Анестезия детей при операции. Предоперационная подготовка пожилых и старых людей

Инъекции и другие мероприятия часто пугают ребенка. Надо готовить все необходимое вне поля зрения ребенка, а при непосредственном проведении процедуры стараться успокоить его. Старших детей необходимо убедить в необходимости неприятных процедур. Не следует заранее предупреждать детей о назначении им таких процедур, как зондирование, пункции и др.

Необходимо организовать и развлечения для детей, используя игрушки и книги.

Для производства оперативного вмешательства у детей необходимо получить письменное согласие родителей или опекунов. Следует объяснить им характер оперативного вмешательства, степень тяжести, риска, а также возможные результаты. Отступление от этого правила допустимо в отсутствие родителей в случае неотложной или срочной операции. Показания к операции в этих случаях должен определять консилиум в составе не менее двух врачей. Заведующий отделением и главный врач больницы должны быть поставлены в известность о принятом решении.

Срок производства операции зависит от характера заболевания. Оперативное вмешательство может быть произведено в любом возрасте, даже у новорожденного. У детей количество дополнительных исследований стараются ограничить до минимума. В большинстве случаев достаточно общих клинических исследований.

Подготовка к операции зависит от характера вмешательства, заболевания, возраста и общего состояния больного. Перед сложными оперативными вмешательствами необходимо детальное исследование с использованием методов функциональной диагностики. Большую роль в подготовке больного к операции имеет психологический фактор. В этом необходима помощь родителей, воспитателей и друзей больного.

Дети грудного возраста накануне операции получают обычное питание до 10 ч вечера. Детям более старшего возраста разрешается легкий ужин. За 3 ч до операции больному можно дать сладкий чай, который уже через 2 ч всасывается и не вызывает рвоты. Слабительные для подготовки больного к операции не назначают. Очистительную клизму ставят накануне вечером и в день операции.

«Хирургические болезни», С.Н.Муратов

  • Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.
  • Анатомо – физиологические особенности формирования физиологического прикуса у детей в разные возрастные периоды
  • Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, их учет при проведении занятий ФУ.
  • Важно помнить, что при госпитализации в стационар ситуация разлучения ребенка с родителями уже сама по себе является стрессовой, а проведение инвазивных медицинских манипуляций усугубляет это состояние и может быть причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств (страхи, сомнамбулии, ночной энурез и т.д.). В свою очередь недооценка состояния ребенка, выраженности проявлений заболевания и «недоучет» анатомических особенностей может привести к еще более серьезным осложнениям во время или после операции. В связи с этим предоперационная подготовка детей должна быть оптимально организована.

    В организации большое значение имеет срочность операции, так, например, при плановых оперативных вмешательствах подготовка начинается еще на догоспитальном этапе, а в случае экстренной операции подготовка начинается с момента госпитализации, она ограничена по времени и сводится к общим мероприятиям. Манипуляции и исследования, проводимые в предоперационный период, можно разделить на общие и специальные. Общие мероприятия проводятся обязательно перед любой операцией, а специальные выполняются по конкретным показаниям.

    К общим мероприятиям относятся клинические лабораторные исследования, измерение роста и массы тела ребенка, определение артериального давления. У детей перед плановой операцией объем лабораторных исследований должен включать в себя определение следующих показателей:

    1) общий анализ крови (ОАК) и гемосиндром (количество тромбоцитов, время кровотечения и время свертываемости);

    2) группа крови и резус-фактор;

    3) RW (реакция Вассермана на сифилис), определение НBS-Ag и HCV -Ag (маркеры гепатита В и С), ВИЧ;

    4) биохимический анализ крови (общий белок, прямой и непрямой билирубин, АЛТ, АСТ, креатинин, мочевина);

    5) кал на яица глист, бактериологический посев кала;

    6) электрокардиограмма (по показаниям – эхокардиография).

    Длительные, травматичные и специализированные оперативные вмешательства требуют более тщательного обследования, например, исследуются дополнительные лабораторные показатели (кислотно-основное состояния крови (КОС), К + , Na + , Сlˉ, исследование газов крови, исследование функции почек и другие), дети с сопутствующей патологией нуждаются в консультации других специалистов и дополнительных инструментальных методах исследований. Нужно помнить, что все болезненные методы исследования у детей дошкольного возраста должны проводиться под наркозом . Непосредственно перед любой операцией в предоперационную подготовку включают медикаментозную поддержку (премедикация). В премедикацию входят седативные средства (сибазон, реланиум), антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, тавегил), анальгетики (ненаркотические – анальгин или наркотические – промедол). Если во время анестезии планируется использование препаратов, обладающих холинэргическим действием (сукцинилхолин, фторотан) или инструментальное раздражение дыхательных путей (интубация трахеи, бронхоскопия, фиброгастродуоденоскопия), имеется риск возникновения брадикардии с возможной последующей гипотензией и развитием нарушений сердечного ритма, то это требует обязательного введения в премедикацию антихолинэстеразных препаратов (атропин, метацин, гликопирролат, гиосцин). По показаниям в предоперационную подготовку включают инфузионную терапию (физиологический раствор, раствор глюкозы, растворы, содержащие микроэлементы К + , Na + , Сlˉ, Mg 2+ и др. (стерофундин, раствор Рингера)), антибактериальные средства (антибиотикопрофилактика).

    Одной из составляющих подготовки ребенка к операции является предоперационное голодание для предотвращения аспирации желудочного содержимого во время операции. Новорожденные и дети младшего возраста не должны подвергаться длительному предоперационному голоданию, снижение частоты кормлений или уменьшение объема потребляемой жидкости, особенно у новорожденных и детей первого года жизни, может быстро привести к развитию дегидратации и гиповолемии (снижению ОЦК). Кроме этого, чрезмерно длительное голодание может способствовать и развитию гипогликемии или метаболического ацидоза. Здоровым детям любого возраста можно безопасно давать чистую жидкость за 2 часа до операции (вода, осветленный яблочный сок и др. чистые жидкости; нельзя давать апельсиновый сок и молоко). Период голодания у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, не должен превышать обычного интервала между кормлениями 4 часа. У детей до 2 лет регулярный прием пищи может соблюдаться за 6 часов до начала общей анестезии. Дети старше 2-х летнего возраста не должны принимать пищу в день операции или интервал между кормлениями должен быть более 6 часов. В экстренных ситуациях желудок больного очищают с помощью назогастрального зонда.

    В значительной степени подготовка детей зависит от характера хирургического вмешательства. Подготовка детей к урологическим операциям предусматривает помимо общих клинических исследований также и инструментальные. Чаще всего в урологическом отделении дети находятся с врожденной патологией, однако врожденная патология провоцирует манифестацию вторичного инфекционного процесса. Для определения выраженности воспалительного процесса производят исследование мочи. Прежде всего, это общий анализ мочи, исследование мочи по методу Нечипоренко и Каковского-Аддиса, также проводят ортостатическую пробу, выполняют посев мочи с определением чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и подсчитывают общее бактериальное число в моче. Существует ряд проб, которые производятся для оценки функции почек – исследование мочи по Зимницкому, проба Реберга, клиренс эндогенного креатинина. Из инструментальных методов исследования мочевыводящей системы самым простым и наименее инвазивным является ультразвуковое исследование. Проведение урофлоуметрии может помочь доктору определить уровень поражения мочевыделительной системы, а также будет свидетельствовать о его характере (функциональное или органическое). Для диагностики топики порока и функциональных особенностей применяются рентгенологические методы исследования – обзорная рентгенография, экскреторная (внутривенная) урография, ретроградная пиелография, цистография. Патологические изменения мочевого пузыря и уретры можно определить визуально с помощью эндоскопических методов исследования – цистоскопии и уретроскопии. В случае поражения мочевыделительной системы онкологическими заболеваниями возможно проведение ангиографии сосудов почки, КТ, МРТ.

    Подготовка детей к операции в торакальном отделении. В настоящее время в торакальных отделениях находятся дети с разнообразной патологией легких, плевры, средостения, диафрагмы (дети с патологией сердечнососудистой системы госпитализируются в специализированные отделения или центры). Наряду с общеклиническими исследованиями в торакальном отделении большое значение имеют инструментальные методы диагностики – функциональные пробы (исследование функции внешнего дыхания), обзорная рентгенография, рентгенконтрастные исследования (бронхография, пневмомедиастинография, радионуклеидная диагностика, ангиокардиопульмонография), эндоскопические исследования (бронхоскопия, эзофагоскопия, торокоскопия), КТ и МРТ. Указанные методы позволяют уточнить характер и объем патологических изменений, оценить функцию органов и определить необходимый объем предстоящего оперативного вмешательства.

    Подготовка детей к операции в отделении абдоминальной хирургии. Для уточнения диагноза и выбора оперативного лечения кроме лабораторных исследований в отделении проводят диагностику с помощью инструментальных методов: УЗИ, рентгенологических исследований (обзорная рентгенография, рентгенконтрастное исследование ЖКТ на протяжении, ирригография, ирригоскопия, ангиография и т.д.), эндоскопических исследований (ФГДС, лапароскопия). Из всех операций на желудочно-кишечном тракте особой подготовки требует толстый кишечник. Подготовка желудка и тонкого кишечника включает в себя послабляющую диету, предоперационное голодание (возможно применение современных препаратов, снижающих газообразование – симетикон) и премедикацию. Перед операцией на толстой кишке (кроме диеты) проводят очищение толстой кишки клизмами (очистительные, гипертонические, сифонные и др.), применяют антибактериальные препараты. Данная подготовка может занимать достаточно продолжительное время (до нескольких месяцев), в экстренных ситуациях, когда времени на длительную подготовку толстого кишечника нет, хирурги предпочитают паллиативные методики оперативного лечения (накладываются разгрузочные стомы) с последующим радикальным лечением. Важно помнить, что после операции на желудочно-кишечном тракте необходимо продолжать тщательный уход, так, например, после аппендэктомии в первые сутки исключается любой прием пищи через рот, поить детей начинают через 12 часов. Через сутки ребенку назначают 1-й стол и только на 4 сутки переводят на обычный режим питания. При наложении же кишечного анастомоза прием пищи через рот обычно ограничивают до 4 дней, с последующим постепенным переходом на щадящий стол, естественно, это требует парентеральной нутритивной поддержки (препараты для парентерального питания и кристаллоиды).

    Подготовка детей к экстренной операции. При экстренной патологии каждый час промедления ухудшает состояние ребенка и увеличивает возможность возникновения опасных для жизни осложнений. Поэтому предоперационная подготовка сокращается до минимума и начинается уже в приемном покое. Общие мероприятия могут быть дополнены необходимыми исследованиями (биохимический анализ крови, электролитный состав крови, газы крови, инструментальные исследования и др.). Пациентам, нуждающимся в экстренной хирургической помощи, катетеризируют вену, мочевой пузырь, желудок – «правило трех катетеров» . Важно до операции вывести больного из тяжелого состояния, для этого проводят коррекцию электролитных нарушений, восполнение ОЦК, дезинтоксикационную терапию. Несмотря на тяжесть больного, предоперационная подготовка (включая время обследования) у таких больных не должна превышать 3-4 часов. Главная задача предоперационной подготовки больных с тяжелыми заболеваниями к экстренной операции – стабилизация параметров гемодинамики. Последующую коррекцию жизненно важных функций проводят во время и после оперативного лечения.

    6.3. Контрольные вопросы

    1. Режим питания больных после операций на кишечнике

    2. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию ЖКТ с контрастом

    3. Подготовка детей к плановым операциям в урологическом отделении

    4. Подготовка детей к ректо- и колоноскопии

    Почему я выбрала такую тему спросят многие? Потому что совсем недавно 3 недели назад мы столкнулись с этой ситуацией-нашей старшей дочери, которой 6,5 лет предстояла операция по удалению аденоидов и катетеризации ушей. Это была плановая операция, которая происходила в больнице под общим наркозом. К этой операции мы шли долгих два года. Почему так долго, потому что любая операция как для детей, так и для родителей сопровождается огромным количеством страхов и переживаний.
    Разложим статью по пунктам.
    • История нашей болезни.
    • Осмотр перед операцией.
    • Что можно и что нельзя перед операцией.
    • Подготовка ребёнка перед операцией.
    • После операции.
    • Заключение
    .
    1.Расскажу как всё начиналось.
    Со своей старшей дочерью я сидела дома до 3 лёт. В 3,5 года она пошла у нас в государственный садик и тут-то всё началось. Думаю многим знакома ситуация когда вполне здоровый ребёнок,который в течение 3 лет в принципе ни чем не болел - с началом похода в садик начинает болеть каждые две недели без остановки. Эта ситуация знакома многим родителям. В общем болела моя дочка всю зиму-неделю в садике проведёт, потом месяц дома. Мы в свою очередь с мужем заметили что у ребёнка снизился слух и она стала сильно храпеть по ночам. Обратившись к врачу нас направили на рентген с подозрением на аденоиды, и к сожалению подозрения подтвердились. Врач однозначно направлял нас на операцию. Мы с мужем боялись этого до смерти и ещё год прожили в таком состоянии надеясь что может пройдёт и всё обойдётся. Дочь всё время храпела, постоянные сопли, снижение слуха на протяжении всего года и непрекращающиеся болезни и простуды. Проконсультировавшись с множеством врачей, начитавшись огромных медицинских книг, перечитав огромное количество информации в интернете и просто поговорив с людьми у которых детки перенесли эту операцию-мы решились на этот шаг -сделать ребёнку операцию по удалению аденоидов.

    Перед операцией

    За неделю до операции нас пригласили в больницу на осмотр к врачу. Сама операция проходила в Израиле (для тех кто не знает я живу тут).Врач осмотрел ребёнка, посмотрел все анализы, которые перед операцией нас попросили пройти и разъяснил все что касается операции. Нами было задано ему куча вопросов.
    Родители не стесняйтесь у врача спрашивать все интересующие вопросы по поводу операции. Не бойтесь переспросить сто раз и пусть на вас смотрят, как не знаю на кого. Всё же идёт речь о вашем ребёнке и его здоровье. Самым большим страхом родителей перед операцией-это страх перед наркозом. Потому что никто не знает как отреагирует детский организм на анестезию,как ребёнок выйдет из наркоза, как будет себя чувствовать. Небольшой список вопросов которые нужно задавать врачам перед операцией.
    1. Спрашивайте кто будет делать операцию. Какой врач, какой у него стаж,сколько таких операций он провёл.
    2. Как будет происходить операция, какими инструментами будут делать операцию.
    3. Сколько времени будет длиться операция.
    4. Сколько времени ребёнок будет находиться под наркозом.
    5. Как делают наркоз? Будет это маска или же делают наркоз в вену.
    6. Как ребёнок будет себя чувствовать после операции. Будет ли болеть у него место которое подверглось оперативному вмешательству.
    Спрашивайте всё что вас интересует. И как говорится "Кто уведомлён,тот вооружен".

    Что можно и что нельзя перед операцией

    Потом нам назначили день операции и время,и дали краткие инструкции что можно перед операцией и что нельзя. Это касается операции по удалению аденоидов. Смотря какая операция-такие и предписания перед её прохождением. У нас были такие.

    За 12 часов до операции нельзя есть,но можно пить. Желательно конечно же пить обычную воду. За 2 часа до операции нельзя даже и пить. Конечно тяжеловато встать утром и объяснить ребёнку что ему нельзя позавтракать и даже чаю попить. Мы с нашим папой в знак поддержки дочери - тоже не стали завтракать и пить чай. Чтоб ей немного легче было это перенести. Детям довольно трудно объяснить что им нельзя ничего кушать и пить.

    Подготовка ребёнка перед операцией

    Как объяснить ребенку после операции, что не нужно бояться врачей
    Мы с мужем решили подойти к этому вопросу очень серьёзно. С самого начала нами было принято решение что ребёнок должен знать что ему предстоит пройти операцию. Естественно на протяжении этих 2 лет ребёнок знал что у него есть какая-то проблему в носу и в ушах. Мы рассказывали что у неё есть аденоид - она в свою очередь спрашивала что это такое. Мы объясняли ей это так-что у неё в носу есть ненужный кусочек мяса, который нужно убрать чтоб не мешал ей хорошо дышать носиком, и что он влияет на её слух и из-за него она плохо слышит. Дети многие вещи переводят в игру-так по поводу аденоида она говорила мне - "Мама мне уберут аденоид - мы будем в порядке, а он нет и всё это ещё говорилось таким сюсюкающим голоском. Короче смех да и только.
    Чем ближе приближался день операции естественно у нас в доме всё больше говорили об этой операции. И конечно же сама дочка спрашивала что ей будут делать и как,мы всё рассказывали ей в сотый раз. Сама она эту операцию называла осмотр у врача. Мы объяснили что пока её будут «осматривать» она будет спать. Конечно же было много вопросов- "А зачем мне спать утром?" и т. п.
    Ребёнку нужно и важно рассказать что ему предстоит операция, а не скрывать ситуация в которой он находится.
    Расскажите ребёнку зачем ему делают операцию, как он будет себя прекрасно чувствовать после операции,как улучшиться его состояние и настроение, расскажите ребёнку все плюсы,которые ожидают его после операции. Часто дети не до конца представляют что их ожидает и переводят ситуацию в игру. А нам родителям в свою очередь не стоит показывать нашим детям, как мы на самом деле всего этого боимся, потому что дети отлично чувствуют своих родителей и видят когда мы боимся. Если родитель будет всё время нервничать и говорить "Ой,как я переживаю", "Ой,как я боюсь", то естественно и ребёнку будет страшно и передастся его настроение.

    После операции: ребёнок после наркоза

    После операции, когда ребёнок просыпается после наркоза-он чаще всего не понимает где он находиться, и что с ним произошло. Важно в тот момент когда ребёнок откроет глаза-чтоб он увидел родные ему лица-мамы и папы. В больнице наблюдала такую ситуацию, когда ребёнок очнулся после операции, а мама куда-то отошла. Можете представить состояние этого ребёнка-он орал на всю больницу и потом долго не мог успокоиться даже когда мама уже пришла.
    Выход из наркоза может сопровождаться болями,тошнотой, температурой. В нашем случае у дочки сильно болело горло, и был сильный хрипящий кашель. Медсестра предложила нам выпить обезболивающее.

    Ребёнок после наркоза находиться в сонном состоянии, он может 5 минут спать и просыпаться с криками боли,потом может опять засыпать, и снова кричать что у него болит. Успокаивайте вашего ребёнка, говорите ему тёплые слова, поглаживайте его. Хорошим ходом будет купить ребёнку небольшую игрушку, которую он сможет обнять или взять из дому любимую игрушку,которая бы помогала ребёнку преодолеть весь процесс госпитализации. Мы с мужем решили что купим какую-то игрушку в больнице, благо в больнице оказался магазин с игрушками-думаю предназначенный для таких случаев. Мы купили розового медвежонка мягкого-которого дочка через 10 минут после того как очнулась после наркоза-обняла и не отпускает до сих пор. Вот он.

    Так он ей понравился, что даже дома у нас была первое время война между старшей дочерью и младшей.
    Через часик другой наш ребёнок отошел от наркоза и ей захотелось кушать. И врач разрешил нам немного покушать. Всё конечно же индивидуально и очень важно слушаться предписаний врача по поводу всего связанного с операцией.
    Через 4 часа после операции нам разрешили поехать домой. Но наказали строго настрого смотреть чтоб не было кровотечения. По поводу предписаний после операции,если кому-то интересно напишите в комментариях я напишу.

    Заключение
    Вот так прошла наша операция,с которой ушло множество проблем,страхов и переживаний.
    В данный момент у ребёнка возобновился слух, ушли ночные храпения, постоянная заложенность носа и вечные сопли, вечно открытый рот постоянные переспрашивания.
    Уважаемые родители прежде чем делать ребёнку операцию-подумайте хорошенько,взвесьте все плюсы и минусы предстоящей операции, проконсультируйтесь не с одним врачом,а как минимум с 3-4-мя. Послушайте разные мнения. Поговорите с такими же родителями, которые прошли операцию. Примите правильное решение.И удачи всем и крепкого здоровья.

    P.S.Данная статья написана из личного опыта,и не может быть рассмотрена как руководство к действию.Каждый случай индивидуален,как и каждый ребёнок и его состояние здоровья.

    Подготовка ребенка к операции и анестезии




    Хорошая психологическая подготовка ребенка к операции – один из ключей успешного лечения


    Ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее, если Вы расскажите ему о предстоящей и операции. Ниже мы рассмотрим ключевые моменты, которые Вы должны обговорить с ребенком:

    Расскажите Вашему ребенку, где Вы будете находиться во время операции

    Скажите ребенку, что во время операции Вы будите находиться в комнате ожидания, а после окончания операции в палате пробуждения. Обязательно обсудите с возможность Вашего совместного с ребенком пребывания в предоперационной палате (или операционной) до момента, когда Ваш ребенок заснёт.

    Если планируется выполнение небольшого оперативного вмешательства, предполагающего выписку из больницы в день операции, то сообщите об этом своему ребенку.

    Информация, которую Вы должны рассказать ребенку должны соответствовать его возрасту и уровню его развития

    Для детей младшего возраста будет лучше, если Вы сообщите меньше информации. Это, конечно же, не означает, что Вы должны ничего говорить своему ребенку. Постарайтесь дать только ту информацию, которая будет понятна, полезна и безопасна. Если Вы будете давать своему маленькому ребенку подробнейшую информацию о том, что будет происходить во время анестезии и операции, то это может только усилить его страхи и беспокойства. Скажите ребенку что-то наподобие этого: «Специальный доктор даст тебе лекарство, вызывающее крепкий сон, во время которого ты не будешь слышать, что происходит на операции».

    Как правило, все специальные анестезиологические приспособления («капельница», «дыхательная трубка», аппаратура для мониторинга) присоединяются к ребенку после засыпания, поэтому не стоит рассказывать ребенку про эти моменты .

    В большинстве случаев введение ребенка в наркоз осуществляется при помощи , которые подаются через лицевую маску. Будет правильным рассказать ребенку про это. Сообщите Вашему ребенку, что специальный врач будет делать ему ингаляцию лекарства через масочку. Обговорите с анестезиологом о возможности Вашего ребенка поиграть с лицевой маской до операции. Игру можно назвать «Космонавт». Хорошо, если ребенок подержит маску в руках, попробует сам преподнести её к лицу и подышать через неё. Все эти действие позволят преодолеть страх, который обычно одолевает неподготовленного ребенка, когда к его лицу в операционной анестезиолог подносит маску.

    Если ребенок Ваш более старшего возраста, то убедите его в том, что на операции ему не будет больно, так как в это время он будет крепко спать. Скажите ребенку, что проснется он только после того, как операция закончится.

    Избегайте непонятных и неоднозначных слов и выражений, которые могут только усилить страх

    К примеру, не нужно говорить «тебе дадут газ, чтобы ты заснул» или «тебя усыпят» и др. Это может сильно напугать детей из-за возникновения неверных ассоциаций. Так, слова «газ» может отождествляться с веществом, которое используют для убийства, а слова «усыпят» может ассоциироваться со способом, при помощи которого Ваши соседи избавились от своей кошки или собаки.

    Не пугайте ребенка. Не говорите ему, что, если он будет плохо себя вести, то его привяжут к столу или сделают болезненный укол.

    Отвечайте на вопросы ребенка честно

    Если Вы не знаете ответа на заданный Вам ребенком вопрос, то скажите ему об этом. Успокойте ребенка, скажите, что Вы обязательно спросите этот вопрос у врача и потом сообщите ребенку его ответ.

    Объясните ребенку, что после операции он может чувствовать некоторую боль и дискомфорт

    Скажите ребенку, что если его будет беспокоить боль, то он должен обязательно сообщить об этом врачу, который даст лекарство и всё сразу станет хорошо. Важно, чтобы дети поняли, что им не нужно после операции играть в героев, ходить со «счастливым» лицом и скрывать свои беспокойства. Объясните ребенку, что правильно сказать доктору о своих жалобах и переживаниях, доктор обязательно их выслушает и даст необходимое лекарство, которое облегчит состояние.

    Объясните, что это вполне нормально чувствовать себя после операции немного странно

    Скажите, что все люди могут испытывать разные ощущения. Так, после наркоза может появиться чувство растерянности, испуга, грусти, опьянения или тошноты. Все эти ощущения вполне нормальны после проведенной анестезии. Сообщите ребенку, что после анестезии и операции он может чувствовать себя не совсем здоровым, что в этом нет ничего странного, и, что Вы будите постоянно находиться вместе с ним.

    Информация, которую Вы сообщаете своему ребенку, должна полностью соответствовать информации, предоставленной Вашим анестезиологом

    Если во время предстоящей анестезии ребенок заподозрит, будто что-то происходит не так, как Вы рассказывали, то это может вызвать у него сильное волнение и беспокойство.

    Скажите ребенку, что отсутствие воспоминаний об операции является обычным и нормальным явлением

    Отсутствие воспоминаний о прошедшей операции – один из важных аспектов современной анестезиологии.

    Всегда оставайтесь спокойными

    Когда Вы обсуждаете с ребенком больницу или операцию, то постарайтесь всегда оставаться спокойными. Ваш голос, мимика, жесты и телодвижения должны внушать ребенку спокойствие и уверенность, что всё будет хорошо. Если у Вас появятся какие-либо опасения, то это, скорее всего, очень сильно напугает и Вашего ребенка. Очень важно при общении с ребенком не быть эмоциональным и ни в коем случае не плакать. Если же Вы хотите выразить свои эмоции, то постарайтесь выйти из комнаты, чтобы ребенок не видел Вас в это время.


    Диагностические и лечебные мероприятия в у детей имеют цель - обеспечить благополучный исход оперативного вмешательства. В предоперационном периоде определяют степень нарушений, вызванных основным заболеванием, исследуют функцию важнейших органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной). В одних случаях для получения указанных сведений достаточно обычного врачебного осмотра и общепринятых анализов крови, мочи, грудной клетки, например при паховой грыже, крипторхизме (см.), (см.) и пр. При других заболеваниях необходимы дополнительные исследования [ , (см.), контрастное и пр.], например при болезни Гиршспрунга, бронхоэктазах и др.

    Предоперационная подготовка в случаях экстренных оперативных вмешательств должна быть краткой и направлена на устранение расстройств, угрожающих жизни и препятствующих выполнению операции.

    Во всех случаях необходимо устрашив гипертермию, что достигается применением физических методов охлаждения (вентилятор, пузыри со льдом на области магистральных сосудов, влажные обертывания) и медикаментозных средств (введение внутримышечно 1 % раствора - 0,5 мл на 1 кг веса и 50% раствора анальгина - 0,1 мл на 1 год жизни). При выраженной интоксикации и обезвоживании (например, при , кишечной непроходимости) с целью дезинтоксикации и перед операцией вводят внутривенно капельно плазму, раствор Рингера; для восполнения энергетических ресурсов переливают 10% раствор глюкозы с инсулином (1 ЕД инсулина на 4 г сухой глюкозы). По показаниям назначают сердечные средства, кислород, . В случаях шока, обусловленного механической травмой или ожогом, к операции приступают лишь после выведения больного из состояния шока с помощью гемотрансфузии (переливания крови), введения жидкости, применения обезболивающих и сердечных средств, кислородной терапии.

    Перед экстренным оперативным вмешательством, выполняемым под наркозом, во избежание рвоты и аспирации рвотных масс необходимо опорожнить желудок через зонд, аспирировать (отсосать) слизь из верхних дыхательных путей. Непосредственно перед операцией ребенка заставляют помочиться или спускают мочу катетером.

    Перед плановыми операциями по поводу заболеваний и предоперационная подготовка включает общеукрепляющие мероприятия: рациональное питание, витаминотерапию, по показаниям проводят , плазмы. Кроме того, проводится, терапия, направленная на максимально возможное уменьшение расстройств, вызванных заболеванием. Например, при болезни Гиршспрунга с помощью повторных сифонных клизм добиваются снижения каловой интоксикации, обусловленной хроническими запорами. При бронхоэктазах перед операцией стремятся к максимальному освобождению бронхов от мокроты и уменьшению воспалительных изменений в бронхах (ЛФК, ингаляции с антибиотиками и щелочными растворами, отхаркивающие средства, лечебные и пр.). При гидронефрозе (см.) в случаях, осложненных (см.), перед операцией проводят курс антибактериальной терапии с применением сульфаниламидов, нитрофурана. В ряде случаев в порядке предоперационной подготовки проводят паллиативные вмешательства, обеспечивающие лучшие условия выполнения радикальной операции (например, гастростомия при рубцовой непроходимости , каловый при тяжелых, не поддающихся консервативному лечению запорах и пр.).

    В день операции детей не кормят, накануне - гигиеническая ванна и очистительная клизма.

    Подготовка к операции имеет свои особенности, связанные с изменчивостью температурной реакции, низкой , пониженной сопротивляемостью инфекции. Новорожденного помещают в кувез (см.) с температурой 24-26°, где поддерживается высокая влажность и подается кислород. Перед операцией назначают викасол внутримышечно - 0,3% раствор по 0.2 мл 3 раза в день.

    Предоперационный период у детей . В целях сокращения пребывания ребенка в стационаре (опасность внутрибольничной инфекции) подготовку и обследование начинают в поликлинике.

    При поступлении ребенка в стационар врач тщательно осматривает его кожу и слизистые оболочки в целях раннего выявления различных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, ветряная оспа, гепатит и др.). Особое внимание обращают на хронические очаги инфекции (тонзиллит, кариозные зубы, пиодермия), являющиеся противопоказанием к плановой операции. При обезвоживании, токсикозе, анемии, гипопротеинемии, нарушении свертываемости крови и др. в подготовку включают соответствующие мероприятия. В срочных случаях (например, кровотечение, асфиксия новорожденного при атрезии хоан, диафрагмальной грыже и др.) операцию проводят без подготовки. Подготовка бывает интенсивной, но непродолжительной (например, при перитоните) и длительной (при болезни Гиршспрунга, бронхоэктатической болезни и др.).

    Нарушения водно-солевого обмена устраняют посредством капельных или одномоментных вливаний изотонического раствора хлорида натрия. Чем ребенок младше, тем большую опасность представляют одномоментные вливания, которые проводят медленно, не превышая 25% суточной дозы. Для ликвидации анемии производят переливание крови, причем у детей преимущество отдают прямому переливанию или переливанию свежецитратной крови; иногда целесообразно переливать отдельные ингредиенты (эритроцитную массу, тромбоцитную массу, плазму и др.).

    Пневмония является временным противопоказанием к операции и требует интенсивного лечения. Температуру свыше 38,5" во избежание тяжелых реакций на наркоз и операционную травму необходимо снизить до операции. Для этого, сочетают методы гипотермии физические (охлаждение тела, промывание желудка и клизмы холодной водой, пузыри со льдом на паховые области) и медикаментозные (внутримышечные инъекции 1% раствора амидопирина, нейроплегических средств).

    Шок ликвидируют комплексными мерами с учетом основного фактора шоковой реакции. Обеспечивают адекватную легочную вентиляцию. По показаниям проводят интубацию, трахеостомию и искусственное дыхание. Нормализуют кровяное давление путем гемотрансфузии, вазо- и кардиотоническими средствами. Проводят общее и местное обезболивание (поверхностный наркоз, местная, проводниковая анестезия, блокады - ваго-симпатическая, поясничная, пресакральная). При острой интоксикации, связанной с гнойно-воспалительным очагом или инфекционно-токсическим состоянием, проводят до операции лечение антибиотиками и сульфаниламидами, учитывая необходимость создать высокую концентрацию антибактериального вещества в очаге поражения (их вводят внутриартериально, внутривенно, в костномозговой канал и др.). Перед плановыми «чистыми» операциями применение антибиотиков ограничивают строгими показаниями (перед операцией на толстом кишечнике).

    Непосредственная подготовка к операции заключается в очистительной клизме, гигиенической ванне. В день операции ребенка не кормят; грудным детям за 3 часа до вмешательства дают 100-120 мл 5% раствора глюкозы. Перед экстренной операцией обязательно очищение желудка путем введения зонда или промывания во избежание регургитации, рвоты во время наркоза и аспирации пищевых масс.

    Новорожденного ребенка готовят к операции в роддоме сразу по установлении диагноза. Прекращают кормление, вводят витамин К в дозе 2,5 мг в сутки, при рвоте вставляют постоянный желудочный зонд. Назначают оксигенотерапию (концентрация кислорода не более 30%). Ребенка укладывают в кювез или обкладывают грелками, предупреждая охлаждение. По показаниям (при атрезии пищевода, диафрагмальной грыже) ребенку придают положение полусидячее или на боку, периодически отсасывают слизь из пищевода, носоглотки и трахеи.

    При подготовке к операции детей старшего возраста учитывают их нервно-психический статус, отношение к предстоящему вмешательству. Особо возбудимые, нервные дети нуждаются в психологической и медикаментозной подготовке. Дети, настроенные негативно, остро боящиеся вмешательства и не поддающиеся суггестивной терапии, подлежат выписке на некоторое время домой, если операция назначена в плановом порядке.

    Премедикация назначается врачом-анестезиологом. Для премедикации у детей часто используют холинолитики (атропин, метацин) и анальгетики (промедол, омнопон). Морфин у детей применять нецелесообразно из-за выраженных побочных эффектов (тошнота, рвота, угнетение дыхания). Холинолитики и анальгетики вводят за 45 мин. до операции под кожу, за 30 мин.- внутримышечно, за 5 мин. до операции - внутривенно.

    Беспокойным, невропатичным детям назначают за 1-3 дня до операции 2 раза в сутки мепротан (андаксин), триоксазин, обливон и др.

    По специальным показаниям используют антигистаминные препараты (дипразин, супрастин, димедрол и т. п.), значительно улучшающие течение анестезии благодаря выраженному седативному противошоковому и противоаллергическому действию. Применение их целесообразно при травматических операциях, исследованиях с использованием контрастных веществ, а также у детей, страдающих аллергическими заболеваниями. Антигистаминные препараты вводят внутримышечно за 90 мин. до наркоза. Дозировка - см. таблицу.

    Дозировка веществ, используемых для премедикации у детей
    Возраст Доза препаратов, в мг
    атропин, метацин промедол, омнопон дипразин мепротан
    Новорожденные 0,05 0,5 2-3 -
    1-6 мес 0,1-0,15 0,5-1,0 5 -
    6-12 мес 0,1-0,2 0,7-1,0 10 -
    1-3 года 0,1-0,3 1,0-3,0 15-20 25-50
    3-6 лет 0,4-0,5 4,0-6,0 25-30 75-100
    6-10 лет 0,5-0,7 7,0-9,0 35-40 150-200
    11-14 лет 0,7-0,8 10,0-15,0 45-60 250-300

    После введения препаратов с целью премедикации, особенно антигистаминных веществ, ребенка укладывают в постель и транспортируют в горизонтальном положении.

    Дозировка веществ, используемых в премедикации, не должна быть стандартной. Более крупные, здоровые дети получают увеличенные, а слабые - уменьшенные дозы (примерно на 1/3). Если премедикация оказывается недостаточной (ребенок возбужден, плачет, саливация не уменьшена), в наркозной комнате или операционной ему внутривенно вводят дополнительно половину возрастной дозы атропина и промедола.