 488 455. Затем количество избирателей в каждом регионе страны разделили на норму представительства. Полученное число - количеством мандатов, которые получает субъект федерации .

2 сентября 2015 года Центризбирком обнаровал нарезку одномандатных округов. Больше всего округов получили Москва (15), Московская область (11), Санкт-Петербург и Краснодарский край (по 8). В присоединённом Крыму будет создано 4 одномандатных округа: 1 в Севастополе и 3 в Республике Крым. В 32 субъектах - по одному округу, в 26 субъектах - по два округа, в 6 субъектах - по три округа, в 10 субъектах - по четыре округа, в трёх субъектах - по 5 округов, в двух субъектах - по 6 округов, ещё в двух субъектах - по 7 округов, ещё в двух - по 8 округов. Самым малочисленным оказался избирательный округ на территории Ненецкого автономного округа - около 33 тысяч человек. Самым людным получился округ в Астраханской области - 747 тысяч.

Госдума должна утвердить проект нарезки округов до 5 декабря 2015 .

Социология

Заливка серым цветом означает преодоление партией пятипроцентного барьера, необходимого для получения мест в Госдуме.

Опрос Дата Единая КПРФ ЛДПР Партия

прогресса

Гражданская

платформа

Справедливая Яблоко Другие/

ВЦИОМ

2015

58,8 6,4 5,1 - - 3,9 - 1,8
ВЦИОМ

2015

58,4 5,9 7,0 - - 5,4 - 1,5
ВЦИОМ

2015

57,9 6,3 4,8 - - 3,9 - 1,7
ВЦИОМ 26 июля 56,4 6,6 5,6 - - 3,3 - 2,7

Левада-

центр

апрель

2015

63 17 7 1 4 2 <1 5

Левада-

центр

март

2015

69 14 5 1 1 3 <1 5

Левада-

центр

февраль

2015

68 14 8 1 3 4 <1 2

Левада-центр

январь

2015

66 10 10 <1 1 3 2 9