Трагичные последствия воспитания детей в семьях, где родители практиковали гомосексуальные отношения. Какими вырастают дети в однополых браках

Исследователь впервые представил научные данные, доказывающие, что разнополые родители лучше однополых.

Недавние исследования разнесли в пух и прах провокационный вопрос о воспитании детей однополыми родителями. В своей статье для Британского журнала "Education, Society & Behavioural Science" американский социолог Пол Саллинз (Paul Sullins) пришел к выводу, что «у детей с однополыми родителями эмоциональные проблемы увеличиваются более чем в два раза по сравнению с детьми, у которых родители - люди разного пола».

Саллинз уверенно заявляет: «Теперь уже нельзя будет сослаться на отсутствие исследования, которое бы доказало, что дети в разнополых семьях не имеют никаких преимуществ перед детьми гомосексуалов».

Это демонстративное опровержение гипотезы о «неотличимости» наверняка разворошит« осиное гнездо», поскольку сейчас Верховный суд США готовится предоставить аргументы «за» и «против» однополых браков. Критики не смогут проигнорировать исследование, поскольку оно основано на гораздо больших данных, чем все предыдущие: было опрошено 512 детей однополых родителей, взятых в базе данных Национального обзора здравоохранения США. В число эмоциональных проблем входит плохое поведение, беспокойство, депрессия, плохие отношения со сверстниками и неспособность сосредоточиться.

После обработки данных Саллинз обнаружил, что родители разного пола предоставляют детям лучшее окружение. «Воспитание биологическими родителями имеет уникальный характер и очень сильно влияет на отличие детей, воспитываемых гомосексуальными родителями, от тех, кто воспитывался гетеросексуалами», - пишет он.

Как подчеркивает ученый, это имеет невероятное значение для общественной политики. Модель щедрой любви и потакания капризам, представленная Элтоном Джоном и Дэвидом Фарнишем, имеющих детей от суррогатных матерей, не работает. В своей критике сторонников однополых браков Саллинз соглашается, что таким образом «основная польза брака для детей состоит не в том, чтобы дать им лучших родителей (более стабильных, финансово обеспеченных и прочее, хотя так обычно и получается) - брак дает им их собственных родителей».

Легализация и социальное признание гомосексуальных и лесбийских партнерств не уменьшит риск появления эмоциональных проблем. «Две формы семьи продолжат оказывать весьма разный, даже противоположный эффект на биологический компонент благосостояния ребенка, с относительным ущербом для детей в однополых семьях».

До недавнего времени все исследования воспитания детей гомосексуалами были весьма незначительными. При обзоре 49 работ в 2010 году один исследователь обнаружил, что в среднем при написании всех этих работ было опрошено всего 39 детей. Только четыре исследования полагались на ответы случайно отобранных респондентов, все остальные были выбраны по совету гомосексуальных и лесбийских групп. Для амбициозного исследования 2012 года, проведенного Марком Регнерусом (Mark Regnerus), сотрудником техасского университета в Остине, среди 2 988 случаев нашлось только 39 подростков, которые жили с однополой парой более трех лет.

Для исследователей это остается загадкой. Количество детей, воспитываемых однополыми парами, настолько мало - 0,005% американских семей с детьми - что возможность собрать их в случайном порядке аналогична поиску иголки в стоге сена. Поэтому данные, полученные от 512 детей, несмотря на то, что они также представляют собой относительно небольшое количество, позволяют считать исследование Саллинза большим вкладом.

Саллинз проверил, могут ли другие факторы объяснить разницу в эмоциональном благополучии детей.

Одним из таких факторов может быть нестабильность. Дети не процветают в нестабильном окружении. Однополые родители чаще, чем традиционные пары, снимают жилье, вместо того, чтобы иметь свои дома, что влечет за собой травмы от постоянных переездов на новое место. Это также может указывать на то, что родители менее устойчивы в своих взаимоотношениях. Психологическое расстройство родителей также связано с риском увеличения эмоциональных проблем у детей. Однако это не объясняет различия.

Самым распространенным объяснением плохих результатов в эмоциональном и поведенческом плане у детей из однополых семей является гомофобия. Сторонники однополого воспитания связывают плохое эмоциональное состояние с клеймом, навязываемым обществом. Они утверждают, что этим детям наносят урон тем, что их обзывают и издеваются над ними. Если бы их сверстники не были гомофобами, все было бы по-другому.

Однако Саллинз отверг это объяснение: «В противовес предположению, являющемуся основанием для этой гипотезы, можно поставить детей из семей гетеросексуалов, которых обижают и над которыми издеваются больше, чем над детьми однополых родителей».

Это звучит удивительно, однако в другой работе, опубликованной в прошлом году в Британском журнале медицины и медицинских исследований и основанной на тех же данных, Саллинз обнаружил, что дети однополых родителей имеют больший риск СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). А если у них проявлялся СДВГ, они в семь раз больше подвергались насмешкам из-за своей неспособности к межличностному общению. Другими словами, если дети из однополых семей испытывают больше издевательств, это происходит из-за недостатка навыков межличностного общения, а не из-за того, что их родители являются гомосексуалами.

Издевательства оказываются губительными, однако важно также понять почему это происходит: потому что сами дети отличаются от остальных, или потому что их родители не такие, как все.

Какие выводы следует сделать из исследования Саллинза? Нельзя утверждать, что все дети из однополых семей имеют эмоциональные проблемы. Саллинз делает на этом большой акцент: «Большинство детей из большинства семей достигают уровня психологического функционирования, который не характеризуется серьезными эмоциональными проблемами». Однако, даже если большинство детей в порядке, в традиционных семьях с биологическими родителями их число намного больше.

Заключительный вывод Саллинза о дальнейших исследованиях открывает глаза на эту проблему. В СМИ и судах высококлассные исследования представлены в малом количестве. Как насчет исследования девочек, растущих без отцов, и мальчиков, растущих без матерей? Влияет ли однополое воспитание на маленьких детей как-то по-другому, чем на подростков? Является ли положение приемных детей лучше положения детей, рожденных посредством экстракорпорального оплодотворения или от суррогатной матери?

Это очевидные вопросы, но кто наберется смелости их задать?

Пол Саллинз, должно быть, крепкий парень. Когда Марк Регнерус начал критику гипотезы «неотличимости», его карьеру практически разрушили тролли, которые разбили в пух и прах его данные, усомнились в компетенции и разрушили репутацию. Как профессор католического университета Америки и женатый католический священник с тремя детьми, Саллинзу нужно быть готовым пройти все 15 раундов.

Новое тысячелетие вносит свои коррективы, в том числе и в сознание людей. То, что буквально 50 лет назад казалось совершенно невозможным, сегодня происходит повсеместно. Мы говорим с вами об однополых браках, а точнее о повальной легализации этого явления по всему миру.

На волне всеобщей толерантности 22 страны мира, в числе которых США, Нидерланды, Великобритания, Япония, Канада, Швеция, Германия, Франция и многие другие, на государственном уровне приняли закон, разрешающий регистрировать брак между лицами одного пола.

В нашем государстве, да и в других странах СНГ, однополые браки не признаются, и вряд ли этот вопрос будет когда-нибудь подниматься. Здесь все очевидно, Россия – православное государство, с многовековыми устоями и традициями, где имеется четкое представление о том, что семья – это союз, заключенный между мужчиной и женщиной. Тем не менее, жители нашей страны, имеющие нетрадиционную ориентацию, имеют возможность заключить однополый брак на территории другого государства. В настоящее время такую возможность предоставляют Канада и США, Португалия и Дания, Аргентина и ЮАР. Правда, у себя на родине, в Российской Федерации, такой брак юридических прав иметь не будет.

Не станем слишком акцентироваться свое внимание на данной проблеме, во-первых, потому, что к жителям нашей страны она имеет косвенное отношение, а во-вторых, потому что любой взрослый человек имеет право самостоятельно решать как и с кем строить свою личную жизнь.

Другое дело, что даже в тех странах, где «радужным» семейным парам предоставляют широкие права, вопрос о возможности заводить или усыновлять детей рассматривается отдельной строкой, и отнюдь не во всех странах нетрадиционные пары получают на это одобрение.

Тем не менее, со страниц глянцевых журналов на нас смотрит певец Элтон Джон, который со своим любимым человеком, Дэвидом Фернишем, катает в коляске общего малыша, а в СМИ активно обсуждается заявление актрисы Синтии Никсон, которая вместе со своей подругой, Кристин Маринони, объявляет о скором появлении на свет третьего общего ребенка. И нас в данном контексте волнует один деликатный вопрос, а именно, какими станут дети, выросшие в однополых браках?

Пока одни обрушивают гневные тирады, глядя на такие пары, другие уверены – право на счастье стать родителем должен иметь каждый, вне зависимости от сексуальной ориентации. Тем более, если это вполне успешный, реализовавшийся в жизни человек.

Две полярные статистики

Рассматриваемая нами проблема не нова и обозначилась отнюдь не вчера. Жаркие споры вокруг детей, растущих в семьях геев или лесбиянок, развернулись в 2012 году, когда профессор Техасского университета (США) Марк Регнерус опубликовал результаты своего исследования, которое СМИ всего мира назвали «шокирующим». К каким же выводам пришел Регнерус? Взглянем на данный вопрос с его позиции.


Исследование Марка Регнеруса

В исследовании на тему «Как отличаются дети, родители которых имеют однополые отношения», приняло участие более 3 000 юношей, девушек и вполне взрослых людей, выросших в семье с двумя отцами или двумя мамами. Опрос этой группы респондентов позволил сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень венерических заболеваний. По данным исследования, 25% воспитанников гомосексуальных родителей хотя бы раз в жизни сталкивались с венерическими заболеваниями. В то же время их сверстники из благополучных гетеросексуальных семей сталкивались с подобными заболеваниями лишь в 8% случаев.

2. Неспособность хранить супружескую верность. А здесь выясняется и причина частых венерических заболеваний. Главной среди них Регнерус называет тот факт, что однополые родители таких детей в 40% случаях отличались неверностью по отношению к своим партнерам (в нынешних или в прошлых отношениях). А глядя на родителей, с подобным отношением к браку вырастают и их дети.

3. Психологические проблемы. Исследование показало, что 24% детей, которых воспитывали в семье геев или лесбиянок, хотя бы раз задумывались о самоубийстве. В то же время в традиционных семьях процент детей, планировавших покончить жизнь самоубийством, составляет 5%. Более того, воспитанники однополых родителей чаще прибегают к помощи психотерапевтов – 18%, в сравнении с 8% подобных обращений у детей с разнополыми родителями.

Здесь нечему удивляться, ведь среди тех же 3 000 опрошенных респондентов 25% признались, что в детстве им приходилось сталкиваться с принуждением к сексуальным контактам (в том числе и со стороны собственных родителей). В семьях с гетеросексуальными родителями о сексуальных домогательствах сообщали лишь 8% детей.

4. Социальная и экономическая беспомощность. Марк Регнерус приводит и такую статистику. Более 28% молодых людей, выросших в гомосексуальном браке, получают пособие по безработице, а все потому, что в процессе трудоустройства сталкивались со скрытой дискриминацией со стороны работодателей или не могли найти общего языка с коллегами.

5. Расстройство сексуальной самоидентификации. Заканчивает свое исследование американский профессор настоящей «бомбой», приводя такой безапелляционный факт. Лишь 65% детей, выросших в семье геев или лесбиянок, считают себя полностью гетеросексуальными. Остальные 35% либо еще не определились со своей ориентацией, либо считают себя гомосексуальными, беря пример с родителей. Дети же, которые выросли с обычным папой и обычной мамой, в 92% случаев считают себя гетеросексуальными.

Стоит ли удивляться тому, что результаты исследований вызвали бурю негодования среди представителей нетрадиционной сексуальной ориентации? Справедливости ради скажем, что у представителей ЛГБТ-сообщества есть повод для возмущения.

Дело в том, что Американская Академия Педиатрии еще в 2005 году провела собственное исследование, призванное оценить здоровье и благополучие детей, растущих в однополых браках в сравнении с детишками из традиционных семей. Что характерно, исследование показало, что и те и другие дети практически не имеют различий в стиле воспитания.

Более того, у детей, которые выросли в «радужных» семьях нет метаний относительно собственной половой ориентации и в осознании своей гендерной роли. Наверное, происходит это потому, что в семьях, отцов-геев и матерей-лесбиянок, родители более откровенно разговаривают с детьми об интимных аспектах жизни, а дети чаще откровенничают с родителями, обсуждая свои интимные переживания.


Исследование однополых семей в Германии

А ведь имеется еще одно крупное исследование, проводимое Баварским государственным университетом в 2006–2009 годах. Его результаты также существенно отличаются от исследования Марка Регнеруса и заслуживают не меньшего внимания. Исследование проводили три различных эксперта, проанкетировав при этом более 1000 родителей, проживающих в браке с партнером того же пола, а также более 700 детей, которые выросли в «радужной» семье.

Более того, было проанкетировано 29 специалистов: воспитателей, преподавателей, юристов, психологов, работников по делам молодежи, а также других лиц, которые в силу своей профессии постоянно сталкиваются с гомосексуальными семьями и контактируют с детьми, растущими в таких семьях. Получилось, что проводимое исследование стало самым крупным исследованием в области однополых семей. Каковы же его результаты?

Статистические данные

Всего на 2008 год в Германии насчитывалось 68 400 однополых пар, среди которых 35% женских и 65% мужских. При этом 89% подобных пар не имеют детей.

Если же говорить о парах с детьми, то 93% детишек проживают в семьях с однополыми матерями, и лишь 7% детей с однополыми отцами. При этом в 70% случаев пара имеет лишь одного ребенка, в 27% случаев двоих, и лишь в 3% случаев – троих и более детей.

Что немаловажно, лишь 48% детей, растущих в гомосексуальных семьях – это дети которые появились у однополых партнеров, зарегистрировавших свои отношения. В 44% случаях с гомосексуальными родителями проживают дети от предыдущих гетеросексуальных браков одного из родителей. И всего 8% составляют усыновленные детишки, или дети, живущие на правах воспитанников.

Однако нам более интересно то, как развиваются дети в нетрадиционных семьях и с какими проблемами сталкиваются.

Чем отличаются методы воспитания детей в гомосексуальных семьях?

Исследователи выяснили, что в родительской компетентности однополые папы и мамы ничем не ступают традиционным парам. Говорится даже, что родители из «радужных» семей общаются со своими детьми мягче и деликатнее, стараясь избегать конфликтов и недопонимания. Микроклимат в таких семьях характеризуется как благоприятный, в котором можно поговорить на любые темы.

При этом в гомосексуальных семьях более демократичное и более справедливое распределение ролей. Это касается и финансового обеспечения семьи и ведения домашнего хозяйства. Здесь реже встречается подчинение жестким принципам гендерных ролей.

Воспитанием ребенка в равной степени заняты и оба отца, и обе матери. Не существует какого-либо распределения по обеспечению ребенка, по сопровождению его в школу или к врачу. Если же ребенок увлечен определенным видом спорта или творчеством, зачастую, он занимается им с одним из родителей, тем, который более увлечен данным видом деятельности. При этом однополые родители стараются, чтобы ребенок в равной степени контактировал, и с одним, и с другим родителем. К слову, традиционных семьях этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.

После волны законов об однополых браках, прокатившейся по Европе и США, гомосексуальные семьи перешли к следующей стадии отношений - рождению детей. Со страниц западного глянца нам улыбаются Элтон Джон и Дэвид Ферниш, качающие очаровательного сына в коляске. Актриса Синтия Никсон и ее подруга Кристин Маринони объявляют о рождении общего малыша - третьего по счету ребенка в их лесбийской семье. Симпатизирующий однополым парам певец Филипп Киркоров представляет миру малышку Аллу-Викторию, выношенную суррогатной матерью. Однако в России поворачивают вспять не только реки, но и мировые тенденции: в начале весны губернатор Петербурга подписал закон, запрещающий «пропаганду несовершеннолетним идеи, что гомосексуализм и педофилия нормальны», запросто уравняв два ничем не связанных понятия. По данным предвыборной статистики, 80 % отечественного электората поддерживают решение г-на Полтавченко. Но 20 % граждан все же уверены, что право на счастье стать родителем имеет каждый. Тем более если он или она - успешные люди с хорошим здоровьем и профессией.

Однако раскол мнений - это одно, а расколотые жизни - совсем другое. Кто на самом деле вправе решать, почему одни могут быть родителями, а другие - нет? Пока россияне примеряют на себя роль судей, в США дети первых открытых гомосексуальных семей заканчивают школы и даже университеты. Вопреки опасениям пессимистов, процент геев и лесбиянок среди них ничуть не выше, чем в любом обществе. От сверстников их отличает лишь более терпимое отношение к поведению окружающих. С другой стороны, воспитание детей гомосексуалистами не лишено сложностей. Хотя бы потому, что к таким семьям приковано всеобщее внимание.

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Когда я взялась за изучение темы однополых семей, то, сама того не желая, повела себя бестактно. И вовсе не по причине гомофобии - давно усвоила, что сексуальная ориентация не делит людей на «хороших» и «плохих». Просто эта табуированная сфера обросла самыми странными мифами.

Встретившись с одной из героинь (назову ее Ирой), я задала ей, как мне казалось, вполне корректный вопрос: «Каким способом женские однополые семьи предпочитают заводить ребенка?» Почему-то я пребывала в убеждении, что обычно лесбийские пары находят близкого мужчину, готового стать отцом общих детей. Однако Ира вежливо улыбнулась и предложила объяснить на примере: «Представьте, что вы с партнером - любящая гетеросексуальная пара, давно живущая вместе. У вас нет детей, но вы их очень хотите. Допустим, что проблема в мужчине. И вы, поразмыслив, решаете пригласить друга семьи, который захочет помочь вам. Ну и как вам такая идея?» Воображение тут же нарисовало, как печальный супруг покидает квартиру, оставляя меня наедине со своим приятелем ради продолжения рода. «Вот-вот, - закивала Ира. - Вообразить, что твоя половина будет заниматься сексом с кем-то «близким», невозможно ни в гомо-, ни в гетеросексуальных отношениях. Потому что два человека любят друг друга и именно поэтому хотят общих детей».

По словам Иры, у женщины в однополом союзе нет другого выхода, кроме как воспользоваться услугами анонимного донора. Более того, лесбийским парам наука позволяет быть биологическими матерями одного ребенка. В США существует процедура Partner Assisted Reproduction («Воспроизводство в партнерстве»), в процессе которой яйцеклетку одной женщины оплодотворяют вне ее тела и подсаживают партнерше, которая и вынашивает ребенка. Получается, что жизнь малышу дают обе женщины. Правда, медицинские риски такой процедуры довольно высоки, поэтому многие просто заводят двух малышей - каждая своего. «Мы изначально решили, что рожать будем обе, - продолжает рассказ Ира. - Очередность в нашем случае просто зависит от удобства ухода в декрет и отчасти готовности».

Но вот вопрос, заменят ли две матери отца или два отца - мать, остается для многих пар открытым. По словам семейного и супружеского психотерапевта Инги Адмиральской, некоторые женские однополые пары считают, что ребенок должен знать своего папу, а кто-то, наоборот, опасается делить родительские права. «Да, участие мужчины в воспитании дочери, а тем более сына, очень важно, но что если отец решит добиться опеки или попросту отобрать ребенка?» - переживала одна из моих собеседниц.

Не менее сильно проблема поиска матери для детей волнует мужские пары. Ведь мать для малыша - это весь мир, и заменить ее в жизни ребенка невозможно. Именно поэтому они не спешат прибегать к, казалось бы, очевидному выходу - услугам суррогатной матери. Но случаются и довольно странные исключения.

Полтора года назад один из столичных загсов выдал уникальное свидетельство о рождении - в графе «мать» стоял прочерк. Малыш появился на свет посредством суррогатного материнства, его отец решился завести ребенка «для себя». Сотрудницы загса скрыли от общественности имя счастливого папаши, но его поступок вдохновил семью моего приятеля, родители которого потребовали зачать внука тем же способом. С тем, что их сын Виталик - гей, они так и не смирились, а их крупному бизнесу во что бы то ни стало требовался наследник. С целью производства здорового потомства Виталику выписали женщину из Украины, готовую выносить плод. Но отцом молодой человек так и не стал. Вместо этого он попал в клинику с нервным срывом.

Более разумным многие мужские пары считают иной путь - стать донорами для женской пары и принимать участие в воспитании малыша, живущего с мамами. Ну а дальше начинаются страхи и сомнения, свойственные всем родителям без исключения: «Будет ли здоровеньким? На кого будет похож?» Хотя после рождения наследника у однополых пар появятся новые проблемы: как объяснить ребенку нестандартную семью, а потом научить с этим жить?

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Обсуждая вопрос о детях со своими гомосексуальными знакомыми, я часто слышу одно и то же сравнение: «Лучше родиться в однополой семье и учиться в Оксфорде, чем родиться в обычной семье алкоголиков». Собеседники все время ссылались на исследование лесбийских семей США, показавшее, что дети, выросшие в однополых семьях, более успешны в жизни. Однако проводить подобные аналогии, на мой взгляд, странно. Ведь далеко не все гомосексуальные родители гарантируют чаду Оксфорд и не все гетеросексуальные страдают алкоголизмом. Гораздо более реалистична ситуация, когда ребенок однополой пары попадает в районный детский сад или школу, где может столкнуться с неадекватной реакцией окружающих. Приводя малыша в мир, такие родители изначально берут на себя ответственность за то, что ему придется нелегко.

«Для ребенка дошкольного возраста естественно и нормально слышать, что его родители (две мамы или два папы) очень любят его, - объясняет Инга Адмиральская. - Но сам малыш не различает, о чем можно говорить открыто, а о чем нельзя». Довольно часто дети, сами того не желая, выставляют все семейные нюансы на суд воспитательниц. «Одна мама у меня строгая, а другая - добрая, поэтому я зову ее, когда хочу шоколадку», - рассказала как-то пятилетняя Сашенька в детском саду. Нянечка весьма удивилась. «Когда я кричу «мама», какая из двух мне нужна, мамы узнают по голосу», - продолжила малышка. Чтобы избежать лишних вопросов, некоторые помещают ребенка в частные сады или нанимают няню, но, по мнению Инги Адмиральской, всю жизнь бегать и прятаться от общества все равно не получится.

София, мама трехлетней Наташи, не скрывает факта, что у Наташи есть вторая мама: «За три года с рождения дочери я ни разу не столкнулась с негативным отношением, - объясняет она. - Участковые врачи, да и мамы на площадках - не ханжи и не монстры». А вот другой семье повезло меньше: в одном из спальных районов, где изгоем объявляют и за меньшее (например, за иную манеру одеваться), мамы устроили пикет, чтобы удалить из садика «странного» ребенка.

Многие однополые родители переживают, что их семья может подвергнуться гонениям. Сознание этого заставляет матерей испытывать самый сильный страх на свете - страх потерять ребенка. И рано или поздно женщине приходится принять решение: скрываться, бороться или уехать. Как утверждают психологи, хуже всего скрываться, ведь неправда разрушает семью скорее, чем любые органы опеки.

ЗДРАВСТВУЙ, ПАПА

Однажды приятель моей подруги Кати решил, что их отношения зашли достаточно далеко, и пригласил ее к себе в гости. В комнате Катю ждало шампанское, салат из креветок и пирожные, но выйти в ванную, чтобы вымыть руки перед едой, поклонник ей не позволил: «Тс-с-с, папа дома», - объяснил он. Позже она узнала, что папа Кирилла - известный профессор. Десять лет назад он развелся с женой и с тех пор живет с сыном. Когда Кириллу исполнилось двадцать, молодой человек стал догадываться о причинах развода родителей: папа не любил женщин. Впрочем, мужчинами уважаемый ученый тоже открыто не увлекался. Когда Катя спросила Кирилла, почему тот избегает отца (вероятно, из-за папиной ориентации), тот усмехнулся и ответил: «Больше всего меня тяготят темные коридоры и его угрюмый вид».

По мнению психолога Светланы Тихомировой, конфликт, происходящий внутри человека, более опасен, чем конфликт с окружающими: «За годы работы с проблемами гомосексуальных пациентов я поняла, что все они совершенно разные люди. Да, кто-то из них носит серьги, а кто-то каждый день вкалывает в литейном цехе. И всем бывает одинаково сложно полюбить и принять себя». Восприятие себя как фрика, боязнь осуждения давит куда сильнее, чем запрет гей-парадов. А если в конфликте вовремя не разобраться, то он будет давить и на детей. Кстати, при первой же возможности Кирилл снял квартиру и переехал. Но с папой по-прежнему созванивается: «Отец все-таки».

«Считаю, что дети любят родителей всегда, как и родители -­­ детей, а жить вместе многим некомфортно и в традиционных семьях», - прокомментировала ситуацию моя коллега Валерия. Однако решиться и откровенно рассказать ребенку, какие именно отношения связывают его однополых родителей, очень непросто. Одна пара тянула до тех пор, пока четырнадцатилетний сын не заявил им: «Вы ночуете в одной постели и при этом утверждаете, что всего лишь друзья? А можно я так же буду дружить с одноклассниками?»

«Объяснить все стоит не раньше, чем ребенок достигнет подросткового возраста, - считает Инга Адмиральская. - Но избегать разговора и убеждать, что мамы - всего лишь подружки-соседки, просто опасно. Ребенок будет разрываться между тем, что ощущает, и тем, что ему говорят, а следовательно, все меньше доверять родителям».

Осудит ли он их, узнав правду? Все возможно. Например, одна американка засудила маму с папой за то, что они произвели ее на свет не такой красивой, как голливудская актриса. Другая девушка обвинила родителей в том, что ее зачали без ее согласия. Но разве подобные примеры мешают большинству родителей и детей жить в согласии? И что еще важнее, любить друг друга.

Усыновление и воспитание детей в однополых парах регламентируется законами некоторых стран мира. Социологические исследования показывают, что такие пары намного чаще разнополых пар выражают желание усыновлять и воспитывать детей-инвалидов, инфицированных ВИЧ или «трудных» (неблагополучных) детей старшего возраста. В результате многолетних научных изысканий также выявлено, что дети в таких семьях не становятся гомосексуальными чаще, чем в разнополых, а также то, что они демонстрируют не менее высокие показатели социальной адаптации, успеваемости и общего развития, чем их сверстники от разнополых браков. Несмотря на это, оппоненты подобной практики усыновления и воспитания утверждают, что благополучие ребенка в таких союзах находится под угрозой, так как, по их мнению, существует связь между гомосексуальностью и педофилией, а также из-за того, что в таких семьях отсутствует ролевая модель противоположного пола.

Активистами правозащитного ЛГБТ-движения во многих странах мира вопрос об усыновлении и воспитании в однополых семьях ставится по важности на один уровень с вопросом о легализации однополых браков. Неоднозначность этого вопроса обычно выражается в сомнениях о том, существуют ли какие-либо негативные последствия для развития ребенка, воспитанного в однополой паре. В частности, это вопросы о расстройствах гендерной идентичности, склонности к какой-либо определённой сексуальной ориентации или об общем благополучии таких детей.

Например, в обзоре публикаций, проведённом консервативной христианской организацией под названием «Family Research Council», утверждается, что существует связь между мужской гомосексуальностью и педофилией и что по этой причине опасения относительно угроз нормальному воспитанию детей в однополых парах в целом оправданы.

Однако, это утверждение не подтверждается выводами отчёта «Американского объединения за гражданские свободы» (American Civil Liberties Union, сокр. ACLU), в которых говорится, что большое количество опубликованных социологических исследований установило вероятность «сравнительной нормальности» детей, выросших в однополом окружении. При сравнении таких детей с детьми разнополых родителей не обнаружено различий в «степени популярности, социальной адаптированности, гендерной поведенческой роли, гендерной идентичности, сообразительности, самопринятии, в эмоциональных проблемах, интересе к браку и воспитанию, в самоконтроле, моральном развитии, независимости, функциях эго, объективных отношениях или самооценке».

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов полагает, что «педофилия в очень многих случаях напрямую связана с гомосексуализмом». Но при этом «такие исследования нигде не публикуются, их сложно найти — то же самое педофильское лобби мешает их доступности для широкого круга читателей». Астахов, который является также членом Международного Фонда защиты от дискриминации, разработал двустороннее соглашение об усыновлении между США и Россией, подписанное главой МИД РФ и Госсекретарём США 13 июля 2010 года, которое исключает возможность усыновления российских детей американскими однополыми парами.

Американская психологическая ассоциация поддержала усыновление и воспитание детей в однополых парах своими официальными заявлениями от 2004 года. Американская медицинская ассоциация выпустила аналогичное заявление, поддерживающее практику усыновления детей однополыми парами, а также призывающее своих членов бороться за устранение неравенства в сфере здравоохранения для таких детей.

В 2007 году социологами Амстердамского университета было проведено исследование 100 гетеросексуальных и 100 лесбийских пар, в которых дети 4-8 лет воспитывались с самого рождения. Количество мальчиков и девочек в исследуемых группах было примерно одинаковым. В результате исследования оказалось, что обнаружить разницу между уровнем благополучия детей в этих семьях не удается. Полученные данные согласуются с проведенными ранее американскими исследованиями.

К аналогичным выводам по итогам исследований пришло министерство юстиции Германии.

В 2009 году опубликовано исследование университетов Арлингтона и Восточной Калифорнии, которое показало что сексуальные предпочтения родителей не имеют никакого влияния на развитие эмоциональных проблем у усыновлённых детей.

Некоторые оппоненты усыновления в однополых парах задаются вопросом, сможет ли такое окружение предоставить ребёнку адекватные гендерные роли. Суть подобных возражений сводится к тому, что без мужской или женской ролевой модели дети не смогут правильно развиться и воплотить эти роли в своих будущих гетеросексуальных отношениях.

Согласно противоположным мнениям, представления о ролевых моделях ребёнок может найти:
На примере взаимоотношений других людей;
На уроках сексуального просвещения в школах;
В произведениях культуры и искусства.

Исследование, проведённое группой учёных из США, установило что дети росшие в семье с двумя матерями ведут себя согласно стереотипным половым ролям. Среди таких детей наблюдается лишь некоторая размытость в игровых предпочтениях (по типу «куклы против автомобилей»), а также в стереотипных гендерных представлениях о карьерных стремлениях.

Среди специалистов достигнут консенсус о том, что семейное окружение, состоящее из одного родителя, сказывается на ребенке хуже, чем семья, состоящая из двух. Развитие этого тезиса используется многими группами, противодействующими усыновлению в однополых семьях. Например, д-р Джеймс Добсон (James Dobson), основатель консервативной организации «Focus on the Family», защищающей традиционные семейные ценности, ссылается на существование «сотен, если не тысяч, статей и исследований, демонстрирующих, что дети лучше всего себя чувствуют в семье с матерью и отцом, показывающим им ролевые модели и преданность друг другу». Соответствующий довод о том, что однополая семья для ребенка непригодна, основывается на предположении, что дети с одним родителем страдают из-за отсутствия одной ролевой модели, тогда как причина, по мнению ACLU, на самом деле может заключаться в дефиците родительской заботы и недостатке внимания, что наблюдается в семье с одним родителем. В отчёте ACLU выражается мнение, что неясно, каким образом исследования семей с одним родителем связаны в этом свете с предположениями о качестве воспитания в однополой паре с двумя родителями.

Другим доводом против воспитания детей в однополых парах является сомнение, не станут ли дети копировать сексуальную ориентацию родителей и не будут ли они более подвержены гендерной дисфории, чем остальные. Результаты исследований близнецов позволяют сделать предположение, что на формирование ориентации влияет совокупность неких биологических факторов и факторов окружающей среды, хотя на данный момент среди специалистов отсутствует консенсус по поводу того, каковы конкретно эти факторы.

Среди людей, которые в сознательном возрасте идентифицируют себя как гомосексуалы, подавляющее большинство воспитано разнополыми родителями. В результатах ряда опубликованных научных исследований, сравнивающих детей, которых воспитывали две матери, с детьми, выращенными матерью и отцом, не обнаружено связи между типом семьи и возникновением у детей впоследствии гомосексуальной ориентации.[

Многие активисты, выступающие за право однополых пар усыновлять и воспитывать детей, отмечают, что существует дефицит приёмных родителей для определённых категорий детей. В то время как приёмные родители предпочитают усыновлять грудных детей, другие дети более старшего возраста, с инвалидностью, ВИЧ-инфицированные или дети из категории «трудных», могут из года в год кочевать по разным приютам, оставаясь сиротами. Согласно данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, «около 30 % детей в приютах имеют серьёзные эмоциональные, поведенческие проблемы или трудности в развитии». Исследование, проведённое Институтом Уильямса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показало, что однополые пары намного чаще гетеросексуалов выражают намерение усыновлять детей более старшего возраста, инвалидов, страдающих различными заболеваниями или других детей, с усыновлением которых возникают трудности. По оценкам исследователей, запрет на усыновление таких детей однополыми парами может принести США убытки в размере от 87 до 130 млн долл. ежегодно.

Равные права с гетеросексуальными парами при усыновлении детей, в том числе и право усыновлять ребёнка «со стороны», имеют однополые пары, состоящие в браке или в другой форме партнёрства, в следующих государствах:
Андорра (2005)
Аргентина (2010)
Бельгия (2006)
Бразилия (2010)
Великобритания
Гуам
Дания (2010)
Израиль (2008)
Исландия (2006)
Испания (2005)
Нидерланды (2001)
Норвегия (2009)
Уругвай (2009)
Швеция (2002)
ЮАР (2002)

В ряде государств один из партнёров (состоящих в браке или гражданском партнёрстве) имеет право усыновить биологического ребёнка своего партнёра:
Германия (2005)
Гренландия (2009)
Финляндия (2009)
Кроме того, усыновление детей однополыми парами возможно в некоторых штатах США, в некоторых провинциях и территориях Канады и Австралии (см. ниже), а также в столице Мексики — городе Мехико

В январе 2008 года Европейский суд по правам человека постановил, что гомосексуальность не может быть причиной отказа в усыновлении. Все страны — члены Совета Европы обязаны подчиниться этому решению. Таким образом, в этих странах отдельные граждане вне зависимости от их ориентации, одинокие или сожительствующие с партнёром, могут подавать запрос на усыновление.

Германия

С 1 января 2005 года гомосексуальные пары, состоящие в зарегистрированном гражданском партнёрстве, получили ограниченное право на усыновление: один из партнеров может усыновить ребёнка своего партнера, однако только в том случае, если между ребенком и первым родителем существует кровное родство (§ 9 LPartG). Однако, пара, состоящая в гражданском партнёрстве, по-прежнему, не имеет права усыновить ребёнка «со стороны». Усыновить имеет право лишь один из партнёров, а второй может подать заявление на получение «ограниченных прав по воспитанию ребёнка».

Использование суррогатного материнства в Германии запрещено независимо от того, кто будет родителями ребёнка — одно- или разнополая пара.

В феврале 2006 года Кассационный суд Франции вынес решение, что оба партнёра в однополом союзе могут иметь родительские права на биологического ребёнка партнёра. Такое решение было вынесено в деле о передаче прав на двух дочерей одной женщины к её партнёрше по гражданскому союзу.

Великобритания

В 2007 году от лица католических агентств по усыновлению в Великобритании, число которых составляет одну треть от всех благотворительных агентств, было заявлено, что они прекратят свою деятельность, если правительство издаст указ, предписывающий им рассматривать в качестве приёмных родителей, кроме прочих кандидатов, и однополые пары. С 2009 года усыновление возможно в Англии, Уэльсе и Шотландии.

По состоянию на август 2010 года в стране осталось лишь одно католическое агентство по усыновлению. После вступления в силу в январе 2009 года закона, 11 других агентств, действовавших в Англии и Уэльсе, уже прекратили свое существование.

Каждый штат в США самостоятельно решает, разрешать ли гомосексуальным парам усыновлять детей. В некоторых штатах нет официального запрета, хотя и нет официального разрешения, поэтому подобные решения часто принимаются через суд. В различных штатах США суды разрешали проводить однополым парам процесс усыновления ребёнка второго партнёра, хотя общего закона или решения суда на этот счёт не существует. Суды одного и того же штата, но разных юрисдикций, могут принимать решения, противоречащие друг другу.

Усыновление одним ЛГБТ-родителем узаконено во всех штатах США. Это даёт возможность однополым парам усыновлять детей в тех юрисдикциях, где не разрешается усыновление двумя партнёрами, хотя при таком исходе официальным опекуном будет являться только один партнёр. Несмотря на это, часто предпочтение всё же отдаётся семейным парам.

В соответствии с российским законодательством только пара, состоящая в браке может усыновить ребёнка, но при этом одно лицо, фактически состоящее в семейных отношениях с другим лицом одного с ним пола, может усыновить ребёнка, стать опекуном или приёмным родителем. Закон не содержит упоминаний о сексуальной ориентации как основании для отказа в усыновлении или опеке, однако на практике гомосексуалы часто сталкиваются с отказами.

Сексуальная ориентация также не является ограничением к доступу к вспомогательным репродуктивным технологиям (оплодотворение донорской спермой, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение), но при этом у однополой семьи возникают проблемы с установлением родительства ребёнка, хотя в последнее время суды занимают более открытую позицию.

В последнее время получила обсуждение тема оплодотворения по принципу «Мама+родной», это означает, что в лесбийской паре одна партнёрша путём искусственного оплодотворения беременеет от человека, приходящегося кровным родственником второй партнёрши. Что по сути означает, что оба однополых партнёра будут ребенку кровными родными.

Гомосексуальные семьи

Гомосексуалы создают в том числе и устойчивые пары. В тех странах, где это разрешено законом, они могут заключить брак или зарегистрированное партнерство. В середине 2010 года возможность заключить брак существовала в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Португалии, Исландии и Аргентине. Большинство остальных западно- и центральноевропейских стран (Франция, Германия, Великобритания, Дания, Чехия, Словения, Венгрия и др.) приняли законы о зарегистрированных партнерствах, то есть аналогах брака, для заключения которых супруги могут быть одного пола. Ещё в ряде стран гей-союзы не легализованы на общенациональном уровне, но их можно заключить в отдельных регионах страны (например, в столице Мексики и некоторых штатах США)

В некоторых странах однополые семьи и зарегистрированные пары могут усыновлять и воспитывать детей и имеют доступ к искусственному оплодотворению.

Однополый брак

Однополый брак -- брак между лицами одного пола. Следует отличать однополый брак от «однополого гражданского партнёрства» и других форм однополых союзов, которые юридически отличаются от браков и часто имеют значительные ограничения в сравнении с браком.

Факт регистрации брака закрепляет за парой различные специфичные права: право на совместное имущество, право наалименты, права на наследование, социальное и медицинское страхование, льготное налогообложение и кредитование, право на имя, право не свидетельствовать в суде против супруга, право выступать доверенным лицом от имени супруга в случае его недееспособности по состоянию здоровья, право на распоряжение телом супруга в случае смерти, право насовместное родительство и воспитание приёмных детей и другие права, которых лишены незарегистрированные пары.

Противники однополых браков утверждают, что по традиции и по религиозным нормам в брак могут вступать только мужчина и женщина, а потому требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право абсурдны и речь здесь идёт не о равноправии гомосексуалов и гетеросексуалов, а о предоставлении гомосексуалам нового беспрецедентного права.

Сторонники однополого брака указывают, что регистрация брака есть юридическое действие, независимое от религиозной нормы (в большинстве современных государств юридическое и церковное оформление брачных отношений происходят раздельно), и что закон должен следовать за общественными изменениями, приводящими к ликвидации неравноправия между людьми, -- как это и происходит на протяжении последних столетий, когда постепенно отменялись существовавшие прежде запреты на регистрацию браков (например, между супругами, принадлежащими к различным социальным слоям, конфессиям или расам). При этом они рассматривают право на брак через призму естественных прав человека, права на психическое и физическое здоровье, равенство перед законом.

С точки зрения антропологии, весьма трудно обобщить значение слова брак, принимая во внимание различия, характерные разным странам и народам. Так, в научном труде Эдварда Вестермака «The History of Human Marriage» (1922) брак определяется как союз одного или нескольких мужчин с одной или несколькими женщинами, признанный законом и порождающий определённые права и обязанности участников. Данное определение не включало в себя признаваемые обществом однополые отношения, отмеченные более чем у 30 африканских народностей. В лексикографии значение слов может меняться по мере развития ситуации. Таким образом, за последние 10 лет в англоязычном мире в наиболее авторитетных словарях в определении слова брак исчезла дифференциация по полу либо была добавлена статья о однополых союзах. В оксфордском словаре английского языка понятие однополый брак появилось в 2000 г

В прессе, настроенной негативно по отношению к однополым бракам, слово брак в этом употреблении («marriage») заключается в кавычки. В США большинство средств массовой информации отступили от этой практики. Агентство Associated Press рекомендует использовать слово «брак» для геев и лесбиянок и допускает форму «гей-брак» лишь в заголовках, без дефиса и кавычек, в то же время предостерегая от использования этой структуры, так как она создает ощущение правового неравенства однополых браков по отношению к разнополым.