Москва, "Просвещение", 1992
ББК 74.3 М32
Л. Т. Воробьева
Мастюкова Е. М.
ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992
Причины отклонений в развитии
Умственная отсталость
Тяжелые нарушения речи
Нарушения общения
Заключение
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.
В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.
Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.
Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.
Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.
Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.
Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.
Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.
При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдается их сочетание.
Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.
Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.
Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.
Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.
Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний;
они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.
Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Под алалией понимается специфическое языковое недоразвитие, возникающее в результате поражения соответствующих отделов коры головного мозга в доречевом периоде.
Недоразвитие речи при моторной алалии всегда имеет системный характер: оно охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и сочетается с выраженными нарушениями ее коммуникативной функции. При алалии не развито речевое подражание, вследствие чего нарушена отраженная речь, т. е. затруднено повторение слогов, слов и особенно предложений. Нарушение организации звуковых единиц в линейную последовательность проявляется в недостаточности или отсутствии лепета, а в дальнейшем - в своеобразных нарушениях слоговой структуры слов и в специфических трудностях при построении предложений. На каждом возрастном этапе в зависимости от уровня речевого развития эти нарушения проявляются в разных формах.
При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается выраженное недоразвитие произносительной (экспрессивной) речи при более сохранном ее понимании (импрессивная речь).
Для алалии характерно нарушение ритмической стороны речи: ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами, слова часто произносит по слогам. Грубо нарушена речевая интонация. Дети не улавливают и не воспроизводят с помощью выстукивания или хлопков ритмический рисунок слова или предложения.
Ребенок не может правильно повторять слышимые им слова, причем характерны различные варианты искажений одних и тех же слов.
Пассивный словарь увеличивается очень медленно, и долгое время он ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Дети часто неправильно понимают значения слов.
Моторная алалия тормозит процесс формирования фразовой речи. Дети с большим трудом овладевают грамматическим строем родного языка.
Такое системное недоразвитие речи при алалии не может не отразиться на психическом развитии ребенка.
Психическое развитие детей, страдающих моторной алалией, характеризуется своей неравномерностью. В раннем и дошкольном возрасте эти дети обычно проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслуживания, их эмоции достаточно дифференцированы. Вместе с тем уже в дошкольном возрасте отмечается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, задерживается развитие словесно-логического мышления.
Дети с моторной алалией отличаются неравномерным развитием мышления. Практически-действенное и наглядно-образное мышление у них значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому чем младше ребенок, тем он больше производит впечатление интеллектуально сохранного; его интеллектуальная недостаточность маскируется тяжестью речевого дефекта. Однако с возрастом все более выявляется неспособность детей к абстракциям и преобладание конкретно-образного мышления над словесно-логическим. Поэтому у них с трудом формируются понятия о форме и величине предметов, операции сравнения, обобщения по существенным признакам, навыки счета.
Характерны нарушения умственной деятельности в виде замедленности мышления, его трудной переключаемости, выраженной истощаемости и пресыщаемости. Кроме того, эти дети отличаются малой психической активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения. Частыми являются также нарушения функций активного внимания и памяти, при этом в первую очередь страдает словесная (вербальная) память.
В регуляции произвольной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Поэтому при моторной алалии всегда имеет место нарушение произвольной регуляции психических процессов и ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
Судорожный синдром и острая сенсомоторная афазия и алалия (синдром Ландау - Клеффнера). Синдром впервые описан в 1957 году. Он характеризуется сочетанием эпилепсии с острой сенсомоторной афазией или с алалией.
При афазии заболевание возникает остро, без видимой причины и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предшествуют афазии, в других - возникают через определенный срок после потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпилептическая структура может быть определена лишь с помощью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со специфическими трудностями обучения, нарушениями поведения и интеллектуальной деятельности. Кроме того, у детей часто проявляются двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, расстройства внимания и речевой негативизм.
При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое системное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и умственной работоспособности. Речевой дефект сопровождается судорожными приступами, которые характеризуются большим полиморфизмом.
Диагностика синдрома всегда основывается на данных ЭЭГ-обследования.
Ранняя диагностика данного синдрома имеет важное значение для эффективной реабилитации этих детей.
Синдром Ландау - Клеффнера следует отличать от глухоты, раннего детского аутизма, деменции.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
Ранний детский аутизм (РДА) представляет собой особый вариант аномального развития, который чаще всего проявляется в первые 2-3 года жизни ребенка. Основным его признаком является нарушение контакта ребенка с окружающим миром и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от внешнего мира. Он замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающих, отстраняется от телесного контакта и ласки близких. Он как бы не замечает других людей; предоставленный сам себе, может однообразно потряхивать руками, подпрыгивать на месте или бегать на пальцах по кругу, нашептывать, выкрикивать отдельные слова или звукосочетания и т. п.
Для этих детей характерна однообразная, как бы нецеленаправленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, хлопках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз и других. Их двигательное беспокойство чередуется с периодами заторможенности, застывании в одной позе. Для детей с аутизмом характерны своеобразные страхи.
Несмотря на то что детский аутизм был описан Л. Каннером почти полвека назад (1943), многие аспекты этого заболевания до сих пор остаются невыясненными. В настоящее время РДА изучается во всем мире на основе комплексного междисциплинарного подхода с учетом современных достижений нейрофизиологии, психологии, фармакологии, генетики, психиатрии и неврологии. Большое внимание уделяется ранней диагностике аутизма. Основу диагностики этого своеобразного отклонения в развитии составляют следующие группы основных признаков: нарушение контактов с окружающими, специфические речевые и эмоциональные отклонения, общие специфические отклонения в психомоторном развитии. Характерной особенностью развития ребенка при аутизме является неравномерность развития в целом, а также отдельных психомоторных функций.
Одним из первых признаков аутизма является отсутствие зрительного контакта, «толчкообразный» взгляд, преобладание периферического зрения над центральным при сохранности зрительной функции как таковой. Отмечаются также особенности и слухового восприятия: малыш не реагирует на речевое общение с ним, хотя слух его является нормальным.
Кроме того, на первом году жизни обращают на себя внимание нарушения жизненно важных функций при отсутствии явных соматических и неврологических расстройств. Так, уже с первых месяцев жизни может возникнуть проблема с кормлением за счет недостаточной координации сосательных и глотательных движений, очень рано ребенок начинает отказываться от груди, в дальнейшем он плохо жует, долго держит пищу во рту, крайне избирателен в еде, отказывается от всех новых видов пищи; у него также выражены нарушения сна, с большим трудом формируются навыки опрятности. Но больше всего у него нарушено эмоционально-личностное развитие. Важным критерием ранней диагностики аутизма является нарушение довербального коммуникативного поведения.
Умственные способности детей, страдающих аутизмом, могут быть различными.
Рис. 21. Ребенок с синдромом ломкой Х-хромосомой и аутизмом
В одних случаях интеллект сохранен, но развит негармонично, в других - отмечается умственная отсталость, и, наконец, среди таких детей встречаются одаренные. Однако во всех случаях, как это уже подчеркивалось выше, имеет место своеобразная неравномерность их психомоторного развития.
Аутизм возникает под влиянием различных причин. Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположенность к подобной своеобразной форме аномального развития. Аутизм наблюдается во всех социальных классах и этнических группах. Его средняя частота 1:10000 с явным преобладанием лиц мужского пола (4 мальчика и 1 девочка).
При воспитании детей с аутизмом родители должны быть психотерапевтами, действующими совместно с педагогом, .психологом и врачом.
Отдельные проявления аутизма могут наблюдаться у различных категорий детей с отклонениями в развитии. Например, возможно сочетание аутизма с болезнью Дауна, фенилкетонурией и другими формами умственной отсталости. Особый интерес в этом плане представляет наличие аутистических форм поведения при так называемой Х-сцепленной умственной отсталости и в первую очередь при синдроме ломкой Х-хромосомы (см. рис. 21).
Интенсивные исследования, проводимые в последние годы во многих странах, показали высокую частоту этого заболевания, сопоставимую лишь с частотой болезни Дауна - самой распространенной формой умственной отсталости. По данным зарубежных авторов, его частота среди умственно отсталых мальчиков составляет 1,9-5,9%. В среднем в общей популяции частота этого заболевания составляет 1:1350 среди мальчиков и 1:2033 среди девочек, или 1:1634 среди детей обоего пола.
Раннее выявление детей с ломкой Х-хромосомой имеет важное значение для своевременной психолого-педагогической коррекционной работы и лечения. В связи с этим специалистам и родителям важно знать ранние признаки этого заболевания.
Характерными признаками данного заболевания являются нормальные или превышающие норму вес и длина при рождении в сочетании с некоторым увеличением окружности головы; обычно это блондины со светлыми глазами. У них удлиненное лицо, высокий лоб, уплощенная средняя часть лица и некоторое увеличение нижней челюсти (см. рис. 22).
Рис. 22. Внешний вид детей с синдромом ломкой Х-хромосомой
Отмечается повышенная частота подслизистых расщелин нёба или язычка. Обращают на себя внимание большие оттопыренные уши, деформации зубов, несколько увеличенные кисти рук, повышенная подвижность суставов и растяжимость кожи. У некоторых мальчиков уже при рождении можно отметить увеличение размеров яичек при нормально развитом половом члене.
Ранняя диагностика этой формы умственной отсталости имеет важное значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий и для медико-генетического консультирования семьи, что позволяет предупредить дальнейшее рождение детей с данным заболеванием. Однако отсутствие выраженных врожденных пороков развития при этом синдроме затрудняет его раннюю диагностику. Поэтому для диагностики заболевания большое значение имеет раннее выявление специфических отклонений в физическом, психомоторном и речевом развитии.
При этом к характерным признакам относятся следующие.
1. Тенденция к более интенсивному внутриутробному росту плода и ускоренному физическому развитию в первые годы жизни в сочетании с выраженным отставанием в моторном, умственном и речевом развитии.
2. Среди отставании в развитии различных моторных навыков особенно обращает на себя внимание нерезко выраженная задержка в развитии сидения и самостоятельной ходьбы.
3. Одним из наиболее характерных признаков является отставание в развитии речи. Часто это первая жалоба, с которой родители обращаются к врачу. Первые слова у этих детей появляются в среднем к 2-2,5 годам, фразовая речь формируется после 3,5 лет.
На протяжении всего дошкольного периода обращает на себя внимание выраженное нарушение звукопроизношения. Кроме того, у некоторых детей отмечаются грубый голос, тенденция к повторению отдельных звуков, слогов, слов; иногда имеют место признаки своеобразного заикания.
4. Интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности сочетается с нарушениями внимания, памяти, поведения.
Кроме того, у детей даже при нерезко выраженной интеллектуальной недостаточности с большим трудом формируется право-левая ориентация, задержано развитие пространственных представлений, конструктивной деятельности. В дальнейшем эти дети с трудом овладевают навыками счета и письма.
5. Для детей типичны нарушения поведения в виде двигательной расторможенности, импульсивности. Кроме того, их поведение иногда напоминает аутистическое: они, как и дети с РДА, избегают глазного контакта, производят различные стереотипные движения руками в виде потряхиваний, похлопываний, испытывают страхи и т. п. Однако структура их эмоциональной сферы качественно иная, чем у детей с аутизмом. Дифференциальный диагноз этих заболеваний осуществляется детским психиатром.
Мастюкова Елена Михайловна
РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Зав. редакцией Т. С. Залялова Редактор М. А. Степанова Младший редактор А. Н. Синицына Художник С. А. Трофимов Художественный редактор Л. Н. Сельянов Технический редактор Г. В. Субочева Корректор И. Н. Пешкова
Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция
Москва, "Просвещение", 1992
ББК 74.3 М32
Рецензент методист я/с № 890 Хорошевского р-на Москвы Л. Т. Воробьева
Мастюкова Е. М.
М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.-95 с.: ил.-ISBN 5-09-004049-4.
В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.
Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.
Книга предназначена дефектологам, психологам, воспитателям аномальных детей, будет интересна студентам дефектологических факультетов, родителям.
М 4310010000-339 ,бз_92(заказ по КБ-34-1991) ББК 74.3 103(03)-92
ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992
Виды и причины отклонений в развитии у детей
Причины отклонений в развитии
Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии
Основные закономерности возрастного развития
Психомоторное развитие ребенка первого года жизни
Роль речи в психическом развитии ребенка
Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста
Ранняя диагностика отклонений в развитии
Основные методы и критерии медицинской диагностики
Основные формы аномального психического развития
Умственная отсталость
Задержка психического развития
Тяжелые нарушения речи
Сенсорные и двигательные нарушения
Нарушения общения
Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии
Заключение
Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.
Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.
Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка.
Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии.
При диагностике аномального развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопросах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.
Предлагаемая вниманию читателей книга - результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только формы аномального развития, но и такие заболевания центральной нервной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные дефекты и отклонения психомоторного развития.
Цель данной книги - показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономерности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.
Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к сожалению, сегодня обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Все нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на:
врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения);
приобретенные (родовые и послеродовые поражения организма ребенка).
По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) ифункциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.
По степени распространенности патологического процесса различают локальные (затрагивают только один участок) идиффузные (носят разлитой характер) нарушения.
Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические , так исоциальные факторы.
Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов; О.Н.Усанова). Большой интерес представляют исследования В.В.Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза . Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида).
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:
1) особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);
времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития);
взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом (первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения и при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения возникают в процессе аномального развития (механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);
нарушение межфункциональных взаимодействий.
Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:
Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).
Задержанное развитие : замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (конституционный, соматогенный).
Поврежденное развитие : наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая деменция.
Дефицитарное развитие : тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).
Искаженное развитие : сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (детский аутизм).
Дисгармоничное развитие : врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития- психопатия и патологическое формирование личности.
Выделяется также парциальная несформированность высших психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития тех или иных сторон психической деятельности.
Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
эндогенные (генетические);
экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
различные наследственные заболевания (аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);
заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, - (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - уменьшение хромосом в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).
Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна. Для синдрома Дауна характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отмечается олигофрения. Выявляются нарушение координации и вегетативно-трофические расстройства.
Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления - неблагоприятный.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:
в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);
в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода);
в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.
Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
Прочитав эту статью, Вы сможете понять есть ли у малыша до года какие-либо отклонения в развитии
.
Известный немецкий педиатр Т.Хельбрюгге выделил несколько особо важных признаков в развитии ребенка: сидеть,ползать, ходить, держать предмет, разговаривать и общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют его возрасту и должны насторожить родителей. Возможно, ребенку необходимо тщательное медицинское обследование.
Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребенка (все данные указаны на конец месяца) .
Месяца.
1
В вертикальном положении кроха не может на несколько секунд удержать голову.
2
Не может поднять головку на несколько сантиметров от поверхности и удержать ее. Делает несимметричные, хаотичные движения ногами и руками.
3
Лежа на животе, не удерживает голову в течение 40-60 сек. Не умеет удержать голову на 30 сек. находясь в вертикальном положении.
4
Когда лежит на животике, не может приподняться, опираясь на предплечья. В то время, когда кроху поднимают из положения лёжа, головка его отклоняется назад. Когда ребенка поддерживают в вертикальном положении под ручками, он даже не пытается опереться на пальцы ног.
5
Ребенок плохо поворачивается с живота на спинку. Плохо держит головку, особенно тогда, когда его приподнимают за руки из положения лёжа.
6
Когда лежит на животе, не дотягивается до игрушки. Если кроху придерживают в вертикальном положении под мышками не перебирает ножками "пританцовывая".
7
При поддержке за ручки не пытается сесть.
8
Не ползает назад. Не может стоять при поддержке за руки даже короткое время.
9
Ребенок лежа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед. Когда малыш сидит, плохо держит равновесие и не может повернуться вокруг себя.
11
Не умеет ползать на четвереньках. Не может сидеть протянув вперед ножки. Не может передвигаться, держась за опору.
12
Не умеет сделать 3-5 шагов, держась за руки взрослого.
Кроме развития умений сидеть, ползать, стоять и ходить, очень главным для ребенка в процессе изучения окружающего пространства является руки, прежде всего, движений хватания. Новорожденный малыш рождается на свет с хватательным рефлексом, который проявляет себя как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс пропадает, и формируются осознанные хватательные движения. Помочь хорошо развить у ребенка моторику рук помогут специальные занятия о которых Вы сможете прочесть в статье "Развитие детей по системе Монтессори "
Отклонения ребенка в развитии мелкой моторики.
Конец 3 месяца.
Малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету яркой окраски, который взрослые держат перед ним, не рассматривает свои ручки.
Конец 5 месяца.
Ребенок не может потянуться к заинтересовавшей его игрушке.
Конец 6 месяца.
Не может схватить и удержать кубик.
Конец 8 месяца.
Не умеет удержать между указательным и большим пальцами предмет размером с пуговицу.
Конец 9 месяца.
Не пытается сам пить из кружки, сдергивать с головы шапочку.
Конец 12 месяца.
Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому.
К числу наиболее опасных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание речевого и познавательного развития ребенка, относятся нарушения в развитии слуха и зрения . Поэтому при при первых же появившихся у вас подозрениях необходимо обратиться к специалистам для проведения полного медицинского обследования ребенка.
Отклонения ребенка в развитии зрения (данные указаны на конец месяца).
Месяц.
1
Ребенок не следит глазами за движениями света (Например: свечка, фонарик). Не смотрит в глаза наклонившегося к нему человека.
2
Не следит глазами за игрушкой. Не повторяет за взрослым его мимику.
3
Не изучает свои руки, не подносит их к глазам, не перебирает (не двигает) пальцами. Малыш не улыбается в ответ на улыбку и доброжелательную мимику взрослого человека.
5
Ребенок не протягивает руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку.
6
Не умеет переложить игрушку из одной руки в другую.
7
Не может стучать кубиком по столу или другой поверхности.
8
Не берет двумя пальцами протянутые к нему игрушки.
9
Не умеет стучать кубиками друг об друга.
10
Не сбрасывает игрушки со стола или не выбрасывает из манежа.
12
Не интересуется игрушкам (погремушками, машинкам, куклам). Не пытается найти игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не повторяет движения взрослого игрушками (не ставит кубик на кубик). Не умеет выложить кубики в одну линию.
Отклонения в развитии слуха у ребенка (данные на конец месяца) .
Месяц.
1
В ответ на неожиданный и громкий звук не проявляет реакцию торможения сосательных или двигательных движений (ребенок не вздрагивает, не моргает).
2
Ребенок не прислушивается к звуку колокольчика (который находится на расстоянии 1,5 метра от него).
3
Не ищет глазками и не поворачивает голову вправо и влево в направлении звучащего предмета или звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.
5
Не прекращает плакать, если слышит пение мамы или музыку.
6
Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
7
Не поворачивает голову в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда с ним разговаривают.
8
Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует (не замирает) в ответ на новый непривычный для него звук. Ребенок не проявляет интерес к музыке. Лепет у малыша отсутствует.
9
Не проявляет реакции на свое имя. Не понимает слово "нет", запрета. Не играет в "разговор".
10
Не лепечет, либо лепет монотонно окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
12
Не показывает по просьбе взрослого на картинки, людей, животных или знакомые предметы. Не повторят за взрослым простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Ребенок не поворачивается как в сторону тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим звукам и музыке. Даже не пытается говорить.
Большинство родителей начинает беспокоиться если ребенок плохо говорит или не говорит вовсе после 2-2,5 лет. В некоторых случаях после проведения полной диагностики (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребенка связаны с серьезными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Специалисты,которые работают с маленькими детьми, знают о том, что по характеру предречевых характеристик речи ребенка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи. Родители должны обратиться к врачу, если заметят у ребенка признаки, описанные ниже.
Отклонения в развитии речи у ребенка (данные на конец месяца).
Месяц.
1
Не кричит когда хочет есть, когда мокрый или других неприятных ощущениях.
4
Ребенок не улыбается, когда с ним разговаривают.
5
Не умеет произносить звуки или слоги (ба-ба-ба, дя-дя-дя, тя-тя-тя). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать взглядом предметы или людей, которые она называет ("Где бабушка?", "Где киса?")
7
Кроха не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками.
9
В речи у малыша не появились повторяющиеся одинаковые слоги, звучащие как одно слово (ма-ма, ням-ням,да-да)
10
Не может повторить за родителями около восьми различных звуков или слогов. Не умеет покачать головой в стороны в знак отрицания (нет-нет), помахать ручкой до свидания (пока-пока).
12
Не может произносить не одного понятного "детского слова", которым ребенок называет одни и те же предметы, людей и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не умеет выполнить простую просьбу (например: дай мяч).
Постепенно ребенок овладевает нужными для жизни навыками общения с окружающими людьми , простыми способами самообслуживания (учиться самостоятельно есть, пить, одеваться), начинает осознавать себя как личность . Все это в психологии принято называть социализацией ребенка . Но случается, что ребенок не может приобрести эти умения, он избегает общения с людьми (и даже с мамой), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребенка развиваются как называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).
Отклонения ребенка в социальном развитии.
Конец 1 месяца
. Не перестает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе.
Конец 2 месяца.
Не смотрит на мать, когда она с ним заговаривает.
Конец 3 месяца.
Ребенок не улыбается, если к нему подходит взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
Конец 4 месяца.
Не радуется, когда с ним играют.
Конец 5 месяца.
Не прекращает плач, когда с ним заговаривают. Не различает недовольных интонаций взрослого и доброжелательной.
Конец 6 месяца.
Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).
Конец 7 месяца
. Не проявляет нежность и ласку по отношению к маме или другим близким (не прижимается к телу, щеке).
Конец 9 месяца
. Не различает близких и чужих людей. Не пугается или не стесняется чужих людей, не расстраивается или сердится, когда у него забирают игрушку.
Конец 10 месяца.
Не повторяет или не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.
Конец 11 месяца
. Не поддерживает чашку, когда пьет. Не может самостоятельно есть печенье или сухарь.
Конец 12 месяца.
Ребенок не может самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Не строит забавные гримассы, заметив своё отражение в зеркале.
По материалам книги "Ваш ребенок" О.Жуковой.
ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
(англ. children with abnormal behavior , problem children ). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. ( , , двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.
Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л . С . Выготский ). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.
При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. ). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста . Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения ; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием , действиями по образцу и по словесной инструкции.
Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии , умственной отсталости, детском церебральном параличе ), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматизмы , нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, «пустой».
Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.
Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.
Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.
Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. . (В. И. Лубовский)
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Смотреть что такое "ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ" в других словарях:
Дети с отклонениями в психическом развитии - Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети жертвы вооруженных и… … Официальная терминология
ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. - В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды, имеющие недостатки в … Терминологический ювенологический словарь
аномальные дети Энциклопедический словарь
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно двигательного аппарата, анализаторов зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие),… … Большой Энциклопедический словарь
1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические …
Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития. Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Виды: легкая умственная отсталость (IQ … Большая психологическая энциклопедия
- (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для… … Большая психологическая энциклопедия
- (англ. child neuropsychology) наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом… … Большая психологическая энциклопедия
Отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии… … Большая психологическая энциклопедия
Здоровый и жизнерадостный ребенок - мечта любой мамы. Однако на деле - не всегда так. Порой бывает, что уже с рождения ребенок имеет нарушения развития, которые ограничивают его возможности, а порой, становятся совсем несовместимы с жизнью. Поэтому еще до момента родов беременных интересует вопрос по поводу того, почему рождаются дети с отклонениями.
Каковы причины рождения детей с нарушениями?Согласно статистики, около 3% всех появляющихся на свет детей изначально рождаются с отклонениями. Однако на самом деле нарушения в развитии встречаются гораздо чаще. Природа устроена так, что в большинстве случаев дети с нарушениями развития не появляются на свет вовсе, т.е. гибнут еще на ранних этапах развития. Так, около 70% все на сроке до 6 недель происходит по причине генных аномалий.
Для того чтобы разобраться, от чего рождаются дети с отклонениями и в каких случаях это происходит, необходимо знать о возможных причинах развития нарушений. Всех их можно условно поделить на: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внешним относят те факторы, которые воздействуя на организм извне, привели к развитию отклонений. Это могут быть:
- отрицательное воздействие окружающей среды;
- травмы живота у беременной;
- наличие хронических инфекций (например, );
- применение лекарственных препаратов.
Среди эндогенных факторов на первом месте находятся генетические аномалии. На их появление непосредственное влияние оказывают:
- возраст родителей;
- наследственность - если у родителей имелись отклонения в развитии, то доля вероятности появления подобных у детей велика;
- негативное воздействие факторов окружающей среды (проживание в промышленных районах, работа на предприятии радиологической промышленности и т.д.).
Так, довольно часто, будущих мам интересует вопрос, может ли родится ребенок с отклонениями, если отцу 17 лет. Как уже говорилось, возраст родителей оказывает не последнее влияние на развитие плода. В виду несовершенства в таком возрасте, мужской и женской половых систем, вероятность появления детей с отклонениями велика.
Также, если отцу уже 40 лет, может родиться ребенок с отклонениями, и это не зависит, есть ли у него нарушения здоровья или нет. Дело в том, что согласно исследованиям западных ученых, именно у мужчин с возрастом увеличиваются риск аномалий половых клеток, что в итоге может привести к отклонениям у детей.