Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ффнр. занятие. звук и буква э. План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема : «В гостях у звука [Э]».

Задачи:

    познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;

    развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

    закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;

    упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;

    воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование : касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.

Ход

I . Организационный момент.

(На столе разложены игрушки )

Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)

- Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.

II . Вступительная часть.

Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )

Чем отличаются звуки от букв?

Какими бывают звуки?

Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Какие звуки называют согласными?

Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)

Игровое упражнение «Назови парный звук»

Цель: закрепить знание парных согласных звуков.

Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.

Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т

III . Основная часть.

1.Знакомство с новым звуком.

Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:

Эрик с дедушкой гуляли в лесу.

Эрик громко крикнул: «э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».

- Кто там кричит? - спросил Эрик.

- Это эхо,- сказал дедушка.

Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)

А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)

Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э] .

Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)

Почему вы так думаете?

2.Артикуляция звука [Э].

Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.

Как повторял Язычок? (Дети повторяют звук [Э] .)

3.Игровое упражнение «Услышь звук»

Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.

Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].

(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)

4.Знакомство с буквой Э.

Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):

Э

Это - Э:

С открытым ртом

И большущим языком.

(Г. Юдин)

5. Написание буквы в воздухе .
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,

Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»

На работу им пора..
Методические указания: Разгибаем пальчики, начиная с большого

Расставить пальчики пошире

Произвольно пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли .
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).

Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

Конверт 1, задание 1.

Игровое упражнение «Составь картинку»

Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.

Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.

Конверт 2, задание 2.

Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».

Цель : развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.

Ход : В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.

Бабочка

Экран

Гроза

Эскимос

Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).

Конверт3, задание 3.

Работа в разрезных азбуках.

1. На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?., (эскимо)

Звуков 6, букв 6.

2. В тёмном бору, за любою сосною

Прячется дивное диво лесное

Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,

Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)

Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.

Звуков 3, букв 3.

Конверт 4, задание 4.

Игровое задание «Подели на слоги».

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Ход: В-ль раздаёт индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.

Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.

III . Итог.

Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?

Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.

Рефлексия:

    дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат

    дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат

    дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.


Цели:
- правильное произношение звука Э в слогах, словах и предложениях;
- знакомство с буквой Э»
- упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры;
- развивать звуко – буквенный анализ;

Скачать конспект
- учить детей печатать букву Э;
- находить правильный образ буквы Э среди других, конструировать из элементов;
- закреплять умение делать анализ предложения;
- уточнять и расширять словарь.
Оборудование:
- предметные картинки, в названиях которых присутствует звук Э;
- макет поезда тремя вагонами (с двумя, тремя, четырьмя окошками); наборы для
составления схем; схема предложения; веревочки разной длины; образец
написания буквы Э; «чудо – дерево» с буквами; разрезные азбуки; тетради;
карточки с написанными буквами Э,карандаши.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет гласные звуки.
- Вспомните слова в которых гласный звук находится в начале слова.

II. Развитие артикуляционной моторики.
для губ:
«Трубочка»;
«Бублик»;
«Заборчик»;
«Заборчик – Трубочка»;
для языка:
«Лопатка»;
«Иголочка»;
«Чашечка»;

III. Работа по развитию дыхания и голоса.
«Пионы». Понюхаем цветущие пионы: вдох через нос – выдох через нос;
вдох через нос – выдох через рот.
Голосовые упражнения: протяжно пропеть звуки: а –а –а, о –о – о, у –у – у,
и – и – и.

IV. Знакомство со звуком Э.
1. Выделение звука Э из слов.
- К нам в гости пришла медведица, ее зовут Эмма.
- Произнесите это слово.
- Какой первый звук вы слышите?
2. Произнесение звука Э хором и индивидуально.
3. Уточнение артикуляции и характеристика звука Э (гласный звук, обозначаем
красной фишкой)

V. Автоматизация звука Э в слогах.
1. Повторение слогов: гдэ – бдэ – птэ – ктэ, птэ – бдэ – гдэ – ктэ.
2. Звуковой анализ и синтез слогов ЭК, КЭ.
Игра « Живые звуки». Дети произносят слоги поочередно, проводят звуковой анализ: называют первый звук, второй звук; после этого двое детей выбирают каким звуком будут и становятся в правильной последовательности, каждый называя свой звук; остальные дети проверяют правильность

VI. Автоматизация звука Э в словах.
1.- Послушайте слова и повторите: ЭЙ, ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭДИК, ЭЛЛА, ЭЛЬЗА.
- Какой первый звук в каждом слове?
2.–Назовите картинки, которые выставлены на доске: ЭКРАН, ЭКСКАВАТОР, ЭКСКУРСОВОД, ЭСКАЛАТОР, ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, ЭКЛЕР,ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭЛЕКТРОВОЗ. (Логопед помогает назвать незнакомые слова).
- Какой первый звука в каждом слове?
3.-Деление слов на слоги.
Игра «Поезд». Картинки распределяются по вагонам в соответствии с количеством слогов в слове (предварительно отхлопав каждое слово)
ЭКРАН, ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭКСКАВАТОР.

VII. Физкультминутка.
Игра «Запретное движение».
- Дети,сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять, но «запретными движением» будет команда «руки вниз». (Руки на пояс, вверх, вниз, к плечам, вниз, присели, помахали, руки на голову, вниз и т.д.). Выигрывает самый внимательный.

VIII. Знакомство с буквой Э.
- Поможем медведицы Эмме подготовиться к школе, познакомим ее с новой буквой Э.
Логопед показывает образ буквы на картинке и читает стих:
«Это – Э с открытым ртом и большущим языком».

IX. Письмо буквы Э пальцем в воздухе, конструирование из веревочек.

X. Печатание буквы Э в тетрадях по точкам.

XI. Найти правильные буквы Э, обвести их красным карандашом (карточки лежат на столах у каждого ребенка).

XII. Найти букву Э на «Чудо – дереве» (сосчитать).

XIII. Звуко – буквенный анализ слова ЭХО.
1. Звуковой анализ слова, выкладывание схемы. (Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах)
2. Составление слова из букв разрезной азбуки.

XIV. Составление предложения со словом ЭХО по предложенной схеме.

ДЕТИ СЛЫШАЛИ ЭХО.

XV. Итог занятия и оценка деятельности детей.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику звука Э.
- Какие слова запомнили со звуком Э.

ТЕМА НОД «ЗВУК [Э]»

Цели

Коррекционно-образовательные:

Знакомство со звуком и буквой Э;

Выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;

Анализ ряда гласных типа ЭУА;

Чтение ряда гласных;

Образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

Правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;

Расширение словарного запаса по теме «Осень»;

Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Оборудование: предметные картинки, картина «Осень в лесу», материал для анализа, доска, маркеры, буквы.

Ход НОД

1.Орг. момент

Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У)

2. Повторение

Что такое звук?

Какие звуки мы знаем?

Какие это звуки? Почему?

д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)

Как догадались?

Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ

3. Знакомство со звуком [Э]

Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.

Какой звук я сказала?

Произнесите этот звук хором, по одному.

Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?

Этот звук есть в словах:

Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия

Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод

Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи

Д/игра «Эхо»

1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.

Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»

А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…

Д/игра «Найди и назови»

Дети получают задание найти среди окружающего предметы на заданный звук ([У]: утюг, утка, угол; [Э]: этажерка, экран, электричество, эстамп; [И]: игрушки, игры, инструменты; [А]: абажур, апельсин, автомобиль, алфавит.

4. Беседа по картине «Осень». Образование сущ-х мн. числа.

Дерево-деревья, ствол-стволы, пень-пни, белка-белки, лист-листья, трава-травы, гриб-грибы, берлога-берлоги, птица-птицы, заяц-зайцы, еж-ежи…

б) подобрать слова-действия:

ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…

деревья: растут, качаются, желтеют…

листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…

в) д/игра «Назови ласково»

ветер-ветерок, дерево-деревце, лист-листок, белка-белочка, трава-травка…

5. Связная речь. Пересказ рассказа «Осень в лесу»

После знойного лета наступила осень. Стало холоднее. Птицы улетают в теплые края. Часто моросят дожди. Земля покрыта разноцветными листьями. Белки, ежи и мыши запасают себе корм на зиму. Медведь ищет место для берлоги.. Заяц меняет шубу. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Это время года называют грустным.

6. Буква Э.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

7. чтение АУЭ, ЭИУ, УИА, УЭА…

8.Итог

Какой звук учили?

Какой это звук?

Назвать слова на этот звук.

Назвать имена на этот звук (Элла, Эдик, Эмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации "Звук и буква Э,Ю,Я"

Презентации предназначены для работы воспитателям и логопедам ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Звукобуквенный анализ «Звук и буква Э».

Цели и задачи : познакомить детей со звуком и буквой э; учить соотнесению звука c буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э; формировать знания норм орфографии; тренировать в составлении предложений с использованием глаголов совершенного вида.

Оборудование: логопедические альбомы, презентация занятия, проектор, ноутбук, индивидуальные зеркала

Ход занятия

I .Организационный момент (слайд 3)

(входят дети, здороваются)

Приветственные слова логопеда слайд 4

1. Закрепление знаний о звуковом составе слова.слайд 5

Логопед Подбери слово к предложенным схемам

Выдели букву Э.

1ист 3литк1 26л1к2

кр3 ги 1рк1 пл3г

к1р1нд1ш к3к3р3з1 к2мн1т1

Ключ к схемам А-1, О-2, У-3

2. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа слайд 6

Составь из первых букв слов-картинок имя девочки. Запиши его по схеме

Логопед. Назовите первый звук в слове Эмма. (Э.) слайд7 Тема занятия - звук и буква Э.слайд8

II Основная часть

1. Произнесение звука Э (работа с зеркалами). Знакомство, с нормой артикуляции. Слайд9

2. Соотнесение звука Э с буквой и символом, необходимым

для обозначения на письме

Логопед Послушайте сказку о букве Э.слайд10

Буква Э недовольна

Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита... Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропусти меня вперед! Но буквы сказали:

Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

3 . Рассматривание стилизованной буквы Э Чтение стихотворения (можно подготовить ученика).

Буква Э с открытым ртом И огромным языком!

Эгей -гей! - крикун кричит. Изо рта язык торчит!

Рассматривание и записывание в тетради прописной и заглавной буквы э слайд 11

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите красный квадрат, если услышите звук Э.

Звуки: а, о, и, э, а, у, э, а, о, э.

Слоги: эп, ин, ат, то, ув, эв, ым, ык, эк.

Слова: Эмма, Алла, Эдик, Оля, Ира, Эльвира.

5. Развитие звукового анализа на уровне слова.

Логопед: Эмма принесла картинки. Рассмотрите их и назовите. Попробуйте объяснить значение каждого слова. Найдите среди картинок те, что обозначают родственные понятия.

Картинки: эскимо, экран, экскаватор, аэропорт, аэродром, эскалатор, эмблема, экскаваторщик, элеватор, электропоезд, электромонтер. Слайд 12

6. Физминутка слайд13

Выполнение движений по тексту (импровизация).

Это - солнце, это

Это - парта, это - Я!

7. Развитие норм орфографии. Слайд14

Логопед: Проговорите для Эммы названия картинок по слогам и запишите их (запись на доске). Укажите наличие и место звука Э. Проверка слайд15

8. Обогащение словаря слайд 16

Логопед: Рассмотрите и назовите картинки. Запишите их названия, выделите звук Э.

(Если дети затрудняются в назывании слов, логопед предлагает им несколько вариантов на выбор. Если помощь используется неверно, то логопед сам объясняет значение данного слова.)

Картинки эскимос, этажерка, экскурсия, экран, электровоз, эскимо. Проверка по «щелчку»

9. Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида слайд 17

Логопед: Составьте предложения из наборов слов.

дворе, стоит, во, экскаватор.

дети, экскурсию, поехали, на.

Эмма, эскимо, вкусное, купила

Проверка по «щелчку»

III. Итог занятия

Произнесение, характеристика звука Э. слайд 18 Припоминание и придумывание слов на звук Э.

Спасибо за урок слайд 19

Вспомнить картинки, в названии которых есть звуки Г, К.

2. Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. «Рыбка».

  1. Развитие общей моторики.
  1. Развитие мелкой моторики. «Акула».
  1. Массаж лица.

По общим правилам.

  1. Развитие мимических мышц:

Нахмурить брови;

Подмигнуть;

Втянуть щеки в рот.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

Для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз:

Рассердился язычок,

Крепко стиснул кулачок.

Разбежался сильно он,

Дверь открыл и вышел вон!

Для губ: губы – «художники» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у – ы).

Для языка: « язык лопаткой», «иголкой», «горбиком», «чашечкой»; выполнение действий по тексту

Посмотри направо,

Посмотри налево,

Посмотри вниз на дорожку – нет ли луж.

Ничего не нашел, домой пришел.

- «Ныряльщики». Дети «превращаются» в «ныряльщиков». Логопед «Сейчас мы спустимся под воду. Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») – 2 раза.

8. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э.

2. Акустико – артикуляционный образ звука.

Изолированное произношение звука Э – хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно – вибрационного и акустического контроля.

Характеристика звука.

Звук Э – гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды), обозначается красным цветом.

3. Развитие фонематического слуха.

Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.

4. Связь звука и буквы.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.

  1. Автоматизация звука в слогах.

Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК, КЭ.

Составление их из букв разрезной азбуки, печатание в тетрадях.

  1. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

А) - Подберите имена детей, которые начинаются со звука Э.

(Эдик, Эмма, Эля.)

Б) Назовите картинки, которые выставлены на доске. Деление на слоги слов сложной слоговой структуры (Эскалатор, эскадрилья, экскаватор, эскадрон, электричество). Запись графической схемы.

В) Звуковой анализ слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной азбуки.

Г) Составление предложения со словом Эдик по предложенной схеме:

__________ __________ _________ .

Эдик видит эскимо.

Д) Составление этого предложения из букв разрезной азбуки.

Выделение слов со звуком Э из стихотворения.

Электричество в домах,

Свет горит на этажах,

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

  1. Физкультминутка. Игра « Запретное движение».
  2. Упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи.

Рассматривание картины с изображением рыбы. Название частей тела рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Логопед говорит детям, что тело большинства рыб покрыто чешуей и что рыбы живут в воде.

Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище» (образование притяжательных прилагательных).

У щуки: У акулы:

Голова – щучья голова – акулья

Хвост – щучий хвост - акулий

Туловище –щучье плавник - акулий

Плавник – щучий туловище – акулье

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку. Где живут рыбы?

Чем покрыто их тело?