Ядром самой крупной городской агломерации мира является. Города и агломерации

Местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций - одна из стадий урбанизации .

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект - экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях .

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) - не менее 10-15 % от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города.

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии , а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10 % выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Конурбация

Конурбация - (от лат. con - вместе и urbs - город),

  1. городская агломерация полицентрического типа имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего (например, скопления городов в Рурском бассейне, Германия).
  2. в некоторых странах - синоним любой городской агломерации.

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе - Рурская в Германии (по разным оценкам в зависимости от состава включаемых городов от 5 до 11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн).

Крупнейшие агломерации

Крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио , в которой насчитывается 38 млн жителей. По оценке ООН в 2010 году на Земле насчитывалось около 449 агломераций с числом жителей более 1 млн, в том числе 4 - более 20 млн, 8 - более 15 млн, 25 - более 10 млн, 61 - более 5 млн. 6 государств имеют более 10 агломераций-миллионеров: Китай (95), США (44), Индия (43), Бразилия (21), Россия (16), Мексика (12) .

По некоторым оценкам в России насчитывается до 22 агломераций-миллионеров , в том числе 7 при городах-немиллионерах. Крупнейшая в России Московская агломерация имеет по разным оценкам от 15 до 17 млн и находится на 9-16 месте в мире. Ещё одна (Санкт-Петербургская) российская агломерация имеет от 5,2 до 6,2 млн человек, три (

Городские агломерации (в переводе с лат. – присоединяю, накапливаю, нагромождаю) – компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как целостное территориальное социально-экономической образование городская агломерация возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер).

Выделяются моноцентрические (одноцентровые) городские агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические (многоцентровые) городские агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных городов-центров. Пригородная (периферийная) зона городской агломерации служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития (в полицентрической городской агломерации представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер).

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

В промышленно развитых странах в результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций вдоль транспортных магистралей складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США, давшим ей название мегалополис, ставшее потом нарицательным.

Протяженность этого мегалополиса около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона – отсюда ее название Босваш – и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 107 тыс. кв. км.

Население этой «главной улицы» Америки насчитывает около 50 млн чел. (почти 20 % всего населения), здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США.

Другой мегалополис – Чипитс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер путем слияния агломерации Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других – всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде – 40 млн).

Самый молодой мегалополис страны – Сансан – находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трех мегалополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяженностью около 1000 км (и шириной до 300 км). В ее пределах сосредоточено 55 % населения страны и 73 % всех занятых в обрабатывающей промышленности. Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60 % населения страны и около 2/3 ее промышленного производства.

Мегалополисы формируются и в Западной Европе. Они меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский («кольцевая» агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30–35 млн человек.

Все отчетливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. Например, мегалополис в Северо-Западной Европе охватывает сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский (район Антверпен-Брюссель-Лилль) и Парижский.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. складывается на юге Китая. Ее основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом) и Чжухай – 1 млн человек (недалеко от Макао) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI века здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением порядка 30 млн жителей.

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Каир-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии и т. д.

В настоящее время представление о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются все еще не до конца ясными. Многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществленные Международным центром экистики в Афинах в рамках программы «Город будущего» под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса подтверждают перспективность этой структуры расселения.

Городская агломерация - это компактная и относительно развитая совокупность взаимодополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны.

Городские агломерации играют роль ведущих узловых элементов в опорном каркасе расселения и в территориальной структуре хозяйства.

Каждая агломерация, способствуя интеграции самых разных видов деятельности, одновременно исполняет свои вполне определённые, более или менее специализированные общехозяйственные и социальные функции. Поэтому городская агломерация, как и её основа - крупный город - не только форма расселения населения, но и форма территориальной организации промышленности и вообще хозяйства, это удобная для населения форма сочетания жилища с местами приложения труда, а также местами отдыха, образования и т. п.

В общем виде процесс делимитации городских агломераций, т. е. определение их границ, складывается из пяти основных этапов:

  • определение цели и принципов делимитации;
  • выбор территориальных ячеек;
  • определение критериев делимитации;
  • установление количественных значений для выбранных критериев;
  • выявление контура городской агломерации.

Все критерии делимитации городских агломераций, которые сравнительно просты и универсальны, можно разбить на следующие группы:

  • критерии величины города-ядра (прежде всего численность населения);
  • критерии развитости внешней зоны (число и людность в ней городских поселений, их соотношение с ядром, численность сельского населения);
  • интегральные критерии, т. е. характеризующие агломерацию в целом (плотность населения, сложность (развитость) городской агломерации и др.).
  • критерии выделения границ городской агломерации на основе определения её пространственного или временного радиуса, фиксирующего размеры рассматриваемой территории, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.

Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости* К разв.=Р · (М · m + N · n) должен быть не меньше 1,0, где Р - численность городского населения агломерации; М и N - количество городов и посёлков городского типа соответственно; m и n - доли в городском населении агломерации.

За межпереписной период (1989–2002 гг.) административные преобразования охватили достаточно большое количество регионов, множество населенных пунктов сменили свой административный статус.
В нескольких регионах качественных преобразований не наблюдалось (Калининградская область), а в некоторых было зафиксировано всего лишь по одному преобразованию (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ставропольский край, Тамбовская и Пензенская области).

Непосредственные изменения касались как городских, так и сельских населенных пунктов. Начиная с 1991 г. количество регионов с административными изменениями превосходило число регионов, где продолжалось традиционное наращивание городской сети. Если в советский период для маленького поселка было выгоднее и престижнее состоять в категории городских, то в кризисные 1990-е г. выгодным стало прямо противоположное.
Процесс активного перевода городских поселений в сельские начался в 1991 г., причем в лидеры выдвинулась Оренбургская область (16 поселков городского типа, переведенных в разряд сельских поселений).

Наибольшее количество изменений в статусе населенных пунктов произошло в регионах, не охваченных процессом агломерирования. В тех регионах, где наличествовали городские агломерации, изменения далеко не всегда касались населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций (Рязанская и Владимирская области).

Перевод населенных пунктов в категорию сельских по-разному отразился на агломерациях. Там, где в их состав входит достаточное количество городов и поселков городского типа, смена статуса не повлекла за собой снижение коэффициента развитости.

Весомым видом преобразований стало открытие части закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Период статистического открытия ЗАТО приходится на 1994 г. В это время на карте городов и поселков появилось много новых населённых пунктов, которые несколько изменили представление о системе расселения России. Большинство новооткрытых поселений расположены в спутниковых зонах крупных городов, таких как Москва, Красноярск, Томск, Мурманск, Пенза. Благодаря «новым» городам некоторые агломерации (Томская) смогли удержаться в списке городских агломераций, а также повысить коэффициент развитости.

Открытие ЗАТО увеличило количество городского населения Российской Федерации на 1 млн человек. Часть населения из этого миллиона оказалась проживающей в городах и посёлках городского типа, входящих в состав городских агломераций. Это обстоятельство «сохранило жизнь» части агломераций и дало новые импульсы к их развитию.

Были зафиксированы случаи преобразования посёлков городского типа в города, но их количество не так велико, как число преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты.

Далеко не всегда ставшие городами посёлки городского типа оказывались в границах агломераций. Это явление зафиксировано всего в четырех областях - в Ленинградской (Сертолово и Никольское), Владимирской (Курлово), Брянской (Рогнедино) и Курской (Курчатов).

В большинстве случаев новые города не входили в состав агломераций и существенно не изменили их состав. Чаще всего города возникали на территориях нового освоения (Север, Западная и Восточная Сибирь), при месторождениях нефти, газа и других . В связи с этим же некоторые поселки городского типа Тюменской области были переведены в категорию города.

За период 1989–2002 гг. многие городские агломерации выросли, повысилась численность населения. Рост численности городов-ядер часто достигался путём включения в них близлежащих городов и посёлков городского типа. Иногда включение в состав города других городов и посёлков городского типа проводилось для сглаживания очень сильной убыли населения. Так, в черту за период с 1989 по 2002 г. было включено более 20 городских поселений общей численностью населения более 300 тыс. человек. Были случаи, когда включение городов происходило за счет стремительного роста города-ядра. Пример - Московская агломерация, население которой возросло (с 1979 г.) практически на 2,5 млн человек. На сегодняшний день население Московской агломерации насчитывает более 15 млн человек. Сама Москва значительно увеличила своё население и площадь, «захватив» при этом многие сёла и посёлки городского типа, находившиеся в непосредственной близости от неё.

Аналогичные преобразования, связанные с активным развитием Липецка, лишили Липецкую агломерацию всех посёлков городского типа: все они были включены в период с 1991 по 1998 г. в черту Липецка, причем за счет этого население Липецка увеличилось на 56 тыс. человек. (с 450 тыс. в 1989 г. до 506 тыс. в 2002 г.).

В настоящее время большинство городов с населением более 290 тыс. человек являются ядрами агломераций. Некоторые города с меньшей численностью населения также являются ядрами, иногда полицентрических, агломераций. Например, Пятигорск (140 тыс. чел.) и Кисловодск (130 тыс. чел.) являются ядрами полицентрической Кавминводской агломерации.

Потенциальными являются агломерации, соответствующие одному или нескольким критериям и вместе с тем не соответствующие другим признакам. Их мониторинг исключительно важен в том смысле, что некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся городских агломераций в будущем.

В группу потенциальных городских агломераций входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удинская. Большинство потенциальных городских агломераций расположены в отдалённых районах страны, из этого можно сделать вывод о том, что потенциал восточных регионов ещё не исчерпан и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети городских агломераций Российской Федерации.

Период 1989–2002 гг. сопровождался массой событий и факторов, которые ранее отсутствовали. Конец 1980-х годов - начало перестроечного периода в России. В это время резко меняются все ориентиры развития страны и, следовательно, городских агломераций. Распад Советского Союза повлёк за собой ряд процессов, таких как - отток населения за рубеж (в особенности из крупных и развитых городов), острый экономический кризис, снижение естественного прироста населения, которые крайне негативно отразились на развитии процессов агломерирования.

С 1989 по 2002 годы из списков городских агломераций выбыла только одна - Грозненская агломерация. Это произошло по вполне понятным причинам: война, разрушение городов, массовый отток населения, возникновение большого количества беженцев. В списке новых городских агломераций России появилась тоже одна - Тюменская. Таким образом, количество городских агломераций России не изменилось.

Учитывая то, что за последние годы образовалась только одна новая агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершён. Мало вероятно, что в ближайшее десятилетие на территории России возникнут новые городские агломерации. Сегодня развитие агломераций идёт в другом направлении - интенсификация связей внутри уже сформировавшихся городских агломераций, стягивание в них населения и как следствие повышение класса развитости.

Дислокация агломераций и степень их развитости совпадают с основной полосой расселения, причём с запада на восток их становится меньше.

Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской части России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены оставшиеся девять агломераций, в т. ч. на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская агломерация. Бросается в глаза рост Новосибирской агломерации, что подчеркивает увеличение значимости как столицы Сибири.

На Европейской территории России сконцентрированы городские агломерации, имеющие высокий класс развитости. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. В Центральном районе практически все столицы и центры субъектов Российской Федерации являются ядрами городских агломераций. Высокая урбанизированность, выгодное транспортное положение, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону постоянное население, густую сеть городских поселений и способствовало хорошему развитию процессов агломерирования.

Количественный рост городских агломераций завершён, а качественный рост не происходит в полную силу по различным причинам. Одной из них является большая естественная убыль населения, которая явно не способствует повышению людности агломераций и, соответственно, повышению коэффициента развития. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из города в село, а потом (с 1994 г.) обратно, что привело к некоторому размыванию населения по территории. Кризис также усилил региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока лишил крупные города (иногда они уже входят в группу потенциальных городских агломераций) возможности формирования агломераций. Население устремлено в Европейскую часть России, территория которой получает дополнительные стимулы для развития городских агломераций; большинство уехавших из Сибири жителей оседают в крупных городах, которые, как правило, являются ядрами агломераций.
Фаза интенсивного развития сети городских агломераций Российской Федерации в основном пройдена. Дальнейшее развитие агломераций России пошло по пути их качественного совершенствования и структуризации, применительно как к каждой городской агломерации в отдельности, так и к их сети в целом.

В XXI веке агломерации должны стать базой развития городского пространства, ведущей формой расселения жителей, концентрирующей в себе основную жизнедеятельность человека. Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ, главные из которых следующие:

  • сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
  • высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населённого ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
  • возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной ёмкостью;
  • более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
  • возможность систематического использования культурных ценностей;
  • наиболее полное и интенсивное использование территории.

Образование и качественное развитие городских агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершённой урбанизации и нехватки городов на всей территории России).

В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населённых пунктов, экономики, человеческой личности. Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории, увеличивается концентрация денежной массы, соответственно, идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития.

За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации, увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешёвой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города - жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, а также торговля и - заняты преимущественно мигранты).
Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведёт к оживлению строительства. Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе.

Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определённой точке (населённом пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Таким образом, город и его спутниковая зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию.

Следовательно, городские агломерации являются «точками роста». Их развитие исключительно важно для России с её огромным пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит более интенсивно развиваться всей территории страны.

Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны.

Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество (повышенная загрязнённость воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). В пределах агломераций ведётся активное строительство, а это обусловливает сокращение зелёных насаждений и разрушение естественного ландшафта. Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдалённых её частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным временным затратам на дорогу к развитию транспортной усталости (она формируется, если на транспорт тратится более 1,5 ч. в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведёт к некоторому опустошению территории вне её.

Нередко у людей возникают проблемы с пониманием не только абстрактных слов, но и понятий, которые непосредственно касаются их жизнедеятельности. Несмотря на то, что половина граждан страны живет в городах и пригородах, о значении слова «агломерация» они не знают.

Для того чтобы это исправить, необходимо разобраться во всех особенностях этого понятия и способах его употребления.

Значение понятия

Агломерация представляет собой непосредственно сам город и все прилегающие к нему села и ПГТ, с которыми он образовывает достаточно тесные связи. Стоит отметить, что не все близко расположенные населенные пункты можно назвать агломерациями.

Существует определенный перечень критериев, который это позволяет сделать. Он состоит из таких основных пунктов, как:

  1. Наличие маятниковых миграций. Они подразумевают постоянно передвижения граждан из городка в крупный город с целью учебы, работы или покупок.
  2. Транспортная доступность. Жители агломерации без проблем могут добраться из одного городка в другой посредством автомобильного, железнодорожного или же водного транспорта.

В настоящее время специалисты выделяют два основных типа агломераций:

  1. Моноцентрические. В таком случае присутствует лишь одно ядро – крупный населенный пункт, вокруг которого расположены мелкие городки, села и ПГТ. Типичным примером моноцентрической агломерации моно назвать Московскую агломерацию.
  2. Полицентрические. В данном случае агломерация имеет два ядра, которые представляют собой крупные населенные пункты, тесно связанные друг с другом. Нередко специалисты такое образование именуют конурбацией. Наиболее примечательным примером такой агломерации является скопление городов в немецком Рурском регионе.

Самой крупной агломерацией в мире считается Токийская агломерация. В ней одновременно проживает более чем 35 миллионов человек. В РФ самыми крупными скоплениями тесно связанных друг с другом населенных пунктов можно назвать Московскую, Петербургскую и Самаро-Тольяттинскую агломерации.

Основные преимущества и недостатки

На сегодняшний момент сложно однозначно ответить на вопрос, насколько хорош тот факт, что некоторые населенные пункты сливаются в агломерации. Такой процесс имеет, как некоторые положительные, так и некоторые отрицательные стороны.

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  • Экономическая выгода для функционирования предприятий . Некоторые заводы и фабрики могут при возникновении агломерации осуществлять свое слияние, объединяясь не только функционально, но и территориально.
  • Развитие инфраструктуры . Для нормального функционирования населенных пунктов, имеющих тесные связи между собой, в первую очередь необходимо корректное транспортное сообщение. Это приводит к развитию автомобильных дорог, прокладке железнодорожных путей, строительству мостов, образованию пересадочных узлов и т.д.
  • Объединение административных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько различных администраций, управление некоторой частью агломерации предоставляется непосредственно ядру данного образования – исполнительному органу самого крупного населенного пункта.

Недостатки образования агломераций тоже существуют. Среди них наиболее важными специалисты считают такие факторы, как:

  1. Сложность управления. Некоторые вопросы, которые легко можно решить «на местах», застревают в бюрократической машине ядра – крупного города, являющегося центром агломерации.
  2. Отсутствие индивидуального развития небольших населенных пунктов . Они в любом случае подпадают под влияние крупного города, вследствие чего в них нередко приостанавливается развитие промышленности и некоторых важных сфер, необходимых для полноценного функционирования.

Несмотря на перечисленные недостатки, все же преимущества образования агломераций преобладают. Именно поэтому их становится с каждым годом все больше.

Примеры агломераций

Функции города формируются на основании двух важных факторов: увеличения численности населения и разрастание территории. Вследствие этого появляются такие образования, как агломерации. Населенные пункты в них связаны посредством таких факторов , как:

  • территория;
  • культура и быт;
  • производство;
  • организация хозяйства;
  • административная и управленческая деятельность.

Самыми крупными существующими агломерациями являются объединения населенных пунктов вокруг таких городов, как Токио, Мехико, Мумбай, Сан-Пауло и Нью-Йорк. В самом начале XXI века в мире насчитывалось около 19 самых больших агломераций, численность населения в каждой из которых составляла более 10 миллионов человек.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается 150 различных агломераций, в которых проживает 70% населения страны. В Объединенной Королевстве их всего 8. При этом в каждой из агломераций на насчитывается свыше 2 миллионов жителей.

По всему миру слияние урбанизированных зон приводит к появлению мегалополисов. В настоящее время существует 6 таких образований: 3 – в США, 2 – в Европе и 1 – в Японии. Они представляют собой концентрацию большого количества агломераций на определенном ограниченном участке территории страны.

К примеру, мегалополис Босваш, что на северо-востоке Соединенных Штатов, объединяет 40 агломераций, находящихся на пути от Вашингтона до Бостона. В них проживает порядка 50 миллионов человек.

Заключение

Агломерации – это закономерный процесс объединения населенных пунктов вокруг больших городов. Такое явление возникло в конце XX – в начале XXI века в связи с процессами урбанизации и индустриализации.

Если развитие человечества будет продолжаться такими темпами, как и сейчас, в будущем существует большая вероятность появления десятков новых агломераций прежде всего в быстро развивающихся странах мира.

Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях.

  • 1Критерии объединения
  • 2Конурбация
  • 3Крупнейшие агломерации
  • 4См. также
  • 5Примечания
  • 6Литература

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15 % от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города.

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10 % выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Конурбация

Конурбация — (от лат. con — вместе и urbs — город),

  1. городская агломерация полицентрического типа имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего (например, скопления городов в Рурском бассейне, Германия).
  2. в некоторых странах — синоним любой городской агломерации.

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе — Рурская в Германии (по разным оценкам в зависимости от состава включаемых городов от 5 до 11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн).

Крупнейшие агломерации

Крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио, в которой насчитывается 38 млн жителей. По оценке ООН в 2010 году на Земле насчитывалось около 449 агломераций с числом жителей более 1 млн, в том числе 4 — более 20 млн, 8 — более 15 млн, 25 — более 10 млн, 61 — более 5 млн. 6 государств имеют более 10 агломераций-миллионеров: Китай (95), США (44), Индия (43), Бразилия (21), Россия (16), Мексика (12).

По некоторым оценкам в России насчитывается до 22 агломераций-миллионеров, в том числе 7 при городах-немиллионерах. Крупнейшая в России Московская агломерация имеет по разным оценкам от 15 до 17 млн и находится на 9—16 месте в мире. Ещё одна (Санкт-Петербургская) российская агломерация имеет от 5,2 до 6,2 млн человек, три (полицентрическая конурбация Самара-Тольятти, Екатеринбургская, Нижегородская) — более 2 млн, Новосибирская — около 1,8—1,9 млн чел.

Вид на Большой Токио(агломерация с населением 38 миллионов человек)

Примеры объединения городов

1. Объединение Чебоксар и Новочебоксарска — проект по объединению столицы Чувашии города Чебоксары и его города-спутника Новочебоксарска.

Проект обсуждается начиная с 1990-х годов.

В 2008 году вопрос об объединении двух городов был вынесен на референдум. На референдуме, состоявшемся 2 марта 2008 года, за объединение проголосовали 75,21 % жителей Чебоксар, принявших участие в голосовании. В то же время, против объединения городов проголосовали 60,31 % жителей Новочебоксарска, принявших участие в голосовании. Объединение не состоялось.

Наблюдатели расценили итоги референдума как провал идеи объединения, однако с 2008 года вопрос неоднократно поднимался вновь.

Предполагалось объединить троллейбусные системы двух городов, а также пустить линию скоростного трамвая между городами (районами) через так называемый 40-тысячный Новый город, застраиваемый на свободной территории между Чебоксарами и Новочебоксарском.

2 Идея слияния Саратова и Энгельса имеет богатую историю . Впервые она была озвучена еще в конце 1980-х. Одним из главных плюсов объединения считалась возможность строительства метрополитена.

Следующая компания по объединению крупнейших городов области стартовала в 2007 г.

Сторонники идеи об объединении обратились в Саратовскую областную думу с просьбой о проведении всенародного референдума. 20 декабря 2007 г. депутаты отклонили предложение. Одной из причин отказа значилось то, что в референдуме было заложено два вопроса: об объединении и названии, в то время как, по закону, вопрос в бюллетене должен быть поставлен так, чтобы ответить на него можно было только «да» или «нет».

Идею объединения не одобряют власти Энгельса, статус которых в таком случае будет понижен до районного. Мнение населения в данном случае осталось не услышанным.

Города имеют очень близкое географическое расположение. В настоящее время города имеют общую инфраструктуру: общими являются энергосети, информационные и оптоволоконные линии, дамбы, общая окружная автодорога. До 2004 года имелась общая троллейбусная система (разъединена она была из-за технических проблем). Кроме того, официальных карт Саратова и Энгельса в отдельности с 2001 года не выпускается.

Слияние де-факто уже практически произошло и остается лишь признать его официально, так как многие жители этих городов уже считают их придатками друг к другу.

См. также

  • Агломерации свыше миллиона жителей
    • Агломерации-миллионеры России
  • Агломерации России
  • Мегалополис
  • Метроплекс
  • Экуменополис

Примечания

  1. Вопросы развития городской агломерации. // lib.vscc.ac.ru. Проверено 31 августа 2012. Архивировано 14 октября 2012 года.
  2. http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/de/index/regionen/11/geo/analyse_regionen/04.parsys.0002.downloadList.00021.DownloadFile.tmp/agglodefdt.pdf
  3. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Urbanization Prospects, the 2011 Revision. Population of urban agglomerations with 750,000 inhabitants or more, 1950—2025
  4. В вышедшем в 2012 году издании Demographia World Urban Areas даны оценки численности населения, оценки площади городов и плотности городского населения почти 850 городских агломераций мира с населением в 500 и более тысяч человек.