Восемь базовых потребностей в отношениях. Основные потребности человека

Под именем потребности понимается неприятное ощущение недостатка, сопровождаемое стремлением его устранить*(102) . Такое устранение, вызывающее чувство удовлетворения, достигается при помощи благ, под которыми следует понимать все то, что способно служить желанной цели удовлетворения потребностей.

Физическая природа человека создает прежде всего физические потребности, определяемые необходимостью поддержания организма, который может существовать только при известном отношении к внешним условиям. Сюда прежде всего входит питание, как постоянный обмен веществ, воспринимаемых из внешнего мира и ассимилируемых организмом. Это основная потребность, свойственная в равной степени всему органическому. Как самые качества поглощаемых веществ, так и размер их не произвольны для человека, а имеют свои минимальные и максимальные границы.

Чтобы сохранить необходимую для жизни органическую теплоту, человек вынужден прибегать к таким средствам, помощью которых задерживается расход теплоты. Эти средства - одежда и жилище. В этой потребности уже нет той органической безусловности, как в деле питания. Одни животные строят себе жилища и прячутся в них на некоторое время года, так же как и покрываются густой шерстью, предохраняющей от холода, тогда как другие виды не прибегают к этим средствам. Человек вынужден пользоваться или освобожден от этой потребности (по физиологическим основаниям) в зависимости от того пункта земного шара, которое стало местом его жительства. Чем далее подвигается человек от экваториального пояса, тем более физиологически настоятельной становится необходимость в одежде и жилище. Как бы ни закалял себя человек в отношении погоды, как бы ни приучал себя принимать на голое тело снежные хлопья (древний римлянин, огнеземелец), но за пределами известной широты организм его не в состоянии будет выдержать холодного климата без предохранительных средств. Если же он с малых лет приучен к одежде и жилищу, то организм его не в силах будет противостоять внешней температуре и в более теплом климате. Необходимость в одежде и жилище становится таким образом физической потребностью для человека или в силу климата или в силу сложившихся привычек. Здесь определяется низший уровень потребностей человека, удовлетворяемых посредством материальных благ (Existenzminimum), за который он не может спускаться без риска потерять жизнь.

Рядом с физическими потребностями, удовлетворяемыми при помощи внешних благ, свободных и хозяйственных, в человеке нарождаются психические потребности. Данные человеку органы чувств прежде всего служат целям его самосохранения. Обоняние и вкус испытывают принимаемое в виде пищи, чтобы в организм не попало то, что способно повредить жизни, обоняние, зрение и слух дают знать о близости добычи или опасности. Но постепенно упражнение предохранительных органов дает человеку наслаждение независимо от их первоначальной цели. Конечно, зрение не имеет своим назначением доставлять человеку наслаждение видом моря или солнечного заката, но оно способно доставлять удовольствия. Точно так же и слух, изощренный до того, чтобы воспринимать в шуме нужные для жизни звуки, начинает давать удовольствие самым восприятием гармоничных сочетаний. Зрительные и слуховые ощущения, предназначенные служить средством, превращаются в цель.

Высшее развитие психических сил создает потребности, соответствующие различным элементам душевной действительности, мышлению, чувствам, воле. Это потребности познания, эмоциональных переживаний, творчества. Удовлетворение их зависит от внутренних благ, унаследованных и развитых способностей, но также и от внешнего мира, как области их применения. Мысль человека работает над данными опыта, полученными извне, творческая сила человека предполагает внешнюю точку ее приложения, эмоции вызываются внешними толчками. Мышление требует среды постоянного обмена идеями, чувствования требуют возбуждающей среды, воля предполагает среду воспринимающую. Богатство психической жизни обуславливается не только тем, что заложено в самом человеке, но и тем, что притекает к нему извне.

Мы ставим высоко психические потребности над физическими, и совершенно справедливо, потому что амплитуда психических наслаждений шире, нежели физических. Человек, испытывающий психические потребности и стремящийся к их удовлетворению, полнее пользуется жизнью, нежели человек, чуждый им. Для такого человека жизнь представляет большую ценность, но он и сам получает высшую оценку со стороны общества, потому что он способен не только более взять сам от жизни, но и более дать другим.

Однако, при этом не следует упускать из виду следующих двух обстоятельств. Во-первых, основные физические потребности обуславливают самое существование человека, а потому до их обеспечения невозможны психические наслаждения. Пока не удовлетворены физические потребности, мысль, воля, чувства направляются всецело, в силу закона самосохранения, на эту основную задачу. Там, где для обеспеченного человека средства превращаются в цель, там для нуждающегося человека средства должны выполнять свое - первоначальное назначение. Во-вторых, развитие психических потребностей и стремление к их удовлетворению возможно только при известной внешней обстановке, обеспечивающей достаточный приток внешних впечатлений. От человека, поставленного в благоприятные внешние условия, зависит дать ход своим духовным силам, человеку, лишенному этих условий, нельзя ставить в упрек, что он не поднимается выше физических наслаждений.

Создавшиеся психические потребности отражаются на физических потребностях. Под влиянием психического момента последние преобразуются. Потребность принять известное количество питательных веществ превращается в потребность опрятно или даже изящно убранного стола, чистой посуды, хорошо приготовленных блюд, застольной беседы. Потребность в жилище, предохраняющем от потери тепла, превращается в потребность "своего угла", обставленного, хотя бы скромно, но соответственно внутреннему миру хозяина. Психическая сторона, путем привычки, до такой степени связывается с физической, что удовлетворение физических потребностей становится затруднительным или даже невозможным при пренебрежении к психическому моменту.

Там, где дикий человек отлично удовлетворит свое чувство голода, нисколько не стесняясь видом пищи, и способом ее изготовления, там культурный человек может остаться совершенно неудовлетворенным, потому что вполне годный для питания кусок станет поперек горла или будет извергнут желудком - именно благодаря психическому моменту. До надлежащего удовлетворения осложненных физических потребностей жизненная энергия человека понизится, способность бороться за свое существование ослабнет, и явится опасность для самого организма, а это в свою очередь должно возбудить инстинкт самосохранения.

Отсюда обнаруживается, что в соответствии с развитием психической стороны человека, повышается его Existenzmimum, тот крайний предел, за которым начинается понижение жизненных функций и открывается угроза самому существованию человека.

За физическими и психическими потребностями выступают социальные потребности, заключающиеся в стремлении к общению с другими людьми.

На путь социальных потребностей человека толкает половое влечение, которое, хотя и составляет индивидуальную физическую потребность, и притом в высшей степени настоятельную, но которая является переходным звеном от физического, чрез психическое, к социальному. Эта физиологическая потребность может быть удовлетворена только при участии другого индивида. Хотя по временам, не только в истории, но и в современности, второй индивид рассматривается лишь как вещь, но постепенно близость этой вещи превращает ее для господина в личность, общение с которой доставляет ему удовольствие само по себе, независимо от физической стороны. Удовлетворение полового инстинкта, сохраняя физическую основу, постепенно облекается в психическое переживание высокого характера. Любовь создает из психики поэтический покров для физиологического акта и не только повышает амплитуду удовлетворения, но нередко становится самоцелью, заставляя даже жалеть о наличности физической стороны.

В погоне за удовлетворением своих физических потребностей, человек обнаружил ту выгоду, какую представляет для него сотрудничество других людей. Даже на самых низших ступенях культурного развития человек нередко рискует остаться без удовлетворения основных потребностей, если не помощь других, напр., на охоте, при ловле, в набеге. В культурном же состоянии человек нуждается в сотрудничестве, как средстве обеспечивающем ему удовлетворение не только основных, но и осложненных физических и психических потребностей, которые только и развиваются на почве сотрудничества. Без содействия современный человек не может добыть себе пищи, построить себе жилище, покрыть себя одеждами. Сотрудничество становится неизбежным средством для получения всех необходимых благ, как материальных, так и духовных.

Но, как и в половом вопросе, и здесь средство превращается в цель. Общение с другими людьми становится желательным человеку само по себе, независимо от тех выгод, какие оно ему обещало. Постоянное сотрудничество создает в человеке привычку к своим сотрудникам, влечение к ним ради совместного нахождения, ради взаимного обмена мыслями, ради одновременного переживания эмоциональных движений. В общественной среде человек не только находит возможность совместного и наиболее полного удовлетворения своих физических и психических потребностей, но открывает в обществе совершенно новые блага, совершенно новые источники наслаждений, которые становятся привычными и вызывают новые потребности. Человек ищет сочувствия в общественной среде, одобрения своим действиям. Благоприятное отношение к нему со стороны других увеличивает количество и качество испытываемых наслаждений, хотя соответственно усиливается страдание от неудовлетворенных потребностей. Общественное сочувствие возбуждает в человеке творческие силы, дает новый толчок психическим потребностям, нередко соединяет с высокой оценкой личности и большее материальное обеспечение. Человек жаждет этой оценки, тянется к ней, видит в ней цель своей жизни, и страшно боится потерять ее, частью или полностью. "Трудно придумать, - говорит Джемс, - более дьявольское наказание (если бы такое наказание было физически возможно),как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, не интересовался нашими действиями, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки"*(103) . На высшей ступени это общественное внимание, общественная оценка выражается в авторитете, каким пользуется человек, напр., в качестве мыслителя, в восхищении и талантом артиста, художника, поэта, в восхвалении мудрых и полезных актов государственного деятеля. Но даже в самой маленькой группе все эти блага распределяются в большей или меньшей степени. Принимая во внимание, что удовольствие связано с подъемом, a страдание с понижением жизненности*(104) , мы должны признать, что лишение члена общества социальных благ не проходит для него даром. Падение общественной оценки может больно отразиться на человеке, подорвать его жизненную энергию, разрушить не только его психическую, но и физическую жизнь.

Существование социальной среды и наличность соединенных с ней социальных потребностей оказывают решительное влияние на сферу индивидуальных потребностей. Это влияние обнаруживается прежде всего в том, что общественная среда определяет, как должны удовлетворяться индивидуальные потребности. При питании человек вынужден считаться с тем, что дает рынок, и чем принято питаться. Еще больше сказывается эта зависимость от общественной среды при выборе одеяния и обстановке жилища.

Самое важное влияние общественной среды состоит в том, что благодаря ей приобретаются потребности и благодаря ей возбуждается стремление к их удовлетворению. Современное культурное общество представляет массу индивидов, различающихся значительно по богатству и образованию. Социальная потребность одобрения, переходящая в потребность удивления, порождает настороне одной части общества стремление выделиться из массы по своим потребностям и средствам их удовлетворения. В другой части общества это выделение порождает стремление к уравнению с первыми путем подражания. Таким образом, то, что человек ест, пьет, как он одевается, где живет и как обставляет свое жилище, в какой степени пользуется зрелищами, поездками, каков круг его мыслей, чувств, желаний - вызывается с одной стороны инициативой, подгоняющей к выделению, с другой подражанием подгоняющим к уравнению. В классовом обществе эти волны потребностей ясно наблюдаются. Страх отстать от других, показаться смешным в глазах других, неразвитым в отношении потребностей, слабосильным в отношении средств их удовлетворения, порождает страшную зависимость человека от общественной среды. Отсюда получается в высшей степени важный результат, - чувство удовлетворенности в своих физических и психических потребностях основывается для каждого человека на сравнении с уровнем потребностей других людей. Потребности человека определяются не абсолютным, а относительным критерием. Постепенное повышение материального благосостояния низших классов нисколько не примиряет их с общественным порядком, построенным на начале неравенства, потому что сознание удовлетворенности определяется не динамическим началом, а статическим. Для сознания не то важно, что некогда лица того же класса пользовались меньшим благосостоянием, a то важно, что сейчас имеется налицо резкая разница в потребностях и средствах удовлетворения. Рабочий прежнего времени питался и одевался хуже, чем нынешний, но он был ближе к своему хозяину по уровню потребностей, чем в настоящее время.

Все большее количество благ, выбрасываемых на современный рынок, все большее различие в способах удовлетворения потребностей, основанное на различной состоятельности, порождают мучительное чувство постоянно новых желаний, обусловленных часто не действительными потребностями тела или духа, а только сравнением. Человек не находит в себе силы удовлетвориться тем, чего сам желает, а он постоянно желает того, чем удовлетворяются другие. В Дантовском раю имеется ряд кругов, в каждом из которых блаженствуют попавшие в него. Но это блаженство достигается тем, что один круг не ведает, чем наслаждаются в других кругах. Здесь же на земле, где общество также разделено на круги, в каждом знают, что делается в других. "Приравняй твои притязания нулю, - говорит Карлейль, - и целый мир будет у твоих ног"*(105) . Но такой аскетический рецепт человечеству не под силу, и на таком принципе не может основываться никакое общественное устройство, хотя он нередко слышится в коварном совете не поднимать культурного уровня низших слоев.

Современный демократизм, признающий политическое и юридическое равенство всех граждан, не только не поднимает степени индивидуальной удовлетворенности, но еще более обостряет вопрос. Раб не чувствует несправедливости своего положения; он не рассчитывает на лучшие одежды, стол, помещеше, какими на его глазах пользуется господин. Но свободные граждане, чувствующие себя юридически равными друг другу, одинаково несущие личные повинности, одинаково обладающие политическими правами, особенно страдают от экономического неравенства, которое создает различие не только в материальных средствах, но и в образовании, и в общественном положении. Человек всегда будет чувствовать себя неудовлетворенным, а потому и несчастным, если он, сознавая, что мог бы иметь право на любое благо, в то же время видит, что многие блага остаются ему недоступными.

Неудовлетворенность какого бы то ни было рода, возбуждая инстикт самосохранения понижением жизненной энергии, будет постоянно вызывать в человеке стремление обеспечить возможную полноту благ, падающих на его долю.

He следует впрочем заблуждаться по поводу последствий равномерного распределения материальных благ. За материальными благами стоят социальные блага, ценность которых все возрастает, а распределение их обуславливается силами ума, энергии, природными способностями. Неравномерное их распределение оставит, а может быть, даже усилит чувство неудовлетворенности, основанное на том же сравнении.

20.05.2016 17:28

В своих книгах я часто описывал черты невротических личностей, их проблемы и сложности. Какими же характеристиками обладают абсолютно нормальные психологически люди? Каков набор качеств успешного, уверенного в себе человека? Давайте разбираться.

Невротики зачастую видят мир искаженно, сквозь свои ощущения и переживания, сформированные ещё в детстве. Невротик не любит перемены и спонтанность, ему проще существовать в своем выдуманном мире, но при этом он очень зависим от мнения окружающих людей. Психологически здоровый человек - счастлив, занят любимым делом и развивается. Это происходит, когда естественные - основные потребности организма удовлетворены. Определение и уровни потребностей выделил Маслоу, давайте ознакомимся с ними.

1. Потребности физиологические - это первоочередная нужда человека в пище, голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.

2. Потребность безопасности - желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома, на работе. Он боится перемен и хочет постоянности, боится мира и опасностей.

3. Сексуальная потребность - удовлетворение этой потребности - одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей - и тут может возникать ряд проблем.

4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви - каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают. Человека без семьи заполняет одиночество и тревожность.

5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня - потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, также очень плохо отражается на здоровье зависимость от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.

6. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник - картины и т.д.

7. Потребность в понимании и познании - это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.

Любопытство и тяга к новому наиболее заметна у детей, и очень важно поддерживать это желание, а не противодействовать ему. При удовлетворении потребности в познании человек осознает себя счастливым, причастным к происходящему в мире и в жизни в общем, будто он прикасается к истине. Знания - это своего рода наслаждение, от них повышается настроение, обучаясь чему-либо, мы становимся развитее и лучше, поэтому необходимо постоянно подпитывать свой интеллект новой порцией информации.

Потребности делятся на низшие и высшие, Маслоу определил между ними следующие отличия.

Потребности высокого уровня начинают выделяться у развитых индивидов, то есть ряд потребностей свойственны только человеку, так как он обладает интеллектом. Физические потребности присутствуют и у животных - в пище, безопасности и сексе, но удовлетворение резко отличается от человеческого - звери набрасываются на еду, норы себе роют там, где удобно. Человек же учится, работает, зарабатывает деньги, чтобы себя прокормить и приобрести дом.

При индивидуальном развитии сначала проявляются низшие, а затем высшие потребности. Новорожденного беспокоят только физиологические потребности, позже появляется потребность в безопасности, спустя несколько месяцев - потребность в любви. Когда эти потребности удовлетворяются, появляется потребность в самоактуализации, обычно у детей она выявляется рано. Очень важно, чтобы ребенка не пытались переделать родители и учителя, ведь если ребенок хочет быть актером или художником - значит так должно быть.

Низшие потребности - это непосредственно наша физиология и работа организма, поэтому они доминируют и их неудовлетворение заметно сразу. Если потребность стоит очень высоко в структуре потребностей, она не очень важна в процессе выживания, и может долго оставаться невыполненной, при этом никаких угроз жизни не возникнет.

Реализация высших потребностей вызывает наибольшую радость и большое количество эндорфинов. Если человек живет, учитывая и удовлетворяя высшие потребности, он меньше болеет, качество его жизни улучшается, а ее продолжительность увеличивается. Распознать свои высшие потребности - сложная задача, ведь они не такие явные, как низшие. Поэтому понять и выявить их, - это уже большое достижение.Когда человек удовлетворяет свои высшие потребности, он приближается к состоянию гармоничной личности, обретает счастье и спокойствие, ощущает, что его жизнь именно такая, какая и должна быть.

Если человек стремится искать и удовлетворять высшие потребности, то это приводит его к психологическому равновесию и здоровью.Чтобы реализовать высшие потребности нужно значительно больше усилий и подготовки, чем при насыщении низших. Для того, чтобы человек задумался об удовлетворении высших потребностей, необходима благоприятная обстановка. Все мы в детстве мечтали кем-то стать, но если же ребенок не задумывается кем он будет, когда вырастет, значит, все его желания и мечты настолько легко выполняются родителями, что ребенок лишен мотива для будущей деятельности. И это очень плохо. Или же другое неблагоприятное условие - когда родители заставляют ребенка идти учиться на полезную, по их мнению, специальность, и человек в итоге не становится тем, кем он на самом деле должен быть.

Для человека реализация высшей потребности - максимально значимо и ради нее он готов претерпевать различные сложности.С повышением уровня высших потребностей - в человеке увеличивается количество любви. Он счастлив, и количество любимых людей растет. И здесь имеется в виду именно любовь, а не секс.Высшие потребности неэгоистичны, это их важное отличие от низших. Потребность любви ведет к общению и взаимоотношениям с людьми. Поэтому реализация высших потребностей делает человека лучше - и в гражданском, и в социальном плане.

Выполнение высших потребностей - важнейший шаг к самоактуализации. Самоактуализированный человек счастлив, гармоничен и живет в мире с собой. Индивидуализм - это следствие удовлетворения высших потребностей, возможность любить себя, свою жизнь людей в ней.Человек с высоким уровнем потребностей намного восприимчивее к психологическому воздействию.

Голодный человек не сможет воспринять психотерапевтическую помощь.Низшие потребности обладают ограниченностью и четкостью, и необходимость в их удовлетворении более заметна и очевидна, чем реализация потребностей высшего уровня. Голод удовлетворяется едой, но потребность в знаниях не насыщается определенным количеством информации, она бесконечна.

Выявление своих высших потребностей - сложный процесс, но необходимый, так как от этого зависит наше здоровье. Важно, чтобы человек слышал и знал себя, поэтому перед психотерапией стоит задача помочь человеку докопаться до истины, убрать зажимы и внутренние границы, те рамки, которые нам навязывают воспитанием, в школах и институтах.


тема: потребности человека

цели:

Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, письма, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски: на доске эпиграф: «У духа есть свои потребности, как и у тела».

Жан-Жак Руссо. Проблемное задание на урок: роль потребностей в жизни каждого человека.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и наглядность

1 этап. Организационный.

Здравствуйте ребята.

Цель: организация психологической готовности учеников к восприятию результатов работы на уроке, организация повторения (2 мин.)

Цель: заинтересовать учеников, актуализация знаний. (2 мин.) Человеческие потребности.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Сидишь здоровый, сытый, но опять

Свербит в мозгу… И хочешь ты влюбиться,

Чтобы любви все тонкости познать.

А может даже плюнуть и жениться!

Женатый, в безопасности, согрет.

О, господи! Чего ещё вам надо?

Чтоб о тебе узнал весь белый свет

И получить за что-нибудь награду!

А здесь заминка - чем хвалиться вам?

Что ты с женат, в покое и достатке?

Приходится работу дать мозгам,

В почёте знанья и уменья хватких!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

2. Этап постановки цели урока.

Цель: актуализация имеющихся знаний по изучаемой теме(2мин).

3. Этап усвоения новых знаний.

Как появляются и проявляются потребности

Рассказ учителя

Цель: создать условия для решения проблемного задания.(15 мин.)

Какие бывают потребности?

Учитель дополняет ответы обучающихся.

Физиологические потребности: то без чего не может жить живой организм (движение, пища, вода, воздух, движение).

Потребность в безопасности

(экзистенциальная):

стремление защитить себя. Свое жилище от вторжения, стихийных бедствий. Физическая безопасность- хорошее здоровье, безопасность на улицах.

Социальные потребности: общение. Нахождение в коллективе.

Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни. (2 мин)

Рассказ учителя.

Престижные потребности: стремление выделиться служебным ростом, высоким статусом.

Духовные потребности стремление к творчеству, самореализации.

Организует закрепление.

Учитель организуют самостоятельную работу в парах.

Цель: развитие навыков монологической речи, создание условий для аналитической деятельности учащихся.

4. Этап закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Организует закрепление.

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

6. Рефлексия

Цель: актуализация полученных знаний на уроке. (2 мин.)

Учитель вручает письма и спрашивает, как потребность реализуется при написании письма. Угощает конфетами под названием «Физиологическая потребность»

7.Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель: дать представление о требованиях к будущему уроку. (2 мин).

Урок окончен. Я благодарю Вас, до свидания!

Приветствуют учителя.

Пишут тест «Личность и социальная среда» ПРИЛОЖЕНИЕ1

Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос. Что хотелось бы им в ближайшие 5 минут.

Ученики формулируют тему урока и цели. Записывают тему урока и первый пункт плана.

Записывают и объясняют термин «потребности».

Строят цепочку. Записывают в тетрадь.

Записывают 2 пункт плана.

Отвечают на вопрос.

Делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос. Делают записи в тетради.

Отвечают на вопросы «да» или «нет». «Да» - стоят, «нет»- сидят.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отвечают на вопрос. Что бывает престижным, что такое престиж? (необычный эффект, оценка социальной роли или действия).

Отвечают на вопрос, какие потребности будут считаться первичными, а какие вторичными?

Отвечают на вопрос, какие потребности сложнее всего удовлетворить? Могут ли быть одинаковые потребности у разных людей?

Работают с текстами. Отвечают на вопросы.

Выполняют проблемное задание.

Выполнят тестовое задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рефлексия

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

Записывают домашнее задание.

Оформление доски:

эпиграф. Написано проблемное задание на урок: роль потребностей в жизни каждого человека. План урока:1. Человек и его потребности. 2. Какие виды потребностей могут быть у людей?3. потребности и наша жизнь. В правом верхнем углу задание на дом. План урока.

Слайд 1

Слайд 10

Слайд 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест 1. В-1 «Личность и социальная среда»

1. Для обозначения индивидуально-психологических особенностей человека, от которых зависит успешное выполнение определенной деятельности, традиционно используют понятие:

1) индивид 2) личность 3) потребности 4) способности

2. Личность - это:

1) продукт социального развития, или социализации,

2) прирожденное качество индивида,

3) тип высшей нервной деятельности

4) наследственные признаки.

3. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности?

А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её.

Б. Чем выше культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Завершите фразы:

Б) Личность подразумевает способность человека….

В) При формировании личности оказывает влияние…

5. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) индивид

2) индивидуальность А) человек как носитель определенных

3)личность свойств, качеств, которые общество признает

Б) отдельный представитель человеческого общества

В) признаки, свойственные конкретному человеку

Тест 2. В-2 «Потребности»

1. К социальным потребностям человека относится потребность

2) питаться

4) общаться

2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности

1) престижные

2) идеальные

3) физиологические

4) экзистенциальные

4. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

5. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.

Тест1. В- 2 «Личность и социальная среда»

1. Десятиклассник Петр интересуется математикой. Он ходит на дополнительные занятия, решает сложные задачи. В течение 3 лет он становится победителем городской олимпиады по математике. Как можно назвать качества Петра, проявляющиеся в этой деятельности?

1)задатки 2) способности 3) культура 4) потребности

2. Человек представляет собой единство составляющих: биологической и социальной. Биологически обусловлена:

1) половая дифференциация;

2) система ценностей;

3) мировоззренческая картина мира;

4) профессиональная деятельность.

3. Талант - является:

1) биологически врожденными качествами,

2) результатом социального становления индивида,

3) личностными чертами индивида,

4) присущ от рождения, но раскрывается постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

4. Человек как один из людей:

1) индивид 2) индивидуальность 3) гражданин 4) личность

5 . Укажите последовательность уровней развития способностей человека 1) одаренность 2) гениальность 3)задатки 4)талант 5)способности

Тест -2, В-1«Потребности»

1. Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма традиционно используют понятие:

1) потребности 2)способности 3)темперамент 4)задатки

2. Верны ли следующие суждения о потребностях и способностях человека?

А. Потребности мотивируют деятельность человека.

Б. Под способностями человека понимают, прежде всего его знания.

1) верно только; А 2)верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека.

1) питание 2) дыхание 3)творчество 4) отдых и сон

4. Укажите духовные потребности человека:

A) признание в обществе; Б) общение; В) пища; Г) творчество; Д)самореализация; Е) религия.

5. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

1) подходящем жилище;

2) самопознании;

3) физической активности;

4) самосохранении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОТРЕБНОСТЬ-ЭТО СОСТОЯНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТОГО, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ УСЛОВИЕ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

У духа есть свои потребности, как и у тела. Жан-Жак Руссо

Физкультминутка

1.Человек – биологический вид. Да

2.Талант есть и у животных. Нет

3. Социальная среда не влияет на формирование личности. Нет

4. Петя хороший товарищ, заботливый друг – это характеризует Петю как индивида. Нет

5. Личность контролирует поведение. Да

Мы все еще ищем формулу идеальных отношений. Пожалуй, это одна из самых сложных и волнующих тем. Каждый из нас нуждается в безопасной привязанности, доверительной и близкой связи. Эрскин и Тротманн описали восемь постоянных (существующих на протяжении всей жизни) потребностей отношений. Мы стремимся к тому, чтобы удовлетворить эти потребности. Учимся у значимых взрослых: наблюдаем как родители относятся друг к другу, к нам. Впитываем информацию отовсюду. Когда какая-то потребность не удовлетворяется, начинается поиск способа получить это, - иногда через психологическую игру, манипуляцию, гиперкомпенсацию. И тогда отношения теряют главное качество - близость.

Безопасность

Нам всем необходимо чувство безопасности, физической и эмоциональной. Мы нуждаемся в среде, в которой сможем комфортно существовать и раскрывать свой потенциал, выражать эмоции, чувства, мнения и убеждения. Это возможно лишь тогда, когда мы уверены, что нас не высмеют, не обвинят, не пристыдят и не отвергнут. В состоянии постоянного стресса наша задача не процветать, а для начала хотя бы выжить. Это значит, что задумываться над улучшением отношений, об их глубине и качестве невозможно. Кстати, о том, как справляться со стрессом, я уже писала в статье

Безопасность - основа всего, и не только безопасность физическая. Иногда я встречаю пары, в которых считается нормой высмеивание друг друга, жестокий юмор, напряжение. Сначала оба настаивают, что в этом «нет ничего такого», но позже оказывается, что это неприятно -выслушивать от партнера постоянные колкости, соревноваться в том, кто крепче скажет. Если что-то случается, нужно сто раз подумать, делиться ли этим, ведь потом тема разговора может стать поводом для упреков или насмешек. Безопасность - это ощущение взаимной ранимости и гармонии с другим.

Ценность

«Он меня не ценит» - говорит мне женщина, пришедшая на консультацию впервые. Что это значит? «Он не слышит меня, не заботится, считает мои желания чем-то неважным» - продолжает она. Ее потребность быть ценной явно не удовлетворяется в этих отношениях.

Нам нужно чувствовать, что мы ценны, наши взгляды, потребности, воззрения уважают. Мало просто выразить себя в безопасной среде, нужно получить подтверждение: с нами считаются, мы чувствуем себя значимыми в этих отношениях, мы - «ок». Для того, чтобы другие ценили нас, сначала нужно научиться самим .

Стабильное принятие значимым другим

Мы нуждаемся в том, чтобы нас принимал кто-то значимый, стабильный, у кого мы можем научиться, на кого можно положиться. Этот человек будет принимать нас и поддерживать в «мирное время» и в моменты кризисов. Это могут быть родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, опекуны, учителя, духовные наставники, другие люди, компетентные в необходимых нам сферах. Иногда значимые фигуры могут замещаться институтами: религиозными, трудовыми, политическими и пр. Важно понимать, когда принятие действительно искреннее, а когда это просто манипуляция, основанная на этой потребности.

Взаимопонимание, подтверждение опыта

Отношения строятся на взаимности. Нам важно быть понятыми и принятыми без каких-то дополнительных убеждений. Сложно, когда твой опыт обесценивают или отрицают, говорят «Не выдумывай», «Не преувеличивай» и так далее. Удовлетворение потребности во взаимопонимании и подтверждении опыта можно выразить одной фразой«Я тебя понимаю» или искренним «Я представить не могу, как тебе было, но я рад, что ты поделился». Мы ищем родственную душу, которая поймет с полуслова, или хотя бы не будет доказывать, что пережитое нами - ерунда. Опыт каждого из нас уникален и мы не всегда «побывали в шкуре собеседника». Это значит, что нам необходима эмпатия, способность понять другого, «слышать между строк». Развить в себе эту способность помогает тренировка - умение понимать свои и чужие эмоции, иметь с ними дело.

Самоопределение, уникальность

Многие психологи, в частности, В.Сатир, говорят о том, что часто нас пугает, если мы не похожи на партнера и наоборот. Со временем люди «обнаруживают, что они отличаются друг от друга, причем им кажется, что у них что-то отнимается, а не добавляется; они начинают видеть друг друга в новом свете.», пишет Сатир. «Разногласия напоминают обоим, что другой человек существует сам по себе, в отдельности, а не только как продолжение партнера», и это зачастую болезненно воспринимается. Нас пугает, когда у партнера другое мнение, иные предпочтения или ценности. Вступая в отношения с иллюзией «мы - одно, при чем такое, как я», столкновение с реальностью, где каждый - отдельная личность, переживается нами очень тяжело.

В то же время нам жизненно необходимо признание нашей уникальности, чтобы никто не требовал соответствовать шаблонам. Каждый ждет уважения даже тогда, когда проявляет свою непохожесть на других людей. Если мы росли в строгих рамках, нас каким-то образом ограничивали в проявлении уникальности, не считались с нашими интересами, вкусами, взглядами, мы можем «забыть» себя - перестать себя ценить, иметь свои цели и предпочтения. Когда человек осознает свою уникальность, но не чувствует поддержку и принятие, он может выбрать путь борьбы и всячески стараться выделиться через несогласие и протест.

Человек начинает предложения с «Нет,……» даже когда он согласен или, когда включается в споры и соревнования. Люди часто соревнуются для самоопределения и отделения себя от других, для сохранения ощущения своей идентичности. Чем более схожи люди, тем больше они толкают друг друга к самоопределяющему соревнованию. (Ричард Г. Эрскин и Ребекка Л. Траутманн)

Удовлетворить потребность другого в самоопределении мы можем, если будем поощрять человека выражать свое мнение, иметь свой вкус и право не согласиться с нами. В то же время нам нужно уметь заявить о себе, чтобы дать партнеру шанс нас услышать.

Оказание влияния

У каждого из нас есть потребность знать, что мы достаточно значимы, чтобы влиять на других людей. Безопасная форма этой потребности выражается в том, что наши близкие грустят и радуются вместе с нами, готовы выслушать и прислушаться к нам, воспользоваться нашими советами, а потом выразить нам благодарность за них. Пожалуй, это можно охарактеризовать фразой: «Я достаточно значим, чтобы со мной считались». Когда потребность не удовлетворяется, человек может стремиться манипулировать другими, чем разрушает возможность доверительных отношений.

Инициатива другого, шаг навстречу

Отношения не могут быть «игрой в одни ворота». Это обмен, идеально, когда он сбалансирован. Невозможно построить крепкую и здоровую связь, если занимаешь пассивную позицию или наоборот постоянно отдаешь, но не получаешь ничего взамен. Каждый из нас ждет, что партнер будет проявлять инициативу, предлагать какие-то варианты времяпрепровождения, звонить, уделять знаки внимания и пр. С одной стороны мы сами должны участвовать в отношениях, с другой - давать партнеру пространство для активности.

Выражение любви

Это потребность в том, чтобы проявлять любовь и заботу по отношению к другому человеку (людям) и быть принятым. Каждый из нас выражает любовь по-совему: теплыми словами, объятиями, подарками, помощью, времяпрепровождением и заботой. Можно выделить . Нам важно быть услышанными и понятыми вне зависимости от того, какой язык мы используем, так же, как и нашему партнеру важно быть услышанным нами. Если же этого не происходит, мы сталкиваемся с игнорированием или обесцениванием, отношения становятся холодными и могут сойти на нет. Чем больше мы знаем о способах выразить любовь, чем шире наш арсенал, тем нам легче быть услышанным. В то же время очень важна готовность принять любовь от другого.

Потребности в отношениях - это не только потребности детства или потребности, возникающие в иерархии развития; это компоненты отношений в каждом дне нашей жизни. (Ричард Г. Эрскин)

Человек чаще всего осознает потребность тогда, когда она не удовлетворена. Если мы лишаемся этих благ отношений, необходимость в них усиливается, ощущается как сильное стремление, одиночество или тревожность. Иногда это сопровождается агрессией и злостью. Если нарушения в отношениях длительные, может пропасть энергия, надежда, человек начинает верить в то, что он навсегда останется один.

Для того, чтобы быть счастливыми в отношениях, важно быть счастливым самому по себе. Это не значит, что нужно разорвать отношения (хотя иногда они настолько вредны и разрушительны, что лучше так и сделать), это значит, что необходимо инвестировать в себя. Когда у партнеров высокое ощущение самоценности, они могут доверять друг другу.

Каждый из них уверен в своей способности получать то, что ему нужно от партнера.

Каждый из них может в том числе подождать и получить желаемое несколько позже.

Каждый может отдавать другому и при этом не чувствовать себя ограбленным.

Каждый может использовать различия между собой и партнером для большего личностного роста.

Нужно научиться настаивать на своих желаниях, мыслях, чувствах и знаниях, не унижая, не разрушая другого, и не нападая на него, и, кроме того, прийти к подходящему для обоих конечному результату. (В.Сатир)

Мы сами должны научиться создавать безопасное пространство, ценить себя и партнера, выражать любовь, принимать ее, быть активным в отношениях и выражать свою потребность в инициативе со стороны другого, быть стабильным, эмпатичным, уметь заявлять о своих желаниях, слышать партнера. Мы ответственны за качество своих отношений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Запишитесь на консультацию к психологу Юлии Гридасовой, чтобы разобраться в своих отношениях:

  • Skype: yuliia.ease
  • E-mail: hello@сайт
  • Viber: +38063 470-62-56

Будьте здоровы!

Литература:

  1. «Почему семейная терапия», В. Сатир
  2. «Psychological Function, Relational Needs, and Transferential Resolution: Psychotherapy of an Obsession», Richard G. Erskine

Урок «Потребности человека» 8 класс

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность.

^ Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Можно выделить следующие виды потребностей.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

^ Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности человека в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы; потребности в знаниях, творческой деятельности, красоте беспредельны. Таким образом высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие, там, где н6ачинаются высшие потребности, там начинается личность.

Потребности связаны с ценностными ориентациями.

^ Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.

Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности.

Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

^ ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРАКТИКУМ «Человек, личность, деятельность, потребности»

1. Верны ли следующие суждения?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

2. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении.

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4.Установите соответствие:

Определение

A. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

B. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Г. Индивид.

Д. Индивидуальность.

Е. Личность.

5. Качества личности проявляются в:

1) чертах человека как биологического организма; 2) наследственной предрасположенности;

3) особенностях темперамента; 4) социально-преобразующей деятельности.

6. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:

1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;

3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности.

7. И человек, и животные способны:

1) использовать предметы природы;

2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;

3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;

4) осознавать собственные потребности.

8. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

Характеристики

1) физиологические;

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

9. Приведите в соответствие понятия «человек», «индивид», «личность» с их смысловыми значениями и существенными признаками:

Характеристики

1) Индивид.

2) Индивидуальность.

3) Личность

A. Это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д., которые отличают одного человека от другого.

Б. Пол, возраст, раса, статус, роль.

B. Лицо, обладающее всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Г. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.

Д. Человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, реализующий себя посредством тех или иных социальных ролей, проявляя инициативу, предприимчивость, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.

Е. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

11. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, обладает набором особых свойств. Как биологическое существо, он сумел приспособиться к внешней среде и сохранить вид.

Б. Человек - существо социальное, проживающее в обществе и обладающее такими качествами, как творчество, свобода, социальность.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

13. О каком понятии идет речь:

«Это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе».

14. Верны ли следующие суждения?

А. Гениальным человека делает природа, а великим - общество.

Б. Эмоциональное переживание и целеполагание - отличительные черты деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

15. О каком понятии идет речь. Своеобразие человека по следующим признакам:

1) особенности внешнего облика;

2) неповторимость внутреннего мира;

3) неповторимость проявления внутреннего мира в поведении и деятельности - обозначается термином

16.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

17. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:

1) к общению (обмену информацией с себе подобными);

2) к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);

3) подражанию (усвоению форм поведения других);

4) к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).

18. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

19. Вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата, - это

1) игра 2) общение 3) учеба 4) труд

20. Виктор посещает лекции в Инженерно-экономическом университете. Это пример

1) труда 2) учебы 3) общения 4) игры

21. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?

1) труд 2) учебу 3) общение 4) игру

22. Верны ли следующие суждения об основе человеческого существования?

А. Основой человеческого существования является деятельность.

Б. Основой человеческого существования является потребительство.

23. Верны ли следующие суждения о способностях?

А. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности.

Б. Способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в определенной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким слухом. Как можно назвать качество, которым обладает Ольга?

1) способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность

25. К специальным способностям относятся

1) литературные 2) спортивные 3) математические 4) все перечисленные

26. К общим способностям относятся

1) музыкальные 2) умственные

3) технические 4) художественно-творческие

27. Леонардо да Винчи был великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Ему обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Какими качествами обладал Леонардо да Винчи?

1) способностями 2) одаренностью 3) талантом 4) гениальностью

28. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

1) биологические

2) социальные

3) духовные

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

29. Установите соответствие:

Виды деятельности

Примеры деятельности

1) игровая

2) учебная

3) трудовая

A) решение математической задачи

Б) принятие закона

B) посадка дерева

Г) создание модели из конструктора

Д) выступление певца на сцене

30. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

ОТВЕТЫ

4. А-Е; Б-Г; В-Д

8. А-3 Б-5 В-4 Г-1

9. 1-Б,В 2-А, Г, Е 3-Д

13-поведение

15-индивидуальность

16-общение

28. А-4 Б-2 В-1 Г-3 Д-2