Юнгианская психотерапия. В чём суть юнгианской психотерапии

Вопреки распространенным представлениям, психотерапия бывает нужна не только людям, страдающим от депрессии или аутизма. Она помогает разобраться со страхами и неврозами, справиться с трудными жизненными ситуациями, преодолеть одиночество или разногласия в семье. Разумеется, сегодня специалисты чаще используют cочетания разных методов, подбирая их в зависимости от того, что нужно тому или иному клиенту....

Вопреки распространенным представлениям, психотерапия бывает нужна не только людям, страдающим от депрессии или аутизма. Она помогает разобраться со страхами и неврозами, справиться с трудными жизненными ситуациями, преодолеть одиночество или разногласия в семье. Разумеется, сегодня специалисты чаще используют cочетания разных методов, подбирая их в зависимости от того, что нужно тому или иному клиенту.

И все же то или иное направление может быть базовым; знания о том, чем они отличаются друг от друга, могут помочь выбрать место, - или, по крайней мере, решиться наконец вылечить свои душевные раны. Мы составили гид по направлениям психотерапии, который поможет найти подходящую форму работы с терапевтом.

Психоанализ: свободные ассоциации

Психоанализ - один из самых старых, но не устаревших направлений психотерапии. Он появился больше 100 лет назад и изначально применялся для лечения неврозов. В основе психоанализа лежит катартический метод Йозефа Бройера (Брейера) , который использовал в своей работе гипноз, позволявший пациентам в форме разговора с врачом восстановить потерянные воспоминания или впечатления и решить проблемы, связанные с ними. Зигмунд Фрейд стал соавтором этого метода и сперва тоже прибегал к гипнозу. Позже он отказался от этой техники, и это положило начало формированию психоанализа как метода.

Психоанализ относится к разговорным методам терапии. Его главная цель - помочь клиенту ответить на вопросы:

Что происходит?
почему это происходит?
что делать?

Это позволяет человеку осознать те части психики, которые прежде лежали в области бессознательного, - и именно поэтому психоанализ иногда также называют глубинной психологией. Вместо гипноза в этом случае используется метод свободных ассоциаций, так что в рамках сеанса клиент может говорить все, что приходит ему в голову. Задача психотерапевта здесь - создать ситуацию безопасности и доверия, в которой пришедший к нему человек сможет расслабиться. Важным условием, как и в случае с любой другой психотерапией, является отсутствие дружеских или родственных связей между терапевтом и его клиентом. Кроме того, как и в других областях, специалист обязан держать в тайне все, что ему сообщают, так что свободные ассоциации не выходят за пределы кабинета, в котором они звучат. Нужно понимать, что терапевт, который использует в своей практике гипноз и при этом называет себя психоаналитиком, на самом деле практикует другой метод: в том числе катартический метод Бройера . Психологи же вовсе не имеют права применять гипноз. Ведь психология и психотерапия - это не одно и то же. Статус в этом случае зависит от образования специалиста.

Психолог - это человек, который получил психологическое образование (и даже клинический психолог с дипломом медицинского вуза не является ни психотерапевтом, ни врачом). А психотерапевт - это психолог или врач, который продолжил образование, получил специализацию или прошел переподготовку, и получил право заниматься психотерапией.

Психоанализ - проверенный прогрессивный метод, который дает человеку возможность глубоко проработать проблемные моменты и застарелые психологические травмы или, например, изменить стиль общения. Правда, в этом случае нужно готовиться к длительной работе: коротким периодом считается год-полтора, средним - порядка семи лет.

Юнгианская психотерапия: сказки и культурология

Юнгианская психотерапия - это сказки, сны, мифы, притчи и даже картины, которые клиент придумывает, записывает, рисует, вспоминает и обсуждает с психотерапевтом. Все, что имеет сюжет и идею, годится в качестве материала здесь. Терапевт выступает не как лечащий врач, а, скорее, как партнер клиента, его «спутник на пути».

По мнению основателя этого направления Карла Густава Юнга - швейцарского психиатра и оппонента Фрейда, - в норме бессознательное существует в состоянии равновесия и может мобилизовать комплексы, если это равновесие нарушается. Комплексы в юнгианской трактовке несут в себе эмоциональный заряд и обычно вытесняются из области сознания, однако могут проявиться в снах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах, фантазиях и поведении. Вот почему юнгианские психотерапевты обычно обладают глубокими знаниями в области культурологии, которые позволяют им разобраться в смысле рассказов своего клиента. Юнгианский подход дает человеку возможность работать с образами, распознавая через них свои проблемы и комплексы и устанавливая над ними контроль.

Как и психоанализ, юнгианский подход не приносит результатов. Тем не менее такой метод позволяет хорошо разобраться в системах отношений, научиться правильно понимать и интерпретировать различные явления, развить собственную индивидуальность и стать более целостной личностью.

Гештальттерапия: контакт и равновесие

В рамках гештальттерапии общение терапевта с клиентом проходит тет-а-тет, в достаточно свободном экстравертном диалоге. Услышал или не услышал? Что можешь принять из окружающей среды, а что - нет? Способен ли попросить то, что тебе нужно? Когда захочешь оборвать разговор и защититься? Для клиента гештальттерапия построена на контакте: как с психотерапевтом, так и с самим собой.

Это открытый новым веяниям, подвижный вид терапии, который позволяет человеку разрешить психологичекие проблемы благодаря установлению или налаживанию связей с собственным «я», окружающими людьми и обстоятельствами жизни. В основном это достигается благодаря работе с актуальными чувствами и их телесными проявлениями

Также можно задействовать воспоминания, сны и даже воображаемых персонажей.

Главная задача человека во время гештальттерапии - не столько думать, сколько чувствовать. В качестве инструментов используются осознавание эмоций и реакции на них.

Оптимальный результат такой работы - обретение равновесия, когда можно опираться на сигналы, идущие изнутри, и учитывать при этом внешние обстоятельства, если дело доходит до действий.

Гештальттерапия учит приспосабливаться к окружающему миру без насилия над собой и удовлетворять свои потребности адекватно воспринимаемым в обществе способом

.

Средняя продолжительность гештальттерапии составляет до двух лет. Сегодня одной из проблем этого течения остается то, что часть сторонников воспринимает ее скорее как общественное движение или даже субкультуру, так что процесс развития или решения проблем в какой-то степени превращается в досуг и теряет эффективность.

Когнитивная терапия: прикладная работа с поведением

Когнитивная терапия - единственный вид психотерапии, оплачиваемый по страховке в странах ЕС.

В этом случае речь идет о поведенческой работе, в определенном смысле лишенной психоаналитической нагрузки, когда необходимо обдумывать давние и, на первый взгляд, незначительные события.

Когнитивная терапия позволяет создать краткосрочную, хорошо структурированную и ориентированную на кокретные симптомы стратегию активизации самоисследования и изменений на поведенческом уровне

.

Метод является одним из направлений когнитивно-бихевиорального течения, которое изучает то, как человек воспринимает те или иные ситуации, как он мыслит и как ведет себя в связи с этим, а также то, как можно скорректировать все эти процессы, если что-то пошло не так. В основе когнитивной терапии во многом лежит концепция «self-made man», утверждающая, что человек способен на благоприятные перемены вопреки давлению психологических травм и темного груза бессознательного

В фокусе направления находится «человек познающий», активный деятель, способный перестать быть рабом прошлого, контролировать настоящее и прогнозировать возможные сценарии будущего. Один из пионеров когнитивной психотерапии, американский психиатр Аарон Бек утверждал: «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире. Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким» .

Одно из основных полей работы в рамках когнитивной терапии - негативные автоматические мысли.

Для их преодоления используется несколько инструментов:

Методика переоценки, когда проверке подвергаются альтернативные причины проблемы;
децентрация мышления (она подходит людям, страдающим от ощущения, что они находятся в центре всеобщего внимания и уязвимы для чужого мнения);
сознательное самонаблюдение, полезное при депрессии и тревоге;
декатастрофизация, которая также помогает снизить тревожность;
целенаправленное повторение, когда желаемые сценарии позитивного поведения многократно пробуют на практике;
методика «Прекратить!», которая позволяет по команде разрушать негативные образы;
позитивное воображение, когда отрицательный образ заменяется на положительный, и это позволяет расслабиться;
метафоры, притчи или даже стихи, которые, однако, в этом случае не являются ведущим инструментом.

Методы работы психотерапевт подбирает индивидуально, и по ходу процесса они могут меняться. Когнитивная терапия не бывает долгой и является достаточно прикладным способом работы над собой.

Ее минус заключается в том, что проблемы в некоторых случаях удается коснуться поверхностно, а эффект процесса может исчезнуть до окончания работы с терапевтом

.

Психодрама: театр «я»

В отличие от всех вышеперечисленных направлений

психодрама - это групповая терапия

Здесь используется драматургическая лексика и драматическое действие - в качестве инструмента. Румынский психиатр, психолог и социолог, оппонент Зигмунда Фрейда и изобретатель этого метода Якоб Леви Морено писал, что это позволяет пройти сквозь разные жизненные ситуации за пределами обычных обстоятельств.

В психодраме всегда присутствует пять ключевых фигур и элементов: протагонист, директор, вспомогательное «я», зрители и сцена

.

Протагонист

В ходе сессии исследует аспекты своей личности,

директор

В роли которого выступает терапевт, определяет направление прогресса, а

вспомогательные «я»

Представляют значимых людей, явления и даже предметы.

Наблюдают со стороны, а сценой может стать любое просторное помещение, поскольку участникам психодрамы зачастую нужно много двигаться.

В рамках каждой психодрамы выделяют три этапа: разогрев, драматическое действие и шеринг

Сам Якоб Морено называл психодраму «наукой, которая ищет истину драматическим способом» . «Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и страхов , - писал Морено. - Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных конфликтов в том виде, в котором они существуют, дополняя его ранними впечатлениями и воспоминаниями героя» .

Такой метод подходит для работы с психологическими травмами, конфликтными ситуациями в семье или в группе, для детской психотерапии, а также для лечения психосоматических нарушений.

Семейно-системные расстановки: театр домашней проблемы

Семейно-системные расстановки отчасти напоминают психодраму, однако в этом случае все роли поочередно исполняет один и тот же человек. Он же показывает участникам группы, которые ему помогают, что надо делать. В ходе процесса «заместители» передают происходящее в семейной системе, опираясь на предложенные главным героем сведения.

Он утверждает, что большая часть психологических проблем человека проистекает из проблем в его семейной системе - кругу родственников и эквивалетных им по значимости людей

К таким проблемам Хеллингер относит убийства, самоубийства, раннюю смерть, изнасилование, иммиграцию, потерю имущества, разрыв семейных отношений и так далее. По мнению философа, они, как правило, становятся причиной психологических травм, конфликтов, психосоматических и других заболеваний.

Для разрешения конфликта или проблемы Хеллингер предлагает проработать его в действии.

Телесно-ориентированная психотерапия: работа с материей

Сегодня это направление психотерапии представляет собой целый букет методик, которые часто используются в комбинациях.

Они подходят людям, которые столкнулись с нарушениями схемы тела, неврозами и другими проявлениями психологических проблем через физическое состояние.

В основе любой телесно-ориентированной психотерапии лежат процедуры телесного контакта.

Основным здесь считается понятие мускульного панциря или системы мышечных «зажимов» - плотных областей сжатия в мышцах, которые не расслабляются в покое. Такие области могут наблюдаться по всему телу, начиная с головы и лица и заканчивая тазом. По мнению основателя методики Вильгельма Райха - ученика Зигмунда Фрейда , со временем отошедшего от психоанализа, - они создаются в качестве защиты от нежелательного беспокойства, тревоги, страха, слез, гнева, крика, злости, страстности и возбуждения.

Для того чтобы проработать «зажимы», используются самые разные методы: массаж, упражнения, дыхательные практики и танатотерапия - практика, основанная на максимальном расслаблении мускулатуры

Однако любая телесно-ориентированная психотерапия направлена на «разжимание» подавленных чувств, осознание тела и эмоциональное реагирование.

Она позволяет вновь вывести на сцену проблемы и травмы, которые раньше были вытеснены в область бессознательного, и проработать их. Однако такая психотерапия зачастую позволяет не столько провести анализ травмы, сколько восстановить с ней связь и освободиться от чувств, подавлявшихся годами.

Из-за этого специалисты рекомендуют чередовать сеансы телесно-ориентированной и аналитической психотерапии. В противном случае - без осознания и связанных с ним психологических изменений - результаты проделанной работы могут оказаться краткосрочными.

Автор книги утверждает, что каждый человек проходит через некий "Перевал", олицетворяющий переход от "первой взрослости" подросткового периода к неизбежной встрече со старостью и смертью.
Основная и общая задача психотерапии в этот тяжелый для человека период переоценки и переосмысления жизни - помочь сохранить ощущение того, что в его жизни является главным, и показать, что при переходе через этот "перевал" в...

Доктор Джеймс Холлис - известный юнгианский аналитик, директор Центра К. Г. Юнга в Хьюстоне. Им написано девять книг. В их числе - переведенная на русский язык книга "Перевал в середине пути" (М., Инфра-М, 2002).
В книге "Под тенью Сатурна" Джеймс Холлис размышляет о причинах психологической уязвимости мужчин.

Почему так часто наше представление о себе и то, как нас воспринимают другие люди, не совпадают с некоторыми нашими поступками? Почему обычные люди играют в азартные игры, злоупотребляют спиртным, растрачивают чужие деньги, посещают порнографические интернет-сайты, изменяют своим супругам, смеются над неудачами других, деструктивно ведут себя на работе и в повседневной жизни?

В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные, захватывающие дух теоретические рассуждения о будущем глубинной психологии.

Известный американский и швейцарский аналитик М. Стайн рассматривает в своей книге процесс качественного преобразования психики на пути индивидуации.
Дается глубокий психологический анализ жизненного пути четырех людей, внесших существенный вклад в развитие западной цивилизации - Рильке, Рембрандта, Пикассо и Юнга.

Это одно из направлений психоанализа , автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг . Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии.

Различают индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное . Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей . Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.

В отличие от З.Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте. Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребёнка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К. Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте.

Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды. Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребёнок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения. Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается и целенаправленно предъявляется миру. При этом те аспекты личности, которые не отвечают критерию социальной желательности, не просто скрываются, но активно отвергаются на внутриличностном уровне и, в конечном счёте, вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго. Тень — это как бессознательный комплекс, в котором содержатся все вытесненные или отчуждённые части сознательной личности. В сновидениях тень может быть представлена в виде тёмной фигуры того же пола, что и сам сновидец. Человек, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения.

Данное направление психотерапии не теряет своей актуальности уже много десятков лет. Кроме того, аналитическая психология Юнга дала начало таким направлениям психотерапии, как:

  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия),
  • Юнгианская арт-терапия,
  • Юнгианская психодрама,
  • Процессуально ориентированная терапия,
  • Песочная терапия,
  • Неоэриксонианский гипноз,
  • Соционика.

Психолог: Лев Хегай, индивидуальный член Муждународной ассоциации аналитической психологии(IAAP) с 2004 года, член Российского общества аналитической психологии, первый вице-президент(2004−2007), обучающий аналитик и супервизор Московской ассоциации аналитической психологии(МААП).

Что такое юнгианский анализ?

Это школа современного психоанализа, ведущая свою историю от Карла Густава Юнга. Суть юнгианского анализа(ЮА) заключается в понимании: у каждого человека есть сохнательная часть, когда мы осознаем то, что считаем продуктом нашей воли, и неосознаваемая, состоящая из эмоций, комплексов, травм детства. ЮА исследует именно эту бессознательную часть.

Что делает ЮА для достижения результата?

Практически наша работа напоминает любую другую в том плане, что психотерапия — это лечение словом, беседа. Но, в отличие от обычного консультирования. мы можем использовать отдельные методы, направленные на исследование бессознательного: разбор сновидений, работа с образами(активное воображение), изучение сказок и мифов, самонаблюдение и ведение дневника. Это длительная работа, в процессе которой мы пытаемся хорошо понять друг друга, поэтому эффект может быть заметен не сразу — он накапливается постепенно. Раз от раза человек становится увереннее в себе, лучше понимает, чего хочет от жизни.

Чаще всего в юнгианском анализе мы исходим из того, что существует значительная часть души, которая не находит выражения во внешней сфере. Человек ходит на работу, имеет семью, у него сложились некие представления о мире, но одновременно есть и мечты о совсем другой жизни.

Почему в свое время вы выбрали ЮА?

На мой взгляд, это самое глубокое и интересное направление в психологии. ЮА делает акцент на познании Универсального Человека во всей его сложности и противоречивости. Проблемы конкретной личности отражают проблемы всего поколения, ментальности страны. Поэтому юнгианцы размышляют не только о практике психотерапии, но и о политике, религии, культуре, истории — обо всем.

Чем ЮА отличается от других направлений?

Мы верим: каждый человек хочет духовно и психологически развиваться, и это развитие идет в сторону большей целостности. Чтобы достичь этого, нужно хорошо понять себя, особенно те свои проявления, импульсы, которые раньше почему-то были подавлены.

Одно из ключевых понятий ЮА, которое есть не во всех школах психотерапии, — это кризис середины жизни. Тот период, когда человек подвергает переосмыслению все достигнутое, пытается понять, что же осталось упущенным. Большинство людей в первой половине жизни стремятся занять место в обществе, формируют свое эго, свою сознательную личность. А потом возникает кризис, потому что мы понимаем: огромную часть упустили. Потеряли контакт с глубинными пластами, мечтами, детскими импульсами. Все это проявляется как депрессия, проблемы в отношениях, утрата смысла жизни. Возникает стремление обрести новый смысл, создать новую личность, более целостную — и
здесь очень хорошо работает ЮА.

Как человеку понять, что это его метод?

Только путем проб и ошибок. Юнгианский анализ призывает доверять интуиции или внутреннему голосу. Но в основном метод предназначен для людей с высшим образованием, умеющих рефлексировать, думать над проблемами, для тех, кому не достаточно поверхностных советов. Например, в книжных много разных учебников психологической самопомощи, однако большинство из них — наивные, даже несколько глупые. Если человек готов идти за такими простыми советами — это не наш клиент. Если же он хочет во всем разобраться сам, покопаться в себе, особенно если у него сложное прошлое, которое все еще над ним довлеет, — это к нам. Некоторые говорят, к ЮА приходят люди, склонные к ностальгии, любящие покопаться в своем прошлом, в отношениях, понять, что было не так, почему получилось то, что у него сейчас есть в жизни.

Что бы вы пожелали нашим читателям как юнгианский аналитик?

Продолжать задавать вопросы и оставаться открытыми той тайне, которая за ними стоит. Все ответы на важнейшие вопросы жизни находятся внутри нас. Не бойтесь и не уставайте искать их.

Записала Ирина Шелышей

Иванова Т.А.

Юнгианская или аналитическая психотерапия представляет собой не только психотерапевтический подход, но и лежащее в его основе особое мировоззрение . Терапевтическая традиция аналитической психологии выросла из научных трудов К.Г. Юнга, который посвятил свою жизнь эмпирическому изучению законов функционирования человеческой души.

Главной целью юнгианской терапии является достижение клиентом душевной целостности и связи со своим внутренним центром, вокруг которого и образуется его личность. Такая связь называется термином «ось эго-Самость» и позволяет клиенту находиться в постоянном контакте с самим собой, со своим предназначением и с базисными смыслами своей жизни. Находя контакт с ядром своей личности, с Самостью, человек получает доступ к колоссальному ресурсу символического богатства своего внутреннего мира.

Путь достижения зрелости или индивидуации в аналитической психотерапии - это путь кропотливой и временами даже болезненной совместной работы клиента и психотерапевта, в процессе которой клиент постепенно осознаёт и ассимилирует собственную Тень, учится воспринимать и анализировать послания бессознательного и освобождается от власти довлеющих над ним деструктивных комплексов.

Основными методами юнгианской психотерапии являются работа со сновидениями и активное воображение . На каждый сеанс клиенту желательно приносить записанные им сны, по содержанию которых аналитик может понять динамику бессознательного анализанда и начать способствовать её осознанию. Кроме того, в процессе анализа ведётся активная работа по установлению контакта между сознанием и бессознательным клиента, которая требует символического взаимодействия анализанда с образами из его фантазий и снов. Этот процесс преобразования клиентом собственных внутренних образов называется активным воображением. Также, в аналитической психотерапии часто применяются психологические техники, направленные на раскрытие способностей клиента к творчеству и символизации того, что происходит в его внутреннем мире. Развитие символического мышления позволяет человеку овладеть инструментом преодоления кризисных ситуаций и невротических состояний, благодаря чему значительно ускоряется темп его личностного роста.

Усилия практикующего в юнгианском подходе терапевта направлены на то, чтобы услышать музыку души каждого приходящего к нему за помощью клиента и помочь ему начать жить в гармонии со своим внутренним душевным ритмом. В результате такой тонкой работы клиент получает возможность вырваться из оков обусловленности собственным прошлым, повысить степень своей осознанности и начать продуктивную, полную радости и творчества жизнь.