Считается ли курение грехом? Курение – это грех? Отношение церкви к курению

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Несомненно, курение - это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак - на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить - это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем - лет по 30-40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение - это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение - это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

Является ли курение грехом? - Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное - это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает - поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать - хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным - первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! - закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно - снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил - и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно - опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил - и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение - не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения», - учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение - это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Все без исключения знают, что курение — это вредная привычка, которая негативно влияет на здоровье человека. Однако мало кто задумывался над тем, является ли употребление табака грехом. Многие люди считают, что курить можно, так как Библия конкретно не запрещает это деяние. Что касается христианства, то любая церковь, к какой бы конфессии она не относилась, негативно отзывается о курении. Например, священник Иоанн Кронштадтский утверждал, что горящая сигарета символизирует вечные муки в аду, которые ждут всех курильщиков, не отказавшихся от греховного пристрастия. Другой известный служитель говорил, что когда человек курит, табачный дым занимает в его сердце место, которое предназначается для Божией благодати.

Ответ на вопрос о том, грех или нет курить, даст история из жизни преподобного Силуана. Служитель ехал на поезде. В вагон зашел купец с папиросой во рту, предложил табак и Силуану, но батюшка отказался. Грешник начал интересоваться, почему попутчик не хочет покурить, и стал рассказывать, как курение помогает в деловых делах. С сигаретой легче решать вопросы, проще расслабиться и веселее общаться с друзьями. В ответ на такие заявления служитель предложил купцу перед каждой «затяжкой» читать «Отче наш». Человек подумал и сказал, что молитва с курением не совместимы. Тогда Силуан заключил, что надо отказываться от любых дел, которые не сочетаются с молитвой.

По всем церковным канонам курение – страшный грех, так как, прежде всего, это страсть, которая не позволят человеку идти по Божьему пути, лишает его прощения, спасения и самого главного – вечной жизни.

По мнению священнослужителей, курение – это та самая пагубная страсть, которая приводит к новым душевным болезням.

Например, табак может стать причиной формирования эгоизма. Это ярко выражено у курящих родителей. Отцы и матери, идя на поводу своих желаний, травят детей табачным дымом. Многие позволяют себе курить даже на детских площадках, тем самым отравляя себя, родных детей и других играющих малышей. А сколько женщин, которые даже не пытаются бросать курить во время беременности или в период кормления грудью.

Другой грех, который провоцирует употребление табака, – уныние. Курильщик, не имеющий возможности затянуться, впадает в настоящую депрессию. Это связано с недостатком гормона радости и психологической зависимости от никотина. Уныние приводит к душевным и физическим болезням. У человека начинается апатия, все обязанности выполняются «спустя рукава». Это тоже является грехом.

Враждебность и злость также могут быть следствием употребления табачных изделий. Когда человек хочет курить, он становится раздражительным и агрессивным. Эти проявления православный храм считает грехом.

Еще одна причина, по которой церковь относится к курению отрицательно, кроется в том, что эта привычка приводит к самооправданию. Мало того, человек создает иллюзию независимости, утверждая, что сможет отказаться от сигарет в любой момент. Появляется гордость. Неспособность признать себя виновным православие называет грехом.

Христианин должен отказаться от сигарет, так как употребление табачных изделий рано или поздно перестанет доставлять прежнее наслаждение, захочется чего-то нового.

Зависимость от удовольствий – страшный грех. Христианство считает, что именно эта слабость порождает пьянство и чревоугодие. Получается, что сигареты провоцируют ненасытность в еде, алкоголе и сексуальных утехах.

Разрушение тела

Курящий человек позволяет себе безнравственность и допускает появление иных слабостей, но самое главное – он наплевательски относится к собственному здоровью. В Библии говорится, что всякого, кто разрушит Божий храм, ждет наказание от Всевышнего. Бог сотворил людей по своему подобию, поэтому тело и является храмом Господа. Потребляя сигареты, человек уничтожает Божье творение.

По мнению церкви, причинение вреда собственному телу является большим грехом. Многие священники в таких случаях даже говорят об одержимости. Православие считает, что выкурив сигарету, человек поселяет в себе беса. С каждой затяжкой чудовище становится сильней, и выгнать монстра из души сложнее. Бес управляет курильщиком через зависимость от никотина. Сущность диктует человеку, когда надо ее покормить, то есть закурить.

Курение считается бессмысленным деянием, а все что не приносит пользы, в храме называют пустым и греховным. Если подумать об этом, то действительно, какую пользу дают сигареты? Нервы не успокаивают, только расшатывают, вводят в зависимость, требуют больших финансовых затрат.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Основные объяснения греховности курения

Православная церковь относится к курению крайне отрицательно. По мнению священников, греховность этого деяния заключается в том, что:

  • курильщик намеренно уничтожает себя, подрывает здоровье окружающих;
  • воля и дух человека подчинены никотинной зависимости;
  • происходит деградация личности;
  • после смерти душа курящего продолжает мучиться.

Священнослужители о табачной зависимости

Грех курения в православии сильно осуждается, священники единогласно называют это пристрастие пагубной слабостью и непотребством, а сам табак часто именуют «подарком дьявола».

Вот основные тезисы, которые отображают отношение церкви к табакокурению:

  • Каждая страсть порождается греховной сущностью человека и влиянием дьявола;
  • Привычка доводит человека до духовного падения, приближает физическую смерть;
  • От курения слабеет душа;
  • Справиться с грехом курильщик сможет только тогда, когда поймет, что привычка уничтожает его;
  • Избавиться от греха можно только с помощью Бога, вот почему, приняв решение отказаться от сигарет, необходимо исповедаться и принять причастие. Кроме того, человек каждый день должен молиться и просить Бога помочь избавиться от зависимости.

Всегда ли курение было грехом

Курение стало считаться грехом не так давно. В царское время, особенно в годы правления Петра I, эта традиция поддерживалась церковью. Именно поэтому сейчас многие люди задают вопрос, почему раньше было можно, а сейчас нельзя. Ведь курили даже те, кто почитаются святыми, например Николай II.

Дело в том, что наука не стоит на месте. Знания становятся доступными для всех. Сейчас нет ни одного человека, который бы не знал, какой вред табак наносит здоровью. Еще 100 лет назад это не было известно.

Современные ученые полностью развеяли миф о пользе табака. А что касается курящих святых, то лидеры православия объясняют это тем, что слабости могут быть у каждого человека. Не стоит забывать, что Николай II был канонизирован за терпение ради Господа.

Еще одним камнем преткновения является Греция. В этой стране дымят практически все, курят, в том числе, и церковные служители. Такое массовое распространение вредной привычки связано с влиянием мусульманской культуры, где запрета на курение не существует.

Достаточно лояльное отношение к никотиновой зависимости у католиков. Католичество считает эту проблему не грехом, а болезнью, которую должен лечить врач. То есть упование идет не на Божью помощь, а на специалиста и медикаменты.

Вот как ответил один священник католик на вопрос о том, можно ли курить: «Если врач скажет человеку, что сигареты вредят здоровью, то от привычки надо отказаться, так как разрушение тела – это грех. Если проблем с самочувствием нет, то можно продолжать употреблять табачные изделия дальше. Только необходимо упоминать это во время каждой исповеди».

Видео в тему

Согласно статистическим исследованиям - в нашей стране курит едва ли не каждый второй мужчина и каждая третья женщина, многие из них считают себя религиозными, не особо думая о том, как сочетается курение и церковь.

Церковные заповеди не слишком изменились еще со времен основания религии, а курение противоречит сразу нескольким основным церковным догматам. Православная церковь осуждала курение всегда - еще с тех времен, когда оно не было таким распространенным. Еще в 1905 году в православных церквях священники произносили гневные проповеди, называя курение происками дьявола и считая табак серьезным препятствием на пути спасения души человеческой.

Такая резко отрицательная позиция церкви вполне понятна, современные священники, отвечая на вопросы о курении, также высказывают крайне негативно. И дело не только в том, что курение не несет никакой пользы ни душе, ни телу человека, основная причина - это вред, который никотин наносит здоровью курильщика и его окружения. Таким образом, курильщик одновременно нарушает несколько важнейших заповедей - он разрушает собственное тело, греша против самого себя, как творения Божьего, а кроме того, вредит здоровью других людей, что осуждается в любой религии.
Кроме заповеди «не убей» и «не навреди», курящие люди умудряются нарушить еще несколько церковных постулатов, так, например, курение вызывает зависимость от табака, что само по себе является грехом и нарушением Божьего промысла.

Кто-то из отцов церкви называет курение «противоестественным» занятием, другие призывают отказаться от никотина, как от вещества, разрушающего тело и разум человека, ослабляющего душу и усиливающего греховные страсти.

А если учесть сколько существует молитв против курения и для укрепления сил бросающего курить, сразу становится ясно - курение и церковь - понятия не только не совместимые, а скорее противоположные и любой, искренне верующий человек должен отказаться от сигарет.
Подробнее о вопросе курения и веры, а также узнать молитвы и заговоры против курения можно на нашем сайте, где собрано много интересной информации по всем вопросам, касающимся курения.

ПЛАН ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ


Получите свой личный план бросающего курить!

  • На Украине теперь запретят курить в храмах

    Однако при храмах будут оборудованы специальные места для курения.

  • Православие и курение

    Бросаю курить. Мне посоветовали воспользоваться всеми возможными методами морально-психологической поддержки. Вот мне и подумалось: нет ли православных святых или молитв, помогающих бросить курить? Ведь существуют же святые и иконы, помогающие алкоголикам «завязать».

  • Курение – грех?

    Является ли курение табака грехом? Считаю, что безусловно да. Но в тоже время удивляет тот факт, что отдельные представители духовенства курят, и чувствует себя просто прекрасно.

  • Приметы о курении

    Однажды король Греции Александр произнес зловещие слова: «Год не кончится, как одному из нас троих суждено умереть». Увы, прорицание монарха сбылось — в отношении его самого. А вот что послужило поводом для таких печальных слов и дальнейших событий?

  • Заговоры известны с древнейших времен и представляют собой эффективные формулы внушения, которые помогают в обращении к высшим духовным силам и поддерживают на нелегком пути.

  • На статьи под рубрикой "Духовное пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей. Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь", другие нередко становятся поводом для последующих статей. Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и не помышляли…


  • Многие не знают или не помнят слов Господа Иисуса Христа: «...всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Пока не согрешил человек, он свободен и грех не имеет силы над ним, а уже после совершения греха становится его рабом.

    Некоторые говорят: «раз согрешу и больше не стану, это не великая беда». Но, согрешив раз, он уже попал к лукавому обольстителю на удочку. И грех начинает тянуть его все сильнее и сильнее, потом человек уже не замечает, что оказался в жестоком рабстве греха.


  • В православном сознании как совершенно очевидное содержится понятие о несовместимости табакокурения и христианства. Дух Истины, живущий в Церкви, свидетельствует и научает об этом. Однако человек, не вполне еще воцерковившийся, бывает склонен прислушиваться к нашептыванию лукавых помыслов, «оправдывающих» табакокурение при посредстве трех распространенных предрассудков.


  • О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы - нравственный. Является ли курение грехом - ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС


  • Вопрос священнику: Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.

  • Люди часто просят побеседовать о курении и дать ему духовную оценку. Тема, действительно, важная, тут есть, о чем задуматься и поразмышлять. Давайте сегодня этим и займемся! Тут есть одна удивительная вещь!


  • “Разве не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм - вы” - 1 Кор. 3:16,17.


  • Но имею против тебя то,
    что ты оставил первую любовь твою
    Откр. 2,4

    Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе - "для курящих". Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную комнату, вернее один огромный вагон в межзвездных сферах: "для курящих".


  • Есть хорошие новости: это помыслы. Злые. И знаете, почему это хорошая новость? Потому что это значит, что вы на верном пути. Лукавому очень не нравится то, что вы делаете (или только начали делать) и он присылает вам эту дрянь. Не сдавайтесь и "... не бойся, только веруй..." (Лк.8, 50). Посетите сайт, посвященный греховным помыслам и борьбе с ними, узнаете много нового.

Какова христианская позиция относительно курения? Считается ли курение грехом?

Библия никогда прямо не упоминала о курении. Но все же, есть несколько глав, которые однозначно касаются курения. Во-первых, Библия рекомендует нам не разрешать нашим телам быть подвластными чему-либо.

Нет сомнений в том, что курение это серьезная зависимость. Далее, в том же отрывке говорится:

Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Курение, несомненно, приносит вред нашему здоровью. Доказано, что курение повреждает легкие и, зачастую, сердце.

Можно ли рассматривать курение «полезным» (1 Коринфянам 6:12)? Можно ли говорить о том, что курение – это «прославление Бога в телах ваших» (1 Коринфянам 6:20)? Может ли человек курить «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31)? Мы верим в то, что ответ на все эти три вопроса один – «нет». В результате, мы верим в то, что курение – это грех, и посему он не должен практиковаться последователями Христа.

Некоторые возражают этому мнению, апеллируя к тому факту, что многие люди употребляют нездоровую пищу, и это такая же зависимость и она так же вредно влияет на их тело. Для примера, многие люди так безнадежно зависимы от кофеина, что они попросту не могут нормально функционировать без утренней чашки кофе. Даже если это и правда, то как это оправдывает курение? Наша точка зрения такова, что христиане должны избегать чревоугодничества и чрезмерно вредной пищи. Да, христиане часто лицемерят, осуждая один грех, и, в то же время, позволяя себе другой… но, опять таки, это не способствует прославлению Господа через курение?

Другой аргумент, противоречащий этому мнению, – это тот факт, что многие набожные люди курят, такие как известный британский проповедник Сперджен. И опять, мы не верим в то, что этот аргумент имеет какую-то силу. Мы верим в неправоту Сперджена касательно курения. Был ли он в других отношениях набожным человеком и великолепным учителем Божьего Слова? Однозначно! Делает ли это все его действия и привычки славящими Господа? Нет!

Утверждая, что курение является грехом, мы не утверждаем тем же самым, что курильщики не будут спасены. Многие верующие в Иисуса Христа курят. Курение не мешает человеку впоследствии быть спасенным. Курение прощается так же, как и любые другие грехи, и это не зависит от того, только ли собирается человек стать христианином или уже христианин признает свой грех перед Богом.

В то же время, мы твердо верим в то, что курение – это грех, от которого мы должны избавиться и с Божьей помощью победить его.

Грех курения охватил в наше время почти всех - от мала до велика.

Стайки курящих детей сидят на скамейках, идут по улицам, стоят у метро - их едва видно за клубами табачного дыма. Данные последних исследований ужасающи: средний возраст приобщения к курению у мальчиков - 10 лет, у девочек - 12 лет. Курят молодые мамы, везущие в колясках малышей, нередки даже бабушки, выгуливающие своих внуков на детских площадках с сигаретой в зубах.

Только подумать: в правилах поведения ученика в школе уже не говорится, о том, что ученик не должен курить, он только не должен курить внутри школы!

Мы и не заметили, как человек, дымящий нам в лицо сигаретой, стал нормой общественного сознания. Курит? Что ж... Если он этого хочет, если у него такая потребность...

Но откуда взялась такая потребность? Ведь человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать - да. Но курить, отравлять свой организм ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не требование природы.

Многие считают этот грех простительным, мелким, "несмертным грехом". И вот этот "несмертный грех" так захватывает человека, что он становится настоящим рабом его, а если говорить точнее - рабом дьавола. Вы проснулись утром, и первое желание, которое охватывает вас, - покурить. Вы не осеняете себя крестным знамением, не произносите утренней молитвы, а выкуриваете сигарету. "На Богослужении воскуривают ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорит по этому поводу святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию - диаволу".

Курение - воистину дьавольское изобретение. Возникло оно в гибнущих культурах Центральной Америки задолго до эпохи Колумбовых открытий, как часть ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы. Христиане прекрасно знают, что это за боги. В Европу, а потом и в Россию, это богомерзкое действо было завезено именно во время открытия Колумбом новых земель. Вот что пишет о истории распространения греха курения епископ Варнава (Беляев): "Когда 12 октября 1492 года Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор, то он и его спутники были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители островов выпускали клубы дыма изо рта и носа!.. Дело было в том, что индейцы справляли священный праздник, на котором курили особую траву (свернутый высушенный лист ее - род теперешней сигары - назывался он "табако", отсюда и пошло нынешнее название) - до полного одурения, надо прибавить, причем в этом состоянии они входили в общение с демонами и после рассказывали, что им говорил "Великий Дух".

По приезде на родину наших мореплавателей те, которые нашептывали в уши индейцам, шепнули и этим, чтобы они познакомили европейскую публику с новым "удовольствием".

И вот, при благосклонном участии и тайном возбуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии, началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, - ничего не помогало!"

Сегодня в жертву дьаволу добровольно приносят себя сотни миллионов людей на земном шаре. "О как тщательно дьавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия, - писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана - табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа".

Воскуряя фимиам бесам страстей, разводимых нами и гнездящимся в жилище нашего тела, курильщик предает, тем самым, образ Божий в себе, пропитываясь духом зловония и медленного физического самоубийства. "Разве не знаете, что вы храм Божий, - говорил апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3, 16-17). Есть ли слова, убеждающие больше, чем эти?

Все, что дано человеку Господом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - безценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: "Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душой, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными..." И еще одно высказывание того же святого: "Здоровье в любых делах есть как бы самодвижущаяся колесница, которая несет атлета к финишу". О том, что курение губительно для здоровья, доказывают все современные медицинские исследования. Нет ни одного органа, который бы ни страдал от воздействия табака. Канцерогенные вещества, раздражая слизистые оболочки, накапливаясь в организме, вызывают рак губы, ротовой полости, гортани, пищевода. Особенно уязвимы становятся органы дыхания - бронхи, легкие. Доказательств, фактов, аргументов и убедительнейших примеров того, что курение несет лишь вред и погибель, бесчисленное множество. У курильщиков развивается никотиновый синдром. Это та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков.

Табачный рынок занимает одно из самых значительных мест в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для того, чтобы другие миллионы вдыхали вредный дым, травили ядом свою голову и весь организм.

Удивительно, почему употреблять наркотики в виде кокаина законом запрещается, а в виде табака - поощряется? Табак, этот "маленький кокаин", дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство в утробе. Но медицина говорит нам об опасности курения лишь для телесного здоровья. Даже на любой пачке сигарет вы найдете надпись: "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья". Мы же должны помнить о самом главном вреде этой скверной привычки. Зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и прочих внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма через внешние покровы; выделения при этом имеют тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне.

Курение есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, так считают многие курильщики, не сознавая, что нервы - плотское зеркало души. Такое успокоение - самообман, мираж. Потому это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это успокоение надо возобновлять постоянно. А потом это успокоение будет источником адского мучения. Успокоить можно себя против страсти, только удержавшись от нее. Только поднявшись над своими страстями, можно войти в светлый духовный мир.

Невозможно молиться духом, куря папиросу или сигарету. Не могут такие люди причащаться Тела и Крови Христова, а значит, не могут спастись.

Нужно помнить, что по смерти, по разделении души от тела, страсти, проявлявшие, реализовавшие себя в жизни телесной, не оставляют души человека, порабощенной ими при жизни. Не освободившаяся от той или иной страсти, душа перенесет ее в потусторонний мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытной потребностью в еде будет мучиться после своей смерти тот, кто и раньше думал только о еде. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить, только залив алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый - тоже, и курильщик - тоже. Вот наглядный пример: если курильщик не покурит несколько дней, что он будет испытывать? Страшное мучение, но еще смягченное другими развлечениями жизни. Страдает не столько тело, сколько душа. Так страдает уже здесь на земле каждая душа, имеющая любую страсть. Зная это, можно ли безразлично относиться к своим страстям? К этому страшному огню?

Как же побороть в себе беса этой богомерзкой страсти? Конечно, прежде всего помочь может желание избавиться от этого порока и горячая молитва. Если человек уже решился на этот шаг и приготовил в своей душе место для благодати Божией, то он ощутит в себе ее удивительное воздействие, ее незримую помощь. Просите искренно, непрестанно, Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих и непременно получите исцеление.

Курение, таким образом, отдаляет человека от горнего духовного мира, служит одним из серьезных препятствий на пути спасения собственной бессмертной души, склоняя ее ко греху и подчиняя своеволию тленной плоти.

"Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божьей, - увещевает святитель Григорий Богослов, - ни за что не делай того. Не оставляй воли Божьей, чтобы исполнять волю людей".

Итак, дорогой читатель, прежде чем закурить вновь, вспомни совет преподобного Силуана и подумай, мог бы ты прочесть сначала "Отче наш" или мысленно взять благословение на это, несомненно, важное для тебя дело.

"Пишете, что вы не можете оставить табак курить.

Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. - Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы" - такой ответ получил от преподобного Амвросия один мирянин, заядлый курильщик, обратившийся за советом к святому, не сумев сам справиться с этой пагубной страстью. По прочтении письма он закурил папироску, но вдруг почувствовал сильную головную боль и вместе с тем отвращение к табачному дыму - и ночью не курил. На другой день машинально закуривал несколько раз, но боль возвращалась и не позволяла глотать дым. Так и бросил. Спустя некоторое время человек этот приехал к старцу, чтобы лично поблагодарить его. Преподобный Амвросий коснулся палочкой его головы - и боль с тех пор уже не возвращалась.

Молитва от курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобие отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.