Ментальное расстройство как нарушение личностного восприятия. Семья для детей с ментальными нарушениями

Это такое состояние психики, при котором человек эффективно решает ежедневные задачи, умеет выстраивать здоровые отношения, адаптируется к переменам и справляется со стрессом.

Противоположное состояние говорит о том, что, скорее всего, у человека ментальное расстройство. Обычно оно проявляется как изменение мышления, искажение восприятия себя и реальности. Появляются поведенческие проблемы, отсутствует ощущения благополучия.

По подсчётамMental health statistics: UK and worldwide. Фонда психического здоровья, 1 из 6 человек во всём мире еженедельно сталкивается с ментальным расстройством. Всемирная организация здравоохранения говоритMental disorders. Key facts. о том, что более 300 миллионов человек в мире страдают от депрессии, 60 - от биполярного расстройства, 21 - от .

Масштаб проблемы представить несложно. Труднее провести параллель с собственной жизнью, в которой близкий человек может сражаться с биполярным, депрессивным, тревожным, пограничным или другим расстройством. Важно помнить, как правильно себя вести, чтобы стать надёжной опорой.

Что нельзя делать

Обесценивать

Многие и так сталкивались с игнорированием и непризнанием эмоциональных реакций в детстве. Не стоит продолжать обесценивать уникальный опыт и переживания. А понимание того, что кому-то хуже, - сомнительный способ почувствовать себя лучше.

Что нельзя говорить:

  • У меня тоже бывали плохие дни.
  • У тебя хотя бы есть работа.
  • Ты себя просто накручиваешь.

Непрошеные советы не нравятся никому, а человеку с расстройством психики - вдвойне. Прямых советов не дают даже грамотные психотерапевты, а элементарные действия вроде отвлечься, развлечься, забыться не работают. Помогает только планомерная терапия, на которую уходит много сил и времени.

Если же вы уверены, что совет действительно ценный, сначала уточните, готов ли его выслушать собеседник.

Что нельзя говорить:

  • Тебе нужно сменить обстановку.
  • Сходи на йогу / в бар / в салон красоты.
  • Соберись!

Ругать

Люди с психическими проблемами и так постоянно себя ругают, поэтому не усугубляйте чувство вины. Положительное подкрепление работает гораздо эффективнее. Искренне хвалите за мелочи. Иногда такой пустяк, как выход на улицу, может быть серьёзным достижением.

Что нельзя говорить:

  • Ты живёшь неправильно!
  • Мне за тебя обидно!
  • Ты тратишь время, ничего не меняется!

Ждать инициативы

Не ждите, когда близкий попросит о помощи. Он может не делать этого, потому что боится навязываться, перманентно ждёт отказа, старается справиться в одиночку, не чувствует сил взять в руки телефон. Позвоните или напишите сами. Скорее всего, этого очень ждут.

Покинуть

Когда близкий доверился вам и ждёт поддержки, оцените свои силы. Если их достаточно и вы приняли решение быть рядом, не бросайте всё на полпути. Не бойтесь сказать, что вам тяжело и нужно побыть одному. Люди с расстройствами психики, как правило, эмпатичны и поймут. Лучше взять передышку, чтобы восстановиться, чем сливаться. Лишиться поддержки - больно.

Что нужно делать

Изучить тему

Говорите на одном языке. Изучите литературу, мягко расспрашивайте. Так вы начнёте понимать мотивы действий, поведение перестанет казаться таким странным, а вы не скажете обидные фразы «Не оправдывай себя диагнозом» или «Это всего лишь осенняя грусть, а не депрессия». Обладание общим знанием сближает.

Участвовать

Иногда человек и сам может не знать, чем ему можно помочь, особенно в кризисной ситуации. Поэтому предлагайте конкретную помощь, например предложите сходить в кино или расскажите забавную историю.

Можете вместе составить список занятий и действий, которые облегчают состояние. Им вы сможете воспользоваться, если близкому будет очень плохо и не до разговоров.

Помочь найти специалиста

Поддержка - мощная сила, но не стоит пренебрегать помощью специалиста. тоже врач. Именно к нему стоит обращаться в случае ментальных расстройств. Если близкий не знает, как найти специалиста, или боится - помогите. Позвоните в клинику, изучите отзывы в Сети, расскажите, как проходят занятия.

Подбадривать

Говорите много добрых слов. Самокритика может уничтожить даже самые очевидные победы. Чем больше вы акцентируете внимание на хорошем и хвалите за успехи, тем сильнее вера в себя и желание над собой работать.

Заботиться о себе

Прямого отношения к помощи близкому с ментальным расстройством это не имеет. Но для здоровой поддержки нужны силы и энергия, а погружение в чужую боль может стать триггером для появления собственной. Поэтому заботьтесь о себе, следите за своим состоянием и не бойтесь просить помощи.

Если у вашего близкого ментальное расстройство, знайте: ваша поддержка - большая ценность. Сражаться не в одиночку - значит одержать победу как минимум в два раза быстрее.

Володе 16 лет. Его рост - метр девяносто. Он заканчивает девятый класс. Мама вытирает ему нос платком, а он никак на это не реагирует. Потом выясняется, что Володя никуда не выходит из дома без мамы. Он и на вопросы не может без неё ответить. У Володи аутизм, но не он мешает ему самому следить за чистотой носа, перемещаться по городу и отвечать на вопросы.

А мама Сони с гордостью рассказывает, что до 10 лет одевала дочку, а до второго класса носила в школу на ручках. В 17 лет у Сони проблемы с общением: она чувствует себя неуверенно со сверстниками, не может самостоятельно собрать сумку в школу и разбрасывает по дому использованные прокладки. У Сони тоже есть психиатрический диагноз, при этом у неё абсолютно сохранный интеллект и модельная внешность.

Таких случаев в моей практике десятки. Родительская гиперопека мешает нормальному развитию даже абсолютно здоровых детей. А уж если ребёнок страдает душевным заболеванием, то фактически превращает его в инвалида. При этом практически нигде она не достигает таких масштабов и не доходит до абсурда, как в семьях, где растёт ребёнок с ментальными особенностями.

Почему родители излишне заботятся о детях

Родители, особенно матери, задавлены виной, стыдом, страхом, раздражением, усталостью и ещё целой гаммой чувств. Научить здорового ребёнка обслуживать себя самостоятельно - зачастую квест на выдержку, терпение и настойчивость. И далеко не все родители успешно через это проходят.

В случае с особыми детьми всё это в сто раз сложнее. Им часто объективно труднее учиться, сложнее переносить собственные неудачи в силу хрупкости психики. У таких детей полно проблем с взаимоотношениями со сверстниками, воспитателями, педагогами. Добавьте к этому косые взгляды других мамаш, продавцов и просто прохожих, от которых у родителя сжимается сердце и появляется почти инстинктивное желание ребёнка защитить, спрятать ото всех и облегчить ему жизнь.

Примите во внимание усталость от бесконечной, многолетней и часто безуспешной борьбы за то, чтобы ребёнок был как все. Прибавьте раздражение на него за то, что он другой, а ещё чувство вины перед ним и за это раздражение, и за сам факт его неполноценности. Если ребёнок единственный, то в нём одном всё - смысл, боль, надежды и отчаяние. А ведь ещё может влиять работа, неустроенная личная жизнь, куча забот и внутренняя опустошённость.

Как проявляется гиперопека

Гиперопека может принимать разные формы. В зависимости от этого и взгляды на ребёнка у родителей могут быть различными.

1. Ребёнок - хрустальная ваза

За него дико страшно. Кажется, что он фактически нежизнеспособен. Если его оставить одного, то всё.

Такое отношение встречается либо у , либо если с ребёнком внезапно случается беда, например психоз. Как бы ни с того ни с сего, лет в 14–15. До того был обычный подросток, который ходил в походы, влюблялся, общался, учился. А потом безумие и больница. Со временем всё наладилось, но у мамы внутри что-то надломилось. Установившееся равновесие кажется очень хрупким, ситуация как будто всё время висит на волоске. И вот уже мама не отходит от девочки ни на шаг. Держит её за руку, заглядывает в глаза, подносит и убирает.

А ведь психика после психоза - это как рука после перелома, когда уже всё срослось и сняли гипс. Эмоции, воля, мышление в это время ослаблены. Чтобы они восстановились, нужна постоянно увеличивающаяся продуманная нагрузка. Кстати, физическая работа и самоорганизация в быту в этом случае очень полезны.

2. Ребёнок - скелет в шкафу

За него дико стыдно из-за того, что он другой. Его хочется спрятать ото всех. Семья резко ограничивает круг общения, ребёнка стараются не брать на общие праздники, где будут посторонние. С ним и на детскую площадку не ходят, ведь там другие мамы и их нормальные дети.

В дальнейшем - занятия по индивидуальной программе или на дому, дистанционное обучение в колледже или вузе. Ребёнка не отпускают одного в магазин, а в метро с ним ездят только в крайнем случае. Такая гиперопека создаёт невидимый шкаф, в котором спрятан ребёнок.

3. Ребёнок - скаковая лошадь

В основе такого отношения - ставка на выдающиеся способности ребёнка в ущерб всему остальному. Зачем будущему шахматисту или учёному убирать за собой, мыть посуду, ходить в магазин? У него просто нет на это времени, да и не это главное. Однажды все переживания и труды окупятся, появятся деньги, слава, домработница.

Нередко так родители относятся к ребёнку-аутисту, развивающемуся крайне неравномерно. На фоне общего отставания он заметно опережает сверстников в чём-то одном. Но часто с возрастом это сглаживается, а ставка родителей не срабатывает.

4. Ребёнок - козёл отпущения

Его считают виновником рухнувших надежд, развода, несложившейся жизни. В основе такого отношения - обида на жизнь, вымещающаяся на ребёнке как на наиболее лёгкой мишени. Конечно, такие переживания в открытую не проявляются. Один из распространённых вариантов их прикрытия - неустанная забота, призванная ещё больше ослабить, подавить и привязать к себе покрепче.

Конечно, эти разделения весьма условны. Ребёнок может переходить из одной роли в другую или находиться сразу в нескольких. И, конечно, в подавляющем большинстве случаев никто сознательно не хочет причинить ему зла.

Как перестать опекать ребёнка

Шаг первый. Признайте факт гиперопеки

Честно признайтесь себе, что делаете за ребёнка те вещи, с которыми он вполне мог бы справиться и без вашей помощи.

Шаг второй. Поймите, зачем вы это делаете

Казалось бы, зачем менять сложившуюся систему. Да, гиперопека, но такое отношение сохранялось годами и уже стало привычным. Задайте себе вопрос: «Что станет с моим ребёнком, если я вдруг тяжело заболею или умру?» А ведь это может случиться в любой момент. Его ждёт психоневрологический интернат для хронически психически больных. Жуткий исход для того, кто привык к любви, семье и своим вещам. Обычно это заставляет задуматься.

Иногда помогают новые отношения, увлечения или беременность. Родителям становится жалко тратить время на то, чтобы бесконечно готовить и убирать за подростком.

Если вы сознательно хотите изменить ситуацию, но сами не можете, попробуйте обратиться к . Огромную пользу приносят также группы для родителей детей с ментальными особенностями. Многие там впервые открыто обсуждают проблемы взаимоотношений со своим ребёнком, делятся опытом, получают поддержку.

Шаг третий. Найдите мотивацию для ребёнка

Интерес к освоению навыков самообслуживания в быту естественно присутствует лишь у маленьких детей. До подросткового возраста вы можете рассчитывать, что ребёнок будет слушаться вас только потому, что вы его родитель. Но в дальнейшем при попытке его чему-то научить он, скорее всего, вас проигнорирует или даже пошлёт.

Здесь хорош пример сверстников или влияние внешнего авторитета (друг семьи, учитель, тренер). На короткое время мотиваторами могут выступать карманные деньги, желаемая покупка или развлечения, доступные после выполнения обязанностей по дому. Но если этим злоупотреблять, аппетиты ребёнка быстро вырастут, а ресурсы родителей истощатся.

В этом случае поможет практика социального тренерства. Молодые люди, столкнувшиеся с душевным расстройством и успешно справляющиеся с его последствиями, становятся социальными тренерами для своих ровесников или ребят помладше. Они помогают им осваивать навыки готовки, уборки, ухода за собой. Кроме того, параллельно они общаются и обсуждают важные вещи.

Шаг четвёртый. Не торопитесь и обучайте ребёнка постепенно

Чтобы ребёнок с ментальными особенностями освоил кажущийся нам простым навык, нужно разбить его на несколько более простых поднавыков.

Например, чтобы научить подростка самого совершать покупки в магазине, начните с похода в киоск. Отправляйтесь вместе с ребёнком и попросите его купить одну вещь. Он сам должен отдать продавцу деньги и спросить требуемое. Если есть проблемы со счётом, сначала вместе обсудите, сколько стоит предмет и сколько у него с собой денег. Пусть он самостоятельно купит то, что нужно.

Каждый шаг недостаточно выполнить всего один раз. Требуются закрепления и повторы.

Параллельно ребёнок будет ходить с вами в ближайший супермаркет. Сначала составьте список продуктов и вместе выберите их. Попросите ребёнка оплатить покупки, но оставайтесь рядом. Потом отправьте его одного за продуктами, но ждите у выхода. Следующий шаг - ждите его уже в машине или дома. Потом вы можете попробовать сходить в другой магазин и попросить ребёнка самостоятельно составить список покупок.

В каждом случае будут свои нюансы в зависимости от того, какие трудности возникнут. Но любое препятствие можно обойти, разбив его на более мелкие и простые задачи.

Первым симптомом ментальной неустойчивости чаще всего становится ухудшение способности сосредоточиваться. За этим следуют потеря памяти, головокружения, меланхолия, чрезмерная раздражительность, гиперчувствительность, суицидальные настроения и, в конце концов, то, чего боится большинство неврастеников, – безумие.

Неврастения – это невротическое состояние, которое характеризуется беспокойством, нарушением пищеварения и кровообращения. Она развивается незаметно и без предупреждения поражает миллионы людей. Неврастения представляет собой зловещую угрозу для здоровья и счастья, причиняя невыносимые страдания. Процесс развития этой болезни проходит по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, но обычно включает следующие стадии:

Все начинается с нехватки энергии и выносливости – «чувства усталости» или «ощущения, что тело налилось свинцом», – в результате чего каждое движение дается с трудом. Развиваются постоянная сонливость, затуманенность мышления и вялость всех систем организма, часто сопровождаемые ощущением сильного нервного напряжения, стресса и перегрузки.

Природная целительная сила, заключенная внутри каждого из нас, – это лучший врачеватель болезни.

Появляются предупреждающие признаки нервной диспепсии: отрыжка, метеоризм, повышенная кислотность желудка, изжога, запор, частые мочеиспускания, аутоинтоксикация (сильное отравление организма токсинами), желтушность. Дыхание становится поверхностным и затрудненным, учащается сердцебиение, возникает аритмия, слабеет зрение, снижается половое влечение, падает уровень ментальной устойчивости и концентрации. Больной страдает от головокружений, гиперчувствительности, раздражительности, невритов, болей различного происхождения и сонливости. Наблюдаются заметное увеличение или снижение веса (вследствие ослабленного метаболизма) и десятки других симптомов.

Крайняя нервозность часто приводит к прострации, ментальным расстройствам и временным потерям сознания. Следствием этого становится несбалансированное эмоциональное состояние, часто характеризующееся постоянным беспокойством и меланхолией. Развиваются серьезные расстройства функций организма и нарушения сознания. Появляются галлюцинации, за которыми следуют суицидальные настроения и, наконец, безумие.

По некоторым оценкам, у 95 процентов всего человечества нервная сила в большей или меньшей степени истощена. Взгляните, к примеру, на огромную армию курильщиков. Курение – разрушительная привычка, связанная с нервами. Большинство курильщиков постоянно испытывают нервозность и должны что-то сделать, чтобы успокоить свои истерзанные стрессами нервы. Никотин дает им ложное ощущение воодушевления, и они игнорируют предупреждения о том, что никотин – яд и что курение может вызывать рак легких. Курильщики настолько пристрастились к своему смертельному яду, что им очень трудно избавиться от этой привычки (см. «Смертельные факты о курении»). Такая же ситуация наблюдается с другими ядами, которые используются, чтобы подстегивать истощенные нервы, такими как чай, кофе, энергетические напитки, сахар, алкоголь и более сильные наркотические средства. Однако этим людям приходится столкнуться с действием закона компенсации. Ничего нельзя получить даром. Большинство зависимых людей в конце концов станут жертвами серьезного нервного расстройства. Как уже упоминалось, 50 процентов коек во всех больницах США заполнены людьми с нервными и ментальными расстройствами, которые сегодня вышли на первое место в списке проблем со здоровьем во всем мире.

Ментальное расстройство это

РЕЖИМ РАБОТЫ ЦЕНТРА:

Личный прием граждан директором

Прием граждан специалистами

8.00-17.00 – пон.- пятница

Отделение дневного пребывания

группа для детей дошкольного возраста

8.00 – 16.00 – пон.- пятница

группа для детей школьного возраста

9.00 – 12.00; 14..00 – пон.- пятница

группа «Мать и дитя» 9.00 – 12.00; 13..00 – пон.- пятница

Соц. отдел 8(3

Отдел кадров 8(3

Тюменская область, Нефтеюганский район, пгт.Пойковский,

Ментальные нарушения. Что это?

Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм.

Что должно насторожить родителя в ребенке? В первые дни жизни малыша - чрезмерный плач, проблемы со сном, гипертонус (слишком напряженные мыщцы) и гипотонус (слишком расслабленные) – все это поводы для тщательного обследования у врача и последующего наблюдения. Рассмотрим основные нарушения, характерные детям с ментальными нарушениями.

Коммуникативные нарушения. Ребенок не взаимодействует полноценно, не умеет обниматься и целоваться, не кивает головой, не может выражать свои эмоции, не смотрит в глаза, отводит взгляд, при этом может лучезарно улыбаться фотоаппарату. Такому ребенку нужна серьезная помощь. Тому, что другие дети впитывают из среды каждый день, дети с коммуникативными нарушениями должны долго учиться. Конечно, чем раньше начать обучение, тем скорее усвоится навык.

Двигательные нарушения. Если ребенок не прыгает, не может освоить ступеньки, если он несколько раскоординирован, обязательно обратите на это внимание. Существуют нормы двигательного развития, с которыми неплохо сверяться.

Сенсорные нарушения, т.е. дисфункция восприятия. Ребенок может чувствовать не так как мы, более обостренно (панически бояться громких звуков или прикосновения, может быть избирателен в еде, обостренно реагировать на запахи и т.д.). Реакция на раздражитель бывает бурной, и часто принимается родителям за капризы. На самом деле, обыденные для нас вещи могут доставлять ребенку настоящие страдания. Но с такими нарушениями успешно можно работать. Занятия сенсорной интеграцией помогают почувствовать свое тело, снизить дискомфорт от раздражающих факторов, и как следствие, не отвлекаться на неприятные ощущения, получая полезный опыт.

Самое сложное не обнаружить предпосылки ментальных проблем у ребенка, а согласиться с тем, что они есть и нужна помощь.

В нашем учреждении работает программа по комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с расстройствами аутистического спектра и других ментальных нарушений «Радуга дождя», цель которой создание индивидуального пространства, комфортного для ребенка с особенностями развития, адресное применение методов и приемов, направленных на расширение безопасного для ребенка пространства.

В рамках программы предусмотрена и помощь родителям, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями.

В обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимых для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях входят:

Коррекция понимания родителем проблем его ребенка;

Коррекция внутреннего психологического состояния родителя, в результате которого пребывание в ситуации неуспеха, связанной с недостаточностью ребенка, постепенно переходит в понимание возможностей ребенка, в радость «маленьких» успехов;

Переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

Коррекция личностных нарушений у родителей с особенностями развития;

Коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей с особенностями развития (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так в отношениях с социумом (скандальное поведение, агрессивное поведение, реакции протеста).

Уважаемые родители, не упускайте время в организации развивающей среды для вашего ребенка. Обращайтесь за квалифицированной помощью к специалистам, работающим в данном направлении.

Шизофрения

Шизофрения - лечение

Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Это связано с различными факторами: экология, стрессы, наследственность и т. д. Ведущую роль среди таких психических расстройств играет шизофрения. Это группа заболеваний, которые тяжело поддаются лечению и вызывают массу споров среди ведущих медиков мира.

В дословном переводе с древне–греческого, данный недуг именуется «раскалываю рассудок», а с латинского – преждевременное слабоумие. В настоящее время под этим термином подразумевается полиморфное расстройство личности, сопровождаемое параноидальным и фантастическим бредом, фундаментальными расстройствами восприятия, а также состояниями неадекватного либо сниженного аффекта.

Диагностируется эта патология в 80% случаев от всех ментальных заболеваний. Это связано с недостаточной изученностью, ведь шизофрения – это некое объединение массы симптомов. Такой диагноз ставят каждому с серьезными ментальными нарушениями, галлюцинациями, бредовыми идеями, неадекватными реакциями и т. д. В общем же, случается не более 4 – 6 случаев поражения на 1000 здоровых человек. Половая принадлежность для недуга значения не имеет. Единственное отличие – это возрастные рамки. Так, женщины обычно заболевают в более позднем возрасте, чем мужчины.

Ранее эта ментальная болезнь считалась неизлечимой. Но современные методики доказывают, что существует возможность полностью или частично избавиться от ее проявлений. Терапия имеет стойкий эффект. Лечению лучше поддаются представительницы женского пола и те, у кого симптоматика патологии появилась в позднем возрасте. Весомую роль в лечении играет помощь родственников. Доказано, что при активном содействии близких людей, вероятность выздоровления более высока.

Существует масса видов и подвидов недуга. Но в современной медицине обычно применяют 2 классификации. Так, по виду и интенсивности проявлений, выделяют 4 формы недуга:

  • Параноидная шизофрения. Выделяют 3 разновидности данной формы: галлюцинаторная, бредовая и смешанная. Для первой характерно появление различных видений. Они возникают на некоторое время либо полностью заполняют жизнь больного. Галлюцинации могут иметь различный характер: тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Ярким клиническим примером является случай, когда пациент видел космос и был уверен, что он – капитан ракеты. Бредовая форма отличается от классической паранойи отсутствием реальной причины к развитию идей больного. Все от проблемы до ее решения создается в голове и часто абсолютно никак логически не связано. Ярким примером бредовой идеи является уверенность в собственной гениальности или таланте. Таких больных видел каждый по телевизору в талант–шоу. При этом публика и жюри – участники заговора, призванного загубить выдающиеся возможности выступающего. Для смешанной формы параноидальной шизофрении характерно наличие бредовых идей, дополненных галлюцинациями.
  • Кататоническая. Болезнь проявляет себя нарушениями моторных функций. Пациенты впадают в состояние ступора либо характеризуются резким развитием состояния повышенного возбуждения. Первая категория практически не шевелятся и постоянно молчат. Для представителей второй группы характерны внезапные неадекватные поступки: резко закричали, побежали, начали агрессивно себя вести и т. д.
  • Гебефреническая. Это редкая форма заболевания. Для нее характерны патологии эмоционально–волевой сферы.
  • Простая. Недуг протекает без продуктивной симптоматики. Личность пациентов постепенно распадается, а психические функции обедняются.

Также, в ходе недавних исследований, выделили еще несколько нетипичных форм недуга:

  • Резидуальная шизофрения. Это хроническое течение заболевания. Диагноз ставят, когда после активной фазы остаются заторможенность, нарушения речи и социальная дезадаптация.
  • Недифференцированная. Присутствует типичная симптоматика, но она отличается от стандартных случаев. Такой диагноз ставят, когда доктор не может классифицировать болезнь.
  • Постшизофреническая депрессия. После завершения активной фазы недуга или излечения, пациент зацикливается на пережитых эпизодах, вспоминая их и переживая заново.

По особенностям течения выделяют еще 4 разновидности:

  • Непрерывная. Это распад личности с неуклонным прогрессированием. Выделяют 2 типа течения: типичное и злокачественное. Для последнего вида характерна высокая скорость развития. Так деградация происходит всего за 2 – 3 года.
  • Приступообразная. Для данной формы характерно переменное течение с периодами обострений и ремиссий.
  • Вялотекущая шизофрения. Течение заболевания медленное, а типичная симптоматика слабо выражена. Часто у больных наступают периоды просветления без профессионального лечения.
  • Смешанная. Характеризуется признаками сразу нескольких форм.

Данная патология является серьезным заболеванием. Оно практически не поддается лечению и приводит к полной социальной дезориентации личности. Человек теряет связь с окружающим миром, работу, друзей и семью, что часто приводит к голодной смерти либо суициду.

Учтите: шизофреники могут быть опасны для себя и окружающих. Если вы заметили признаки недуга у близкого человека – стоит срочно обратиться к доктору!

Причины шизофрении

Механизмы развития болезни еще достоверно не изучены. Но последние исследования позволили выявить ряд процессов, оказывающих влияние на формирование этого ментального расстройства при определенных условиях. К развитию признаков шизофрении у мужчин и женщин могут привести такие факторы:

  • Генетический. В большинстве случаев, виновником развития патологии является случайная мутация определенных элементов ДНК у родителей пациента.
  • Пренатальный период. Болезнь буквально закладывается в утробе матери. Повышенный риск ментального расстройства у рожденных весной и зимой, а также у тех, чьи матери болели во время беременности.
  • Социальный фактор. Риск развития недуга существенно повышается у людей, перенесших издевательства, одиночество и сильные психологические травмы в раннем возрасте.
  • Наследственность. Это еще одна причина шизофрении. Болезнь передается через поколение.
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками.
  • Бесконтрольный прием медикаментов. Доказано, что многие препараты способны вызвать это ментальное расстройство, если принимать их постоянно или сочетать с другими средствами.

В большинстве случаев, этимология болезни остается неизвестной.

Симптомы шизофрении

Выделяют такие признаки, имеющие диагностическую важность при подозрении на данное расстройство психики:

  • Галлюцинации. Чаще всего люди слышат голоса в голове, но возможны зрительные, тактильные, вкусовые и другие их разновидности.
  • Бредовые идеи. К примеру, больным часто кажется, что мысли в их голову кто–то вкладывает и достает.
  • Апатия – частый признак шизофрении у женщин.
  • Снижение концентрации внимания.
  • Безволие.
  • Постоянное молчание.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Отсутствие привычной мимики, слабое проявление эмоций.
  • Вспышки агрессии.
  • Избыточная и внезапная жестикуляция или бурное проявление эмоций.
  • Быстрый переход от патологического спокойствия до состояния бурной активности. Это яркий симптом шизофрении у мужчин и женщин.
  • Отсутствие собственного мнения. Многие пациенты копируют действия других.
  • Неспособность ощущать удовольствие.
  • Неправильный подбор одежды. К примеру, больной может запросто пройтись по городу в клоунском костюме и т. д.

Данные признаки заболевания условно разделяют на продуктивные (позитивные) и негативные. К первой группе относят бред и галлюцинации, а ко второй – все остальное. Обычно у пациентов присутствуют несколько симптомов. По одному признаку поставить точный диагноз невозможно. Ведь те же галлюцинации встречаются у 1,7 % здоровых граждан.

Диагностика шизофрении

Чтобы подтвердить наличие данной патологии проводят такие манипуляции:

  • Полный осмотр у доктора, сбор анамнеза.
  • Беседа с родственниками.
  • Проведение общего и биохимического анализов крови. Это необходимо, чтобы исключить другие болезни.
  • Беседа с пациентом, проведение теста на шизофрению.
  • Оценка симптомов по шкалам МКБ–10 и DSM.
  • МРТ общее и фМРТ. При заболевании наблюдаются некоторые изменения в функционировании головного мозга.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ). Это покажет активность головного мозга в состоянии покоя и при реакции на различные раздражители.

Постановка диагноза отличается своей сложностью и спорностью. Ведь большинство психических и поведенческих нарушений наблюдаются и при других патологиях.

Лечение шизофрении

Борьба с заболеванием предполагает комплексный подход:

  • Медикаментозное лечение.
  • Психотерапевтические методики.

Также ранее применялась электросудорожная (ЭСТ) и инсулинокоматозная терапии. Но последняя в наши дни запрещена, в виду отсутствия эффективности. ЭСТ назначают лишь при отсутствии реакции на стандартное лечение и наличии кататонических реакций у пациента.

Медикаментозное лечение шизофрении

Для борьбы с патологией применяют такие группы препаратов:

  • Нейролептики. Их назначают все реже, что связано с обилием побочных эффектов.
  • Атипичные нейролептики. Препараты принимаются 1 раз в сутки и имеют четкую направленность действия. Риск появления побочных реакций сведен к минимуму. Их назначают уже при первых симптомах шизофрении у женщин и мужчин. Среди препаратов наиболее распространен Рисперидон.

Ранее применяли сразу несколько препаратов из данных групп, сочетая их с седативными и антидепрессантами. Но последние исследования доказали пагубность такой терапии. Поэтому сейчас назначают прием лишь одного препарата. Комбинированное лечение допустимо лишь при отсутствии эффективности от моно терапии.

Психотерапевтическое лечение шизофрении

Пациентам назначают такие процедуры:

  • Когнитивно–поведенческая терапия. Лечение помогает восстановить социальную активность больного. Пациент учится жить со своим диагнозом. Такое лечение помогает снизить риск развития рецидивов.
  • Семейная терапия. Доказано, что признаки шизофрении, которые не опасны для пациента и общества, можно устранить при помощи сближения со своими близкими. Такие пациенты быстрее переходят на стадию ремиссии и редко становятся асоциальными или опасными для общественности.
  • Арт–терапия. Данная методика считается мало эффективной. Но она способна успокоить пациента, отвлечь его от бредовых идей.

Лечение этой болезни отличается своей сложностью. Редко удается побороть недуг полностью. В основном, терапия помогает вернуться к жизни в обществе и устранить продуктивную симптоматику.

Осложнения и профилактика шизофрении

Такой диагноз – уже является последствием отсутствия внимания к проблеме больного и корректной терапии. Осложнением могут выступать только изоляция и смерть пациента.

Предотвратить развитие заболевания самостоятельно невозможно, ведь механизмы его развития формируются вне зависимости от желаний человека. Но каждая мать может предпринять меры, чтобы не допустить развития опасной патологии у своего ребенка:

  • Заботьтесь о своем здоровье в период беременности, старайтесь избегать простудных заболеваний и вирусных инфекций.
  • Дарите детям максимум любви.
  • Сведите к минимуму психологические травмы ребенка – защищайте его.
  • Исключите из своего меню генно–модифицированные продукты и пищу с массой стабилизаторов, добавок.
  • Исключите вредные привычки.
  • Введите за правило: прием медикаментов только по предписанию врача.

Следуя таким простым правилам, вы сведете риск развития признаков шизофрении у вашего ребенка к минимуму. Заметив же опасные поведенческие реакции – не отворачивайтесь от него и обратитесь к доктору для проведения обследования.

Статью подготовила воспитатель Богатырева Татьяна Петровна

КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие детей с ментальными нарушениями посредством лепки.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует

этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было, что делать».

Коменский Я.А.

Проблема ранней коррекции детей с ментальными нарушениями чрезвычайно важна. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, на упорядочение поведения, контактности, развитию мелкой моторики, развитию «руки».

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Ученые доказали, что активизируя мелкую моторику рук ребенка, можно положительно повлиять на его воображение, логическое мышление, сенсорную память, графические и речевые способности. Кроме того, у ребенка нормализуется нервная система и развивается эстетическое мировосприятие.

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада, школы. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Самым важным и трудным этапом работы является научить детей изготавливать мелкие детали, отделять от целого куска теста равные по ширине кусочки.

Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие, медальоны, венки, подковки и т.д. Их особенно хорошо использовать в больших композициях – настенных панно или подсвечниках.

Приступая к очередной поделке, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Р азвитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Лепка оказывает влияние на мозговую активность. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, можно заложить прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

В группу «ментальная инвалидность» входит целый спектр нарушений умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и др. Эти заболевания могут сопровождаться потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Из-за проблем с трудоустройством и социальной стигматизации люди предпочитают не оформлять инвалидность по психическому заболеванию себе или родственнику до тех пор, пока это возможно. Поэтому клиенты Сбербанка с оформленной инвалидностью этой категории чаще всего имеют серьёзные поведенческие, коммуникативные, эмоциональные и/или интеллектуальные отличия. Вывести обобщённый портрет человека с ментальными нарушениями невозможно: это люди самых разных возрастов, из семей с разным уровнем дохода, с заболеваниями очень разной специфики.

Социальная интеграция

Не считая медицинского обслуживания, главная потребность людей с ментальной инвалидностью - это потребность в нормальной жизни: реализации права на образование, реабилитацию, отдых, занятость, реже - официальное трудоустройство. Порой для «нормальной жизни» необходимо сопровождение такого человека в большинстве жизненных ситуаций или даже «стационарозамещающие» услуги: сопровождаемое трудоустройство, совместное проживание, персональная бытовая, медицинская и психологическая помощь в течение всей жизни.

А им нужно - вот это очень важно - ровно то же самое, что и всем остальным. Надо учитывать их особенности: слепые люди не видят, глухие - не слышат, люди с ментальной инвалидностью - они разные очень, разной природы бывает это явление, но они тоже нуждаются в каких-то определённых, специфических элементах взаимодействия, ровно так же, как и с людьми глухими… Но! При этом они все люди. Вот это очень важно. И у них потребности те же самые.

Сейчас человек с психическим заболеванием чаще всего исключён из общества: заперт в психиатрической больнице или в квартире. Реабилитационные услуги для этой группы инвалидов в России до недавнего времени предоставляли только психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры, которым не доверяли многие опекуны, опасаясь, что их подопечного лишат дееспособности или «накачают нейролептиками». В качестве услуг, предоставляемых центрами социального обслуживания, респонденты также сомневаются.

- У нас появилось очень много взрослых запросов. Приходят те, кто занимался когда-то маленьким. Они ушли, там, в садик, в школу и потом вернулись: «Здравствуйте. Нам 18, там, или 25. Мы у вас были тогда-то». Я нахожу карту, там маленький ребёнок действительно, вот фото ещё тогда делали, а теперь это взрослый дядя. И непонятно вообще, куда его пристроить, что с ним делать. Он сидит дома, и даже те навыки, которые у него когда-то были, он теряет, потому что он сидит дома. <…>

Отдельная группа - это пожилые инвалиды с деменцией. Как правило, их не реабилитируют, а распределяют по отделениям «Милосердия». Многие старики с дементным синдромом содержатся в интернатах и психоневрологических диспансерах, остальные живут в городе, одни или в семьях. Одинокие старики в городе никакой помощи, кроме как от социального работника, не получают. Согласно данным экспертов, только в Москве 145 тысяч инвалидов I группы. Большинство - именно с ментальной инвалидностью, а среди них преобладают люди с различными формами деменции. Самая большая проблема семей со стариками-инвалидами (если не касаться личных конфликтов и «квартирного вопроса») - это отсутствие информации о социальной защите, о любой помощи, которую можно получить от государства. Геронтологов в России мало, центров, занимающихся реабилитацией пожилых, - тоже. В интернатах не хватает ни персонала, ни оборудования. Одна медсестра на палату - это обычная история: на одного сотрудника интерната ложится слишком большая нагрузка. По словам экспертов, ещё одна гигантская проблема в том, что не налажены межведомственные связи между медициной и социальными службами.

Вышел новый закон о соцобслуживании, согласно которому там много, много всего человек может получить, по идее. Но характер помощи заявительный. То есть, пока ты не попросил, тебе ничего не дадут. А чтоб попросить, надо знать, что просить. И очень разные эти… центры соцобслуживания населения. К сожалению, большинство из них пустует. Потому что они не знают, что делать. У них стоит, там, не знаю, массажное кресло, тренажёр, сидят три сотрудника. И пусто. Ничего не происходит. Если бы в каждом… если бы там была какая-то адекватная занятость налажена, было бы классно. Чтобы человек не ехал бы через всю Москву, как они едут к нам.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Сопровождаемая занятость и трудоустройство

Сопровождаемая занятость инвалида необходима в том числе для того, чтобы предоставить свободное время опекуну. Некоторые из них почти непрерывно находятся при своих взрослых подопечных. Так, программа Центра лечебной педагогики «Рабочий полдень» первоначально была разработана для детей-инвалидов, но в итоге появилась такая же программа для взрослых с ментальной инвалидностью.

Не знаю, пытаемся искать формы самостоятельного проживания, чтобы родители поняли, что, в общем, дети какую-то часть времени могут без них проводить. Ну, в основном это будут родители, которые впервые за 25 лет расстанутся со своим ребёнком хотя бы на два дня. Ну, в это, конечно, сложно поверить, что бывает. Но это такое. Да. Ну, например, вот есть семья, там мама живёт с дочкой вдвоём. И чтобы сходить в туалет, мама кладёт Риту. А Рита всё хватает, ну, вот всё, что есть, она хватает, покрутит, бросит. Просто изучает, что происходит. Вот. Она кладёт её на фитбол животом. Пока Рита с него встаёт, ну, пока она, там, выкарабкивается из этого неудобного положения, мама успевает сходить в туалет. <…>

А часть ребят такие тяжёлые. У них не получается обучение в колледже. То есть их можно было бы там формально держать. Но на самом деле как такового обучения не можем придумать. Это должна быть дневная занятость и очень длинный курс с целями именно такими, поставленными на самообслуживание, на улучшение качества жизни семьи в целом. Для того чтобы не только этот человек получал помощь, но и его семья, которая, в принципе, тоже инвалидизируется. Вот, там, ему 20 лет, соответственно, все эти 20 лет семья тоже в таком ущемлённом состоянии, что они не могут ни уехать в отпуск, там, ни куда-то пойти. Ну, вообще, выпали из жизни совершенно. Вот. Соответственно, должны быть придуманы сервисы какие-то, куда можно человеку приходить ежедневно, чтобы была рутина каждый день, там, ну, как мы на работу ходим, что-то такое происходило, да. И может быть, не пять раз в день, в неделю, а четыре. И у него там нормальные выходные. Чтоб был ритм

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Такие реабилитационные программы чаще всего работают в режиме лечебно-педагогических мастерских: мастерская Андрея Тевкина «Артель блаженных»; мастерская социально-творческой инклюзии «Сундук»; пространство для работы и пребывания психически больных людей в ПНИ № 16, организованное волонтёрами; «Особая керамика» на ВДНХ; проект «Наивно? Очень»; Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»; псковская благотворительная организация «Росток».

2. Распоряжение финансами

Из-за ограниченной дееспособности люди с ментальной инвалидностью, как правило, распоряжаются небольшими суммами денег и пользуются только самыми базовыми банковскими услугами и сервисами: снять деньги с карточки, оплатить мобильный телефон в банкомате, расплатиться карточкой за покупку в магазине. Не у всех есть представление о деньгах. По словам психиатра, трудоустроенные пациенты психоневрологического интерната забывают, что такое деньги или не знают, на что их потратить, забывают ПИН-коды, теряют карточки. В ходе короткого разговора пациент, живущий в ПНИ, рассказал, что потратил пенсию на подключение модема, чтобы играть в машинки, но к интернету так и не подключился. Ниже приведены выдержки из интервью с пациентами психоневрологического интерната с диагнозами «умственная отсталость» и «шизофрения».

Павел, пациент психоневрологического интерната

- А можете рассказать, что вы вообще делаете с карточками, кроме как снять деньги, положить деньги, есть ещё что-то?

- Нет, ничего больше…

- А мобильным банком пользуетесь?

- Нет, они и так знают, когда зарплату переводят. Когда в начале месяца нам квиточки выдают на зарплату, я уже знаю…

- Сберегательная книжка у вас есть?

- Есть, ну она ни к чему.

- Не пользуетесь?

- Нет.

- Ты сам открывал сберкнижку?

- Ну, я когда поступал [в интернат], у меня при себе была, паспорт, документы мои.

- А поступал когда?

- В 2005-м.

- То есть с того времени ты туда не обращался, в эту сберкнижку?

- Нет, а зачем? У меня пока нет нужд.

Дмитрий, пациент психоневрологического интерната

- Я пользуюсь через интернет. Тяжело переводить деньги на другой банк, например Банк Москвы, очень долго.

- И там с процентами?

- Нет. Я перевожу, и день даётся. Очень сложно. И связь прерывается. Большие суммы нельзя, только маленькие. Неудобно. А Банк Москвы - удобно. Я перевожу деньги на интернет, и это долго поступает, а Банк Москвы - быстро… Хотелось бы, чтобы Сбербанк сделал функции, оплачивать кино например, в Банке Москвы есть, а в Сбербанке нет.

- А скажите, что вы ещё оплачиваете? Кино, вы сказали.

- Кино, спортивные вещи, магазин онлайн «Ситилинк».

Владимир, пациент психоневрологического интерната

- Расскажите, пожалуйста, почему вы карточку не делали, почему пользуетесь сберегательной книжкой?

- Карточку мы не заводим только потому что… чтобы не забыть ПИН-код. Вот, собственно, и вся причина.

Игорь, пациент психоневрологического интерната

- Вы «Сбербанком онлайн» пользуетесь?

- Коммунальные. И то, коммунальные - я не знаю сейчас, как там сейчас с ними мать поступит. То ли их отключит, то ли не знаю. Потому что что-то плохо.

- Почему?

- То пришлют счёт больше, потом бегай, проверяй, потом пока добьёшься этого всего, они потом дадут бумажку, что мы у вас это удерживаем. Ну, то что у меня, там, 300 рублей за свет, они 150, там, вычитают…

- Вы обычно сами ходите в отделение или с мамой, с семьёй?

- В зависимости от ситуации. Когда как.

- И ходите в ближайший?

- А вы карточкой сбербанковской расплачиваетесь в магазинах?

- (Пауза.) Нет. У меня просто нет такой карточки. Ну, если б была карточка, которой можно было бы расплачиваться, - расплачивался бы. А так у меня нет такой карточки, если пойду работать, то у меня будет такая карточка, то буду расплачиваться.

3. Юридические проблемы

Люди с различными формами ментальной инвалидности часто становятся жертвами мошенников и недобросовестных опекунов. Человек, лишённый дееспособности, не может распоряжаться финансами и без помощи со стороны оказывается на улице или психоневрологическом интернате. В настоящее время проходит доработку законопроект об ограниченной дееспособности, который должен снизить риск злоупотреблений в отношении психических инвалидов.

Андрей Дружинин вот, известная же ситуация. Очень известный такой молодой человек, которого тётя… У него умерла мама. И его тётя (ему сейчас 35, что ли) выписала из квартиры. И, в итоге он остался без жилья собственного. И вот наша юридическая служба очень активно этим занималась. Собственно, из истории Андрея Дружинина родился проект ограниченной дееспособности, когда человек может принимать какие-то решения сам, какие-то - с помощью опекуна. И опекуном может быть не только человек, может быть несколько опекунов, которые распределяют обязанности.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Сейчас введены изменения в ГК, лицо может быть недееспособным вследствие психического расстройства. Это значит, что он может голосовать и так далее, но сделки может совершать только с согласия своего попечителя. За исключением того, что он свободен в расходовании собственных средств. Все сделки с согласия попечителя, но своими доходами он распоряжается сам. И это может быть ограничено судом, то есть здесь будет судебное решение. Или же суд может ограничить доходы, акции у него, там, были или ещё что-нибудь, а сам попечитель может разрешить снимать пенсию, а может и нет.

Павел Кантор, Елена Заблоцкис, юристы

4. Стереотипы

Стереотипы о людях с ментальной инвалидностью в основном сводятся к восприятию таких людей как опасных и непредсказуемых, либо наоборот - как «овощей», которые ничего не понимают и не чувствуют. Почти во всех интервью повторяется, что людям с психическими нарушениями отказывают в уважении, в праве быть обычным человеком.

Вот даже к совсем умственно отсталому человеку… глубоко умственно отсталому или глубоко аутичному, с тяжёлой формой аутизма, неправильно относиться как к маленькому, как к слабенькому какому-то такому, жалея… В основе должно быть уважение. И если в основе будет уважение, есть шанс - это не сто процентов, но есть шанс! - что мы можем создать для него условия полноценной жизни.

Игорь Шпицберг, МГАРДИ

Опять-таки при этих центрах соцобслуживания или в каких-то публичных местах должны быть популяризаторские лекции об отношении к другим людям. Потому что в народе никакой толерантности нет к этим пациентам. И все эти разговоры об инклюзивном образовании и программах - это филькина грамота. Люди просто не забирают альбомы выпускные, потому что там, в этих альбомах, на фотографии сидит такой вот олигофрен. Люди просто не берут себе эти альбомы - «Мы не хотим себе такое на память». Вот тебе и толерантность общества.

Наталья Жигарева, психиатр

В официальных учреждениях опекуны инвалидов постоянно сталкиваются с подозрением: «сейчас они будут что-то просить, выбивать себе какие-то преференции». О пренебрежительном отношении в интервью упоминается неоднократно.

Вот не далее мы с Юлией Игоревной были в Сбербанке, мы хотели открыть там счёт МГАРДИ, нас встретил начальник юридического отдела на Ленинском, 105, и вы знаете, прозвучала фраза… Мы не расслышали какой-то вопрос, он сказал: а, с чем? МГАРДИ? А, вы с инвалидами работаете, им можно не отвечать на вопросы. После этого мы из Сбербанка ушли. Вот настолько хамское отношение персонала…

Ева Стюарт, МГАРДИ

Почему я оформила доверенность на 10 лет? Ровно потому, что я не хочу трепать нервы себе и своему ребёнку - уже взрослой девушке, дееспособной, заметьте. Но мне вот эта демонстрация прилюдная… Это унижает человеческое достоинство! И ребёнка, и моё. И вот этого дискомфорта люди пытаются избежать. Именно поэтому к ним и не приходят.

Юлия Камал, МГАРДИ

Стереотипы легко находят почву для распространения, поскольку люди с ментальной инвалидностью исключены из обычной жизни, они редко учатся и работают вместе с обычными людьми. Популярной информации о людях с психическими особенностями мало, хотя в последние 10 лет в России её стало существенно больше благодаря деятельности родительских и благотворительных организаций.

Для того чтобы дети в школе начали нормально относиться к детям с инвалидностью, важно, во-первых, чтобы эти дети там были. Поэтому если мы делаем доступными только 15% отделений, то с чего бы эта толерантность была? Это первое. Второе: там должны быть специальные приспособления. Вот идёт обычный человек - раз! Подиум. Что это, зачем? Раз! Точечки. А ведь можно снять короткий ролик, крутить его во всех Сбербанках, что есть такая возможность, что Сбербанк установил такие вот кнопки, допустим, обучил сотрудников, что вы столкнётесь с доброжелательным, корректным приёмом. И этот ролик ведь можно не только у себя в Сбербанке пустить, это же можно ещё и по каналам крутить. Тогда люди об этом узнают. Мы же как их информировать можем? У нас в организации свой контингент, 2000 членов, но это только 2000, а в Москве миллион 200 тысяч инвалидов.

Игорь Шпицберг, Ева Стюарт, МГАРДИ