Китайское здравоохранение. Растущий вклад китая в здравоохранение внутри страны и на мировой арене Китай медицина здравоохранение




Страны БРИК Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (G7)


Растущие экономики (Emerging markets)- Страны с низкими/средними доходами на душу населения, демонстрирующие уверенный экономический рост благодаря внедрению рыночных принципов, реформ и притоку капитала Это 20% всей мировой экономики и 80% всего населения Экономический рост за 2000 – 2008 гг. в 3 раза превышал рост в странах G8 Предполагается двукратный экономический рост за 2009 – 2015 гг. Source: J. Cohen, Tufts center for the study of drug development


Экономическое неравенство Коэффициент Джини (Gini) – соотношение доходов 10% семей с наивысшим доходом и 10% семей с наиболее низким доходом. При сравнимых уровнях расходов на здравоохранение, более высокий коэфффициент Джини, как правило, ассоциируется с худшими показателямии здоровья населения (max) (min) Source: CIA Fact book, 2008






Структура смертности в 2005 и 2030 гг. Source: Deloitte Бразилия Россия Индия Китай 0% 20% 40% 60% 80% 100% Сердечно-сосудистые Онкологические ХроническиеИнфекционные Травмы


Рост расходов на здравоохранение Растущие доходы позволяют увеличивать расходы на здравоохранение Рост доли хронических заболеваний (в т.ч. сердечно-сосудистые, диабет, рак) связан со старением населения, изменением образа жизни –Половина всех курильщиков и 75% гипертоников проживает в странах БРИК –Только в Индии число больных СД достигает 31 млн. человек –В следующем десятилетии ожидается 50% рост онкологических заболеваний в странах БРИК –За прошедшие 10 лет заболеваемость диабетом и ожирением возросла на 20-40% Source: J. Cohen, Tufts center for the study of drug development




Расходы на здравоохранение* на душу населения в год Source: PPRI report 2008; WHO, World Health Statistics 2008 PPP** *Включают в себя все затраты на здравоохранение: лекарственное обеспечение, стационарное и амбулаторное лечение, стоматологию и т.д. **PPP- паритет покупательной способности в Евро






БРАЗИЛИЯ Население млн. человек ВВП - PPP $ 1,66 трлн. ВВП - на душу населения PPP $ 8800 Продолжительность жизни - 72 года (муж. 68 лет, жен. 75 лет) Расслоение общества - 31% дохода страны принадлежит 5% населения


Обзор системы здравоохранения Две системы здравоохранения: общественная (SUS) и частная (HMOs) Оплата дорогостоящих препаратов (онкология, рекомбинантные биотехнологические препараты и т.д.) преимущественно из третьих источников (напр. фонды) Первый в Латинской Америке институт оценки технологий (HTA*) – ценообразование и лекарственное возмещение * HTA - Health Technology Assessment = Оценка Медицинских Технологий Source: FIA, 2007www.portal Страховое покрытие по отличается в 3,5 раза


Ценообразование и лекарственное возмещение Система вступила в действие в 2007 г. Опубликовано первое Бразильское законодательство в области оценки медицинских технологий (HTA) Основано первое агентство HTA (CITEC) – имеет контакты с подобными агентствами в других странах: NICE (Великобритания), PBS (Австралия), CADTH (Канада) Национальный комитет по ценообразованию (CMED) обязал использовать данные фармакоэкономического анализа при обосновании цены Лица принимающие решения установили взаимодействие с CITEC и CIMED Частные системы страхования (HMOs) начали создавать свои внутренние комитеты по оценке медицинских технологий, используя в качестве образца федеральное законодательство по HTA Процесс оценки медицинских технологий становится все более ограничительным и требовательным Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Общественная система здравоохранения (SUS) В теории каждый гражданин по конституции имеет право на бесплатную медпомощь, однако: –Ограниченный доступ к медпомощи –Для многих нозологий в стандарты входят устаревшие препараты –Ограничения бюджета –Иски граждан к правительству для получения права иметь доступ к услугам, не входящим в стандарты SUS SUS является самым значимым игроком в обеспечении дорогостоящими препаратами В 2006 г. Минздрав установил обязательное дисконтирование – 25% скидка для всех препаратов, продаваемых в госучреждениях (Муниципальные и Федеральные госпитали, институтские клиники и т.д.) SUS - Sistema Único de Saúde Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Национальный перечень дорогостоящих препаратов $1,5 млрд. в 2008 г. 106 препаратов для 87 нозологий Для включения в перечень необходимо получить положительную экспертизу: 1. Минздрава/ Агентства по оценке мед. технологий (CITEC) 2.Государственных секретариатов по оказанию медпомощи (SHSs) – отвечают за выбор наилучшего терапевтического лечения среди имеющихся и за закупку препарата Система со-платежей: 1.Минздрав (80%) – центральный бюджет 2.SHSs (20%) – региональные бюджеты. Существует 26 различных штатов, каждый из них имеет собственные потребности/необходимость в закупках Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


75% финансирования за счет работодателя Более 1200 HMOs, однако 80% рынка принадлежит 12% HMOs ANS – региональные агентства, регулирующие рынок HMOs HMOs оплачивают только мед. процедуры (госпитальные/амбулаторные) – существует ANS список оплачиваемых процедур Препараты, необходимые для проведения процедур (напр. хирургические операции, в/в вливания, ангиография) должны также оплачиваться HMOs Частная система здравоохранения (HMOs) HMOs не финансирует другое медикаментозное лечение, кроме необходимого для проведения процедур Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Ценообразование Фармацевтическая компания Минздрав/ Национальный комитет по ценообразованию (CMED) Регистрация цены Анализ предлагаемой цены: Анализ клинических данных Данные «затраты-эффективность» Влияние на бюджет Сравнение с международными ценами: Португалия, Канада, Австралия, Испания, Греция и Италия Из предложенных цен на препараты только 15% было одобрено, для остальных было предложено снизить цену Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Возмещение (Reimbursement) Минздрав / Агентство по оценке мед. технологий (CITEC) Минздрав / Агентство по оценке мед. технологий (CITEC) Общественная система здравоохранения Частная система здравоохранения Подача всех видов мед. технологий (препараты, процедуры, вакцины …) Подача только мед. процедур REBRATS: Бразильская лига Совершенства Медицинской помощи – проводит необходимые клинические испытания и фармакоэкономические исследования, запрашиваемые Минздравом и CITEC Рекомендация (ДА/НЕТ) о возмещении в системе Минздрава Рекомендация (ДА/НЕТ) для ANS - агенства, регулирующего частные системы ANS принимает решение о включении мед. процедур в свой перечень Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Основные тренды в Бразилии Усиление давления на цены с целью их снижения Ограничение бюджетов Рост партнерства между плательщиками и фармкомпаниями с целью оптимального выбора препарата/цены для возмещения Лучшая осведомленность плательщиков по вопросам фармакоэкономики Улучшение эффективности процесса оценки медицинских технологий (HTA) Рост международного партнерства по вопросу HTA – сотрудничество с NICE, CADTH, PBS и др. Source: J. Wernli, Wyeth, 2009




КИТАЙ Население – 1,32 млрд. человек Городское население 600 млн. чел. (45,7%) ВВП - PPP $ 10,2 трлн. ВВП - на душу населения PPP $ 7740 Продолжительность жизни - 73 года (муж. 72 года, жен. 75 лет) Расслоение населения по доходам. У городских жителей: –на душу населения доход выше ~ в 3 раза –на душу населения затраты на здравоохранение выше ~ в 4 раза –на 100 тыс. населения количество медперсонала выше ~ в 2,5 раза


Расходы на здравоохранение в 2008 г. - $ 175 млрд. Базовая система мед. страхования для городских служащих – застраховано 200 млн. чел (15 % населения). Покрывает 87 % расходов Базовая система мед. страхования для городских жителей - застраховано 116,5 млн. чел (9 % населения). Покрывает 45 % расходов Новая кооперативная медицинская схема для села - застраховано 813 млн. чел (62 % населения). Покрывает 91 % расходов на домохозяйство Cистема здравоохранения, обзор Source: G&G, Dr L. Metz, 2009


Ценообразование и возмещение (reimbursement) Строгий контроль за ценами Свободное ценообразование Препараты без возмещения Государственный список возмещения препаратов препаратов традиционной китайской медицины 1000 препаратов западных фармкомпаний делятся на 2 списка: А и В А = 500 дешевых дженериков В = 500 инновационных препаратов 15% ЛС (75 препаратов) включены в региональные списки и регулируются на локальном уровне Source: Datamonitor (2006) The Chinese pharmaceutical market overview, DMHC2175


Основные проблемы Китайской системы здравоохранения Достижения в области экономики не совпадают с улучшением ситуации в области здравоохранения, скорее наоборот –Доля застрахованных пациентов упало с 90% в 1981 г. до 60% в 2008 г. В тоже самое время правительство ставит цель довести эту долю до 100% в 2010 г. – малореалистично! –Гигантский рост расходов на здравоохранение (на 10-15% ежегодно с середины 1990-х) –Почти в 100% обращений взимается плата за услуги, доля расходов из кармана пациента достигает 60% –Неравенство городского и сельского населения Нуждается в реформах –Необходимо увеличение госрасходов –Оплата по тарифу диагностически связанных групп (DRG) Source: Dr. J. Cohen, Tufts Center for the Study of Drug Development, 2009


Реформа здравоохранения В течение 3-х лет будет потрачено $ 124 млрд. Реформа в области базовой системы мед. страхования –Рост доли застрахованных пациентов почти до 100% –Рост доли государственного участия в мед. страховании граждан –Со-платежи со стороны государства будут увеличены. Максимальные цены возмещения и долю государства в данном процессе также предполагается увеличить Разработка национального перечня жизненно необходимых ЛС. Препараты, входящие в перечень, будут покрываться мед. страховкой Улучшение качества основных видов мед. помощи –Оснащение окружных госпиталей –Создание городских мед. центров –Создание сельских госпиталей в труднодоступных и бедных регионах Право всеобщего доступа к медицинскому обеспечению Разработка механизмов мониторинга за проведением реформы, качеством мед. обслуживания, управлением и финансированием Source: G&G, Dr L. Metz, 2009




ИНДИЯ Население – 1,15 млрд. человек Городское население 316 млн. чел. (28 %) ВВП - PPP $ 4,4 трлн. ВВП - на душу населения PPP $ 3800 Продолжительность жизни - 63 года (муж. 62 года, жен. 64 лет) Расслоение населения по доходам, неравенство городского и сельского населения


Индийская система здравоохранения Доля расходов из кармана пациента достигает 80%!!! По разным оценкам застраховано только 5-10% населения, в ДМС – 0,2% населения Менее 15% застрахованных пациентов имеет право на компенсацию медикаментов Неравенство в доступности медицинской помощи Необходимо резкое увеличение госрасходов, особенно для лечения бедных слоев населения Существующий список жизненно необходимых ЛС нуждается в актуализации, чтобы по крайней мере включать в себя препараты, рекомендованные для списка ЖНЛС ВОЗ (345 наименований) Законы о патентной защите и защите прав интеллектуальной собственности требуют доработки, исключения двоякого толкования В 2008 г. медицинские расходы составили $ 35 млрд. Source: G&G, Dr L. Metz, 2009


Ценообразование В 2006 г. для препаратов из списка ЖНЛС (354 препарата) было предложено ввести контроль за ценами, однако эта инициатива не получила поддержки. Суть инициативы –максимальная цена не должна превышать средневзвешенную из трех наиболее дешевых препаратов в сегменте –максимальная торговая наценка дистрибьюторов -15%, аптек - 35% Министерство Торговли опасается, что снижение цен на индийские препараты в Индии может привести к падению их цены и на других рынках. В итоге это может негативно повлиять на развитие Индийской фармпромышленности Для препаратов не входящих в перечень ЖНЛС цены не регулируются, однако государство имеет право ограничить цены, если они чрезмерно завышены С 2007 г. государство имеет право внести компанию в специальный список, если рост цены составил более 10% за 12 месяцев и попросить производителя объяснить данный рост или же снизить цену добровольно Source: Datamonitor, Dec 2007


Возмещение (reimbursement) Еще слабо развито Номинально только 354 препарата из списка ЖНЛС доступны для госпитального лечения, однако даже большинство из них оплачиваются пациентом самостоятельно Инициатива Минздрава, февраль 2007 г. - затраты на 522 препарата будут возмещаться, из них: –211 – генерические версии препаратов, у которых истек патент –259 – другие дженерики –52 – инновационные препараты Source: Datamonitor, Dec 2007


Возможное реформирование системы здравоохранения Правительство находится под давлением общественности в связи с необходимостью сдерживать госрасходы – это может повлиять на правительственные программы в области здравоохранения Снижение расходов на нецентрализованные (не координируются Минздравом) программы Реформа ДМС, предоставляемого работодателем –Исключение родителей застрахованного лица из схемы страхования –Уменьшение списка услуг, оплачиваемых страховкой –Введение верхних границ стоимости услуг включенных в страховку (напр. лечение катаракты, мед. обеспечение беременности и родов) –Возможное введение со-платежей со стороны застрахованного лица Source: G&G, Dr L. Metz, 2009




Общие проблемы Китая, Индии и Бразилии Государственные регуляторные органы отвечают за слишком многое, однако делают слишком мало при отсутствии прозрачности –Это относится к клиническим исследованиям, контролю качества производства, мониторингу безопасности ЛС, патентной защите, ценообразованию Высокая значимость традиционной медицины Основные рекомендации по политике здравоохранения: –Увеличение роли государства в обеспечении медпомощи при рациональном расходовании государственных средств –Улучшение доступности к основным видам медпомощи –Создание регулируемых рынков медицинского страхования: государство и работодатели должны взять на себя больше расходов Source: Dr. J. Cohen, Tufts Center for the Study of Drug Development, 2009



Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.

Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане 1 .

Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное - на 11% 2 . По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3 . Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год 4 .

Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году - 72%, а в 2003 году - 76%.

В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 года она охватила 730 млн чел., или 86% сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват этой системой сельских районов и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 года 5 . Пока что 80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. В расчете надушу населения эти ассигнования составляют в городе в четыре раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около I 000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.

В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетворительного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на рыночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.

Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Ho фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а соответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.

По данным на 2003 грд, 96% больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.

Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2 раза, в окружных - 6,8 раз, в уездных - в 5,5 раза.

Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.

Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.

Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США - несколько более 200 млн чел., а Китае - свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.

Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?

Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.

В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.

В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.

В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.

В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.

В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.

Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.

На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.

Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.

Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.

Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая

помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.

На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний - в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить - более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.

Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.

Справку подготовил Яков Бергер.

1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.

Традиционная китайская медицина является одной из древнейших методик лечения на всей планете, а ее история насчитывает более трех тысяч лет. Правда, только в последние шестьдесят-семьдесят лет западный мир заинтересовался научным объяснением эффективности ее методов и приемов. Многие основы лечения, применяемые в китайской медицине, признаны весьма действенными, кроме того, активно внедряются в лечебную практику западных врачей.

В чем же заключается основная суть китайского лечения?

Подход, который применяет медицина в Китае, в корне отличается от привычных западных идей о здоровье человека. В то время как специалисты из Европы лечат болезнь наряду с ее проявлениями, восточные представители уже на протяжении тысячелетий рассматривают человеческий организм в качестве единой системы, в которой абсолютно все взаимосвязано. Согласно мнению китайских врачей, самочувствие людей напрямую зависит от циркуляции энергии жизни Ци, а также от баланса женской составляющей Инь и мужского Ян. И если энергетический обмен вдруг нарушен, это непременно будет проявляться в форме болезней и недомоганий. Следовательно, необходимо лечить не симптомы, а причину, восстанавливая, таким образом, гармонию организма. Китая становится все более популярной у нас.

Столь непривычный подход приносит свои результаты. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, способы китайской медицины, действительно помогают в лечении более сорока различных заболеваний, начиная от астмы, заканчивая язвой и так далее. Но практическое освоение эффективности китайской медицины началось совсем недавно и, вполне вероятно, этот список будет в дальнейшем только пополняться.

С традиционной медициной Китая познакомимся поближе в данной статье.

Любопытным фактом служит то, что в Республике более полумиллиона медицинских учреждений предоставляют услуги народной медицины. В них входят также около девяноста процентов государственных и частных клиник широкого профиля. Траты на проведение лечения традиционными методами покрываются за счет обязательной для граждан Китая медицинской страховки.

Проведение диагностики согласно правилам китайской медицины

Западные специалисты во время диагностики опираются на результаты анализов, а также на аппаратные исследования и физический осмотр своих пациентов. Но традиционная медицина в Китае предусматривает совершенно другие правила и методы диагностики.

  • Осмотр пациента в Китае заключается в проверке его состояния. Врач смотрит не столько на признаки той или иной болезни, сколько на внешний вид, оценивая при этом цвет кожи и ногтей, состояние языка и белков глаз. Так как заболевание считается результатом нарушения равновесия, оно непременно проявляет себя любыми негативными изменениями во внешности, которые могут показаться вовсе не связанными с жалобами больного.
  • Выслушивание больного - еще один этап диагностики. Китайские врачи могут установить заболевание на слух, оценивая при этом звуки дыхания, звучание речи и темп голоса. Восточная медицина Китая интересует многих.

  • Не стоит удивляться в том случае, если врач начнет расспрашивать пациента не только об общем самочувствии, но и о душевном состоянии больного, либо его стремлениях и желаниях, а также об отношениях с близкими людьми. Темперамент, ровно как и характер пациента при определении лечения будет не менее важен, чем его общее физическое состояние. Чем еще интересна восточная медицина Китая и Индии?
  • Ритм пульса больного может также много сказать доктору о состоянии организма больного. Китайская традиционная медицина различает до тридцати сценариев пульса, которые соответствуют различным нарушениям.

Китайские врачи, помимо всего прочего, проверяют состояние суставов и мускулатуры, оценивая при этом кожу и проверяя, имеются ли отеки, какие-то мышечные блоки. На основании собранных сведений врач способен понять, что пошло не так, и назначить необходимое лечение, которое будет целенаправленно воздействовать не на болезнь, а сразу на весь организм. В Китае тибетская медицина очень развита.

Способы китайской медицины

Всегда подбирают индивидуально, потому что двух похожих людей не бывает. Вообще, индивидуальный подход в принципе служит краеугольным камнем в китайской медицине. Доктор выбирает комплекс способов, которые подходят не столько болезни, сколько самому человеку. Поэтому даже травяные сборы, активно использующиеся в китайской медицине, собираются для каждого больного в персональном порядке. В Китае насчитываются десятки различных методик лечения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Массаж

Восточные массажные техники славятся на весь мир. Медицина в Китае использует множество способов массажа, которые включают такие экзотические вариации как гуаша, представляющая терапию специальным скребком, который сделан из нефрита, а также туйна - техника, близкая к акупрессуре. В процессе китайского массажа специалист концентрируется на меридианах, то есть путях, по которым энергия Ци проходит по телу. Подобные массажи эффективно снимают боли, отеки и различные воспаления, позволяя, таким образом, глубоко влиять на ткани, улучшая кровообращение и обмен веществ в организме человека. Помимо этого, он может снимать мышечное напряжение, которое способно приводить к патологиям суставов, позвоночника, дыхания и пищеварения.

Что еще применяет народная медицина в Китае?

Вакуум-терапия

На сегодняшний день вакуумные массажи активно применяются в западной медицине, а также в косметологии, но его первоначальные основы прибыли к нам из Древнего Китая. Во время массажа используют банки различного диаметра. Доктор производит активные движения, передвигая банки по телу, оказывая воздействие на необходимые точки. Опираясь на восточную медицину, этот массаж способен улучшать движение энергетических течений. Западные же специалисты считают, что вакуум-терапия способствует укреплению капилляров, улучшая микроциркуляцию, что помогает организму выводить продукты распада. Вакуум-терапия ведет к укреплению защитных сил организма и часто применяется в целях профилактики инфекционных заболеваний.

Иглоукалывание в качестве эффективной терапии

У каждого из нас китайская народная медицина ассоциируется именно с иглоукалыванием, либо акупунктурой, то есть воздействием на активные точки тонкими инструментами. Таких точек у человека насчитывают больше трехсот, и каждая из них связана с тем или иным органом, либо системой организма. Иголки настолько малы и вводятся так неглубоко, что неприятных ощущений в процессе лечения, как правило, не бывает. Наоборот, акупунктура позволяет справляться с болевыми ощущениями. Она также эффективна против множества болезней внутренних органов, кроме того, справляется с нарушениями метаболизма, пониженным иммунитетом, бессонницей и некоторыми нервными заболеваниями.

Другие методики

Суть теплопунктуры (прижигания) состоит в том, что проводится воздействие теплом на определенную точку (акупунктуру) при помощи специальных сигар, которые наполнены лечебными травами. Часто применяются сигары с полынью. Иглоукалывание и прижигание проводятся вместе.

Сейчас китайские врачи используют 361 точку, хотя электропунктура дала толчок в развитии современной акупунктуры. Сегодня известно уже более 1700 точек.

Акупрессурой называется точечный массаж, который я вляется способом терапии и профилактики болезней с помощью давления пальцами на определенные точки на теле. Это разновидность рефлексотерапии. Является простым, безопасным и безболезненным методом лечения, поэтому его может освоить любой человек. Существует даже атлас точек, располагаются они по большому счету на ладонях и стопах.

Аурикулотерапию считают методом, при котором стимулируются точки ушных раковин для диагностики и для лечения организма. Воздействуют на активные точки иглоукалыванием или давлением пальцами. В Китае считают, что у человека связаны с внутренними органами.

Фитотерапия в Китае

Китайцы весьма активно используют терапию травами против самых опасных заболеваний. У нас фитотерапия также не менее популярна, правда, китайские доктора достигли совершенства в сочетании всевозможных сборов для достижения максимальной эффективности. Большинство трав, составляющих основу лечения в Китае, выступают адаптогенами, которые помогают организму справляться с воздействием окружающей среды, таким образом, они направлены на укрепление иммунитета, регулирование давления и уровня сахара в крови, а также приводят в норму процессы метаболизма. Фитотерапия в традиционной китайской медицине в Китае применяет такие растительные ингредиенты, как лимонник, женьшень, имбирь, ягоды годжи, пустырник, и многие другие.

В заключение

В заключение важно отметить, что непосредственно на долю народной медицины приходится около сорока процентов всех лечебных методов и способов. Она является крайне популярной не только на родине, но и во всем мире. Наблюдается тот факт, что в последние десятилетия Запад стал глубоко интересоваться древними способами и методами лечения. Почти все вариации медицины в Китае являются неинвазивными и не опасными с точки зрения травм, кроме того, обладают несущественным списком противопоказаний и побочных эффектов, оказывая крайне эффективное оздоравливающее воздействие на самочувствие и организм человека.

Правительство Китая приступило к совершенствованию системы здравоохранения и пенсионного обеспечения населения самой многонаселенной страны мира. От глобального финансового кризиса пострадали многие. Банки становились банкротами. Развитие рынков затормозилось. Наступила рецессия. Однако в условиях этого хаоса произошло одно потенциально позитивное событие: Китай стал предпринимать согласованные действия по укреплению системы социальной защиты. Когда глобальная экономика оказалась в условиях кризиса, и спрос на китайские товары снизился, особенно в развитых странах, правительство Китая обратило взор на внутренние источники спроса. Была начата крупномасштабная программа увеличения бюджетных расходов, в рамках которой огромное значение придавалось расходам на инфраструктуру.

Однако немаловажное значение имели также меры политики, направленные на улучшение пенсионной системы Китая и создание более совершенной и эффективной системы здравоохранения, призванной охватить все население Китая. Недавние шаги Китая были лишь началом этого возобновившегося процесса создания такой системы социальной защиты, которая в определенной степени сглаживает неравенство доходов и способствует повышению уровня жизни более чем миллиарда человек. Реформы в Китае проводятся в период, когда страны с развитой экономикой, в том числе США, а также многие страны Европы, пытаются решить проблему долгосрочных затрат на пенсионное обеспечение и здравоохранение.

Уменьшение необходимости в сбережениях в Китае
В Китае практически каждый откладывает деньги. Уровень сбережений корпораций высок. Правительство является чистым сберегателем. Население также откладывает деньги, более того, норма сбережений наиболее высока среди молодых и престарелых групп, которые в развитых странах, наоборот, менее других групп населения расположены сберегать средства. Во многом высокий уровень сбережений среди китайцев более преклонного возраста мотивирован превентивными соображениями, поскольку люди обеспокоены тем, что с учетом высокой продолжительности жизни среднего китайца либо возрастающая стоимость жизни, либо растущие затраты на здравоохранение, могут привести к расходованию всех средств, и в преклонном возрасте они могут стать неимущими. Даже более молодые семьи подвержены риску дорогостоящей катастрофической или хронической болезни.

Поскольку рынок частного медицинского страхования и частных аннуитетов недостаточно развит, жителю Китая очень трудно застраховать себя от индивидуальных рисков. Поэтому у населения есть мощный стимул к тому, чтобы откладывать больше, чем им действительно необходимо, с тем чтобы застраховать себя. Более прочная система социального страхования может уменьшить необходимость такого рода превентивных сбережений и таким образом повысить частное потребление. Рост потребления во многих отношениях является полезным побочным продуктом реформ, которые сами по себе оправданны, поскольку они обеспечивают защиту малоимущих и повышение уровня жизни населения. Более того, они оказывают положительное влияние на остальной мир: отчасти рост потребления в Китае произойдет за счет увеличения объема импорта, что будет способствовать уменьшению глобальных дисбалансов.

Совершенствование пенсионной системы
В течение многих лет Китай никак не может решить проблемы разобщенной и сложной пенсионной системы, которая не распространяется на значительную часть населения и не обеспечивает достаточно эффективную защиту тех, кто охвачен этой системой. Существуют заметные различия между пенсионными системами, действующими в разных провинциях, а также различия в пенсионном обеспечении сельского населения, мигрантов и городского населения и даже представителей разных профессий. Переход от этого запутанного клубка к более последовательной системе уже давно является одной из сложных задач. Тем не менее, в последние годы достигнуты существенные успехи.

Самое важное то, что в разгар глобального кризиса правительство внедрило новую систему пенсионного обеспечения сельского населения, в которой уже более 55 млн участников, а к концу этого года системой будут охвачены около 23 процентов населения сельских уездов. В рамках этой программы выплачивается базовая пенсия в размере от 60 до 300 юаней, в зависимости от региона и размера индивидуального счета. Участие в системе является добровольным, и каждый из участников обязан ежегодно отчислять от 100 до 500 юаней. Дополнительные средства поступают от центрального правительства, правительств провинций и местных органов, однако в западных и удаленных от побережья провинциях с более низкими доходами центральное правительство покрывает основную часть расходов. Эта реформа будет способствовать потреблению, позволив сократить превентивные сбережения и, более непосредственно, повысив доходы тех, кто становится участниками новой системы: более 16 млн человек уже начали получать пособия.

Одновременно с увеличением охвата базовыми пенсиями принимаются меры с целью совершенствования существующей системы пенсионного обеспечения городского населения. Правительство ввело такую систему, в рамках которой пенсии могут переноситься из одной провинции в другую, а отчисления, сделанные в одной провинции, зачитываются в счет пенсионного обеспечения, даже если работник впоследствии переезжает в другую провинцию. Эти реформы должны способствовать повышению мобильности рабочей силы. Кроме того, многие провинции стараются объединить риски, агрегируя поступления и расходы пенсионного фонда по всей провинции.

Хотя изменения, внесенные в связи с глобальным кризисом, сыграли важную роль в совершенствовании существующей системы, многое еще предстоит сделать. В частности, можно принять такие меры, которые сделают пенсионные планы более единообразными по всей территории страны, чтобы пенсии легче было переносить из одной провинции в другую и чтобы обеспечивалось равенство между разными географическими регионами. Кроме того, имеет смысл упростить существующую систему региональных, национальных и профессиональных пенсий. Властям также следует стремиться к достижению конечной цели объединения рисков на национальном уровне, для того чтобы китайская пенсионная система превратилась в действительно эффективную систему социального страхования, обеспечивающую минимальный прожиточный минимум для всего престарелого населения Китая и при этом ослабляла стимулы к высокому уровню превентивных сбережений. В то же время у Китая есть возможность учиться на ошибках развитых стран и не допустить, чтобы краткосрочные и долгосрочные бюджетные затраты на пенсионную реформу вышли из-под контроля.

Расширение охвата системы здравоохранения
В дополнение к реформированию системы социального обеспечения правительство Китая объявило о комплексной трехлетней реформе системы здравоохранения, цель которой заключается в том, чтобы к 2020 году обеспечить надежное и доступное медицинское обслуживание всего населения страны. Главные целиреформы: Сделать здравоохранение более справедливым путем существенного развития медицинского обслуживания в сельских районах, расширения доступа к программам медицинского страхования и снижения доли населения в оплате медицинских услуг. Так, сельским семьям компенсируется 55 процентов расходов на медицинское обслуживание, что свидетельствует как о значительных успехах, достигнутых за последние годы, - в 2004 году эта цифра составляла менее 30 процентов, - так и о том, что есть возможности для дальнейшего совершенствования системы.

Снизить затраты путем реализации целого ряда программ, призванных изменить коренным образом формирование цен на лекарственные препараты и медицинские услуги и устранить стимулы, способствующие чрезмерному использованию медицинских процедур и лекарств. Со временем планируется отказаться от оплаты отдельных медицинских услуг и перейти к единовременным платежам поставщиков услуг, размер которых зависит заболевания пациента.

Расширить объединение рисков, увеличив участие населения в системе медицинского страхования и повысив возможности использования программ страхования по всей территории страны. Повысить качество медицинского обслуживания путем расширения обучения и исследований, повышения стандартов надзора и регулирования, а также качества в отношении врачей, больниц и лекарств. Усилить санитарно-эпидемиологический надзор, повысить эффективность профилактических мероприятий, охраны здоровья матери и ребенка и расширить доступ к финансируемому государством медицинскому образованию.

В связи с этой реформой в период с 2013 по 2015 год государственные расходы на здравоохранение вырастут почти на 3 процента ВВП. Около двух третей этих дополнительных финансовых ресурсов будет использовано для расширения масштабов медицинского страхования населения сельских районов, а также пенсионеров, безработных, студентов вузов и рабочих-мигрантов, живущих в городах. К концу 2013 года правительство планирует обеспечить охват 90 процентов населения страны той или иной программой медицинского страхования. Отчасти это будет обеспечено путем увеличения субсидирования сельского населения в связи с участием в программах медицинского страхования. Будут также выделены дополнительные средства, с тем чтобы население всех сельских районов имело доступ к районным больницам, действующим в городах и поселках медицинским центрам и местным медпунктам. Для того чтобы обеспечить это, в ближайшие три года правительство намерено построить 29 000 медицинских центров в городах и населенных пунктах и 2000 районных больниц. Кроме того, для того чтобы укомплектовать эти медицинские учреждения персоналом, правительство организует обучение 1,4 млн специалистов в области здравоохранения.

Хотя сейчас еще слишком рано оценивать результаты, следует отметить, что правительство придает огромное значение укреплению системы здравоохранения, и эти задачи решаются на устойчивой основе и таким образом, чтобы избежать бюджетных проблем в связи с увеличением расходов на здравоохранение, характерных для многих развитых стран. Очевидно, что правительство Китая активизировало деятельность, призванную охватить всеобщими базовыми пенсиями и качественным медицинским обслуживанием всех граждан страны. Это должно снизить риски, которым подвергаются люди преклонного возраста, и со временем, когда станет очевидным, что государство способно обеспечить высококачественное и общедоступное медицинское обслуживание, это будет способствовать ослаблению стимулов к высокому уровню превентивных сбережений.

Китай занимает одно из лидирующих мест в мировом медицинском туризме. Современные клиники, передовые технологии и высококвалифицированные кадры – китайская медицина одна из лучших в мире.

Государственная клиника в Шанхае

Мировой рынок медицинского туризма оценивается примерно в $40 млрд. в год. Китай стремится привлекать в свои клиники как можно больше туристов со всего мира. Благодаря своим огромным экономическим возможностям, Китай обладает одной из самых развитых систем здравоохранения в мире. Клиники, оснащенные самым современным медицинским оборудованием, высококвалифицированные врачи и медицинские работники, а также развитая инфраструктура позволяют оказывать медицинские услуги на самом высоком уровне, при этом соблюдая приемлемую ценовую политику.

Времена, когда в Китай ехали за помощью традиционной китайской медицины (основанной на акупунктуре и фитотерапевтических процедурах) остались в прошлом, теперь в Китай едут за лечением самых серьезных заболеваний: кардиология, онкология, хирургия, офтальмология, эндокринология и т.д.

Система здравоохранения Китая

В Китае все клиники, как государственные так и частные, находятся под контролем государства. На государственном уровне регулируются все аспекты работы клиник: вводятся единые стандарты технического оснащения, требования к уровню образования и квалификации врачей и медработников.

С 2003 года в Китае введена страховая медицина и поэтому нет существенных различий между обслуживанием в частной и в государственной клинике. Точно также нет и разницы между обслуживанием граждан страны и иностранцев. Иностранцы имеют право на любую медицинскую помощь. Если это предусмотрено страховым полисом, то лечение происходит бесплатно, в обратном случае за медицинские услуги оказываются на платной основе.

Плюсы медицинского туризма в Китае

У китайской медицины много преимуществ:

  1. Современные больницы и клиники

На сегодняшний день в Китае 35 многопрофильных клиник, которые имеют международную аккредитацию. В Китае на государственном уровне регулируются все стандарты работы больниц, как государственных так и частных клиник. Это гарантирует высокие стандарты качества услуг в любом медицинском учреждении. Китай также имеет передовые исследовательские центры, в первую очередь это касается областей иммунологии, кардиологии, онкологии, исследования стволовых клеток.

  1. Высококвалифицированные доктора и медработники

Китайские врачи подготовлены на самых высоких стандартах. Многие специалисты прошли обучение в США, имеют международные дипломы и свободно говорят на английском языке.

  1. Конкурентная стоимость лечения

Стоимость лечения для иностранца в Китае ниже, чем стоимость лечения в Америке или странах Западной Европы. Качество предоставляемых китайскими клиниками услуг соответствует всем западным стандартам.

  1. Традиционная китайская медицина

Традиционные методы лечения также пользуются большим спросом как у самих китайцев, так и у иностранных пациентов – иглоукалывание, фототерапия, стоунтерапия, гипноз и другие альтернативные методы лечения и оздоровления.

Что лучше всего лечат в Китае

Как уже было обозначено выше, в Китае существуют передовые методы диагностики и лабораторных исследований. В Китае сделано множество открытий и ноу-хау в области медицины. На особенно высоком уровне в Китае развиты:

  • операции по протезированию и имплантации
  • операции на сердце
  • операции на сосудах
  • исследование гормональной системы
  • лечение онкологических заболеваний
  • лечение заболеваний пищеварительной системы
  • проблемы опорно-двигательного аппарата
  • неврологические заболевания
  • стоматология
  • пластическая хирургия и косметология

Обладая большой экономической мощью, Китай вкладывает большие средства в развитие медицины, и в ближайшем будущем у него есть все шансы стать лидером мирового здравоохранения.