Виктор Санчес - Учение дона Карлоса (Практическое использование техник Карлоса Кастанеды). Из куколки — в бабочку. Мог ли Кастанеда все выдумать

Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки — это первая книга, написанная Карлосом Кастанедой, давшая начало целой серии (всего 10 произведений). Изданная в 1968 году "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" имела большой успех , как впрочем, и все последующие, ставшие бестселлерами .

В книге рассказывается о начальном периоде обучения (с 1960 по 1965 годы) Карлоса Кастанеды у шамана дона Хуана Матуса , индейца из племени яки. Автор постигает под присмотром дона Хуана различные эзотерические практики , с помощью галлюциногенных препаратов открывает для себя новую реальность — выход из тела, полёты, ясновидение и т.д.

С самого начала многие критики ставили под сомнение описываемые Кастанедой фантастические факты, но сторонников это не смущало. Они утверждали, что если даже повествование во многом и является вымыслом автора, то это никак не касается действенности эзотерических практик, описываемых Кастанедой.

Интересно, что книга была написана в качестве магистерской диссертации по антропологии. Это придаёт некоторую сложность при её восприятии из-за специфики научного языка и формы изложения. Большой объём фактического материала с очень подробным описанием практик, дневниковыми заметками и др. некоторым читателям может показаться избыточным.

Популярность произведения Кастанеды во многом объясняется историческим контекстом , в котором оно было издано. Шестидесятые годы — время молодёжных протестных движений — самым известным из которых были хиппи ("дети цветов"), расцвет наркотической субкультуры и т.д. Свойственные этому времени ценности во многом коррелируют с учением дона Хуана. Например, обретение состояния изменённого сознания через употребление галлюциногенных средств.

При пристальном рассмотрении, особенно учитывая последующие книги о доне Хуане, читатель видит — что учение дона Хуана очень многопланово — это целый эзотерический мир , живущий по своим законам. Главный акцент ставится не столько на употребление растительных препаратов, дающих возможность перейти в изменённое состояние сознания, сколько на путь человека , стремящегося к знанию. Как говорит дон Хуан: "человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну — полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила — роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до дня, когда горько пожалеет об этом".

Философский характер альтернативного восприятия мира , характерный для дона Хуана, постоянно противопоставляется ощущению окружающего, присущему современному городскому человеку, образ которого отражён в Карлосе. Слова дона Хуана: "Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остаётся ". "Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого — нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь — ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой — уничтожает тебя ". Большой акцент делает дон Хуан на предостережении Карлоса о врагах, которые поджидают того на пути: "У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость. Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть своё поражение ".

В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчёркивает важность определённых физических упражнений , таких, как скашивание глаз для изменённого видения или "поступь силы" для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности.

По мнению Кастанеды, в древнем мире человек обладал знаниями о космическом порядке вещей. Мексиканским шаманам удавалось воплотить этот порядок вещей в то, что сегодня именуется энергетической структурой. Эта структура в своё время получила название "путь воина". Идя по этому пути, человек не только становился развитым умственно и физически, но и получал доступ к тайному знанию, позволяющему ему управлять своей жизнью.

Путь воина, по мнению Кастанеды — это образ жизни, ориентированный на восприятие и осознание сигналов, которые нам посылает Вселенная. Будучи сложной системой практик, путь воина ориентирован на расширение представлений человека об окружающем мире. Этот путь сложен и труден, идущему по нему суждено претерпеть много страданий. Но если человек решил вступить на путь воина, то он никогда не станет прежним .

Без страха и упрёка. Воин должен быть безупречен. На нем не должно сказываться то, что происходит вокруг. Воин никогда не сердится на себя, он полностью принимает себя во всей своей полноте. Он не опускает ни перед кем голову, и не позволяет никому опустить голову перед собой. Преуспевание на его пути для воина зависит от личной силы, а его сила зависит от персональной безупречности.

Главной ценностью для воина является его свобода. Под ней подразумевается не только свобода от социума, но и свобода от себя самого. Лишь отойдя от зацикленности на самом себе, идущий по пути воина получает возможность исследовать уровни своего внутреннего восприятия. Путь воина — это принесение в жертву ясности во имя неопределённости и свободы. Ведь лишь не будучи в чем-то абсолютно уверенным, можно быть готовым ко всему.

Смерть как новое рождение

Смерть — это единственное, в чем воин уверен до конца. Путь воина состоит в том, чтобы, осознавая свою преходящесть, ценить жизнь во всех её проявлениях . Идя по пути воина, человек постепенно избавляется от чувства собственной значимости: ведь смерть равняет нас всех. Тем не менее, толтеки не воспринимают смерть как точку, после которой нет возврата . Для идущего по пути воина смерть — это, скорее, новый рубеж, переступив за который, можно продолжить жить в иной форме. Каждому человеку предстоит встреча со смертью. Но исход этой встречи может быть принципиально разный: он предопределяется тем, насколько человек был к ней готов.

Что же касается этой жизни, то путь воина состоит в том, чтобы осознавать, что здесь и сейчас у тебя есть все необходимое для поддержания собственного существования . И если полностью принимать то, что происходит с тобой в течение этой жизни, то итогом её станет не распад, а освобождение и возрождение в ином качестве.

Из куколки — в бабочку

В соответствии с учением толтеков, человек по своей природе отнюдь не является венцом творения. По своей структуре он эквивалентен кокону, из которого со временем должно вылупиться нечто большее, более совершенное.

Для того, чтобы выйти на иной уровень бытия, человек должен пройти процесс преображения. Для этого ему следует произвести в своём "коконе" ряд трансформаций, итогом которых должны в идеале стать энергетические изменения на структурном уровне самого человека. В результате этих изменений человек после смерти не остаётся куском органики, а трансформируется в энергию в чистом виде . Пожалуй, весь путь воина основан на постепенном приготовлении к этому знаковому по своей природе переходу.

Так или иначе, на сегодняшний день путь воина не имеет ничего общего с религией и верой . Его скорее можно описать как практический способ изменить свою жизнь. По этому пути идут те люди, которым небезразлична их судьба в этом мире. И сегодня пойти по пути воина может позволить себе любой. Исход зависит от того, насколько сильно его намерение и насколько чисто его сердце.

Источником знаний о Пути Воина для Кастанеды был нагуализм .

Наугализм — это магико-религиозное учение центральноамериканского индейского племени тольтеков . Изучение данной практики почти не велось до середины 20-го века, когда в печати появились всемирно известные произведения Карлоса Кастанеды , посвящённые его обучению у индейского шамана Дона Хуана . До этого времени в научной среде господствовали самые общие представления о нагуализме, которые принципиально не выделяли его среди аналогичных верований других народов. Считалось, что основой нагуализма является вера в существование связи между человеком и духом животного-покровителя . Нагуаль — это название такого духа, который призывался индейцем для получения помощи в трудной ситуации. Обретение нагуаля связывалось с определённым обрядом индивидуальной инициации , во время которого индеец достигал трансового состояния с помощью специальных духовных практик и психотропных веществ.

Особое место уделялось важности правильной концентрации внимания , в также осознания иллюзорности и субъективности воспринимаемого мира . Здесь возникают понятия "тоналя " — образ окружающего мира, который преломляется через матрицу человеческого восприятия, и "нагуаля " — реального мира , который только в очень небольшой мере можно познать посредством имеющихся у человека органов чувств. Нагуаль — это реальность, очищенная от субъективной интерпретации, находящаяся вне восприятия.

Взаимодействие тоналя и нагуаля является ключом , с помощью которого человек может трансформироваться, обрести магию в самом широком смысле этого слова. Можно провести некоторую аналогию с западной психологией, если рассматривать тональ — как сознательное , а нагуаль — как бессознательное . Индейцы говорят, что человек живёт в нагуале, а в тонале он только воспринимает, думает и говорит. С другой стороны, нагуаль — это нечто большее, чем бессознательная часть человека, он сродни эфиру , который находится везде и взаимодействует со всем.

Кастанеда выделяет ещё одно принципиальное понятие нагуализма — "точка сборки ", которое основывается на следующих постулатах:

  1. Вселенная состоит из скоплений энергетических полей , которые представляют из себя нити света.
  2. Существует единый источник энергетических полей, непостижимых размеров, который индейцы называют Орлом .
  3. Люди , как и вселенная, также состоят из бесконечного числа нитеподобных энергетических полей.
  4. Энергетические поля имеют форму светящегося шара , на котором есть точка особой яркости.
  5. Восприятие возникает, когда поля рядом с данной точкой взаимодействуют с идентичными энергетическими полями вне шара . Эта точка называется "точкой сборки".

Из этого следует тезис о крайней ограниченности человеческого восприятия , которому доступен лишь небольшой объем, окружающий точку сборки, плюс искажаемого огромным грузом понятий, шаблонов, схем, стереотипов и т.п.

Смещение точки сборки является ключевым фактором внутренней трансформации в нагуализме. Этот процесс может произойти либо в результате долгих и постоянных эзотерических практик, либо спонтанно — в результате какого-либо серьёзного психического потрясения, тяжёлого личностного кризиса и т.п. Противоположные силы, препятствующие трансформации, фиксирующие точку сборки — страх смерти и эго , проявляющееся в чувстве собственной важности и жалости к себе.

Нужно отметить, что нагуализм наиболее эффективен при его практике в "естественной среде ", среди индейцев тольтеков, как это делал Кастанеда. Европейцу самому сложно воспринять философские понятия и связи нагуализма, а тем более практиковать различные техники, в том числе связанные с приёмом психотропных веществ. Но знание основ нагуализма позволяет обогатить внутренний мир , осознать, насколько близки духовные практики различных религий и народов земли. Для практических занятий нагуализмом необходимо провести серьёзную работу по его адаптации для других культур , не связанных с индейцами яки.

Ценность описываемых Карлосом событий и фактов в том, что мы можем взглянуть на них с его точки зрения — современного молодого человека, являющегося продуктом нашего мира. Через его эмоциональные переживания, катарсис, читатель знакомится с живыми знаниями и практиками индейцев, а не с сухими антропологическими выводами учёных, которые сами никогда не погружались в предмет своего исследования.

Кем же был сам Карлос Кастанеда?

Его смело можно причислить к одной из загадок двадцатого века, так как фактически подтверждённых сведений о жизни этого человека очень мало . Достоверно о нем известно только то, что он — автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании "Cleargreen", которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всё остальное — не более чем предположения, если не сказать — домыслы.

Кастанеда родился в 1925 году — по некоторым сведениям в Бразилии, по другим — в Перу. В 1951 году он иммигрировал в США. Есть сведения, что здесь он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. В 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь Карлоса Кастанеды. Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета , приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса . Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К. Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге "Путешествие в Икстлан" (Journey to Ixtlan, 1972). Скончался Карлос в 1998 году, после кремирования его прах был отправлен в Мексику. Согласно легенде Кастанеда "как бы растворился в воздухе ", хотя по более рациональной версии причиной смерти был рак печени .

Работы Карлоса Кастанеды оказали большое влияние на многие эзотерические направления, получившие толчок к активному развитию в конце двадцатого, начале двадцать первого века. Безусловная заслуга Кастанеды в том, что он фактически был первым , кто открыл эзотерику на серьёзном уровне для массового читателя. Стоит отметить, что своеобразный жанр Карлоса Кастанеды — дневниковые записи диалогов ученика с Учителем и применяемых практик — стал весьма популярен и у других авторов, пишущих о магии и пограничных состояниях сознания. Можно привести в качестве примера книгу "Хохот шамана" В. Серкина , действие которой происходит в Магаданской области. Всемирно известный писатель П. Коэльо часто упоминает в своих произведениях Карлоса и дона Хуана. Имена героев книг Кастанеды стали нарицательными , их высказывания постоянно цитируют, введённые Карлосом понятия стали универсальным языком, используемым при диалоге различных эзотерических школ.

Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? Лобков Денис Валерьевич

Карлос Кастанеда - учение Дона Хуана

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда - американский писатель и антрополог (доктор философии и антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвященных шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передает суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу.

Поскольку Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «Путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.

Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде: во-первых, естественный источник - это те сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью; во-вторых, это информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых прямо или косвенно утверждали, что почерпнули сведения из задокументированных источников; в-третьих, сами документы (реально существующие либо вымышленные); в-четвертых, субъективные воспоминания лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его (таким источником можно считать книгу «Магическое путешествие с Карлосом», написанную Маргарет Раньян Кастанедой, некоторое время состоявшей с ним в браке, но жившей с ним только лишь в течение первых шести месяцев).

Сам Карлос долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти. Еще характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, - запрет Кастанеды на видеосъемки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике, человек знания (то есть воин или маг в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его - противоположна статичности.

Итак, сам Кастанеда называл местом своего рождения деревню Джукьери неподалеку от Сан-Паулу в Бразилии. Первоначально его звали Карлос Аранья, но в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда).

Родился будущий писатель в обеспеченной семье, хотя на момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал, как быстрое совокупление «за дверью». Его передали на воспитание одной из сестер матери. Она умерла, когда ему было 6 лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось 25. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

В возрасте 10 лет, Карлоса отправили в интернат в Буэ- нос-Айрес. В год пятнадцатилетия родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско и отправили его жить и учиться в США. Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось, и вскоре он, несолоно хлебавши, вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. Параллельно он продолжал учиться в Калифорнийском университете.

Карлос утверждал, что в рамках антропологической практики в университете он случайно встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса, что полностью изменило его жизнь. Как впоследствии оказалось, дон Хуан увидел в нем нагваля, то есть мага-лидера, способного к обучению и продолжению линии магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» - достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображало знания о взаимодействии с окружающими духами, что являлось лишь очень малой частью учения.

Окончив университет, Кастанеда переехал к дону Хуану, чтобы целиком посвятить себя познанию магии. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал, книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получил докторскую степень. В данной работе впервые описаны «растениясиды» - результат долгого исследования различных свойств растений, которые способствуют повышению осознания, вхождению шамана в определенные состояния, позволяющие видеть на расстоянии, видеть глазами птиц (с высоты птичьего полета) и животных…

Книга стала бестселлером, к писателю пришла невероятная популярность, и именно тогда по совету дона Хуана он решает отказаться от общества - свести контакты с людьми до минимума, не показываться на людях, исключить интервью и любые публичные встречи. Также с этого момента и до конца жизни он начинает активную магическую практику, обучая новых адептов учению дона Хуана. Иногда, впрочем, он соглашается вести лекции (например, в Калифорнийском университете), но исключительно ради популязации знания и увеличения продаж своих книг - ведь гонорар от реализованного тиража являлся его единственным источником доходов.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения Дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

Карлос Кастанеда умер от рака печени. За три недели до смерти Кастанеда пригласил к себе шестерых своих поклонниц-учениц, которые не только читали его книги, но и вели образ жизни, которому он учил, верили в магию его книг, дал им напутствие нести слово дона Хуана людям, завещал им все свое творчество и… пообещал вернуться. Он обещал, что как только обоснуется «в мире» ином начнет приходить к одной из женщин (с кем получится выйти на контакт) во снах и будет контролировать свою земную жизнь после физической смерти. Однако этого не произошло.

В течение недели после смерти писателя пять женщин - Нури Александер, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кайли Ландал и Талия Бей таинственно исчезают. Останки лишь одной из женщин спустя два месяца были найдены в Долине Смерти. Предположительной причиной смерти стало самоубийство.

53-летняя Кэрол Тиггс (единственная из выживших учениц Кастанеды) стала наследницей Кастанеды и возглавила издательство «Cleargreen», которое на сегодняшний день обладает всеми правами на издание и переиздание книг покойного писателя.

В настоящее время ученики Кастанеды при поддержке «Cleargreen» проводят лекции и семинары по обучению тен- сегрити по всему миру, в том числе и в России. Тем не менее, можно встретить немало заявлений критиков, говорящих, что Кастанеда был ловким мистификатором, а дон Хуан всего лишь вымышленным персонажем, в уста которого Кастанеда вкладывал цитаты из книг Витгенштейна, Кэролла, авторов текстов по антропологии и восточной философии. Вокруг себя Кастанеда собирал женщин, которых очаровывал и с которыми впоследствии вступал в интимную связь. Все же истории, связанные с магией, - не больше, чем байки, чтобы увеличить продажи книг. Многие указывают также на невероятность событий, описанных Кастанедой. Например, дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Историки же утверждают, что человека по имени Хуан Матус, того самого индийского мага, никогда не существовало, - нет никаких свидетельств о его реальности, его никто никогда не видел, и, скорее всего, он является плодом воображения писателя. Воображаемым другом…

Тем не менее, пять его учениц сразу после его смерти таинственно и бесследно исчезли, и объяснения этому до сих пор не найдено…

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Карлос Кастанеда Имя Карлоса Кастанеды стало широко известно в 1968 г., когда издательство Калифорнийского университета выпустило небольшим тиражом его книгу «Учение дона Хуана». Труд этот представлял из себя непритязательные полевые записки, сделанные автором в 1965 г.

Из книги По багровой тропе в Эльдорадо автора Кондратов Эдуард Михайлович

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОСЛЕДНЯЯ СТАВКА ХУАНА ДЕ АРЕВАЛО Судьба ехидно посмеялась надо мной: солдаты Орельяны заперли меня в ту самую отвратительную комнату, где я томился долгие недели болезни. Сторожить меня, вероятно, никому не хотелось: я слышал, как переругивались солдаты,

Из книги Тайны Нового времени автора Можейко Игорь

ТЫ НЕ СЫН МНЕ! ИСПАНСКИЙ ПРИНЦ ДОН КАРЛОС Власть королевская убивает родственные чувства. Достаточно обратиться к истории, как мы увидим тому множество печальных примеров.Вспомним наугад.Римский император Нерон убил собственную мать, которая жизнь положила на то, чтобы

автора Льоренте Хуан Антонио

Из книги История испанской инквизиции. Том II автора Льоренте Хуан Антонио

Статья третья ИСТОРИЯ ХУАНА ДЕ БАСАНТЕ И ДРУГИХ ЛИЦ I. Хуан де Басанте, профессор латинской и греческой грамматики в Сарагосе, был также преследуем инквизицией, потому что был другом Переса в тюрьме манифестированных. Но он заслужил часть испытанного им страдания, потому

Из книги Тайны Майя автора Джилберт Эдриан

УЧЕНИЕ ДОНА ХОСЕ Наш разговор начался с того, что дон Хосе (как я буду называть его в дальнейшем) сообщил, что в основе древней религии майя лежало почитание гремучих змей. Что это справедливо, хотя бы частично, видно по множеству скульптурных изображений змей, причем с

автора Лалагуна Хуан

Карлос I «Дон Карлос, милостью божьей король Кастилии, Леона, Арагона, обеих Сицилии, Иерусалима, Наварры, Гранады, Хаэна, Валенсии, Галисии, Майорки... Ост- и Вест-Индии... правитель Бискайского залива...» после смерти отца в 1507 года стал графом Фландрии, законным правителем

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Карлос III Ему было сорок четыре года, когда он сменил на испанском троне своего брата по одному из родителей Фердинанда VI. Карлос III (1759-1788) прибыл из Неаполя с опытом двадцати пяти лет правления королевством обеих Сицилии. Он привез с собой способных чиновников (Гримальди и

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Дон Хуан Карлос I Бурбон Двадцать второго ноября 1975 года дон Хуан Карлос был объявлен королем Испании. Лидер правого движения «Фуэрса Нуэва» Блас Пиньяр в газете «Камбьо 16» 17 ноября заявил, что никакой реставрации не будет, произойдет «установление новой франкистской

Из книги Русские в Латинской Америке автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая ГЕНЕРАЛ А. В. ФОН ШВАРЦ - ПРОФЕССОР ФОРТИФИКАЦИИ, УЧИТЕЛЬ ХУАНА ДОМИНГО ПЕРОНА 23 сентября 1953 года в Буэнос-Айресе умер русский военный инженер, генерал-лейтенант Алексей Владимирович фон Шварц.Этот человек родился 15 марта 1874 года и происходил из дворян

Из книги Путешествия Христофора Колумба [Дневники, письма, документы] автора Колумб Христофор

Письмо Христофора Колумба кормилице Дона Хуана Кастильского

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

РАМИРЕС САНЧЕС ИЛЬИЧ (КАРЛОС) (род. в 1949 г.) «Патриарх международного терроризма», создатель «террористического интернационала», террорист № 1 второй половины XX века, отметивший свой путь многочисленными взрывами, убийствами, похищениями людей, угонами самолетов. О его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.2.1. За что Хуана Карлоса I уважают в Испании? В государственных учреждениях Испании автору приходилось видеть парадные портреты еще молодого короля Хуана Карлоса I де Бурбона. В России монархию свергли 2 марта 1917 г., а 1 сентября 1917 г. А. Ф. Керенский провозгласил страну

Из книги Знаменитые актеры автора

Луи Де Фюнес Настоящее имя - Карлос Луис де Фюнес де Галараца. (род. 31.07.1914 г. - ум. 27.01.1983 г.) Популярный французский комедийный актер театра и кино, португалец по происхождению. Исполнитель ролей в более чем 120 фильмах.Автор сценариев к фильмам «Оскар», «Ресторан

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Патти Аделина Полное имя – Адель Хуана Мария Патти (род. в 1843 г. – ум. в 1919 г.) Итальянская певица, колоратурное сопрано. С неизменным успехом выступала на оперных сценах мира около шестидесяти лет.Это случилось в 1862 г. Однажды ночью пассажирский пароход, курсировавший

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Статья – теоретический обзор нагуализма (так называл свою систему знаний кастанедовский дон Хуан).

Мы окунемся в космос новых видящих, рассмотрим отличия учения Кастанеды от восточных и западных концепций.

Факты биографии Кастанеды и особенности его мировоззрения рассматриваться в статье не будут. Материал предназначен для подготовленного читателя.

Нагуализм – космос тольтеков

Давай сразу расставим точки над i. Надеюсь, заинтересовался статьей подкованный и ищущий читатель, поэтому не буду лить воду, которой и без того полно в Интернете.

Нагуализм – это не религия и ничего общего с религией и духовностью любого рода не имеет. Общим может считаться только термин. Нагуаль или нагваль – слово, означающее «Дух».

Понятие Духа в различных вероучениях очень человеческое, отсюда их популярность. Что-то абстрактное и жестокое в своей непостижимости не может греть сердца людей в течение тысячелетий. Поэтому нагуализм или учение Кастанеды не сможет быть долгое время популярным. Это пройдет. Если только его не профанируют, низведя до уровня эзотерики для пэтэушников.

Судя по количеству книг «магов»-продолжателей, именно это сейчас и происходит.

Слово «тольтеки» используется в кастанедовском смысле. Тольтеки – группа магов, придерживающихся традиции, которой около 3000 лет. Новые видящие – тольтеки, решившие изменить традицию. Раскол произошел в конце 19 века. Смысл изменения – отказ от утилитарного использования могущества этой системы.

Новая цель тольтеков – трансформация физического тела и психики человека в энергетическую форму существования. Неуничтожимую и способную воспринимать широкий спектр информационно-энергетических взаимодействий. Они называют это – достигнуть свободы.

Мог ли Кастанеда все выдумать?

При всем уважении к дарованию писателя-антрополога, смело выскажусь, что такую глубокую и выверенную систему взглядов и практических рекомендаций ему было не придумать. Это далеко не Тимоти Лири, Рам Дас, Джон Лили, Ошо, трансерфинг, симорон и сотни прочих компиляций западного и восточного знания.


Я не говорю о том, что упомянутые учения неполноценны или плохи. Они всего лишь искусственны, за ними не стоит традиция. Верю, что мой читатель перерос юношеский максимализм и игры в эмоциональные сравнения. Аналитический обзор – это не мыльная опера.

Если тебе интересно мое личное отношение к пути новых видящих, мне он кажется зябким в своей ледяной надчеловечности и бескомпромиссности. Сердце к нему не лежит.

Утверждающие, что учение дона Хуана – выдумка Карлоса, смешавшего восточную эзотерику и экзистенциализм, совершенно не въезжают в тему. Их мера понимания изложенного Кастанедой равна пониманию первоклассников, листающих конспекты математического аппарата современной физики. Иначе – нулевая.

Критерии оценки учения Кастанеды

Ищущие опоры учения Кастанеды в источниках западной и восточной философской и мистической мысли ходят перед дверью, в которую вошли Хуан и Хенаро и приоткрыли ее для европейцев. Дзен только добрался до этой двери, разглядывая панораму за ней в замочную скважину. Аналогов пути новых видящих не было и нет. Или мы о нем ничего не знаем.

Путь новых видящих – это не магия, ибо последняя ставит весьма практичные цели.

«...видение, по сути своей, противоположно магии, потому что показывает неважность всего этого.

- Неважность чего, дон Хуан?

- Неважность всего.

На этом разговор закончился».

Судить о системе тольтеков с точки зрения любой религии – это попытка втиснуть в прокрустово ложе установочных оценок то, что их изначально не имеет. Я расцениваю подобные опусы как попытки их авторов заработать, погрев руки на известности Карлоса.

Мир глазами дона Хуана Матуса

Сложно говорить о картине реальности новых видящих, если само это понятие в рамках их системы спекулятивно. Важно сразу уяснить суть. Без понимания этого важнейшего момента разобраться, что такое учение Кастанеды, невозможно.

Мир – это хаос, состоящий из бесчисленных эманаций некой силы, условно названной Орлом. Разнородные потоки этой силы пересекаются, резонируют, создавая в точках стыка упорядоченные области. Каждая такая область – бесчисленные миры восприятия. Словами дона Хуана – «миры внутри миров».

Воспринимающие субъекты – поля осознания, резонирующие с ограниченным числом потоков. Число потоков и их конфигурация в точке фокуса и есть то, что мы называем объективной Вселенной. Точка фокуса названа точкой сборки. Область ее окружающая – пузырем восприятия.

Пузырь восприятия – это упорядоченная область потоков данных. Узел в потоке информации. Свойства узла определяются системой фильтров обработки сигналов. Один из таких фильтров назван описанием мира.

Все, что упорядоченно в пузыре восприятия, – тональ. Все что неупорядоченно и выходит за его пределы, – нагваль. В данном случае термин означает «неописуемое». Тональ и нагваль называют истинной парой. Все остальные бинарные оппозиции или, говоря проще, дуальности – есть способ фильтрации данных тоналя.

Неупорядоченные данные находятся в левой стороне пузыря, упорядоченные – в правой. Цель воина – вымести весь хлам спекуляций ума с правой стороны и раскрыть разделяющую границу. Это приведет к восстановлению природы человека.

Обойти границу в обычном состоянии сознания невозможно. Идущие путем тольтеков – воины – должны сделать это в особом состоянии сознания. Особое состояние ясности и подвижности ума называют вторым вниманием.

Получается, в мире дона Хуана Матуса нет плохого и хорошего, добра и зла. Он избавился от семантического фильтра – потерял человеческую форму. В этом мире нет заданности и однозначности. В нем не действует причинно-следственный механизм, ведь он построен на бинарных оппозициях. Разум больше не в состоянии навязывать ему свою реальность, и не потеряться в хаосе помогает воля. Она – стержень этого мира.

Далее. Тольтеки полагают, что мир повседневности – искусственный мир, созданный путем изменения извне природы человека. Цель изменения – питание энергией осознания людей некими сущностями, названными летунами.

Это писалось задолго до «Матрицы» и других произведений, обкатывающих разные грани этой идеи.

Получается, цель тольтеков – достигнуть свободы, уйдя из этого мира. Остается открытым вопрос о цене, и о том, кто уходит. Ведь в цену билета входит отказ от привычной природы со всеми вытекающими. Маг, получивший бессмертие, уже не человек, даже по своей психической организации.

Более того, он перестает им быть еще на пути к этому состоянию. Так что речи об обретении бессмертия не может быть. Человек «умирает» в период ученичества, маг переходит в другую форму существования с другим восприятием и императивами.

Это далеко не трагедия Сайроса. Тот выбирал среду обитания в обоих случаях, опираясь на неизменный базис чувств, памяти и мировоззрения. Нео остается собой, независимо грезит он в Матрице или живет в Зионе. Тут же меняется природа человека, и это необратимые изменения.

Отличие учения дона Хуана от позиций восточного и западного эзотерического корпуса

Чтобы понять учение Кастанеды, надо увидеть отличия от всех известных источников философской и метафизической мысли. Посмотри на схему. Это представление индуизма и его производных.


Есть некий источник – «Сновидец», это разум, пребывающий в себе. Он грезит, дифференцируя себя на различные ипостаси – Вишну, Брахму, Шиву и другие. Каждая ипостась – отражения одного из архетипов его сущности. Это первый слой отражений. Он уже бинарен, потому что имеет единство и противоположность энергий шакти и тамаса.

Игра этих персонифицированных энергий – лила, создает отражение 2 уровня. Так называемые тонкие планы или высшие миры. Там персонификации «Сновидца» обретают самостоятельность и действуют как независимые сущности. Там они играют – создают миры с их бесчисленными обитателями посредством структурирующих хаос шакти эманаций – фохат.

Материальная Вселенная, это их создание – отражение 3 уровня. Они играют в ней, проникая туда частью своей сущности – аватаром.

Создатели веданты без всякой технологии предвосхитили «Нирвану», «Экзистенцию», «13 этаж», «Матрицу». Источник – «Сновидец» является абсолютной реальностью, все остальное – лишь разные уровни его грез.

Производные индуизма дают другие имена и иерархии, оставляя туже схему.

Даосизм и дзен убирают из центра персонифицированный разум, заменяя его активной пустотой. В даосизме переход между источником и отражением 1 уровня называется – Дао (Путь).

Чань или дзен называют центр Пустота и отказываются давать ей любые определения. На уровне отражений создается форма и закон взаимодействия форм – дхарма. Существа, мыслящие себя отдельными, независимыми от общего сущностями, считаются плененными авидьей (в переводе «невежество») – фильтрами разума).

Метафизика Кастанеды


Восточные доктрины утверждают, что все внутри. Как говорят йоги, «все есть ум, и ничего кроме ума». Учение Кастанеды говорит об обратном – все снаружи. Мы лишь фокус, узел в потоках сигналов Орла.

Сконструированный нами мир – отражение завихрений узла на стенках пузыря восприятия. Но это не говорит о том, что мир – иллюзия. Он вполне реален и объективен, просто один из многих. Движение точки сборки даст тебе бесчисленные возможности восприятия – множество миров.

Схема наверху показывает суть подхода тольтеков. Важный аспект – понятие точки сборки.

Посмотри на схему. Ты видишь положение кокона – полевой оболочки человека в рамках предметного восприятия.


На уровне его лопаток, сзади будет находиться светящаяся область размером с теннисный шар. Волокна света – потоки, попавшие в эту область, светятся более интенсивно. Именно их собирает «конструктор нашего мира».

Точка сборки может двигаться как внутри человеческой оболочки, так и выходить за нее, меняя нашу природу. По словам Кастанеды, древние тольтекские маги таким образом обрели неограниченный срок жизни. Их светимость была неуязвима для летунов и «опрокидывателя». Мы об этом еще поговорим в следующих постах темы.

Даже небольшие колебания точки сборки меняют поведение, темперамент и мировосприятие человека. Искусство управления положением точки сборки называется сталкинг. Иначе охота или выслеживание. Ученик выслеживает самого себя в различных, зачастую пограничных ситуациях и охотится за силой.

На этом закругляюсь, пищи для размышлений для начала достаточно. Если тебе интересна тема, оставь комментарий. Планирую разобрать понятие силы, такие техники, как сталкинг и перепросмотр. Поговорить о возможности того, что и дон Хуан и Кастанеда живы и здравствуют.

Не теряемся. С уважением, Владимир Даров.

Доктрина

В начале 60-х годов Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки", в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Интересно, что уровень проработки информации и стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда отбрасывает юношеский максимализм г излишнюю самоуверенность, постепенно превращаясь в лидера группы магов, руководителя уже собственной организации своих последователей, культа.

Свое учение – "Учение Дона Хуана" – Кастанеда называет магией, хотя сам Дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя дон Хуан именовал "видящим", "человеком знания", "воином абсолютной свободы". Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, – это далеко не единственный способ его видения. Он пишет, что маги- "видящие" могут видеть окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, "протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность". В этой картине мироздания человеческие существа видятся магам как некие "светящиеся коконы" или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной.

Центральное понятие учения магов – точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

С точки зрения дона Хуана и согласно учению Кастанеды, вселенная не ограничивается той только реальностью, которую мы знаем, привычным для нас миром. Кастанеда утверждает, что вселенная состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом человек "собирает миры".

Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, "аванс" – сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием "Путь воина".

Говорится, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться того. Вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

воин должен переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то. на что он будет тратить свои время и энергию; воин должен уйти от повседневной суеты и бесцельного существования; воин не должен мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; воин не разменивается на мелочи и ни в чем не дает себе поблажки, он должен являться хозяином своей судьбы; им должно двигать несгибаемое желание достичь "абсолютной свободы", безупречность и жесткая внутренняя дисциплина – вот качества, необходимые воину на его пути .

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства "намерения", "сталкинга" и "сновидения" состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

Объективно, "Учение дона Хуана", изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

Произведения Кастанеды ("Учение дона Хуана", "Путешествие в Икстлан" и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать "необычную реальность" и достигать "могущества с помощью галлюциногенных растений: "пейота", "дурмана" и "гриба". После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: "Я забыл, что я человек!". Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: "Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий".

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он – автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании “Cleargreen”, которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всеостальное – не более чем предположения, если не сказать – домыслы. Кастанеда тщательно сохранял «тайну личности», практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих – пытаться ее реконструировать.

Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей – Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.

С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды – «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки», опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером – как и десять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез – «растаял подобно туману». Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом – как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

Карлос Кастанеда, самый таинственный, самый знаменитый автор второй половины XX века, сдвинувший точку сборки всего человечества.

Карлос Кастанеда. Читать онлайн.

КНИГА 1

Учение Дона Хуана: Путь знаний индейцев Яки

…Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает… Ты сам должен быть безупречным человеком…

…Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…

Дон Хуан Матус

Введение

Летом 1960 года, будучи студентом антропологии Калифорнийского университета, что в Лос-Анжелесе, я совершил несколько поездок на юго-запад, чтобы собрать сведения о лекарственных растениях, используемых индейцами тех мест. События, о которых я описываю здесь, начались во время одной из поездок.

Ожидая автобуса в пограничном городке, я разговаривал со своим другом, который был моим гидом и помощником в моих исследованиях. Внезапно наклонившись, он указал мне на седовласого старого индейца, сидевшего под окошком, который, по его словам, разбирался в растениях, особенно в пейоте. Я попросил приятеля представить меня этому человеку.

Мой друг подошел к нему и поздоровался. Поговорив с ним немного, друг жестом подозвал меня и тотчас отошел, не позаботившись о том, чтобы нас познакомить… Старик ни в коей мере не был удивлен. Я представился, а он сказал, что его зовут Хуан и что он к моим услугам. По моей инициативе мы пожали друг другу руки и немного помолчали. Это было не натянутое молчание, но спокойствие естественное и ненапряженное с обеих сторон.

Хотя его темное лицо и морщинистая шея указывали на возраст, меня поразило, что его тело было крепкое и мускулистое… Я сказал ему, что интересуюсь лекарственными растениями. Хотя, по правде сказать, я почти совсем ничего не знал о пейоте, я претендовал на то, что знаю очень много и даже намекнул, что ему будет очень полезно поговорить со мной.

Когда я болтал в таком духе, он медленно кивнул и посмотрел на меня, но ничего не сказал. Я отвел глаза от него, и мы кончили тем, что сидели против друг друга в гробовом молчании. Наконец, как мне показалось, после очень долгого времени, дон Хуан поднялся и выглянул в окно. Как раз подходил его автобус. Он попрощался и покинул станцию.

Я был раздражен тем, что говорил ему чепуху и тем, что он видел меня насквозь.

Когда мой друг вернулся, он попытался утешить меня в моей неудаче… Он объяснил, что старик часто бывает молчалив и необщителен – и все-таки я долго не мог успокоиться.

Я постарался узнать, где живет дон Хуан, и потом несколько раз навестил его. При каждом визите я пытался спровоцировать его на обсуждение пейота, но безуспешно… Мы стали, тем не менее, очень хорошими друзьями, и мои научные исследования были забыты или, по крайней мере, перенаправлены в русло весьма далекое от моих первоначальных намерений.

Друг, который представил меня дону Хуану, рассказал позднее, что старик не был уроженцем аризоны, где мы с ним встретились, но был индейцем племени яки из штата сонора в мексике.

Сначала я видел в доне Хуане просто довольно интересного человека, который много знал о пейоте и который замечательно хорошо говорил по-испански. Но люди, с которыми он жил, верили, что он владеет каким-то «секретным знанием», что он был «брухо». Испанское слово «брухо» означает одновременно врача, колдуна, мага. Оно обозначает человека, владеющего необыкновенными и, чаще всего, злыми силами. Я был знаком с доном Хуаном целый год, прежде, чем вошел к нему в доверие. Однажды он рассказал, что имеет некоторые знания, которые он получил от учителя –«бенефактора» (благоприятный фактор) – как он называл его, – который направлял его в своего рода ученичестве. Дон Хуан, в свою очередь, взял меня в свои ученики, но предупредил, что мне нужно принять твердое решение, ибо обучение будет долгим и утомительным. Рассказывая о своем учителе, дон Хуан использовал слово «диаблеро» (по-испански диабло – черт) позднее я узнал, что диаблеро – термин, используемый только соноракскими индейцами. Он относится к злому человеку, который практикует черную магию и способен превращаться в животных – птицу, собаку, койота или любое другое существо.

Во время одной из поездок в сонору, со мной произошел любопытный случай, хорошо иллюстрирующий чувства индейцев к диаблеро… Как-то ночью я ехал с двумя испанскими друзьями, когда я увидел крупную собаку, пересекшую дорогу. Один из моих друзей сказал, что это была не собака, а гигантский койот. Я притормозил и подъехал к краю дороги, чтобы получше разглядеть животное. Постояв несколько секунд в свете фар, оно скрылось в чапарале.

Это был, без сомнения, койот, но в два раза крупнее обычного. Возбужденно переговариваясь, мои друзья пришли к выводу, что это было необычное животное и, скорее всего, что это мог быть диаблеро. Я решил воспользоваться этим случаем и расспросить индейцев о их вере в существование диаблеро. Я говорил со многими людьми, рассказывая им эту историю и задавая им вопросы. Следующие три разговора показывают их типичные реакции.

–Ты думаешь, это был койот, Чой? – спросил я молодого человека после того, как он выслушал эту историю.

–Кто знает? Хотя для койота он явно великоват.

–А тебе не кажется, что это диаблеро?

–Ну, что за ерунда! Такого не бывает.– Почему ты так думаешь, Чой?

– Люди выдумывают всякое. Я бьюсь об заклад, что если бы ты поймал его, то убедился бы, что это собака. Вот я однажды отправился по делам, я поднялся до рассвета и оседлал лошадь… Выехал я до рассвета и увидел темную тень на дороге, похожую на большое животное. Моя лошадь шарахнулась и выкинула меня из седла… Я тоже перепугался. Но это оказалась женщина, шедшая в город.

–Ты хочешь сказать, Чой, что ты не веришь в существование диаблеро?

– Диаблеро? Что такое диаблеро? Скажи мне, что такое диаблеро?

– Я не знаю, Чой. Мануэль, который ехал со мной той ночью, сказал, что этот койот мог быть диаблеро. Может быть, ты мне расскажешь, что такое диаблеро?

– Говорят, что диаблеро – это брухо, который может принимать любую форму, какую он хочет принять. Но каждый ребенок знает, что это враки. Старики здесь набиты историями о диаблеро. Но ты не найдешь ничего подобного среди нас, молодежи.

–Что за животное это было, как ты думаешь, донна Лус? – спросил я женщину средних лет.

–Лишь бог знает наверняка. Но я думаю, что это был не койот. Есть вещи, которые только кажутся койотами, но не являются ими в самом деле. Да, а бежал твой койот, или он ел?

–Большую часть времени он стоял, но когда я в первый раз увидел его, то мне показалось, что он что-то ел.

– А ты уверен, что он ничего не тащил во рту?

– Может быть, и нес. Но скажи мне, какая разница?

– Разница есть… Если он тащил что-нибудь, то это был не койот.

– Что же это было тогда?

– Это был мужчина или женщина.

– Как вы называете таких людей, донна Лус?

Она не отвечала. Я настаивал еще некоторое время, но безрезультатно. Наконец, она сказала, что не знает. Я спросил, не называют ли таких людей диаблеро, и она сказала, что это одно из названий, даваемых им.

– А ты знаешь какого-нибудь диаблеро? – спросил я.

– Я знала одну женщину, – ответила она, – она была убита. Это произошло, когда я была еще девочкой… Женщина, как говорили, превращалась в суку, и как-то раз ночью собака забежала в дом белого человека, чтобы украсть сыр. Он застрелил ее из пистолета. И в тот самый момент, как собака подохла в доме белого человека, –

женщина умерла в своей хижине. Ее родственники собрались вместе, пришли к белому человеку и потребовали выкуп. И ему пришлось немало выложить за ее убийство.

– Как же они могли требовать выкуп, если он убил лишь собаку.

– Они сказали, что белый знал, что это не собака, потому что с ним были другие люди, и все они видели, что собака встала на задние лапы и, как человек, потянулась к сыру, который лежал на подносе, подвешенном к крыше. Люди ждали вора, так как сыр того белого человека исчезал каждую ночь. Когда тот человек убивал вора, он знал, что это не собака.

– Есть ли диаблеро теперь, донья Лус?

– Подобные вещи очень секретны. Говорят, что больше диаблеро нет, но я сомневаюсь в этом, потому что кто-нибудь из семейства диалеро обязан изучить то, что знает о диаблеро. У диаблеро есть свои законы, и один из них состоит в том, что диаблеро должен обучить своим секретам одного из своего рода.

– Как ты думаешь, что это было за животное, Хенаро? – спросил я одного глубокого старика.

– Какя-нибудь собака, что же еще?

– А, может быть, диаблеро?

– Диаблеро? Ты с ума сошел! Их же не существует.

— Подожди, их нет теперь или же не было никогда?

– Одно время они были, да. Это всем известно. Каждый это знает. Но люди их боялись и поубивали их всех.

– Кто убил их, Хенаро?

– Кто-кто, люди, конечно. Последний диаблеро, о котором я знал, был с… Он убил десятки, может быть, сотни людей своим колдовством. Мы не могли этого стерпеть, и люди собрались вместе, захватили его врасплох среди ночи и сожгли живьем…

– Когда это было, Хенаро?

– В 1942 году.

– Ты видел это сам?

– Нет. Но люди до сих пор говорят об этом. Говорят, от него не осталось пепла, даже несмотря на то, что костер был сделан из сырых дров. Все, что нашли, так это большую лужу грязи…

Хотя дон Хуан определил своего бенефактора, как диаблеро, он никогда не называл место, где он учился и ни разу не назвал имени своего учителя. Фактически, дон Хуан рассказал ничтожно мало о своей личной жизни. Все, что он сообщил, так это то, что он родился на юго-западе в 1891 году, что он провел почти всю свою жизнь в Мексике, что в 1900 году его семья была изгнана мексиканским правительством в Центральную Мексику вместе с тысячами других соноракских индейцев и что он жил в Центральной и Южной Мексике до 1940 года. Таким образом, поскольку дон Хуан много путешествовал, то и его знания могут быть продуктом многих влияний. И, несмотря на то, что он считал себя индейцем из Соноры, я не был уверен, можно ли привязать его знания только к культуре соноракских индейцев. Однако… Однако, здесь я не намерен определять точно его культурное происхождение.

Мое ученичество у дона Хуана началось в июне 1961 года и до этого я не встречался с ним часто, но беседовал с ним всегда, как антрополог-наблюдатель. Во время этих первых разговоров я делал записи описательного характера. Позднее, по памяти, я восстанавливал весь разговор. Однако, когда я стал его учеником, этот метод стал весьма затруднительным, так как разговоры затрагивали много различных тем. Потом дон Хуан все-таки разрешил мне, после долгих протестов, открыто записывать все, что сказано. Мне очень хотелось также фотографировать и делать записи на магнитофоне, но он этого не позволил.

Мое ученичество проходило вначале в Аризоне, а затем в Соноре, так как дон Хуан в период моего учения переехал в Мексику. Распорядок, которым я пользовался, состоял в том, чтобы видеться с ним по нескольку дней и как можно чаще. Мои визиты стали более частыми и длительными в летние месяцы 1963-64 гг. Оглядываясь назад, я теперь считаю, что такой метод тормозил мое продвижение, так как он не давал мне полностью попасть под влияние учителя, в чем я очень нуждался для успешного обучения. Однако, с моей личной точки зрения, этот метод был полезен тем, что давал мне определенную несвязанность, а это, в свою очередь, обостряло чувство критического восприятия, которое было бы невозможным, будь я учеником постоянно, без перерывов. В сентябре 1965 года я добровольно отказался от ученичества.

После моего отказа от ученичества мне нужно было осознать то, что я пережил, а то, что я испытал, мне нужно было уложить в странную систему индейских верований. С самого начала моего обучения для меня стало очевидным, что учение дона Хуана имеет четкий внутренний строй. Как только он начал преподавать его мне, он давал свои объяснения в определенном порядке. Распознать этот порядок и понять его оказалось для меня труднейшей задачей. В связи с моей неспособностью понять я и через четыре года ученичества все еще был начинающим. Было ясно, что знание дона Хуана и метод, которым он преподавал, были теми же, что и у его бенефактора, поэтому мои трудности в понимании его учения были аналогичны тем, с которыми встретился он сам. Дон Хуан сам указал на наше сходство, как начинающих, упомянув случайно о своей неспособности понять учителя в пору своего ученичества. Это замечание привело меня к убеждению, что любой начинающий – индеец или не индеец, –получает знания невоспринимаемыми с точки зрения каких-либо характеристик или систем тех явлений, которые он испытывает. Лично я, как западный человек, нашел эти характеристики такими запутанными, что было совершенно невозможно объяснить их в системе понятий моей собственной каждодневной жизни; и я был вынужден прийти к заключению, что любая попытка классифицировать мой полевой материал своими словами была бы неудачной.

Карлос Кастанеда. Книга 1. «Учение Дона Хуана: Путь знаний индейцев Яки.» Читать онлайн. 12 Фев 2019 admin