Руководитель Белого движения. В художественных произведениях

Люди старшего поколения хорошо помнят известный большевистский хит - «Белая армия, чёрный барон», но не все знают, что так мрачно именовался в нём Врангель Пётр Николаевич, биография которого легла в основу данной статьи. И мало кому известно, что прозвище это он получил ещё при жизни не за какие-то тёмные дела, а лишь по причине своего пристрастия к черкеске чёрного цвета, которую предпочитал обычному мундиру.

Именитый выпускник горного института

Врангель Пётр Николаевич родился 15 августа 1878 года в городе Новоалександровске Ковенской губернии. Свой баронский титул он унаследовал от предков, имена которых встречаются в летописях, датируемых ещё XIII столетием. Представители рода Врангелей также занимали достойное место среди государственных мужей и деятелей науки последующих веков.

В молодые годы Пётр Николаевич едва ли думал о военной карьере, во всяком случае, в 1896 году он поступил в Санкт-Петербургский горный институт, окончив который, стал инженером. Однако принадлежность к высшему аристократическому кругу подразумевала наличие офицерского чина, и чтобы не нарушать традицию, он прослужил два года в качестве вольноопределяющегося лейб-гвардии Конного полка, после чего, успешно сдав экзамен, был произведён в корнеты.

Карьера чиновника и счастливый брак

Подав в отставку, Врангель Пётр Николаевич уехал в Иркутск, где ему была предложена весьма перспективная должность чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторе. Так бы и жил он, поднимаясь в установленное время по ступеням служебной лестницы, если бы не русско-японская война. Не считая себя вправе оставаться в стороне от событий, разыгравшихся на Дальнем Востоке, Пётр Николаевич возвращается в армию и принимает участие в боях, где за проявленный героизм удостаивается ряда наград и производится в поручики. Отныне военная служба становится делом всей его жизни.

Вскоре происходит ещё одно важное событие - он женится на Ольге Михайловне Иваненко - дочери одного из сановников Высочайшего Двора. Это брак, плодом которого стало четверо детей, был для обоих истинным даром небес, и, пройдя вместе через испытания самых тяжёлых лет, супруги не расставались до самой смерти Петра Николаевича.

Новая война и новые отличия

Вернувшись в столицу, Врангель Пётр Николаевич продолжил своё образование, на этот раз в стенах Николаевской военной академии, окончив которую, встретил Первую мировую войну командиром эскадрона Конного полка. Последующие три года стали периодом поразительного взлёта его офицерской карьеры. Отбыв на фронт ротмистром, в 1917 году он вернулся в звании генерал-майора - кавалера большинства высших военных наград России. Так отметила Родина боевой путь своего преданного солдата.

Путь в Добровольческую армию

Захват власти большевиками и творимые ими насилия он воспринял как преступление, и, не желая в них участвовать, уехал вместе с женой в Ялту, где на принадлежавшей им даче вскоре был арестован местными чекистами. Красный террор тогда ещё не был развязан, и за одну лишь принадлежность к дворянскому сословию не расстреливали, поэтому, не найдя повода для дальнейшего задержания, его вскоре отпустили.

Когда в Крым вступили германские части, Врангель Пётр Николаевич получил относительную свободу передвижения, и, воспользовавшись ею, уехал в Киев, где рассчитывал наладить сотрудничество с гетманом Скоропадским. Однако, прибыв туда и ознакомившись с обстановкой, вскоре убедился в слабости и нежизнеспособности его прогерманского правительства и, покинув Украину, отбыл в Екатеринодар, занятый в то время Добровольческой армией.

В августе 1918 года генерал-лейтенант Врангель принял командование 1-й Конной дивизии Добровольческой армии. В боях с красными частями он проявил столь же неординарный полководческий талант, как некогда на фронтах Первой мировой войны, только теперь его противниками стали соотечественники, что не могло не сказываться на общем моральном настрое полководца.

Тем не менее, ставя превыше всего долг солдата, давшего присягу на верность царю и отечеству, он всего себя отдаёт борьбе, и вскоре его ратные труды получают должную оценку - новое повышение в чине, на этот раз он становится генерал-лейтенантом и кавалером новых боевых наград.

В историю военного искусства вошла разработанная им тактика, при которой конные части не рассредоточиваются по линии фронта, а собранные в единый кулак наносят противнику сокрушительный удар, который в большинстве случаев решает исход всего боя. Именно таким образом ему удалось одержать ряд крупных побед на Северном Кавказе и Кубани.

Хозяин юга России

Несмотря на успех, неизменно сопутствовавший его частям, Врангель был вынужден в разгар войны подать в отставку. Причиной тому стали его разногласия с командующим Южным фронтом генералом А. И. Деникиным, лишь после ухода которого он вновь продолжил свою деятельность, заняв его место.

Отныне полновластным хозяином юга России стал Врангель Пётр Николаевич. Белое движение, охватившее прежде всю страну, было к началу 1920 года практически подавлено, и захват частями Красной армии Крыма являлся по существу лишь делом времени. Тем не менее, даже в такой обстановке, когда исход войны был уже предрешён, он в течение полугода удерживает в своих руках этот последний оплот прежней России.

Последние усилия

Переломить ход событий Пётр Николаевич пытается путём привлечения на свою сторону самых различных слоёв населения южных районов страны. С этой целью им была разработана аграрная реформа, в случае принятия которой основная часть сельскохозяйственных угодий переходила во владение крестьян. Были также внесены изменения в трудовое законодательство, обеспечивавшие рабочим повышение оплаты труда. Однако время было упущено, ничего уже нельзя было изменить.

В создавшейся обстановке единственной реально исполнимой задачей становилось обеспечение эвакуации воинских частей, а также гражданского населения, не пожелавшего оказаться под властью большевиков. С этой задачей Врангель справился блестяще. Под его руководством в ноябре 1920 года из Крыма в Константинополь было переправлено более 146 тыс. беженцев. Вместе с ними навсегда покинул Родину и Врангель Пётр Николаевич.

Они заслуживают особого внимания, ведь свидетельствуют о том, что, оказавшись за рубежом, Врангель не выпал из поля зрения российских спецслужб, на него была организована настоящая охота. Первым звеном в этой цепи событий стал инцидент, происшедший на рейде Константинополя, где стояла яхта «Лукулл», на которой Пётр Николаевич жил со своей семьёй. В один из дней она была потоплена врезавшимся в неё без видимой причины судном, пришедшим из Батума. Тогда, к счастью, супруги не пострадали, так как находились на берегу.

Переехав в Европу и возглавив созданный им союз, объединявший более 100 тыс. бывших участников Белого движения, Пётр Николаевич стал представлять для большевиков реальную опасность, и 25 апреля 1927 года был отравлен специально подосланным агентом ОГПУ. Смерть настигла его в Брюсселе, где он работал инженером на одной из фирм. Там же было предано земле его тело.

О том, как происходила разработка этой и ряда других спецопераций по устранению Врангеля, стало известно лишь в годы перестройки после рассекречивания части архивов спецслужб. В последующие годы потомки Врангеля Петра Николаевича перенесли его прах в Белград, где он был перезахоронен в ограде православной церкви Святой Троицы.

Его дети Елена (1909 - 1999), Наталья (1913 - 2013), Алексей (1922 - 2005) и Пётр (1911 - 1999), в отличие от отца, оказались долгожителями, но никто из них так и не вернулся в Россию. Нынешнее же поколения Врангелей также не имеет связи со своей исторической Родиной.

Врангель Петр Николаевич – белый генерал, по прозвищу Черный барон, командующий Вооружёнными силами Юга России и Русской армией. Храбрый, отважный, высокого роста, в черной черкеске и бурке, он наводил ужас на врагов.

Родился Петр Николаевич 15 августа 1878 го. в Новоалександровске, Ковенской губернии (в настоящее время Зарасай, Литва) в семье балтийских немцев.

Image

Его нижнесаксонские предки проживали в Эстонии с XIII века. В XVI-XVIII веках ветви этой фамилии обосновались в Пруссии, Швеции и России, после 1920 года – во Франции, США и Бельгии.

В роду Врангелей за несколько столетий были известные мореплаватели, военачальники и полярные исследователи. Отец Петра Николаевича не пошел по стопам знаменитых предков и выбрал другой путь. О такой же судьбе он мечтал и для сына, детство и юность которого проходили в Ростове-на-Дону.

  • Происходит из дворянского рода. Родословная его предков восходит к XIII веку. Девизом рода было изречение: «Сломишь, но не согнешь» («Frangas, non flectes»).
  • На стене Храма Христа Спасителя увековечено имя одного из предков, погибшего в Отечественной войне 1812-го.
  • Именем предка (Ф.П. Врангеля) назван остров в Северном Ледовитом океане.
  • Его отец был писателем, искусствоведом и антикваром, мать была работником музея.

Краткая биография Врангеля до Гражданской войны

В 1900 году Врангель закончил обучение в горном институте в Петербурге, получил диплом инженера и золотую медаль. В 1901 году его призывают на военную службу. Служба проходит в лейб-гвардии конном полку в статусе вольноопределяющегося. Выполняет обязанности чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Иркутска.


Врангель

В отставку выходит в звании корнета. В1902 году поступает в Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге. За храбрость и участие в боевых действиях в русско-японской войне 1904-1905 года его награждают Аннинским оружием. В 1907 году представляют императору и переводят в родной полк. Продолжает обучение в Николаевской гвардейской академии и в 1910 г. заканчивает ее.

В начале Первой Мировой войны он был уже ротмистром конной гвардии. В первых же боях отличился тем, что 23 августа в яростной атаке под Каушеном захватил немецкую батарею. В числе первых офицеров награждается орденом Святого Георгия 4 степени, а 12 октября 1914 года получает звание полковника.


Врангель

Осенью 1915 направляется на Юго-Западный фронт командиром 1-го Нерчинского полка забайкальских казаков. По служебной лестнице Врангель поднимался не очень быстро, но заслуженно. Нередко его собеседником становился Николай II, с которым они подолгу говорили на волнующие их темы.

В отличие от , Корнилова и многих коллег, Врангель не поддерживал Февральскую революцию и Временное правительство. Считал, что революционные декреты и действия правительства подрывают основу армии. Он занимал незначительную должность и оказался аутсайдером в этой политической борьбе.


Edikst

Боролся за дисциплину и противодействовал выборным солдатским комитетам. Пытался доказать, что отречение ухудшит положение в стране. хотел привлечь его к защите Петрограда, но тот ушел в отставку. После революции Врангель воссоединяется с семьей, которая в то время обосновалась в Крыму.

Гражданская война

В феврале 1918 года барон был арестован матросами Черноморского флота. От расстрела его спасает заступничество жены. Во время оккупации Украины немецкими войсками в Киеве состоялась встреча Врангеля и гетмана Скоропадского, которые ранее были сослуживцами.


Полезные советы

Петр Николаевич был разочарован украинскими националистами, окружавшими Скоропадского, а также его зависимостью от немцев. Он отправляется на Кубань и присоединяется к генералу Деникину, который поручает ему обуздать одну мятежную казачью дивизию. Врангель не только успокоил казаков, но и создал часть с отличной дисциплиной.

Зимой 1918-1919 он возглавляет Кавказскую армию, занимает бассейн Кубани и Терека, Ростов-на-Дону, в июне 1919 берет Царицын. Победы Врангеля подтверждают его дарование. При проведении военных действий он максимально ограничивал неизбежное в таких условиях насилие, сурово наказывал за грабежи и мародерство. При этом солдаты его очень уважали.


Чапаев

Летом 1919 года три армии Деникина двинулись на Москву, одной из них командовал Врангель. Его армия наступала через Нижний Новгород и Саратов, но при взятии Царицына понесла большие потери. План Деникина Врангель критиковал и считал его проигрышным. Он был убежден, что наступление на Москву нужно было вести одним фронтом.

В итоге войска были разбиты Красной Армией. Для предотвращения катастрофы Врангель был направлен в Харьков, но по прибытии туда он лишь убедился, что Белая армия уничтожена. Попытка заговора против Деникина не удалась, и Врангель снова был отправлен на Кубань.

Белое движение

В марте 1920 года у Белой армии новые потери, в результате которых ей с трудом удалось переправиться в Крым. В поражении обвиняли Деникина. В апреле, после его отставки, новым главкомом становится Врангель. «Русская армия» - такое название получили белые силы, продолжившие борьбу против большевиков.


Живой журнал

Врангель ищет не только военное решение проблем, но и политическое. В Крыму было создано временное республиканское правительство для объединения народа, разочаровавшегося в большевиках. Политическая программа Врангеля включала тезисы о земле, которая должна принадлежать народу и предоставляла гарантии занятости для населения.

В то время белое движение уже не получало поддержки англичан, но Врангель самостоятельно провел реорганизацию армии, насчитывающую около 25 тысяч солдат. Он надеялся, что война Совнаркома с Польшей Пилсудского, отвлечет силы красных, и он сможет укрепить свои позиции в Крыму, после чего, начать контрнаступление.


Петр Врангель во главе Белого движения | Живой журнал

Нападение красных 13 апреля на Перекопском перешейке было легко отбито. Врангель пошел в атаку, дошел до Мелитополя и захватил земли, прилегающие к полуострову с севера. В июле было отражено новое наступление большевиков, но уже в сентябре, после окончания войны с Польшей, коммунисты отправили в Крым подкрепление.

Поражение и эвакуация

Численность войск Красной армии составляла 100 тысяч единиц пехоты и 33 тысячи 600 единиц конницы. Силы большевиков в четыре раза превосходили силы белых. Пришлось отступать за Перекопский перешеек. Первая попытка красных прорваться была остановлена, но Врангель осознавал, что наступление возобновится. Было принято решение готовиться к эвакуации.


Venagid

В течение семи месяцев генерал Врангель находился во главе Крыма – последнего оплота русской земли, свободной от большевиков. 7 ноября 1920 войска под командованием Фрунзе ворвались в Крым. Гражданское население эвакуировалось под прикрытием обороны Перекопа. Пока напор врага сдерживали войска генерала Кутепова, Врангель занимался эвакуацией населения. В пяти черноморских портах была организована посадка на 126 кораблей.


Image

В течение трех дней эвакуировалось 146 тысяч человек, из них 70 тысяч солдат. В помощь беженцам, которые отправлялись в Турцию, Югославию, Болгарию, Грецию и Румынию, был оправлен французский броненосец «Вальдек-Руссо». Петр Николаевич оказался в Стамбуле, затем он поселился в Белграде. Руководил белым движением эмигрантов, в 1924 году отказался от руководства, передав его великому князю Николаю Николаевичу.

Личная жизнь

В августе 1907 года Врангель женится на Ольге Михайловне Иваненко – дочери камергера и фрейлине двора императрицы. Жена сопровождает его на фронтах, работая сестрой милосердия. К 1914 году у него уже было трое детей, позже родился четвертый. Дети Петра Николаевича и Ольги Михайловны – Елена, Наталья, Петр и Алексей. Жена пережила мужа на 40 лет и умерла в 1968 году в Нью-Йорке.


Петр Врангель и Ольга Иваненко | Edikst

Смерть

Петр Николаевич скончался 25 апреля 1928 г. в Брюсселе от заражения туберкулезом. Семья считала, что его отравил тайный агент ГПУ. 6 октября 1929 его тело было перезахоронено в Белграде в храме Святой Троицы. После него остались фото, записки, мемуары и воспоминания, цитаты из которых можно встретить в работах современных историков и биографов.

Художественный критик, историк искусства Н.Н. Врангель родился 2 июля 1880 года в имении Головковка Чигиринского уезда Киевской губернии, двумя годами позже своего брата Петра. Барон Николай Врангель принадлежал древнему и прославленному роду, известному с середины XIII века и давшему Европе и России семь фельдмаршалов, семь адмиралов, более тридцати генералов, известного мореплавателя Фердинанда Врангеля. Обрусевшие потомки тевтонских рыцарей, Врангели в XIX веке породнились с правнучкой знаменитого полководца Абрама Ганнибала. Бабкой Николая Врангеля была троюродная сестра Пушкина Дарья фон Траубенберг, а дед барона был декабристом. Своим романтичным предком, "арапом Петра Великого", гордились и Николай Врангель и его отец, Николай Егорович Врангель (1847-1923), в свое время учившийся в Швейцарии и получивший звание доктора философии в Геттингенском университете. Он был предпринимателем и финансистом, членом правления ряда промышленных компаний, однако пробовал себя и на литературном поприще, имел репутацию человека независимого и был "сибарит, повеса, знаток и любитель искусств".

Дядя Николая, барон Александр Егорович Врангель (1833-1915), юрист и дипломат, дружил с в годы сибирской ссылки писателя, а тетя, баронесса Вера Егоровна (1832-1915), была активной деятельницей Красного Креста. Николай Егорович был женат на дочери морского офицера Марии Дементьевой-Майковой (1857-1944), воспитаннице приюта принца Ольденбургского, с дипломом домашней учительницы. Мария Дмитриевна, сама обладавшая чувством прекрасного и литературным талантом, опекала любимого сына и в зрелые годы, став его "нештатным" секретарем.

Детские и отроческие годы Коки (так звали Николая близкие) прошли в Ростове-на-Дону. В 1892 году он поступил в Ростовское реальное училище. Правда, вскоре семье пришлось переменить место жительства. В 1895 году Врангели переехали в Петербург, где Кока продолжил учебу в IV Петербургском реальном училище и у себя дома, пугая гувернанток и учителей своим дурным поведением. Уже тогда он интересовался искусством, историей, литературой. Этому увлечению способствовало и пребывание Врангеля в Италии и Германии, куда он был отправлен для поправки здоровья после воспаления легких. Два года он провел за границей, жил в Риме и Флоренции, в маленьких городках, занимаясь итальянским языком и литературой XV века. В эти же годы, по собственному признанию, он "педерастии учился самоучкой и совершенствовался под руководством известного путешественника Александра фон Трубникова - фельдшера Гейдельбергского университета, специалиста по южно-африканской живописи".

В 1900 году Николай вернулся в Петербург. Его отец, Николай Егорович Врангель, состоя на государственной службе, много сил отдавал собиранию художественной коллекции, его часто можно было видеть на Александровском рынке, "копающегося в поисках "жемчужин", которые действительно там можно было найти". Квартира Врангелей на Бассейной в Петербурге была "набита прекрасными вещами". Брат Николая, Петр Врангель поступил в Горный институт императрицы Екатерины II. Закончив его, он избрал - по семейной традиции - военную карьеру. Николай же окунулся в мир искусства. Уже в 1901 году Николай Врангель познакомился с известным декадентом Александром Бенуа, который, по некоторым свидетельствам, оказал на Николая пагубное влияние, а через него и с С.Дягилевым и членами "Мира искусства". Двадцатилетний барон стал организатором художественных выставок, на которых экспонировались произведения русского и зарубежного искусства.

Начиная с 1900 года молодой барон Н.Врангель, не имея специального образования, в течение трех лет проводил колоссальную работу, описывая коллекцию Русского музея в Петербурге (самого крупного хранилища произведений русского искусства того времени), систематизируя и каталогизируя материалы, дополняя их обширными справками об авторах, историей произведений. Двухтомный подробнейший каталог вышел в свет в 1904 году. Уже в этом издании определился индивидуальный стиль Н.Врангеля. Он скрупулезно описывал произведения, коллекции, выставки (количество сносок в некоторых статьях превышает две сотни). Такой подход должен был повлиять на жизнь автора, заполнив ее напряженным, самоотверженным трудом в архивах, библиотеках, личных фондах Петербурга и Москвы, пристальным изучением подлинников в музеях, частных коллекциях России и Европы.

В 1902 году в Петербурге состоялась первая "врангелевская" выставка - "Русская портретная живопись за 150 лет (1700-1850)". Выставка открылась 7 марта 1902 года в залах Академии наук. Она не получила широкого общественного резонанса, в отличие от состоявшейся три года спустя Таврической выставки Дягилева, которая и стала главным катализатором массового интереса к старине. Пресса 1902 года не проявила особого интереса к такой необычной экспозиции. На ней впервые акцентировалась не историческая значимость портретируемых лиц, а художественная сторона выставляемых портретов. Автор этой затеи, Н.Врангель, заразил всех своей смелостью и потрясающей работоспособностью. Неопытный юнец, не написавший ни строчки, "не имея еще ровно никакого опыта и лишь приблизительные знания", обратился тогда за помощью к А.Бенуа. Выставка оказалась интересной и полной, на ней впервые широко были представлены еще не обретшие своей былой славы Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский.

Показательно, что в апреле 1902 года, еще не закрыв экспозицию в Академии наук и находясь в самом разгаре работы по подготовке ее научного каталога, Врангель уже мечтал об организации подобной выставки в Париже. "Выбор всех без исключения лиц будет зависеть от нас, начиная от председателя и кончая кассиром, - писал он Бенуа. - Выбор картин будет всецело принадлежать экспертизе из четырех человек в СПБ и 2х в Москве. Очевидно, дамы не будут допущены на расстояние пушечного выстрела… Главное, сразу поставить дело на серьезную почву в смысле организации и участников. Если все решится, мы все лето можем подготовляться и сделать даже несколько экскурсий в провинцию. Заранее надеюсь, что Вы согласитесь принять участие в этой интересной идее, чтобы из нее не вышел бы опять балаган". Но из этой затеи ничего не вышло.

В 1904 году барон участвовал в подготовке знаменитой выставки портретов в Таврическом дворце (генеральный комиссар С.Дягилев), открывшейся в начале 1905 года. Н.Врангель стал "адъютантом" Дягилева вместе с другими молодыми знатоками искусства. В следующем году Н.Врангель был принят в штат Императорского Эрмитажа, где занимался составлением описей, редактированием каталогов, осматривал собрания, атрибутировал отдельные произведения. Вскоре появились первые статьи Врангеля по истории русского искусства в "Русском архиве", "Русской старине", "Старых годах". В дальнейшем Н.Врангель участвует в проведении многих крупных выставок.

На государственную службу в канцелярию Его Императорского Величества по учреждениям императрицы Марии барон Н.Н. Врангель устроился еще в 1901 году, вскоре получив там чин коллежского регистратора. Но настоящая "профессиональная" работа началась именно весной 1906 года в Эрмитаже. Врангель был самоучкой, в отличие от большинства своих друзей и знакомых (выпускниками Санкт-Петербургского университета были почти все основатели "Мира искусства", С.М. Волконский, С.К. Маковский; в Гейдельбергском университете учились В.П. Зубов и С.Л. Бертенсон; П.П. Вейнер закончил Александровский лицей), Врангель не имел университетского диплома. Тем не менее, он обладал потрясающей эрудицией. "Нашим общим энциклопедическим словарем" как-то назвал Врангеля Маковский.

В начале века, с возникновением большинства отечественных музеев происходит и становление музейного дела. Н.Врангель атрибутирует произведения Русского Музея, Эрмитажа, Академии художеств, пытается сформировать представления о научно-экспозиционной работе в музее. Он определяет концепцию Русского музея как "учебного храма", совмещающего "поклонение красоте с поклонением науке", говорит о необходимости использования опыта Европы и достижения молодым музеем европейского уровня. За десять лет Н.Врангель публикует множество материалов о неизвестных широкой публике мастерах, произведениях искусства. Среди основных его трудов можно назвать сборник "Венок мертвым" (1913), включающий статьи "Романтизм в живописи Александровской эпохи и война 1812 года", "Иностранные художники в России", "Русские женщины в искусстве", "Любовная лирика ХVIII века". Художник О.Кипренский, скульптор И.Мартос, архитектор П.Росси, в начале ХХ века еще неизвестные или полузабытые, стали хрестоматийными во многом благодаря исследовательской работе Н. Врангеля.

Молодой Врангель стал наследником идей "Мира искусства", открывателей и поэтов старины. Девиз С.Дягилева "Открыть Россию России" нашел в деятельности Н.Врангеля поправку: "Нигде не гибнет столько произведений искусства, как в России", еще можно и нужно "спасти дорогие останки старины, сохранить и уберечь от окончательной гибели красивые воспоминания". Н.Врангель совместно с А.Бенуа, Н.Рерихом, А.Щусевым, петербургскими аристократами-любителями искусства основывает в 1909 году Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины. "Архитектурные постройки, памятники кладбищ, картины, бронза, фарфор, скульптура, гравюры, предметы художественных промыслов - все это подлежит сохранению и защите". Члены Общества рассылали ходатайства, препятствуя разрушению художественных ценностей, устраивали выставки, читали лекции, печатали брошюры и художественные издания.

Барон, однако, устраивал не только выставки, но и скандалы. В Петербургском свете и богемных кругах Кока Врангель был знаменитостью. "У него был талант смеха. Не было такого пустяка, которого он своим прикосновением не превратил в предмет прелестного замечания, едкой шутки". Барон состоял в близкой дружбе со всеми столичными, провинциальными и иностранными своднями. Врангель входил в число известнейших столичных денди, лидером которых был Сергей Маковский. "Веселые, элегантные, высокого роста, носившие монокли", - так, словно былинных богатырей, описывал их Г.К. Лукомский, а про самого Врангеля добавлял: "статный, с горящими, темными глазами, увлеченный всем, что есть красивого, обладающий поразительной эрудицией и памятью". А раскрепощенные футуристы всю эту компанию именовали "Адамами в манишках".

По воспоминаниям П.П. Вейнера Врангель не останавливался пред самыми "непечатными" словами, если они подходили для его юмора или красного словца, бившего непрестанным фонтаном. "Так, было у меня стихотворное послание, где смешной элемент заключался в том, что самые непристойные слова нанизывались без смысла, для рифмы, и всевозможные небылицы и пороки относились именно к тем, кому не было никакого основания их приписывать. Часто для этих шуток служили поводом какие-нибудь в нашем кругу известные случаи и разговоры, посторонним без объяснения непонятные, - и на каком ложном пути были бы те, кто из этого материала вздумал бы строить выводы, считая это документами!" Так что воспринимать буквально все эпатажные эротические подробности приключений Врангеля не стоит. В начале ХХ века, когда гомосексуализм в среде богемы перестал быть сугубо интимной сферой, он приобрел социальный оттенок и во многом стал инструментом эпатажа обывателей, так что многие стремились "казаться грешными". Вполне вероятно, что в описываемых Врангелем "сексуальных подвигах" присутствует элемент сознательного преувеличения, тем более что один из "героев" - примерный семьянин и однолюб Бенуа.

На любительских вечерах барон выступал и с декламациями собственных стихов. Однако за всю жизнь Врангель не опубликовал ни одного своего поэтического опуса. Помимо "отвлеченной" лирики (Там, где плещет волна далеко от земли/Там, где зарево солнца восходит вдали, /Там печальная чайка кого-то зовет,/Замедляя свой быстрый полет...), он сочинял шутливые послания друзьям и барышням, а также откровенную похабщину. Скандальной славы Врангелю добавило и то, что он разорил московского миллионера М.К. Ушкова, да и его (неизданные) мемуары "Пакости о моих ближних". Недаром в 1910 году барона шутливо избрали "профессором похабности" в Институте истории Искусств.

В.Верещагин, познакомившийся с бароном в начале 1907 года, отмечал, что "репутация трудоспособности Врангеля, значительно опередила славу его таланта". Активность барона способствовала и созданию внешне противоречивого образа. И друзья, и газетные репортеры писали о нем, словно о вездесущем Фигаро, к тому же постоянно меняющем свои маски. "Вспоминая Врангеля, я себе его представляю двояким: то с пытливо сосредоточенным почти насупленным лицом, отражающим его заботу о каких-то исследованиях, то - смеющимся, дразнящим и даже шаловливым, - писал А.Бенуа. Барон Врангель, "неутомимый труженик и пламенный художник слова, пишущий сразу, почти без единой помарки", успевал бывать "на всех балах, премьерах, в вернисажах, в заседаниях, в любительских спектаклях", работать "ранним утром и поздней ночью", заниматься "то в публичной библиотеке, то в институте Истории Искусств, то в архиве Адмиралтейства, Градоначальства, то в Департаменте герольдии Сената, то в Министерстве иностранных дел и почти ежедневно в Академии Художества, а кроме того, обязательно на службе, в Эрмитаже"... "Являлось почти загадкой для всех мало знавших Врангеля, когда, в сущности, он работал? Но лица, близко его знавшие, поражались как раз обратному: когда же находит он время для посещения всех этих спектаклей, вернисажей и кабаре?", - отмечал Г.К. Лукомский. "Он совершил труды, которых при нормальных условиях хватило бы на десятерых", - патетически восклицал А.Левинсон, перечисляя основные вехи творческой биографии ученого. "Работаю как молодая тигра", - сообщал Врангель об интенсивности своего труда в послании к Бенуа.

В это время, в 1907 году, начинает издаваться (до 1916 года) ежемесячный журнал "Старые годы". Издавали его П.П. Вейнер и В.А. Верещагин, чтобы "вглядеться в ушедшие эпохи, их скрытое великолепие, сохранить, не утратив и крупицы былого". Однако душой, вдохновителем этой "прекрасной затеи" был Н.Н. Врангель, именно его статьи открывают многие сборники, среди них "Помещичья Россия" - исследование о русской усадьбе, ее обитателях - "культурном дворянстве, которое берегло и любило красоту жизни". Именно в "Помещичьей России" за обязательной врангелевской археологической научностью открывается сентиментальное и поэтическое начало, за каталожным перечнем имен и дат возникают образы ушедших эпох и милых мелочей: "Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев, сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду…" "Душа, заводила и вдохновитель" - так определил Бенуа роль Врангеля в журнале "Старые годы", авторитетном историко-художественном издании тех лет и одном из самых почитаемых источников для искусствоведов последующих поколений.

Однако издания по искусству как не окупаются сегодня, так не окупались и в начале ХХ века, финансовые трудности беспокоили издателей и тогда. Журнал "Старые годы", общепризнанное "модное" издание, являлся убыточным предприятием, имея всего 300 подписчиков. Вся работа редакционного комитета велась "на общественных началах" и не оплачивалась. Это обстоятельство стало одной из причин ухода Врангеля в 1911 году в "Аполлон" Маковского в качестве соредактора. Хотя и там случались проблемы. Об одной из них Врангель писал секретарю "Аполлона" Е.А. Зноско-Боровскому: "Ровно шесть недель тому назад мною было заявлено управляющему делами "Аполлона" г-ну Кранцу мое желание получить следующий мне гонорар за три месяца. Г-н Кранц просил меня зайти через два дня и когда я зашел, извинился, обещая через день доставить мне на дом. Пять недель спустя, неделю тому назад, я и А.А. Трубников вновь заявили о том же. Г-н Кранц извинился и просил зайти на другой день, что мы и исполнили. Г-н Кранц извинился и просил зайти на третий день, причем это повторилось четыре раза... Если в "Аполлоне" денег нет, то об этом нам, близким сотрудникам, можно заявить прямо и мы готовы чем только можем вполне безвозмездно быть ему полезными..." Да и в Эрмитаже Н.Н. Врангель в течение нескольких лет работал безвозмездно, числясь "кандидатом на классную должность", и только с середины 1912 года ему как "столь выдающемуся и ценному сотруднику", по ходатайству Д.И. Толстого, стали выплачивать вознаграждение.

С появлением в 1909 году журнала "Аполлон" Н.Врангель стал членом его редакции, а с 1911 года, вместе с С.К. Маковским - его редактором. И в эти напряженные годы, когда приходилось совмещать работу в Эрмитаже, в Обществе защиты памятников искусства и старины, лекции в Институте истории искусств, он и тогда находил время для того, чтобы являться колоритной личностью богемного Петербурга, острословом и насмешником, автором эпиграмм и анекдотов. "Удивительное сочетание противоречий, - писал князь Волконский, - как же о Коке Врангеле говорить без парадокса, когда он сам был парадокс?.. Я затруднился бы определить, что будет правильнее сказать о Врангеле: что для него не было на свете ничего святого или что не было на свете ничего, что не было бы для него свято… Способность, скажем, не сжечь, а поджечь то, чему поклонялся, - никогда не покидала его".

Быть общим любимцем Врангелю позволяла легкость натуры. Он насмешничал как над другими, так и над собой. Легкий скепсис к самому себе всегда сопутствовал ему даже в самых искренних увлечениях. С напускной беспечностью он сносил враждебное отношение со стороны почтенной академической профессуры. По свидетельствам современников, барон был человеком "крайних увлечений", и внешние противоречия он подчеркивал и в своих героях. Так, любезную его сердцу императрицу , сочетавшую "царственную пышность с простонародным пряником", он сравнивал с "Евангелием в окладе рококо". Или , чье правление барон называл "чудовищным кошмаром", в то же время был охарактеризован как "странный и пленительный".

В октябре 1912 года был сформирован выставочный комитет под председательством П.Ю. Сюзора, куда вошли представители от всех министерств и ведомств, ведущие художественные деятели Петербурга и Москвы - Альб.Н., А.Н. и Л.Н. Бенуа, Ф.Г. Беренштам, П.П. Вейнер, Н.Н. Врангель, О.Э. Визель, И.Э. Грабарь. В.В. Матэ, Н.И. Романов, А.Е. Фелькерзам, И.Е. Цветков. Судя по материалам заседаний, экспонаты новой выставки отличались разнообразием - исторические документы, парадные платья высочайших особ, декоративно-прикладное искусство, мебель, произведения живописи, в том числе дары европейских дворов, такие как гобелены, подаренные Людовиком XVI, или "Снятие с креста" Рубенса и "Христос" Рембрандта. Планировалось представить и рисунки членов императорской фамилии. Письма с просьбой о присылке интересных экспонатов рассылались хранителям музеев во все губернии. Но "потонувший" в необъятном материале громоздкий и разношерстный комитет не мог договориться о характере будущей экспозиции - общедоступной "для широких масс". Сроки открытия выставки, намеченные на конец февраля 1913 года, все оттягивались. В апреле 1913 года Врангель для спасения дела предложил полностью передать ему дело организации выставки. Последовал отказ, после которого "группа Врангеля" заявила о своем уходе, а выставка, перенесенная на конец года, так и не была открыта...

В предвоенные годы барон Н.Врангель был завсегдатаем артистического кабаре "Бродячая собака", где собиралась столичная богема: , А.Крученых, Б.Лифшиц, К.Бальмонт, В.Хлебников, С.Судейкин, П.Богданова-Бельская, А.Ахматова... Многих из них барон собирался привлечь к участию в грандиозном проекте, предполагавшем организацию в Петербурге дешевых театральных зрелищ и разнообразных увеселений. Август 1914-го разрушил планы, заставил отказаться от замыслов...

Мировую бойню, которая несет крушение всей культурной эпохи, Врангель воспринимал как неизбежное испытание, ниспосланное Богом. В день обнародования царского манифеста о войне Н.Н. Врангель сделал первую запись в своем дневнике: "Мне думается, что грядущая Война, в которой все Великие Державы примут участие, - разрешение вековечного вопроса о борьбе двух начал: божеского и человеческого. Дай Бог, чтобы страшная война дала жизнь первому Началу, ибо только оно и живительно и многообразно и только ему и нет конца".

В первые дни войны Н.Врангель вместе с другими сотрудниками Императорского Эрмитажа готовит музейные ценности к отправке в Москву. В дневнике он пишет и о настроениях столичных жителей, о слухах про "немецких шпионов", о волнениях в ходе мобилизации в Сибири. Подчас он пребывает в грустном настроении: "Стыдно... Опять ощущение, которое я теперь испытываю от своего вынужденного бездействия. Чувствуешь себя каким-то тунеядцем, не имеющим права на существование. Страшное дело, но те интересы, которыми жили до сих пор, кажутся ныне совершенно пустяшными, и прежние ценности не стоят ничего". В начале августа он задумал издавать газету для солдат с целью "установления тесной и непрерывной связи сражающегося за родину воина со всем тем, что ему, наравне с защитой Отечества, наиболее дорого - с семьей и хозяйством". Однако ходатайство об издании газеты не увенчалось успехом из-за отказа в денежной субсидии. Томясь без активной деятельности, он искал возможности применить свои способности. Вскоре Н.Врангель стал работать в организации Красного креста Северного района, проводя дни на вокзале, где встречал санитарные поезда и распределял раненых по столичным лазаретам. В октябре 1914 года он добровольцем отбыл на войну уполномоченным санитарного поезда № 81 имени великой княжны Ольги Николаевны.

"Кошмар, который я видел сегодня, превосходит все, что можно себе вообразить. Здесь в лазаретах на 200 человек помещается 2500 стонущих, кричащих, плачущих и бредящих несчастных. В душных комнатах, еле освещенных огарками свечей, в грязной соломе валяются на полу полумертвые люди. Узнав, что явилась возможность уехать из этого ада, все способные хоть кое-как двигаться, - часто безрукие, безногие, полуживые, - ползком, волоча свои тела, добрались до станции. Вопли и мольбы наполняли воздух ужасом и смертью. Этой картины я никогда не позабуду, сколько бы мне ни пришлось прожить", - писал Николай Врангель в дневнике.

В апреле 1915 года Н.Н. Врангель принял предложение главноуполномоченного Красного креста по Северному району написать очерк о деятельности этой организации в первый год войны. С целью сбора сведений барон вместе со своим другом, С.Бертенсоном, обследовал учреждения Красного креста в Вильно, Митаве, Полоцке, Витебске, побывал на передовых позициях. В мае, вернувшись в Варшаву, друзья приступили к написанию книги. Однако вскоре, рассказывает С.Бертенсон, "Врангель заболел. Врачи определили у него желтуху, и сперва болезнь его как будто не внушала никаких опасений, он даже немного работал. Но затем неожиданно произошло резкое ухудшение и, пробыв сутки без сознания, 15 июня 1915 года в 10 часов 30 минут утра он скончался". Скоропостижная смерть барона в неполные 35 лет в Варшавском военном госпитале поразила современников. Они с горечью говорили о несвоевременности его ухода. Но эта смерть оказалась по сути "счастливым жребием". Врангель не повторил пути А.А. Трубникова, написавшего в парижской эмиграции мемуары "От Императорского музея к Блошиному рынку". Избежал он и участи П.П. Вейнера, который полупарализованным инвалидом был расстрелян в подвалах ленинградского ОГПУ в 1931 году.

Н.Н. Врангель был похоронен 19 июня 1915 года в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могилу ждала печальная судьба. В 1920-1930-е годы надгробия официально "признанных" исторических деятелей переносились на другие кладбища, а оставшиеся на заброшенном Никольском подвергались разграблению и разрушению. В конце 1950-х участок кладбища, на котором покоилось тело Н.Н. Врангеля, был "отрезан" для строительства автомобильной развязки к новому мосту через Неву, могила барона была утрачена. Лишь весной 2004 года энтузиастами был установлен символический крест на Никольском кладбище.

После смерти Н.Н.Врангеля остался большой архив. А.Бенуа писал: "Материалов у Врангеля осталось неисчислимая масса. Очень ценны должны быть также те записки, которые он делал во время своих путешествий по России и Европе. Что теперь со всем этим станется?" И судьба архива барона была печальной. Материалы были разбиты, переданы в различные учреждения - в Императорскую Академию наук, Пушкинский дом, Музей императора Александра III, Институт истории искусств. Большая часть архива была попросту утеряна, отдельные документы из него появлялись на аукционах вплоть до 1950-х годов.

В 1916 году предполагалось начать издание пятитомного собрания сочинений Н.Н. Врангеля, которое, однако, в условиях войны осуществить не удалось. Тем более оно стало невозможно после октября 1917 года. Тогда тень "Черного барона", белогвардейского генерала и главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Петра Врангеля легла на наследие его младшего брата. В советское время была опубликована лишь одна небольшая статья "брата того самого" - в 1934 году, фрагменты нескольких его писем публиковались в ряде изданий в 1955 и 1974 годах. Интерес к творческому наследию барона Н.Н. Врангеля обозначился лишь с конца 1980-х гг.

Искусствовед барон Николай Николаевич Врангель принадлежит к самым ярким и характерным фигурам эпохи. Впрочем, определение "искусствовед" не исчерпывает роли Врангеля в отечественной культуре. Его перу принадлежит множество научных трудов по истории искусства, он публиковался в журналах, организовывал выставки, читал лекции в Институте истории искусств, работал в Эрмитаже и Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, собирал русскую графику, живопись и скульптуру. Он не учился в университете, не имел специального образования, но он был человеком высокого таланта и эрудиции, великим патриотом России. Он, отпускавший язвительные пассажи о провинциализме русского искусства, показывал пример настоящей любви к Родине, без фальшивого пафоса и дешевого умиления. Он был одним из тех образцов беззаветного служения искусству, кто сделал Серебряный век столь притягательным для потомков.

"Перечел статью Врангеля после долгого перерыва и не могу вновь не переживать того восторга, что вызывают почти все его статьи, увлекательные, живые, с самостоятельным, иногда неожиданным суждением по вопросам не только искусства, но истории вообще и быта. Сколько огня, сколько культурности взгляда на все! Сколько знаний, вложенных в немногие слова, и которые как будто дались ему даром, родились с ним! Но сколько работы, изысканий, эрудиции обнаруживают примечания! Недаром он создал школу, где - увы! - никто пока к нему не приблизился!"

П.П. Вейнер

Петр Николаевич Врангель родился в 1878 году в Ковенской губернии в дворянской семье. Предки занимались военной службой, отец же его, военным не был, а владел страховым обществом в Ростове-на-Дону. Все свое детство и юность Петр провел в этом славном городе.

В 1900 году окончил Горный институт в Санкт-Петербурге и, поначалу даже не помышлял о карьере военного. После института проходил воинскую повинность. За это время он получил офицерский чин и решил, что будет служить в армии.

Ушел добровольцем на войну с Японией, за храбрость и мужество заслужил ордена Святой Анны и . Повоевав, Петр Николаевич понял, где его жизненное предназначение. В 1909 году оканчивает Николаевскую академию Генштаба, через год офицерскую школу.

Вскоре он женился, и от брака с Ольгой Михайловной Иваненко, у него родились две дочери. Позже, в эмиграции, у него появился и сын.

В Первой мировой, Врангель воевал в Восточной Пруссии, причем так удачно, что проявив немалую храбрость захватил германские орудия,и удостоился . В конце 1914 года стал полковником. Февральскую революцию Петр Николаевич переносил очень тяжело. Он был истинным , и Временное правительство не имело для него авторитета, а войну все же надо было закончить.

Когда началось формирование , и Добровольческой армии, Врангель жил с семьей в Ялте. Вскоре узнав о положение дел на Кубани, кинулся на борьбу с большевизмом. Он был назначен командиром конной дивизии. Его долго не считали своим, однако благодаря своим личным качествам, быстро завоевал авторитет у солдат и офицеров. В боях за Ставрополь Врангель получил звание генерала -лейтенанта, и стал командовать Кавказской добровольческой армией.

Весной 1919 года между Петром Николаевичем и Деникиным начинается первый конфликт. Врангель говорит о необходимости вести войска на Царицын, который следует взять, а потом соединиться с войсками и, создав единый фронт, идти на Москву. Деникин испытывал неприязнь к Врангелю, и отверг его план. А он все же провел царицынскую операцию, однако колчаковцы покатились назад, и создать единый фронт не удалось.

В октябре 1919 началось отступление Вооруженных сил Юга России. В момент отступлений, Деникин назначает Врангеля командующим войсками. Вскоре в армии начинаются брожения и дела Врангеля и Деникина перерастают в открытый конфликт. Деникин отправляет Врангеля в отставку. Однако Антон Иванович вскоре покидает Россию, и Врангель опять становится командующим войск Юга России. Армия оказалась запертой в Крыму. Врангель не грезил о Москве, он стремился к созданию порядка хотя бы на клочке русской земли.

Красные бросают против него все свои силы, они сильно превосходят в численности армию Петра Николаевича, и он начинает эвакуацию армии из Крыма. На заранее приготовленных судах, 150 тысяч человек, с мечом в руках, боровшихся за русскую идею, навсегда покидают Россию.

Врангель испытал на себе покушение союзников на его жизнь. Антанта требовала разоружения беженцев и их возвращения в России, где большевики, мол, обещают амнистию. Петр Николаевич не мог, конечно же, выполнить их требования. В 1921 году большая часть армии Врангеля была вывезена в Болгарию и Сербию. В 1924 году он создает Русский-Обще-Воинский союз. Цель союза сохранить боевой дух остатков русской армии, и создать почву для нового антибольшевистского похода в Россию.

Он был убит (25.04.1928г) агентом большевиков в 50-ти летнем возрасте. Врангель является олицетворением непримиримой борьбы с большевизмом. Петр Николаевич сильно проявил себя и как военный, и как общественно - государственный деятель.Был убежденным монархистом, и как подобает таким людям, сложил свою голову: «За Веру, За Царя, Отечество!

Петр Врангель родился в 1878 году в дворянской семье. Род Врангеля вошел в историю еще в XIII веке – в те времена жил Генрикус де Врангель, тевтонский рыцарь, прославившийся подвигами на военном поприще. Будущий «белый» главнокомандующий был прямым потомком Германа Старшего – военного, жившего в XVII веке. Практически все родственники Петра Врангеля по мужской линии были связаны с военным делом – они участвовали практически во всех войнах, которые вела Россия. Представители рода Врангелей становились известными общественными деятелями, государственными служащими, имели обширные родственные связи.

Поместье Врангелей располагалось в Ростове. Николай Врангель – отец будущего «белого» командира – работал в обществе пароходства и торговли. Детские годы Петра Врангеля прошли в Ростове – мальчик с раннего возраста проявлял интерес к охоте, отлично стрелял, отличался ловкостью, хорошей реакцией, силой.

В 1895 году в семье произошло несчастье – трагическая гибель младшего сына, которая вынудила Врангелей переехать в Санкт-Петербург. Там у известного рода тоже были связи – Николай Врангель начал работу в финансовых кругах города, а Петр поступил в Горный институт. На тот момент это учебное заведение считалось одним из наиболее престижных. Врангель выделялся из общей массы студентов своими взглядами и воспитанием, обладал неординарной аристократической внешностью – был быстро принят в высшее общество города. В 1901 году Петр Врангель блистательно окончил обучение в институте. В студенческие годы окончательно оформились его политические взгляды – Врангель был убежденным монархистом.

После обучения Врангель попал в Конный полк, что было традиционно для мужчин его рода – этот полк считался одним из элитных, поскольку главнокомандующим был сам российский император. Через год будущий главнокомандующий получил звание корнета. Однако, характер сыграл с ним злую шутку. Пьяная выходка Врангеля вызвала интерес у офицеров полка, поскольку свидетелем стал сам командир Трубецкой. Шалость закрыла для молодого Врангеля все пути для развития и карьерного роста в Конном полку.

Врангель становится чиновником при генерал-губернаторе А.Пантелееве. Однако, через два года начинается – Петр Николаевич отправляется добровольцем в Маньчжурскую армию. Здесь Врангель заведет множество полезных знакомств, которые помогут в его будущей карьере.

В ходе военных действий Врангель неоднократно отличился, проявив отвагу и доблесть. Во время войны получил чин сотника казачьих войск, а после боевых действий – стал подъесаулом.

После русско-японской войны поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую блестяще окончил в 1910 году, но развиваться в качестве служащего штаба не пожелал, поэтому отправился в кавалерийскую школу, а через два года поступил на службу в свой полк.

Во время Первой мировой войны проявил себя, как доблестный воин – известен подвиг Врангеля, когда ему удалось атаковать противника конным войском и захватить их орудия. Это произошло в Каушенском бою – маневр был не только героическим, но и единственным конным сражением за время войны. За свой подвиг Врангель получил орден Святого Георгия. В 1915 году был отмечен Георгиевским оружием.

После Первой мировой войны за заслуги получил звание генерал-майора. Врангель был назначен командиром Конного корпуса, но в следствие революции в стране в командование не вступил. Врангель считал революционеров-большевиков врагами Родины и отказался служить им.

Врангелю предложили вступить на службу к гетману Скоропадскому – лидеру Украинской державы. Фактически правление Скоропадского было полностью подчинено немецкой администрации, которой принадлежала реальная власть на украинских территориях. Врангель отказался служить немцам, против которых воевал во время Первой мировой войны. В 1918 году отправился на Дон, где в то время формировалась Добровольческая армия.

Врангель является одним из наиболее известных лидеров Белого Движения – он олицетворял идеалы большинства «белых» офицеров: дворянин, монархист, получивший прекрасное образование и огромный опыт военных действий. На втором этапе Гражданской войны Врангель возглавил Кавказскую армию. Именно благодаря решительным действиям Врангеля в 1919 году был взят Царицин.

Врангель был командующим конными отрядами. Изначально у него сложились непростые отношения с Деникиным – их взгляды на ведение боя кардинально отличались. Врангель критиковал «Московскую директиву» Деникина, считая ее губительной для войска. Он считал, что Добровольческая армия Юга должна соединиться с отрядами Колчака. В 1919 году некоторое время командовал войсками, действовавшими в московском направлении, но разногласий с командованием не прекратил и был отстранен от командования.

1920 году А.Деникин оставил должность главнокомандующего Добровольческой армии, а на его место был выбран Врангель, который на тот момент пребывал в Константинополе.

Врангель стал главнокомандующим в сложный период – «белые» проигрывали не только на фронтах, но и во внешней и внутренней политике. Петр Николаевич пытался укрепить поддержку «белых» среди населения. Пытался заключить мирное соглашение и получить поддержку от лидера Директории УНР – С.Петлюры, обещая признание независимости Украины. Однако, к тому времени и сам Петлюра потерял контроль над территориями. Наладить контакты с повстанческими соединениями также не удалось – махновцы расстреляли переговорщиков, посланных Врангелем. В период руководства Белой армией, Врангель предпринял попытку создания государственного образования в Крыму, но уже в 1920 году большевики выбили «белых» из Крыма.

Как и многие другие «белые» командиры, Врангель оказался в эмиграции. Жил в Бельгии, Югославии, Турции. Умер в Брюсселе в 1928 году.