Самые высокие октавы голоса. Диапазон голоса: что это

Если Вы занимаетесь вокалом (дома или с преподавателем - неважно), то Вы должны знать о таком понятии, как диапазон голоса . Давайте разберемся, что это такое, как определить и расширить диапазон голоса. В конце посмотрим, какой существует самый большой диапазон голоса в мире.

Диапазон голоса - это, можно сказать, вокальные способности человека. У каждого человека существует свой диапазон от рождения. При необходимости (например, чтобы стать вокалистом) диапазон голоса можно расширить с помощью упражнений.


Диапазон также может зависеть от того, насколько у Вас развиты . Их четыре:

  • шумовой;
  • речевой;
  • головной;
  • свистковый.

Виды диапазона голоса: звуковой и певческий

  • звуковой диапазон;
  • певческий диапазон.

Дело в том, что если говорить о звуковом диапазоне, то он может быть шире. Например, Вы можете издавать очень низкие звуки, или очень высокие - смех, громкие возгласы, крик. Но такие звуки ведь не применишь в пении? Да и смотреться это будет некрасиво. Поэтому певческий диапазон - это только те ноты, которые Вы можете спеть.

К тому же, в певческом диапазоне Вы применяете только речевой и головной регистры , а шумовой и свистковый - нет. Тогда как при определении звукового диапазона применяются все регистры.

Как определить диапазон голоса?

  • самостоятельно (с помощью пианино);
  • обратиться за помощью к преподавателю по вокалу;
  • сходить на прием к врачу фониатору.

Как определить диапазон голоса самостоятельно?

  1. Попробуйте сейчас спеть самую низкую ноту, которую только возможно.
  2. Найдите ее на пианино, а также запишите.
  3. Далее двигайтесь наверх голосом, при этом двигайтесь вверх на пианино. Когда Вы уже не сможете подниматься голосом вверх - запишите ноту, на которой Вы остановились.
  4. Расстояние от первой (низкой) ноты до последней (высокой) и будет Вашим диапазоном голоса .


Необязательно, что у Вас будет именно такой рисунок диапазона.

Обратиться за помощью к преподавателю по вокалу

Если Вы не можете по каким-то причинам определить диапазон голоса самостоятельно, то Вы можете попросить помощи у своего педагога по вокалу. Если его у Вас нет - можно специально записаться на пару занятий, чтобы учитель помог Вам определиться с важными понятиями, помог определить диапазон, тембр, тип голоса. А уже после этого Вы можете продолжать .

Как же педагог по вокалу сможет определить диапазон? Точно также, как если бы мы делали это самостоятельно - с помощью пианино. Но он сможет сказать это более точно.

Сходить на прием к врачу фониатру

Врач фониатр - это специалист по изучению голоса. Многие вокалисты часто ходят к такому врачу по любому поводу - определить тип голоса, тембр, при любых проблемах с голосом - сел, охрип и т. д.


Если обратиться к фониатру, то он очень точно поможет Вам определить диапазон голоса. А также скажет, как правильно расширить диапазон, насколько можно его расширить и куда именно - вниз или вверх. Кстати, расширить диапазон голоса можно и самостоятельно, об этом ниже.

Как расширить диапазон голоса? Упражнения

Перед тем, как узнать "Как расширить диапазон голоса ", нужно определиться, можно ли его развивать. Например, до 7-9 лет диапазон лучше вовсе не пытаться развить, потому как это бесполезно. В таком юном возрасте он не развивается.

Также необходимо понимать, что до 21-24 лет (у мужчин) и до 18-21 (у женщин) организм, а значит и голос, считается не сформированным до конца. Поэтому желательно начинать нагружать голос только при сформированном организме.

Упражнения для расширения диапазона

Следующие упражнения и советы помогут Вам расширить диапазон голоса самостоятельно.

  1. . Это очень важно, потому как без правильного дыхания Вы не сможете не то что расширить диапазон, но и вообще сложно научиться петь. Также необходимо правильно , то есть обрести вокальную опору, которая также основывается на правильном дыхании.
  2. Лестница . Для этого упражнения нужно иметь перед собой пианино. Берем любую удобную гласную и поем по октавам: до -ре-ми-фа-соль-ля-си-до . Далее от ноты ре: ре -ми-фа-соль-ля-си-до-ре . И так далее, все время двигаясь вверх.
  3. Пойте песни, где диапазон шире Вашего . Специально ищите такие песни и пытайтесь петь ноты, которые пока Вам недоступны. Но ни в коем случае не переусердствуйте, иначе Вы можете повредить свой голос. Если чувствуете усталость или боль в голосе, то отдохните.

Посмотрите видео, где профессиональный вокалист также дает некоторые упражнения для расширения диапазона:

В любом случае, если у Вас есть возможность, обратитесь к педагогу по вокалу, который подберет упражнения и поможет увеличить диапазон голоса, исходя из типа Вашего голоса.

Самый большой диапазон голоса в мире

Диапазон большинства певцов на эстраде - около 2-х октав. Но как Вы думаете, какой самый широкий диапазон голоса в мире? Вы не поверите - 5 октав и 1 тон . Таким голосом обладает певица из Санкт Петербурга - Татьяна долгополова .


Татьяна даже попала в книгу рекордов Гиннеса, как обладательница самого широкого диапазона голоса.

Также истории были известны и другие певцы с очень большим диапазоном голоса:

  • Има Сумак - 5 октав.
  • Сергей Пенкин - 4 октавы.

Заключение

Вот Вы и узнали про очень важную тему - диапазон голоса. Развивайте диапазон голоса правильно, чтобы не навредить голоса. Никогда не насилуйте голос, иначе это может плохо на нем сказаться. Удачи!

Данный текст является плодом нездоровой идеи написать некий фак для тех, кто не занимается вокалом, не интересуется упражнениями и терминологией, но любит музыку и не прочь напеть любимые песни под гитару. Или оценить возможности вокалистов любимых групп и их место в вокальной иерархии. Наконец, для тех кому просто интересно, чем тенор в принципе отличается от баса.

Здесь я не буду нудеть о таких радостях, как дыхание, "опора", "купол" - о них и так написано дофига, причем понять из написанного ниче невозможно, пока пару лет сам не поообламываешь рога об эти вещи.
Я просто по-возможности доступно расскажу о том, как устроен изнутри певческий голос и какие голоса встречаются в дикой природе.
В общем, я попытаюсь написать такой текст, который в свое время весьма бы пригодился мне, но почему-то тогда на глаза не попался.

Начнем с самого простого, понятного и интересного. Диапазон. Какой вообще бывает диапазон у певческих голосов? Вы удивитесь но он, в общем, достаточно невелик. Профессиональному оперному певцу полагается иметь 2 октавы. Причем произведений, реально задействующих эти две октавы целиком сравнительно немного. Обычно нужна где-то октава-полторы. Ну а в попсе, у бардов и в русском роге - бывает и полоктавы достаточно.

Две октавы - это много или мало? Для сравнения: классическая гитара позволяет извлечь 3.5 октавы, электро ~ 4, мой синтезатор "Ямахо" - 5 октав, фортепьяно ~7.3 октавы.
Кажется немного. На самом деле тут следует пояснить, что такое "диапазон профессионального певца". Под этим подразумеваются такие ноты, которые он споет, будучи разбуженным посреди ночи с простудой и с тяжкого бодуна. Т.е. такие ноты, которые всегда при нем и которые он уверенно издает, приходя день за днем на работу. Кроме того, само собой подразумевается красивое, музыкальное, правильное звучание всех нот диапазона, а еще выровненное по тембру и динамике (т.е. громкости). А также "полетное", т.е. голос профессионального оперного певца должен быть всегда слышен зрителям в последнему ряду. Нет, это не то же самое, что "громко".
Итак, заполучить эти две октавы - серьезная работа, на которую тратятся годы в муз. училищах и консерваториях.

Вообще говоря, кроме упомянутых двух "профессиональных" октав, в голосе могут быть еще дополнительные ноты. Снизу или даже сверху. Но их немного, вряд ли больше терции туда или обратно. Чаще эти ноты бывают у женщин, у них диапазон чуть побольше. Так или иначе, современный оперный материал эти ноты не востребует (под "современным" я тут понимаю нынешний репертуар оперных театров, фактически с рядом оговорок можно считать, что "современная" опера начинается с композитора Верди).

А как же быть с периодически встречающимися рассказами о певцах с диапазонами в 3-4-5 октав? Да так и быть. Спросить, как меряли данный диапазон. А меряли его, скорей всего, с включением всех непевческих звуков. То бишь от отрыжки до визга при прижатии дверью. Обычно подобные утверждения - либо реклама, либо мальчики и девочки на форумах меряются друг с дружкой виртуальными приборами.

И есть еще одна вещь, о которой надо тут сразу упомянуть. Так сказать, третья октава из кустов. Фальцет.
В общем, это такой режим работы мужского голоса, когда он звучит как женский. Ну, все слышали Витаса?
Или вот послушаем одного из лучших вокалистов в современном роке - Мэта Беллами, мастерски владеющего фальцетом и легко переходящего с него на основной голос, что вкупе с его тенором и дает 3 октавы.

В приведенной вещи все спето фальцетом

Мужской академический вокал использование фальцета не подразумевает, разве что в качестве характерной краски. В любом случае, в диапазон эти ноты не включаются. Хотя бывает так, что мужик целиком поет все фальцетом, т.е. женским голосом. Таких кадров называют контр-тенорами, обычно они поют репертуар сопрано или меццо-сопрано и по звуку от них малоотличимы.
Чтоб не забыть про женщин, надо сказать, что у них есть свой "фальцет" - называется свистковый регистр, используется крайне редко.

В этом месте хотелось бы чуть подробнее рассказать о типах голоса, раз уж пошла такая бадяга. По-большому счету их 6: три мужских (от высокого к низкому - тенор, баритон, бас), три женских (сопрано, меццо-сопрано, контральт дел... контральто). Каждый мужской голос примерно на октаву ниже соответствующего женского. Правда тут надо иметь в виду, что каждый из типов голосов делится еще минимум на два: лирический (высокий, светлый) и драматический (низкий, более плотный и сильный). Максимум же голоса делятся на стопицот разновидностей, в зависимости от гикнутости того или иного исследователя. Больше всего разнообразия наблюдается среди сопран и басов, что логично.

Большинство мужиков по статистике баритоны. Так что, если вы - мужык, то, скорей всего, вы - баритон, если нет причин подозревать обратное. Если есть причины, то, вполне возможно, все равно баритон - точно тип голоса может определить только специалист, и то, бывает, промахиваются. Т.е., если вы в разговоре все время басите, то это совсем не значит, что вы бас, а не тенор. Кроме того, в чистом виде перечисленные типы голосов встречаются редко, обычно что-то посередине между басом и баритоном, либо тенором и баритоном. Бывает и так, что певец начинает карьеру баритоном, а продолжает тенором. Классический пример - Пласидо Доминго.

Женщины же в большинстве своем обладают высоким голосом - сопрано. Меццо встречаются на порядок реже, а контральто ныне и вовсе вымирающий вид, сейчас их уже не особо и отделяют от меццо.

Обычно в процессе постановки голос приводят к звучанию, характерному для его типа, т.е. тенор орет тонким голосом, а бас бубнит толстым. Хотя в принципе это необязательно, можно пытаться изображать звук не своего типа, просто для каждого голоса есть свой как бы оптимальный тембр.
Меццо от сопрано по звуку отличить сложнее, а бывает и совсем нельзя.

Что касается современной эстрады, как рока, так и попсы - она почти полностью состоит из теноров или косящих под теноров. По-видимому, высокий голос больше соответствует эротическим фантазиям целевой аудитории (из девочек-подростков). Хотя в советской эстраде, да и в зарубежной середины XX века, было много баритонов. Некоторые из них (Гопзон, Лещенко) до сих пор паяют.

Насколько же отличаются друг от друга голоса по диапазону? На самом деле, не так сильно, для "соседних" голосов примерно на терцию, т.е. на 1.5-2 тона. В октаве, напоминаю, 12 полутонов или 6 тонов. Но надо понимать, что терция это немного, если брать ее с серединки диапазона, а вот если с верхней ноты - так там каждый полутон дается, как подъем на Эверест.

Наконец, последняя вещь насчет типов голосов. В общем, классификация данная применяется в академической музыке по одной причине: партии пишутся под тот или иной тип голоса, и соответственно причисление певца к тому или иному классу определяет оптимальный для него репертуар. В эстраде все иначе, там материал часто пишется под данного конкретного исполнителя (нередко им самим), и тут совершенно неважно, тенор он или колоратурный бас - есть возможность подобрать удобный материал под конкретный голос, а не под тип. Поэтому достоверно узнать, какой голос у того или иного исполнителя часто проблематично. А меж тем это иногда бывает полезно при перепевании чужого материала, так сказать сопоставить возможности оригинального исполнителя со своими.

Все, на сегодня устал. Во второй части попытаюсь написать о структуре голоса и о понятии тесситуры, а также сделать ряд практических выводов.
Надеюсь на бурное обсуждение текста, небольшой срачик в комментах также бы не помешал.

Напоследок предлагаю послушать хороших исполнителей.

Сергей Лемешев, лирический тенор.

Муслим Магомаев, баритон.

Федор Шаляпин, высокий бас.

Анна Нетребко, сопрано.

Елена Образцова, меццо-сопрано.


Диапазон - главное свойство человеческого голоса. В диапазоне есть октавы: чем их больше, тем диапазон лучше. Диапазонами можно меряться; если выходит не в вашу пользу, можно возразить, что у вас зато диапазон рабочий. Если окажется, что ваш диапазон 2-3 октавы или больше, нужно непременно похвастаться.
Поделюсь и я своими знаниями об этом предмете.

Итак, некоторые диапазоны:
1 октава. Используется как ругательство.
1,5 октавы. Это средний диапазон непоставленного голоса. Бывает меньше.
Этого же диапазона хватает для исполнения очень многих поп- и говнорок-песен. Ведь у тех, кто их поет, у самих обычно не больше.
2 октавы. Считается стандартом для профи.
Тут нужно внести ясность. Две октавы в понимании академистов - это очень и очень неслабо. Подразумевается, что нижняя нота слышна в театре на последних рядах, сквозь оркестр, при этом певец не давится. Верхняя нота тоже должна звучать - без качки, без тремоляции, хрипотцы, в натуральном тембре. И - самое главное - что-то выражать, передавать какое-то настроение.
Таких двух октав хватает почти на всё. Даже, замечу, на то, чтобы попонтоваться диапазоном.
В джазе он измеряется по-другому, и выходит намного больше - взять ту же Мэрайю Кэри.
Можно провести аналогию с ваттами. Например, советская магнитола (2х3,5Вт) и иностранная (380Вт) - сила звука почти одинакова.
3 октавы. Или очень много (если рабочий), или мало (если вверху фальцет, а внизу шепот).
А, пока не забыл. Маленький словарик.
_Фальцет_, или трехфазное колебание - режим работы гортани. Различают грудь/фальцет, голос/фальцет. В мужской диапазон НЕ ВХОДИТ.
Женские, контратеноровые и прочие голоса поют этим способом ПОЧТИ ВЕСЬ диапазон, поэтому говорить тут о фальцете не имеет смысла.
Эстрадные, народные, джазовые певицы поют двухфазным колебанием (сиречь грудью) до ре-фа второй октавы. Дальше действительно идет фальцет.
_Микст_ - а) плотный, опертый фальцет; б) СПОСОБ ПЕНИЯ, при котором "грудь" облегчается для плавного перехода на фальцет.
_Голова_ - а) головное резонирование. Необходимо на ВСЕМ диапазоне у всех голосов. б) верхний регистр, обычно у женщин.
Это я про ре2 головой вспомнил; ну да ладно. Пойдем дальше.
3,5 октавы. Александр Градский - пример того, как не надо измерять диапазон. Если у него три с половиной, так у меня тоже. Да-да! до-диез большой - соль второй. Могу и больше взять!
4 октавы. Сергей Пенкин, Диаманда Галас. Има Сумак. Jozek. Еще одна сакраментальная цифра - в массовом сознании синоним понятия "уникальный голос", поэтому все новички (я в том числе) ищут у себя четыре октавы.
5 октав. Мэрайя Кэри.
7 1/4 октав, ля субконтр - до5. Вот ЭТО действительно было в книге Гиннесса. Марита Гюнтер, ученица Альфреда Вольфсона.

Еще один штришок. Путаница с октавами.
Дело все в том... Дело все в том, что лень. Лень, например, писать для гитары два ключа, скрипичный и басовый - поэтому все гитарные ноты пишутся на октаву выше.
То же самое с мужским голосом - если записывать ноты в реальном звучании, получится много добавочных линий. Поэтому вокальные ноты (особенно теноровые) тоже пишут октавой выше.
Короче, запоминайте. Вторая октава в скрипичном ключе=первой в реальном звучании. Камертон: ля второй/ля первой. Первая струна: ми второй/ми первой. Запомнили?
Ну, раз запомнили, напишу теперь, что такое полный диапазон.
Полный диапазон, друзья, это когда у (академического) певца есть все ноты, которые нужны для его голоса. Таких нот обычно две октавы, отсюда и пошла сакраментальная цифра.

Тенор: до малой - до второй. Тенор-альтино - ми второй.
Баритон: ля-бемоль большой - ля-бемоль первой. Баритон-мартин - вся первая.
Бас-кантанте: фа-фа# большой - фа-фа# первой.
Бас-профундо: ре-ми большой - ми первой.
Бас-октавист: чем ниже, тем лучше. Фа контроктавы в самый раз.

Женские голоса - почти то же самое на октаву выше.
Колоратурные сопрано - фа третьей,
контртенора поют в меццо-сопрановом диапазоне.
Кастраты покрывали любой женский диапазон. У Фаринелли было три с половиной октавы; Морески на закате карьеры брал ми третьей.

- (праздники песен) в СССР традиц. массовые выступления самодеят. и проф. хор. коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого обществ. или политич. события. Программа П. п. обычно рассчитана на неск. дней и включает произв. хор.… … Музыкальная энциклопедия

- (итал. falsetto от falso (итал.) ложный) или фистула верхний головной регистр мужского певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя. Анатомически фальцет рождается… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тенор (значения). Основные вокальные диапазоны … Википедия

Основные вокальные диапазоны … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Баритон (значения). Основные вокальные диапазоны … Википедия

Основная статья: Бас … Википедия

- (ит. Castrato) исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов это сопрано и альт. Фаринелли (Farinelli), известный певец… … Википедия

Основные вокальные диапазоны … Википедия

Основные вокальные диапазоны … Википедия

Книги

  • Таблицы по инструментоведению. Инструменты симф., дух., эстрад. и рус. народ. оркестров, электроинструменты, певческие голоса. Изд. 4-е. Под ред. А. Радвиловича , . …
  • Крамбамбули. Застольные песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) , . Составители сборника решили собрать певческие музыкальные произведения, в которых так или иначе затронута вакхическая тема. В настоящий сборник вошли песни, романсы, арии, которые создавались…
12 сентября 2016, 19:55

Вокальный диапазон Эми составлял четыре октавы плюс одна нота.

Реальный диапазон Эми.

Реальный диапазон Адель долгое время составлял две с половиной октавы.

Сейчас она его увеличила (бросила курить), но все равно до трех не дотягивает (С3 - А5).

Певицам завышают диапазон так же нагло, как моделям - рост.

Доверяю только подтвержденным данным. То есть записям с соответствующими нотами. Хотя и они не на 100% правдивы: большинство звезд поет с бэк-вокалистами. На одном форуме Фарреллу Уильямсу приписали ноту, которую на самом деле взял кто-то из них.

У Бейонсе действительно очень хороший диапазон. Больше, чем у Адель. Но никакой F#2 я не слышу.

Не говоря уже о том, что в студии любую ноту можно изменить... И что еле слышный хрип или писк сложно назвать полноценным голосом.

Вот это больше похоже на правду (три с половиной).

Есть несколько сайтов (Diva Devotee, The Range Place и Critic Of Music), чьим данным можно хотя бы немного доверять. Они тоже склонны перехваливать и завышать. Но, по крайней мере, не берут данные с потолка, а опираются на источники.

Почему-то именно 4 октавы стали некоторым золотым стандартом, к которому все стремятся. Я, в общем, тоже формально могу вытянуть 4 октавы. Если считать свистки (которые не являются полноценными звуками, так как в них невозможна дикция согласных) и немного штробасса (он же fry) снизу - ровно 4 и выходит. Но едва ли это можно назвать настоящим пением.

Ни у одной из "четырехоктавных" певиц нет хитов во все 4 октавы. Даже у Мэрайи Кэри. Вот у нее, может, эти самые 4 и есть (по записям слышно, что диапазон явно больше, чем у других). Остальные либо врут, либо нагло пихают в "диапазон" все звуки, которые хотя бы иногда хоть как-то могут издать.

Диапазоны некоторых популярных исполнительниц, на чьих концертах я побывала

Никаких 4 октав вживую не заметно, даже 3 выглядят сомнительно. Chandelier не тянет, несмотря на высокий голос. Занижает всю песню на тон (как в видео ниже).

Флоренс Уэлч

DivaDevotee: 3 октавы 1 нота
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы

Леди Гага

Diva Devotee: 2 октавы и 7 нот
Critic Of Music: 3 октавы и 3 ноты
The Range Place: 3 октавы

Поет очень прилично, на этот раз данные выглядят правдоподобными. Правда, не скажу, что она прямо уж лучшая. Сиа и Фло звучали эффектнее.

3 (а не 4) октавы и есть хороший диапазон хорошего певца. 2 - маловато. 4 - преувеличение и фантазии либо один случай на миллион. К слову, у, возможно, лучшей певицы всех времен Уитни Хьюстон был именно такой диапазон (3 и 1 нота).

На самом деле

Диапазон - далеко не самое главное. Самое важное - правильное и уместное использование голоса. Где нужно - спеть мягко, где нужно - жестко, где-то прокричать, где-то прошептать, где-то проговорить - в общем, сделать из песни маленький спектакль.

Есть и противоположная точка зрения - типа диапазон вообще не важен. Тоже неправда. Больше нот - больше возможностей. Хотя, конечно, даже у самых талантливых людей они ограничены: так, у высоких голосов обычно невыразительные низы, а у низких - некрасивые верхи. Но, как мне кажется, именно из-за небольшого диапазона творчество Адель было несколько однообразным. Стоило чуть поработать - появилась Send My Love.

Некоторые певицы страдают oversinging - то есть всячески показывают, как они круто поют, забывая, что это не всегда интересно слушателю. Он хочет послушать песню, а натыкается на презентацию "смотрите, как я умею".

Джесси Джей очень любит oversinging. Именно поэтому ее творчество мне не близко.

А почему речь только о певицах? А как же певцы?

К сожалению, мужской вокал в популярной музыке на порядок ниже женского по качеству. Просто хорошо поющий мужчина - уже редкость. А певцов уровня Адель, Бейонсе, Уитни или Мэрайи почти и нет. Ни один в голову не приходит, кроме рок-ветеранов (Мэтт Беллами тоже уже, в общем, ветеран). Даже хваленый Сэм Смит поет просто хорошо и красиво. Но не феноменально.

Так уж повелось, что пением увлекаются в основном женщины и конкуренция среди них намного выше. Это очень заметно по шоу "Голос". Вот свежий пример. Будь он девушкой, не дошел бы даже до первого этапа кастинга. Но пол и нестандартный выбор песни (не слишком сложной, кстати) сыграли свою роль.

Закончим на позитивной ноте - Флоренс много не бывает:) Люблю, когда, кроме голоса, у человека есть еще и индивидуальность. А с этим, к сожалению, у многих плохо:)

P.S. Увлекаюсь пением несколько лет. Петь мечтала всегда, но не получалось раньше по разным обстоятельствам. Может, как-нибудь напишу пост о вокальных педагогах:)

1 октава - ругательство.
1,5 октавы - стандартный диапазон среднего начинающего вокалиста.
2 - 2,5 октавы - стандартный диапазон профессионального вокалиста.
2,5-3 - выше среднего.
3-3,5 - хороший диапазон хорошего профессионального вокалиста.
3,5-4 - редкость даже для хорошего профессионального вокалиста.
4+ - феномен.