Международная федерация йоги патанджали. Рамешварам, храмы — священный город бога Рамы, Индия

РАМА РАМА

(др.-инд. Râma, «тёмный»), Рамачандра , в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Р. были царь Айодхьи Дашаратха и его жена Каусалья. Предком Р. считается Рагху, легендарный царь Солнечной династии; поэтому Р. часто именуют Рагхава («потомок Рагху»). Когда Р. стал юношей, он женился на царевне из Видехи - Сите, пройдя ради Ситы через брачное испытание и сломав на нём лук Шивы, который до него не мог даже согнуть ни один из претендентов на руку царевны. Дашаратха решил провозгласить Р. своим наследником. Однако его вторая жена Кайкейи, которой некогда Дашаратха обещал выполнить два её желания, потребовала от него, чтобы он на 14 лет изгнал Р. из Айодхьи, а наследником сделал её сына - Бхарату. Вместе с Рамой в изгнание уходят его сводный брат Лакшмана и Сита, а Дашаратха вскоре умирает, не перенеся разлуки с любимым сыном. Ведя отшельническую жизнь в лесу, Р. и Лакшмана совершают многие подвиги и убивают несколько могучих ракшасов, вызвав этим гнев Раваны. Равана похищает Ситу и уносит её на колеснице по воздуху в свою столицу на остров Ланка.
После долгих и бесплодных поисков Ситы Р. заключает союз с царём обезьян Сугривой. Мудрый советник Сугривы Хануман проникает на Ланку и обнаруживает там Ситу. Он сообщает об этом Р., и Р., возглавив войско обезьян и медведей, строит мост через океан и осаждает Ланку. В последовавшей битве Р. и Лакшмана убивают военачальников ракшасов, а в заключительном поединке Р. побеждает десятиголового Равану. Освободив Ситу, Р. возвращается с ней в Айодхью, и Бхарата добровольно уступает ему царство. В седьмой книге «Рамаяны» рассказано о завершении жизни Р.: в Айодхье, послушный ропоту подданных, обвиняющих Ситу в неверности, Р. изгоняет её в лес; Сита находит себе убежище в обители аскета Вальмики. Р. находит там своих сыновей Кушу и Лаву, призывает к себе Ситу, но Ситу по её просьбе поглощает мать-земля, и супругам было суждено соединиться лишь на небе.
В качестве аватары Вишну Р. представлен только в поздних, первой и седьмой, книгах «Рамаяны», которая окончательно сложилась в устной традиции приблизительно к 3 в. н. э. В остальных книгах поэмы, а также в «Дашаратха-джатаке» буддийского канона «Типитаки», где впервые изложена часть сказания о Р., Р. - ещё смертный, хотя и богоравный герой. Но начиная с 11 в. культ Р. становится одним из двух (наряду с кришнаизмом) важнейших культов индуизма. В североиндийском вишнуизме имя Р. служит обозначением высшего божества и Р. рассматривается как единственное и всеобъемлющее воплощение творческого начала абсолюта, высшей объективной реальности - Брахмана.
Как верховное божество трактуется Р. и в классической эпической поэме на языке хинди «Рамачаритаманасе» («Море деяний Рамы») Тулсидаса. «Рамаяна» неоднократно перелагалась на все новоиндийские языки. Из Индии сказание о Р. проникло во многие страны Азии; известны его яванские, малайские, кампучийские, сиамские, тибетские, монгольские, китайские и другие версии. Одновременно сюжеты, связанные с жизнью и подвигами Р., нашли широкое отражение в изобразительном искусстве Южной и Юго-Восточной Азии: храмы Кайласанатхи в Эллоре близ Бомбея (8 в.), Прамбанана на Яве (9 в.), Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома в Кампучии (12-13 вв.), могольская миниатюра 16-17 вв. Основными культовыми центрами рамаизма являются в Индии город Ауд вблизи Файзабада (где некогда, по преданию, располагалась Айодхья - столица царства Рамы), Битхур (место обители Вальмики, где жила Сита и родились Куша и Лава), гора Читракут, Нашик в верхнем течении реки Годавари, Рамешварам (крайняя южная точка Индостана, откуда Рама, по преданию, переправлялся на Ланку), Сита-Элийя на Ланке (место заточения Ситы в плену у Раваны) и др. В Северной Индии начало празднества «дасахра» (в конце сентября каждого года) ознаменовывается представлением рамлилы - народной драмы на сюжет «Рамаяны».
Лит.: Тулси Дас, Рамаяна или Рамача-ритаманаса, пер. с инд., М.-Л., 1948; Махабхарата. Рамаяна, пер. с санскрита, М., 1974;
Рамаяна. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина, М., 1966; Гринцер П. А., «Махабхарата» и «Рамаяна», М., 1970; его же, Древнеиндийский эпос. Генезис и типология, М., 1974; Jacobi Н., Das Râmâyana. Geschichte und Inhalt, Bonn, 1893; Stutterhetm W., Râma-Legenden und Râma-Reliefs in Indonesien, Munch., ; , Der Kampf der Götter und Dämonen, , 1962; Gonda J., Viljnuiem and Sivaism. A comparison, L., 1970; Jaiswal S., The origin and development of Vaisnavism, Delhi, 1967.
П. А. Гринцер.


(Источник: «Мифы народов мира».)

VI в.
Деогарх.
Храм Дасаватара.


Синонимы :

Смотреть что такое "РАМА" в других словарях:

    Монкут พระบาทสมเด็จพระจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    РАМА, рамы, жен. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки в него чего нибудь или для обрамления чего нибудь. Оконная рама. Дверная рама. Позолоченная рама картины. 2. Название многих технических… … Толковый словарь Ушакова

    Буддха Лоетла Нафалай พระบาทสมเด็จพระพุทธเลิศหล้านภาลัย … Википедия

    Чулалонгкорн พระบาทสมเด็จพระจุลจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    Вачиравудх พระบาทสมเด็จพระรามาธิบดีศรีสินทรมหาวชิราวุธฯ พระมงกุฎเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    1) одно из воплощении индийского бога Вишну; 2) ободок, ограничение; основа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РАМА Седьмое воплощение Вишну, по инд. мифологии. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рама - Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама в древнеиндийском эпосе “Рамаяна” и “Махабхарата” герой, совершивший поход из Северной Индии на остров… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (самоназвание рама) индейский народ общей численностью 2 тыс. чел., проживающий на территории Никарагуа. Язык рама. Религиозная принадлежность верующих: протестанты (моравские братья), часть традиционные верования … Современная энциклопедия

Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этот классический эпос сложился а своем завершенном письменном виде за несколько веков до- нашей эры и широко вошел в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма, в начале нашей эры.

Рамаяна - любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, Махабхарату, жадно внимающим слушателям. Сюжет Рамаяны прост.

Царевич Рама, сын царя Дашаратхи, наследник престола, красавец и умница, в честном поединке сильнейших добивается руки красавицы Ситы. Однако младшая жена престарелого монарха заставляет его изменить первоначальное решение: наследником будет не Рама, а ее сын Бхарата. Огорченный Рама вместе с Ситой и младшим братом Лакшманой покидает дом отца. Дашаратха с горя умирает. Бхарата не смеет принять престол и умоляет Раму возвратиться, но тот непреклонен: ведь отец не изменил своего решения. В лесу, где жили Рама, Сита и Лакшмана, появляется демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Раваны, прельщая его красотой Ситы.-Равана похищает Ситу, Рама ищет ее. Ему помогают животные и духи, в том числе сын обезьяны и бога ветра Хануман. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от Цейлона, и в царстве Раваны на острове Ланка находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Ланку и в могучей битве одолевает демонов-ракшасов. В единоборстве с Раваной Рама побеждает, освобождает свою Ситу, но сомневается в ней. Оскорбленная Сита восходит на костер, «о в пламени огня она вновь появляется на руках бога Агни: пламя не коснулось Ситы, она невинна! Рама возвращается в свое царство, и Бхарата отдает ему престол. Правда, снова возникают в народе худые толки о Сите: она нечиста, ее касались руки демона. Сита удаляется, вдали от Рамы она рожает ему сыновей-близнецов. Но народ требует доказательства ее невиновности. Сита клянется, и земля, подтверждая ее клятву, принимает ее в свое лоно. Рама остается один и соединяется с Ситой лишь после смерти.

Итак, Рама - герой, благородный муж и воитель, умелый монарх и любящий супруг. Его Сита - олицетворение женской верности и преданности, любви и благородства, она - эталон индийской жены. Гибель ее тоже символична: чистота жены настолько свята, что только смерть смывает подозрение. И хотя гибель Ситы рушит счастье Рамы, Рамаяна в целом никем в Индии не воспринимается как трагедия. Напротив, силы добра торжествуют, Рама получает по закону полагавшийся ему престол, его сыновья наследуют ему. Даже судьба Ситы не столь уж трагична: она любила мужа, сохранила ему верность, родила ему детей... Словом, Рамаяна и Рама в высшей степени отражают национальный дух индийцев, их образ жизни и мыслей, их этические и культурные стандарты. Неудивительно, что Рама был обожествлен в представлении народа. Любимый герой стал одной из аватар божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно на больших площадях устраивают пышные и красочные праздники - Рам-лилы, играют драмы на сюжет Рамаяны и т. п.

Жили в основном как лесной народ в обширном и неприступном Царстве Кишкиндха , а также на вершинах гор и на берегах белого моря (скорее всего, имеется в виду современный Северный Ледовитый океан).

Ванаров можно отнести к местным племенам, но описание их внешности и быта наводит на мысль мысли, что это был другой вид людей, отличный от Homo sapiens . Тело ванаров было покрыто густой шерстью, у них не было домашних животных, они не знали другого оружия кроме камней и дубин. Ванары обладали разумом, могли говорить, а в их обществе была своя иерархия.

Предводитель ванаров Сугрива для помощи Раме посылает гонцов во все части света и собирает свой народ со всего света. Описание частей света дается очень подробно. Поэтому сравнительный анализ и сопоставление древних и современных названий позволил бы восстановить древнюю географию нашей цивилизации.

Индийские археологи уже много лет проводят раскопки в селении Хампи в индийском штате Карнатака. Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкиндха, царством ванаров времен «Рамаяны». Однако еще ни одного скелета ванара или антропологического материала не было найдено лишь потому, что целенаправленное исследование самых ранних культурных слоев в Кишкинде и Хампи не проводились. В разных районах Индии найдены каменный орудия, возрастом 2 600 000 лет, а также останки гоминидов, возраст которых превышает 8 000 000 лет.

Ракшасы в «Рамаяне» описываются как многорукие и порой многоголовые существа, некоторые из них обладают сверхъестественными силами. В «Махабхарате» ракшасы уже более очеловечены. Поэтому ракшасов, скорее всего, можно рассматривать как отдельный вид разумных существ или отдельную расу древних людей, как и нагов .

Мировая цивилизация

Сама война между Рамой и Раваной , по-видимому, отражает противоборство двух крупных цивилизаций: с одной стороны , человеческой цивилизации с участием разумных обезьян,

а с другой стороны, цивилизации асуров как представителей отдельной расы разумных существ, обитавших в южных широтах нашей планеты.

Впоследствии Царство ванаров и Империя Раваны (Ланка и другие южные территории) стали частью империи Рамы.

Также в «Рамаяне» сообщается о том, что после коронации Рамы в Айодхье его брат Бхарата отправился в разные княжества и страны с миссией по присоединению земель к империи Рамы.

При внимательном прочтении «Рамаяны» становиться понятным, что на территории Царства Рамы были и независимые города, и автономные области, а также первобытные племена.

Не только в «Рамаяне», но и в Пуранах, и в Итихасах (древнеиндийские сказания о былых временах) рассказывается о царях, которые в незапамятные времена правили всем миром. Но где был центр, где была столица, не упоминается. Только с «Рамаяны» начинается описание конкретных географических пространств. В «Махабхарате» также упоминаются различные страны, цари и государства, контакты и войны между ними.

Рама, уходя из этого мира, разделил своё царство между сыновьями Кушем и Лавой. Куша стал править Кошалой (Кошала со столицей Айодхья в северной Индии и Дакшина Кошала - южная Кошала на территории современного индийского штата Мадхья-Прадеш в Центральной Индии), а Лава получил провинцию Уттара (санскр. - Север). Это царство Лавы некоторые индийские исследователи и особенно вайшнавы идентифицируют с территорией России и Западной Сибири.

Кстати, на сегодняшний день исследователи собрали огромное количество топонимов и гидронимов на европейской части России (особенно в северной части) и в Сибири, которые связаны с индийскими названиями и санскритом. Это отдельная тема, которая требует глубокого и серьезного анализа.

Важным признаком существования мировой цивилизации или, по крайней мере, ностратической общности является язык . Индоевропейская языковая семья является самой большой и распространенной в мире. На роль языка ностратической общности претендует, прежде всего, древнеиндийский язык санскрит , один из самых древних и сложных языков мира. Именно он имеет сходство и общие элементы со многими языками мира (не только индоевропейской семьи).

В древнеиндийских текстах также имеется описание континентов, которые существовали в древности на нашей планете. Ведическая (пураническая) «география», как правило, содержит сложные описания и термины, которые порой совершенно непостижимы для нашего ума. Например, санскритский термин « двипа », переводимый как « материк » или « планета », используется в индуистской и буддийской космологии для обозначения материков или планет, окружённых космическими океанами, состоящими из различных субстанций.

В соответствии с описаниями в «Хинду Пуране», других Пуранах и Итихасах некоторые индийские исследователи усматривают в Джамбудвипе огромный континент, который существовал в очень древние времена в северном полушарии и был окружен океаном со всех сторон.

Этот гигантский массив суши включал в себя современную Азию, Европу, Африку и Северную Америку. Джамбудвипа была разделена на девять варш - географических регионов, одним из которых была Большая Индия ( Бхарата-варша ) , а географическая зона в районе Северного полюса, или современная Арктика носила название Илаврита-варша .

Датировка империи Рамы

Несомненно, в «Рамаяне» отражены реальные события, но было это так давно, что под влиянием народного фольклора эпос превратился почти в сказку. Многие исследователи, занимающиеся исследованием индийского эпоса, отмечают, что и в «Рамаяне», и в «Махабхарате» описываются события, принадлежащие разным эпохам и зачастую не в той хронологической последовательности, как они происходили. Поэтому определить дату или время того или иного описываемого события довольно сложно.

С одной стороны, сказано, что события «Рамаяны» происходили во второй половине Трета-юги , а события, описанные в «Махабхарате», происходили в конце Двапара-юги . Рама-Раджья описывается в «Рамаяне» как Золотой век без болезней, преступлений и войн .

С другой стороны, в обоих эпосах содержится большое количество ссылок на астрономические явления, имевших место в древности.

Так, индийские ученые из индийского института научного исследования Вед (Institute of Scientific Research on Vedas, г.Хайдарабад, Индия) провели компьютерное моделирование с помощью программы НАСА для определения солнечных и лунных затмений. В программу были внесены астрономические данные, содержащиеся в «Рамаяне». Таким образом ученые установили, что Рама родился в 5114 г. до н.э. в г. Айодхье на севере Индии. В 5075 г. до н.э. Рама победил Равану и вернулся в Айодхью.

Согласно же расчетам индийского ученого П.В.Вартак ( P . V . Vartak ), который скрупулезно проверил более ста ссылок на астрономические данные (расположение планет, созвездий, дни равноденствий и др), Рама родился в 7323 г. до н.э. В 7292 г. до н.э. Рама победил Равану и вернулся в Айодхью.

Астрономы, которые занимались исследованием «Рамаяны», считают, что многие астрономические события и явления, описанные в «Рамаяне», могут повторяться через каждую прецессию, которая составляет около 26 000 лет.

Согласно ведической концепции юг (космические циклы юги описаны в «Шримад Бхагаватм» и других Пуранах), Кали-юга наступила в 3102 г до н.э. Двапара-юга продолжалась 864.000 лет, Трета-юга продолжалась 1.296.000 лет.

Таким образом, события Рамаяны должны были происходить приблизительно 1,5 млн. лет назад. А если быть еще точнее, то Рама как 7-я аватара бога Вишну сошел в мир в последнюю четверть Трета-юги, т.е. около 1.200.000 лет тому назад (см. Gupta S.M. Vishnu and His Incarnations. South Asia Books. 1993.).

По утверждению некоторых индийских исследователей, в «Вайю Пуране», «Падма Пуране» и «Брахманда Пуране» содержатся сведения о том, что Вишну в облике Рамы приходит на Землю только один раз в день Брахмы, во время 24-го цикла Чатурьюг, тогда как в настоящий момент идёт 28-ой цикл. Поэтому, по мнению ачарьи (духовный наставник) Баннадже Говиндачарья, авторитетного знатока в области санскрита и истории древней Индии из организации Мадхва-Сампрадайя в г. Удупи в южноиндийском штате Карнатака, события, описываемые в «Рамаяне», происходили около 18,5 млн. лет назад.

Так, многие палеоантропологи (например, российский ученый А.И.Белов и др) подтверждают существование человека современного вида в этот период. Однако, из-за политизированности антропологии многие находки либо умалчиваются, либо искажаются в датировке, чтобы не менять общепринятую концепцию развития человека.

Существование ванаров как разумных обезьян также не является выдумкой древних авторов. Очень многие детали в описании ванаров подтверждаются современной наукой. Скорее всего, речь идет об эректусах или питекантропах, проживавших приблизительно 1,5 млн. лет назад в основном в южных широтах и исчезнувших приблизительно 700 000 лет назад. И питекантропы, и эректусы действительно по росту были немного ниже людей, действительно были более сильными и выносливыми, не строили жилища, а проживали в пещерах.

Рама (санскр. राम, rāma) или Рамачандра - одно из воплощений Бога в индуизме, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи.

В индуизме Рама почитается как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет назад. Согласно «Шримад-Бхагаватам» он является одной из лила-аватар Бога. Большинство индуистов считают его реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим большей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма - преобладающего направления в индуизме.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» - одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой». Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама», что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный человек». Рама - муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединится к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, - могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, - Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания, Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы, Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита, в свою очередь, показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья, - Лакшмана, Шатругхна и Бхарата, - также проявляют доблесть, силу и добродетель. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны. Легенда о Раме оказала огромное историческое влияние на население Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии. Рама и истории о нём продолжают пользоваться огромной популярностью и в современной индийской культуре и индуизме. Рама почитается индуистами за проявленные им качества безграничного сострадания, доблести, верности долгу и религиозным принципам.

СИМВОЛИЗМ РАМАЯНЫ

Рама – это чистый свет Сознания внутри каждого человека. «РАМА» - «САРВЕШУ РАМАНТЭ ИТИ РАМАХ» - это Дух, Атман. Дух пробуждается, «рождается» (как сын у царя Дашаратхи) , когда человек побеждает десять («даша» означает «десять») врагов внутри себя («индрияс») – пять «гнанендрияс» (ложных знаний) и пять «кармендрияс» (ложных деяний). Он может родиться только в таком месте как Айодхья: «юддха» означает «конфликт», следовательно «аюддха» - место, где нет конфликтов, благоприятное. Человек, потакающий своим слабостям, не может жить в мире с самим собой. Тот, кто уравновешен и покорил в себе страсти, благословлен пробуждением Духа. Так, в Айодхье, у справедливого государя Дашаратхи, рождается сын Рама.

Рама, чистый Дух, не вовлечен в действия до тех пор, пока не соединится с разумом. Сита символизирует разум. Ее происхождение столь же необычно, как и происхождение разума. Царь Джанака обнаружил младенца, Ситу, вспахивая землю. Она родилась из Матери-Земли и исчезла в Матери-Земле, когда пожелала. Такова иллюзия разума: мы не знаем, откуда он появляется и куда исчезает во время Самадхи.

Дух (Рама), соединившись с Разумом (Сита), лишается покоя (Айодхьи). Те или иные обстоятельства возникают, когда мы вступаем в джунгли существования. И пока Сита была сосредоточена на Раме, жила для него, служила ему, она не замечала разницы между Айодхьей и лесом. Но стоило ей отвлечься на золотого оленя, как история приняла крутой поворот. Вечно меняющиеся материальные объекты отвлекают внимание от Духа, разум требует то и это. Дух (Рама) возражает, объясняет, что это все майя (иллюзия), это просто ракшас (демон), принявший привлекательный облик золотого оленя. Но разум (Сита, даже она, безупречная жена Рамы) не принимает этих объяснений и умоляет достать для своего удовольствия этот объект. И Рама уходит. Как только желания возникают, человек падает. Уходя, Рама поручает охрану Ситы своему брату Лакшмане.

Лакшман является воплощением суровости (тапас). Он не обязан был идти в ссылку. Но он оставил дворец по собственной воле и жил в лесу как истинный аскет.
Когда Сита услышала голос Рамы, она забывает о том, что Он великий воин, не имеющий равных себе по силе. Она беспокоится о Его безопасности. Она даже требует, чтобы Лакшман немедленно спешил на помощь брату. Лакшман старается убедить ее, что никто не может победить Раму. Тогда Сита, обезумев от страха, обвиняет Лакшману в самых страшных грехах. Так, разум, отравленный желанием, выпускает наружу зло и грязь. Когда Лакшман услышал из уст прекрасной Ситы оскорбительные обвинения, он замолчал в изумлении. Он ушел, начертив вокруг хижины границу и предупредив Ситу ни в коем случае не пересекать ее.

Как только желание проникает в твое сердце, как обычному человеку, тебе очень тяжело сдерживать себя суровыми испытаниями (тапас). Но по крайней мере, ты можешь определить границу – до сих пор и ни больше. Если же ты отказываешься от тапас, эти границы перестают иметь значение. Ты переступаешь через границы и тогда не Дашаратха, а Дашамукха (десятиголовый – Равана – противоположность уравновешенной личности) завладевает тобой. Так Равана заманил Ситу в свои сети.

Дашамукха – тот, кто живет для тела и его удовольствий. Он может быть очень богат, как Равана, который был владыкой процветающей Ланки. Айодхья по сравнению с Ланкой была гораздо менее развита. Там по городу ездили повозки, запряженные в буйволов, в то время как на Ланке были уже предвестники космических кораблей – Пушпак. Там никто не работал, народ Ланки предавался удовольствиям и развлечениям.

Но разве материализм дает больше, чем просто физический комфорт? Материальные блага не решают проблем бытия. Только духовные и культурные ценности могут спасти этот мир. Именно эту идею и провозглашает Рамаяна.

Ситу похитил Равана. Но даже на Ланке она жила в заточении. Что же нам делать, чтобы вернуться в нашу «Айодхью»? То, что сделала Сита. Она осознала свое падение и сказала Раване твердое «нет», оставшись в саду под деревом Ашока. «Шока» - это печаль, «Ашока» - не печаль. У тебя и у меня есть печали, но мы не предаемся им – таково состояние «Ашока». В этом состоянии нас будут одолевать соблазны, нам будут угрожать и мешать. Но постоянно держа внимание на Духе (так же как Сита постоянно думала о Раме), нам надо оставаться непреклонными.

Внимание Ситы снова сосредоточилось на Раме, и Он спешил спасти свою любимую. Он страдал как обычный человек, но не потому, что был привязан к Сите, а потому что спешил помочь тем, кто верил в Него.

Дух может победить и разрушить десятиглавого монстра. В этом Ему помогает армия из обезьян. Нам стоит объяснить значение обезьян в Рамаяне. У обезьян есть два качества – нестабильность и беспокойство. Наши мысли обладают теми же свойствами, они не могут оставаться в покое и прыгают, словно обезьяны с ветки на ветку, от одного объекта к другому. Вали, который воплощал страсть, был королем обезьян. Его нужно было победить. А как победить страсть? Лицом к лицу не получится, т.к. страсть имеет власть лишать человека силы. Именно так происходило со всеми, кто дрался с Вали: половина их мощи передавалась Вали, и он становился еще сильнее. Поэтому Раме пришлось стрелять из засады, чтобы победить Вали. Рама назначил царем обезьян Сугриву («гриива» означает «вожжи», а «сугриива» - «хорошо управляемый»). Когда мысли человека находятся под контролем, он способен преодолеть все препятствия, победить монстра и вернуть разум.

Рама возвращает свою Ситу, но возвратившись к Духу, разум перестает существовать, поэтому Сита исчезает. Но и Рама не может царствовать без жены. Тогда Капила создает золотую статую Ситы, и с этой иллюзией Ситы Рама управляет Айодхьей. Небо позволяет всем находиться в своем пространстве, но само остается нетронутым. Так и Рама позволил разуму остаться, но его разум стал спокоен, чист и совершенен, вновь обретя свой божественный статус.

Рама, герой индийской мифологии

(санскр. Rama = милый, красивый) - имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории: Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бога Вишну (см.), происшедшим в конце второй мировой эпохи. История Р. рассказывается уже в одном эпизоде Магабхараты, но самое подробное ее изложение дает Рамаяна (см.). Когда Дашаратха, будучи бездетным, просил богов о даровании ему сына, Вишну явился ему в жертвенном пламени и дал сосуд с божественным питьем для его жен. Дашаратха отдал половину напитка своей жене Каушалье, родившей Раму-полубога, четверть - другой жене, Кайкеи, родившей Бхарату, обладавшего только 1/4 божеской природы, и другую четверть - третьей жене, Сумитре, родившей двух других братьев Р., Лакшману и Шатругхну, наделенных каждый только 1/2 божественности. Когда они еще были мальчиками, мудрец Вишвамитра обратился к Р. за помощью против ракшасов (см.). Р. и Лакшмана отправились к мудрецу в его лесное уединение, и Р. убил здесь женщину-демона Тараку, решившись на это только после долгого убеждения его Вишвамитрой, который снабдил его небесным оружием. Царь Видехи, Джанака, обещал свою красавицу дочь Ситу (Sîtâ = борозда) в жены герою, который сможет натянуть чудесный лук, принадлежавший прежде богу Шиве. Р. не только натянул, но и переломил его, получив таким образом Ситу, ставшую его преданной и верной женой. Между тем Дашаратха под влиянием второй своей жены Кайкеи обещал ей сделать своим наследником ее сына Бхарату, а Р. отправил на 14 лет в изгнание. Покоряясь воле отца, Р. удалился с женой и братом Лакшманой в леса между pp. Ямуной (теперь Джамна) и Годавари (Годавери). После смерти Дашаратхи Бхарата не пожелал вступить на трон и отправился с войском за истинным наследником, Р. Р. не хотел принять престол, пока не минет срок изгнания, назначенный отцом; Бхарата согласился быть наместником своего брата. Одна из ракшасок, сестра Раваны (см.), влюбилась в Р.; отвергнутая им, она напала на Р. и его спутников с целой армией ракшасок, уничтоженной, однако, героем. Тогда она удалилась к Раване и внушила ему своими описаниями страстную любовь к Сите, которую он хитростью похитил (см. Равана). В погоне за похитителем особенно полезной для Р. оказалась помощь Ганумана, сына ветра, министра и полководца Сугривы, царя обезьян. Равана был убит. Сита возвращена супругу. Чтобы очиститься от подозрения в вынужденной неверности, Сита в присутствии людей и богов вошла в пламя; Агни вывел ее оттуда невредимой и вручил Р., который воцарился в Айодхье. Окончание истории Р. излагается в последнем отделе Рамаяны, являющемся позднейшей прибавкой. Подозрения Р., разрушенные испытанием помощью огня, опять возобновились, и он отправил Ситу в уединение мудреца Вальмики. Здесь она родила двух сыновей, Кушу и Лаву, сходство которых с Р. было очевидно. Когда им минуло 15 лет, они случайно попали в Айодхью и были узнаны и признаны своим отцом. Сита, которую призвал к себе Р., в народном собрании призвала в свидетели своей невинности землю, которая разверзлась и скрыла навсегда от Р. его верную жену. Не желая жить без нее, Р. решился последовать за ней, что было одобрено и богами. Любимый брат Р., Лакшмана, хотел пожертвовать собой, чтобы Р. остался в живых, но боги взяли его в рай Индры. Р. отправился к реке Шараю и, войдя в воду, был приветствован голосом Брахмы с неба, после чего "слился со славой Вишну". Подобно Кршне, Тезею, Георгию Храброму, Р. является героем-истребителем чудовищ; вместе с тем он - олицетворение благородства, добровольного подчинения дому, верности, доброты, великодушия и прочих добродетелей. В легенде о Р. есть несколько бледных и стертых мифических воспоминаний: Сита родилась из борозды, проведенной ее отцом кругом жертвенника: в ведийских гимнах встречается также олицетворение борозды как богини земледелия и плодородия; это же имя носит богиня - жена Индры, призываемая в грхьясутрах во время пашни и посева. Этим, может быть, объясняется и первичное тождество Р., мужа Ситы, с Р. Галабхрт (Halabhrt = носитель плуга), принадлежащего к циклу сказаний о Кршне. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что в истории Р., как ее передает Рамаяна, мы имеем дело с позднейшей (хотя все-таки очень древней) переработкой еще более древнего, быть может, доведийского мифа, от которого уцелели только стертые обломки в виде некоторых собственных имен и случайных тождеств, по которым нельзя восстановить древнейшую форму мифа. Р. до сих пор является предметом культа, особенно в его родине Ауде и Бихаре; но этот культ, по-видимому, довольно позднего происхождения (литературные памятники его все, несомненно, поздние) и сравнительно мало распространен. Характерно, что он не подвергся такой дегенерации, как культы многих других божеств. Элемент сладострастия и распущенности остался чужд культу Р., что объясняется особенной чистотой самой легенды: Р. и Сита - олицетворения чистой супружеской любви, верности долгу и великодушия - не допускали низменной примеси, а популярность и литературная распространенность легенды предохраняли ее от искажения, которое могло бы повлечь за собой и искажение самого культа. От Р. ведет свое начало целый ряд туземных династий Индии (особенно раджпутских), a имя его дало начало особой форме приветствия: "Ram! Ram!", употребительной доныне.