В чем помогает Мария Египетская? Жизнеописание святой преподобной Марии Египетской. Икона отшельницы и события, изображенные на ней

В православии не так много женщин, причисленных к лику святых. Из истоков христианства к нам пришло почитание одной из самых известных женщин-святых - Марии Египетской.

Молитвы перед иконами дома заменяют многим людям походы во храм. Не у всех есть возможность ходить в церковь, чтобы помолиться. Молодым людям на выходных не хочется тратить на это время, а пожилым уже может быть тяжело посещать храм постоянно. Считается, что нет никакой разницы, где молиться. Главное, чтобы у вас было желание просить Бога о чем-то или благодарить его за что-то.

История и описание иконы

Начало истории иконы — это начало истории жизни самой Марии Египетской. Родилась Мария в 5 веке. Рожденная в Египте, она не осталась жить в родном месте, а перебралась в Александрию, где стала вести неподобающий христианину человеку образ жизни. Она погрязла во множестве грехов. В то время христианская вера уже набирала обороты. Было много устоявшихся праздников, включая праздник Воздвижения. Она увидела огромное сборище людей, которые отправлялись в Иерусалим на праздник. Мария решила примкнуть к ним ради забавы, но она не подозревала, что путь ее закончится не так, как она того хотела.

Прибыв в пункт назначения, большинство верующих отправилось сразу в храм Гроба Господня, где в наши дни происходит схождение Благодатного огня перед Пасхой. Паломники вошли в храм. Но какая-то сила удерживала Марию Египетскую от входа во храм. В тот самый момент она поняла, что ей необходимо поменять свою жизнь и покаяться во грехах. Рядом со входом в храм висела икона Девы Марии. Девушка начала молиться перед святым образом, после чего ей удалось войти в храм Божий. Как говорится в житии святой, она услышала голос Заступницы. Божья Матерь сказала блудной Марии, чтобы та перешла за Иордан для того, чтобы обрести счастье и избавиться от прошлого. Мария Египетская исповедалась в грехах и приняла таинство причастия, после чего отправилась в путь.

За Иорданом была пустыня, где Мария и поселилась. Они провела там почти 50 лет. Более 15 лет, по словам самой Марии Египетской, перенесенным в писание о ее жизни, она пребывала в постоянной борьбе со своим прошлым. Лишь через это время она избавилась от греховных мыслей.

Первым человеком, который увидел новую Марию, стал старец Зосима, монах, который отправился в пустыню для чтения молитв и уединения. Было всего три встречи между ними: в первый раз он поделился с ней едой и одеждой, выслушал всю ее историю, которая стала основой для рассказов будущим поколениям. Во второй раз он помог принять причастие Марии Египетской, а в третий раз он нашел ее усопшей в том же месте в пустыне, после чего Марию похоронили.

В скором времени стали появляться первые изображения Марии Египетской в виде икон. На иконах святая изображается либо одна, истощенная голодом, либо с Иисусом Христом, которому направляет свои молитвы. Есть иконы, на которых изображено житие святой преподобной Марии.

В каких храмах есть икона Марии Египетской

В храме Гроба Господня, в самом главном месте всех христиан по всему миру, есть отдельная часовня, которая была возведена в честь святой. Вообще, во многих храмах и монастырях есть изображения Марии Египетской. Среди таких мест, например:

  • церковь Марии Египетской в Лермонтово, в Пензенской области;
  • Рождественский собор на Рогожском кладбище в Москве;
  • Сретенский монастырь в Москве;
  • Храм Христа Спасителя в Москве.

Этот список, естественно, очень длинный, но важно понимать, что если вам близок этот образ по каким-то духовным причинам, то его нужно приобрести в домашний иконостас, чтобы читать молитвы пред иконой и черпать духовные силы. Делать это, кстати, могут не только женщины и девушки, но и мужчины, ибо все мы дети Божьи и все равны.

В чем помогает икона

Абсолютно очевидно, что икона помогает искупать грехи, признаваться в них Богу и получать прощение. Преподобная Мария Египетская — покровительница всех грешников, которые хотят найти правильный путь в жизни. Искупление грехов — вот в чем помогает эта икона. Она мотивирует простого человека, побуждает его к действиям. Мария — покровительница всех женщин, которые пошли по неправильной дороге. Она помогает находить в себе силы, чтобы исправиться.

Эта икона очень распространена в Европе, где почти в каждой семье у женщины есть ее копия. У католиков больше популярны статуэтки, поэтому ими они и заменяют большинство таких образов.

Молитва перед иконой преподобной Марии Египетской

Молиться перед иконой можно и мужчинам, и женщинам. Вот одна из самых простых молитв Марии:

«Преподобная Мария, моли Бога о нас, чтобы Он избавил нас от тяги к греховной жизни, чтобы помог пойти по честному пути. Услышь молитву нашу, молитву недостойных рабов Божьих. Моли Бога о спасении душ наших и о том, чтобы печаль наше сердце покинула навсегда, забрав с собой лукавые мысли и все самое темное. Услышь нас, Мария, как Господь тебя услышал. Дай нам силу, веру и правду, чтобы нести крест наш с достоинством и покаянием. Аминь».

Читать перед данной иконой можно и молитвы, которые направлены непосредственно к Богу. Это может быть «Символ веры» или «Отче наш» . Эта икона — прекрасный пример универсального образа, который и оберегает семью, и помогает в обретении счастья духовного, и перед которым можно молиться Богу или Святой Марии.

День празднования иконы

В православном календаре каждый год выделяется два дня для празднования памяти Марии Египетской и, соответственно, ее иконы. Первый день — постоянный, 14 апреля . Это непосредственный день памяти Марии Египетской. Второй день — пятое воскресенье каждого Великого поста.

В эти дни желательно посещать храм или вспомнить о житии Марии дома. В любом случае, эти дни напоминают нам о том, что получить прощение можно всегда. Главное — это покаяться во грехе, так что священнослужители говорят, что в такие дни хорошо исповедаться и причащаться.

Очень часто Марию Египетскую путают с Марией Магдалиной . Из-за этой путаницы многие факты из жизни преподобной Марии перенесены были на Магдалину. Сейчас этого уже не исправить, но необходимо понимать, что это два разных человека, которые жили в разные времена. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Эта святая считается покровительницей кающихся женщин. Если говорить о том, в чем помогает Мария Египетская, то считается, что она способствует получению истинного прощения. Но, для того чтобы просьба действительно была исполнена, необходимо соблюдать некоторые правила.

В чем помогает святая Мария Египетская?

Как уже было сказано выше, у этой святой следует просить истинного прощения за свои проступки. Для того чтобы действительно получить прощение за свой поступок, следует выполнить некоторые действия. Покой в душе, умиротворение, а также избавление от чувства вины за содеянное не придут сами по себе. Придется действительно потрудиться, а уж силы на это даст эта святая, вот в чем еще помогает икона Марии Египетской.

Считается, что при желании действительно загладить свою вину, следует найти этой святой и прочитать перед ней специальную молитву, конечно, предварительно поставив свечу. Просить у нее стоит сил на то, чтобы сделать все возможное для уменьшения последствий своего поступка. Но и это еще не все. Люди полагают, что, только начав действительно делать что-то для обиженных вами людей, можно получить содействие этой святой в получении прощения. Ну а силы на это найдутся благодаря чудодейственной силе этой святой. Вот чем действительно помогает икона Марии Египетской.

Только после искреннего раскаяния и действий по минимизации последствий своего проступка или необдуманных слов, можно ожидать того, что человек получит прощение истинное, то есть божье. Иначе, ничего не получиться.

Так ли это на самом деле, решать должен каждый сам для себя. Но в любом случае, и религия, и говорят о том, что избавиться от чувства вины можно лишь искренне раскаявшись и постаравшись сделать все, чтобы уменьшить вредоносные последствия.

Преподобная Мария Египетская - одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина - Преподобная Мария.

Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно ещё и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской - один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Известно что родилась она в V веке в Египте и была, что называется, трудным ребенком. В 12 лет девочка убежала из дома и отправилась на поиски приключений в Александрию - самый крупный город Империи после Рима. Там все ее приключения очень скоро свелись к обыкновенному разврату.

Семнадцать лет она провела в непрерывных блудных похождениях. Блуд не был для нее способом заработка, потому что только в нем девушка находила единственный и главный смысл своего существования. Со своих знакомцев Мария не брала ни денег, ни подарков, рассудив, что таким образом она привлечет к себе больше мужчин. И так, она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех.

Однажды она попала на корабль, перевозивший в Иерусалим паломников. Но совсем не для поклонения христианским святыням отправилась Мария в это плавание. Ее целью были молодые моряки, с которыми она все путешествие провела в привычных забавах.

Прибыв в Иерусалим, Мария и здесь продолжала развратничать. Но однажды, во время большого праздника, она из любопытства решила зайти в Иерусалимский храм. И с ужасом обнаружила, что не может этого сделать. Несколько раз она пыталась вместе с толпой паломников попасть внутрь храма. И каждый раз, как только ее нога касалась порога, толпа отбрасывала Марию к стене, а все остальные беспрепятственно проходили внутрь.

Конечно, можно было бы посчитать все это случайным совпадением. Но Мария увидела здесь вполне определенный смысл. Она вдруг поняла, что беспутная жизнь отлучила ее от Бога, а телесные утехи заслонили Небо в ее душе. Марии стало страшно, и она заплакала.

В притворе храма висела икона Богородицы. Мария никогда раньше не молилась, но теперь, перед иконой, она обратилась к Божией Матери и поклялась изменить свою жизнь. После этой молитвы она снова попробовала переступить порог храма и теперь благополучно прошла внутрь вместе со всеми.

Поклонившись христианским святыням, Мария отправилась к реке Иордан. Там, на берегу, в небольшой церкви Иоанна Крестителя она причастилась Тела и Крови Христовых. А на следующий день переправилась через реку и ушла в пустыню для того, чтобы уже никогда не возвращаться к людям.

Но даже там, вдали от привычных соблазнов большого города, Мария не нашла себе покоя. Мужчины, вино, разгульная жизнь - всего этого в пустыне, конечно же, не было. Но куда можно было убежать от собственного сердца, которое помнило все греховные удовольствия прежних лет и никак не хотело от них отказываться? Блудные желания терзали Марию и здесь.

Бороться с этой бедой было невероятно трудно. И всякий раз, когда у Марии уже не оставалось сил противиться страсти, ее спасала память об данном перед иконой святом обете. Она понимала, что Матерь Божия видит все ее поступки и даже мысли, обращалась в молитве к Богородице и просила помощи в исполнении своего обещания.

Спала Мария на голой земле. Питалась скудной растительностью пустыни. Но полностью избавиться от блудной страсти она смогла лишь через семнадцать лет такой напряженной борьбы. После этого она провела в пустыне еще два десятилетия. Незадолго до своей кончины Мария впервые за все эти годы встретила среди песков человека.

Господь, выведший её из мира, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого Поста в заиорданскую пустыню, стал изумлённым свидетелем её подвига. Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был чёрен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок и белыми, как снег.

Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился лишь, вняв таки его мольбам. Затем, попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени … Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал её уже не от грешницы - многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, - от души просвещённой, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех её был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришёл, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землёй.

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить её, и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь её просьбе, отец Зосима вновь пришёл на место их первой встречи через положенный срок и нашел её уже умершей. На твёрдой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией - Мария , и время упокоения - это был день её последнего земного причастия.

Прп. Мария Египетская

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к её молитвам. Её пример указывает условия спасения - искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твёрдое решение положить предел греховной жизни. У икон Преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у её образа ясное понимание того, что Богуненавистен только грех , и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Пример образа преподобной Марии предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, составившего целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, – пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости.

Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом: но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на все, на все она была готова ради того, чтобы переменить жизнь.

Пусть её образ будет для нас новым вдохновением, новой надеждой, даже новой радостью; но также и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.

Молитвы преподобной Марии Египетской

Молитва первая

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым - исцеление, падшим - возстание, заблуждшым - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам - заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 3

Блудами первее преисполнена всяческими Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Житие Марии Египетской

Преподобная МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (†522)

Мария Египетская. Кем она была? Великой грешницей, блудницей, ненасытной в грехе, жила в Александрии, славившейся роскошью и пороками. Благодать Божия и заступничество Матери Божией обратили ее к покаянию, и покаяние ее превзошло по силе своей и ее грехи, и представление о возможном для человеческой природы. 47 лет Преподобная провела в пустыне, из них в течение 17 лет (ровно столько, сколько она грешила) она вела жестокую борьбу с обуревавшими ее страстями, пока не очистила ее Благодать Божия, пока не отмыла и не высветлила ее душу до состояния ангельского.

В старину считали, что Мария Египетская на загробном суде будет судить всех блудниц. Говорили, что по молитве родителей, она может спасти от блудного жития и непотребства свернувших с истинного пути сына или дочь. День Марии Египетской крестьяне проводили в строгом воздержании.

Каждый год в Великий Пост Православная Церковь вспоминает подвиг Марии Египетской, ее удивительное житие (чтение жития совершается в среду вечером). В четверг 5-й седмицы на утрени читается покаянный канон Андрея Критского. Он содержит обращение именно к ней, преподобной Марии. «Мариино стояние» - зовется такая служба. Стояние в покаянии. Стояние в вере. Стояние в борьбе с грехом.

***

Святая Мария Египетская была раскаявшейся блудницей, жившей в V веке. В 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию, где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату, так и добровольно.

Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд и в самом Иерусалиме.

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то невидимая сила «трижды и четырежды» удерживала и не впускала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте.

Попросив деву Марию и впредь вести её, Mария Eгипетская слышит чей-то голос: «Перейди Иордан и обретёшь блаженный покой», - и принимает его как поданный ей знак. Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в заиорданскую пустыню. Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине и разгульных песнях: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.»

Затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий распадается; Mарию мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть своё нагое тело. Она кормится жёсткими травами пустыни, а позднее, по-видимому, вообще перестаёт нуждаться в пище. В полном уединении, не имея книг и притом не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов.

В течение 47 лет она не встречает ни единого человека. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия (верхняя одежда), чтобы прикрыть наготу.

Он оказался свидетелем чудес и увидел, как во время молитвы она поднялась в воздух и повисла в невесомости примерно на полметра от земли. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться со святыми дарами и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Через год, как и сказала Мария, Зосима в Великий четверг, взяв Святые Дары пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку не имея лодки, но Мария на его глазах перешла реку по воде, как по суше, подошла к изумлённому Зосиме и причастилась из его рук. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи и потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

Придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Зосима нашёл её тело и рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Не зная, как вырыть могилу, он увидел льва, вышедшего из пустыни, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Случилось это в 522 году. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния.

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской находится в Сретенском монастыре в Москве.

Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва:
Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о её обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь Свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении * , поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нём есть строка, ёмкая и глубокая, передающая суть её истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершённое Богом. Вот что говорит Свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил её в пустыне ночью, эту - из великих грешниц - великую праведницу…» .

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удаётся не часто. Ведь что означают слова Свмч. Серафима, что увидел он? - Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет … Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Пётр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц - великая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она - святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется всё это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» - «Сколько?» - хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и ещё больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем» , благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть ещё раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет её прошлого .

Что поражает в её житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдаёт» Богу при свидетельстве исповедающего её иерея свои грехи, сама её исповедь, обращённая и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Всё совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие её, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она ещё раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово Свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека , начавшееся ещё до его обращения, помимо его воли , через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне - найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всём её облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от неё народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Её попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее её далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что всё произошедшее с ней не случайно: её не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю её жизнь.

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни всё было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы её, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший её волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим её привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определённых планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Её привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили её. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог её видит.

Изумлённая явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала всё сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой - с образа сияла кроткая, одухотворённая красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший её движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были её слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном - не отвергать её до конца, если возможно, просить для неё прощения у Бога, помочь ей подняться, дать ещё время для искупления прошлой осквернённой жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребёнка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А ещё через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Её отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена , что на этом самом месте Господь понёс все её грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она ещё перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдёшь через Иордан, то найдёшь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и всё ещё видя перед собой Её Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей её с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слёз, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…