Джон Томас. Как узнать, от Бога ли Ваш сон? О сновидениях. Как христианин должен относиться к сновидениям

К большому сожалению, сатане проще всего обмануть нас с Вами, когда от человека отходит всегда бодрствующая часть нашего духа человеческого. Как же отличить сон, который подарил Господь Бог, от того, который происходит от вековечного противника Божьего?

Что говорит Библия о снах?

В отношении снов Библия говорит, что Господь их посылает и будет посылать впредь до самого Своего пришествия. Показаны в Библии и многочисленные примеры пророческих снов. Но в то же время Библия через пророков говорит о том, что большинство снов являются ложными и уводят от Бога (Иер.23:27-33; 29:8,9; Зах.10:2).

Библия нам являет чудный характер Божий и Его непостижимую Любовь. Из Библии мы знаем, что Бог НИКОГДА не говорит ЗРЯ, Он ВСЕГДА предельно конкретен и даже обличает нас с Любовью. Любовь Божья – это ЕДИНСТВЕННОЕ, что очень трудно подделать сатане. Ведь у сатаны и характер, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ Божьему! Из снов от Бога, которые описаны в Библии, мы с Вами можем вынести некоторые закономерности, поминая о том, при каких обстоятельствах они снились и кому. Также принимая во внимание существенный временной разрыв между библейскими временами и современностью, а также тот факт, что человек меняется, но Бог Один и Тот же. К тому же тот неоспоримый факт, что мы с Вами живём в самое последнее время истории искалеченной грехом Земли.

Будем также помнить, что Бог гораздо больше и значительно чаще сообщает нечто существенное нам с Вами всё-таки в состоянии бодрствования. Как же на основании вышеизложенного мы с Вами можем безошибочно заявлять о том или другом сне, от Бога ли он!

Как отличить сны от Бога и сны от сатаны?

В нашем мире, где правит сатана, жизненно важно научиться отличать сны от Бога от прочих снов. Некоторые впечатлительные люди принимают ВСЕ сны на библейскую тематику, как имеющих происхождение от Бога. На самом деле такие сны ВЕСЬМА РЕДКИ. Самовольное записывание своих снов понуждает сновидца поклоняться им как идолу. Именно этого и ожидает сатана, который непрерывно снабжает сновидца замечательными снами.

Подобно тому, как харизматы, да и другие впечатлительные люди, именующие себя верующими, принимают любой дух, как непременно Дух Святой, или любое чудо как исключительно Божье, так и принятие любого сна за сон от Бога совершенно необоснованно, ибо Сам Христос предупреждает нас с Вами о том, что сатана сотворит великие знамения, дабы ОБМАНУТЬ даже ИЗБРАННЫХ. Никогда нельзя забывать об этом предупреждении. Еще надо внимательно и с молитвой исследовать сон человека, заявляющего, что его сон от Бога. Иначе мы с Вами можем действительно пропустить Божье предупреждение.

Если возникает коллизия, то надо просить о ЗНАМЕНИИ. Но просить НЕ ВСЛУХ, ибо сатана может нам подарить такое знамение! Будьте просты как голуби и мудры как змии. Этот совет Христа на все времена до Его скорого пришествия. Не будем забывать о нём!

Каковы основные обязательные признаки сна от Бога?

Сон от Бога – это сон, пронизанный Божьей Любовью, несмотря на то, ЧТО Бог хочет сказать или показать. В таком сне испуг является от созерцания величия Божьего и Его безмерной Любви и осознания своей греховной сущности пред лицом святости. Его ВСЕГДА отличает предельная ЯСНОСТЬ и ВНЯТНОСТЬ того, что происходит. Сны от Бога крайне редко бывают продолжительными по времени. Они ВСЕГДА простые и ясные.

Во сне Господь НИКОГДА НЕ ВОЗВЫШАЕТ того, кому посылает сон, над другими, дабы избежать возрастания человека в своём высокомерии и гордыне. Сие обстоятельство ПРЯМО противоположно снам от сатаны, в которых сновидец занимает особое, ВЫСОКОЕ, положение. Если Иосифу Бог показал подобные сны, то они говорили исключительно о далёком будущем и не повлияли пагубно на характер Иосифа.

Сон от Бога строго соответствует Священному Писанию. В последнее время Господь будет предупреждать об определённых угрозах и о том, как и когда надо действовать. Чтобы не было сомнений, Господь укажет человеку конкретное знамение для начала действий и, скорее всего не одному человеку. При этом ужасные сцены катастроф не будут производить гнетущего впечатления, ибо человек окутан Божественной Любовью, Которая ПЕРЕКРЫВАЕТ весь ужас созерцаемого.

Бог посылает во сне КОНКРЕТНОЕ сообщение человеку ЛИЧНО, либо для передачи другим, а не размытые сцены того, что должно произойти в соответствии с Писанием, и которые направлены на бессмысленное запугивание человека. Конкретность сна позволяет дать сну единственно ВЕРНОЕ КРАТКОЕ НАЗВАНИЕ, в котором отражается суть сна. Название даётся Святым Духом Божьим.

Сон от Бога человек запоминает в мельчайших деталях. Никогда Бог не уничижает человека во сне сообщением банальностей. Повторение снов Богом – это событие исключительное и должно быть исследовано на предмет источника сна через ЗНАМЕНИЕ. Господь обязательно подтвердит сон от Него. Если НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ – ОТРИЦАЕТ.

Во сне, который посылает Бог, цитаты из Писания используются редко и только для открытия их более глубокого понимания. Тогда и весь сон посвящён ТОЛЬКО этому.

Во сне от Бога цитаты из Библии не используются как в плохой проповеди для избыточной иллюстрации достоверности того, что сообщается. Этим способом пользуется сатана, который лучше нас с Вами знает Библию. Господь исходит из того, что сновидец знает Библию. А если не знает, то и цитаты ни к чему.

После сна, полученного от Бога, человек исполнен Святого Духа, что проявляется в умиротворении и покое ВНЕ зависимости от содержания сна. Состояние страха после пробуждения – явный признак сна от сатаны. Бестолково сладкое состояние после общения с дьяволом можно отличить от состояния исполненности Святым Духом Божьим в результате личного опыта общения с Богом. Важно отметить, что отличительным признаком этих состояний является Любовь от Бога к другим, а не только к себе, как после снов от сатаны. Хочется иногда плакать, но только от Любви к Богу и другим, а не только к себе.


Большинство снов Бог посылает для человека ЛИЧНО для его обличения и возрастания в праведности. Когда сны о ДРУГИХ превышают количество снов о СЕБЕ, то это явный признак снов от сатаны. Ибо Бог сначала научает человека видеть сны о духовном состоянии сновидца, чтобы он научился отличать сны от Бога от прочих снов. Только когда человек научится этому, Господь будет давать сны для ДРУГИХ. Однако соотношение снов для ВНУТРЕННЕГО употребления ВСЕГДА будет превышать количество снов для ВНЕШНЕГО употребления.

На запись сна для сообщения другим Бог даёт специальное повеление и помогает описать сон, даже если он начисто забыт. Это Господь делает для воспитания послушания. Повеление звучит ЯСНО и с требовательностью Отца к любимому чаду Своему. Иногда Дух Святой побуждает делиться сном с другими. Однако для этого нужно получить от Бога ЗНАМЕНИЕ. Подобно Гедеону, даже НЕ ОДНО! Сие подтверждение знамением заодно будет подтверждением Божественного источника сна.

Это ОСНОВНЫЕ признаки, общие для ВСЕХ снов от Бога. Есть множество и специфических. Таких, как неземная музыка, неземные цвета и прочее.

Да благословит нас с Вами Господь и сохранит! Аминь.

Нумерологический гороскоп для числа дня - 24

24 число символизирует повышенную практичность, ответственность, жизненную мудрость и готовность к открытию новых горизонтов. Можно воспользоваться возможностью, чтобы грамотно организовать любую работу. Главное - собраться с мыслями, расставить правильные приоритеты и применить полученные знания на практике.

В отношениях с другими людьми не стоит держать зла, проявлять себя как человека, не способного примириться с недостатками других. Данный день является подходящим для построения крепких дружеских и семейных отношений.

Треть своей жизни человек проводит во сне. Например, проживший 60 лет проспал 20. Не удивительно, что тема сна остается одной из самых загадочных, сложных и важных тем человеческой жизни. По поводу снов мы постараемся ответить на четыре самых важных вопроса: 1) Что происходит во сне с человеком? 2) Почему некоторые сны сбываются? 3) Как относиться к сонникам? 4) Какие определить какие сны от Бога?

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СУТЬ СНОВИДЕНИЙ

Со снами связано много удивительных историй. Однажды достаточно известный православный священник из Англии, мудрый и тонкий человек, кстати, очень положительно относящийся к протестантам, митрополит Антоний Сурожский очень серьезно заболел. Врачи боролись за его жизнь и были настроены весьма оптимистически, но митрополиту приснился сон, что его давно ушедшая в вечность бабушка, пришла к нему в гости, полистала календарь и показал своему внуку листок с датой 4 августа. Антоний все понял и именно в этот день он сделал шаг в вечность.

Люди с древнейших времен пытаются заглянуть за грань сна, чтобы понять это удивительное явление. Первые попытки написать толкователь снов под названием «Онейрокритика» уходит в далекое прошлое, а точнее 1350 г.д.н.э., и принадлежит перу Артемида Ордалдайского. В Египте настолько серьезно относились к снам, что в храмах существовали специальные комнаты для сна и после пробуждения, специально обученные жрецы, истолковывали сны. У древних греков бога сна звали, понятным для нас словом, «Гипнос». Гипнос был сыном ночи и братом смерти. Язычники считали, что через сны они общаются с потусторонним миром и если упустить нюансы, в принципе мы бы согласились с мыслью, что действительно сон есть какой-то канал, с помощью которого человек может переходить в другую реальность. Я еще был совершенно неверующим человеком, когда спорил с одним товарищем о том, что нет никакой истинной веры, на что он задал мне вопрос, — как же объяснить сон, если мы переходим в иную реальность и там живем, разговариваем, переживем и это при том, что мое тело находится в состоянии покоя? Если это так, продолжал мой приятель, тогда душа может жить своей самостоятельной жизнью. Какой же атеизм в таком случае?

Почему же человек видит сны? Оказывается, сны видят все, но не все их помнят. В лучшем случае мы можем вспомнить один причудливый сюжет сна, хотя, в действительности, мы видим за ночь порядка шести снов. У психологов существует несколько теорий сна. Самая распространенная говорит о том, что сны освобождают мозг от ненужной, излишней информации. Сон переводит знания и впечатления, которые мы с вами получаем в течении дня из сознания в подсознание, иными словами сон можно сравнить с банками, в которые хозяюшка консервирует помидоры, а потом выносит в подвал, чтобы по необходимости, в любой момент, можно было принести на кухню. Человек запоминает абсолютно все, что с ним происходит и переносит, как раз во время сна, в область подсознательного, своего рода подвал нашего сознания всю запоминаемую информацию. Сон сортирует информацию и ненужную помещает в самые глубокие отсеки подвала. И если бы не такая сортировка, наверное, наш бы мозг давно «лопнул», «взорвался». Сам процесс сна выглядит так: вначале человек расслабляется и постепенно входит в сон, затем он спит так называемым медленным сном без сновидений. Ритм сердца, в это время, замедляется, и температура немного опускается. Затем наступает быстрый сон, когда у спящего наблюдается движение глаз просматривающих сюжеты снов. Таких фаз, или иначе сказать сюжетов сна человек видит, примерно шесть за ночь. Сон, по причинам указанным выше, помогает человеку находиться в состоянии психического здоровья. Ученые знают, что если человека все время будить в фазе быстрого сна, когда он видит сюжеты сновидений, то через короткий период, такой эксперимент закончится психиатрической лечебницей. Моя жена рассказывала, в церкви, где она была до приезда в Сумы, был один христианин, который сделал неверный вывод, что сон – это что-то совсем не нужное и начал ночами читать книги. В результате он попал в психиатрию. Так что сон является даром Божьим.

ГЛАВА 2. РАЗНЫЕ ТИПЫ СНОВ И БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ

Сны могут иметь различные причины, которые мы и рассмотрим:

1) Сны, имеющие физическую причину. Как любит говорить моя мама: «Вы поменьше мяса на ночь ешьте тогда вам и война не будет сниться». Все мы помним, как снится пустыня, когда находишься в жарком помещении, как бегали в одних шортах по ледяным скалам Антарктиды, когда ночь холод пробирался через тонкое одеяло. Библия говорит о том же: «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет…» (Ис.29:8).

2) Сны, как работа подсознания. Известно немало случаев, когда во сне совершались великие открытия. Например, генеральный конструктор, академик Олег Антонов искал решение формы хвостового оперения в только готовящемся к выпуску легендарного самолета «Антея». «Однажды ночью, — рассказывает конструктор, — во сне, перед моими глазами четко прорисовался необычный по форме хвост самолета. Я даже проснулся от неожиданности. Зажег ночник, набросал на листке бумаги конструкцию и снова лег спать. Утром, увидев набросок, я был поражен, как раньше мне не приходило в голову такое простое решение. А вот пришло… Во сне…». Не менее интересная история изобретения швейной машинки Элиасом Хоу, который годы тщетно бился над созданием столь необходимой вещи. Однажды ему приснились дикари, окружившие изобретателя и трубующие немедленно изобрести швейную машинку под страхом смерти. Элиас Хоу усел обратить внимание на наконечник стрелы, через которую была протянута веревка. Проснувшись в холодном поту изобретатель совершенно точно понял, как будет устроена швейная машинка и успешно воплотил приснившуюся ему идею в жизнь.

3) Бытовые, сны от суеты. Когда человек перегружен впечатлениями, суетой, излишними переживаниями, то нередко ему снятся сюжеты, связанные с его переживаниями. «Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» (Еккл.5:2). Как раз в такие моменты сон успокаивает и упорядочивает перегруз впечатлений, размещая их по ящичкам подсознания о чем мы уже говорили.

4) ДУХОВНЫЕ СНЫ. Символические сны. Ветхий Завет повествует нам об одном эпизоде из жизни Иосифа, который попал на чужбине в Египетскую тюрьму вместе с фараоновыми виночерпием и хлебодаром, которым приснились сны, отчего они были крайне смущены.«Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием» (Быт.40:8-13). Аналогично символический сон приснился и хлебодару только с печальным концом. Обратите внимание, Иосиф начинает с мысли, Что символические сны могут быть истолкованы самим Богом, который и дает эти сны.

5) ДУХОВНЫЕ СНЫ. Вещие сны . Это сны, которые сбываются. Помню однажды, много лет назад, мне приснилось, что я покупаю приемник. Сон был отчетлив и хорошо запомнились детали; магазин, полка на которой стоял приемник, его цена. Каково же было мое удивление, когда придя покупать приемник – увидел в точности все так как было во сне. Выше мы привели пример не только символического сна, но и вещего. Как человек может видеть вещие сны? Недавно читал статью по этой теме с названием, которое само по себе уже кое-что объясняет «Вещие сны – сигналы с того света». Некоторые полагают, что человек может подключаться к информационному полю, но мы понимаем, что в христианской картине мира Бог играет решающую роль. Именно Он дает сны, которые сбываются, но тут нужно еще уметь и различать источник таких снов, о чем ниже еще будет идти речь. Вещие сны вполне могут быть предупреждением человеку от Бога. Об этом очень точно написано в книге Иова: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость» (Иов.33:14-17). В этом стихе очень точно определяется смысл и значение снов, через которые говорит Бог.

6) ДУХОВНЫЕ СНЫ . Сны диалоги, сны разговоры с Богом. История с премудрым Соломоном. Отец Соломона царь Израиля умирает от старости и на престол входит его сын. Первое, что мы видим в характеристике молодого царя Соломона –любовь к Богу: «И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего…» (3Цар.3:3). Когда сердце Соломона наполнилось любовью к Богу, он пережил удивительный сон. Скажу откровенно, что я сотни раз читал это место, как Соломон на предложение Бога, — проси что хочешь и дам тебе, просит мудрости: «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар.3:9), но только сейчас обратил внимание, что этот разговор, диалог с Богом, происходил во сне: «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе» (3Цар.3:5). Бог, пораженный такой просьбой молодого Соломона, отвечает ему так же во сне: «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3Цар.3:11,12). Конечно, это был сон, но Соломон то знал, что Бог пришел к нему ночью, чтобы сказать совершенную правду. Потрясенный, молодой царь проснулся: «И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал пред ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил жертвы мирные…» (3Цар.3:15). То есть Соломон помолился, чтобы поблагодарить Бога за ответ во сне. А Бог может ответить и во сне, когда мы ищем ответы на вопросы жизни.

7) ДУХОВНЫЕ СНЫ. Сны – предупреждения. Бог в Библии часто использует сон для того, чтобы обратиться к человеку. Бог обращался к Аврааму (Быт.15.12); к Исааку, когда тот собрался идти к царю Филистимскому Авимелеху: «Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе» (Быт.26:2). И самому царю так же снился сон предупреждение: «И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт.20:3). Таких примеров в Библии очень много. Иосиф, муж Марии, матери Христа,

ГЛАВА 3. КАК НАУЧИТЬСЯ УЗНАВАТЬ СНЫ ОТ БОГА?

Поскольку сон – это внутренняя работа души, а не внешняя тела, то к душе могут приходить, как темные силы, бесы, так и Бог. Конечно же, христианам нужно уметь различать какие сны от Бога, а какие от тьмы. Интересно отметить, что сама Бог призывает различать сны от Бога, от дьявола и физического происхождения. Сам Бог ставит четкую границу между снами, которые дает Он и снами которые не связаны с Творцом: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? … Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер.23:25,28).

  1. Не все сбывающиеся сны от Бога. Мы уже говорили, что во сне работает подсознание, которое может предугадывать события. «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3). Получается, что большинство снов, которые сбываются, это Бог позволяет сбываться для того, чтобы проверить нашу веру, наше доверие Господу, будем ли мы и дальше доверять Богу и Его слову, Библии или начнем больше доверять снам. Следует помнить, что дьявол может делать точную подделки различных Божьих чудес: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Моисею нужно было убедить серией чудес фараона, чтобы он отпустил народ еврейский из египетского плена. «Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами» (Исх.7:10,11).

И все же, христиане знают, что сон может быть обращением Бога к человеку: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2:17).

  1. Сны проверяются Библией. Это одна из причин, почему христиане читают Библию каждый день. Чтобы вам не снилось, проверяйте смысл сна.. Уверовавши я бросил курить, но еще долго курил во сне. Как нужно было понять такие сны, как призыв вернуться к сигарете, потому что требует организм, мозг? Безусловно нет. Далее мы поговорим о том, как определять источник сна.
  2. Сон от Бога ведет ко Христу, а от дьявола – отводит от Бога. Вспомните жену Пилата, того самого, который собрался отдать Христа не казнь и к которому пришла жена, чтобы рассказать о своем странном сне: «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Матф.27:19). Этот сон был одновременно предупреждением и вел ко Христу. Пилат вместе с женой должны были иначе посмотреть на Христа, как на Бога. Пилата обвинили в неблагонадежности, вскоре после казни Христа и сослали, согласно Евсевию Кесарийскому, во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. Можно только догадываться, что должна была перенести его жена, которая получила абсолютно точное предупреждение во сне. Сон был точным предупреждением о последствиях непослушания Богу и шагу против Христа. А ведь если бы этот сон был принят серьезно трагедии в жизни семьи Пилата могло бы и не быть.
  3. Сон от Бога всегда конкретен и понятен, тогда, как сны от дьявола, скорее всего туманны и не ясны. Жена Пилата все точно поняла без символики. А если сон и символический, то сам Бог Его вам и разъяснит. Вспомните, как это было с Иосифом, когда его сокамерники хлебодар и виночерпий рассказали ему свои символические сны: «… Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования?…» (Быт.40:8). А заглядывать в сонники, искать народные объяснения, например, корова лизнула к болезни, свинья попрыгала по кошельку к богатству, жена накричала быть беде, это все не имеет никакого отношения к Богу. Приведу несколько примеров из сонников, чтобы показать абсурдность обращения к этой сатанинской теории: «Если женщине снится красивый мужчина и он благосклонен к ней, она получит известность». Я просто уверен, что всякой девушке однажды снился красивый мужчина. Не похожий на ее мужа, и что же, все девушки стали знаменитыми? Или гораздо более поразительная глупость: «Если во сне Вы видите Бога, то наяву сумеете побе­дить деспотичную женщину…»; «Если Бог говорит с Вами, то будьте осторож­ны, так как Вас могут осудить и другие беды придут в Ваш дом. Такой сон предвещает ухудшение здоровья или даже скоропостижную смерть». Эта информация взята из сонника Миллера. Значит, когда Бог говорил к Ап. Павлу, к Иосифу мужу матери Христа, их всегда ждали проблемы, ухудшение здоровья и смерть? Судите сами так ли безобидны сонники?
  4. Сон от Бога ведет к покаянию и страху Божьему, а с он от тьмы ведет к подавленности, депрессии, апатии или к гордости: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость» (Иов.33:14-17).
  5. Сон для неверующего это приговор , это программа на трагедию или уничтожение. Механизм простой. Например, сонник утверждает, что Бог во сне к болезни или к смерти. Человек, получая такую информацию, особенно если этот человек мнительный, настраивается на несчастье, его нервная система, иммунитет начинают ослабевать и все, дверь для болезней и несчастий открыта. Но если сон от Бога, даже предупреждающий, это повод просить Бога об изменении, так сказать, приговора. «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою» (Исх.32:9-11)… «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32:14). Нет злого рока, не фатума, в смысле судьбы, которую нельзя изменить. Есть живой Бог с которым мы говорим в молитве и Который учитывает наши просьбы.

И последнее. А почему нам так интересна эта тема? Почему мы так стремимся знать, понимать, правильно толковать сны? Да, потому что сны могут быть подсказкой нашей жизни, потому что мы не хотим больно ошибаться, потому что мы хотим разобраться в себе, мы хотим знать будущее и понимать настоящее, не так ли? Но когда сон сталкивается с нашими страхами, с нашей греховностью и мы можем легко запутаться в понимании и ошибаться и себя, в связи с таким ошибками, неправильно программировать на неудачу, на болезни, конечно, это все далеко от истины и лишь разрушает человека. Библия дает очень точное описание единственного безошибочного канал информации: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1,2).

Если неверующий человек видит страшный сон и ощущает свою беспомощность, то христианин находится во власти Бога, Отца, во власти Бога любви и под Его защитой. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс.22:4).

В конце хочется добавить один практический совет, — если вам приснился сон и значение не очевидно, несколько туманно, поблагодарите Бога за то, что вы в церкви и расскажите о вашем сне, поделитесь и порассуждайте. Часто Бог действует через наших братьев и сестер. Хороших вам сновидений от Бога!

ВОПРОСЫ: 1) Перечислите примеры снов в Библии? 2) Объясните суть сна с физической и психологической точки зрения? 3) Зачем Бог использует сны? 4) Какие типы снов от Бога бывают? 5) Как узнать какой сон от Бога, а какой от дьявола? 6) Почему греховно обращаться к сонникам? 7) Поделитесь, были ли в вашей жизни сны от Бога? Были ли от дьявола? 8) Что бы вы посоветовали неверующим людям спрашивающим у вас, как правильно относится к снам?

Спрашивает Dmitry Kovalenko
Отвечает Александра Ланц, 11.12.2009


Дмитрий пишет: Моей жене снится сон, что звонит телефон и женский голос сообщает, что ее отец умер. Через 3 недели он умирает. Похожий сон был и у тещи.
Удивительно, что фраза была построена как во сне.
Еще один сон. Много лет назад моей жене снится, что она заходит в нашу комнату, а компьютера нет. И следы пыли на столе от компьютера.
Позднее нас обворовали и она увидела точно такую же картинку.
Об этих обоих случая, она мне рассказывала до события. Были и другие сны.
Как это объяснить?

Мир вам, Дмитрий!

Из Библии мы знаем, что Бог может использовать сны для того, чтобы открывать Свою волю Своим детям. С ветхозаветными пророками, Бог часто общался посредством снов и видений. Иосифи Даниил, Исаия и Иеремия, Иаков и Иезекииль получали особые вести от Господа именно через сны. А вся Книга Откровение – это результат того, что Бог открыл человеку в видениях.

Более того, в Иоил. 2:28 читаем: « И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».

Господь Бог использует множество возможностей, чтобы привести Своих заблудших детей в Свои праведность и святость, чтобы завершить Свою работу на этой земле и забрать возлюбивших Его Домой. И одна из этих возможностей – пророческий сон.

Однако, не стоит забывать и о том, что у Бога есть могущественый противник, который делает всё, чтобы противостоять Ему и уводить от Него всякую колеблющуюся душу. Несмотря на то, что Бог бесконечно сильнее его, этот противник всё же умеет подделывать почти всякое Божие благословение и чудо и очень хорош в средствах убеждения. Пусть слова из прозвучат для вас отрезвляюще:

«сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их».

Или прочитайте историю о превращении жезлов в змей в . Жезл Аарона стал змеем силою Божией, а вот жезлы чародеев силою сатаны. Разница была только в одном: см.ст.12.

Наш мир находится в эпицентре войны между Христом и сатаной, поэтому всякий, кто желает жить благочестиво, должен быть очень осторожным во всём, в том числе и в трактовке снов.

Библия не говорит напрямую о том, что сатана может давать сны, но однако в Библии два места, которые должны нас насторожить:

«да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся ; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь » ().

«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось ". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца ? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих , которые они пересказывают друг другу... Вот, Я - на пророков ложных снов , говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им , и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» ().

Единственный путь сделать верный вывод о том, был ли сон пророческим (т.е. от Бога) – это знать Библию. Об этом нам дано повеление в

«[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» () .

Пророческий сон, навеянный Святым Духом, всегда будет направлен на то, чтобы помочь человеку избавиться от грехов, узнать Иисуса Христа, вывести из опасной ситуации, чем будет прославлено имя Всевышнего.

Как объяснить то, что сны, о которых вы говорите, сбылись? Смерть отца вашей жены могда наступить и через год, и через два. Но вы всё равно впомнили бы этот сон и подумали бы, что это пророчество. Был ли отец вашей жены болен, испытывал ли какие-то трудности, о которых знали так же ваша жена и тёща? Если да, то сатане было несложно растормошить в обеих женщинах чуство тревоги и нашептать на ухо то, что они услышали. Имеет ли ваша семья хоть какое-то отношение к оккультизму? Это первый признак того, что вы можете находиться в непосредственной власти врага Божия... Факторов указывающих на то, почему этот сон сбылся, много. Вы сами должны сесть и тщательно, но главное, честно, взвесить всё.

То, что ваш компьютер был украден, вполне могло оказаться злой шуткой сатаны, который внимательно выслушал сон вашей жены и через некоторое время прислал в ваш дом своего человека, ведь всякий вор – раб сатаны, хотя и думает, что ворует там, где сам хочет.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Непознанное":

А.Демкин
Православие и сновидения.
Очерк о чрезмерно критическом отношении к сновидениям.


© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

- Ты, Матрена, умеешь сны разбирать?
- Да что их разбирать-то! Мало ли что снится!

А.Н. Островский "Женитьба Бальзаминова"

Написать данную статью автора побудило иногда встречающееся негативное отношение к сновидениям и их значению в жизни человека со стороны священнослужителей. Без всякого сомнения, православные пастыри, зная слабость и неустойчивость человеческой души, ее падкость на прельщения, руководствуются лучшими побуждениями, чтобы удержать душу человека от разрушительного воздействия бесовских искушений. В основном в рекомендациях батюшек содержатся указания «не обращать на сны внимания», потому что «сны - это бесовское искушение » и их необходимо вычеркнуть из своей жизни и ни в коем случае не принимать сновидения в расчет. Особенно это касается «вещих» снов, снов-предсказаний, снов, в которых доводиться общаться с различными обитателями мира духов (ангелами, старцами и т.п.).

Так как же следует относиться к сновидениям? Следует ли пренебрегать сновидениями и их содержанием?

С точки зрения медицины и психологии сновидения являются одной из важнейших составляющих духовной жизни. Сновидения являются гармонизирующим мостом между сознанием и бессознательным человека. В сновидениях человек приобретает новые знания, принимает решения интуитивным способом и прогнозирует будущее, что позволяет ему успешнее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды в реальной дневной жизни.

Наконец, в сновидениях люди получают творческое вдохновение. Всем известно как много открытий и произведений искусства обязаны своим рождением именно сновидениям. Во сне поэт, философ и писатель Вольтер задумывал свои произведении, ученый Менделеев увидел организационный план таблицы периодической системы, художник Нестеров увидел сон с ликом Христа, который использовал в картине «Душа народа» (1916). Известно еще немало творческих сновидений у художников, в которых они увидели свои произведения. Достаточно вспомнить сновидческое творчество Шагала, Борисова-Мусатова, Кандинского и Петрова-Водкина. Совершенно поразительный случай произошел с профессором ассирийского языка в университете Пенсильвании X. В. Хилпрехтом, который долгое время тщетно пытался дешифровать надписи на двух маленьких обломках агата. В итоге, во сне к нему пришел ассирийский жрец и рассказал, что он сам когда то распилил агат на три части. «Два фрагмента, которые ты публикуешь раздельно на страницах 22 и 26, должны быть вместе, это не указатели, как ты думал» . После такой подсказки во сне надпись была успешно расшифрована.

Однако, творческие сновидения могут быть и страшными, такими как у художника Сурикова, который видел во сне стрелецкие казни, ощущал во сне запах стрелецкой крови. Безусловно, не всегда сновидения похожи на добрые мультфильмы из детства, но что же будет, если убрать сновидения из жизни человека?

Сны играют огромную роль в формировании личности человека. Известно, что важной частью судьбы человека (которая задается его психологическими качествами, формулировкой своей жизненной миссии и пониманием смысла жизни) оказывается ряд трансформирующих образов и переживаний. Образ, способный вызвать трансформацию или, проще говоря, изменение личности человека - это образ, который направляет психическую энергию и волю в деятельность, установки и цели. Для того, чтобы произвести такое действие, образ должен быть глубоко и основательно укоренен в целостной психике. Чуждые человеку образы не работают. Конечный результат работы трансформирующих напрямую зависит от того, какую работу проделал с ними человек: как наяву так и в сновидениях.
Чаще всего такие образы и переживания человек обретает при контакте с произведениями искусства, при религиозных, мистических ритуалах и при врачебном воздействии, имеющим целью создание или коррекцию таких образов. Жизненный потенциал человека и его целостность реализуются посредством таких трансформаций. Человек становится той уникальной личностью, которой он, по сути, и является, посредством воздействий образов, которые направляют психическую энергию по определенному руслу, конфигурирую его установки, линии поведения и мотивации. Значительную роль в формировании таких трансформирующих образов играют измененные состоянии сознания, которые возникают как при контакте с произведениями искусства, так и при религиозных таинствах или врачебном психотерапевтическом воздействии. Окончательное формирование такие трансформирующие образы обретают во сне: недаром говориться, что с любым вопросом «нужно переночевать» и «утро вечера мудренее». После сна многие казавшиеся неразрешимыми вопросы находят простые и гармоничные решения.

Если эти интегрирующие трансформирующие образы по каким-либо причинам дезинтегрируются — вследствие разочарований, травм, опустошающих противоречий, любого рода нарушений — личность распадается на части. Тогда начинается процесс дезинтеграции, и в силу вступают различные составляющие личности и инстинкты.

Некоторые методы суггестивной психотерапии позволяют произвести так называемую блокировку сновидений. То есть, после определенного внушения человек видит сны, но не может вспомнить по проуждении их содержания и эмоциональной окраски. Такая методика применяется некоторыми специалистами для облегчения состояния больных с ночными кошмарами. Однако, с течением времени от такой «помощи» многим больным становится только хуже: происходит дезинтеграция сознания и бессознательного. У такого человека состояние может усугубиться, вплоть до развития острого психотического расстройства, когда заблокированное бессознательное начнет прорываться наружу уже наяву, по пути круша на своем как психическое, так и соматическое здоровье человека. Кончено, это крайний случай. Но и у практически здоровых людей дезинтеграция между бессознательным и сознательным может привести к возникновению неврозов. В частности, такая ситуация может возникнуть у человека, который видит содержательные и полезные для него сны, способствующие развитию его как личности, которому, однако постоянно говориться о неприемлимости принятия таких снов в свою жизнь по религиозным или культуральным соображениям.

В современной психотерапии наиболее правильным и безопасным путем считается интеграционный подход, когда человека учат понимать и принимать все составные части своей души, стараясь установить диалог между всеми ее частями, даже при таких психических расстройствах, как расстройство множественной личности.
Терапия подавления и дезинтеграции личности, которая в рамках христианских таинств нашла свое отражение в таинстве отчитки (изгнания бесов) также приносит свои результаты, но только результаты эти - временные. Недаром, один из известных православных священников-старцев ныне покойный отец Валентин Мордасов из погоста Камно под Псковом, который длительное время практиковал отчитки, в конце концов, отказался от этой практики, видя частые рецидивы «беснования». Невозможно достичь гармонии личности и душевного равновесия просто блокируя темную сторону личности и трудясь лишь над светлой ее стороной.

Так на чем же основывается негативное отношение некоторых православных пастырей к сновидениям и их значению в жизни человека?

Прежде всего обратимся к первоисточнику - Библии. Что мы можем найти в Библии о сновидениях? Греховно ли видеть сны и получать через них предсказания?

По Библии, сновидения представляют собой прямое откровение Бога, которое осуществляет его вмешательство в жизнь людей. В Ветхом Завете в книге Иова говориться:

Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, —
и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.

(Иов 33:14-20)

Некоторые из тех, кого посещали сновидения являются знаменитые библейские персонажи, в то время как другие сновидцы обыкновенные люди. В ветхозаветной Библии сновидения чаще всего посещали Авраама, Иакова и Иосифа. Отличительная особенность снов, о которых говорится в Библии, заключается в том, что разные люди, связанные с осуществлением главных событий, видели сны аналогичного содержания. В книге Бытия, например, Иосиф, Иаков, отец Иакова, фараон и придворные фараона видели сон о судьбе Иосифа.

В Новом завете в Евангелиях, Деяниях апостолов и Откровении Иоанна Богослова продолжаются описания сновидений, посланных Богом. Однако, в Новом Завете сны как средство откровения от Бога утрачивают свое первостепенное значение. Если Бог использует сны, то только в редких случаях, например, для предупреждении об опасности. Ни в одном послании апостолов в Новом Завете мы не находим больше ни одного намека на использование сновидений в качестве духовного руководства и помощи. Сны и сновидения становятся частным и касающимся судьбы только одного человека. Дух Божий в Новом Завете действует и говорит через Церковь, апостолов и учеников Христовых. Новый завет содержит рассказы о таких сновидениях, как сон Иосифа, сон Петра, сон волхвов и сон Откровения. Некоторые из наиболее важных снов из Нового завета можно найти в Евангелии от Матфея. В одном из этих снов сообщается о зачатии Христа Марией; это открылось Иосифу во время бодрствования: "Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго… " (Мф 1:20)

Бегство в Египет связано с тремя сновидениями: со сном волхвов, в котором они получили предостережение не возвращаться к Ироду; сном, в котором ангел сообщает Святому Семейству о необходимости следовать в Египет, чтобы избежать мести Ирода; и сном, в котором после смерти Ирода ангел вновь является Иосифу в Египте, сообщая ему, что пришло время возвращения в Израиль.
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
(Мф 2:13)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
(Мф 2:12)
Одним из наиболее любопытных снов Нового завета является сон жены Понтия Пилата, которая убеждала освободить Христа, а не Варнаву:
Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
(Мф 27:19)

В Псалтири в псалме 72 говориться о свойствах сна забываться по пробуждении:
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
(Пс 72:20)

Если сон повторяется дважды, то это означает намерение Бога воплотить его:
А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. (Быт 41:32,33)

Так откуда же происходит негативное отношение к сновидениям?

Еще в дохристианские времена сон всегда ассоциировался у человечества со смертью. У иудеев считалось и считается, что во время сна Господь забирает души людей на Небеса и потом многим (но не всем) возвращает обратно. Тогда человек просыпается. Если же Господь не возвращает душу, то человек не просыпается.

Отношение ко сну как ко смерти повторяется и в Евангелиях. Говоря о смерти Лазаря Иисус сказал: "Лазарь, друг наш, уснул, и я пойду разбудить его". С тех пор сон - это обычная метафора смерти в Христианстве: "уснуть навеки", спи спокойно".

Святитель Игнатий Брянчанинов в работе «О недоверии сновидениям» не допускает возможности человеку прислушиваться к своим сновидениям: по его мнению в сотворении сна играют роль демоны, примешивая «к нашему мечтанию, свое мечтание ». Вообще, по его мгнению, сон «д емоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих ». Во время сна «они искушают нас грехом». Также доверие снам сопряжено с самомнением: «а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни ».

Таким образом, по мнению святителя Игнатия Бряченинова «сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение ».

Схожая точка зрения нашла свое отражение и в труде святителя Феофана Затворника "Можно ли верить снам?":

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее ». В то же время, Феофан Затворник все-таки допускает наличие добрых вещих снов от Бога: «Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите ». Греховные же сны требуют от верующего человека дополнительного духовного труда: «От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут. »

Некоторые священники приводят в своих публикациях ссылки на указания в Библии не гадать и не верить снам. Например, один из авторов пишет, что «Сам Бог увещевает людей чрез Моисея "не гадать по снам" (Лев. 19:26). Однако, приведенная цитата звучит в синодальном переводе Библии на русский язык следующим образом:
Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. (Лев. 19:26).

В Библии содержится много указаний о греховности волшебства и магии: Деяния 8:9-24, Второзаконие 18:9-14, 4 Царств 21:6, Михей 5:12, Исаия 47:12, Иезекииль 13:18-23, Галатам 5:19-21, Деяния 19:19, Деяния 13:8-11, Откровение 9:21, Откровение 22:14-15, Откровение 21:8 . Но ни в одном месте не упоминается греховность видения сновидений. Господь предупреждает лишь о лжепророках и о недопустимости выдавать сновидения за пророчества Господне:
Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?
Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
(Иер 23:25-28)
Это же откровение выражено в книге пророка Захарии:
Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые ; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря.
(Зах 10:2)
Таким образом, не само сновидение является греховным, а лишь использование сновидения прорицателями и волшебниками в качестве средства отвратить людей от Бога .
И в тоже время Господь допускает, что в последние времена всякий может быть вразумляем в сновидениях:
И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут .
(Деян 2:17)

Как же относиться к своим сновидениям обычному человеку, который вовсе и не собирается лжепророчествовать?

Ответ на этот вопрос можно найти в книге Екклисиаста:
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.

(Еккл 5:5,6)

Блаженный Августин, епископ Гиппонский, писал, что душа человека во сне «способна созерцать образы духовные». Предметом видения может быть или то, что совершается в мире высшем, небесном, или то, что имеет совершиться в мире нашем, земном. Блаженный Августин пишет в "Троице": "...Следует помнить, что природа умопостигающей души образована таким образом, что она постигает все это в свете бестелесном, подобно тому, как телесное око воспринимает все окружающее в свете телесном, способное видеть в этом свете и к этому предназначенное ".

Святитель Иоанн Сан-Францисский (Шаховский) выделял три вида сновидений:
Первый род сновидений: суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот.

Второй род сновидений: сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие - "с неба", от Бога, от светлых сил.

Третий род сновидений: пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

В соответствии с различными видами снов протоиерей Григорий Дьяченко в своей статье «Как христианин должен относиться к сновидениям?» давал ясные и простые советы о правильном отношении православного христианина к сновидениям:
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.
3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

Надеюсь, что эта статья поможет вам избавиться от ложного чувства вины за якобы "неправильные" и "греховные" сновидения, которые на самом деле являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, описанной в Библии. Приведенные же выше мудрые же слова православных священников да помогут вам правильно оценивать свои сны и использовать информацию, которую вы получаете во снах в целях стяжания Духа Святаго Божьего...

При проблемах с засыпанием и ночным сном, просмотрите занятие для улучшения сна:

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.


Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь» .

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих» .

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу» .

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”» .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» .

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага» .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» .

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти» .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние» .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» .

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает» .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»